Научная статья на тему 'Системная гуманитаризация высшего технического образования как условие профессионально-личностного самоопределения студента в условиях современного социального заказа'

Системная гуманитаризация высшего технического образования как условие профессионально-личностного самоопределения студента в условиях современного социального заказа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТА / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF A STUDENT / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / HUMANIZATION OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ANTHROPOLOGICAL APPROACH / СОВРЕМЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / MODERN SOCIAL ORDER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малахова Ольга Юрьевна

Рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «профессиональное и личностное самоопределение», «гуманитаризация высшего технического образования». Анализируются их цели, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения студентов.The article examines the psychological-pedagogical definition of «professional and personal self-determination», «humanization of higher technical education». Analyzes their goals, characteristics and interrelations in the context of professional and personal self-determination of the students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системная гуманитаризация высшего технического образования как условие профессионально-личностного самоопределения студента в условиях современного социального заказа»

УДК 378.1

О.Ю. Малахова,

Оренбургский институт путей сообщения - филиал Самарского государственного университета путей сообщения

Системная гуманитаризация

высшего технического образования

как условие профессионально-личностного

самоопределения студента

в условиях современного социального заказа

Рассматриваются психолого-педагогические дефиниции понятий «профессиональное и личностное самоопределение», «гуманитаризация высшего технического образования». Анализируются их цели, характеристики и взаимосвязь в контексте профессионально-личностного самоопределения студентов. Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение студента, гуманитаризация высшего технического образования, антропологический подход, современный социальный заказ.

The article examines the psychological-pedagogical definition of «professional and personal self-determination», «humanization of higher technical education». Analyzes their goals, characteristics and interrelations in the context of professional and personal self-determination of the students.

Key words: professional and personal self-determination of a student, humanization of higher technical education, anthropological approach, modern social order.

Вхождение России в единое международное образовательное пространство, продвижение российских образовательных услуг на международный рынок в качестве первостепенной задачи определяют профессионально-личностное самоопределение выпускника вуза. В Законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу 1 сентября 2013 года, и в государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» подчеркивается, что профессиональное самоопределение студента обеспечивает обмен знаниями, способствует созданию и развитию интерактивных сетей, международных научно-исследовательских проектов, повышению уровня мобильности преподавателей и студентов с учетом их национальных, культурных ценностей, а также выступает гарантом персонификации.

Обращение к феномену профессионально-личностного самоопределения продиктовано осознанной необходимостью глубже проникнуть в сущность процесса единства культуры и социума, становления личности вообще и ее культурной и профессиональной самореализации в частности. В этом контексте актуальны и значимы выводы И.Д. Белоновской, исследующей проблему формиро-

вания инженерной компетентности специалиста, о том, что сущностью инженерной компетентности специалиста является его готовность решать актуальные и перспективные инженерные проблемы, осознавая социальную значимость и личную ответственность за результаты профессиональной деятельности, необходимость постоянного самосовершенствования и ориентации на профессиональную успешность [2].

Мы поддерживаем позицию Л.М. Митиной, согласно которой современные реалии, прежде всего кризисы и противоречия последнего времени, усугубили дискретность системы «человек -образование - профессия». Образовательные учреждения не справляются с задачей формирования у молодежи готовности к

осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути. Ситуация осложняется недостаточной сфор-мированностью у обучающихся личностных структур, которые характеризуют человека не как носителя определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а как профессионала, субъекта профессиональной деятельности, способного превратить собственную жизнь в предмет практических преобразований [6].

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в число личностных характеристик выпускника вуза включают его способность ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональ-

Статья публикуется по рекомендации Ю.Н. Егоровой, доктора педагогических наук Оренбургского государственного педагогического университета.

© Малахова О.Ю., 2014

ной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. Эти положения образовательного стандарта обусловлены современным состоянием рынка труда в российском социуме, последствиями перехода от экономики производства, потребления и распределения к экономике знаний, появлением новых профессий, повышением уровня конкуренции на рынке труда, которые вызвали интерес педагогической науки к проблеме профессионально-личностного самоопределения учащейся молодежи. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования ряда авторов в последние десятилетия XXI века (А.Я.Журкина, Н.Б. Крылова, С.В. Сальцева, Л.Б. Соколова и др.) При этом малоисследованным остается процесс профессионально-личностного самоопределения студента, хотя в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами личностные результаты освоения основных образовательных программ должны отражать осознанный выбор студента и построение им на его основе дальнейшей индивидуальной траектории развития на базе ориентации в мире личностных, социальных, культурных ценностей и профессиональных предпочтений и интенций.

В силу требований образовательных стандартов к разработке основных образовательных программ считаем важным обратиться к рассмотрению сущности системной гуманитаризации высшего технического образования и ее роли в профессионально-личностном самоопределении студента вуза в условиях современного социального заказа (с учетом образовательных реалий нашего времени), которая предполагает как обновление самого содержания образования, так и коренное изменение стратегии всего образовательного процесса и его технологических основ.

Необходимость введения понятия «гуманитарное образование» возникла в контексте перевода философских представлений о человеке в образовательную технологию нового типа - гуманитарно-антропоцентрическую технологию подготовки специалиста с высоким уровнем профессиональной инженерной направленности.

В гуманитарной подготовке студентов технического вуза, их приобщении к «культуре Мастера» (М.М. Бахтин) весомую роль играет антропологический подход, реализация которого является одним из необходимых и наиболее значимых условий построения новой гуманистической образовательной парадигмы.

В основе представлений о важной роли антропологии лежат воззрения К.Д. Ушинского о том, что знание предмета воспитания педагогика черпает из всех тех наук, в которых изучается телесная или душевная природа человека. При этом многие науки, изучающие человека, характеризуются односторонним подходом: различаются точки зрения на человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук [9]. Интегрировать эти точки зрения и вывести их на новый рубеж изучения человека, природы его социальной активности возможно в условиях гуманитарно-антропологической парадигмы.

Как известно, антропология не существует изолированно, независимо от других наук, она позволяет осуществить интеграцию наук на более высоком уровне. В интерпретации большинства современных педагогов антропология - это комплекс наук о человеке, обществе и культуре, который включает физическую, культурную, психологическую, педагогическую, этнологическую и философскую антропологию. Таким образом, главными объектами антропологического подхода являются человек, личность, культура.

В связи с реализацией антропологического подхода в аспекте познания человеком окружающей действительности и самого себя появляется возможность прогнозировать развитие личности, ее ценностное отношение к окружающей действительности как цели гуманитаризации образования.

Идея гуманитаризации образования восходит к идее о гармонии человека и мира, соответственно, исходным является выработка личностных смыслов, а обретение смыслов - суть бытия человека. Гуманитаризация образования, по мнению Б.С. Гершунского, предполагает усиление внимания к тем знаниям, в основе которых лежат гуманитарные методы познания действительности [3].

В центре нашего исследования - студенты - будущие инженеры, получающие квалификацию в области железнодорожного транспорта, что требует специфически обусловленного рассмотрения этого понятия с учетом требований современного социального заказа - подготовки технической интеллигенции нового формата: высококвалифицированного специалиста, умеющего не только ставить и решать сложные технические задачи с учетом достижений научно-технического прогресса, но и способного осознанно и целенаправленно выстраивать свою профессионально-личностную траекторию с учетом общественно значимых целей и ценностей, не нарушая единения с природой, социумом и собой.

Р.М. Петрунева, исследуя широкий спектр проблем гуманитаризации инженерного образования, отмечает, что из сферы инженерных, а значит, и учебных интересов будущих специалистов выпадают проблемы, связанные с целостной гуманитарной (социо-гуманитарной) экспертизой технических проектов. Из этого следует, что современная высшая техническая школа не обладает опытом решения учебных техниче-

ских задач, поставленных как социально-гуманитарная проблема. Ученый отмечает, что решая задачи такого типа, будущий инженер обретает новый для себя личностный опыт - опыт антропо-ориен-тированной инженерно-проектировочной деятельности [7].

В процессе достижения цели -профессиональной инженерной направленности студента - гуманитаризация выступает одним из средств ее достижения, диктующим необходимость пересмотра содержания образовательных технологий, дидактических и воспитательных векторов во всех сферах подготовки будущих инженеров. Это обстоятельство позволяет предположить, что выстраивание образовательного процесса вуза на основе гуманитарной парадигмы будет способствовать формированию у студентов ценностного, личностного отношения к профессиональной деятельности при обеспечении в его ходе соответствующих педагогических условий, в которых смогут активно развиваться личностный интерес к будущей профессиональной деятельности на личностном и социальном уровнях, позитивное эмоциональное восприятие специфических особенностей труда работника железнодорожного транспорта.

Учитывая научные выводы Р.М. Петруневой, О.Ф. Пирало-вой, М.С. Тарасикова, мы рассматриваем гуманитаризацию высшего технического образования как процесс создания условий для самообразования (накопления знаний о профессии), самопознания (углубления интересов и отношений), самоопределения и самореализации (расширения диапазона жизненного, личностного и профессионального опыта), способствующих формированию и развитию профессиональной направленности студентов. Под профессиональной инженерной направленностью понимаем интегративное качество личности,

выступающее как совокупность потребностей, интересов, намерений, установок и опыта, отражающих склонность заниматься деятельностью технического специалиста профессионально. Совокупно эти условия обеспечивают профессионально-личностное самоопределение студента технического вуза, позволяя преодолеть возможный технократизм мышления, расширяя его социокультурный спектр, вводя в мир культуры и профессии, помогая найти свой собственный профессиональный и жизненный путь.

Рассматривая гуманитаризацию в контексте современного социального заказа в качестве основополагающей, мы выделяем следующие ее компоненты:

- построение образовательного процесса на основе антропологического подхода, актуализирующего познание духовной культуры средствами языка;

- обеспечение гуманитарной направленности образовательного процесса с приоритетом междисциплинарных связей как культурного фона развития личности будущего инженера.

Формирование основ гуманитарной, а также корпоративной культуры студентов технического вуза должно осуществляться в специально организованном, целенаправленном процессе, поскольку гуманитаризацию невозможно осуществить локальными средствами или их набором. Здесь требуется перестройка всего образовательного процесса вуза. В связи с этим важным является включение во все компоненты учебно-воспитательной работы гуманитарного содержания.

Анализ теории и практики образовательного процесса в железнодорожном вузе позволяет сделать вывод о том, что учебные дисциплины всех образовательных циклов могут быть включены в систему гуманитарной подготовки студентов путем целенаправленного выявления гуманитарного

содержания знаний в специфике компонента каждой учебной дисциплины и системного их структурирования в соответствии с поставленной педагогической задачей. В этой связи значимыми для нас являются научные выводы О.Ф. Пираловой, исследующей потенциал профессиональных дисциплин в системе многоуровневой подготовки современного инженера с учетом требований промышленных и транспортных предприятий. Она справедливо отмечает, что методология поиска путей оптимизации современного инженерного образования базируется на положениях целостного, компетентностного и личност-но-деятельностного подходов, которые необходимо рассматривать через призму гуманитарной парадигмы инженерного образования [8].

Содержательный аспект гуманитаризации образовательного процесса в техническом вузе представлен циклом философских, социальных, культурно-религиоведческих и лингвистических дисциплин. В контексте гуманитаризации технического образования важно взаимодействие этих дисциплин с учебными предметами технического, естественнонаучного и специального циклов, поскольку это дает студентам возможность познакомиться с целями, задачами, принципами гуманитаризации образовательного процесса; показывает специфику и возможности гуманитарного образования; помогает выявить и установить межпредметные связи дисциплин различных циклов.

В этой связи ключевым является овладение преподавателями вуза технологией органического включения гуманитарного знания в содержание учебного материала. Не искусственное присоединение, а введение в структуру изучаемого содержания образования гуманитарных знаний как составляющих его компонентов требует сохранения уже ра-

нее определенной его последовательности. Такая постановка этого вопроса предопределяет целесообразность создания вузовской комплексной образовательной системы, включающей преподавание общих гуманитарных дисциплин и духовно-нравственное воспитание как единый образовательный процесс, в котором культивируются национальные традиции и особенности российского менталитета: приоритет духовного, а не материального, примат общественного над частным (без его уничижения), поиск и обретение смысла жизни и др. Это предполагает обучение студентов законам, нормам человеческого бытия в условиях понимания каждым своего места в обществе, его духовном пространстве; формирование субъектной позиции студента в процессе познавательной деятельности: от исполнителя, воспринимающего информацию, к полной самостоятельности в суждениях и поступках; задает ориентиры в будущей профессиональной деятельности [5].

Здесь важно правильно использовать имеющуюся у преподавателей возможность осуществлять гуманитарную подготовку в форме авторских лекционных курсов, разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, в которых можно учитывать региональную, национальную, профессиональную специфику и свои научно-исследовательские предпочтения. Это позволит расширить вариативность системности гуманитаризации образовательного процесса будущих инженеров. Преподаватель получает реальную свободу в выборе средств и методов организации образовательного процесса. Он может самостоятельно разрабатывать индивиду-

альные курсы как по конкретной дисциплине, так и междисциплинарные, интегрирующие несколько дисциплин в дидактические единицы, проводить разнообразные по форме учебные занятия и контрольные мероприятия с учетом специфики будущей профессиональной деятельности студентов, беспрепятственно реализуя в этой работе свой творческий потенциал.

Учитывая сказанное, целенаправленно выстроенная система педагогической деятельности, обеспечивающая взаимосвязь гуманитарных знаний морально-нравственного, этико-правового, эстетического и ценностно-ори-ентационного содержания общеобразовательных предметов с гуманитарным компонентом естественнонаучных и профильных дисциплин, может быть определена как системная гуманитаризация образовательного процесса вуза.

Системная гуманитаризация образовательного процесса технического вуза является одним из необходимых, значимых педагогических условий, обеспечивающих признание и принятие студентом гуманистических идеалов, положений о самоценности и уникальности человеческой личности, что способствует формированию у будущих технических специалистов профессиональной культуры, следовательно, и ценностного отношения к выбранной профессии; позволяет молодому человеку обрести смысложизненные ориентиры, которые станут залогом успеха во всех сферах его жизнедеятельности.

Таким образом, системная гуманитаризация высшего технического образования выступает необходимым условием профессионально-личностного самоопределения студента. Это -

часть сложного процесса его профессионального и социокультурного развития, опирающегося на культуру на основании отрефлек-сированных ценностей, которая позволяет молодому человеку реализовать свою свободу и право выбирать собственную позицию, направление и содержание своего профессионального пути.

Литература

1. Багова Р.Х. Изучение субъективного пространства возможного действия и личностного самоопределения учащихся // Проблемы современного образования. М., 1999.

2. Белоновская И.Д. Формирование инженерной компетентости специалиста в условиях университетского комплекса: дис. ... д-ра пед. наук (13.00.08). Оренбург, 2006. 487 с.

3. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Совершенство, 2006.

4. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.

5. Малахова О.Ю. Социокультурное самоопределение студента вуза: теория и практика: монография. Самара; Оренбург, 2013.

6. Митина Л.М. Психологические основы профессионального развития личности в системе «человек, образование, профессия» // Человек, образование, профессия. М., 2009.

7. Петрунева P.M. Гуманитаризация инженерного образования на основе моделирования социогумани-тарной экспертизы технических решений: автореф. дис. ... д-ра пед. наук (13.00.08). Волгоград, 2001. 44 с.

8. Пиралова О.Ф. Профессиональное самоопределение - определяющий фактор современной подготовки инженерных работников // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7.

9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.