СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОНГОЛИИ
Ганбаатар Жамсранжав
Институт химии и химической технологии, 13330, Монголия, Улаанбаатар, ул. Мира, Зд. IV Академии Наук Монголии, кандидат химических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории природных соединений, тел. 976(11)45-31-33, e-mail: ganbaatar_j amsranj [email protected]
Рассмотрены этапы формирования системы образования, пути оптимизации системы образования на современном этапе развития страны и определены основные направления реформ высшего профессионального образования в Монголии.
Ключевые слова: Монголия, высшее профессиональное образование, интеграция, глобализация, образовательная система, реформы образования.
HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM OF MONGOLIA
Ganbaatar Jamsranjav
Institute of Chemistry and Chemical Technology, 13330, Mongolia, Ulaanbaatar, Peace ave., IV Build., Mongolian Academy of Sciences, doctor (Ph.D) in chemistry, Senior researcher at the Natural Chemistry Laboratory, tel. 976(11)45-31-33, e-mail: [email protected]
In article considered the stages of education system’s formation, ways to optimize of education system on modern stage of country’s development and determined the main directions of higher professional education in Mongolia.
Key words: Mongolia, higher professional education, integration, globalization, educational system, education reforms.
Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы общества, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности и укрепления его социального статуса.
Монголия - страна с традиционной кочевой цивилизацией, поэтому органическое слияние народного духа, человека с природой - исконная черта традиционного монгольского общества. Монголы, будучи одним из древнейших народов мира, создали немало ценного в образовательной сфере. Монгольская цивилизация входит в историю человечества как одна из уникальных цивилизаций, распологающая богатым наследием в области образования народа, самобытной социализации личности, сохранения социокультурного механизма социальной преемственности и регулирования образовательных процессов.
Развитие высшего профессионального образования можно разделить на три периода: до 1921 г. - года провозглашения независимости; 1921-1991 гг.
- социалистический период развития; 1991 г.- по настоящее время - период модернизации образования.
В 1991-1992 гг. в области профессионального образования Монголии стали происходить важнейшие изменения, связанные с разрывом интеграционных связей со странами бывшего социалистического лагеря и появлением новых партнеров (США, Япония, Корея, Германия, Китай и др.). Монголия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), идеологией которой является неолиберализм, а образование рассматривается как коммерческая услуга. Как результат, в последующий период страна перешла с советской системы обучения (доступность и бесплатность, государственная монополия) на западные стандарты; ввели англосакскую модель образования, включающую три уровня: бакалавриат, магистрантуру и докторантуру; отменили государственную монополию на образование, появились частные вузы; количественно и качественно изменилась сеть высших учебных заведений страны и т.д. На все явления, происходящие в высшей школе страны, существенным образом повлияли всеобщие процессы интернационализации, интеграции, глобализации и регионализации.
В 1991 г. появились первые частные вузы Монголии [1], в 2013 г. их число достигло 40 [1]. В 1995 г. Великий Хурал Монголии принял Закон «Об образовании», в 2002 г. Закон «О высшем образовании Монголии», где высшими учебными заведениями одновременно стали университеты и колледжи. На 10000 чел. населения приходится 566 студентов (в 1983 г. -145), что сопоставимо со странами с развитой экономикой [2]. Ведущие вузы вышли за рамки своей отраслевой принадлежности и стали комплексными (многопрофильными). Экономические проблемы 90-х гг. ХХ века, охватившие все отрасли хозяйства, способствовали развитию в государственных и негосударственных вузах специальностей непроизводственного сектора экономики: переводчиков, юристов,
экономистов и программистов [3].
Анализируя статистические данные Монголии, можно предположить, что профессиональное образование страны будет двигаться в сторону подготовки специалистов для нужд горнорудной, строительной, транспортной, легкой и пищевой промышленностей.
Структура подготовки студентов в Монголии определяется профилью приоритетных направлений развития экономики страны. В последние 20 лет расширилась сеть высших учебных заведений за счет филиалов ведущих вузов страны, созданных на базе учреждений среднего профессионального образования (колледжей). После вступления в ВТО и формирования политики открытости в регионах и столице страны появились филиалы иностранных вузов. Структурная модель высшего образования в Монголии выглядит так: 164,4 / 5,0 / 1,0 (бакалавриат / магистратура / докторантура). Из общего числа студентов 8,5 % составлют магистранты и докторанты.
В Монголии продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Свободное перемещение через национальные границы ресурсов, людей, идей
- доминирующая тенденция современности. Одно из проявлений этой тенденции - сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Монголия задействована во многих международных проектах,
активно участвует в обмене учащимися, профессорско-преподавательским составом; традиции и нормы мирового образования свободно проникают в страну. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, в глобализации и интернационализации культуры, с другой, - в желании сохранить свою самобытность (культурную, языковую). Несомненно, все это способствует усилению взаимопонимания между монголами и представителями других стран, помогает подготовить дипломированных специалистов к конкуренции на международном рынке труда. Вместе с тем, помощь зарубежных инвесторов в сфере образования далеко не бескорыстна. Главное в этой работе - демонтаж социалистической системы образования, а также переориентация населения с социалистических на капиталистические идеалы демократии. Несмотря на проводимые руководством страны политику на развитие образования, монгольское общество недовольно сложившейся образовательной системой страны. Решение данной проблемы в стране видится несколькими путями. Первый путь - создание научно-исследовательских университетов мирового уровня. Для этого необходимо провести их укрупнение в научно-образовательный кластер. Предлагается создать один мощный государственный университет, объединив для этого материально-технические ресурсы всех государственных вузов страны.
По всей видимости, вузовская структура будет иметь двухуровневый вид: центральный объединенный государственный комплексный вуз и региональные - вузы аймаков. Для объединенного научно-образовательного кластера задачей станет подготовка специалистов высокого уровня и вхождение в элиту учебных заведений мира («ТОР-500»), для региональных вузов - решение социально-экономических задач на уровне аймаков. Необходимо продолжить практику обучения монгольской молодежи в зарубежных учебных заведениях. Здесь страна уже сейчас значительно расширила спектр стран. В настоящее время за рубежом обучается более 10000 студентов из Монголии. Развитие рыночных отношений и стремление монгольского, государства войти в международное образовательное пространство привели к существенным изменениям в сфере высшего образования. Ежегодно в ВУЗы страны поступает более 20 % всех выпускников общеобразовательных учреждений [4, 5]. Такая ситуация объясняется несколькими причинами: осознанием значимости высшего образования среди состоятельных граждан Монголии, падением престижа профессионально-технической подготовки в обществе, неопределенностью перспектив трудоустройства. Монгольские ВУЗы осваивают модульную технологию обновления содержания образования в целях повышения удельного веса самостоятельной работы студентов, овладения методами личностно-ориентированного подхода к организации педагогического процесса.
Социальные изменения в XXI веке нашли свое отражение в государственных документах Монголии, посвященных модернизации национальной системы образования - Концепция модернизации образования в Монголии на период с 2006 до 2015 г. В целом в Монголии создана прочная
нормативно-правовая база для осуществления политики в области образования, основой для которой являются закрепленные Конституцией страны гарантии. Принципы государственной политики в области образования основываются на Конституционных нормах и являются базовыми, не только для подготовки правовых законодательных актов в области образования, но и для непосредственной реализации их в отдельно взятом учебном заведении. Среди основных направлений реформы образования можно выделить демократизацию системы обучения и воспитания, гуманитаризацию, гуманизацию и компьютеризацию процесса образования.
Основными инструментами практической реализации большинства направлений современной государственной образовательной политики Монголии являются различные программы, планы и положения. Реформы образования получили статус государственной политики, так как руководство страны осознает, что уровень образования населения определяет ее будущее. Государственная политика направлена на развитие всех форм и типов образовательных учреждений. В целях повышения качества образования, был осуществлен переход к государственным образовательным стандартам.
Таким образом, в образовательной, сфере Монголии формируются тенденции, отражающие реальные изменения в экономических и социальных приоритетах государства. Признается право частной собственности в образовании, допускается вариативность форм получения образования, возрождаются традиционные национальные ценности в его содержании, утверждается децентрализация управления образованием, поощряются иностранные инвестиции и международное сотрудничество в этой области. Названные тенденции развиваются в той или иной мере во всех звеньях монгольской системы образования. Система образования в монгольском обществе может быть оптимизирована на управленческих уровнях: путём соблюдения принципов государственной образовательной политики, реформирования образовательных процессов (их содержания, направленности, организационно-методического оснащения) на основе модернизации управленческих структур и отношений на национально -государственном уровне, в том числе с помощью механизмов заимствования прогрессивного международного опыта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балдаев Р. Л. Народное образование в Монгольской Народной Республике. - М.,
1971.
2. Томских А. А. Высшее образование Монголии (отраслевой и территориальный аспект) // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр. - 2010. - № 6 (3). - С. 191-195.
3. Дэмбэрэл Ц. Необходима реорганизация высшего образования Монголии // Пресса Монголии: Обзор № 26 от 21.09.2008.
4. Монголия: справочная информация, 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mongolia-russia.mn/lang-en/law/347-mongolia-brief-info.
5. Энхбаяр Я. Человек является мерилом всего // Монголия сегодня. - 2005. -№ 41(190).
© Ганбаатар Жамсранжав, 2014