Научная статья на тему 'Систематизация инструментов управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма и направления повышения их эффективности'

Систематизация инструментов управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма и направления повышения их эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
523
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ ИЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ ИЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА / RISKS IN THE FIELD OF MONEY LAUNDERING OR TERRORIST FINANCING / FINANCIAL INSTITUTIONS / RISK MANAGEMENT TOOLS IN THE FIELD OF MONEY LAUNDERING OR TERRORIST FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева И. Г.

Финансовые институты играют важную роль в национальной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В данной статье автор систематизирует отечественный опыт по применению инструментов управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма и выражает мнение о возможных направлениях их развития и обогащения в целях повышения эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial institutions perform an important role in the national system anti-money laundering / countering the financing of terrorism (AML/CFT). The author organizes domestic experience on the application of risk management of financial institutions in the field of money laundering or terrorist financing, and expresses the opinion of the possible directions of development and enrichment in order to improve efficiency.

Текст научной работы на тему «Систематизация инструментов управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма и направления повышения их эффективности»

Воробьева И.Г.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Корпоративные финансы и финансовый менеджмент», докторант, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ) E-mail: [email protected]

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТОВ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ ИЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА И НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ1

Финансовые институты играют важную роль в национальной системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В данной статье автор систематизирует отечественный опыт по применению инструментов управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма и выражает мнение о возможных направлениях их развития и обогащения в целях повышения эффективности.

Ключевые слова: риски в сфере отмывания денег или финансирования терроризма; финансовые институты; инструменты управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

Финансовыми институтами являются организации различных форм собственности, выступающие в качестве финансовых посредников [1], а их ключевой функцией является аккумулирование денежных средств физических и юридических лиц и последующее их предоставление хозяйствующим субъектам и другим заемщикам2 с целью получения прибыли. Ее максимизация - важнейшая экономическая цель деятельности любого финансового института как коммерческой организации. Однако получение прибыли любой ценой в современной экономике не может быть допустимым для финансового института, поскольку влечет за собой принятие повышенных рисков и может быть сопряжено с негативными

1 Научное исследование проводится при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России (проект № 14.В37.21.0022. «Модернизация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов-физических лиц (на примере Юга России)»).

2 В рамках данной статьи мы рассматриваем деятельность по управлению рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма следующих финансовых институтов, сгруппированных в ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 03.12.2012 г.): коммерческие банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, кредитные потребительские кооперативы и микрофинансовые организации.

социально-экономическими последствиями. В связи с этим в условиях увеличения оборота наличных денег и транснационального характера их перемещения, а также в связи с участившимися случаями террористических актов, в том числе в России, перед финансовыми институтами остро встает вопрос о более эффективном выполнении ими функции «фильтра» для всех финансовых потоков. С этой точки зрения управление рисками финансовых институтов, в том числе в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, ограничивает и норму прибыли, что отвечает актуальному принципу ведения социально ответственного бизнеса.

Под риском финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма мы понимаем возможный ущерб (финансовый, материальный, репутационный, имиджевый и т.п.) в результате участия финансовых институтов в операции, связанной с отмыванием денег или финансированием терроризма. Таким образом, восприятие рисков финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма тесно связано с репутационными рисками и инвестиционной привлекательностью как отдельных финансовых институтов, так и государства в целом, а реализация указанных рисков тесно связана с перспективами стабильности дальнейшего функционирования финансовых институтов, поэтому управление ими имеет большое значение в современных экономических условиях.

Особенности реализации схем по отмыванию денег состоят в том, что финансовые институты пропускают через себя преобладающую долю этих финансовых потоков, но одновременно именно они обладают операционным, технологическим, интеллектуальным (кадровым) и методическим потенциалом выявления и нейтрализации операций подобной направленности с опорой на современные инструменты управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

Анализ существующих подходов с опорой на подходы Всемирного банка и ФАТФ [2, 3, 4] к исследованию и управлению рисками финансовых

институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма позволил автору детализировать специфику управления рисками в указанной сфере и определить так называемые узкие места. В этих целях нами была расширена классификация рисков финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма с распределением на конкретные группы по определенным признакам, принимая по внимание теоретико-аналитические наработки Всемирного банка и ФАТФ в решении этого вопроса, а также базируясь на понимании сущности процесса легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем как последовательности действий и операций по преобразованию незаконно или преступно полученных доходов в доходы или имущество, имеющие вид правомерно полученных. В основе критериев, на которые мы опирались в предлагаемой классификации рисков, находятся те возможные условия и обстоятельства, которые позволяют успешно реализовать комплекс отмывочных процедур, или зоны уязвимости финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма (рис. 1).

Исследуя зоны уязвимости, способствующие возникновению рисков финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, мы считаем возможным разделить их на несколько групп: по источникам возникновения рисков; по сфере возникновения рисков; по последствиям рисков.

В свою очередь, ключевым подходом выступает группировка рисков по источникам возникновения. Существующий подход мы расширили за счет учета дополнительных источников риска: персонала финансового института и способа проведения операции с денежными средствами или иным имуществом. Рассмотренные по группам риски проявляются по разным направлениям деятельности финансовых институтов, при этом возможна как реализация индивидуального риска, так и рисков, в основании которых находятся сразу несколько источников. На основе выявления и идентификации рисков, а следовательно, зон уязвимости, финансовые

институты должны разрабатывать целенаправленные программы управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

Рисунок 1 - Классификация рисков финансовых институтов в сфере

-5

отмывания денег или финансирования терроризма

Управление рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма - важная задача деятельности финансовых институтов, которая должна быть встроена в общий процесс принятий управленческих решений. В общем виде методы снижения рисков финансовых институтов в сфере

3 Рисунок составлен автором.

отмывания денег или финансирования терроризма можно сгруппировать следующим образом (таблица 1).

Таблица 1 - Методы и инструменты управления рисками финансовых

институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма

Вид риска Метод управления риском Инструменты

1 Риск, связанный с клиентом финансового института Контроль за уровнем риска Ценовые воздействия (в отношении высокорисковой группы клиентов) Идентификация клиентов Дифференцированная тарифная политика

2 Страновой риск Контроль за уровнем риска Лимитирование Выявление операций, подлежащих обязательному контролю

3 Риск, связанный с продуктами или услугами финансового института Лимитирование Разделение риска (диверсификация или географическая экспансия) Выявление операций, подлежащих обязательному контролю Выявление необычных и подозрительных операций Разработка новых продуктов и услуг

4 Риск, связанный с персоналом финансового института Контроль за уровнем риска Оптимизация организационной структуры Обучение персонала; Введение жесткой системы ответственности

5 Риск, связанный со способом проведения операции Лимитирование Контроль суммы операции

Источник: таблица составлена автором.

Рассмотрим потенциал каждого из указанных методов более подробно.

В разрезе риска, связанного с клиентом финансового института, наиболее востребованными методами управления рисками являются контроль за уровнем риска и ценовые воздействия (в отношении высокорисковой группы клиентов).

Контроль за уровнем рисков предполагает использование системы инструментов управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, направленных прежде всего на их ограничение. Эти инструменты могут быть классифицированы в зависимости от уровня разработки таких ограничений: на макроуровне, т. е. на уровне государства, и на микроуровне, т. е. на уровне самого финансового института.

Инструменты управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, разрабатываемые на макроуровне, выражаются в системе норм пруденциального регулирования. В общем виде установленные нормы пруденциального регулирования представляют собой законодательно закрепленную комплексную и последовательную структуру мер, нацеленных на минимизацию участия финансового института в операции, связанной с отмыванием денег или финансированием терроризма. Инструменты этой группы включают в себя прежде всего реализацию мер по идентификации клиентов (в разрезе физические/юридические лица; отношение к иностранным публичным должностным лицам; проверка наличия/отсутствия сведений о причастности к списку террористов и экстремистов; сфера деятельности клиента). Меры по идентификации клиентов опираются на установление определенного набора сведений, закрепленных на законодательном уровне. На основании полученных сведений финансовый институт может провести оценку с присвоением клиенту степени (уровня) риска.

Инструменты управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, разрабатываемые на микроуровне, выражаются в системе мер внутреннего контроля, базирующихся на нормах законодательства в сфере ПОД/ФТ, но уточненных в зависимости от специфики деятельности конкретного финансового института. Инструменты этой группы включают в себя реализацию мер по углубленной или расширенной идентификации клиентов и подразумевают

учет длительности и истории обслуживания клиента в финансовом институте; региональные особенности деятельности клиентов (профессиональной, коммерческой); учет фактов выявления операций, подлежащих обязательному контролю, или выявления необычных и подозрительных операций в деятельности клиентов.

В целях повышения эффективности инструментов управления рисками рассматриваемой группы, по нашему мнению, помимо оформления в отношении клиентов, принимаемых на обслуживание, определенной нормативными документами анкеты, финансовым институтам целесообразно формировать и накапливать своеобразные «оценочные карты». Дело в том, что несистематическая работа финансовых институтов по управлению рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма выражается во фрагментарном мониторинге за деятельностью клиентов и неаккуратном накоплении информации по их операциям. «Оценочные карты» как документ, отражающий перспективное планирование деятельности по управлению рисками, позволит фиксировать все этапы взаимоотношений с клиентами, предоставит возможность отследить ретроспективную оценку уровня риска по каждому клиенту, отразит траекторию целевых обращений и позволит своевременно диагностировать изменения, способные выступить для финансового института как источники риска.

Структура предлагаемого документа должна содержать как минимум три поля: история обслуживания, надежность обслуживания и отраслевой критерий.

Поле «история обслуживания клиента» должно включать сведения:

- в отношении физических лиц - о возрасте клиента, о действительности предоставленных документов, о готовности предоставления дополнительных документов;

- в отношении юридических лиц - о сроке существования предприятия; общая картина о владельцах, руководителях, ключевых партнерах фирмы, в

том числе на предмет добропорядочности и отсутствия проблем с законом; опыт предприятия в своей сфере деятельности; ставшая известной информация о возможных проблемах бизнеса или банкротства; регулярность сдачи отчетов в государственные органы.

Информация, включаемая в поле «надежность обслуживания клиента», должна давать представление о намерении клиента закрепиться для обслуживания в финансовом институте, что предполагает накопление следующей информации:

- в отношении физических лиц - ранее случавшиеся случаи обращения в финансовый институт, интенсивность совершения операций;

- в отношении юридических лиц - понимание направления бизнес -интересов и степени заинтересованности владельцев и руководства в долгосрочной и стабильной деятельности предприятий; показатели состояния счета в финансовом институте; интенсивность совершения операций; соответствие операций основным уставным направлениям деятельности клиента.

Полнее «отраслевой критерий» предполагает установление сферы, в которой работает клиент, и особое внимание к следующим обстоятельствам:

- в отношении физических лиц - интенсивность совершения операций, в том числе на значительные суммы, при свободном графике рабочего времени (это косвенно свидетельствует об отсутствии постоянного места работы);

- в отношении юридических лиц - определение отношения к высокорисковым секторам экономики; учет сезонности операций; сопоставительный анализ сферы деятельности клиента и круг его контрагентов.

Чтобы более эффективно управлять риском, связанным с клиентом, на наш взгляд, финансовым институтам необходимо обратить внимание на подход Трансперанси Интернэшнл по ранжированию стран и территорий по

Индексу восприятия коррупции (ИВК).4 Поскольку существует проблема использования финансовых институтов в целях сокрытия истинного источника происхождения доходов от коррупции, и особенно - в условиях повышения внимания к соответствию реального уровня доходов фактическим расходам государственных чиновников и так называемых внутренних политических деятелей, а также обязанность выявления иностранных политических деятелей, использование этого документа поможет финансовым институтам понимать, какие страны/регионы и, соответственно, финансовые взаимоотношения с ними являются наиболее высокорисковыми. Когда речь идет о работе финансового института с частными (т. е. физическими) лицами, которые оперируют крупными суммами денежной наличности, достаточно высок риск в случае, если клиент является резидентом страны с низким уровнем ИВК либо длительное время проработал в такой стране.

В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно включить в анкету клиента финансового института графу о месте и стране последней и предпоследней работы (либо на протяжении последних трех лет). В этой связи в целях эффективного управления рисками финансовому институту также следует обращать внимание на тот уровень доходов, который имеет клиент на протяжении последнего времени, на характер его занятости. Это особенно актуально, если частное лицо оперирует крупными суммами денег (мотив для финансового института - узнать о природе происхождения денег).

Мы понимаем, что на практике это предложение может столкнуться с серьезными ограничениями при его реализации. Несмотря на то, что в России в настоящее время уже достаточно широкий контингент формирует и предоставляет декларации о доходах, этот документ не является необходимым для предоставления по месту требования в иных местах, кроме места официальной занятости. Рекомендации отразить этот аспект в системе законодательства в сфере ПОД/ФТ могут натолкнуться на сопротивление.

4 Индекс восприятия коррупции // www.transparency.org.ru

Возможным вариантом решения проблемы в будущем видится эмиссия инновационного продукта - универсальных карт россиянина. Целесообразно установить для определенной категории граждан (особенно чиновников) не только занесение на такой «электронный документ» данных о паспорте, ИНН и прочих сведений, но и привязаку его к основной зарплатной карте, чтобы сотрудник финансового института мог оперативно увидеть уровень доходов, потоки доходов, оценить траты/расходы, информацию по остатку на карте и сопоставить это с тем порогом операции, которую физическое лицо намеревается произвести через финансовый институт.

Еще одним предложением, направленным на повышение эффективности инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, является позиция автора о необходимости обеспечить доступ финансовым институтам к базам правоохранительных органов с тем, чтобы выяснить, нет ли у клиента судимости по тем преступлениям, которые в России признаются предикатными в отношении отмывания денег. Эксперты свидетельствуют, что вероятность того, что человек продолжит заниматься криминальным бизнесом, достаточно высока. Отсюда - возможность продолжения получения криминальных доходов и использование финансовых институтов в целях отмывания денег.

Однако необходимо обратить особое внимание на ограниченность способов реагирования финансового института на выявление высокорискового клиента. На сегодняшний день в законе № 115-ФЗ отсутствуют основания для отказа финансовыми институтами в обслуживании тем клиентам, которые получают высокую оценку риска. Содержится только норма, позволяющая финансовому институту отказать в приеме на обслуживание в единственном случае - если клиент уклоняется от предоставления в финансовый институт требуемых документов. На наш взгляд, это несоответствие норм закона потребностям обеспечения

эффективного управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма необходимо в будущем урегулировать.

Резюмируя предложенные авторами новации, необходимо сделать пояснение. С одной стороны, повышение внимания к эффективной идентификации клиентов необходимо. Однако жесткие процедуры углубленного контроля и высокая формализация их реализации, особенно на этапе первого обращения клиента и установления с ним взаимоотношений, с целью исключить возможность использования финансового института в целях отмывания денег или финансирования терроризма - объективно не самый оптимальный способ минимизировать риски. Он предполагает существенные затраты времени сотрудников на каждого клиента, привлечение специализированных баз данных, использование которых достаточно дорого или не вполне законно, запрос дополнительных документов, ожидание которых может потребовать несколько дней или даже недель. С другой стороны, применение унифицированного подхода ко всем клиентам финансового института и стандартных процедур контроля создает для него зону риска. Компромиссным вариантом, на наш взгляд, является более широкое внедрение риск-ориентированного подхода к каждому клиенту, что позволит уделять более пристальное внимание клиентам с высокими рисками участия в операциях по отмыванию денег или финансированию терроризма.

Такой метод управления рисками, связанными с клиентами, как ценовые воздействия (в отношении высокорисковой группы клиентов), обладает высоким потенциалом ограничения рисков в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, но широкого распространения в российских финансовых институтах пока не получил. Представляется, что каждый финансовый институт прежде всего должен провести углубленный анализ по выявлению наиболее рисковых операций, являющихся востребованными всеми категориями клиентов с точки зрения отмывания денег или финансирования терроризма, и выделить группы клиентов, для

кого они наиболее предпочтительны. На основе этой информации пересмотреть стоимость их проведения для выделенных групп клиентов, существенно увеличив ее, и таким образом предотвратить их в широких масштабах. Таким образом, дифференциация тарифной политики для различных групп клиентов в зависимости от уровня риска в сфере отмывания денег или финансирования терроризма может явиться эффективным инструментом управления рисками в этой сфере.

В отношении странового риска финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма наиболее востребованными методами управления являются контроль за уровнем риска и лимитирование. Основной инструмент - выявление операций, подлежащих обязательному контролю. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 03.12.2012 г.), при совершении через финансовые институты операции по зачислению или переводу на счет денежных средств, предоставлении или получении кредита (займа), операции с ценными бумагами на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, к такой операции предъявляются повышенные меры контроля в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации ФАТФ, либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

Кроме того, операция на любую сумму должна стать объектом особого контроля со стороны финансового института, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо,

прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем такой организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию такой организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством РФ. Этот перечень периодически пересматривается Росфинмониторингом, и в связи с этим финансовые институты должны обращать внимание на своевременность его обновления для эффективности проведения идентификации клиентов.

Приведенная аргументация в пользу указанной группы инструментов управления рисками полностью согласуется с лучшим международным опытом и международными стандартами. Так, Рекомендация 19 новой редакции Рекомендаций ФАТФ гласит, что «финансовые учреждения должны быть обязаны применять расширенные меры надлежащей проверки к деловым отношениям и сделкам с физическими и юридическими лицами и финансовыми учреждениями из стран, в отношении которых к этому призывает ФАТФ. Тип применяемых расширенных мер надлежащей проверки должен быть эффективным и соответствовать рискам» [4].

В целях управления риском, связанным с продуктами или услугами финансового института, наиболее востребованными методами управления являются лимитирование, контроль за уровнем риска, разделение риска.

В России наиболее широко реализуется метод лимитирования (табл. 2). Предполагается, что финансовый институт должен выдерживать установленные законом «уровни настройки», чтобы информация о крупных операциях (независимо от реальной цели их осуществления) концентрировалась в единой базе Росфинмониторинга.

Таблица 2 -Основные финансовые операции и сделки с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю в финансовых институтах в целях ПОД/ФТ

Группа финансовых операций Виды операций

Операции с наличными денежными средствами на сумму более 600 тыс. руб. - снятие со счета или зачисление на счет юридического лица наличных денег в случае, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности; - покупка/продажа физическим лицом наличной иностранной валюты; - покупка физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет; - получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом; - обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства; - внесение физическим лицом в уставный капитал организации наличных денежных средств

Операции на сумму более 600 тыс. руб. с контрагентами из государств, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). В настоящее время в России в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 г. № 361 «Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)» перечень таких государств включает Иран и Северную Корею.

Операции по банковским счетам (вкладам) на сумму более 600 тыс. руб. - размещение денежных средств во вклад с оформлением документов на предъявителя; - открытие вклада в пользу третьих лиц с размещением в него наличных денежных средств; - перевод денежных средств за границу на анонимный счет и поступление денежных средств из-за границы с анонимного счета; - зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации; - зачисление/списание денежных средств на счет/со счета юридического лица, если операции по указанному счету не производились с момента его открытия

Иные сделки с движимым имуществом на сумму более 600 тыс. руб. - помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий или иных ценностей в ломбард; - выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; - получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); - переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

Группа финансовых операций Виды операций

- купля-продажа драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий; - получение платы за участие в азартных играх, а также выплата выигрыша за участие в указанных играх; - предоставление юридическим лицом беспроцентного займа физическому/юридическому лицу, а также получение такого займа

Сделки с недвижимым имуществом на сумму более 3 млн руб. сделки с недвижимостью, если результатом является переход права собственности

Операции некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, на сумму более 200 тыс. руб. операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства

Финансовая операция независимо от суммы, участником которой является организация или физическое лицо, причастные к экстремистской деятельности причастность физического лица или организации к экстремистской деятельности определяется на основании составляемого Федеральной службой по финансовому мониторингу РФ специального Перечня, который носит закрытый характер. Указанный Перечень доводится непосредственно до сведения кредитных организаций и других представителей сферы финансовых услуг на периодической основе. Коммерческие банки и финансовые учреждения обязаны использовать указанный документ при осуществлении идентификации своих клиентов

Источник: таблица составлена автором, опираясь на анализ ст. 6 ФЗ-

115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в ред. от 03.12.2012 г.).

Однако не является сложным выводом понимание того, что клиент финансового института, тщательно планирующий операцию, связанную с отмыванием денег или финансированием терроризма, осведомлен об этой форме контроля. Следовательно, вся стратегия его действий будет строиться на обходе установленных ограничений и использовании так называемого дробления операции. Вовремя эффективно выявить всю цепочку таких операций чаще всего невозможно. Продуманная схема отмывания денег даже

может остаться совершенно незамеченной финансовым институтом. Поэтому автору представляется, что более эффективным методом управления риском является контроль за уровнем риска, а инструментом - выявление необычных или подозрительных операций. В российском законодательстве определены критерии отнесения финансовой операции к необычной или подозрительной:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Кроме того, Приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (в ред. от 14.02.2012 г. № 43) установлены дополнительные критерии и признаки. Перечень этих критериев и признаков достаточно обширен, поэтому отражать его в тексте нет необходимости. Однако важно подчеркнуть, что он на постоянной основе обновляется и сегодня затрагивает деятельность всех субъектов антилегализационного закона.

Действенным методом управления риском, связанным с продуктом финансового института, является разделение риска, а именно -диверсификация. Этот метод показывает высокую эффективность в отношении управления несистематическим риском, которым является риск финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма. В целях снижения концентрации риска на каком-то одном или группе продуктов финансовые институты могут расширить линейку

продуктов либо определить для себя новые виды деятельности, что даст возможность разработать и предложить рынку новые продукты. Например, страховые организации расширяют страховое поле в целях снижения вероятности одновременного наступления страхового события. Коммерческие банки также могут провести диверсификацию продуктов и услуг и сосредоточиться на предоставлении кредитов более мелкими суммами большему количеству клиентов при сохранении общего объема кредитования или привлечении депозитных вкладов, ценных бумаг более мелкими суммами от большего числа вкладчиков и т. п.

Другой формой распределения риска является географическая экспансия. Действительно, поиск финансовыми институтами новых рынков, выход за пределы региона функционирования может уменьшить колебания спроса, а следующее за этим увеличение клиентов уменьшает уязвимость финансового института перед риском при наличии неправомерных намерений клиентов в отношении использования их операций и услуг.

Основным методом управления риском финансового института в сфере отмывания денег или финансировании терроризма, связанным с персоналом финансового института, является контроль за уровнем риска. В рамках этого подхода применяются основные инструменты - оптимизация организационной структуры, программы обучения персонала и введение системы ответственности.

Наличие оптимальной организационной структуры является залогом эффективности реализации системы внутреннего контроля. Обязательное наличие специального должностного лица как сотрудника, ответственного за выполнение финансовым институтом законодательства в сфере ПОД/ФТ, может быть дополнено формированием обособленного подразделения, в компетенцию которого включены вопросы контроля за уровнем рисков финансового института в сфере отмывания денег или финансирования терроризма. При этом, на наш взгляд, оптимизация организационной структуры финансовых институтов в целях повышения эффективности

управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма должна учитывать ряд элементов (табл.3).

Таблица 3 - Элементы организационной структуры финансовых институтов в целях управления рисками в сфере отмывания денег или

финансирования терроризма

№ Элемент организационной структуры Пояснение

1 Политика Каким образом представлена позиция финансового института в отношении управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма?

2 Организация / Как должны быть организованы ресурсы для

управление обеспечения сдержек и противовесов в системе управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма?

3 Обязанности и Кто лучше всего может выполнить каждую задачу по

ответственность цепочке процесса управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Процесс Как можно минимизировать рабочую нагрузку (например, ввод данных, обработка заявок, передача документов и т.п.)?

5 Люди / культура Какие требуются знания и навыки для эффективного управления рисками в сфере отмывания денег или финансирования терроризма? Как должны работать сотрудники?

6 Инструменты Какой анализ поможет сотрудникам, принимающим решения?

7 Данные Как могут быть получены и обработаны высококачественные данные?

8 Системы Какие процессы могут быть автоматизированы?

Источник: таблица составлена автором.

Серьезным ограничением для финансовых институтов, особенно недавно возникших на рынке, является проблема отсутствия необходимых навыков у сотрудников и стажа работы в сфере ПОД/ФТ. Кроме того, анализ эффективности систем риск-менеджмента в отечественных финансовых институтах показывает у сотрудников отсутствие желания или способности принимать решения в рисковых ситуациях. Чаще всего это усугубляется и низкой оплатой труда. Описанный порочный круг системы риск-менеджмента в сфере отмывания денег или финансирования терроризма требует изменений. Эти изменения должны коррелировать с политикой

финансового института в отношении управления рисками, но их базисом выступает программа обучения персонала в сфере отмывания денег или финансирования терроризма. В современной российской практике нормативными документами для финансовых институтов определена обязанность обеспечения обучения сотрудников по вопросам ПОД/ФТ. Эти вопросы регулируют Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. № 203 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Приказ Росфинмониторинга от 19.07.2011 г. № 250 «Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». В обязательном порядке указанная программа реализуется в России с февраля 2009 г., когда вступил в силу Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 г. № 256 «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и показала свою эффективность, выразившуюся в прогрессе повышения компетентности персонала финансовых институтов.

Предусмотренные формы обучения как реализуются силами самого финансового института (вводный и дополнительный инструктажи), так и определены к прохождению в организациях, учрежденных Федеральной службой по финансовому мониторингу по устанавливаемым программам и аккредитованных Федеральной службой по финансовым рынкам на осуществление аттестации специалистов финансового рынка (целевой инструктаж и повышение уровня знаний). Также необходимым инструментом управления рисками рассматриваемой группы является

введение системы ответственности для сотрудников, допустивших нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ и внутренних регламентов финансовых институтов. Помимо определения возможности назначения штрафов должна быть предусмотрена и широко применяться такая мера, как запрет заниматься определенным видом деятельности в течение установленного срока либо пожизненно (в зависимости от тяжести нарушений). Эта мера могла бы явиться особенно полезной в отношении некоторых руководителей и специальных должностных лиц финансовых институтов, допустивших нарушения, приведшие к серьезным проблемам в деятельности финансового института или его банкротству, а также вызвавших негативные финансовые последствия для клиентов.

Основным методом управления риском финансового института в сфере отмывания денег или финансирования терроризма, связанным со способом проведения операции, является лимитирование. Известно, что крупные операции с наличными средствами представляют повышенный риск для финансового института, поэтому основным инструментом управления риском является контроль суммы операции. Определение пороговых значений для операций различных групп, и особенно для операций с наличными денежными средствами, последующий мониторинг всей совокупности операций клиентов с опорой на ограничения, обозначенные законом, позволяет финансовому институту идентифицировать зоны повышенного риска в сфере отмывания денег или финансирования терроризма.

Таким образом, реализуемые через систему внешнего регулирования и надзора и систему внутреннего контроля инструменты управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма достаточно разнообразны, но на сегодняшний день недостаточно совершенны. В развитии их содержания по направлениям: спектр продуктов и услуг финансовых институтов; допустимые категории клиентов; компетентность персонала финансового института - нам видится вектор

дальнейшего развития. Кроме того, как следует из теории рисков и практики риск-менеджмента финансовых институтов, наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов и инструментов управления рисками. Комбинируя их друг с другом в самых различных сочетаниях, можно достичь оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - С. 369.

2. Шатен П.-Л., Макдауэл Дж., Муссе С., Шотт П.А., де Вильбуа Э. ванн дер Д. Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: Практическое руководство для банковских специалистов / Пер. с англ. - М.: Альбина Паблишерз, 2011.

3. Руководство по применению подхода на основе оценки рисков в сфере ПОД/ФТ. Принципы и процедуры: Неофициальный перевод / Серия изданий Международного учебно-методического центра финансового мониторинга. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. - М.: МУМЦФМ, 2007.

4. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию оружия массового уничтожения. Рекомендации ФАТФ. - М.: МУМЦФМ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.