Научная статья на тему 'Система упражнений по обучению говорению'

Система упражнений по обучению говорению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5447
646
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / ORAL SPEECH / ГОВОРЕНИЕ / SPEAKING / МЕТОДИКА / METHODOLOGY / РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ / TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова О. В.

В статье анализируются современные методы обучения устной речи иностранных студентов, обсуждаемые в методической литературе, и система наиболее эффективных упражнений по обучению говорению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF THE EXERCISES ON TRAINING SPEAKING

Modern methods of oral speech training of the foreign students and system of the most effective exercises on training speaking are analyzed.

Текст научной работы на тему «Система упражнений по обучению говорению»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODOLOGY OF TEACHING LANGUAGES

УДК 808.2(1-87):371.32

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Новикова О.В.

Россия, г. Воронеж, тел. +7(473) 271-50-48; e-mail: [email protected]

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

The chair of Russian language and cross-cultural communication, candidate of philological sciences, associate professor Novikova O.V. Russia, Voronezh, tel. +7(473) 271-50-48; e-mail: oljanovik @mail.ru

О.В. Новикова

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ГОВОРЕНИЮ

В статье анализируются современные методы обучения устной речи иностранных студентов, обсуждаемые в методической литературе, и система наиболее эффективных упражнений по обучению говорению.

Ключевые слова: устная речь, говорение, методика, русский как иностранный.

SYSTEM OF THE EXERCISES ON TRAINING SPEAKING

O.V. Novikova

Modern methods of oral speech training of the foreign students and system of the most effective exercises on training speaking are analyzed.

Key words: oral speech, speaking, methodology, teaching Russian as a foreign language.

Устная речь является одним из важных компонентов в процессе обучения иностранных учащихся русскому языку. Отсутствие полноценного общения затрудняет их нахождение в стране изучаемого языка и ведет к невозможности в целом процесса обучения.

На самом начальном этапе обучения устной речи уделяется особое внимание, используется принцип «устного опережения». Это значит, что студенты должны сначала заговорить, а уже потом научиться хорошо читать и писать.

Чтобы овладеть устной речью, необходим, в первую очередь, развитый слуховой и речевой аппарат, а также способность к смысловой догадке и прогнозированию, знание речевых клише, знание национальных стандартов поведения, знание типичных тем и их выражения в речи, умение «переключаться» на собеседника и включать его в разговор, знание речевых формул и т.д. [1]

Устная речь предполагает две стороны: аудирование и говорение. Остановимся подробнее на последнем. В учебниках («Время учить русский», «Дорога в Россию»), которыми мы пользуемся на занятиях, упражнения по обучению УР представлены в разной степени. Можно выделить 4 группы упражнений.

Технические упражнения предполагают формирование навыков правильного произношения звуков, их сочетаний, интонации (скороговорки, пословицы, фонетические упражнения) и тренировку оперативной памяти (многократное проговаривание слов, словосочетаний, предложений - упражнение «Снежный ком»).

© Новикова О.В., 2012

Подобные имитативные упражнения требуют разработки артикуляционного аппарата, знания ритмических моделей слов и интонационных конструкций. Поэтому полезны специальные задания, тренирующие движения губ, языка, раскрытие рта. Опыт работы с иностранными студентами показывает, что эффективным приемом обучения является исполнение песни, которая и формирует навыки произношения, и тренирует память, заставляя запоминать необходимые речевые формулы, и снимает психологические барьеры.

Языковые упражнения (знание слов и грамматических форм) - это не только прого-варивание и заучивание, но и анализ структуры слова и предложения. Наиболее эффективны упражнения, формирующие навык эквивалентных замен («Скажите по-другому»), прогнозирования («Составьте словосочетания», «Закончите предложение», «Из слов и словосочетаний составьте предложение»), умение ответить и задать вопрос («Восстановите вопрос или ответ»). К сожалению, в учебниках почти не встречаются задания на знание частей речи (типа «Разделите слова на 4 группы: что? кто? какой? как?»), структуры предложения («Постройте предложение по модели: Кто? делает что? как? где?») и структуры слова («Образуйте наречия от прилагательных, выделите суффикс»; «С помощью суффикса -тель- образуйте существительные со значением человек»). Последние упражнения особенно важны для развития потенциального словаря студентов.

Речевые упражнения предполагают соотношение речевых моделей и ситуаций, проигрывание ситуаций, автоматизацию навыков. Как правило, такие упражнения задают определенную ситуацию, в которой происходит диалог. Важно, чтобы эти ситуации были актуальны для студентов и охватывали весь круг их общения. Студенты составляют диалоги по предложенному образцу, меняя слова. Более сложными будут задания на восстановление реплики диалога, продолжение диалога, перевод монолога в диалог, составление диалога по картинке и т. п.

Коммуникативные упражнения (от смысла к фразе) - это перенос навыка на новые ситуации. Здесь от студентов требуется быстрая реакция при решении проблем, артистизм, догадка, реактивность. Коммуникативные упражнения - это творческие задания, например: подготовить диалог на тему «Как мы провели день»; составить анкету, провести опрос, подвести итоги; подготовить вопросы для интервью и провести его (с любым историческим, политическим деятелем, писателем или самим преподавателем). Для создания диалога предлагаются разные ситуации: 1) Вы хотите пойти в бассейн. Договоритесь, где и когда вы встречаетесь; 2) К вам приехал друг. Покажите ему Воронеж; 3) Вы едете в Москву в посольство. Узнайте, где оно находится и как туда добраться и т.д.

Ситуативность из важнейших принципов коммуникативно-направленного метода обучения, или обучения в сотрудничестве [2], который занимает ведущее место среди современных технологий обучения устной речи. Ситуативность как принцип означает, что все обучение говорению происходит на основе и при помощи ситуаций. Говорение есть выражение своих мыслей в целях решения задач общения. В связи с этим целью обучения следует считать не язык и не речь, а речевые ситуации.

По мнению методистов, главная проблема состоит в том, чтобы создать естественные ситуации в рамках учебного процесса, так как речевые единицы, произнесенные или воспринятые вне ситуации, не остаются в памяти, так как не являются значимыми для человека. В естественных ситуациях обучение протекает скрыто: обучаемый включает в свое поведение речевые действия на иностранном языке, не ставя перед собой такой цели. Однако главным препятствием к созданию естественных ситуаций общения в учебной обстановке является то, что обучаемый традиционно все, связанное с учебным процессом, относит к учебной активности. Для того, чтобы преодолеть это препятствие, преподаватель должен обладать способностью перевоплощаться из человека «обучающего» в человека «беседующего». Для этого нужно владеть техникой вербального и невербального общения, быть естественным, искренним, быть выразительным интонационно, в жестах, мимике, уметь двигаться во время обще-

ния, уметь слушать, уметь держать в поле зрения сразу несколько объектов, быть тактичным, доброжелательным.

Способы создания естественных ситуаций общения разнообразны: тексты, рисунки, фразеологизмы, пословицы и поговорки, музыкальные произведения и видеоматериалы. Так, одним из методических приемов является введение текстов со словесно не выраженными, подразумеваемыми сюжетными звеньями (яркий пример - анекдот) [3]. Преподаватель с помощью заранее продуманных вопросов побуждает студентов восполнить опущенные звенья текста тем содержанием, которое в них подразумевается. Например: - Ахмед, Вы опоздали на занятие.

- Извините, преподаватель, я сегодня проспал.

- Как? Вы и дома спите?

Суть содержания текста - то, что Ахмед на занятиях спит - словесно не выражена, она подразумевается. Можно задать вопросы: Почему преподаватель удивился, узнав, что Ахмед дома спит? Как Ахмед учится? Почему его не отчисляют из университета? В ответ мы получим естественную речевую реакцию.

Еще пример: - Сколько тебе лет, девочка?

- Когда я гуляю с папой, мне 11 лет, а когда с мамой - только 9.

Можно задать следующие вопросы: Сколько на самом деле девочке лет? Почему мама уменьшает ее возраст? Все ли женщины так делают?

Другим методическим приемом является предложение коммуникативно-педагогических ситуаций. Для их создания нужно пользоваться любым удобным случаем, даже при выполнении языковых и речевых упражнений. Например, при изучении грамматической модели «Кто что любит делать» (Антон любит курить) преподаватель может задать вопрос: А это хорошо или плохо? Почему? Возникшее коллективное обсуждение, приближающееся к естественному, активизирует устную речь, так как требует быстрой реакции и затрагивает «эго» учащихся.

Общение возникает в том случае, когда преподавателю удается с опорой на содержание вызвать различное отношение к одним и тем же вещам. Конечно, задание к любому упражнению можно сформулировать таким образом, чтобы оно выражало какой-либо стимул, побуждающий высказываться в процессе реальной коммуникации, тогда в центре внимания оказывается речевая, а не формально-грамматическая задача.

Работа с видеофильмами и видеосюжетами хороша тем, что позволяет преподавателю не только создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, но и знакомит студентов с принятыми нормами речевого взаимодействия и особенностями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка. Это дает возможность сделать урок более информативным, эффективным, познавательным и интересным [4].

Ситуативное обучение - это всегда коллективная работа. Поэтому наиболее эффективными формами обучения говорению являются ролевая игра, интервью, проблемные задания, составление инструкций, дискуссии и т. д. Ролевая игра обучает спонтанному говорению. В ее основе лежат суггестопедические принципы обучения - использование скрытых возможностей человеческой памяти. Когда студент говорит не от своего имени, а от имени вымышленного героя, происходит снятие коммуникативных барьеров, увеличивается объём речевой практики, появляются элементы неожиданности, которые характерны для реального спонтанного общения.

В методической литературе рассматривается еще один метод обучения говорению [5] - центрированное обучение, т. е. самостоятельное приобретение знаний; возникновение внутренних потребностей в саморазвитии, что формирует сознательность, активность, ответственность студентов и адекватную их самооценку. Например, урок с заменой преподавателя (занятие, организованное самими студентами).

Большое значение в обучении говорению имеет и внеаудиторная работа. Это также групповая форма организации, способствующая повышению мотивации к учению, повышающая деловой статус студента в коллективе, вносящая разнообразие в его жизнь.

Библиографический список

1. Акишина А.А., Каган О.Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: Рус. яз. Курсы, 2002.

2. Князева Т.Ю.Роль и значение моральных дилемм в развитии спонтанного беглого говорения на иностранном языке. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - № 3. - С. 35-41.

3. Савицкая Н.С., Даниленко Р.М. Использование аутентичных видеоматериалов при формировании навыков говорения на занятиях по иностранному языку. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 2. - С. 152-153.

4. Томилова В.М. Стратегия образовательной деятельности при обучении иностранным языкам. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2011. - № 2. - С. 166-169.

5. Маркова О.В., Подгорская О. Н. Способы создания естественных ситуаций общения при обучении устной речи в вузе. // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. -№ 5. - C. 143-145.

6. Науменко И.В. Cитуативность как один из главных принципов обучения говорению на иностранном языке // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2008. - № 7. - С. 105-108.

7. ..Стребкова Е. В. Замена преподавателя как вид самостоятельной работы студентов в обучении иностранному языку. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2011. - № 4 (11). - C. 147-149.

8. Шестакова О.А Некоторые приемы обучения говорению на иностранном языке.// Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - Т. 5. - № 5.

- С. 183-184.

References

1. Akishina А. А., Kagan О.Е. Learning to teach: For the teacher of Russian as a foreign language. - М.: 2002.

2. Knyazeva T.J. Role ana meaning of moral dillemes in the development of spontaneous fluent speaking foreign language // The Herald of Tambov university. Liberal sciences. - 2009. - № 3. - P. 35-41.

3. Savitskaya N.S., Danilenko R.M. The usage of authentic video in formation of speaking skills at the lessons of foreign language // Philological sciences. Theoretical and practical questions.

- 2011. - № 2. - P. 152-153.

4. Tomilova V.M. Educational strategy in teaching foreign language // Philological sciences. Theoretical and practical questions. - 2011. - № 2. - P. 166-169.

5. Markova O.V., Podgorskaya O.N. The ways to create natural communicative situations in teaching oral speech at universities. // The bulletin of Volgograd state technical university. - 2008. -№ 5. - P. 143-145.

6. Naumenko I.V. Situation as one of the main principles of teaching speaking foreign language // Siberian economical and trade journal. - 2008. - № 7. - P. 105-108.

7. Strebkova E.V. The substitution of the teacher as a kind of students' independent work in teaching foreign language // Philological sciences. Theoretical and practical questions. - 2011. - № 4 (11). - P. 147-149.

8. Shestakova О.А. Some ways of teaching speaking foreign language // The bulletin of Volgograd state technical university. - 2008. - Vol. 5. - № 5. - P. 183-184.

УДК 37.01

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Кандидат филологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной лингвистики и этнологии Намакштанская И.Е. Украина, г. Донецк, тел. (066)046-81-99; e-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, зам. декана аграрного факультета по научной работе Романова Е.В. Россия, г. Москва, тел. 007-916-676-93-28; e-mail: [email protected]

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

Кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики и этнологии Новикова Ю.Н.

Украина, г. Макеевка, тел. (095)202-79-81; e-mail: [email protected] Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Старший лаборант кафедры прикладной лингвистики и этнологии Атанова Г.Ю. Украина, г. Макеевка, тел. (093)876-92-11; e-mail: [email protected]

Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture The head of the department of applied linguistics and ethnology, candidate of philological sciences, professor Namakshtanskaya I.E. Ukraine, Donetsk, tel. (066)046-81-99; e-mail: [email protected] Russian University of Friendship of the People The deputy dean of agrarian faculty on scientific work, candidate of agricultural sciences, assistant professor Romanova E.V. Russia, Moscow, tel. 007-916-676-93-28; e-mail: [email protected] Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture The department of applied linguistics and ethnology, candidate of philological sciences, assistant professor Novikova Ju.N. Ukraine, Makeevka, tel. (066)046-81-99; e-mail: [email protected] Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture The department of applied linguistics and ethnology, senior laboratory assistant Atanova G.Ju.

Ukraine, Makeevka, tel. (093)876-92-11; e-mail: [email protected]

И.Е. Намакштанская, Е.В. Романова, Ю.Н. Новикова, Г.Ю. Атанова

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ШВЕЦИИ

Статья посвящена описанию истории развития и современного состояния науки, а также школьного и вузовского образования в Швеции. Особое внимание авторы акцентируют на эволюционном развитии научных идей в Швеции, а также на особенностях школьной педагогики и системы требований к организации и осуществлению учебного процесса в шведских вузах, определяя их место в современных процессах глобализации межкультурного пространства и гуманизации образования.

Ключевые слова: Швеция, наука, школа, гимназия, вальдорфская школа, интеграция, гуманизация образования, педагогика, межкультурная коммуникация.

I.E. Namakshtanskaya, E.V. Romanova, J.N. Novikova, G.J. Atanova

HISTORICAL WAY AND CURRENT STATE OF SCIENCE AND EDUCATION IN SWEDEN

This article is devoted to describing of history of development of modern science condition and school and university education in Switzerland. Special attention authors concentrate on evolutionary development of scientific ideas in Switzerland, also on particular qualities of school science and system of requirements to the organization and actual-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.