ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. КАДРЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Л.Н. Рулиене
УДК 378 . 1
Модернизация высшего образования в Монголии: достижения и проблемы
В статье охарактеризованы этапы развития высшего образования в Монголии . Отмечается вклад России в становлении Монгольского государственного университета . Обсуждаются позитивные и негативные последствия структурных и программных преобразований, результаты внедрения либерального образования
Ключевые слова: высшее образвание в Монголии, Монгольский государственный университет, интернационализация, модернизация, либеральное образование.
В современном быстро меняющемся, непредсказуемом мире происходят глобальные противоречивые процессы в различных сферах жизнедеятельности народов и государств . Наш интерес направлен на образование как особую ценность государства, общества, личности В образовании происходит непрерывный процесс трансляции, обмена знаниями, практическими навыками, творческими и мыслительными способностями людей, обладающих совокупностью личностных качеств . Современное общественное развитие требует от человека готовности к постоянному обучению и приобретению новых умений [1, с . 5], позволяющих ориентироваться в сложных процессах жизнедеятельности, принимать ответственные решения [10, с. 19]. Результаты образования (грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура) составляют продукт социализации личности. Поэтому образование являет собой имманентную характеристику качественного изменения современного общества Образование также развивается и может рассматриваться как бесконечное и противоречивое движение по восходящей спирали, включающее в себя отступления, возвращения назад, но отличающееся прогрессивной направленностью [12] .
Образование является наиболее уязвимым общественным институтом в плане изменений «извне» и «сверху»: «Система образования ощущает весьма сильное влияние политико-экономической жизни
© Батаа Н . , Рулиене Л . Н . , 2016
страны» [5] . Одним из следствий такого влияния и воздействия являются непрекращающиеся реформы и модернизации . Об этом свидетельствует статистика поисковой системы научной электронной библиотеки «КиберЛе-нинка» [9]. Ключевое словосочетание «реформа образования» встречается в более чем 55,5 тысячах статьях научной базы «КиберЛенинки», наибольшее количество статей на эту тему опубликовано в разделах «Экономика и экономические науки» (17 866), «Народное образование. Педагогика» (12 277) .
Рассматривая реформы образования [8] как социальный проект по изменению содержания, структуры, методов, форм образования на государственном и межгосударственном уровне, мы в данной публикации обсудим цели и результаты модернизации высшего образования в Монголии .
Развитие высшего образования в Монголии принято делить на три этапа: до 1921 года (провозглашение независимости), 1921—1991 годы (социалистический период), с 1991 года (период модернизации) [4] . Нам трудно согласиться с такой периодизацией, т. к. до 1942 года в Монголии не было высших учебных заведений Поэтому предлагаем признать, что в истории высшего образования в Монголии к настоящему времени известны два этапа: первый (1942—1991 годы) — становление высшего образования в социалистической республике; второй (с 1991 года) — модернизация высшего образования в условиях парламентской республики
Первое высшее учебное заведение — Монгольский государственный университет — было открыто в 1942 году по инициативе министра народного просвещения Монголии (Т. Машлай) и при поддержке С . П . Кафтанова, председателя Всесоюзного Комитета по делам высших учебных заведений при Совете Народных Комиссаров СССР Несмотря на то, что шла Великая Отечественная война, крупные советские вузы (МГУ имени М . В . Ломоносова, Московский первый медицинский институт, Сельскохозяйственная академия им . Тимирязева и др.) отправили в Монголию учебники и пособия, оборудование и приборы для лабораторий по физике, химии, ботанике, зоологии и животноводству. В это же время в Улан-Батор прибыли семь высококвалифицированных научных работников . Деятельность Монгольского государственного университета основывалась на трех принципах советской системы образования: доступность, бесплатность и государственная монополия . В вузе прошли подготовку представители нынешнего поколения монгольской элиты — интеллигентные и высококвалифицированные кадры, руководители различных ветвей власти Монголии
В 1990 году в Монголии произошла демократическая революция, в 1992 году была принята новая Конституция, страна перешла на рыночную экономику, сложилась многопартийная система В новых политических и экономических условиях высшая школа Монголии приступила к модернизации: была внедрена англосаксонская структура степеней [7] (бакалавр/магистр) как инструмент достижения общности образовательного пространства, при которой кредиты, экзамены и дипломы становятся конвертируемыми
Современный этап развития высшего образования в Монголии пришелся на период интернационализации образования — процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерений к целям, функциям, поставке поствторичного образования [15]. В условиях информационного общества резко увеличились масштабы и скорость интеграции образования В активную фазу перешла либерализация образования, позволившая перейти к «свободной торговле» в сфере высшего образования [11] и установить рыночные цены на образовательные услуги .
Интернационализация образования отразилась в высшей школе Монголии: первое место прочно занимают государственные университеты (Монгольский государственный университет, Монгольский государственный университет науки и технологии, Медицинский университет Монголии, Монгольский институт производства и торговли, Монгольский государственный университет образования), с ними активно конкурируют коммерческие вузы, объединившиеся в «Союз негосударственных вузов Монголии» [13] . Отметим, что более 70% современных вузов страны — небольшие частные учебные заведения В начале 2000 года в частных вузах Монголии обучались более 140 тыс. студентов, в 2012/2013 учебном году — более 175 тыс. человек.
В настоящее время в Монголии создана правовая среда для функционирования государственных и негосударственных вузов, доля иностранных инвестиций в области высшего образования неуклонно увеличивается, установилась многоуровневая подготовка специалистов: бакалавриат — магистратура — докторантура, расширяется сотрудничество монгольских и зарубежных вузов
В течение последних 20 лет возрастает интерес населения к высшему образованию, особенно в отдаленных регионах страны Впервые в истории страны 20% вузов расположены на периферии, в крупных населенных пунктах аймаков
На фоне количественного роста вузов актуальной становится задача повышения качества обучения с тем, чтобы приблизить монгольские вузы к мировым стандартам Для достижения этой цели в Монголии последовательно сокращают количество государственных вузов . В 2009/2010 учебном году было 146 университетов, из них 42 — государственных . В соответствии с постановлением правительства Монголии (2010 год) количество государственных учебных заведений сокращено с 42 до 16 В настоящее время в Монголии функционируют 15 государственных и 90 негосударственных вузов, 5 филиалов зарубежных учебных заведений Сокращение числа государственных вузов обусловлено увеличением конкурентоспособности частного сектора в системе высшего образования
Отметим, что высшее образование в Монголии — платное (с 1993 года) . Студенты не оплачивают свое обучение в следующих случаях: 1) при получении государственной академической или государственной социальной стипендии (безвозмездной или льготной), 2) если назначена повышенная
или именная стипендии . Государственная академическая стипендия предоставляется студентам, получившим 700 баллов за ЕГЭ, или студентам, получившим более 3 баллов во время экзаменационной сессии . Государственная социальная стипендия выплачивается студентам-сиротам, студентам-инвалидам, студентам, у которых семейный доход не превышает прожиточный минимум . Повышенную стипендию получают 50—100% студентов за различные виды деятельности (учебную, научную, общественную, культурно-массовую и спортивную). Что касается стоимости обучения, то она постоянно повышается: в 2008—2009 годах плата за один учебный год составляла 700—720 тыс тугриков (более 23 тыс рублей), в настоящее время — 1 800 тыс . тугриков (около 60 тыс . рублей) .
Продолжительность обучения для получения первой академической степени (Bachelor's degree) составляет 3—5,5 лет, но для большинства специальностей нормативный период обучения составляет 4 года. В вузах постепенно внедряется кредитная система, для получения степени бакалавра обычно требуется получение не менее 120 зачетных единиц (кредитов) По медицинским специальностям присуждается профессиональная квалификация после шести лет обучения . Академические степени в области гуманитарных, социальных и инженерных наук, менеджмента и образования, присвоенные аккредитованными учебными заведениями, подтверждают также профессиональные квалификации их обладателей . Решение по присвоению бакалаврской степени принимается компетентной комиссией вуза, однако ее состав утверждается Министерством образования, науки и культуры Монголии .
Следующий уровень высшего образования продолжительностью от 1,5 до 2 лет после получения первой академической степени завершается присвоением степени магистра, при условии получения не менее 30 кредитов и защиты магистерской диссертации
К программам докторской подготовки имеют доступ обладатели степени магистра После нескольких лет обучения и получения 60 кредитов (из них 18 кредитов — за защиту диссертации) получают степень доктора философии (Doctor Of Philosophy — Ph. D) . Решения по присуждению степени Ph D принимает Высший Совет академических степеней и званий (Supreme Council for Academic Degrees and Titles) .
Таблица 1
Система высшего образования в Монголии
Возраст Сроки Обучения Ступени образования
25-27 3—4 года Аспирантура (докторантура)
23-24 1—2 года Высшее образование (магистратура)
18-22 4—6 лет Высшее образование (бакалавриат)
Поскольку оплата обучения зависит от тарифа кредитных часов, то тариф кредитного часа устанавливается ректоратом вуза каждый год в зависимости от инфляции и экономических обстоятельств. Организация учебного процесса на основе кредитной системы создает условия для активизации учебной деятельности студентов, обеспечивает качество и эффективность обучения
Основными документами, регламентирующими учебный процесс, являются учебные программы и планы, которые разрабатываются соответст-вущей кафедрой, одобряются ученым советом вуза и утверждаются ректором на основе решения Министерства образования и науки Монголии .
Вузы Монголии планомерно наращивают инфраструктуру образовательного процесса . Так, в Монгольском государственном университете с 2010 года внедрена электронная учебная система «Sisi» (http://www. sisi . num. edu . mn). С 2015 года прием абитуриентов в университет осуществляется в электронной форме (www. num. edu. mn) . Монгольский университет науки и технологии (МУНТ) из-за растущего приема вынужден был решать проблемы нехватки аудиторий и перегруженности преподавателей Так, университет провел ИКТ-реформу, начал активно использовать информационные управленческие системы (ИМИС)
В Монголии расширяется практика обучения монгольской молодежи в зарубежных учебных заведениях. В настоящее время зарубежом обучается около 9,5 тыс. студентов из Монголии, в том числе в Китае — 2,3 тыс . , чуть меньше в вузах Японии и Турции . В России обучается 1,3 тыс . студентов (в 126 вузах) . Самое большое количество студентов учатся в Иркутске (800 человек) . В российских вузах для монгольских студентов действует ежегодная квота (более 200 мест)
Вместе с тем правительство Монголии активно занимается совершенствованием вузовского образования . Так, начиная с 2012 года проведены две крупнейшие реформы: 1) структурное преобразование, 2) программное преобразование Так была оптимизирована организационная структура Монгольского государственного университета . Если раньше в его составе было 17 институтов и 2 региональных института (Орхонский и Дзавханс-кий), то теперь количество институтов сократилось на 12 единиц .
Другим направлением модернизации высшего образования в Монголии является совершенстование содержания и технологии обучения С 2014 года в вузах внедрены индивидуальные планы обучения, предоставляющие студентам свободу выбора учебных курсов, методы обучения в малых группах, междисциплинарный подход, диалогические формы проведения занятий, программный принцип построения учебного плана В вузах вводится модульная технология обновления содержания образования, повышается роль самостоятельной работы студентов, делается акцент на лич-ностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса . Такие преобразования актуальны, т к сегодня на рынке труда требуются самостоятельные работники, готовые нести ответственность за принятые
решения, сотрудничать в группах, обладающие информационной культурой и культурой делопроизводства, компетенциями в области менеджмента, лидерства. Необходимость подготовки высокоинтеллектуальных работников требует усиления общенаучной и методологической подготовки студентов . Поэтому монгольские студенты изучают общенаучные и базисные дисциплины в течение 2—3 семестра, после того будут выбирать профессию и изучать профессиональные дисциплины
Вследствие таких изменений:
— студенты получили возможность выбирать предметы из общенаучных дисциплин в соответствии со своими интересами, потребностями и способностями;
— в учебный план включены дисциплины (история Монголии, традиции Монголии, монгольский язык, старомонгольская письменность, стилистика монгольского языка, философия), способствующие не только развитию интеллектуальных, коммуникативных компетенций, но и национально-культурной идентичности, что особенно важно в условиях широкого проникновения западной культуры в современное монгольское общество;
— для студентов первого курса организованы пропедевтические курсы, направленные на развитие академических навыков чтения, письма, аудирования на иностранных языках, исследовательской и учебной культуры, навыков правильной организации и планирования времени; поэтому студенты стали легче преодолевать трудности адаптационного периода в новой учебной атмосфере и образовательных условиях
Проводимые преобразования позволяют монгольским вузам приблизиться к международным стандартам образования В этом состоит еще одно положительное значение модернизации высшего образования Монголии
Вместе с тем следует обратить внимание на трудности, связанные с внедрением системы либерального образования в Монголии:
1) значительные финансовые расходы, связанные с созданием электронной инфраструктуры учебных заведений (электронный документооборот, электронные библиотеки и др );
2) увеличение нагрузки преподавателей из-за необходимости переработки учебных планов и программ;
3) организационно-методические и психологические издержки, связанные с обеспечением готовности преподавателей, студентов к нововведениям;
4) отсутствие высококвалифицированных специалистов с опытом организации новой системы обучения и недостаток учебно-методической и материально-технической базы [6].
Таким образом, высшее образование в Монголии, вступив в период активной модернизации содержания и технологий обучения, испытывает немалые трудности Полагаем, что для снижения рисков модернизации и повышения эффективности ее результатов, монгольским вузам стоит обратить внимание на опыт российских вузов по выявлению и решению
проблем интеграции в мировое образовательное пространство. Например, выявлено, что движущими силами внутренних преобразований в университетах являются университетские администраторы, студенты, выпускники и работодатели . И именно от того, как они вовлечены, заинтересованы в изменениях или действует «договор о невовлеченности» [14] (отказ от изменений), зависит результат преобразований .
Литература
1 . Актуальные проблемы бизнес-образования: Материалы IX Международной научно-практической конференции, 8—9 апреля 2010 года . Минск: Национальная библиотека Беларуси, 2010 . 368 с .
2. Бадарч Д., Сазонов Б.А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: Монография . М . : Бюро ЮНЕСКО в Москве: ТЕИС, 2007. 190 с .
3. Дэмбэрэл Ц. Необходима реорганизация высшего образования Монголии // Пресса Монголии . Обзор № 26 от 21 . 09. 2008 .
4. Жамсранжав Г. Система высшего профессионального образования Монголии // Интерэкспо Гео-Сибирь . 2014. С. 103 .
5. Иванова С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме // Ценности и смыслы . 2013 . №1 (23). С. 5.
6. Кекеева З.О. Основные тенденции развития образовательного пространства в Монголии и Китае // Известия ВГПУ 2008 . № 9 . С . 164—168 .
7. Крупенникова Л.Ш. Англосаксонская и американская модели образования . Болонский процесс (Сравнительно-социологический анализ) // Теория и практика общественного развития . —2005. № 2 . С . 22—23 .
8. Луков В.А. Реформы образования // ЗПУ 2005. № 3 . С . 217—219 .
9. Научная электронная библиотека «Киберленинка» // Ассоциация «Открытая наука». [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka . ru .
10 . Научные основы развития образования в XXI веке: 105 выступлений членов Российской академии образования в СПбГУП / Сост. , ред . А. С. Запе-соцкий, О. Е. Лебедев. СПб. : СПбГУП, 2011 . 672 с. 11. Никольский В. Глобальное образование: пределы либерализации // Высшее
образование в России 2004 № 8 С 17—25 12 . Новая философская энциклопедия: в 4 т. // Ин-т философии РАН; Нац . обществ . -науч . фонд; Предс . научно-ред. совета В . С. Степин . М . : Мысль, 2000—2001
13. Томских А.А. Высшее профессиональное образование Монголии в мировых стратегиях развития // Перспективы науки . 2011 . № 9 (24) . С . 7.
14. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования . 2012 . № 2 . С. 159—191 .
15. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education . 2003 . № 33 . P. 2—3 .