Ключевые слова: финансовые ин- ституты, риски, классификация рис- ков, противодействие легализации до- ходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Синявская Т. Г.
к.э.н., доцент кафедры «Ма- тематическая статистика, эко- нометрика и актуарные расчеты» РГЭУ (РИНХ)
Эл.почта: [email protected]
Маленко В. И.
ассистент кафедры «Мате- матическая статистика, эконо- метрика и актуарные расчеты» РГЭУ (РИНХ)
Эл.почта: [email protected]
ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ РИСКОВ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ В СФЕРЕ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ ИЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА1
В статье разрабатываются принципы классификации рисков, кото- рым подвергаются финансовые инсти- туты в сфере легализации доходов, по- лученных преступным путем, и финан- сирования терроризма, гармонизиро- ванные с рекомендациями межправительственной Группы разработки фи- нансовых мер борьбы с отмыванием денег и Федеральной службы по финан- совому мониторингу России. Авторский подход к выработке критериев класси- фикации позволяет выделить группы рисков для целей их дальнейшей оценки и управления.
1 Научное исследование проводится при финан- совой поддержке государства в лице Минобр- науки России (проект №14.В37.21.0022 «Модер- низация инструментария управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания де- нег или финансирования терроризма на основе повышения финансовой грамотности клиентов- физических лиц (на примере Юга России)».
В национальной экономической системе процессы денежного обраще- ния играют особую роль. Их основными участниками являются финансовые ин- ституты, представляющие собой сово- купность организаций различных форм собственности, главная цель деятельно- сти которых - осуществление финансо- вых отношений в обществе [1]. Финансовые институты подверга- ются множеству рисков, что актуализи- рует необходимость их анализа и управления ими. Под риском будем по- нимать объективное свойство хозяйст- венной ситуации, возникающее по при- чине вероятностного характера эконо- мической системы и наличия неопреде- ленности, но реализующееся исключительно через субъекта - лицо, прини- мающее решения, - принимающего на себя риск, выбирающего действие в си- туации из набора альтернатив и несуще- го ответственность за последствия реа- лизации ситуации, связанной с риском [2].
Риски, с которыми сталкиваются финансовые институты, настолько мно- гообразны, что
не существует возмож- ности выработки унифицированных принципов их оценки и управления. Для того чтобы управление рисками было эффективным, требуется их группиров- ка, разделение на типы, внутри которых возможна разработка единых принципов их идентификации и оценки. Одним из таких крупных блоков для финансо- вых институтов выступают их риски в сфере отмывания денег и финансирова- ния терроризма. Необходимость отдельного рас- смотрения таких рисков обусловлена их высокой социальной значимостью, воз- можным масштабом последствий, свя-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 51 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
занным с этим государственным регу- лированием и мониторингом деятельно- сти финансовых институтов в данной сфере. Поэтому особенно актуальной является задача разработки методов их оценки, для чего первоначально требу- ется проведение их классификации. Это даст возможность формирования мето- дик, нацеленных на оценку конкретных рисков, что повысит эффективность управления такими рисками в целом. Сложность классификации рисков связана с тем, что в любой, даже про- стейшей, рисковой ситуации одновре- менно присутствуют несколько рисков, кроме того, они имеют свойство транс- формироваться. Поэтому для методоло- гических и практических целей управ- ления рисками представляется целесо- образным разрабатывать типологию рисков для конкретных задач. В про- тивном случае классификация рисков будет либо слишком общей, либо из- лишне громоздкой, что сузит возмож- ности ее практического применения.
В связи с высоким уровнем соци- альной и макроэкономической значимо- сти вопросы, связанные с рисками фи- нансовых институтов в сфере отмыва- ния денег и финансирования террориз- ма, подпадают под действие ряда зако- нодательных норм и рекомендаций. К ним относятся Федеральный закон
№115 « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных пре- ступным путем, и финансированию тер- роризма» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ) [3] (далее по тексту - ФЗ-115) и «Руководство по применению подхода, основанного на оценке риска, для провайдеров услуг траста и компаний (провайдеров УТК)» от
17.06.2008 Группы разработки фи- нансовых мер борьбы с отмыванием де- нег (далее по тексту - Руководство ФАТФ) [4] (межправительственной ор- ганизации, занятой выработкой миро- вых стандартов в сфере противодейст- вия отмыванию преступных доходов и
финансированию терроризма (ПОД/ФТ) [5]. Однако, как отмечается в п. 106 «Руководства по применению подхода, основанного на оценке риска, для про- вайдеров услуг траста и компаний» ФАТФ [4, п. 106], в настоящее время не существует согласованного набора ка- тегорий риска, также как и не существу- ет единой методологии применения этих категорий риска.
Предлагаемая классификация рис- ков финансовых институтов в сфере от- мывания денег и финансирования тер- роризма, с одной стороны, базируется на подходах, обозначенных в рамках указанных нормативных документов. С другой стороны, для целей оценки рисков требуется более четкая и полная классификация, построение которой и является целью данного исследования.
Учитывая сложившуюся ситуа- цию, для совершенствования инстру- ментария оценки и управления рисками финансовых институтов в сфере отмы- вания денег и финансирования терро- ризма мы можем предложить следую- щую типологию. Она разрабатывается в предположении, что разные типы рис- ков требуют различного
инструмента- рия, и не всеми рисками необходимо управлять. Риски финансовых институтов в сфере отмывания денег и финан- сирования терроризма очевидно отно- сятся к экономическим. При этом также могут быть разделены на типы по раз- личным критериям. При этом в части классификации критерии являются не- пересекающимися, то есть один риск может принадлежать только к одному типу по одному из критериев, а в неко- торых случаях, напротив, один и тот же риск описывается одновременно несколькими критериями.
Предлагаемая нами классифика- ция рисков финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансиро- вания терроризма наглядно представле- на на схеме (см. рис.1).
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 52
Критерии классификации
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
По местоположению По типам По вероятности і ежн л д « н и при 1 По масштабам По источникам
источников риска последствий реализации сти последствий риска
материальные
низкая степень вероятности
общие специфические
катастрофические
страновой
внешние
трудовые финансовые
потери времени
средняя степень вероятности
по типам операции
по типам финансовых институтов
значительные
умеренные незначительные
информационныи
тов/услуг
клиентскии
специальные
подлежащие обязательному контролю коммерческие банки по типам клиентов
не подлежащие обязательному контролю инвестиционные институты небанковские кредитнофинансовые институты физические лица юридические лица прочие
Рис.1. Классификация рисков финансовых институтов в сфере отмывания денег или финансирования терроризма
(Составлен автором)
В связи с тем, что рискам отмыва- ния денег и финансирования террориз- ма подвергаются все финансовые ин- ституты, виды деятельности которых значительно различаются, а, следова- тельно, отличны степень и форма под- верженности данным рискам, в качестве первого основания классификации можно взять тип финансовых институ- тов.
По принадлежности риски отмы- вания денег и финансирования терро- ризма можно укрупненно разделить на:
-общие для всех финансовых институтов;
-специфические.
К общим относятся те риски, ко- торые инвариантны к конкретному типу финансового института и могут сопут- ствовать процессам аккумулирования временно свободных денежных средств (государства, фирм, населения) с после- дующим вложением их в экономику. Специфические риски обусловлены особенностями конкретных типов финансовых институтов и выполняемых ими операций.
Специфические риски, в свою очередь, могут быть разделены по сле- дующим критериям. По типам операций:
- подлежащие обязательному контролю;
- не подлежащие обязательному контролю.
риск продук-
Под обязательным контролем, со- гласно ст.3 ФЗ-115, понимается сово- купность принимаемых уполномочен- ным органом мер по контролю за опе- рациями с денежными средствами или иным имуществом на основании ин- формации, представляемой ему органи- зациями, осуществляющими такие опе- рации, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации [3].
С точки зрения управления рис- ками отмывания доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма такое деление представля-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 53 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
ется важным, так как данные о подле- жащей обязательному контролю опера- ции передаются уполномоченному ор- гану, то есть помимо внутреннего кон- троля осуществляется ещё и внешний. В тоже время не подлежащие обязатель- ному контролю операции так же могут быть связаны с рисками незаконной фи- нансовой деятельности. Однако, их вы- явление возможно только посредством внутреннего контроля, то есть финансо- вый институт может сделать это исклю- чительно самостоятельно.
По типам финансовых институтов:
- риски коммерческих банков;
- риски небанковских кредитнофинансовых институтов;
- риски инвестиционных институтов;
- риски прочих финансовых ин-мтитутов.
Особенности финансовых инсти- тутов проявляются в специфике их дея- тельности, их целей и задач функцио- нирования. Согласно ст.5 ФЗ-115 [3] выделяются 13 видов организаций, осуществляющих операции с денежны- ми средствами и иным имуществом. Можно частично соотнести определен- ные данным законом виды организаций с приведенной нами укрупненной типо- логией.
Так, к небанковским кредитно- финансовым институтам можно отнести такие организации, как:
- ломбарды;
- кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации.
К инвестиционным институтам относятся:
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.
К прочим финансовым институтам можно отнести все те, которые не попадают в число вышеперечисленных, та- кие как страховые и лизинговые компа- нии.
По местонахождению источника риска:
-внутренние;
-внешние.
Внутренние риски существуют по причинам несовершенств и уязвимостей структуры и функционирования финан- сового института и связаны с персона- лом, системами безопасности данных и т.д. К внутренним факторам риска про- тиводействия отмывания доходов и фи- нансирования терроризма, согласно п.
85 Руководства ФАТФ [4, п.85], можно отнести недостаточные ресурсы для обеспечения соответствия требованиям, недостаточные меры контроля риска и недостаточное участие высшего руко- водства. Внешние риски имеют источ- ником лиц и организации, с которыми взаимодействует финансовый институт и которые могут иметь намерениями финансирование терроризма или отмы- вание денег. Согласно тому же пункту Руководства ФАТФ, наравне с дейст- виями третьих лиц к внешним факторам можно отнести политические и общест- венные события [4, п.85]. Наличие внутренних рисков означает наличие внутренней возможности реализации этих намерений, приходящих извне. Це- лью разработки инструментария оценки и управления рисками финансовых институтов в сфере отмывания денег и финансирования терроризма является минимизация внутренних рисков, в том числе посредством создания системы выявления рисков внешних и исключе- ния работы с контрагентами, имеющи- ми преступные намерения. Также для целей управления рис- ками отмывания денег и финансирова- ния терроризма представляется необхо- димым провести классификацию по масштабам последствий и по вероятно- сти реализации. Это связано с тем, что рисками с незначительными масштаба-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 54 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
ми последствий, как правило, управлять нецелесообразно вследствие несоответ- ствия между затратами на управление риском и возможным результатом. Так как риски реализуются не всегда, то управление риском в таких условиях может быть невыгодным для финансо- вого института. Поэтому одновременно необходимо делить риски по вероятно- сти их реализации.
По масштабам последствий риски делятся на:
-катастрофические;
-значительные;
-умеренные;
-незначительные.
Отметим, что число градаций по данному критерию может быть иным, также необходимо конкретизировать, какие величины потерь соответствуют каждой градации.
По вероятности реализации воз- можно выделение некоторого числа градаций, например, в качественных терминах от «почти невозможно» до
«практически достоверного» с указани- ем, находящееся в каких пределах зна- чение вероятности реализации риска соответствует каждой из них. Такая шкала должна разрабатываться для ка- ждого конкретного риска, так как в не- которых случаях наличие вероятности реализации риска даже величиной в
0,001 можно считать значительной для того, чтобы не пренебрегать ею при управлении системой рисков.
Однако необходимо отметить, что управление рисками финансовых ин- ститутов в сфере отмывания денег и финансирования терроризма отличается от управления рисками в других сферах практической невозможность исключе- ния из управления маловероятных и не- значительных по масштабу рисков. Тем не менее, классифицировать их по дан- ным критериям необходимо для разра- ботки и применения системы инстру- ментов управления рисками.
По типам последствий можно выделить такие риски, как:
-материальные;
-трудовые;
-финансовые;
-потери времени;
-специальные (ущерб здоровью людей, окружающей среде).
Данная классификация относится к основным последствиям самой риско- ванной ситуации, поскольку экономиче- ские риски всегда имеют денежную форму выражения [6], но первичными последствиями могут выступать и тру- довые затраты, и потери времени, и прочее.
Следующим выделенным основа- нием классификации является деление по источникам риска. Наименование основания классификации «по источни- кам» в определённой мере условно, по- скольку непосредственными источни- ками риска являются опасности и угро- зы. В данном же случае под источником подразумевается непосредственный «объект-носитель риска», то есть объ- ект, которому присуща неопределён- ность состояния, вследствие которой и возникает риск. Тем не менее, примени- тельно к рискам финансовых институ- тов в сфере отмывания денег и финан- сирования терроризма можно выделить следующие их виды по источникам:
-страновой (географический) риск, в том числе риск трансграничной деятельности; -информационный риск;
-клиентский риск;
-риск продуктов/услуг.
В Руководстве ФАТФ [4, п. 105] рассматриваются три наиболее часто используемые категории риска: страно- вой или географический риск, клиент- ский риск и риск продуктов/услуг. При этом уточняется, что степень серьезно- сти этих категорий риска (по отдельно- сти или вместе) при оценке общего рис- ка возможного отмывания денег может
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 55 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
различаться для различных провайдеров УТК в зависимости от их обстоятельств.
Отметим при этом, что информа- ционный риск, хотя и находит одно- кратное упоминание в данном докумен- те, не выделяется там обособленно. Од- нако очевидно, что информация, попа- дающая не в те руки, не к тому адресату может быть источником повышенной опасности как для отдельных лиц и компании в целом, так и в масштабе всей страны, в зависимости от характера документов и самой деятельности ком- пании. Последствиями реализации дан- ного риска могут стать различного рода финансовые махинации, шантаж и так называемые «преступления белых во- ротничков». В связи с этим представля- ется целесообразным рассматривать информационный риск отдельно в структуре рисков финансовых институ- тов в сфере противодействия доходов, полученных преступным путем, и фи- нансирования терроризма.
Рассмотрим более подробно выде- ленные по данному критерию виды рис- ка.
Следуя Руководству ФАТФ, стра- новой риск в данной классификации оп- ределяется совокупностью экономиче- ских и политических факторов, сло- жившихся на конкретной территории. Факторы, которые могут привести к определению того, что страна представляет повышенный риск, включают [4, п.
107]:
1)страны, в отношении которых введе- ны санкции, эмбарго или аналогичные меры, принятые, например, Организа- цией Объединенных Наций (ООН);
2)страны, определенные как такие, в ко- торых отсутствуют надлежащее законо-
дательство, нормативные акты и другие меры, касающиеся противодействия от- мыванию денег и финансирования тер- роризма;
3)страны, определенные как предостав- ляющие средства или оказывающие поддержку террористической деятельности, на территории которых действу- ют определенные террористические организации;
4)страны, определенные как имеющие значительный уровень коррупции или другой преступной деятельности.
Определение информационного риска как такового в Руководстве ФАТФ отсутствует. Однако, по нашему мнению, информационный риск пред- ставляет собой «риск возможного попа- дания предоставляемой информации, касающейся уязвимости финансовых и нефинансовых систем, в руки преступ- ников, занимающихся отмыванием де- нег, финансированием терроризма и других преступных элементов» [4, п.
58].
Клиентский риск - риск, связан- ный с клиентами или группами клиен- тов или операциями. В Руководстве ФАТФ отмечается, что он является чрезвычайно важным для разработки общей концепции риска [4, п.108].
Клиентские риски отмывания де- нег и финансирования терроризма мож- но подразделить по типу клиентов, взаимодействие с которыми осуществ- ляется в процессе финансовой опера- ции:
- клиент является физическим лицом;
- клиент - юридическое лицо.
Данное деление является методо- логически очень важным, так как прин- ципы работы финансовых институтов с физическими и юридическими лицами заметно различаются. Кроме того, как объекты исследования они имеют раз- личные характеристики, в том числе и те, которые могут быть доступны для наблюдения до начала работы с ними, и те, по которым можно заранее выявить наличие риска отмывания денег и фи- нансирования терроризма. Поэтому ме- тодики оценки и управления этими рис- ками для контрагентов финансовых ин- ститутов, являющихся физическими и юридическими лицами, принципиально
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 56 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
различны и должны разрабатываться отдельно.
Что же касается риска продук- тов/услуг, то проведение его подробной классификации не представляется целе- сообразным, так как каждый финансо- вый продукт/услуга может нести в себе риск, относящийся к сфере легализации доходов, полученных преступным пу- тем, и финансирования терроризма. По- этому особенности проявления этого риска непосредственно детерминируют- ся особенностями финансового продук- та или услуги. Однако очень важным для финансовых институтов является возможность раннего выявления тех сделок и операций, которые, вне зави- симости от их конкретного содержания, обладают признаками наличия повы- шенного риска в исследуемой сфере. Именно поэтому как отечественные, так и международные организации и контролирующие органы уделяют особое внимание выявлению подозрительных сделок.
Так, в Руководстве ФАТФ приво- дится следующий перечень факторов, подлежащих особому рассмотрению при идентификации риска, связанного с конкретными продуктами и услугами [4, п.109]:
1) компании-ширмы, компании, владение которыми осуществляется с использованием пакета акций, приобре- тенных подставными лицами, и кон- троль осуществляется через номиналь- ных или корпоративных директоров;
2) услуги, при оказании которых провайдеры УТК выступают в качестве финансовых посредников, непосредст- венно осуществляют получение и пере- вод денежных поступлений через счета, которые они контролируют в ходе оформления деловой операции;
3) другие услуги, имеющие целью сокрыть от компетентных органов не- надлежащим образом оформленную бе- нефициарную собственность;
4) ситуации, в которых трудно ус- тановить бенефициариев трастов, что может включать ситуации, в которых идентификация затруднена вследствие того, что бенефициарием траста являет- ся другой траст или корпоративная структура, или в трастовом договоре не указаны имена учредителя, бенефициа- риев или класс бенефициариев;
5) платежи, получаемые от несвя- занных или неизвестных третьих лиц, когда это не является типичным мето- дом платежа;
6) предложение от клиентов о вы- плате чрезмерно большого вознаграж- дения за оказанные услуги, когда обыч- но такое вознаграждение неоправданно;
7) услуги, которые по своему су- ществу предполагают большую ано- нимность и пр.
В свою очередь, Федеральная служба по финансовому мониторингу в Информационном письме от 02.08.2011 г. № 17 [7] определила перечень при- знаков операций, видов и условий дея- тельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами организаций, осуществляющих операции с денежны- ми средствами или иным имуществом, операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных пре- ступным путем, и финансирования тер- роризма. Это достаточно обширный пе- речень, причем необходимо отметить, что данные признаки только указывают на потенциальную возможность того, что операция такого рода может быть связана с противозаконной деятельно- стью, что детерминируется исключи- тельно вероятностным характером рис- ка.
Так, в данный перечень включены такие признаки операций, видов и усло- вий деятельности, как [7]:
- период деятельности с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, получения статуса
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 57 ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
адвоката, нотариуса составляет менее 1 года;
- клиент осуществляет взаимодей- ствие с организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исключительно через представителя, действующего по доверенности;
- клиент осуществляет расчеты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесения разовых платежей через платежный терминал на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте);
- адрес регистрации (места нахождения или места жительства) клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или учредителя совпадает с адресом регистрации (местом нахождения или местом жительства) фигурантов Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности и
прочие.
Предлагаемая классификация рис- ков финансовых институтов в сфере от- мывания денег и финансирования тер- роризма может служить основой для разработки конкретизированных, в том числе основанных на применении мате- матико-статистических методов, подхо- дов к оценке рисков такого рода, а так- же для формирования инструментария управления ими.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Финансово-кредитный энциклопе- дический словарь /Под общ.ред. А.Г. Грязновой.-М.:Финансы и статистика,2002(2004).
2.Кравцов В.Б., Синявская Т.Г. Генезис понятия риска в экономических системах: новый подход к дефиниции// Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ),
№1 (30), апрель, 2010. - с.33-39.
3.Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002
N 112-ФЗ, от 30.10.2002 N 131-ФЗ, от 28.07.2004 N 88-ФЗ, от 16.11.2005 N 145-ФЗ, от 27.07.2006 N 147-ФЗ, от
27.07.2006 N 153-Ф3, от 12.04.2007 N 51-ФЗ, от 19.07.2007 N 197-ФЗ, от
24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.11.2007 N 275-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от
17.07.2009 N 163-Ф3, от 05.07.2010 N 153-Ф3, от 23.07.2010 N 176-ФЗ, от
27.07.2010 N 197-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 08.11.2011 N 308-ФЗ)//СПС
«Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Ц^: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cg 1?гед=ёос; Ьа8е=ЬА'^п=121408.
4.ФАТФ - БАТБ - GAFI Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег «Руководство по применению подхода, основанного на оценке риска, для провайдеров услуг траста и компаний (провайдеров УТК) от 17.06.2008 [Электронный ресурс] Ц^: http://www.eurasiangroup.org/ru/news/typ
_12.pdf
5.ФАТФ - GAFI Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег «Сорок рекомендаций» от
20.06.2003 (с изменениями от
22.10.2004) [Электронный ресурс] Ц^: http://www.eurasiangroup.org/files/docum ents/40_recomendations.pdf
6.Кравцов В.Б., Синявская Т.Г. Методы управления финансовыми рисками. Учебное пособие. РГЭУ «РИНХ», Ростов-на-Дону, 2010.
7.Федеральная служба по финансовому мониторингу. Информационное письмо от
02.08.2011 г. N 17 «О признаках
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 58
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования
терроризма»//СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Ц^: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cg i?req=doc;base=LAW;n=117972.