УДК 338:666(470.4)"1940/1950
А.П. МАТВЕЕВ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-х - НАЧАЛЕ 1950-х ГОДОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Ключевые слова: система управления, промышленность строительных материалов, позднеиндустриальная модернизация, республики Среднего Поволжья.
Проанализированы процессы перестройки системы управления промышленностью строительных материалов в послевоенные годы и начала ее функционирования в условиях мирного времени. Статья написана на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР.
A.P. MATVEEV CONTROL SYSTEM OF BUILDING MATERIALS INDUSTRY IN THE SECOND HALF OF 1940 - THE BEGINNING OF 1950: THE REGIONAL LEVEL
Key words: control system, building materials, lateindustrial modernization, the Middle Volga republics.
The article describes the restructuring processes of the control system of construction materials industry in the postwar years and the beginning of its operation in peacetime. This article was written on the materials of the Mari, Mordovia and Chuvash ASSR.
Окончание Великой Отечественной войны поставило перед страной задачу перевода экономики на мирное производство, достижения довоенного уровня производства гражданской продукции и восстановления разрушенного хозяйства районов страны, которые пострадали от оккупации. Сложность реализации задач была обусловлена не только последствиями войны, но и необходимостью изменения территориальных пропорций в развитии экономики. Фактически одновременно с перестройкой экономики на мирный лад в регионах страны, в частности Среднем Поволжье, начались модернизационные процессы, носившие характер позднеиндустриальной модернизации.
Особенностью социально-экономического развития республик Среднего Поволжья, в частности Марийской, Мордовской и Чувашской АССР, являлось то, что на протяжении веков они были аграрными. Сельскохозяйственное производство, несмотря на изменение производственных отношений, форм хозяйствования, орудий труда и т.п., достаточно длительное время было основой экономики республик, их функционирования и развития. Лишь в начале ХХ в. положение начинает меняться в связи с интегрированием республик в рыночную инфраструктуру России. Однако перелом произошел лишь в 1930-е гг. в ходе ускоренной индустриализации, которая совпала с завершением восстановления фабрично-заводской промышленности, разрушенной в годы первой мировой и гражданской войн, массовой коллективизацией [7]. В 1930-е гг. республики превратилась в аграрно-индустриальный регион, однако для дальнейшего развития промышленности в них имелись серьезные препятствия. Среди последних следует выделить отсутствие необходимых полезных ископаемых и природных условий для развития многих отраслей промышленности, весьма немногочисленный отряд рабочего класса, сравнительно большой процент неграмотности населения, малое количество городов, слабое развитие инфраструктуры и т.д. [7. C. 19].
Особое место в послевоенном развитии экономики как страны в целом, так и ее регионов занимали строительство и производство строительных материалов, которые выступали как база не только восстановления народного хозяйства, но и его модернизации. Их дальнейшее развитие определялось политикой центральных и региональных органов власти, в основу которой были положены задачи пятилетнего плана восстановления и развития народного
хозяйства СССР на 1946-1950 гг. и соответствующих планов, принятых в республиках Среднего Поволжья. В целях восстановления довоенного уровня и последующего развития в сфере строительства и производства строительных материалов основными приоритетами были определены:
- всемерное развитие строительной индустрии;
- особое внимание внедрению передовой строительной техники;
- механизация строительных работ;
- создание производственной базы по выпуску строительных механизмов;
- восстановление и дальнейшее строительство городов и сел;
- увеличение жилищного фонда страны и ее регионов;
- создание массового фабрично-заводского изготовления жилых домов [8. С. 251].
Пятилетний план предусматривал для выполнения установленной программы производства строительных материалов провести механизацию трудоемких процессов, особенно в цементной промышленности, путем внедрения электрических экскаваторов, большегрузных саморазгружающихся вагонеток, гриферных кранов. Предполагалось широко внедрить новую технику, в частности метод одновременной сушки и помола угля, высокопроизводительные вращающиеся печи для обжига клинкера, безлодочное вытягивание листового стекла, поточный метод транспортировки и резки стекла [8. С. 267].
Большой размах капитального строительства потребовал дальнейшего развития строительной индустрии. Капитальные вложения в нее в годы четвертой пятилетки в целом по стране составили 1108 млн руб., т.е. в 6,5 раза больше, чем в годы третьей пятилетки, и в 3,6 раза, чем в годы Великой Отечественной войны [6. С. 57].
Развитие промышленности строительных материалов в автономных республиках Среднего Поволжья в послевоенное время проходило в трудных условиях и с помощью инвестиций из союзного и федерального бюджетов. Однако выделяемых средств на капитальный ремонт предприятий не хватало, а имеющееся оборудование физически и морально устарело. На заводах преобладал тяжёлый физический труд. Образование республиканских управленческих структур промышленности строительных материалов в Марийской, Мордовской и Чувашской АССР сыграло положительную роль в развитии этой отрасли индустрии. Их создание явилось составной частью процесса рационализации управления в регионе с целью повышения его эффективности. Были созданы сравнительно мощная по региональным меркам индустрия строительства и тысячи рабочих мест. Вместе с тем приходится констатировать, что в то время был заложен пресловутый механизм торможения, в результате чего наметилось отставание от развитых западных стран в технологии производства строительных материалов, а проблема «догоняющего развития» до сей поры является актуальной.
Существует мнение, наиболее полно представленное в работах Т. Ригби,
о том, что после войны все институты системы управления в СССР, в том числе и региональные, «постепенно растворялись в кислоте деспотизма» и что «были предприняты лишь минимальные усилия для того, чтобы обратить вспять атрофию официальных органов власти и на партийном, и на государственном уровне» [14. Р. 27, 31]. Однако материал складывания структуры управления в регионах свидетельствует об институциональной консолидации, а не о разложении путем «растворения в кислоте деспотизма».
Система управления промышленностью строительных материалов на уровне автономной республики в исследуемом регионе ранее всего сложилась в Чувашской АССР. Управление промышленности строительных материалов при СНК Чувашкой АССР было образовано 22 июня 1942 г. (с марта
1946 г. - при Совете Министров ЧАССР)1. Ему были переданы: Алатырский (г. Алатырь), Ивановский (20 км восточнее г. Чебоксар), Чебоксарский (г. Чебоксары), Шумерлинский (г. Шумерля), Канашский кирпичные заводы (20 км восточнее г. Канаш), Янтиковский (д. Гришино, Янтиковский район) и Козловский известковые заводы (7 км восточнее р. п. Козловка, Козловский район)2. Просуществовало оно до октября 1957 г. и было ликвидировано.
Штат аппарата управления состоял из 11 человек, в том числе были должности: начальника (оклад 1100 руб.3 в месяц), заместителя начальника -главного инженера (935 руб.), начальников производственно-технического и планово-финансового отделов (740-690 руб.). В этих отделах было по одному специалисту (инженер-строитель и старший товаровед) с окладом 640 руб. В бухгалтерии работало 2 человека (главный бухгалтер и бухгалтер-ревизор), которые получали, соответственно, 690 и 600 руб. Административно-хозяйственная часть состояла из 3 человек: машинистки (450 руб.), шофёра (205 руб.) и уборщицы (225 руб.) [4. Д. 18. Л. 17]. Начальниками управления работали Л. Спасов, А.К. Дембицкий, М.И. Репкин, П.В. Румянцев.
Управление промышленности строительных материалов при Совете Министров Мордовской АССР4 было образовано в соответствии с распоряжением № 3546-р СНК СССР от 15 марта 1946 г., Постановлением № 337 Совета Министров МАССР от 27 марта 1946 г. и Указом Президиума Верховного Совета МАССР от 4 мая 1946 г. [12. Д. 1. Л. 2, 5; 10. Д. 530. Л. 170-175].
Из Министерства местной промышленности Мордовской АССР управлению были переданы: Рузаевский5, Атемарский6, Саранский7 кирпичные заводы и Трепаловский лесопильный завод8, а из системы Управления промысловой кооперации МАССР - Ковылкинский лесопильный завод и Атяшевский меловой карьер [12. Д. 1. Л. 3]. В соответствии с Постановлением № 610 Совета Министров МАССР от 25 мая 1946 г. «О передаче Лудяевского глазурного завода коопинсоюза, Кергудского и Шишкеевского черепичных заводов Министерства местной промышленности в ведение Управления промышленности строительных материалов при Совете Министров Мордовской АССР» до
1 июня 1946 г. в систему управления были переданы Лудяевский глазурный завод, Кергудский9 и Шишкеевский10 черепичные заводы [12. Д. 1. Л. 24]. С этого момента началось развитие этой отрасли производства как самостоятельной единицы народнохозяйственного комплекса республики.
Штат аппарата управления был небольшой и состоял из общего отдела, планово-производственного отдела и бухгалтерии, в которых трудилось 14 человек: начальник управления с месячным окладом в 1500 руб., замести-
1 В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР 26 апреля 1939 г. было создано Управление промышленности строительных материалов при Совнаркоме Чувашской АССР, однако 16 апреля 1941 г. ведомство было ликвидировано.
2 Эти предприятия были построены в годы первой пятилетки (1929-1931 гг.), а Чебоксарский кирпичный завод в 1923-1931 гг. [4. Д. 3. Л. 10; Д. 16. Л. 222].
3 В ценах тех лет.
4 В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР 2 июля 1939 г. было создано Управление промышленности строительных материалов при Совнаркоме Мордовской АССР. Однако Постановлением СНК МАССР от 11 апреля 1941 г. это ведомство было ликвидировано, а его предприятия переданы Народному комиссариату местной промышленности МАССР.
5 Это предприятие построено в годы первой пятилетки (1929-1931 гг.) [5. С. 145].
6 Это предприятие было создано в 1933 г. и располагалось в с. Атемары Саранского района, а с 1958 г. Лямбирского района Мордовской АССР. Имело сезонный цикл работы [11. Д. 4. Л. 13].
7 Это предприятие построено в годы первой пятилетки (1929-1931 гг.) [5. С. 145].
8 Располагался в Ардатовском районе Мордовской АССР, в 1,5 км от с. Трепаловка.
9 Располагался в с. Кергуды Ичалковского района Мордовской АССР.
10 Располагался в с. Шишкеево Рузаевского района Мордовской АССР.
тель начальника - главный инженер (1200 руб.); в общий отдел входили: управделами - секретарь (350 руб.), курьер-уборщица (150 руб.), шофёр (300 руб.); в планово-производственном отделе, который возглавлял начальник (1000 руб.), состояли инженер-экономист (1000 руб.), инженер по кирпичной промышленности (800 руб.), инженер-механик (800 руб.), инспектор по кадрам и спецчасти (600 руб.), начальник снабжения (700 руб.); в бухгалтерии -главный бухгалтер (1000 руб.), заместитель главного бухгалтера (800 руб.), бухгалтер-ревизор (700 руб.) [13. Д. 6. Л. 72; Оп. 1. Д. 1. Л. 13]. В аппарате управления работали А.Н. Ягодин (заместитель начальника - главный инженер)11, Л.Н. Максимова (инженер-механик), Е.А. Борисевич (главный бухгалтер), В.О. Тинникова (старший экономист) и др.
11 мая 1948 г. на должность начальника управления был назначен М.Т. Мурюмин12, с которой он был уволен по собственному желанию 28 января 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета МАССР [12. Д. 98. Л. 1, 10]. Начальником Управления промышленности строительных материалов при Совете Министров Мордовской АССР назначается Н.А. Свитин13, ранее работавший заместителем промышленно-транспортного отдела Мордовского обкома КПСС. Он проработает в этой должности вплоть до упразднения управления в марте 1959 г. [12. Д. 126. Л. 1, 5, 6].
Административно-хозяйственные расходы на аппарат управления были небольшими. Так, в 1949 г. они составляли 15 тыс. руб., а годовой фонд заработной платы - 75,5 тыс. руб. и 3,3 тыс. руб. составляли начисления на зарплату. Для сравнения - содержание аппарата управляющего делами Президиума Верховного Совета Мордовской АССР в год обходилось в 265,1 тыс. руб., а аппарата управделами Совета Министров МАССР - 1 233,9 тыс. руб.14
К 1948 г. аппарат управления состоял из 9 человек (начальник, главный инженер, инженер производственного отдела, инженер-механик, главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, старший экономист, секретарь-машинистка, уборщица). Высшее образование имели только 2 человека - руководители, 3 человека - среднее и неполное среднее, из них 2 человека имели педагогическое образование, а остальные - 4-6 классов. Среди работников было 3 члена КПСС. По национальному составу специалисты и служащие управления подразделялись следующим образом: русских - 6 человек, белорусов - 2, мордвы - 1 [13. Д. 19. Л. 13].
В целях дальнейшего развития промышленности строительных материалов в соответствии с распоряжениями Совета Министров СССР от 29 июня 1950 г. (№ 9972-р) и Совета Министров РСФСР от 7 июня 1950 г. (№ 2205-р), а также Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 23 октября 1950 г. (№ 964) было создано Управление промышленности строительных материалов при Совете Министров Марийской АССР [3. Д. 2. Л. 1].
11 Ягодин Алексей Николаевич, 1913 г. р., образование высшее, член ВКП(б), по национальности русский, окончил Казанский индустриальный институт по специальности инженер-строитель.
Мурюмин М.Т. родился в Краснослободском районе Мордовии в 1905 г., по национальности русский, член КПСС с 1927 г., имел высшее образование. В 1934 г. он окончил Московский инженерно-педагогический институт по специальности преподаватель теоретической механики, а также 4 курса ЦПШа. На момент назначения стаж его работы составлял 25 лет. К военной службе был негоден [12. Д. 98. Л. 1, 10].
13 Н.А. Свитин родился в г. Саранске 8 декабря 1918 г., по национальности русский. На момент назначения общий стаж его работы составлял 14 лет. В 1935-1943 гг. Николай Александрович был комсомольцем, членом КПСС стал в военном 1944 г. Свитин имел высшее образование, закончив Московский электромеханический институт инженеров транспорта по специальности инженер-механик и воинское звание - старший лейтенант. Владел немецким языком [12. Д. 126. Л. 1, 5, 6].
14 Подсчитано автором по данным [12. Д. 21. Л. 31].
Аппарат управления первоначально насчитывал 6 работников, а позже был увеличен до 8 человек (3 служащих и 5 инженерно-технических работников). Высшее образование имел только 1 человек [3. Д. 135. Л. 165об.]. Должностной оклад начальника управления составлял 1100 руб. в месяц15, заместителя начальника управления (главного инженера) - 935 руб., старшего ин-женера-диспетчера - 790 руб., старшего экономиста - 690 руб., старшего бухгалтера - 600 руб. и секретаря-машинистки - 360 руб. [3. Д. 2. Л. 2.]
Постановлением № 984 Совета Министров Марийской АССР от 3 ноября 1950 г. исполняющим обязанности начальника управления был назначен О.А. Червочкин, а позже - С.И. Горбунов [3. Д. 2. Л. 25].
В подчинение управления из Министерства местной промышленности Марийской АССР перешли Йошкар-Олинский кирпичный завод им. «12 лет Октября» (г. Йошкар-Ола), кирпичный цех Мари-Турекского районного промкомбината (с. Мари-Турек), кирпичный цех Горно-Марийского районного промкомбината (г. Козьмодемьянск), Мышинский кирпичный завод (д. Мышино, Медведевский район), а от Марийского промыслового совета - известковый завод артели «Победа» (д. Шуледур, Ронгинский район) [3. Д. 3. Л. 1; Д. 2. Л. 3. 19].
Основной причиной создания управлений промышленностью строительных материалов в автономных республиках Среднего Поволжья явилось стремление организовать нормальное бесперебойное производство строительных материалов из местного сырья. Достаточно типичной была ситуация в Мордовии. Так, во втором квартале 1946 г. план производства кирпича-сырца министерством местной промышленности был выполнен только на 60%, а артелями управления промкооперации - на 56%. Еще хуже обстояло дело с обжигом кирпича, по которому артели управления промкооперации план выполнили только на 15%, а предприятия министерства местной промышленности совсем не приступали к обжигу. Управлением промкооперации был сорван план и по производству извести [1. С. 41]. На восьмой сессии Верховного Совета Мордовской АССР с критикой создавшегося положения выступил депутат Л.С. Кузнецов, который заявил: «Республика должна в несколько раз увеличить производство строительных материалов и возможности для этого есть. Мордовия богата лесами, строительной глиной, камнем. До войны во многих районах имелись кирпичные, черепичные заводы. Сейчас большинство из них стоит, а некоторые разрушены. По существу совсем не работают: Зубово-Полянский, Резоватов-ский, Чамзинский, Ардатовский кирпичные заводы, а до войны хорошую черепицу производил Кергудский завод, делали черепицу также в Рузаевском районе, в селе Шишкеево» [1. С. 41]. Он поддержал создание управления промышленностью строительных материалов и предложил его начальнику «серьезно подумать об организации и развитии местной районной промышленности стройматериалов и не ожидать привоза кирпича и черепицы из других областей» [1. С. 42]. Председатель правительства Мордовии Н.Я. Тингаев, говоря именно о производстве строительных материалов, подчеркивал: «Нужно широко развернуть соревнование между отдельными предприятиями и артелями за более полное использование местного недефицитного сырья, за максимальное расширение производства продукции прежде всего на местных видах сырья» [1. С. 99]. Аналогично ситуация складывалась и в Марийской, и в Чувашской АССР.
Вновь созданные органы управления промышленностью строительных материалов в автономных республиках Среднего Поволжья имели двойное подчинение - правительству соответствующей республики и органам управления в Москве. Так, в постановлении Совета Министров Марийской АССР от
В ценах тех лет.
23 октября 1950 г. подчеркивалось, что вновь создаваемое ведомство в своей деятельности подчинялось правительству Марийской АССР и Министерству промышленности строительных материалов РСФСР [3. Д. 2. Л. 1, 8].
В ряде случаев кадровый потенциал управлений не справлялся с организацией нормальной работы. Так, 4 мая 1946 г. начальником Управления промышленности строительных материалов Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР [12. Д. 103. Л. 1] был назначен И.Г. Максимов16. В характеристике от 28 октября 1946 г. на И.Г. Максимова, подписанной председателем Совета Министров Мордовской АССР Н.Я. Тингаевым, отмечалось, что он «...имеет большой опыт руководящей работы в промышленности, инициативный и выдержанный работник, знает работу предприятий промышленности строительных материалов» [12. Д. 103. Л. 5]. Однако уже в июле 1947 г. на второй сессии Верховного Совета МАССР он подвергнут жесткой критике за неумение «устранить вскрытые недочеты и коренным образом перестроить свою работу» [1. С. 37]. 21 января 1948 г. Совет Министров Мордовской АССР, за слабый контроль и допущенные приписки в государственной отчётности по выполнению плана 11 месяцев 1947 г. подведомственными управлению предприятиями, объявил Максимову строгий выговор [12. Д. 103. Л. 7], а Указом Президиума Верховного Совета МАССр от
11 мая 1948 г. он был освобождён от должности начальника УПСМ [12. Д. 103. Л. 9].
При анализе позднесталинской системы руководства и управления российский исследователь О.В. Хлевнюк и английский профессор Й. Горлицкий выделили две противоречащих друг другу тенденции: «Одна из них предполагала создание специализированных и регулярных бюрократических структур, нацеленных на повышение отдачи советской экономики. Другая была связана с развитием диктатуры, исходила из приоритетности личной преданности функционера вождю и имела преимущественно репрессивный неформальный характер. Эта тенденция подрывала систему регламентированной бюрократии» [9. С. 12]. Оформление особой системы управления производством строительных материалов как в масштабах страны, так и в регионах, явилось конкретным проявлением первой тенденции. Ее создание в послевоенные годы было обусловлено огромной потребностью в них в условиях восстановления пострадавшей за годы войны экономики. Кирпич, цемент, строительная известь фактически стали стратегическими материалами, от которых зависели как темпы и сроки восстановления народного хозяйства, так и его модернизация.
Литература
1. Восьмая сессия Верховного Совета Мордовской АССР. 25-26 июля 1946 года: стенограф. отчет. Саранск, 1946.
2. Вторая сессия Верховного Совета Мордовской АССР. 15-16 июля 1947 года: стенограф. отчет. Саранск, 1947.
16 И.Г. Максимов родился в 1897 г. в Пензенской губернии, по национальности русский, происходил из рабочей семьи. Тридцать лет был рабочим. В годы Первой мировой войны, в 1916-1917 гг., воевал в составе артиллерийской бригады на германском фронте. Немного знал немецкий язык. В 1917-1920 гг. был красноармейцем и принимал участие в боях на Восточном фронте. В Гражданскую войну и в 1920-х гг. избирался депутатом Саранского городского совета рабочих и красноармейских депутатов, а в 1928-1930 гг. был членом бюро горкома ВКП(б). В 1920-1927 гг. Максимов -слушатель военно-учебных заведений г. Москвы, Самары и Киева, имел воинское звание подполковник запаса. В 1921 г. он закончил Самарскую инженерную школу, а в 1924-1932 гг. учился в Куйбышевском институте. Получил высшее образование по профессии инженер-строитель. С марта 1920 г. член ВКП(б), в других партиях он не состоял. В 1927-1946 гг. работал в г. Пензе, Куйбышеве, Туле, Челябинске. С 1927 по 1946 гг. Иван Григорьевич трудился на руководящих должностях (заместитель директора завода, начальник строительства и управляющий строительно-монтажным трестом № 1) в Наркомате боеприпасов СССР и директором завода № 583. Он был женат, воспитывал сына. В 1945 г. награжден медалью «За доблестный труд» [12. Д. 103. Л. 2-3, Зоб., 4-6].
3. ГА РМЭ. Ф. Р-762. Оп. 1.
4. ГИА ЧР. Ф. Р-1332. Оп. 2.
5. История Мордовской АССР. 1917-1981 гг.: в 2 т. Саранск: Морд. кн. из-во, 1981. Т. 2.
6. История социалистической экономики СССР. Т. 6. Восстановление народного хозяйства СССР. Создание экономики развитого социализма. 1946 - начало 1960-х годов. М.: Наука, 1980.
7. Каштанов О.А. Промышленность и рабочий класс Мордовии в период осуществления политики индустриализации страны. 1926-1941 гг.: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Саранск, 1996.
8. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т. 3. 1941-1952 годы. М.: политиздат, 1968.
9. Хлевнюк О. В., Горлицкий Й. Холодный мир. Сталин и завершение сталинской диктатуры. М.: РОССПЭН, 2011.
10. ЦГА РМ. Ф. Р-234. Оп. 4.
11. ЦГА РМ. Ф. Р-624. Оп. 2.
12. ЦГА РМ. Ф. Р-923. Оп. 1.
13. ЦГА РМ. Ф. Р-923. Оп. 2.
14. Rigby T.H. The Government in the Soviet Political System // Ехеси^е Power and Soviet Politics: The Rise and Decline of the Soviet State / Ed. by E. Huskey. Armonk; N.Y., 1992.
МАТВЕЕВ АНДРЕЙ ПАВЛОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, Чебоксарский кооперативный институт, Россия, Чебоксары ([email protected]).
MATVEEV ANDREY PAVLOVICH - candidate of juridical sciences, associate professor, Cheboksary Cooperative Institute, Russia, Cheboksary.
УДК 338:666(470.4)"1950/1960"
А.П. МАТВЕЕВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕРЕДИНЫ 1950-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1960-х ГОДОВ (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР)
Ключевые слова: промышленность строительных материалов, модернизация, организация труда, рабочая сила, подготовка кадров, республики Среднего Поволжья. Проанализированы процессы организации труда в промышленности строительных материалов в условиях реформирования социально-экономического развития середины 1950-х - первой половины 1960-х гг. Статья написана на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской АССР.
A.P. MATVEEV
LABOUR ORGANIZATION IN BUILDING MATERIALS INDUSTRY DURING THE SOCIO-ECONOMIC REFORMS IN THE MIDDLE OF 1950 - THE FIRST HALF OF 1960 (THE MATERIALS OF THE MARI, MORDOVIA AND THE CHUVASH ASSR)
Key words: building materials industry, modernization, work organization, labor, training, the Middle Volga republics.
The article describes the organization processes of construction materials industry during the socio-economic reforms in the middle of 1950 - the first half of 1960s. This article was written on the materials of the Mari, Mordovia and Chuvash ASSR.
В условиях модернизации промышленности строительных материалов во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х гг. проблема организации труда приобрела первостепенное значение. От нее зависели использование всех возможностей современной техники и эффективность живого труда, рациональное использование рабочей силы. Важнейшими народнохозяйственными проблемами в эти годы являлись обеспечение отраслей промышленности рабочей силой, улучшение качества подготовки кадров, их рационального распределения и использования. Наметились три пути обеспечения промышленности строительных материалов рабочей силой: