Научная статья на тему 'Система управления качеством ортопедической стоматологической помощи с позиции ее информационного обеспечения'

Система управления качеством ортопедической стоматологической помощи с позиции ее информационного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
277
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Арутюнов С. Д., Кицул И. С., Геворкян А. А.

В статье представлен опыт разработки и практического использования информационных технологий для обеспечения функционирования системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи. Выделены ключевые структурные элементы, функциональные связи и способы интеграции информационного обеспечения в систему управления качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Арутюнов С. Д., Кицул И. С., Геворкян А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management system of quality of the orthopedic stomatologic assistance from a position of its supply with information

In the article the experience of development and practical use of information technologies for maintenance of function of a management system of quality of the orthopedic stomatologic help is submitted. Key structural elements, functional communications and ways of integration of a supply with information in a management system of quality are allocated.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством ортопедической стоматологической помощи с позиции ее информационного обеспечения»

селена в крови и через 6 месяцев его содержание статистически значимо отличается от контрольных, а через 12 месяцев приближается к исходным значениям. Полученные данные указывают на целесообразность повторного назначения селен содержащих препаратов больным с хроническим гингивитом.

Таким образом, применение нового комплексного

препарата «Неоселен» в сочетании с традиционным методом лечения, позволяет добиться высокоэффективного длительного купирования воспаления в тканях пародонта, нормализовать гемодинамику сосудов паро-донта. Лечение с применением комплексного препарата «Неоселен» отлично переносится больными, не имеет побочных эффектов.

USE OF A ULTRASOUND DOPPLEROGRAPHY METHОD IN ESTIMATE OF EFFECTIVE NESS OF TREATMENT OF CHRONIC GINGIVITIS IN YOUNG MEN WITH

PREPARATION «NEOSELEN»

J.V. Kucharenco, A.V. Belousov (Chita State Medical Academy)

In pathogenesis of periodontal diseases one of important parts is disturbances of hemodinamic periodontal vessels and dificincy of antioxidants in organism of the men. Applications of a preparation «Neoselen» in complex therapy of the chronic gingivitis lead to the decrease of inflammatory process and normalisation of hemodynamics of periodontal vessels.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермольев С.Н. Роль сосудистых нарушений в развитии заболеваний пародонта у подростков в регионе Забайкалья и их фармакологическая коррекция: Дисс. ... канд. мед. наук. — М., 1994. — 103 с.

2. ИвановВ.С. Заболевания пародонта. — М., 1998. — 296 с.

3. Кречина Е.К. Нарушения микроциркуляции в тканях пародонта при его заболеваниях и клинико-функцио-нальное обоснование методов их коррекции: Дисс. ... д-ра мед. наук. — М., 1996. — 319 с.

4. Профилактика и лечение заболеваний пародонта с использованием препаратов, содержащих природные

биологически активные вещества / Ю.А. Федоров, В.А. Дрожжина, В.П. Блохин и др. // Новое в стоматологии. Специальный выпуск. - 1996. - Т 49, № 4. - С.50-65. Прохончуков А.А., Логинова Н.К., Жижина Н.А. Функциональная диагностика в стоматологической практике // Медицина. - 1980. - 268 с.

Чернух А№. Микроциркуляция. - 2-е изд. - М.: Медицина, 1984. - 429с.

Шунтикова Е.В., Александров П.Н., Кожевникова Л.А. Изменение микроциркуляторного русла десны в норме и при экспериментальном пародонтите // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. -1998. - № 3. - С.18-20.

ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_

© АРУТЮНОВ С.Д., КИЦУЛ И.С., ГЕВОРКЯН А.А. - 2007

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ С ПОЗИЦИИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

С.Д. Арутюнов, И.С. Кицул, А.А. Геворкян

(Московский медико-стоматологический университет, ректор - академик РАМН, проф. Н.Д. Ющук; Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. В статье представлен опыт разработки и практического использования информационных технологий для обеспечения функционирования системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи. Выделены ключевые структурные элементы, функциональные связи и способы интеграции информационного обеспечения в систему управления качеством.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, управление качеством, стоматологическая помощь.

Информационное обеспечение является одной из важных составляющих системы менеджмента качества медицинской помощи. В клинике кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПКС ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» Росздрава разработана и внедрена в деятельность система управления качества стоматологической помощи. Для обеспечения качества ортопедической стоматологической помощи в рамках разрабатываемой системы нами ставилась задача формирования необходимого информационного обеспечения, одним из разделов которого

явился процесс разработки документации. При разработке данного раздела использовались принципы, изложенные в международных стандартах ИСО серии 9000:2000. Процессу разработки документации предшествовал процесс обучения специалистов клиники, так как в документах содержится регламент всех выполняемых работ, исходя из имеющихся реальных возможностей и накопленного опыта.

В таблице 1 представлена структура документирования системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи.

Основная задача разработки системы документов -

описать главные действия по всем сотрудникам с целью, чтобы они выполнялись корректно с первого раза. В данном случае главным принципом является соблюдение требований всех технологий.

ISO10013 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».

Данный документ ориентирован на реальное представление процессов и организации деятельности Кли-

Таблица 1

Структура документирования системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи в клинике кафедры стоматологии общей практики и подготовки зубных техников ФПКС

МГМСУ

Основные пользователи документов Наименование документа Содержание документа

Администрация клиники, сотрудники, пациенты Политика в области качества Цель и миссия клиники в области качества

Все сотрудники клиники Руководство по качеству Организационная структура клиники, ответственность всех участников системы управления качеством. Описание системы контроля качества работы врача-стоматолога-ортопеда и изготовления зубных и челюстных протезов

Все сотрудники клиники Комплексный стандарт Описание системы обеспечения лечебно-диагностического процесса (клинические и лабораторные этапы изготовления протезов)

Врачи и зубные техники Технологические регламенты Детальное описание всех процессов на клинико-лабораторных этапах изготовления зубных и челюстных протезов

Врачи и зубные техники Методологические инструкции Набор требований ко всей технологической цепочке оказания ортопедической стоматологической услуги

Все сотрудники клиники Должностные инструкции Компетенция, права, обязанности и ответственность всех сотрудников

Первым документом в системе является Политика в области качества. Данный документ представляет собой отражение главной цели деятельности клиники и прописывает основные принципы системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи в соответствии с требованиями ИСО. Данный документ доступен для всех сотрудников клиники, а также для пациентов и поставщиков. Ознакомление с Политикой в области качества является обязательным условием для всех сотрудников.

Чрезвычайно важным документом является Руко-

ники. Руководство включает в себя: Общие сведения о системе качеств; Политика и цели в области качества; Организация и ответственность; Ресурсное обеспечение и поставщики; Процессы Клиники (документированные процессы оказания отдельных видов ортопедических стоматологических услуг); Документальное обеспечение системы качества (перечень всех действующих утвержденных отраслевых и локальных нормативно-правовых актов); План работ по развитию системы качества; Система контроля качества оказания ортопедических стоматологических услуг; Регистрация

Рис. 1. Структура комплексного стандарта оказания ортопедических стоматологических услуг в клинике.

водство по качеству, которое фиксирует в себе разрабо- данных о качестве; подготовка кадров; статистические танную систему управления качеством ортопедической методы оценки качества оказания ортопедических сто-стоматологической помощи, на основе требований матологических услуг.

Следующим документом, который был разработан и внедрен в рамках системы управления качеством, является комплексный стандарт. Данный документ представляет собой совокупность стандартов по всем основным процессам (рис. 1). Из представленных на рисунке данных видно, что стандартизованы все основные процессы и структура оказания ортопедических стоматологических услуг.

Стандарт оснащенности включает в себя набор требований к оснащению рабочего места врача-стоматолога ортопеда (требования к оборудованию, медицинскому и абразивному инструментарию, наличию медикаментов и специальных слепочных материалов и т.д.) и оснащенности зуботехнической лаборатории с рабочими местами зубных техников. Оснащенность зуботех-нической лаборатории стандартизована дифференцировано по подразделениям: литейная, металлокерами-ческая, паяльная, полимеризационная, гипсовочная.

Важное значение имеет стандарт информированного согласия пациента на ортопедическое стоматологическое лечение. Данный документ предполагает реализацию прав граждан на информированное и добровольное согласие на лечения, изложенных в «Основах законодательства об охране здоровья граждан» (1993 г.). Стандарт прописывает процедуру согласования каждой конкретной ортопедической стоматологической услуги с пациентом, ее возможные последствия, осложнения и правила ухода за ортопедической конструкцией.

Стандарт технологический включает в себя требования, которые соблюдают врачи-стоматологи-ортопеды и зубные техники в ходе оказания услуги: общие требования к выбору схемы ортопедического стоматологического лечения (ОТСОЛ), общие технические требования, предъявляемые к слепкам (ОТС), общие технические требования, предъявляемые к различным видам зубных протезов (ОТВЗГ), критерии соответствия изготовленного протеза клиническим требованиям (КСП). Данные документы используются в следующих целях: являются основой для выполнения технологических операций и процедур для врачей и зубных техников, для само- и взаимоконтроля качества выполняемых работ и для проведения внутреннего аудита качества оказанных услуг.

Если вышеназванные документы являются критериальной основой работ, то технологические регламенты содержат в себе описание всех процессов на клини-ко-лабораторных этапах изготовления зубных и челюстных протезов, то есть представляют собой перечень алгоритмов действий. Данные алгоритмы, путем добавления к ним ответственности медицинского персонала и документального сопровождения клинико-лабора-торных этапов изготовления зубных и челюстных протезов преобразуются в методологические инструкции, которые также являются составной частью комплексного стандарта.

Учитывая, что система управления качеством, внедренная в деятельность клиники, требует от сотрудников четкого выполнения своих профессиональных обязанностей и соблюдения всех принципов системы, в комплексный стандарт также включены и должностные инструкции на каждого сотрудника, которые могут периодически корректироваться и дополняться в зависимости от совершенствования системы.

Таким образом, наличие документального сопровождения всех видов работ и всех процессов, позволяет решать задачи информационного обеспечения системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи и соблюдать требования международных стандартов ИСО.

Информационное обеспечение функционирования системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи сопровождается использованием CALS-технологий. Информация о качестве оказываемых услуг является составной частью системы качества, которая в свою очередь тесно интегрирована с

информационной средой, и поэтому для ее проектирования, создания, использования, анализа и совершенствования может применяться так называемая CALS-иде-ология, реализованная позже в виде CALS-технологий.

В публикациях, посвященных CALS, приводится большое разнообразие определений понятий идеологии и технологии CALS. В переводе с английского языка CALS (Computer Acquisition and Life-cycle Support) означает непрерывную поддержку жизненного цикла продукции. Наиболее полно понятие «CALS-идеология» определяется как стратегия систематического повышения эффективности, производительности и рентабельности процессов хозяйственной деятельности предприятий за счет внедрения современных методов информационного взаимодействия участников жизненного цикла продукции. CALS-технологии представляют собой безбумажные информационные технологии поддержки процессов в ходе жизненного цикла продукции. Информация и документы, циркулирующие в системе качества, представляются в формате и виде, регламентированном стандартами CALS (стандарты СРПП ВТ, международные стандарты ISO серии 10303 STEP, FIPS 183 (IDEF/0), FIPS 184 (IDEF/1X) и др.).

Преимущества использования СALS-технологий в рамках разработанной системы состоят в предоставлении системы качества в наглядном виде как совокупности процессов, от большого к малому. Разработанные технологические регламенты, процессы, требования и документы в формализованном виде представляют собой совокупность взаимосвязанных элементов, образуя общую информационную систему. Все эти элементы поддерживают жизненный цикл ортопедической стоматологической услуги.

Метод IDEF/0 предназначен для функционального моделирования, т.е. моделирования функций объекта путем создания описательной графической модели, показывающей что, как и кем делается в рамках функционирования предприятия. При помощи данного метода описаны все функциональные связи при производстве каждой отдельной ортопедической стоматологической услуги. Функциональная модель представляет собой структурированное изображение функций производства зубных и челюстных протезов, информации, связывающей эти функции. Средства моделирования не только обеспечивают проверку целостности и полноты информационной модели, но и позволяют автоматически сгенерировать текст описания структуры базы данных на языке SQL, поддерживаемом большинством современных систем управления базами данных (СУБД). На основе данного описания СУБД автоматически создает необходимые файлы, таблицы и индексы.

Разработка собственно информационной системы управления качеством ортопедической стоматологической помощи осуществлялась последовательно в несколько этапов:

- сбор данных обо всех процессах и действиях;

- разработка комплекса функциональных моделей процессов;

- разработка комплекса информационных моделей;

- разработка структуры базы данных.

Разработанные нами алгоритмы ортопедического

стоматологического лечения представляют собой ни что иное, как бизнес-процесс, которые в автоматизированном режиме преобразовывались в функциональные модели по стандарту IDEF/0.

Следующим структурным элементом разработанной информационной системы является формирование баз данных по различным аспектам управления качеством ортопедической стоматологической помощи: базы данных по пациентам, по наличию расходных материалов и инструментария, по результатам экспертизы качества на всех клинико-лабораторных этапах изготовления протезов, по документам системы управления качеством.

Все элементы информационной системы объединены единой сетью. Структура данной системы представ-

лена на рисунке 2.

Автоматизированная информационная система «Управление качеством ортопедической стоматологической помощи» функционирует на базе представленного выше стандартного программного обеспечения. Основной функциональной частью системы является формирование баз данных не только по необходимой для

наличие внутреннего аудита качества с выделением самостоятельной штатной единицы. Для этой цели в системе предусмотрено автоматизированное рабочее место аудитора, имеющего также доступ ко всем информационным ресурсам. Каждый случай проведения внутреннего аудита протоколируется, формируя тем самым в автоматизированном режиме аналитические отчеты

АИС «Управление качеством ортопедической стоматологической помощи»

Рис. 2. Структура АИС «Управление качеством

персональной информации, но и по результатам их текущей работы. Основным источником информации является электронная медицинская карта стоматологического больного (ф.№043/у) со всеми приложениями к ней.

В качестве приложения к карте используются дневник наблюдения врача-стоматолога-ортопеда (с фиксацией данных о каждом посещении), данные рентгенологического исследования или радиовизиографии, данные обследования и лечения другими специалистами при подготовке к протезированию. Вся информация, содержащаяся в электронной карте, поступает в базу данных по пациентам, что позволяет в автоматизированном режиме накапливать данные, отслеживать объемы выполняемых врачами-стоматологами-ортопедами работ, число выполненных услуг, а также иметь обширную информацию о составе потребителей ортопедических стоматологических услуг. Данный подход обеспечивает работу автоматизированного рабочего места врача во взаимосвязи со всеми подсистемами АИС.

Следующим структурным элементом системы является автоматизированное рабочее место администратора, который имеет доступ к базе данных по пациентам и другим информационным ресурсам. Автоматизация планирования пациентопотоков позволяет существенным образом повысить эффективность использования рабочего времени врачей-стоматологов, снизить количество недоразумений и конфликтных ситуаций с пациентами.

Система управления качеством оказываемых ортопедических стоматологических услуг предусматривает

ортопедической стоматологической помощи».

о дефектах в работе. Данное рабочее место непосредственно связано с АИС «Экспертиза качества оказания ортопедических стоматологических услуг». Источниками информации в системе являются данные экспертизы качества оказания ортопедических стоматологических услуг на всех клинико-лабораторных этапах, а также отчеты-анализы работы врачей-стоматологов-ортопедов и зубных техников.

АИС «Расходные материалы» связана с базой данных по наличию материалов на складе и их расходованию по каждому специалисту. В основе данной подсистемы лежит логистический подход, связанный с рациональным использованием всех материалов, медикаментов и изделий медицинского назначения. Кроме контроля расходования материалов, система позволяет планировать закупки всех необходимых составляющих для клинико-лабораторных этапов изготовления протезов и работы с поставщиками.

Все подсистемы логически взаимосвязаны с автоматизированным рабочим местом главного врача, где замыкается вся информация о деятельности клиники и представлена вся аналитическая информация по системе управления качеством. Каждый процесс в системе сопровождается наличием матрицы ответственности каждого участника.

Таким образом, использование в системе адекватно разработанной документации позволяет строго и профессионально регламентировать все виды деятельности клиники. Документы, описывающие систему качества, имеют свою иерархию и ориентированы на опреде-

ленный круг заинтересованных специалистов: от администрации до младшего медицинского персонала. Каждый имеет свой регламент для обеспечения качества, что приводит к минимизации риска для пациента.

Применяя CALS-технологии, возникает возможность быстрее реагировать на изменение рыночной ситуации (оптимальная реакция на запросы потребителей, сокращение времени на пополнение материальных запасов и снижение их объема); уменьшить свои затраты (устранение трудоемких операций по дублированию данных, значительное сокращение объемов используемой бумаги); повысить качество, особенно функциональные и эстетические свойства протезов.

Результаты исследования показали, что разработанная нами система информационного обеспечения позволяет увеличивать производительность труда сотрудников и сокращение временных и общих материальных затрат с целью обеспечения общего повышения каче-

ства посредством улучшения работы с информацией. Это достигается путем: упрощения доступа к информации; реорганизации деятельности (без изменения поставленных задач); компьютеризации рабочего окружения.

Необходимый результат достигается за счет повышения показателей качества выполнения следующих операций: обработки информации; использования информации; осуществления консультаций и аналитического обзора результатов работы; пересмотра информации; добавления новой информации; переделки информации; просмотра/утверждения информации; распространения информации; работы над ошибками и дефектами, анализ причин их возникновения.

Данный опыт работы в полной мере применим в деятельности стоматологических организаций любой формы собственности, ставящих перед собой цели непрерывного повышения качества оказываемых стоматологических услуг.

MANAGEMENT SYSTEM OF QUALITY OF THE ORTHOPEDIC STOMATOLOGIC ASSISTANCE FROM A POSITION OF ITS SUPPLY WITH INFORMATION

S.D. Arutjunov, I.S. Kitsul, A.A. Gevorkjan (Moscow Mediko-Stomatologic University, Irkutsk State Institute for Medical Advanced Studies)

In the article the experience of development and practical use of information technologies for maintenance of function of a management system of quality of the orthopedic stomatologic help is submitted. Key structural elements, functional communications and ways of integration of a supply with information in a management system of quality are allocated.

© ГАЙДАРОВ Г.М., МУЗЫКА Д.Ю. - 2007

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВРАЧЕЙ-ТЕРАПЕВТОВ УЧАСТКОВЫХ НА ОСНОВЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-

МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

Г.М. Гайдаров, Д.Ю. Музыка

(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н. проф. И.В. Малов, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. — д.м.н.., проф. Г.М. Гайдаров)

Резюме. В работе описаны результаты комплексного исследования, направленного на изучение профилактики в амбу-латорно-поликлинических учреждениях, целью которого явилась разработка подходов к повышению качества и эф-

^ективности профилактической работы врачей-терапевтов участковых как главной фигуры поликлиники. лючевые слова: профилактика, амбулаторно-поликлиническое учреждение, врач-терапевт участковый.

В Российской Федерации в течение длительного периода времени и в деле охраны здоровья, и в здравоохранении имеет место существенное несоответствие между декларативностью превентивных мер (как в масштабах страны, на уровне территорий, так и в деятельности учреждений первичного звена) с одной стороны, и их реализацией на практике — с другой, что диктует необходимость активизации научных изысканий в данном направлении, определении приоритетов. Особая роль в этих условиях отводится специалисту первого контакта пациента и медицинского работника — участкового терапевта, роль которого в научных работах отражена явно недостаточно [1,4,7].

Актуальность изучаемой проблемы возрастает в связи с провозглашенными приоритетным национальным проектом задачами по улучшению качества медицинской помощи, в первую очередь — на уровне первичного звена здравоохранения. После временного забвения, во многом связанного с введением обязательного медицинского страхования, когда это направление перестало финансироваться, вновь сделан акцент на профилактике [2,3,5,6,8].

Материалы и методы

В исследовании была использована комплексная методика исследования, включающая следующие методы: изучение и обобщение опыта, статистический, аналитический, экономический, социологический (анкетирова-

ние, интервьюирование). Объектом исследования явились врачебные терапевтические участки амбулаторно-поли-клинических учреждений.

Сбор данных осуществлялся на разработанные нами информационно-регистрационные документы, включающие 5 видов карт и анкет. При анализе полученных данных использованы разнообразные способы статистической обработки материалов: группировка и сводка материалов, расчет интенсивных и экстенсивных коэффициентов, средних величин (с доказательством их достоверности), определялась достоверность разности двух средних величин и показателей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты и обсуждение

Амбулаторно-поликлинические учреждения осуществляют свою работу по участково-территориальному принципу. Преимущественно обслуживание производилось в отношении лиц трудоспособного возраста, вместе с тем более половины (54,1%) населения участка составило неработающее население (из них 50,7% лиц безработные и 49,3% пенсионеры). В среднем 26,4% населения участков ни разу в течение года не обращалось в поликлинику.

Обращает на себя внимание малый удельный вес посещений к врачам-терапевтам с диспансерной целью (7,3%) и посещений с целью профилактических осмотров (2,1%). Процент заболеваний, выявленных на ранних стадиях течения заболевания, составил в среднем 67,9+0,4%. При этом доля профилактических осмотров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.