----------------------------------------- © Д.П. Тибилов, 2004
УДК 65.011.12 Д.П. Тибилов
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАДАЧ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ,
МПС И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
~П настоящее время угольная промыш-
МЛ ленность является отраслью в значительной степени ориентированной на обеспечение углем электростанций, поставки на которые составляют около 50 % всего объема угля (95-100 млн. т), реализуемого в России. В связи с этим возможные изменения спроса на угольную продукцию со стороны тепловых электростанций, может привести к усугублению негативных явлений в угольной отрасли, многие из которых к настоящему моменту приобрели структурный характер:
• выявившиеся в условиях роста цен на угольную продукцию недостаточный уровень конкуренции, как с альтернативными энергоресурсами, так и между производителями угольной продукции;
• отсутствие государственного регулирования цен в системе газ - уголь - мазут;
• в значительной степени закрытый характер рынков сбыта углей, обуславливающий избыточные рычаги воздействия предприятий потребителей на предприятия угольного сектора, отсутствие стандартных организованных рынков торговли углем, долгосрочных условий сбыта продукции;
• потребность в существенном обновлении производственного потенциала действующих шахт и разрезов;
• высокая стоимость транспортировки углей ж/д транспортом на дальние расстояния, снижающая рыночный потенциал системы внутренней торговли и, в значительной степени, внешней торговли углем;
• отсутствие долговременной ценовой и тарифной политики как основы регулирования отношений между основными субъектами угольного рынка (угледобывающие компании, железные дороги, потребители угля).
Учитывая вышесказанное, проблема достоверной оценки эффективности предприятий угольной отрасли в условиях реформирования естественных монополий представляет собой комплекс задач, решение которых требует взвешенного системного подхода. В связи с этим, предлагается следующая систематизация необходимых исследований.
Выделяются три основных объекта исследований:
1. Экономика России - в качестве основоопределяющего фактора.
2. Электроэнергетика - в качестве объекта реформирования.
3. Угольная отрасль - в качестве результирующего параметра.
Каждый из выбранных объектов, исследуется со следующих позиций:
4. Характеристика развития данного объекта (народного хозяйства, отрасли) на рассматриваемом этапе реформы. Целью здесь является выявление ключевых событий, оказывающих непосредственное влияние на систему уголь-электроэнергетика.
5. Детальное исследование возможных вариантов развития ситуации в каждом секторе экономики. Целью является определение граничных значений параметров, участвующих в расчетах последствий для угольной отрасли от реструктуризации электроэнергетики.
6. Оценка влияния выявленных в предыдущем этапе параметров на топливноэнергетический комплекс в целом и на угольную промышленность в частности. На этом уровне осуществляется взаимосвязь всех рассматриваемых в исследовании параметров с целью выявления влияния на угольную отрасль складывающихся на данном этапе тенденций.
Оценка I этапа реформы РАО ЕЭС (схема
Целью данного этапа является оценка ближайших перспектив отраслей топливноэнергетического комплекса России на период до 2004 г. В качестве ключевого момента этапа рассматривается вопрос о формировании независимых энергетических компаний, поэтому успешность реализации предложенных в концепции реформирования РАО ЕЭС параметров закладывает граничные варианты оценки. При этом фактические последствия для угольной отрасли от реформирования электроэнерге-тики на этом этапе будут носить минимальными.
В зависимости от реализации сценария развития экономики России на данном этапе потребность в энергоресурсах может составить в 2004г. 1400-1600 млн. т у.т. При этом в зависимости от хода развития электроэнергетики выработка на тепловых электростанциях составит от 580 до 610 млрд. кВт-ч.
Для определения спроса на угольное топливо на данном этапе необходимо соотнести потребности экономики России в энергетических ресурсах с возможностями добывающих отраслей. Исследования данного вопроса должны быть направлены на определение основных тенденции в развитии отраслей топливно-энергетического комплекса России.
На первом этапе реформирования энергетической системы России в существенной степени воздействовать на конъюнктуру рынка угля будут только сроки ввода и объемы расширения сектора свободной торговли. Изменение соотношения цен на топливо и перестройка тарифной политики компаний не успеют оказать заметного влияния на формирование спроса на угольное топливо со стороны ТЭС.
Поэтому в случае плановой реализации реформы, а именно ввода в 2003-2004 гг. 515 % сектора свободной торговли спрос на угольное топливо со стороны российских электростанций в силу низкой конкурентоспособности угля по сравнению с природным газом будет неуклонно снижаться. При отставании реформы от графика в течение 2004 г. спрос на уголь сохранится на уровне 2003 г.
В угольной промышленности на данном этапе сохранятся основные тенденции, заложенные в 2000-2003 гг., а именно увеличение экспорта, при определенной стабилизации внутреннего потребления. При этом производственный потенциал угольной отрасли
может увеличиться до 290 млн. т. Потребность в угольном топливе со стороны ТЭС на данном этапе будет стабильно превышать 100 млн. т, что позволит большинству угледобывающих предприятий сохранить достигнутый уровень сбыта продукции. Таким образом, даже в худшем случае угольная отрасль на данном этапе сохранит возможность адекватно реагировать на изменение ситуации на рынке энергоресурсов.
Оценка II этапа реформы РАО ЕЭС (схема 2).
Целью данного этапа является оценка основного периода реформирования электроэнергетики (2005-2006 гг.), когда должны быть сформированы все структуры будущей энергетической системы. На данном этапе помимо факторов реформирования электроэнергетики важную роль в формировании спроса на угольное топливо начинают играть макроэкономические факторы. Именно этот этап может стать переломным для угольной отрасли: возможные последствия еще не приведут к критическим последствиям, однако сформируют тенденции, которые в будущем определят характер развития отрасли.
В зависимости от реализации сценария развития экономики России на данном этапе потребность в энергоресурсах может составить в 2006 г. 1450-1700 млн т у.т. При этом в зависимости от хода развития электроэнергетики выработка на тепловых электростанциях составит от 590 до 620 млрд. кВт-ч. На этом этапе при любом развитии экономики России важную роль начнут играть энергосберегающее технологии, благодаря которым потребность экономики в электроэнергии должна будет отставать от темпов роста ВВП.
Для определения спроса на угольное топливо на данном этапе также производится оценка потребности экономики России в энергетических ресурсах. В результате анализа выявленных тенденций, учитывая возможные экономические факторы, спрос на угольное топливо в 2006 г. со стороны ТЭС увеличится на 22-33 млн. т и составит 120130 % от уровня 2002 г. Однако развитие потенциала гидро- и атомной энергетики в этот период снизят спрос на угольное топливо на 8-12 млн т, а в случае сокращения экспорта природного газа спрос на уголь упадет еще на 13-16 млн. т. Таким образом, в спрос на угольное топливо в зависимости от макроэкономи-
ческих факторов на втором этапе реформы может уменьшиться на 2-3 млн т. В случае реализации положительным образом комплекса рассмотренных факторов спрос на уголь со стороны ТЭС может увеличиться на 5-6 млн т.
На втором этапе реформирования энергетической системы России помимо развития свободной торговли на конъюнктуру рынка начнет воздействовать и изменение соотношения цен на топливо, и реформирование тарифной политики. Изменение ценовых пропорций на энергоресурсы в этот период позволит вплотную подойти к созданию конкурентного рынка энергоносителей, а постепенный отход от затратного принципа формирования тарифов на электроэнергию еще более усилит конкуренцию в системе газ-уголь-электроэнергия.
Производственный потенциал угольной промышленности на данном этапе может либо продолжать увеличиваться до уровня 300 млн т за счет введения в эксплуатацию строящихся предприятий и тогда возможен вхождение угольной отрасли в предкризисное состояние.
Оценка III этапа реформы РАО ЕЭС (схема 3).
В отличие от предыдущих на данном этапе производится прогнозная оценка не только последнего этапа реструктуризации электроэнергетики (2007-2008 гг.), но двух после реформенных лет (2009-2010 гг.). Целью такого расширения диапазона оценки является необходимость оценки полностью либерали-зированного рынка электроэнергии, даже в случае отставания графика реформы от планового.
На данном этапе реформирования энергетической системы России ключевыми факторами, определяющими роль угля на рынке электростанций, станут изменение соотношения цен на топливо и реформирование тарифной политики. Полное выравнивание ценовых пропорций на природный газ и уголь в этот период позволит создать конкурентный рынок энергоносителей и, как следствие, именно с этого момента возможно формирование новой тенденции, которая заключается в увеличении спроса на угольное топливо и вытеснении углем природного газа с тепловых электростанций.
Выявлено, что в зависимости от реализации сценария развития экономики России на
данном этапе потребность в энергоресурсах может составить в 2010 г. 1450-1825 млн. т у.т. При этом в зависимости от хода развития электроэнергетики выработка на тепловых электростанциях составит до 690 млрд кВт-ч, однако в случае реализации негативных тенденций спрос на электроэнергию со стороны тепловых электростанций не превысит 580590 млрд кВт-ч, что практически соответствует уровню 2002-2003 гг.
В результате анализа выявленных тенденций, учитывая возможные экономические факторы, спрос на угольное топливо в 2010 г. со стороны ТЭС может возрасти на 45-78 млн т от уровня 2002 г. Развитие потенциала гидро- и атомной энергетики в этот период может понизить спрос на угольное топливо на 20-30 млн. т, а в случае продолжения сокращения экспорта природного газа спрос на уголь упадет еще на 10-20 млн т. Таким образом, спрос на угольное топливо даже в случае реализации худших макроэкономических тенденций к 2010 г. увеличится на 3-4 млн т, в случае же реализации положительным образом комплекса рассмотренных факторов спрос на уголь со стороны ТЭС может увеличиться на 20-37 млн т.
Если исходить из макроэкономических предпосылок и не учитывать внутренние факторы реформирования электроэнергетики, необходимость развития производственного потенциала угольной промышленности на данном этапе до 315 млн т вполне обоснованна. Однако проведение реформы в соответствии с графиком при отсутствии необходимого изменения соотношения цен на энергоресурсы, даже при сохранении затратного принципа установления тарифов приведет к кризисному состоянию угольной отрасли, при котором предприятия окажутся не способными в короткое время перестроится к новым условиям.
Таким образом, основными факторами, характеризующими влияние электроэнергетики на угольную промышленность, в настоящее время являются:
• спрос на органическое топливо со стороны электростанций - это основополагающий фактор, который в значитель
Влияние на ТЭК Альтернативные варианты
Общая схема проведения комплексной оценки последствий для угольной отрасли от реструктуризации электроэнергетики
Этап I. 2003-2004 гг.
Экономика РФ
Первый этап Энергетической стратегии России до 2020г.:
- прирост производства будет обеспечиваться в значительной мере за счет использования свободных мощностей с постепенным исчерпыванием этого фактора;
- за исключением отраслей ТЭК и черной маталлургии, остальные отрасли промышленности могут развиваться в первом периоде с малой капиталоемкостью;
- будет сохраняться крайне низкая восприимчивость производства к нововведениям, материало- и энергосбережению, поскольку будет работать не традиционная (нацеленная на прибыль), а альтернативная (на выживание) модель фирмы;
- пороговый уровень заработной платы оценивается в 260...300 дол ./чел. в месяц, что определяет оценки емкости потребительского рынка
1. Оптимистический
По отношению к 2000г.:
- рост ВВП на 122%;
- прирост промышленности - 120%;
- увеличение инвестиций в 1,32 раза;
- высокие мировые цены на нефть 23-28$/бар и газ -90$/тыс.м3;
- отмена акциза на природный газ, увеличение ставки НДПИ и таможенных пошлин.
2. Умеренный
По отношению к 2000г.:
- рост ВВП - 120%;
- прирост промышленности - 118%;
- увеличение инвестиции - 1,3 раза;
- снижение энергоемкости на 8-11%;
-средние мировые це ны на нефть -18-20$/бар и газ -86-88 $/тыс.м3.
Увеличение потреб ности в энергоресурсах на 2,6-3% в год до
1550-1600 млн.тут.
3. Благоприятный
По отношению к 2000г. :
- рост ВВП - 121%;
- прирост промышленности - 119%;
- увеличение инвест иции - 1,3 раза;
- снижение энергоемкости на 14-18%;
- высокие мировые ц ены на нефть -28-30$/бар и газ - 90 $/тыс.м3.
Увеличение потреб ности в энергоресурсах на 2,2-2,5% в год до
1530-1570 млн.тут.
4. Кризисный
По отношению к 2000г.:
- рост ВВП - 115%;
- энергосбережение составит 15-18%;
- реализация экономических реформ будет происходить в неблагоприятных внешних и внутренних условиях;
- низкие цены на нефть - 15-18$/бар и газ - 86
$/тыс.м3.
Потребность в энергоресурсах за счет высоких темпов энергосбережения составит 1500-1550 млн.тут.
Сохранение потреб ность в энергоресу рсах на уровне 2000-2002гг. 1400-1450 млн.тут.
Электроэнергетика
Начальная фаза реструктуризации:
- функционирование в Европейской части России и на Урале сектора свободной торговли (конкурентного сектора) на 5-15% объемов электроэнергии с добровольным участием покупателей (2003-2004гг).
- обязательное участие покупателей оптового рынка в секторе свободной торговли на 5-15% объемов электроэнергии. Расширение сектора 5-15% на территорию Сибири (2004 г.).
1. Плановая реализация реформы
- начало образования генерирующих компаний;
- формирование системного оператора;
- запуск небольшого полностью конкурентного регионального рынка;
- формирование рыночных ценовых сигалов инвесторам по относительной ценн ости генерирующих мощностей.
2. Отставание от графика
- отрицательные результаты внедрения конкурентного рынка;
- завершение работ на строющихся энергоблоках АЭС и ГЭС.
Потребность в э/э
Приоритетная загрузка мощностей АЭС и ГЭС, соответственно 150-155 и 158-165 млрд.кВт.ч.
- крайне низкий спрос на ТЭС -580-590 млрд. кВт.ч
- спрос на ТЭС - 606 млрд. кВт.ч
- спрос на ТЭС - 605 млрд. кВт.ч
- высокий спрос на ТЭС 610 млрд. кВт.ч
Угольная отрасль
Завершение реформирования:
- окончание приватизации угольного производства;
- реализация мер по социальной и экологической реалибитации шахтерских городов и поселков с использованием средств государственной поддержки;
- перераспределение акцентов в сторону усиления государственной поддержки предприятий, способных обеспечить рентабельную работу, при этом тенденция замещения прямого дотирования предприятий отрасли целевой поддержкой инвестиционных проектов будет продолжена.
1. Развитие мощностей
- оздоровление финансового состояния отрасли;
- увеличение концентрации угледобычи в Кузбассе;
- увеличение мощности по добычи до 285-290 млн. т.;
- разработка и начало внедрения технологий глубокой переработки углей;
- субсидирование государством процентных ставок по привлеченным кредитам для развития производства.
2. Сохранение потенциала
- постепенное ухудшение финансового состояния предприятий отрасли;
- сохранение производственн ой мощности на уровне 275-280 млн. т.;
- ограниченное финансирова ние завершения работ по лик видации особо убыточных шахт и разрезов.
Варианты последствий для угольной отрасли
I. Соответствие возможностей угольной отрасли существующей ситуации на внутреннем рынке энергорусурсов.
II. Ситуация, когда угольная отрасль способна адекватно реагировать на изменения рынка.
Влияние на ТЭК Альтернативные варианты
1. Оптимистический
По отношению к
2000г.:
- рост ВВП на 134%;
- прирост промышленности - 130%;
- увеличение инвестиций в 1,45 раза;
- высокие мировые цены на нефть 21-23 $/бар и газ - 95-97 $/тыс.м3;
- снижение эффективных ставок системообразующих налогов.
2. Умеренный
По отношению к
2000г.:
- рост ВВП - 130%;
- прирост промы-тленности - 128%;
- увеличение инвестиции - 1,4 раза;
- снижение энергоемкости на 13-16%;
-средние мировые цены на нефть -18-20$/бар и газ -91 $/тыс.м3.
Увеличение потреб ности в энергоресурсах на 2,6-3% в год до
1650-1700 млн.тут.
3. Благоприятный
По отношению к
2000г.:
- рост ВВП - 132%;
- прирост промышленности - 129%;
- увеличение инвест иции - 1,41 раза;
- снижение энергоемкости на 15-18%;
- высокие мировые цены на нефть -22$/бар и газ -
96 $/тыс.м3;
- снижение налоговых ставок.
Увеличение потреб ности в энергоресурсах на 2,2-2,5% в год до
1600-1650 млн.тут.
4. Кризисный
По отношению к
2000г.:
- рост ВВП - 120%;
- энергосбережение составит 20-22%;
- реализация экономических реформ будет происходить в неблагоприятных внешних и внутренних условиях;
- низкие цены на нефть - 15-18$/бар и газ - 86
$/тыс.м3.
Потребность в энергоресурсах за счет высоких темпов энергосбережения составит 1620-1650 млн.тут.
Сохранение потребность в энергоресурсах на уровне 2000-2002гг. 1400-1450 млн.тут.
1. Плановая реализация реформы
Образованы следую щие компании:
- тепловые ОГК;
- 4 ОГК, созданных на базе ГЭС,
- системный оператор (ОАО ”СО ЦДУ ЕЭС”);
- около 20 компаний, каждая из которых владеет акциями
1 ТГК;
- компания МРСК;
- холдинг Гарантиру ющих поставщиков.
2. Отставание от графика
- начало образования генерирующих компаний;
- формирование системного оператора
- запуск небольшого полностью конкурентного регионального рынка;
- строительство и ввод в эксплуатацию новых мощностей на АЭС и ГЭС;
Потребность в э/э
Приоритетная загрузка мощностей АЭС и ГЭС, соответственно 155-165 и 160-165 млрд.кВт.ч.
- крайне низкий спрос на ТЭС -580-600 млрд. кВт.ч
- спрос на ТЭС - 610 млрд. кВт.ч
- спрос на ТЭС - 610 млрд. кВт.ч
- высокий спрос на ТЭС 620 млрд. кВт.ч
1. Развитие мощностей
- одновременно с ростом цен на газ, реализовыются меры по улучшению потребительских свойств угольного топлива, повышению калорийности, ужесточению требований к содержанию экологически вредных элементов ;
- увеличение концентрации угледобычи в Кузбассе;
- увеличение мощности по добычи до 300 млн. т.
2. Сохранение потенциала
- сохраняется низкая стоимость природного газа (в 1,3-1,6 раза ниже угля в пересчете на условное топливо);
- конкурентоспособность угля определяется только наличием ресурсов газа в регионах размещения потребителей;
- продолжается замещение на ТЭС российского угольного топлива природным газом и импортными углями.
Варианты последствий для угольной отрасли
I. Соответствие возможностей угольной отрасли существующей ситуации на внутреннем рынке энергорусурсов.
II. Ситуация, когда угольная отрасль способна адекватно реагировать на изменения рынка.
III. Предкризисное состояние. Учащаются ситуации перепроизводства или дефицита угольной продукции, угольным компаниям становится все труднее эффективно функционировать на рынке.
Влияние на ТЭК Альтернативные варианты
Экономика РФ
Третий этап Энергетической стратегии России:
-начало глубоких качественных изменения структуры общественного производства, которые характерны для так называемого поиндустриального общества;
- рост удельного веса вторичного и третичного секторов экономки, постоянное обновление и быстрое внедрение передовых ресурсосберегающих и наукоемких технологий, индивидуализация и миниатюризация энергетических источников питания различных приборов и установок, развитие информатики и телекоммуникаций;
- должен начаться крупномасштабный, структурный переход экономики от сырьевой энергетической и энергоемкой металлургической специализации к развитию наукоемкого машиностроения и др. отраслей, ориентированных на человека.
1. Оптимистический
По отношению к 2000г.:
- рост ВВП на 173%;
- прирост промышленности - 165%;
- увеличение инвестиций в 2,3 раза;
- высокие мировые цены на нефть 23-25$/бар и газ -110$/тыс.м3;
- снижение энергоемкости на 28-30%.
2. Умеренный
По отношению к 2000г.:
- рост ВВП - 157%;
- прирост промышленности - 153%;
- увеличение инвестиции - 2,0 раза;
- снижение
-средние мировые це ны на нефть -18-20$/бар и газ -103 $/тыс.м3.
Увеличение потреб ности в энергоресурсах на 2,6-3% в год до
1800-1825 млн.тут.
3. Благоприятный
По отношению к 2000г.:
- рост ВВП - 165%;
- прирост промышленности - 157%;
- увеличение инвест иции - 2,1 раза;
- снижение энергоемкости на 27-30%;
- высокие мировые ц ены на нефть -23-25$/бар и газ -110 $/тыс.м3.
Увеличение потреб ности в энергоресурсах на 2,2-2,5% в год до
1650-1700 млн.тут.
4. Кризисный
По отношению к 2000г.:
- рост ВВП - 130%;
- энергосбережение составит 29-32%;
- реализация экономических реформ будет происходить в неблагоприятных внешних и внутренних условиях;
- низкие цены на нефть - 15-20$/бар и газ - 90 $/тыс.м3.
Потребность в энергоресурсах за счет высоких темпов энергосбережения составит 1600-1650 млн. тут.
Сохранение потребность в энергоресурсах на уровне 2000-2002гг. 1400-1450 млн.тут.
Электроэне ргетика
Полностью либерализованный рынок:
- начало функционирования либерализованного оптового и розничного рынков;
- увеличение доли государства в компании -операторе Единой национальной электрическо й сети, в Системном операторе;
- снижение доли участия государства в оптовых и территориальных генерирующих компан иях, если это необходимо.
1. Плановая реализация реформы
- обеспечение демонополизации производства и сбыта электроэнергии, введене конкурентного оптового рынка электроэнергии на всей территории России за исключением изолированных энергосистем.
2. Отставание от графика
- продолжение попыток сформировать новую структуру электроэнергетики, ускоренное выделение генерирующих компаний из состава РАО ЕЭС;
- образование реги-онаьных монополий на базе АО-энерго;
- формирование вер-тикально-интегриро-ванных региональных компаний.
Потребность в э/э
Приоритетная загрузка мощностей АЭС и ГЭС, соответственно 180-200 и 173-180 млрд.кВт. ч.
- крайне низкий спрос на ТЭС -580-600 млрд. кВт.ч
- спрос на ТЭС - 670 млрд. кВт.ч
- спрос на ТЭС - 662 млрд. кВт.ч
- высокий спрос на ТЭС 690 млрд. кВт.ч
Угольная отрасль
Завершение реформирования:
- окончание приватизации угольного производства;
- реализация мер по социальной и экологической реалибитации шахтерских городов и поселков с использованием средств государственной поддержки;
- перераспределение акцентов в сторону усиления государственной поддержки предприятий, способных обеспечить рентабельную работу, при этом тенденция замещения прямого дотирования предприятий отрасли целевой поддержкой инвестиционных проектов будет продолжена.
1. Развитие мощностей
- осуществление поэтапного выхода на уровень 1:1,4 соотношения цен на уголь и газ;
- увеличение мощности по добычи до 315 млн. т.;
- начало реализация программы перевода электростанций использующих природный газ на твердое топливо;
- обеспечение приоритета национальных экономических интересов в отношении импорта угля из Казахстана.
2. Сохранение потенциала
- дальнейшее развитие таких негативных тенденций, как сокращение предложения особо ценных для коксования марок углей и ухудшение их качества, потребители (при сохранении высоких цен и спроса на черный металл) могут переориентироваться на поставки импортных углей
- продолжение вытеснения углей из структуры потребления электростанций.
Варианты последствий для угольной отрасли
I. Ускоренное развитие угольной отрасли, полное обеспечение внутренней потребности в угольном т опливе.
II. Ситуация, когда угольная отрасль способна адекватно реагировать на изменения рынка.
III. Кризисное состояние. Значительное перепроизводство или дефицит угольной продукции, при котором предприятия угольной отрасли не способны в короткое время перестроиться к новым условиям.
энергоемкости на 25-27%;
ной мере формируется в результате экономического развития государства наряду с развитием атомной и гидроэнергетики;
• конкурентоспособность российских углей по сравнению с природным газом;
• концентрация угледобычи (перераспределение структуры добычи энергетических углей в сторону усиления доли кузнецких и канско-ачинских углей и соответственного сокращения добычи в других регионах, оценка возможностей прекращения угледобычи в ряде регионов).
Систематизация задач и анализ перспектив реформирования электроэнергетики России свидетельствует о реальной необходимости перехода к конкурентному ценообразованию на рынке энергоносителей, которое может создать необходимую связь между эффективностью бизнеса и размером прибыли и коренным образом переломить негативные тенденции, как в электроэнергетике, так и в угольной отрасли.
В условиях формирования либерализиро-ванного рынка электроэнергии в течение ближайших 5-8 лет наиболее актуальными с точки зрения государственного регулирования в угольной отрасли представляются следующие задачи:
1. Создание экономических условий для конкурентоспособности угля с газом на рынке топливных ресурсов. Для этого необходимо предусмотреть государственную систему поэтапного выхода на уровень 1:1,4 соотношения цен на уголь и газ к 2010 г., увязав сроки выполнения которой с введением и расширением сектором свободной торговли электроэнергией.
2. Сохранение и расширение экспортного потенциала угольной отрасли, который в настоящее время (2003 г. составляет около 60 млн т), а за период до 2010 г. может увеличиться на 10-20 млн т. Это может стать возможным путем снижения производственных затрат и повышения качества угольной
продукции за счет создания государственной системы управления качеством угольной продукции и внедрения государственных стандартов по видам потребления углей.
3. Защита отечественных углепроизво-дителей в том числе за счет предпочтительной ориентации на уголь при проектировании топливных режимов и строительстве новых электростанций, которое может позволить увеличить потребление угольного топлива к 2010 г. на 15,0 млн т, в том числе в период 2003-2005 гг. - 6,1 млн т, из них 180 тыс. т в Европейской части России и на Урале; в период 2006-2010 гг. - 8,9 млн т, из них 175 тыс. т в Европейской части России и на Урале.
4. Создание благоприятного инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности угольной отрасли за счет стабилизации инвестиционного климата и дальнейшего повышения кредитного рейтинга России, путем расширения системы государственного кредитования предприятий угольной промышленности.
5. Повышение роли угольной отрасли в реализации "Энергетической стратегии” (уголь в "Энергетической стратегии") в том числе за счет более широкого использования инструментов стратегического планирования угольной промышленности в системе топливно-энергетического комплекса на всех этапах реформирования электроэнергетики России в целях обеспечения ресурсной безопасности страны, а также координации усилий угледобывающих предприятий по обеспечению сбалансированного развития угольной промышленности страны. Это может быть достигнуто преимущественно политическими методами, что требует разработки и реализации соответствующего хозяйственного механизма, основой для построения которого могут служить прогнозные оценки последствий реструктуризации электроэнергетики, приведенные в данной работе.
— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------
Тибилов Д.П. - кандидат экономических наук, Московский государственный горный университет.