УДК 373
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
© 2017 И. Ф. Фильченкова
начальник Учебно-методического управления, канд. пед. наук, доцент e-mail: [email protected]
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет)
В статье рассматриваются основные направления инновационной деятельности в вузе, на основании которых определяется перечнь инновационных образовательных продуктов для преподавателей. Определение актуального списка инновационных образовательных продуктов возможно на основе анализа задач Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор описывает опыт вовлечения в инновационную деятельность преподавателей Мининского университета.
Ключевые слова: инновационная деятельность, вовлечение, инновационный проект, образовательный продукт, высшее образование.
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» предъявляет новые требования к профессиональной деятельности преподавателя в области разработки, апробации и внедрения новых элементов содержания образования: преподаватель должен владеть информацией об актуальных инновациях в сфере образования, разрабатывать новые подходы к преподаванию и технологиям преподавания, использовать собственные результаты научно-исследовательской деятельности для совершенствования научно-методического обеспечения и т.п., то есть должен быть вовлечен в инновационную деятельность. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей в вузе рассматривается нами в качестве педагогической цели менеджмента инноваций в вузе [Фильченкова 2015]
Для вовлечения преподавателей в инновационную деятельность в вузе необходимо создать условия для овладения преподавателями современными знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также для приобретения преподавателями опыта инновационной деятельности. Достижение этой цели обеспечивается содержанием технологии личностно профессиональных ресурсов, которое должно предусматривать непрерывное образование преподавателей в различных формах: семинары, тренинги, курсы повышения квалификации. Однако только обучение не способствует достижению цели. Субъект инновационной деятельности должен получить образцы выполнения этой деятельности. Наиболее эффективным способом получения таких образцов является проектирование преподавателем новых образовательных продуктов. В маркетинге понятие «образовательный продукт» рассматривается как специфическая форма образовательного товара, который способен удовлетворить потребность субъекта образовательной деятельности, связанную с формированием необходимых ему личных и профессиональных компетенций [Воронин, Каштанова 2015]. Разработка инновационных образовательных продуктов, как отмечает А.П. Панкрухин, является
частью инновационной стратегии страны [Панкрухин 1997]. Связь инноваций с разработкой новых образовательных продуктов отмечают Д.И. Воронин, С.Н. Каштанова, Э.К. Самерханова [Самерханова 2016]. Интересна точка зрения А. А. Ченцова, определяющего образовательный продукт как результат научно-педагогического труда. Близко к этому понимание инновационного продукта в маркетинге - это результат умственного труда, востребованного потребителем [Ченцов 1998]. Многогранность и интегративность понятия «образовательный продукт», включающего в себя характеристики различных наук, отмечает Л.В. Журавлева [Журавлева 2009]. Мы определяем инновационные образовательные продукты как результат научно-педагогической, научно-исследовательской или инновационной деятельности преподавателей, который, с одной стороны, востребован в образовании, с другой стороны, формирует субъекта этой деятельности.
Определение актуального списка инновационных образовательных продуктов возможно на основе анализа задач Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. Выделим основные направления инновационной деятельности для образовательных организаций высшего образования в регионе (табл. 1).
Таблица 1
Основные направления инновационной деятельности педагогического вуза в регионе
№ п/п Задачи ФЦПРО 20162020 Мероприятия в рамках задачи ФЦПРО 2016-2020 Возможные инновационные проекты на вузовском и региональном уровне
1 Создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики 1.1. Формирование новой структуры организаций высшего образования путем выполнения пилотных проектов по разработке и реализации новых моделей вузов и новых образовательных программ, поддержка распространения результатов этих пилотных проектов 1.2. Разработка и распространение в системе профессионального образования новых технологий и форм организации учебного процесса путем создания нормативно-методической базы, повышения квалификации руководителей и научно-педагогических работников, аналитического сопровождения и поддержки данных процессов Модернизация основных профессиональных образовательных программ Разработка и реализация программ повышения квалификации работников системы профессионального образования по новым образовательным технологиям и формам организации учебного процесса
1.3. Модернизация системы непрерывного образования (дополнительного профессионального образования и неформального образования взрослых) путем реализации пилотных проектов регионов и вузов, разработки моделей и открытых образовательных ресурсов, распространения результатов пилотных проектов и ресурсов 1.4. Создание условий для получения среднего профессионального и высшего образования людьми Разработка и сертификация электронных учебно-методических комплексов по актуальным в региональном секторе программам дополнительного профессионального образования Разработка методических материалов по организации обучения лиц с ОВЗ
с ограниченными возможностями здоровья путем реализации разработки нормативно-методической базы и поддержки инициативных проектов 1.5. Модернизация региональных систем профессионального образования и формирования прикладных квалификаций путем реализации экспертно-аналитического сопровождения региональных программ и их конкурсной поддержки Создание дистанционных электронных курсов для лиц с ОВЗ Участие в экспертно-аналитической деятельности региональных программ и проектов
2 Развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования 2.1. Реализация новых организационно-экономических моделей и стандартов в дошкольном образовании путем разработки нормативно-методической базы и экспертно-аналитического сопровождения ее распространения Разработка и реализация программ повышения квалификации по внедрению ФГОС дошкольного образования. Участие в мероприятиях по родительскому просвещению для семей с маленькими детьми
2.2. Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации пилотных региональных проектов и распространения их результатов 2.3. Создание сети школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, путем конкурсной поддержки школьных инициатив и сетевых проектов 2.4. Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом путем разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений 2.5. Обеспечение роста качества педагогических кадров в школах путем конкурсной поддержки региональных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ Участие в проектах по повышению качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях Открытие «клинических баз практик» Создание сети образовательных организаций: базовых кафедр, экспериментальных площадок, сетевых площадок Участие в экспертно-аналитической деятельности региональных программ и проектов
2.6. Привлечение организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад Организация «каникулярных школ»
3 Реализация мер 3.1. Развитие научно-технического и Организация и проведение
популяризации среди инновационного творчества детей и научно-практических
детей и молодежи молодежи путем конкурсной конференций для студентов и
научно- поддержки центров научно- аспирантов
образовательной и технического творчества молодежи и
творческой распространения их опыта
деятельности,
выявления 3.2. Реализация механизмов Разработка методических
талантливой молодежи вовлечения молодежи в активную рекомендаций по вовлечению
социальную практику молодежи в волонтерскую
деятельность
3.3. Совершенствование моделей и Создание и реализация новых
механизмов организации отдыха и программ дополнительного
оздоровления детей образования детей в организациях
отдыха и оздоровления детей, а
также новых программ
повышения квалификации
специалистов и руководителей
организаций отдыха и
оздоровления детей
3.4. Разработка и реализация Разработка методической
комплекса мер по формированию системы воспитания здорового и
здорового образа жизни среди безопасного образа жизни среди
обучающихся обучающихся
Выделенные нами возможные направления инновационной деятельности в вузе в нашем исследовании легли в основу определения перечня инновационных образовательных продуктов для преподавателей вуза. При этом важным является формирующий аспект проектирования инновационных образовательных продуктов. При составлении списка инновационных продуктов для разработки преподавателями также были учтены региональные потребности и целевые установки стратегии вуза:
- модульная образовательная программа на основе профессионального стандарта;
- электронный учебно-методический комплекс ( в т.ч. для лиц с ОВЗ);
- экспериментальная площадка на базе образовательной организации;
- программа повышения квалификации и/или курсы дополнительного образования по актуальной тематике с разработкой электронного курса;
- ассоциация педагогов региона;
- учебное (учебно-методическое) пособие;
- научная статья в журнале ВАК;
- научная статья в журнале Scopus/ WoS.
Выбор более сложных по экспертным оценкам (табл. 2) инновационных продуктов характеризует активную позицию преподавателя в инновационной деятельности и является, на наш взгляд, одним из показателей уровня вовлечения в инновационную деятельность [Фильченкова, Краснопевцева 2017]. Для того чтобы преподаватель мог осуществить этот выбор, он должен обладать необходимыми компетенциями для участия в создании этих продуктов, уверенностью в своих силах. Для оценки данного показателя нами была разработана матрица самооценки выбора инновационных продуктов. Исходя из трудозатрат на создание каждого продукта, экспертной комиссией был присвоен нормативный весовой показатель инновационного продукта. Данный показатель нашел отражение в рейтинге научно-педагогических работников.
Таблица 2
Список инновационных образовательных продуктов _
№ п/п Наименование Экспертная оценка по сложности (максимум - 5)
1 Модульная ОПОП на основе профессионального стандарта 5
2 Электронный учебно-методический комплекс по дисциплинам (модулям) учебного плана, прошедший сертификацию 3
3 Экспериментальная площадка на базе образовательной организации 4
4 Курсы повышения квалификации и/или курсы дополнительного образования по актуальной тематике с разработкой электронного курса 3
5 Ассоциация педагогов региона 4
6 Учебное (учебно-методическое) пособие 2
7 Научная статья в журнале ВАК, отражающая результаты исследования 2
8 Научная статья в журнале 8сорш/Шо8, отражающая результаты исследования 5
Преподавателям предлагалось определить возможность участия в их создании, выбрав один из следующих вариантов ответа: +2 - выберу,
+ 1 - скорее выберу, чем не выберу, -1 - скорее не выберу, чем выберу, -2 - не выберу.
Уровни вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза характеризуются через описание индикаторов по каждому показателю. Для показателя «Самооценка выбора инновационных продуктов» были определены индикаторы по сумме выборов по трем уровням.
Низкий уровень. Индикатор - степень выбора менее 0: характеризуется отрицательным отношением к собственному участию в инновационной деятельности, неуверенностью успешного выполнения деятельности по созданию инновационных продуктов.
Средний уровень. Индикатор - степень выбора от 0 до 8: характеризуется положительным отношением к собственному участию в инновационной деятельности, преподаватель выбирает создание инновационных продуктов, имеющих невысокую степень актуальности и трудозатрат .
Высокий уровень. Индикатор - степень выбора более 8: характеризуется положительным отношением к собственному участию в инновационной деятельности; преподаватель демонстрирует активность в выборе инновационных продуктов, при этом выбирая наиболее сложные задачи.
На первом этапе эксперимента (2014 г.) большее число преподавателей осуществило выбор инновационных продуктов, имеющих меньшую весовую категорию: учебное (учебно-методическое) пособие и научная статья в журнале ВАК. Создание выбранных видов продуктов не вызывает затруднений у преподавателей, поскольку такой вид выражения результатов их профессиональной деятельности является традиционным и не требует от преподавателя дополнительных вложений в виде обучения, методической и инструментальной поддержки.
В ходе организации эксперимента по вовлечению в инновационную деятельность преподавателей Мининского университета были созданы условия реализации технологии формирования профессионально-личностных ресурсов:
- система планирования и организации повышения квалификации преподавателей с учетом потребностей профессионального и личностного роста;
- участие преподавателей в инновационных проектах;
- наличие возможности академической мобильности преподавателей;
- наличие возможности самооценки профессиональных затруднений.
В экспериментальную группу вошли участники проекта «Модернизация образовательной деятельности - новые логистические решения», реализуемого коллективом Мининского университета, в количестве 130 преподавателей и сотрудников. Результаты эксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты измерений уровня вовлечения в инновационную деятельность по показателю «Самооценка выбора инновационных продуктов»_
Показатели Уровень До эксперимента После эксперимента
чел. % чел. %
Самооценка выбора инновационных продуктов 1 48 37% 3 2%
2 78 60% 32 25%
3 4 3% 95 73%
Таким образом, выросла самооценка не только выбора инновационных продуктов преподавателем, демонстрирующая его уверенность выполнения реально протекающей инновационной деятельности, но и ее усовершенствование и рост авторства в профессии. Способность преподавателя сознательно и самостоятельно ставить перед собой те или иные цели и задачи, определять направление самосовершенствования требует больших внутренних усилий. Самооценка преподавателя предполагает в связи с этим постоянный контроль, оценку реальных действий как по преобразованию способов инновационной деятельности, так и по осмыслению себя в качестве ее субъекта.
Систематизация образовательных продуктов инновационной деятельности преподавателей включает их субъектную детерминацию и конструктивное рефлексивное сопровождение. Создание образовательных продуктов инновационной деятельности позволяет, на наш взгляд, формировать ценность инновационной деятельности преподавателя, ставит его перед необходимостью овладевать знаниями, способами и средствами инновационной деятельности, а также навыками рефлексивной деятельности.
Библиографический список
Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». М., 2015
Концепции федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы. М., 2015
Воронин Д.И., Каштанова С.Н. Механизм создания образовательного продукта // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практич. конф. Н. Новгород, 2015. С. 262-264.
Журавлева Л.В. Образовательный продукт: понятие и ценность // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 159-163.
Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 1. С. 79-85.
Самерханова Э.К. Готовность педагогов высшей школы к созданию новых образовательных продуктов [Электронный документ] // Вестник Мининского университета. 2016. № 2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/4c4/samerkhanova.pdf (дата обращения: 03.08.2017).
Фильченкова И.Ф., Краснопевцева Т.Ф. Критерии вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза как основа мониторинга эффективности инновационных проектов // Актуальные мировые тренды развития социально-гуманитарного знания: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конф. 30 июня 2017 г.: в 3 ч. Белгород: ООО Агенство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. Ч. 2. С. 157-160.
Фильченкова И.Ф. Вовлечение в инновационную деятельность преподавателей как аспект управления инновациями в вузе // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2015. № 3 (33). С. 43-50
Ченцов А.А. Инновационные стратегии на рынке образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: М., 1998 130 с.