6. Слуцкий Л.В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной двигательной деятельности: автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 2009. - 22 с.
7. Bangsbo J., & Mohr, M. (2005). Variations in running speed and recovery time after a sprint during top-class soccer matches. Medicine and Science in Sports and Exercise, 37, 87.
8. Krustrup P., & Bangsbo J. (2001). Physiological demands of topclass soccer refereeing in relation to physical capacity: Effect of intense intermittent exercise training // Journal of Sports Sciences, 19, 881-891.
9. Krustrup, P., Mohr, M., Amstrup, T., Rysgaard, T., Johansen, J., Steensberg, A. et al. (2003). The Yo-Yo intermittent recovery test: Physiological response, reliability and validity. Medicine and Science in Sports and Exercise, 35, 695-705.
10. Mohr M., Krustrup P., & Bangsbo, J. (2003). Match performance of high-standard soccer players. with special reference to development of fatigue // Journal of Sports Sciences, 21. -P. 439-449.
Р.А. Климов
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ СУЩНОСТНЫХ ПРИЗНАКОВ И КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕРЕПОДГОТОВКЕ ОФИЦЕРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: переподготовка офицеров, педагогическая деятельность, систематизация, сущностные признаки, критерии эффективности, проблемно-деятельност-ное обучение.
Главным направлением в обеспечении соответствующего уровня военного образования является качество и эффективность подготовки военных педагогов. Это требует опережающего развития теоретико-методологических и технологических основ подготовки, повышения квалификации и переподготовки военных педагогов. Данное обстоятельство отражает тот факт, что в современных условиях актуальным, интегрированным результатом системы подготовки военных педагогов становится рефлексивный уровень педагогической компетентности, соответствующий императивам непрерывного усложнения осуществляемой ими педагогической деятельности [1, с. 249].
Анализ исследований в этой области показывает, что наиболее эффективно процесс развития рефлексивной педагогической компетентности у офицеров в процессе их переподготовки к педагогической деятельности осуществляется в рамках проблемно-де-ятельностного подхода к обучению (далее - ПДО) [2; 3; 4].
В рамках ПДО ставится задача достижения наибольшей адекватности феноменального процесса обучения проблемно-деятельностной сущности бытия субъекта деятельности [5, с. 157]. Естественно, что достичь исчерпывающей адекватности в этом направлении невозможно. Поэтому данное обстоятельство придает ПДО статус саморазвивающейся педагогической теории и практики и обусловливает необходимость выхода педагогов на междисциплинарный и методологический уровни поисково-исследовательской деятельности в области теории и практики ПДО. Это находит свое проявление в
© Климов Р.А., 2013
чрезвычайной подвижности содержательных и формных компонентов системы критериев и показателей его эффективности. Следовательно, в той мере, в какой выявлены теоретико-методологические основания ПДО, в такой мере можно говорить об уровне объективности критериев, отражающих обоснованность способов достижения поставленной педагогической цели, и достижении соответствия достигнутых результатов обучения поставленным целям.
Процесс генерализации технологических идей ПДО опредмечивается в системной совокупности организационно-деятельностных, организационно-коммуникативных и организационно-мыслительных педагогических проектов, в рамках которых моделируются фундаментальные инварианты самоорганизации проблемно-деятельностного характера бытия субъекта и, следовательно, формируется потенциал его самодостаточности в версии способности к организации саморазвития не только себя, но и других [6; 7]. Это происходит потому, что процесс переподготовки офицеров к педагогической деятельности, спроектированный в виде системной совокупности организационно-де-ятельностных, организационно-коммуникативных и организационно-мыслительных педагогических проектов, является деятельностным проживанием ими педагогической функции. В рамках проекта ПДО деятельность обучающихся носит саморазвивающийся характер. Источником их самодвижения становится внутренняя противоречивость, присущая феномену деятельности. С одной стороны, деятельность актуализируется в ситуации проблемы как универсальный способ депроблематизации. С другой стороны, проблема появляется как производная феноменальной деятельности субъекта. В исследовании проект переподготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе с позиций ПДО модельно представлен как эволюция процесса педагогической деятельности, состоящей из этих ритмов. Они генерируют друг друга и создают эффект ее непрерывного саморазвития, и, следовательно, эффект непрерывного саморазвития обучающихся. Интериоризация субъектами процесса переподготовки к педагогической деятельности этапов саморазвития феноменальной педагогической деятельности, спроектированных педагогом, экстериоризируется затем в реальных условиях в виде самоорганизующегося развития - способа существования педагога в инновационной среде педагогической деятельности [7].
В рамках ПДО достигается деятельностная форма единства теоретических и практических ингредиентов функциональности обучающегося педагогической деятельности. То есть в процессе переподготовки офицеров достигается единство концептуального и технологического оснований педагогической деятельности обучающихся. Это обеспечивается тем, что опыт педагогической деятельности систематически подвергается осмыслению, а собственно процесс осмысления - последующему уровню осмысления. Тем самым, сложившийся стереотип смыслообразования проблематизируется и актуализируется императив смыслопорождения. Создаваемый концептуальный конструкт трансформируется в проектную, технологическую норму, которая в силу специфики ПДО постоянно повышает свою интеллектуалоемкость, то есть повышает интеллектуалоемкость способа превращения цели в результат. Затем саморазвивающийся цикл-флуктуация повторяется вновь. Это позволяет будущему педагогу видеть не только контекст возникшей педагогической ситуации, но и контекст процесса опережающей проблематизации функциональности будущих обучающихся с целью выведения их на уровень соответствия норме проблемности феноменальной учебной ситуации [8].
Таким образом, спецификой проблемно-деятельностного подхода в переподготовке офицеров к педагогической деятельности в вузе, выделяющей его среди других подходов
к обучению, является появление в процессе переподготовки в качестве основной задачи моделирования нормы проблемности, соответствующей норме проблемности саморазвивающейся педагогической деятельности. Такая задача не ставится в рамках других подходов к переподготовке офицеров к педагогической деятельности [9, с. 111]. В процессе переподготовки офицеров к педагогической деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода к обучению проектируется модель саморазвития их педагогической компетентности, что позволяет снять норму проблемности, соответствующую норме проблемности феномена саморазвивающейся педагогической деятельности. Несоответствие нормы проблемности моделируемого процесса переподготовки офицеров к педагогической деятельности норме проблемности саморазвивающейся педагогической деятельности, актуализируемой в реальных условиях, является основным источником развития процесса переподготовки офицеров к педагогической деятельности. Таким образом, моделирование в процессе переподготовки офицеров к педагогической деятельности нормы проблемности, адекватной норме проблемности саморазвивающейся педагогической деятельности, становится основной закономерностью и основным сущностным признаком процесса переподготовки.
В ходе исследования были обоснованы и апробированы критерии, отражающие организационно-мыслительную, организационно-коммуникативную и организацион-но-деятельностную стороны процесса переподготовки офицеров к педагогической деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода. Критерии, отражающие организационно-мыслительную сторону процесса: смена парадигмальных оснований динамической смысловой системы обучающихся, методологизация их педагогического мышления, формирование культуры смыслопорождения и т.д. Критерии, отражающие организационно-коммуникативную сторону процесса: опыт проектирования саморазвивающихся педагогических коммуникаций и педагогического управления ими с ценностных оснований ПДО, способность к пересистематизации концептуальных оснований проектирования педагогических коммуникаций в соответствии с логикой смены качественных этапов их эволюции в учебном процессе и т.д. Критерии, отражающие орга-низационно-деятельностную сторону процесса: способность к целеполаганию процесса педагогической деятельности с позиций ПДО; способность к проектированию и реализации модели саморазвивающейся педагогической деятельности; способность к дифференциации качественных этапов управления процессом обучения с позиций ПДО и т.д.
Данное и ранее проведенные исследования свидетельствуют о том, что проекты подготовки и переподготовки кадров к различным видам профессиональной деятельности с позиций проблемно-деятельностного подхода к обучению моделируют эволюцию процесса приращения негэнтропийного потенциала субъекта, выражающегося в непрерывно саморазвивающейся компетентности субъекта деятельности. Но приращение это происходит противоречиво в так называемой диссипативной форме, то есть посредством организации усилий обучающихся по пересистематизации своего системно существующего опыта [9, с. 108]. Этот сущностной процессуальный признак ПДО, моделирующий фундаментальный инвариант процесса развития и педагогической деятельности, выступает в качестве одного из основных критериев эффективности переподготовки офицеров к педагогической деятельности в вузе.
Следует также отметить, что проведенный сравнительный анализ проблемно-де-ятельностного подхода в переподготовке офицеров к педагогической деятельности с другими концептуальными подходами к подготовке офицеров к педагогической деятельности показывает, что принципиальное отличие от них заключается в том, что в рамках
ПДО моделируется процесс саморазвития педагогической деятельности обучающихся [10, с. 30]. Поэтому основными критериальными признаками эффективности данного подхода в ранее осуществленных и данном исследовании становятся признаки самодостаточности будущих педагогов в устойчиво неравновесной педагогической среде вуза, выраженные, как правило, в сущностной форме исследуемых явлений. Эти сущностные признаки являются производными процесса постоянного саморазвития переподготовки офицеров к педагогической деятельности. Вот почему в отличие от других исследований в этой области с позиций других подходов в исследованиях с позиций проблемно-дея-тельностного подхода качественные изменения в переподготовке офицеров к педагогической деятельности оцениваются преимущественно не на квалиметрическом, а на качественно-содержательном уровне.
Библиографический список
1. Гуляев В.Н. Методология и технология развития рефлексивной компетентности военного педагога. Материалы первой международной межведомственной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития военного образования» 3.04.2013. - Астана. - С. 248-252.
2. Гуляев В.Н. Методология совершенствования проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: монография / В.Н. Гуляев. - М.: ВАГШ, 2001. - 172 с.
3. Гуляев В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе дисс. ... докт. пед. наук. - М., 2003. - 382 с.
4. Гуляев В.Н. Проблемно-деятельностный подход к обучению в высшей военной школе -методология и технология педагогической безопасности. Кирсановские чтения. Сборник научных статей. - Вып. 1. - Казань. - 2012. - С. 29-38.
5. Гуляев В.Н., Марченков В.И. Проблемно-деятельностный подход к обучению в высшей военной школе как методологическая и технологическая основа педагогической безопасности. - М.: Мир образования - образование в мире. - № 1. - 2012. - С. 155-163.
6. Гуляев В.Н. Развитие научных и прикладных основ проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: монография / В.Н. Гуляев, С.В. Недбайло. - М.: Военный университет. 2012. - 138 с.
7. Гуляев В.Н., Логинов И.П. Технологии развивающего обучения в вузах силовых ведомств: теоретико-методологический аспект. Академия пограничной службы // Материалы межд. конф. Алматы, 26-29.05.2012. - С. 66-81.
8. Гуляев В.Н. Реализация проблемно-деятельностного подхода в переподготовке офицеров к педагогической деятельности / В.Н. Гуляев, Р.А. Климов. - М.: Мир образования - образование в мире. - № 2. - С. 2013.
9. Гуляев В.Н. Анализ существующих подходов к обучению в высшей школе / В.Н. Гуляев, В.Н. Воронов. - М.: Мир образования - образование в мире. - № 2. - 2012. - С. 107-114.
10. Гуляев В.Н. Оптимизация технологических подходов к обучению курсантов военных вузов / В.Н. Гуляев, Д.В. Воронин. - М.: Юридическая психология. - № 2. - 2013. - С. 29-31.