System diagnostics efficient delivery of administrative decisions in the framework of a regional e-government Gorelchenko A. , Hasanshin I. (Russian Federation)
Системная диагностика эффективности исполнения управленческих решений в
рамках регионального
электронного правительства
12
Горельченко А. С. , Хасаншин И. А. (Российская Федерация)
2Горельченко Александра Станиславовна / Gorelchenko Alexandra - студент;
2Хасаншин Ильдар Анварович /Hasanshin Ildar - кандидат экономических наук, доцент,
И.О. зав. кафедрой, кафедра «Электронная коммерция»,
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования
Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, г. Самара
Аннотация: данная статья посвящена вопросам системной диагностики эффективности исполнения управленческих решений в рамках регионального электронного правительства. Раскрывается возможность современного стратегического социально-экономического развития региона как эффективного инструмента органов исполнительной власти. В качестве основы механизма повышения рассматриваемой эффективности предлагается использовать общественное мнение и современные информационно-коммуникационные технологии.
Abstract: this article deals with the issues of system diagnostic efficiency of execution of administrative decisions in the framework of a regional e-government. It reveals the possibilities of modern strategic socio-economic development of the region as an effective tool of executive power. As the basis of a mechanism to increase the efficiency of the considered opinion are encouraged to use modern information and communication technologies.
Ключевые слова: электронное правительство, государственная власть, регламент, информация, технологии.
Keywords: e-government, government, regulation, information technology.
Российская действительность достаточно наглядно показывает, что основным внутренним фактором, определяющим специфику функционирования и развития регионального экономического пространства, является деятельность органов власти, которая представлена в регионах преимущественно исполнительной ветвью.
На современном этапе существует ряд нерешенных организационно -методических проблем, связанных с применением технологий электронного правительства в органах власти и управления1 [1]:
- неправильная приоритизация задач по внедрению технологий электронного правительства и межведомственного взаимодействия;
- несвоевременная реакция на изменения нормативного и технического регулирования в сфере электронного правительства;
- региональным сегментам системы электронного правительства нужно не только уметь передавать данные в федеральные органы власти, но и обрабатывать сведения, полученные от них.
На современном этапе развития системы государственного управления оптимизация деятельности органов государственной власти происходит во многом при помощи внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в рамках построения электронного правительства и является одним из основных способов уменьшения временных и материальных затрат граждан и бизнеса при взаимодействии с государством. Кроме того, внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов публичной власти, позволяющих обеспечить прозрачность такой деятельности, один из важных шагов к повышению эффективности бюджетных расходов и снижению уровня коррупции в Российской Федерации2 [2].
Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ серьезно отстают от федеральных органов государственной власти по уровню информационно -технологического обеспечения административно -управленческих процессов, а информатизация управления в субъектах РФ осуществляется неравномерно и находится на разных этапах. 1 2
1 Тюшняков В. Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 74. № 2.
2 Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101 -р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.» // СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3720; 2010. N 47. Ст. 6201; 2011. N 51. Ст. 7526. 2. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг.» // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875; 2012. N 12. Ст. 1391.
Верно подмечено Романовским, «что централизация государственной власти, ставшая следствием выстраивания вертикали власти, повлекла за собой апатию регионов в вопросах государственного строительства. Это обусловлено отсутствием финансовых средств, полномочий, инициативности, элементарного желания решать вообще что-либо и т. д.»3 [3].
Ясно, что применение электронных регламентов в деятельности органов государственной власти субъектов РФ может привести к оптимизации управления, позволит обеспечить взаимодействие различных ведомственных региональных информационных систем в рамках реализации общих административных процедур, а также обеспечит оперативность, информационную поддержку управленческих решений и постоянный контроль их исполнения.
Основные принципы использования электронных административных регламентов должны быть построены на основе общей электронной платформы и должны стать частью подсистемы межведомственного электронного взаимодействия, которая, в свою очередь, является элементом единого комплекса инфраструктуры взаимодействия.
Несмотря на то, что Российская Федерация представляет собой сложную многоуровневую структуру и имеет различные уровни власти для решения общенациональных задач в сфере государственного управления и построения наиболее оптимальной модели управления, государство необходимо рассматривать как единую систему.
Учитывая, что основные направления реорганизации и оптимизации государственного управления определены на федеральном уровне, опережающее развитие некоторых идей электронного государственного управления в субъектах РФ в настоящее время видится неоднозначным с точки зрения достижения конечного результата.
И все же представляется, что на региональном уровне возможна самостоятельная модернизация системы государственного управления с помощью информационно -коммуникационных технологий, развивающая основные направления, заложенные в соответствующих федеральных концепциях, но эта оптимизационная деятельность, думается, должна быть частью проекта «Электронный регион», а скорее -большой долгосрочной программы «Информационное общество» соответствующего региона, включающей, в том числе, разработку нормативных, методологических и технологических решений для внедрения концепции электронного правительства в субъекте РФ4 [4].
Реализуемые в последние годы мероприятия по упрощению процедур взаимодействия между обществом и органами исполнительной власти за счет перевода государственных услуг в электронный формат, обеспечения открытого доступа к сервисам электронного государства, в том числе и посредством создания на всей территории страны широкой сети МФЦ, позволяют использовать их в качестве основы для механизмов обратной связи, направленных на формирование эффективного управленческого инструментария органов исполнительной власти на региональном уровне.
Для привлечения широких слоев населения в данный процесс можно использовать и механизм Универсальной электронной карты.
В итоге же представляется, что построенный на базе МФЦ и УЭК, механизм обратной связи в системе мониторинга эффективности государственного управления, использующий общественное мнение в качестве основного критерия, может быть организован согласно рисунку 1.
3 Романовский Г. Б. Система органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: проблемы организации и функционирования. // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 3. М.: АНО «Центр публично-правовых исследований», 2008. С. 72.
4 Федосеева Н. Н. Электронное правительство как способ организации и развития государственного управления в условиях информационного общества (теоретический аспект). // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 10. С. 9.
Рис. 1. Схема организации механизма обратной связи в системе мониторинга эффективности исполнительной власти на региональном уровне5 [5]
Так, ресурсы МФЦ и УЭК можно использовать для сбора информации, отражающей общественное мнение. Информация может собираться путем непосредственных опросов или косвенным путем - при непосредственной оценке качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
После чего агрегированная (обезличенная) информация должна передаваться в Региональный центр мониторинга общественного мнений для исследования интересов субъектов регионального экономического пространства, а также анализа факторов, препятствующих реализации данных интересов.
В целом же указанные механизмы обратной связи особенно актуальны для современного общества, которое характеризуется низким уровнем рождаемости и высокими показателями смертности, сокращением численности населения, широкими масштабами бедности, ростом распространенности социальных аномалий и другими негативными явлениями, требующими консолидации общества и совершенствования механизмов социального контроля над деятельностью власти на всех уровнях.
Достижение целей возможно лишь при условии реального народовластия, предполагающего активное участие широких слоев населения в процессе разработки и принятия социально значимых управленческих решений. Развитие элементов гражданского общества будет способствовать преодолению социальной апатии, автономизации населения и его отчужденности от власти, а также повышению инициативы и социальной активности людей5 6 [6].
Литература
1. Романовский Г. Б. Система органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: проблемы организации и функционирования. // Публично-правовые исследования. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 3. М.: АНО «Центр публично-правовых исследований», 2008. С. 72.
5 Смирнов В. В. Императивы стратегии эффективного социально-экономического развития региона. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 15. - С. 24.
6Черепухин Т. Ю. Создание стратегии социально-экономического развития региона. // Проблемы экономики. - 2011. - № 4. - С. 52.
2. Смирнов В. В. Императивы стратегии эффективного социально-экономического развития региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - №15. - С.24
3. Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.». // СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3720; 2010. N 47. Ст. 6201; 2011. N 51. Ст. 7526. 2. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг.». // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1875; 2012. N 12. Ст. 1391.
4. Тюшняков В. Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2007. Т. 74. № 2.
5. Федосеева Н. Н. Электронное правительство как способ организации и развития государственного управления в условиях информационного общества (теоретический аспект). // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. N 10. С. 9.
6. Черепухин Т. Ю. Создание стратегии социально-экономического развития региона. // Проблемы экономики. - 2011. - № 4. - С. 52.