Научная статья на тему 'Система взаимодействия Герценовского университета со школами-партнерами в условиях модернизации образования'

Система взаимодействия Герценовского университета со школами-партнерами в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Балакирева Э. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система взаимодействия Герценовского университета со школами-партнерами в условиях модернизации образования»

Чтобы найти верный подход к решению проблем детства, необходимо их рассматривать не в рамках какой-либо одной области знаний, а системно, на стыке ряда областей — мировоззренческой, культурологической, гуманитарной и естественнонаучной. При этом важно пытаться увидеть мир детства и ребенка в нем не только как продукт социализации и научения со стороны взрослых, педагогов, а как автономную, уникальную социально-биологическую и соци-

ально-культурную саморазвивающуюся реальность и уже на этой основе подготовить новое поколение педагогов, глубоко понимающих проблемы современного ребенка и готовых строить образовательный процесс на личност-но-ориентированных и гуманистических основах. В этом, на наш взгляд, и заключается основная миссия института детства как учебного и научно-исследовательского учреждения.

Э. В. Балакирева,

доцент кафедры педагогики, руководитель научно-практического центра профориентации абитуриентов

СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СО ШКОЛАМИ-ПАРТНЕРАМИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Герценовский университет представляет собой многоуровневую, многоступенчатую, открытую, вариативную развивающуюся систему профессионального образования. Многоуровневая система высшего образования в первую очередь ориентирована на получение педагогического образования определенного уровня (бакалавра или магистра). Это означает, что профессиональная подготовка педагогов осуществляется не по конкретным педагогическим специальностям: учитель предмета, воспитатель дошкольного учреждения и др., а по направлениям высшего педагогического образования.

В рамках модернизации образования педагогический университет предлагает обучающимся множество индивидуальных образовательных маршрутов и возможность индивидуального выбора направления и специальности, уровней, форм и темпов освоения образовательных программ.

При этом успешность реализации образовательных программ педагогического университета сегодня во многом зависит от условий их согласованности с образовательными программами старшей ступени школы (лицея, гимназии) или колледжа (училища).

Главным основанием для согласования образовательных программ в системе «школа—университет» выступает необходимость создания качественно новой образовательной системы, обеспечивающей реализацию принципа преемственности, личностной и профессиональной ориентации обучающихся, принципа индивидуализации и профилизации образовательного процесса.

Эта новая система должна представлять собой совокупность взаимосвязанных форм взаимодейст-

вия университета со школами, которые призваны обеспечивать плавный переход выпускника школы из состояния «абитуриент» в состояние «студент».

Успех решения этой задачи заложен в поиске механизмов согласования образовательных программ школы и Герценовского университета, которые несомненно повлияют на повышение качества высшего профессионального образования.

В качестве таких механизмов сегодня выступают: ассоциация «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области», институт довузовской подготовки, научно-практический центр профессиональной ориентации абитуриентов университета.

Дадим краткую характеристику этих механизмов.

Ассоциация «Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области»

Ассоциация создана на базе университета несколько лет назад. Она представляет собой современную форму организации сотрудничества и взаимодействия образовательных учреждений различного уровня и профиля с целью объединения усилий и формирования общественного мнения, оказания влияния на решение законодательных и управленческих органов по вопросам развития образовательных учреждений и образования в целом.

Сегодня в ассоциации насчитывается около 100 общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), что составляет почти 10% от общего количества школ в Санкт-Петербурге. Именно эти общеобразовательные учреждения

Система взаимодействия Герценовского университета..

объединены общей целью более качественной и целенаправленной подготовки выпускников к продолжению образования в Герценовском университете.

В рамках ассоциации реализуются программы повышения квалификации работников образовательных учреждений — членов ассоциации по проблемам проектирования и экспертизы образовательных программ профильной школы.

Несомненно, решение проблем выпускников общеобразовательных школ, связанных с продолжением образования в университете, во многом зависит от степени готовности педагогов школы к их решению. Это дает возможность образовательным учреждениям выбрать оптимальные способы решения проблем выпускников при выборе дальнейшего образовательного пути, снизить количество выпускников, которые на момент окончания школы еще не определились с ответом на вопрос «Куда пойти учиться?».

Современная ситуация в образовании требует еще более тесного сотрудничества нашего университета со школами. Это связано с введением профильного обучения на старшей ступени школьного образования.

Сотрудничество осуществляется на основе разработанных образовательных программ различного профиля для старшей ступени школы, которые согласуются с образовательными программами факультетов университета.

В настоящий момент в рамках ассоциации проходит эксперимент с учителями школ по разработке элективных курсов для учащихся 1011 классов на основе использования учебного пособия «Стратегии жизни: образование, профессия, карьера».

Уже есть первые результаты этой работы. Одним из таких результатов является не только разработка элективных курсов, но и желание учителей школ поработать совместно с преподавателями университета творчески, на добровольной основе, в атмосфере взаимной заинтересованности.

Учителя школ и преподаватели университета объединяются и сотрудничают в процессе проектирования профильных образовательных программ. Эта работа выглядит как новая форма повышения квалификации работников образовательных учреждений, которая позволяет буквально «выращивать» опыт совместной деятельности, командной работы. Способствует развитию таких весьма востребованных в современной педагогической практике профессиональных компетентностей, как коммуникабельность, гибкость и вариативность мышления, креативность мышления.

Разработанные профильные образовательные программы создают предпосылки для дальнейшего развития совместной деятельности преподавателей различных подразделений университета, например, кафедры педагогики, института довузовской подготовки, методических кафедр факультетов и работников образовательных учреждений по реализации задач профильного обучения в школе и профессиональной подготовке будущих педагогов к работе в условиях профильного обучения.

Кроме того, согласованные профильные образовательные программы в системе «школа— педагогический университет» могут стать основой для развития новых направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

Институт довузовской подготовки

Институт довузовской подготовки создан в 1995 году. Для выпускников школ и молодежи, окончивших школу несколько лет назад, институт предлагает различные формы профориен-тационной работы, направленной в первую очередь на подготовку к вступительным испытаниям и знакомству с будущей сферой профессиональной деятельности — это подготовительное отделение, подготовительный педагогический факультет, подготовительные курсы.

Сравнительно недавно, несколько лет назад, абитуриентам предлагаются новые формы довузовской подготовки, такие как малый факультет, например, физики, иностранных языков.

Качество подготовки абитуриентов по образовательным программам дополнительного образования определяется процентом поступления выпускников института довузовской подготовки в университет.

Ежегодно в институте обучается свыше 11001500 человек, которые относятся к категории профориентированной молодежи. В течение учебного года происходит незначительный отсев контингента, не превышающий 100 человек. Наиболее высокий процент поступления абитуриентов в университет стабильно показывают такие подразделения института, как подготовительное отделение (свыше 60%) и подготовительный педагогический факультет (около 55%).

В условиях реализации концепции модернизации российского образования, перехода к новой форме государственной аттестации — единым государственным экзаменам, особенно обостряется проблема профессиональной ориентации выпускников общеобразовательных учреждений.

Институт довузовской подготовки осуществляет профориентационную работу, организует

консультации для старшеклассников, их родителей, учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Способствует установлению творческого взаимодействия школы и факультета путем заключения двусторонних договоров. Ежегодно заключаются свыше 200 договоров со школами. Выпускники именно этих школ становятся нашими студентами.

Институт довузовской подготовки сотрудничает и с другими регионами России. Например, с гуманитарно-педагогическим лицеем г. Ухты. В рамках этого сотрудничества проводится предметная и профориентационная подготовка абитуриентов лицея к поступлению в РГПУ им. А. И. Герцена. Выпускники этого лицея также успешно выдерживают конкурсные испытания и становятся студентами университета.

Научно-практический центр профессиональной ориентации абитуриентов

В 2005 году на базе института довузовской подготовки был создан научно-практический центр профессиональной ориентации абитуриентов, основной целью которого является привлечение наиболее подготовленной и профессионально ориентированной молодежи к продолжению образования в РГПУ им. А. И. Герцена.

За последние 10 лет в РГПУ им. А. И. Герцена сложилась система творческого взаимодействия с образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы педагогического профиля (бывшие педагогические классы). Ежегодно свыше 400 человек — выпускников этих школ, пополняют ряды студентов Гер-ценовского университета. Практика показывает, что выпускники именно этих учреждений достаточно легко и быстро адаптируются в студенческой среде, в процессе обучения в университете. Именно эти студенты более активно участвуют в различных студенческих конкурсах, олимпиадах, становятся победителями и призерами. Именно эти студенты имеют устойчивую мотивацию в освоении профессии педагога. Особое влияние на процесс адаптации студентов в университете оказывают, на наш взгляд, неформальные контакты учащихся общеобразовательных учреждений с преподавателями факультетов, которые налаживаются задолго до поступления в университет.

Герценовская педагогическая олимпиада старшеклассников является одной из ярких и эффективных форм такого взаимодействия, которая сама по себе представляет собой неотъемлемую часть целой системы сотрудничества РГПУ им. А. И. Герцена с различными образовательными учреждениями.

Опыт проведения педагогических олимпиад для старшеклассников показывает, что общение в рамках олимпиады помогает школьникам разбираться в отношениях между людьми, привлекает их внимание к реальной действительности, используя жизненный опыт самих школьников, их родителей и учителей; к педагогической и художественной литературе, обращенной к проблемам становления человеческой личности, развития ее потенциальных возможностей; способствует установлению отношений с обществом в целом и с отдельными его членами; дает возможность определить место личности в обществе и во Вселенной, выявить ее потребности и интересы, творческие силы, уникальность каждой личности.

Для дальнейшего развития университета важны не только существенные изменения в организации и содержании учебного процесса, поиск новых форм, методов и средств, оптимизирующих образовательный процесс и повышающих профессиональный и научный потенциал педагогического образования, но и более полное представление о том, что происходит на довузовском этапе образования.

Перестраивая содержательно и структурно университетское образовательное пространство, необходимо хорошо ориентироваться в тех изменениях, которые претерпевает современная средняя школа. Именно эти изменения приводят к тому, что в университет приходят качественно другие абитуриенты. От ответов на вопросы: Какие они? Что ценят? На что сориентированы? Чем интересуются? — будут зависеть выбираемые ими направления образования; удовлетворенность достижениями как студентов, так и преподавателей вуза; реализация потенциальных возможностей участников образовательного процесса.

Интеграция воспитательных возможностей школы и вуза способствует расширению кругозора и профессиональных интересов старшеклассников, осознанному выбору ими своего будущего образовательно-профессионального пути.

В этой связи мы предполагаем, что именно такая форма взаимодействия в системе «школа— вуз» создает условия для личностной ориентации и выбора жизненной позиции старшеклассника по отношению к педагогической профессии.

Герценовский университет в последние годы предлагает школам наряду с традиционными формами подготовки абитуриентов к вступительным экзаменам (подготовительное отделение, подготовительные курсы, малые факультеты) достаточно интересные формы образовательной и профессиональной ориентации учащихся. Это в первую очередь предметные олимпиады, которые из года в год становятся все бо-

Система взаимодействия Герценовского университета.

лее популярными среди старшеклассников и привлекают к участию в ней все больше и больше ребят.

Таким образом, профессиональная ориентация абитуриентов осуществляется путем реализации активных форм организации и содержания взаимодействия общеобразовательных учреждений и Герценовского университета с целью удовлетворения информационных и образовательно-профессиональных потребностей абитуриентов.

Несмотря на то, что Герценовский университет сегодня демонстрирует достаточно высокий рейтинг среди других вузов России и

Санкт-Петербурга, высокий конкурс среди абитуриентов многих факультетов, мы понимаем, что еще много надо сделать для того, чтобы это положение было стабильным и постоянно улучшалось.

Ведущую роль в решении этой важной задачи университет отводит институту довузовской подготовки, координирующему взаимодействие факультетов и образовательных учреждений. Это взаимодействие должно быть направлено в первую очередь на поиск и реализацию активных и интерактивных форм отбора наиболее талантливой и подготовленной молодежи к поступлению в университет.

Т. В. Щербова,

директор института переподготовки и повышения квалификации работников образования

ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы значимая роль отводится развитию современной системы непрерывного образования. Постдипломное образование является важной составляющей этой системы и способствует решению ключевых задач, стоящих перед отечественным образованием, направленных на усиление его роли в социально-экономическом развитии страны: приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества; разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования; создание условий, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.

Представляется, что одним из перспективных направлений развития университетской системы образования является расширение ее деятельности за счет использования возможностей постдипломного образования. Оговоримся сразу, что под постдипломным образованием понимаем не систему отдельных учреждений и образовательных программ повышения квалификации, а идею, способную стать фактором инновационного развития системы университетского образования в целом за счет включения в процесс постдипломного образования высококвалифицированных кадров университета, использование его научного потенциала.

Но в начале несколько слов о самом термине «постдипломное образование».

Термин «постдипломное образование» отсутствует и в Законе «Об образовании», и в утвержденных Правительством РФ «Основных на-

правлениях развития образования в России», и в Федеральной целевой Программе развития образования на 2006-2010 годы, ряде иных нормативных документов. Представители государственных структур оперируют терминами «дополнительное образование» и «дополнительное профессиональное образование». Впервые термин «постдипломное образование» применительно к системе непрерывного профессионального образования прозвучал в Проекте-модели закона «О постдипломном образовании», рожденном в недрах системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации в 1998 году. Проект этого закона, по мысли его авторов, предполагалось внести на рассмотрение в Государственную Думу, но это сделано не было, и термин легитимным так и не стал. По сути, «постдипломное» означает «послевузовское» и является лишь малой частью системы непрерывного профессионального образования.

На наш взгляд, постдипломное образование — это составляющая непрерывного образования, направленная на удовлетворение образовательных потребностей специалистов, возникающих на протяжении всей жизни в связи с необходимостью адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, а также развитием индивидуальных способностей и интересов.

Можно выделить основные функции постдипломного образования: обеспечение развития системы непрерывного образования; формирование рынка дополнительных образовательных услуг; повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; ресурсное обес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.