Научная статья на тему 'Анализ исследованности проблемы переподготовки офицеров к педагогической деятельности'

Анализ исследованности проблемы переподготовки офицеров к педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕПОДГОТОВКА / ОФИЦЕРЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАННОСТЬ / ВУЗЫ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / RETRAINING / OFFICERS / TEACHING ACTIVITY / LEVEL OF KNOWLEDGE / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF POWER DEPARTMENTS / POST-NONCLASSICAL LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Роман Александрович

В статье осуществлен анализ исследованности проблемы переподготовки офицеров к педагогической деятельности, выявлены и обоснованы особенности и тенденции его развития. Представлены субъектный состав переподготовки кадров и исследованность проблемы применительно к видам работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климов Роман Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF HOW WELL THE PROBLEM OF OFFICERS’ RETRAINING FOR TEACHING ACTIVITIES IS RESEARCHED

The article examines how well the problem of officersretraining for teaching activities is researched. The paper considers subjects of the retraining and available information on the types of activities. The author reveals and substantiates specifics and development areas of the researches regarding the officersretraining for teaching activities.

Текст научной работы на тему «Анализ исследованности проблемы переподготовки офицеров к педагогической деятельности»

УДК 378.046.4 Климов Роман Александрович

начальник факультета переподготовки и повышения квалификации Военного университета МО РФ [email protected]

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Klimov Roman Aleksandrovich

Head of the Retraining and Advanced Training Department, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation [email protected]

ANALYSIS OF HOW WELL THE PROBLEM OF OFFICERS’ RETRAINING FOR TEACHING ACTIVITIES IS RESEARCHED

Аннотация:

В статье осуществлен анализ исследованности проблемы переподготовки офицеров к педагогической деятельности, выявлены и обоснованы особенности и тенденции его развития. Представлены субъектный состав переподготовки кадров и исследованность проблемы применительно к видам работы.

Ключевые слова:

переподготовка, офицеры, педагогическая деятельность, исследованность, вузы силовых ведомств, постнеклассический уровень развития педагогической теории и практики.

Summary:

The article examines how well the problem of officers’ retraining for teaching activities is researched. The paper considers subjects of the retraining and available information on the types of activities. The author reveals and substantiates specifics and development areas of the researches regarding the officers’ retraining for teaching activities.

Keywords:

retraining, officers, teaching activity, level of knowledge, higher education institutions of power departments, post-nonclassical level of development of the educational science.

Существенное возрастание уровня сложности педагогической деятельности в вузах силовых ведомств актуализирует необходимость опережающего развития и повышения качества переподготовки офицеров к педагогической деятельности. Достижение указанных целей обнаруживает актуальность анализа исследованности проблемы перепрофилирования.

В ходе анализа исследованности данной проблемы было изучено более 90 источников научной литературы. При этом глубина поиска составила не менее 10 лет. Основное внимание было сосредоточено на анализе современных диссертационных исследований, научных статей, монографий и учебных пособий по различным вопросам переобучения, переподготовки офицеров к педагогической деятельности.

Анализ источников показал, что на сегодняшний момент имеются многочисленные исследования по проблемам переподготовки. В частности, определены ее место и роль в системе непрерывного профессионального образования (В.В. Безлепкин, В.А. Горохов, Б.С. Гершунский, В.И. Жуков, Э.М. Никитин, В.М. Филиппов и другие); исследован генезис функционирования и развития системы профессиональной переподготовки (Е.В. Бондаревская, Д.М. Зембицкий,

Н.Д. Никандров, П.И. Третьяков, И.А. Шаповалова и другие); выявлены и обоснованы отдельные сущностные аспекты переобучения кадров (В.И. Байденко, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Т.Ю. Ломакина, И.Ф. Харламов и другие); предложены технологические решения повышения эффективности перепрофилирования (А.М. Некрасов, Э.А. Нехвядович, И.А. Протасова, М.А. Сергеева, Л.Ф. Савинова, Т.В. Цыганкова и другие). Это, во-первых, свидетельствует о высокой динамике нарастания данного феномена в удельном весе профессиональной подготовки кадров и, во-вторых, является по своей сути ответом на объективную потребность в оперативном обучении в современной динамично изменяющейся среде профессиональной деятельности.

Обобщая приведенные исследовательские позиции, представляется, что переподготовка на современном этапе развития педагогической науки и практики - это феномен, значение которого не вызывает сомнения, один из главных ресурсов развития профессионального образования в условиях модернизации. Это в полной мере справедливо и в отношении офицеров. Педагогические исследования по проблеме их переподготовки (военнослужащих, сотрудников силовых ведомств) (С.Б. Волков, В.Г. Мелоян, А.Б. Тищенко, Г.М. Щеглов и другие) в удельном весе исследований составляют 18 %; 42 % - посвящены переобучению кадров иных профессий (менеджеров, педагогов, государственных служащих и других); 40 % - переподготовка кадров безотносительно к профессиональной принадлежности. Вместе с тем, большинство исследований по данной проблеме относится к категориям военнослужащих, уволенных в запас или находящихся

под риском увольнения, и крайне малая часть направлена на совершенствование системы переподготовки действующих офицерских кадров к новым видам служебной деятельности.

Проведенный анализ позволил выявить колоссальную диспропорцию исследований по проблемам переподготовки и собственно перепрофилированию к педагогической деятельности. Исследования, посвященные данному феномену, составляют 13 % в удельном весе педагогических источников; 36 % - исследования, посвященные переподготовке кадров к иным видам деятельности (управленческой и другим), а 51 % - безотносительно каких-либо видов деятельности.

Значительное число исследований по проблеме переподготовки к педагогической деятельности рассматривает ее как этап совершенствования профессионального обучения, корректировки и дополнения профессионального образования педагогических кадров (В.А. Жарова, Л.В. Ламыкина, Л.Ф. Савинова, Е.В. Худякова), то есть субъектом изначально является педагог (специалист с педагогическим образованием).

Таким образом, при относительно малой исследованности вопросов переподготовки офицеров и кадров к педагогической деятельности специальные исследования, фундаментально рассматривающие данную проблему, отсутствуют. То есть при увеличении удельного веса данного феномена (его актуализации) внимание среди исследователей не обнаруживает фактор актуализации. Представляется, что назрела острая необходимость проведения подобного рода исследований.

Отдельные стороны проблемы переподготовки офицеров к педагогической деятельности в части, касающейся развития профессиональных умений и навыков у преподавателей военных вузов, раскрыты в диссертационном исследовании В.Х. Ахмедова [1]: сформулирована теоретическая модель развития профилирующих качеств у преподавателей; обоснована совокупность взаимосвязанных мероприятий, осуществляемых в целях совершенствования их профессионально-педагогической деятельности руководством вузов и кафедр, методических служб, и развития встречной активности самих преподавателей, испытывающих потребность в профессионально-личностном саморазвитии. Вместе с тем, анализ показал, что в данном и многих других исследованиях не уделено внимание обоснованию сущности профессиональной переподготовки, что приводит к отсутствию качественного различения ее этапов и повышения квалификации, а также к применению в переобучении офицеров к педагогической деятельности традиционных технологий, качественно не отличающихся от тех, которые реализуются в соответствующей сфере.

Напротив, достаточно глубоко понимание переподготовки педагога исследовано в докторской диссертации Н.И. Яковлевой, где под вышеописанным определением понимается инновационная образовательная структура, возникающая в условиях модернизации общества, характеризующаяся ускоренными сроками овладения профессией, опорой на взаимосвязь фундаментальных основ профессионального образования с новыми ценностями, целями, содержанием, формами, методами, необходимыми для осуществления новой профессиональной деятельности и личностного опыта субъекта овладения профессией [2].

Таким образом, переподготовку офицеров к педагогической деятельности можно определить как инновационную систему, интегрирующую черты профессионального образования и личностный войсковой опыт офицера.

В контексте исследования большой интерес представляют разработанные В.Н. Гуляевым [3; 4] положения, касающиеся возможности проектирования и реализации на этапе переподготовки педагогов проблемно-деятельностного обучения как способа преодоления сложившегося противоречия непрерывно саморазвивающейся и усложняющейся педагогической деятельности офицера. Также показаны идеи Л.Ф. Савиновой о том, что основные параметры системы подготовки педагогов в учреждениях профессиональной переподготовки должны характеризоваться состоянием изменчивости, постоянной динамики, тяготением к разработке и применению педагогических инноваций, позволяющих изменить качество обучения специалиста [5, с. 9]. Ценность представленных мыслей заключается в том, что исследователи, опираясь на системный и системно-деятельностный, интегративный и синергетический подходы, теорию развития системного объекта совершают попытку выхода на постнеклассический уровень развития педагогической теории и практики.

Анализ исследований по проблеме переподготовки также показал, что в большинстве из них она тесно связана с использованием информационных технологий. Так Г.М. Щегловым [6] в его диссертационной работе выявлены организационно-педагогические условия переподготовки военнослужащих с применением электронного учебно-методического комплекса для проведения всех форм осуществления аудиторных занятий и самостоятельной деятельности слушателей с учетом индивидуальных способностей к восприятию информации.

Развитию дистанционного образования и телекоммуникационных технологий в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных служащих посвящено исследование Э.А. Нехвядовича, в котором автор обосновывает предположение, что качество профессионального обучения государственных служащих повысится, если в систему научного обеспечения образовательного процесса вузов будут включены новые информационные и телекоммуникационные технологии [7].

В различных исследованиях в качестве педагогических путей и условий повышения эффективности переподготовки специалистов выделяются: совершенствование научно-методического обеспечения организации учебного процесса, углубление психолого-педагогической подготовки преподавательского состава, внедрение модульного принципа построения образовательных программ переподготовки в военных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования [8]; проектирование адаптивной модели профессиональной переподготовки слушателей, обеспечивающей индивидуальную образовательную траекторию за счет использования различных форм обучения с приоритетом самостоятельной подготовки, опору на уже имеющиеся профессиональные знания и приобретенный опыт [9]; востребованность на рынке труда и занятости, жизненная необходимость профессиональной переориентации, государственная поддержка, адаптация к гражданскому образу жизни и соответствующим специальностям; наличие образовательных программ и дифференцированных методик обучения, позволяющих быстро и эффективно освоить гражданскую профессию [10].

Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать следующие выводы:

1. Анализ существующих исследований по проблемам переподготовки офицеров к педагогической деятельности свидетельствует о том, что в них приоритеты, как правило, отданы организационно-техническим аспектам ее развития и повышения эффективности.

2. Работы, посвященные проблемам переподготовки, не учитывают при всей их обширной представленности перехода на инновационный характер педагогической деятельности в вузах силовых ведомств. Существующие исследования по вопросам использования достижений инновационной педагогической практики не систематизированы и не раскрывают перспектив для прикладных работ применительно к разработке технологии перепрофилирования офицеров к соответствующей деятельности.

3. К исследованию процесса переподготовки все еще слабо привлекаются методологические основы нового поколения, в том числе постнеклассического уровня развития педагогической теории и практики.

Ссылки:

1. Ахмедов В.Х. Развитие профессиональных умений и навыков у преподавателей военных вузов в ходе переподготовки и повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 210 с.

2. Яковлева Н.И. Социокультурные основы модернизации системы переподготовки педагогических кадров: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2007. С. 46.

3. Гуляев В.Н. Методология и технология развития рефлексивной компетентности военного педагога // Современное состояние и перспективы развития военного образования: мат-лы 1-й Междунар. межведомств. науч.-практ. конф. Астана, 2013. С. 142-148.

4. Гуляев В.Н. Место и роль проблемно-деятельностного обучения в совершенствовании качества военного образования в современных условиях // Материалы межвузовской конференции по проблемам качества современного военного образования в УНЦ (ОВА). М., 2011. С. 38-43.

5. Савинова Л.Ф. Проектирование современной системы профессиональной переподготовки педагога: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2003. 381 с.

6. Щеглов Г.М. Проектирование и технология реализации электронного учебно-методического комплекса при переподготовке военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2007. 208 с.

7. Нехвядович Э.А. Организационно-педагогическая система эффективного использования новых информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных служащих: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2006. С. 51.

8. Данилова И.Н. Реализация методов активного обучения в дополнительном профессиональном образовании офицерских кадров: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011. 237 с.

9. Мануйло О.Л. Профессиональная переподготовка сотрудников Государственной противопожарной службы в вузах МЧС России на основе адаптивной модели: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 219 с.

10. Мелоян В.Г. Содержание и методика переподготовки офицеров запаса по гражданским специальностям в системе дополнительного профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 181 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.