УДК 37.01
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Кандидат филологических наук, профессор, зав. кафедрой прикладной лингвистики и этнологии Намакштанская И.Е. Украина, г. Донецк, тел. (066)046-81-99; e-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, зам. декана аграрного факультета по научной работе Романова Е.В. Россия, г. Москва, тел. 007-916-676-93-28; e-mail: [email protected]
Донбасская национальная академия строительства и архитектуры
Кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики и этнологии Новикова Ю.Н.
Украина, г. Макеевка, тел. (095)202-79-81; e-mail: [email protected] Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Старший лаборант кафедры прикладной лингвистики и этнологии Атанова Г.Ю. Украина, г. Макеевка, тел. (093)876-92-11; e-mail: [email protected]
Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture The head of the department of applied linguistics and ethnology, candidate of philological sciences, professor Namakshtanskaya I.E. Ukraine, Donetsk, tel. (066)046-81-99; e-mail: [email protected] Russian University of Friendship of the People The deputy dean of agrarian faculty on scientific work, candidate of agricultural sciences, assistant professor Romanova E.V. Russia, Moscow, tel. 007-916-676-93-28; e-mail: [email protected] Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture The department of applied linguistics and ethnology, candidate of philological sciences, assistant professor Novikova Ju.N. Ukraine, Makeevka, tel. (066)046-81-99; e-mail: [email protected] Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture The department of applied linguistics and ethnology, senior laboratory assistant Atanova G.Ju.
Ukraine, Makeevka, tel. (093)876-92-11; e-mail: [email protected]
И.Е. Намакштанская, Е.В. Романова, Ю.Н. Новикова, Г.Ю. Атанова
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В ШВЕЦИИ
Статья посвящена описанию истории развития и современного состояния науки, а также школьного и вузовского образования в Швеции. Особое внимание авторы акцентируют на эволюционном развитии научных идей в Швеции, а также на особенностях школьной педагогики и системы требований к организации и осуществлению учебного процесса в шведских вузах, определяя их место в современных процессах глобализации межкультурного пространства и гуманизации образования.
Ключевые слова: Швеция, наука, школа, гимназия, вальдорфская школа, интеграция, гуманизация образования, педагогика, межкультурная коммуникация.
I.E. Namakshtanskaya, E.V. Romanova, J.N. Novikova, G.J. Atanova
HISTORICAL WAY AND CURRENT STATE OF SCIENCE AND EDUCATION IN SWEDEN
This article is devoted to describing of history of development of modern science condition and school and university education in Switzerland. Special attention authors concentrate on evolutionary development of scientific ideas in Switzerland, also on particular qualities of school science and system of requirements to the organization and actual-
ization of educational process in Switzerland universities, determining their place in modern process of globalization in intercultural space and humanization of education.
Key words: Sweden, science, school, gymnasium, waldorf school, integration, humanization of education, teaching, cross-cultural communication.
В «Концепции гуманитарного развития Украины на период до 2020 года» приоритетным направлением национального культурного развития определена интеграция страны в мировое пространство, в связи с чем сегодня большое внимание уделяется активизации сотрудничества в гуманитарной сфере со странами мира, разработке и реализации отдельных программ, предусматривающих создание «общего украинско-европейского пространства науки, образования и культуры, гомогенизацию социальных стандартов» [1, 22]. Причем интеграция, как отмечается в «Белой книге по межкультурному диалогу», «понимается как двусторонний процесс и как способность людей жить рядом, уважая достоинства каждого, принципы общественного блага, плюрализм и разнообразие, на основах солидарности и отказа от насилия, а также их способность принимать участие в социальной, культурной, экономической и политической жизни» [2, 9]. Особое место в этом процессе, на наш взгляд, занимает взаимоознакомление с культурными реалиями носителей разных национальных языков, что, в свою очередь, будет способствовать их взаимопониманию и взаимообогащению в процессе межкультурного диалога. Изучая же опыт и достижения одного народа, можно, «не изобретая велосипед», перенести его лучшие достижения на культурную, социальную, экологическую, образовательную и т.д. сферы развития других народов. Для примера обратимся к рассмотрению научного и образовательного потенциала Швеции.
Швеция сегодня - страна высоких технологий, которая на достаточно высоком уровне обеспечила своим гражданам социально, политически, культурно и экологически комфортную жизнь. Поэтому есть смысл пристальнее присмотреться к тем правилам, по которым живут, учатся и работают шведы.
В своей работе мы проанализируем развитие науки и образования в Швеции со времени «послекарловского» расцвета «полезных наук» и до наших дней, когда Швеция, согласно данным Мельбурнского университета (Австралия), заняла второе место (после США) по качеству высшего образования. Кстати, у Украины 25-е место, а остальные страны СНГ не вошли в ТОП-25 лучших стран для получения высшего образования [3].
Но, углубляясь в историю шведской образовательной системы, не будем забывать о том, что Карл XII был высокообразованным человеком: увлекался историей, иностранными языками, политикой, религиоведением, культурой Востока, философией, экономикой, географией, военными науками и математикой, на которую имел собственную точку зрения, -хотел изменить десятичную систему исчисления на систему «64», поскольку считал, что десятичная система не обеспечивает точного вычисления куба и квадрата [4, 10]. В это время в Швеции уже существовал университет в г. Уппсала - его по европейскому образцу открыли в 1477 году.
Позже университеты «стартовали» в городах Обо (Турку), Дерпте (Тарту), Лунде и Грейфсвальде. И одним из самых молодых университетов на сегодня является университет в Умео, основанный в 1965 году. Но эра расцвета научных исследований после смерти Карла XII началась с бурного развития «полезных наук» (математики, химии, физики и биологии) и продолжалась на протяжении 1719-1772 гг. [5]. В это время в науку приходят талантливые шведские ученые: Цельсий (изобретатель температурной шкалы) и Карл Линней (основатель системы классификации растений, животных и минералов).
Кстати, следует вспомнить и то, что книга Линнея о «сексуальной жизни растений» после опубликования в одночасье стала бестселлером. Поэты посвящали растениям свои стихи, художники писали картины, а придворные дамы посещали лекции по биологии.
© Намакштанская И.Е., Романова Е.В., Новикова Ю.Н., Атанова Г.Ю., 2012
Все общество заинтересовалось растительным и животным миром. Ученики К. Линнея разъезжаются по миру, собирая данные о флоре и фауне Северной и Южной Америки, Сибири, Японии, Китая, Индии, Австралии и Ближнего Востока. Вспомним, кстати, что в это время Линней называет человека Nomo sapiens (разумное существо) [5, 143].
Шведские ученые все делали для возрождения когда-то экономически и политически могучей Родины.
1739 год - год основания Королевской академии наук, перед которой ставится задание заниматься практическими разработками в области сельского хозяйства, торговли и производства. Результаты исследований в обязательном порядке доводились до сведения широких масс, что позволяло быстро внедрять новые открытия в жизнь.
В стране с двухмиллионным населением была создана развитая исследовательская база.
Кроме того, а науке происходили значительные интеграционные процессы: в Уппсалу приезжают иностранные (в том числе русские) ботаники, а в Петербурге начинают работать шведские ученые. Наиболее плодотворно почти до 1917 г. протекает сотрудничество в области астрономии, например, в исследованиях Пулковской обсерватории.
XVIII-XIX столетия приносят большую популярность фундаментальной шведской науке. Среди имен ученых этого времени прежде всего назовём следующие: Карл Вильгельм Шееле - химик, в лаборатории впервые получил чистый кислород; Йонс Якоб Берцелиус -создал таблицу веса атомов; Андерс Юнас Онгстрём - заложил основы спектрального анализа.
В конце XIX ст. в Швеции начинается индустриальная революция, что позволяет оперативно внедрять изобретения в практику всего мира. Наиболее известные новинки: шведские спички (сегодня это мощная компания Swedish Match, которая производит и продает странам мира, кроме спичек, зажигалки и строительные материалы); гаечный (разводной) ключ, молочный сепаратор (Густав де Лаваль), гребной винт (Юн Эрикссон), паровая турбина (Биргер Юнгстрём), шарикоподшипник (Свен Вингквист) и др.
На арене изобретателей появляется имя Альфреда Нобеля, который запатентовал 350 изобретений, главным из которых стал динамит. Нобель завещал все свое состояние (в 2004 г. Это было 1,4 млн дол.) на премиальные награды. До 2005 г. имущество фонда оценивалось в 3 миллиарда долларов. Предприниматель отобрал 4 шведских фонда, которые считал наименее коррумпированными, и учредил премии по физике, химии, физиологии / медицине, литературе и за укрепление мира во всем мире. Премия по экономике была введена с 1968 г.
Сегодня на науку и образование в Швеции выделяется из национального бюджета 4% (второй показатель после Израиля; Россия планирует в 2013 г. - 2,8%). Львиную долю вкладывают компании, которые заинтересованы в новых оригинальных и экономически выгодных разработках. Шведские ученые работают в таких отраслях, как транспортное оборудование, конструирование машин и механизмов (вспомним хотя бы автомобиль «Вольво»). Компания Volvo - крупнейший в Швеции производитель легковых автомобилей. Как Volvo, так и Saab Automobile широко известны безопасностью своих автомобилей. Компания SKF -ведущий мировой производитель стальных шарикоподшипников, а SAAB-Scania занимает второе место в Швеции по производству легковых автомобилей и выпускает также грузовики, автобусы и самолеты. На экспорт шведские компании производят, кроме названной продукции, буровые установки, оружие, бумагу и многое другое. Причем инвесторами научных разработок (которыми в большинстве случаев занимаются вузовские ученые), промышленного производства новых приборов и других технических новинок, а также торговыми партнерами Швеции сегодня являются США, Великобритания, Нидерланды, Германия, Франция, Россия, Украина и скандинавские страны [6].
На наш взгляд, следует обратить внимание и на то, что шведские атташе по вопросам техники внимательно следят за развитием научных и технических разработок в одиннадцати представительствах в 10 странах мира и составляют ежегодные отчеты для промышленности
и руководства Швеции о новых достижениях и открытиях в мировой науке. Кстати, Организация атташе - наполовину государственное учреждение, финансируемое частично за счет субсидий Министерства промышленности, а также за счет доходов от работ по контракту. Шведские атташе по вопросам техники тесно связаны со шведской промышленностью и их деятельность ориентирована на промышленное исследование, разработку и внедрение технологий и технических новинок [6, 19].
Сегодня в Швеции бурно развиваются исследования в сфере компьютерных и телекоммуникационных технологий. Они проводятся во всех университетах Швеции, где в технопарках создан союз бизнеса, государства, образования и науки.
Швеция - мировой лидер в области информационных и компьютерных технологий. Она входит в группу ведущих стран мира по количеству разработанных и внедрённых в производство роботов. Всемирно известная компания Eriksson производит системы телекоммуникаций, комплексы электронных телефонных станций и подстанций AXE, а также мобильные телефоны.
А теперь обратимся, как говорится, к самым корням подготовки специалистов - от школьного обучения ^ к вузовскому образованию и далее к личности профессионалов высокого класса.
Школа
Образование в Швеции никогда не было привилегией богатых прослоек населения. Культуру и грамотность несли в общество шведские пасторы. Уже с 1723 г. родителям вменялось в обязанность в домашних условиях научить своих детей чтению, а с 1842 г. вводится обязательное школьное обучение. Тогда Европа называла Швецию «страной образованных голодранцев» [5, 152].
Сегодня страна имеет государственные и частные школы и гимназии, а в обществе господствует атмосфера всеобщей образованности населения. Шведское государственное образование разделено на два этапа.
Первый этап (ступень) - муниципальная девятилетняя школа, где дети начинают учиться с 6-7 лет. У учеников прежде всего воспитывают критическое мышление, чувство равноправия и партнерства. Оценки не выставляют, чтобы никого из учеников не унижать, уроки могут посещать родители. Учебники, тетради и другие школьные принадлежности для каждого ученика предоставляются бесплатно. Не оплачивают родители и школьные обеды, ежедневное меню которых в начале каждой недели печатают все муниципальные газеты. Все муниципалитеты имеют специальные учреждения типа школ продленного дня, где воспитатели помогают школьникам, родители которых заняты на работе, с пользой для своего развития провести вторую половину дня: посмотреть любимые фильмы, почитать, поиграть, перекусить и погулять на свежем воздухе. Плата за такую помощь для родителей достаточно низка и зависит от их платёжеспособности. С 7 класса начинается знакомство учеников с разными специальностями - дети проходят недельную практику на тех предприятиях, которые избирают самостоятельно в соответствии со своими интересами.
Среди приватных можно назвать американские, французские и вальдорфские платные школы. Последние расположены в природных зонах за чертой города и работают по проекту австрийского философа и педагога Рудольфа Штайнера (1861-1925). Обучение в них осуществляется в течение двенадцати лет, причем дети учатся в них исключительно с первого до двенадцатого класса. «Вальдорфская педагогика - это педагогика духовного развития ребенка, его творческого потенциала, спиритуалистическая педагогика. В её основе лежат разработанные Р. Штайнером антропософские идеи, которые объединяют религиозно-философское восприятие с оккультно-мистическими взглядами, достижениями природоведения, эстетикой И. Гете и Ф. Шиллера» [7, 73]. Интересно отметить, что процесс духовного развития личности здесь связывается с физиологическим развитием организма ребёнка. У учеников интенсивно развиваются мышление, сила воли, способности к открытиям и трудовой деятельности, а также художественно-эстетическое восприятие мира. Оценки не выстав-
ляются, кроме итоговых - в 8-м и 12-м классах. Менторство педагога отменено полностью, т. к. отношения между учащимися и учителями строятся на взаимоуважении и взаимном доверии. Стоит отметить и то, что на территориях школ природный ландшафт сохраняется настолько, что не допускаются никакие «достижения индустриализации и технического прогресса» - нет ни электропроводок, ни кабелей, ни телевизионных тарелок (антенн) и т. д. Все здания школы по строительным материалам, окраске и конструкциям естественно «вписаны» в природу.
Шведская государственная школа также унаследовала многие положения и принципы педагогики Рудольфа Штайнера, среди которых, прежде всего, следует отметить высоко уважительное и бережное отношение учителей к личности ученика и воспитание его в сфере гуманистических основ образовательного процесса. Ведь «гуманизацию, то есть «очеловечивание» образования в наиболее общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе изменения стиля педагогического общения - от авторитарного до демократического, преодоление жесткого манипулирования сознанием воспитанников, практически индокринации учащихся и студентов - навязывания им стереотипов мышления, догм, не подлежащих критике» [7, 156]. Гуманизация образования направлена прежде всего на те положения педагогики, в которых заложены принципы уважения к личности воспитанника, формирования у него самостоятельности, на установление между педагогом и учащимся доверительных отношений. Эти идеи заложены и в учебной литературе - достаточно вспомнить в этом плане хотя бы полюбившуюся детворе всего мира книгу Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», которая фактически представляет собой шведский учебник географии.
В 8-9 кл. оценки выставляют, но не ниже тройки. Двоек нет совсем. Компьютеры особенно активно используются в старших классах - при изучении черчения, математики, физики, химии и информатики.
Следующий этап (ступень) обучения в Швеции - гимназии. Они есть в большинстве муниципалитетов. Все программы - 3-летние и вмещают разные курсы: по шведскому или английскому языкам, по математике, природоведению, обществоведению, религиоведению, искусству и физкультуре. Из 17 программ, которые предлагаются для изучения, 15 ориентированы на получение разных профессий и только две - на продолжение обучения в вузе.
Средний балл, полученный за знания в гимназии, - пропуск или преграда для продолжения учебы в высшем учебном заведении. С тройками и четверками поступить в вузы обычно не удается (вступительных экзаменов нет). Однако балл можно повысить, если пройдешь дополнительное обучение на курсах (для тех, кому за 20 лет).
Существуют еще народные школы, где, кроме обязательных дисциплин, предлагают курсы по интересам - от музыки и искусства до экологии и религии. Успешно сдав экзамены по специальным тестам, куда входят задания по шведскому и английскому языкам, математике, логике и чтению, можно надеяться на продолжение учебы в университете. К этой услуге прибегают приблизительно 35% шведов.
В целом обычно третья часть учащихся продолжает свое обучение в вузах.
Высшее учебное заведение
Обучение в вузах бесплатное и продолжается на протяжении 4-х лет, а качество знаний студентов измеряется поинтами (баллами). После 2-х лет, сдав экзамен, студент завершает первый этап обучения. А после 3-х лет можно сдавать кандидатский экзамен на бакалавра по избранному направлению. По истечении 4-х лет обучения, если оно было успешным, можно получить почетное звание магистра.
Шведский академический год разделен на два семестра: осенний и весенний, первый длится с конца августа до середины января, а второй - с середины января до начала июня. Завершение курсов подтверждает система зачетов, где один зачет соответствует одной неделе занятий. Один год академических занятий (40 недель) - это 40 зачетов.
В процессе овладения студентами разными специальностями в шведском вузе большое внимание уделяется их самостоятельной работе и исследовательской деятельности. Обучение пытаются максимально приблизить к реальной жизни, и самостоятельная работа студента - не менее важна, чем посещение лекций и активная работа на практических занятиях.
В вузе, как и в школе, большое внимание уделяется партнерским отношениям «студент - преподаватель», поскольку студент - это будущий высококвалифицированный специалист, для подготовки которого государство нанимает на службу педагогов.
Проверку педагогических качеств преподавателей осуществляют как руководители вузов, представители АН Швеции, так и сами студенты, которые в конце каждого полугодия через анкеты оценивают работу своих преподавателей, их компетентность, педагогическое мастерство, умение поддерживать паритетные отношения с обучаемыми. Кроме того, студенты высказывают своё мнение относительно усовершенствования содержания каждой учебной дисциплины. Поскольку большинство студентов совмещают работу и учебу, в вузе создаются параллельные группы и каждый из обучающихся имеет право выбирать удобную ему по времени учебную группу, а также переходить из одной группы в другую, если работа преподавателя его не удовлетворяет - «нет прогресса в накоплении знаний», «неэффективны методы преподавания», «нетолерантные формы общения со студентом» и т. д. Однако и к работе студентов предъявляются жесткие требования, например, при непосещении по любым причинам 4-х занятий студент не имеет права приходить на зачет или экзамен, а должен повторить изучение дисциплины; зачеты и экзамены принимает преподаватель при обязательном присутствии представителя администрации учебного заведения, который беспристрастно оценивает приобретенные студентом знания, невзирая на его возраст (в шведские вузы студенты принимаются без ограничения возраста), состояние здоровья, темперамент или сиюминутное настроение.
Следует обратить внимание в шведской системе и на то, что студенты активно участвуют в разработке разного рода проектов, финансируемых компаниями и государством. Все вузы работают только с самыми современными приборами, в том числе и с компьютерной техникой. Большую популярность приобрело сегодня дистанционное обучение, когда студенты (как и ученики в школах) общаются с преподавателями через Internet. Поскольку научно-исследовательских институтов в стране немного, то учебные заведения имеют достаточно много заказов на исследовательскую деятельность.
В Швеции созданы технопарки, которые финансово укрепили союз науки, бизнеса, образования и производства. Кроме того, существует большое количество государственных и частных стипендиальных фондов, направленных на углубленное изучение студентами, в том числе и за границей, каких-либо научных проблем. На наш взгляд, здесь эффективно срабатывают заложенные и сформированные еще в школе основы творческих задатков молодого человека, ведь как отмечает украинский ученый Н. Богданова, «люди, способные к творчеству, легко адаптируются в любой социальной среде, жизненной и профессиональной ситуациях. Способности и возможности к адаптации присутствуют в них самих, в их умении абстрагироваться от второстепенных моментов, выделять основное и существенное, видеть интересное и перспективное, искать и находить возможные варианты разрешения проблем, сосредотачиваться на их реализации» [8, 53].
Для получения научного образования надо сдать кандидатский экзамен и успешно проучиться в аспирантуре в течение 4-х лет, написав и защитив после окончания аспирантуры диссертацию. Аспирантская стипендия достаточно весома, чтобы аспирант мог заниматься наукой, не отвлекаясь на подработки.
Таким образом, вписываясь сегодня в Болонскую систему обучения молодёжи, создавая для интенсификации научных исследований технопарки при вузах по опыту Швеции, США, России и других европейских стран, нам необходимо, не потеряв лучших достижений украинской педагогики, перенять всё лучшее, созданное мировой образовательной системой, поскольку, как сказал Премьер-министр Украины Н. Азаров, «если мы хотим подняться на ка-
чественно высший уровень, нам необходимо в абсолютно всех сферах нашей жизни поднять планку подготовки специалистов» [9].
Библиографический список
1. Концепщя гумаштарного розвитку Украши на перюд до 2020 року / Проект. - Кшв, 2011. - 45 с.
2. Бша книга з мiжкультурного дiалогу «Жити разом у рiвностi i гiдностi». - Кшв: «Оранта», 2010. - 44 с.
3. Укра'на - серед найкращих за освiтою // Урядовий кур'ер. - 2012. - № 85.
4. Карлссон Оса. Карл XII. - Стокгольм: Шведський шститут, 2002. - 60 с.
5. Иванов К., Смирнов А. Всё, что вы хотели знать о Швеции. - Стокгольм: Шведский институт, 2005. - 291 с.
6. Швещя. Огляд. - Стокгольм: Шведський шститут, 1996. - 19 с.
7. Енциклопедiя осв^и / Акад. пед. Наук Украши; головний редактор В.Г. Кремень. - К.: Оршком 1нтер, 2008. - 1040 с.
8. Богданова Н. Проблема формування творчо! особистосп // Украшська мова й л^ература в сучаснш школi. - 2012. - №1. - С. 53-57.
9. Укрш'ш потрiбна IT-академiя // Урядовий кур'ер. - 2012. - № 3.
УДК 808.2(1-87):371.32
Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Ревякина Т.Л.
Россия, г. Воронеж, тел. +7(473) 271-50-48
Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering The chair of Russian language and cross-cultural communication, candidate of philological sciences, associate professor Revyakina T. L.
Russia, Voronezh, tel. +7(473) 271-50-48
Т.Л. Ревякина, В.В. Щур
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ КУРСАНТОВ В РУССКУЮ РЕЧЕВУЮ КУЛЬТУРУ
В статье рассматривается актуальный в настоящее время вопрос интеграции иностранных граждан в русскую языковую и культурную среду, который связан с глобальной проблемой межкультурного взаимодействия в современном мире, процессы глобализации и объединения в котором становятся основой развития.
Ключевые слова: интеграция, языковая среда, межкультурное взаимодействие, иностранный язык.
T. L. Revyakina, V.V. Shchur
THE SPECIFICITY OF INTEGRATION OF FOREIGN CADETS INTO RUSSIAN
SREAKING CULTURE
The article concerns an up-to-date question of integration of foreign citizens into Russian speaking culture, which is connected with the worldwide problem of modern cross-cultural interaction.