Научная статья на тему 'Система управления качеством'

Система управления качеством Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система управления качеством»

тивизация вузовского научно-инновационного предпринимательства. Открытие преподавателями и научными сотрудниками собственного дела с целью превращения своих научных идей в коммерчески доходный рыночный продукт и привлечение к этому студентов в качестве младшего персонала -один из эффективных способов интеграции учебной,научной и инновационной деятельности. Особенно широкие перспективы здесь у молодежи, не отягощенной грузом старых привычек и норм. Кроме того, предоставление молодым ученым возможности обеспечить достойную жизнь за счет интеллектуального труда может помочь решить проблему оттока кадров и старения кадрового состава высшей школы.

По мнению министра образования и науки А.А. Фурсенко, «Россия должна научиться зарабатывать деньги за счет мозгов», а для этого необходимо «научиться создавать знания, правильным образом охранять и закреплять их». От того, насколько успешно российская система высшего образования справит-

ся с этой задачей, зависит, насколько быстро она перейдет в режим развития, способный обеспечить максимально возможное позитивное воздействие на жизнь всего нашего общества.

Литература

1. Technical Change and Economic Theory /

Dosi G., Freeman C., Nelson R., Silverberg

G. and Soete L. (eds). - London., 1988.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: эко-

номика, общество и культура. - М., 2000.

3. Ходжсон Дж. Социально-экономические

последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. - 2001. - № 8. - С. 32-45.

4. University-industry R&D collaboration in

the United States, The United Kingdom, and Japan. D. Rahm, J. Kirkland, and B. Bozeman. - Kluwer Academic Publishers, 2000.

5. Knowledge management in the learning society. - Paris, 2000.

6. Трансформация российских университетов

в учебно-научно-инновационные комплексы / В.Р. Атоян, Ю.В. Чеботаревский,

H.В. Казакова и др. - Саратов, 2001.

Б. ЕРМОШЕНКО, профессор, ректор В. ПОРОДЕНКО, профессор, проректор Т. ЛИТВИНОВА, доцент Кубанская государственная медицинская академия

Современный конкурентоспособный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов, включающую новые организационные и методические принципы решения этой проблемы.

На качество образования в высшей школе, в том числе медицинской, влияют многочисленные факторы:

• качество государственных образовательных стандартов,

Система управления качеством

• содержание образовательных программ,

• уровень и качество довузовской подготовки абитуриентов,

• квалификация педагогических кадров,

• материальная база образовательного учреждения,

• социальная защищенность сотрудников и студентов,

• внешние экономические условия,

• морально-психологический климат в учебном заведении и др. [1].

По мнению Селезневой Н.А., под качеством высшего образования в широком смысле следует понимать: а) «сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)»; б) «системную совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы)» [2].

Под качеством высшего медицинского образования мы понимаем обеспечение необходимого уровня подготовки специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического прогресса, владеющих необходимыми технологиями в рамках своей специальности, умеющих использовать полученные знания при решении профессиональных задач. Государственный образовательный стандарт отражает общие требования к подготовке специалистов, тогда как требования, относящиеся к специфике и уровню получаемой профессиональной подготовки, формируются и обеспечиваются самим высшим учебным заведением.

Необходимо учесть, что деятельность выпускника медицинского вуза направлена на:

• осуществление профилактики и улучшение здоровья населения;

• диагностику заболеваний, лечение и реабилитацию больных в лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждениях;

• сбор и анализ информации о состоянии здоровья населения в его различных социальных и возрастно-поло-вых группах;

• планирование, организацию и управление мерами по оказанию меди-

цинской помощи населению в системе здравоохранения в условиях социально-экономических преобразований в России.

Учитывая это, мы полагаем, что критерием качества медицинского образования является способность медицинского вуза воспитать у студентов потребности в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, сформировать у них умения применять основные понятия, законы, закономерности, методы и средства всех дисциплин учебного плана в качестве методологических, теоретических, организационных и технологических ориентиров в будущей профессиональной деятельности.

Существуют различные подходы к проблеме качества [3-5]. Мы согласны с многоуровневым подходом к оценке качества высшего образования, однако считаем, что необходимо вычленить не три [3], а пять уровней: 1) государственный, 2) отраслевой (например, здравоохранение), 3) система довузовского образования, 4) конкретный вуз, 5) объект обучения - студент.

По нашему мнению, на государственном уровне должны решаться вопросы стандартизации образования, принципиальные проблемы организации учебного процесса в вузе, материального обеспечения и финансирования высших учебных заведений в соответствии с принятой на государственном уровне экономической программой, вопросы социальной защиты научно-педагогических кадров и студентов.

На отраслевом уровне следует решать проблемы данной отрасли: потребность в кадрах, вопросы квалификации и социальной защиты, анализ условий, в которых осуществляется деятельность работников отрасли.

Большие задачи и необходимость их решения стоят перед конкретным вузом, который должен проводить посто-

янный мониторинг качества образования, чтобы выявить степень и полноту реализации государственных образовательных стандартов, соответствие оперативных целей деятельности вуза стратегическим требованиям, предъявляемым к специалисту рынком труда, уровню возможности преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста.

На микроуровне студента акцент необходимо сделать на готовности выпускника к профессиональной деятельности, его профессиональных намерениях на рынке труда, степени его удовлетворенности образовательным процессом и результатами обучения в вузе.

На качество обучения в медицинском вузе влияют многочисленные организационные, методические, технологические, материально-технические факторы, оценка которых проводится, в частности, при аттестации учебного заведения.

Управление качеством учебного процесса в Кубанской государственной медицинской академии (КГМА) представляет многоуровневую систему, которая позволяет объективно и постоянно оценивать уровень подготовки будущего врача.

Мы выделяем следующие факторы, влияющие на качество образования, а также подразделения разного уровня, от которых зависит управление качеством образования (табл.).

Таким образом, качество медицинского образования - многофакторный параметр, управление им является многоуровневой системой, а следовательно, и контроль за качеством обучения должен быть тоже многоуровневым.

Со стороны ректората в КГМА контроль за качеством обучения осуществляется проректором по учебной работе, деканами и их заместителями, членами совета по контролю за качеством

учебного процесса ЦМС, которые руководствуются приказами ректора, указаниями, инструкциями, положениями Министерства образования и науки РФ. При посещении кафедр ими проверяются:

■ выполнение учебного плана и рабочей программы, ее соответствие государственному образовательному стандарту;

■ наличие и качество вспомогательных методических и дидактических материалов для студентов;

■ организация учебного процесса, отработка пропущенных занятий, экзаменов и переэкзаменовок;

■ применение в учебном процессе тестирования с использованием программных средств;

■ организация различных видов самостоятельной работы студентов, ее методическое обеспечение;

■ осуществление кафедрой контроля за посещаемостью и успеваемостью студентов.

Результаты проверок обсуждаются на заседаниях ученого совета, ректората, ЦМС, советов факультетов, кафедр. Отмеченные позитивные достижения кафедр становятся достоянием всего коллектива. В качестве передового опыта с ними могут ознакомиться все подразделения вуза. Недостатки, требующие исправления и устранения, также в центре внимания руководства вуза.

Одним из факторов, влияющих на качество медицинского образования, как мы уже отметили, является уровень подготовки абитуриентов. В настоящее время очевиден разрыв между уровнями школьного и требованиями вузовского образования к знаниям абитуриентов. Это вызывает необходимость включения в вузовскую систему новых структур довузовского образования, а также совершенствование системы приемных экзаменов. При КГМА со-

Таблица

Факторы, определяющие качество медицинского образования Ответственные подразделения в многоуровневой системе контроля за качеством образования

Уровень подготовки абитуриентов по предметам естественнонаучного направления, развития их личности, интеллектуальных возможностей Министерство образования и науки РФ; краевой департамент образования и науки; факультет довузовской подготовки КГМА, подготовительные курсы при академии и кафедрах общей химии, биологии и русского языка

Оснащение учебного процесса учебным оборудованием, учебниками и пособиями, научной литературой, вычислительной и организационной техникой Министерство здравоохранения и социального развития РФ; ректорат КГМА; центральный методический совет (ЦМС); научно-медицинская библиотека; кафедры

Организация учебного процесса на кафедрах, применение новых эффективных педагогических технологий Учебный отдел; ЦМС; деканаты; кафедры; факультет повышения квалификации преподавателей (ФПК)

Качество учебных программ, учебных пособий, дидактических и методических материалов Министерство здравоохранения и социального развития РФ; ректорат КГМА; ЦМС; научно-медицинская библиотека; кафедры

Уровень подготовки преподавателей, подбор кадров, повышение их квалификации, моральное и материальное стимулирование улучшения профессионального мастерства преподавателей вуза Министерство образования и науки РФ; краевой департамент образования и науки; ученый совет КГМА; ректорат; деканат ФПК

Уровень научных исследований в вузе Проректор по научной работе; научный отдел; кафедры

Расширение сотрудничества с ведущими вузами в России и за рубежом Ученый совет; ректорат; кафедры.

Степень интеграции вуза и лечебно-оздоровительных учреждений края. Департамент здравоохранения; Ректорат; клинические кафедры.

Организация самостоятельной работы студентов на кафедрах и во внеаудиторное время Учебный отдел; деканаты; кафедры

Мотивация студентов к лучшей учебе Ректорат; деканаты; кафедры; профком студентов КГМА

Внеучебная деятельность со студентами: НИРС, конференции, конкурсы Ректорат; деканаты; профком студентов

Контроль за освоением практических навыков студентами Кафедры; совет по производственной практике ЦМС; деканат производственной практики

Ознакомление студентов с современными технологиями диагностики и лечения, внедрение научных достижений в учебный процесс Кафедры; научный отдел академии; научно-медицинская библиотека

Активное внедрение в учебный процесс информационных средств и технологий Центр информационных технологий академии; кафедры; научно-медицинская библиотека

Внеучебная воспитательная работа со студентами, развитие личности по интересам Проректор по учебной работе и его помощники по воспитательной работе и общественным связям; деканаты; кафедры; кураторы групп; профком студентов

Социальная защищенность сотрудников академии и студентов Профсоюз работников здравоохранения; профкомы сотрудников и студентов КГМА

Наличие и подготовка резерва научно-педагогических кадров из числа молодых ученых Ректорат; Совет молодых ученых

Маркетинг: ярмарка рабочих мест, трудоустройство выпускников, профориентационная работа, отбор абитуриентов Ректорат; деканат ФПК; приемная комиссия

здана система довузовской подготовки учащихся, включающая следующие подразделения:

1) факультет довузовской подготовки (ФДП) с трех- и двухгодичными сроками обучения;

2) подготовительное отделение при негосударственном медицинском институте, учрежденном ученым советом КГМА, с двух- и одногодичными сроками обучения;

3) заочно-очные подготовительные курсы (одногодичные заочные и очные двух- и одномесячные);

4) курсы по углубленному изучению химии при кафедре общей химии, биологии при кафедре биологии и русского языка при соответствующей кафедре КГМА (одногодичные, в рамках

ФДП).

Выпускники этих форм довузовского образования составляют «ядро» студентов всех факультетов.

В Кубанской государственной медицинской академии активно работает Центральный методический совет, который возглавляет проректор по учебной работе. Задачами ЦМС мы считаем:

1) контроль за соблюдением требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки специалистов;

2) координацию действий профессорско-преподавательского коллектива КГМА для обеспечения повышения качества медицинского образования студентов;

3) экспертизу учебно-методической документации, необходимой для обеспечения процесса подготовки специалистов в сфере высшего медицинского образования;

4) совершенствование содержания образования, а также методов организации учебного процесса по всем направлениям и дисциплинам, изучаемым в медицинском вузе на основе принци-

пов преемственности, непрерывности, профессиональной направленности;

5) обеспечение методического единства содержания, технологий, средств и методов обучения студентов-медиков;

6) внесение предложений в ученый совет КГМА по реорганизации кафедр, планированию учебного процесса и распределению учебной нагрузки среди кафедр вуза.

Таким образом, Центральный методический совет является координационным органом при ученом совете и ректорате КГМА, осуществляющим управление качеством образовательного процесса.

Деканаты принимают участие в осуществлении контроля за качеством обучения по следующим основным направлениям:

■ анализ результатов сессий и учет успеваемости студентов различных категорий (обучающихся на госбюджете, по целевому набору, на хозрасчетных формах обучения);

■ организация проверки выживаемости знаний студентов по всем дисциплинам учебного плана;

■ систематический анализ сведений, поступающих от кафедр о посещаемости и успеваемости студентов, с ведением документального учета и информированием кафедр о принятых мерах;

■ анализ работы кафедр по организации самоподготовки студентов, проведению отработок пропущенных занятий;

■ индивидуальная работа со студентами, выяснение причин проблем, возникающих в учебном процессе, усиление мотивации к достижению позитивных результатов обучения;

■ организация «института кураторства», привлечение преподавателей кафедр для внеаудиторной учебной и воспитательной работы со студентами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ организация работы старост учебных групп по постоянному контролю за посещением студентами лекций и практических занятий (предоставление сведений старостатам).

Кафедры определяют конкретные пути реализации учебных программ и осуществляют контроль качества обучения студентов путем:

V определения исходного уровня знаний и умений;

V текущего тестового контроля знаний и устного опроса с регистрацией их результатов в учебных журналах;

V анализа умения студентов составлять конспекты лекций, учебной и дополнительной литературы, заниматься реферативной работой;

V оценки прочности знаний, полученных студентами в период обучения на кафедре;

V постоянной обратной связи с деканатами по вопросам посещаемости и успеваемости студентов;

V контроля за освоением практических навыков, решением расчетных, ситуационных задач, умением анализировать результаты лабораторных работ, данные лабораторных исследований и другой информации, получаемой в ходе учебного процесса, в том числе обследования больного;

V организации учебно- и научно-исследовательской работы студентов;

V разработки элективных курсов и их внедрения в учебный процесс;

V анализа итогового контроля знаний и умений, приобретенных на данной кафедре (зачеты, экзамены).

Мы рассматриваем студента как полноценного участника учебного процесса. Именно поэтому регулярно проводим анкетирование студентов для получения их оценки качества учебного процесса. Результаты анкетирования подвергаются всестороннему анализу и доводятся до сведения профес-

сорско-преподавательского состава. Для студентов выпускных курсов ежегодно проводится ярмарка вакансий рабочих мест, в которой принимают участие руководители администрации и лечебно-профилактических учреждений всех районов Краснодарского края. При этом выявляются профессиональные намерения выпускников на рынке труда, их субъективная оценка деятельности факультетов, кафедр, вуза в целом, степень удовлетворенности результатами обучения.

В КГМА принята долговременная концепция развития вуза, включающая планы по созданию межкафедральных интегрированных учебных программ, которые способствуют межпредметной интеграции, оптимизации учебного процесса, реализации принципа профессиональной направленности, а также планы по воспроизводству и развитию кадрового потенциала академии, что будет способствовать повышению качества подготовки специалистов в области здравоохранения.

Литература

1. Шкарин В., Буланов Г. Внутривузовское

управление качеством обучения // Высшее образование в России.- 2002.- №5.

2. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования Лекция-доклад. - М., 2003.

3. Бордовская Н.В. Оценка качества высшего образования: идея уровневого подхода // Высшее образование сегодня. -2002. - №9.

4. Похолков Ю.П, Чучалин А.И. Системы обеспечения и оценки качества высшего образования // Труды международного семинара «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов». - 2003.

5. Давыдова Л. О показателях качества об-

разования // Высшее образование в России.- 2004.- №11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.