Научная статья на тему 'КГМУ: от института до университета'

КГМУ: от института до университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / STUDENT'S LIFE / HEI ADMINISTRATION / LEARNING PROCESS / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазаренко Виктор Анатольевич

Статья посвящена 75-летнему юбилею Курского государственного медицинского университета. Особое внимание уделяется образовательно-воспитательной деятельности вуза, а также его административной структуре и иным инструментам оптимизации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KSMU: from institute to university

The paper is dedicated to the 75th anniversary of KSMU. Special attention is given to the educational activities of the university. Administrative structure and learning process are also described.

Текст научной работы на тему «КГМУ: от института до университета»

В.А. ЛАЗАРЕНКО, профессор, ректор

Курский государственный медицинский университет

КГМУ: от института до университета

Статья посвящена 75-летнему юбилею Курского государственного медицинского университета. Особое внимание уделяется образовательно-воспитательной деятельности вуза, а также его административной структуре и иным инструментам оптимизации учебного процесса.

Ключевые слова: управление вузом, учебный процесс, воспитательная деятельность, студенческая жизнь.

9 февраля 2010 г. Курскому государственному медицинскому университету исполняется 75 лет. Он был основан в 1935 г. по постановлению Совета народных комиссаров. К началу первого учебного года основные теоретические кафедры - анатомии, биологии, общей химии и физики - разместились в зданиях, расположенных рядом с главным корпусом. В них же были оборудованы лекционная аудитория и анатомический музей. Первыми заведующими кафедрами были кандидаты медицинских наук Л. А. Шангина, А.Д. Бернштейн, М.Ф. Михайлов, В.И. Попов. В качестве ассистентов были привлечены преподаватели медицинского училища и опытные врачи-практики. Первым директором медицинского института был назначен врач В.И. Дешевой. Первый выпуск 186 молодых специалистов состоялся 30 июня 1940 г. На торжественном заседании, посвященном этому событию, присутствовал нарком здравоохранения РСФСР А.Ф. Третьяков. Весной 1941 г. вуз готовился ко второму выпуску.

В первые дни войны ушли на фронт 32 преподавателя и 210 выпускников, сдавших государственные экзамены. Война помешала закончить полный курс обучения студентам третьего набора - 1937 г. В сентябре 1941 г. они были выпущены в качестве зауряд-вра-чей, и 231 человек из них ушел в дей-

ствующую армию. Многие из ушедших на фронт за доблесть и геройство, проявленные в боях за Родину, были награждены орденами и медалями. С первых дней войны профессора и преподаватели вуза принимали активное участие в организации военных лечебно-профилактических учреждений. Профессора М.Г. Рудицкий, Х.Н. Левитан, И.А. Черногоров, Н.С. Смирнов, доцент Я.М. Буне и другие вели консультативную работу в эвакогоспиталях, обучали врачей госпиталей военной хирургии и терапии. Профессор

А.В. Рудченко и начальник кафедры военно-медицинской подготовки

Постановление

Г0К[?Л НАРОДНЫХ К0М1ССАл РСФСР ОТ 9 9ГИРЛЛЯ 1935 ГОДА 0& открытии в 1935 году мединститута в г Курске

совет Елроднш Комиссаров рофср постановляет Оргавизовать медивститут в г Курске И ПРИНЯТЬ его ял госиоджет С 1 СЕНТЯБРЯ 1935 г с контингентом приема В 1935 ГОДУ В 250 ЧЕЛОВЕК

Председатель с НК десулямов

.

Г.В. Тупиков проводили большую работу с врачами и средним медперсоналом города по подготовке их к работе в лабораториях военного назначения.

В разгар боев на подступах к городу Курску 8 октября 1941 г. институт был эвакуирован в Алма-Ату. После освобождения города, 5 июля 1944 г., в Курск вернулись сотрудники вуза, а уже 1 сентября 1944 г. 650 студентов приступили к занятиям. В 1945 г. состоялся выпуск 34 врачей.

Преодолев трудности военного времени, в последующие годы институт рос и развивался: укреплялась его материально-техническая база, расширялась научно-исследовательская и клиническая база, постоянно совершенствовался учебный процесс. В 1954 г. институт впервые получил право подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру. Первыми аспирантами были его выпускники, участники Великой Отечественной войны Н.Ф. Крутько и Г.М. Ткаченко. К 1955 г. был полностью восстановлен учебный корпус, построены два студенческих общежития, здание для кафедры физвоспитания, оборудованы спортивный зал и столовая, расширилась и пополнилась ценными изданиями институтская библиотека.

В 60-70-е гг. увеличился приём студентов, открылось вечернее отделение, появились новые факультеты и кафедры, большое внимание уделялось подготовке научно-педагогических кадров. В 1966 г. был открыт фармацевтический факультет, в 1972 г. - подготовительное отделение, в 1976 г. - факультет повышения квалификации преподавателей фармацевтических и ме-дицинскихучилищ.

В 80-е гг. были построены новый учебный корпус, дома для преподавателей, спортивный зал с тиром, два студенческих общежития, переоборудо-

ван центральный учебный корпус. На базе Центральной научно-исследовательской лаборатории был создан Научно-исследовательский институт экологической медицины.

В 1984 г. Курский медицинский институт становится вузом первой категории, а в 1985 г. за заслуги в подготовке врачей и провизоров, за вклад в развитие здравоохранения и медицинской науки он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1994 г. вузу присвоен статус университета [1, 2].

Из стен КГМУ вышли выдающиеся деятели медицинской науки, составившие славу практического здравоохранения страны: академики РАМН Ю.К. Скрипкин, В.Н. Николаева-Меньшикова, В.К. Гостищев, члены-корреспонденты РАМН Г.Е. Островерхов, Г.И. Анненков, А.Ф. Быковский, В.Н. Гурьев, О.К. Скобелкин, А.В. Завьялов, генерал медицинской службы Р.А. Ма-расанов, пять лауреатов Государственной премии.

В настоящее время в состав университета на правах структурных подразделений входят 14 факультетов, 67 кафедр (8 межфакультетских, 37 кафедр медицинских специальностей, из них 27 клинического профиля, 5 кафедр гуманитарных и социально-экономических специальностей, 11 - фармацевтических и биотехнологических специальностей, 6 - последипломного образования), консультационно-диагностическая поликлиника, межкафедральные лаборатории. В университете функционируют редакционно-издательский отдел, Центр информационных технологий обучения, учебно-методическое управление, Центр менеджмента качества, Совет по качеству образования, Совет по воспитательной работе, Центральный методический совет.

Организация учебного процесса в КГМУ осуществляется на основе раз-

работанных в вузе нормативно-правовых положений и локальных актов и направлена на повышение качества подготовки специалистов, развитие инновационных технологий обучения, в том числе с использованием ИКТ. Соответствие учебно-воспитательного и методического процессов требованиям модернизации медицинского образования и приоритетным национальным проектам «Образование» и «Здоровье» обеспечивает вся система организационноуправленческой и инновационной деятельности университета.

В вузе работают 632 преподавателя, из них 115 докторов и 361 кандидат наук, 3 заслуженных деятеля науки РФ, 2 заслуженных работника высшей школы РФ, 15 заслуженных врачей РФ, 15 почётных работников высшего профессионального образования, более 30 академиков и членов-корреспонден-тов РАЕН, МАИ, МАН и других академий, в том числе международных. В университете введены почетные звания: «Почетный профессор КГМУ», «Почётный работник КГМУ», «Лучший преподаватель года», «Лучший лектор года», «Ветеран КГМУ», которые присваиваются в день рождения университета на торжественном заседании Учёного совета.

КГМУ осуществляет подготовку студентов по

10 специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация (очная и заочная формы обучения), клиническая психология (очная форма обучения), сестринское дело (очная и заочная формы обучения), социальная работа (очная форма обучения, экстернат), экономика и

управление на предприятии здравоохранения (очная и заочная формы обучения, экстернат), биотехнология (очная и заочная формы обучения). Всего в вузе обучается более 5 тыс. студентов. Ежегодный прием составляет более 700 человек. Послевузовское образование реализуется в интернатуре, ординатуре, аспирантуре.

Курский государственный медицинский университет представляет собой сложную многокомпонентную систему, организационную основу которой составляют ректорат, факультеты, кафедры. Учредителем КГМУ является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Управление университетом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Типовым положением об образовании учреждений высшего профессионального образования, Уставом университета и строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Устав университета, изменения и дополнения к нему принимаются конференцией педагогических работников, научных работников, представителей других категорий работников и обучающихся.

Одной из актуальных задач для

КГМУ является оптимизация управления вузом на основе внедрения информационных технологий, что позволит обеспечить:

• координацию управленческой деятельности по достижению целей учебного заведения;

• информационную и консультационную поддержку при принятии управленческих решений;

• создание и обеспечение функционирования комплексной информационной системы управления;

• рациональность управленческого процесса за счет стандартизации всех аспектов управления на основе единой модели.

Данная модель создается в целях повышения качества обучения и обеспечения эффективного управления вузом путем предоставления руководству, преподавателям и сотрудникам оперативной информации, необходимой для осуществления ими служебных обязанностей. Поэтому важным направлением деятельности, позволяющим оптимизировать управление университетом, является формирование единой интегрированной информационной системы, обслуживающей деятельность подразделений. В настоящее время ведутся организационные работы по ее внедрению, что создаст основу для информационнотехнологического обеспечения учебно-воспитательной, научной и адми-нистративно-управлен-ческой деятельности университета.

В вузе действует стратегический план развития до 2013 г., разработаны учебно-методические комплексы, совершенствуются рабочие программы. Прошли внешнюю экспертизу и

изданы основные образовательные программы по специальностям, вышли из печати пять томов организационноправовых документов КГМУ. Решен вопрос об информационно-методическом оснащении учебного процесса, пополнении библиотеки современной литературой. Расширился электронный каталог и перечень электронных изданий. Всё это позволило КГМУ в марте 2009 г. успешно пройти очередную комплексную оценку деятельности.

Университет уверенно идет по пути модернизации: в последние годы изменились форма и содержание образовательного процесса, внедрены современные и постоянно совершенствуются традиционные методы обучения и контроля знаний. В частности, проводятся мультимедийные, проблемные лекции, лекции-диалоги, деловые игры, различные виды тестирования, рейтинговый контроль знаний. Созданы условия для повышения компьютерной грамотности студентов, освоения компьютерных технологий. Разработана Концепция информатизации, открыт и развивается Центр информационных технологий обучения (ЦИТО), основной задачей которого является разработка собственных, а также отбор и

внедрение уже существующих технологий обучения и контроля знаний учащихся на этапах довузовской, вузовской и послевузовской подготовки, методическая и техническая помощь ППС кафедр по созданию обучающих аудио-, видео- и компьютерных учебных пособий. В состав ЦИТО входят отделы и дисплейные классы. Сегодня в распоряжении университета 16 меж-кафедральных учебных дисплейных классов: мультимедийный класс, дисплейные классы кафедр и клинических баз, Интернет-классы.

К услугам студентов, сотрудников КГМУ и практических врачей - информационные ресурсы библиотеки, которая является одной из лучших в городе. Фонд библиотеки представляет собой богатейшее собрание научной, учебной, художественной и иностранной литературы и насчитывает 500 тыс. экз. документов. В составе фонда учебнометодические издания, монографии, диссертации, авторефераты, научные труды, видеоматериалы, документы на электронных носителях. В библиотеке сосредоточено самое полное в Курской области собрание профильных периодических изданий. Гордостью библиотеки является уникальное собрание редких книг по медицине ХУШ-ХХ вв. Ежегодно приобретается более 30 тыс. изданий. Сегодня библиотека КГМУ выполняет функции информационного центра, обладающего мощными базами данных и обеспечивающего использование мировых информационных сетей и банков данных. В 2004 г. начала работу Электронная библиотека - комплексная информационная система, предоставляющая читателям доступ к библиографическим, полнотекстовым базам данных и другим информационным продуктам в электронной форме.

Качество учебной и методической работы координируют Центр менедж-

мента качества, департамент гуманитарного образования, Центр практической подготовки.

Центр менеджмента качества образования осуществляет разработку, внедрение, поддержание и совершенствование системы менеджмента качества с целью повышения результативности и эффективности учебно-методической деятельности вуза. Важным направлением в деятельности Центра является внедрение и совершенствование рейтинговой системы оценки качества по всем направлениям деятельности вуза, подготовка экспресс-самооценки вуза. По результатам экспресс-самооценки формируется матрица состояния университета по девяти критериям СМК. На кафедрах КГМУ проводятся внутренние аудиты на соответствие европейским стандартам ENQA и международным стандартам ^О серии 9000. Постоянно корректируется система рейтинговой оценки знаний студентов, деятельности кафедр и факультетов. Разработан и внедряется рейтинг преподавателей. Переработана регистрационная карточка абитуриента (анкета «Абитуриент»). КГМУ неоднократно становился лауреатом всероссийских и региональных конкурсов в области качества.

Департамент гуманитарного образования координирует работу ректората, деканатов факультетов, кафедр (в первую очередь - гуманитарных и социально-экономических, а также теоретических и клинических дисциплин), служб и отделов университета, вузовских отделений общественных организаций по гуманитарному образованию и воспитанию студентов и сотрудников университета.

Центр практической подготовки имеет свои лаборатории при кафедрах факультетов, в стоматологической поликлинике, лечебных и медико-профилактических учреждениях, аптеках.

Студенческая канцелярия является новым структурным подразделением университета, обеспечивающим рациональное ведение студенческого делопроизводства.

В Курском государственном медицинском университете накоплен мощный научный потенциал. Здесь сформировались признанные в нашей стране и за рубежом научные школы, внесшие значительный вклад в развитие здравоохранения и медицинской науки. Ученым КГМУ принадлежат три научных открытия, ими разработаны приоритетные методы лечения и диагностики заболеваний, современные наукоемкие инновационные технологии, новые методики и организационно-управленческие алгоритмы.

Научная база НИР включает в себя лаборатории кафедр, НИИ экологической медицины, центр высоких медицинских технологий, а также лечебно-диагностические отделения и подразделения клинических баз университета. Информационное обеспечение НИР осуществляют отдел научно-медицинской информации, библиотека, патентный отдел. На базе университета создан центр электронной связи с медицинскими ресурсами в международной сети Интернет. Вуз имеет свою типографию и периодические издания. С 2007 г. научно-практический вестник «Человек и его здоровье» является рецензируемым журналом ВАК.

Уровень научных исследований университета во многом определяется грантами, получаемыми от государственных, отраслевых и международных фондов, участием в выполнении международных, федеральных, отраслевых и региональных целевых научнопрактических программ. Научные исследования выполняются по федеральным, отраслевым региональным программам, программам ЦентральноЧерноземного научного центра РАМН

и отделения РАЕН. Ежегодно на базе КГМУ проходит более 50 международных, всероссийских, региональных, областных и городских научных конференций.

В вузе ведется подготовка аспирантов по 8 отраслям наук, включающим 49 специальностей, открыта докторантура по 4 специальностям. Функционируют 3 докторских диссертационных совета по 12 специальностям, в год проходят защиты 6-8 докторских и 4050 кандидатских диссертаций. По направлениям областных отделов здравоохранения на базе университета проходят обучение по 22 специальностям клинические ординаторы.

Вовлечение молодежи в науку начинается со студенческой скамьи. Организация НИРС является обязательной для всех кафедр университета. В рамках студенческого научного общества (СНО) серьёзно занимаются наукой более 1500 студентов, из них 539 человек ведут многолетние исследования, которые в дальнейшем могут перерасти в диссертации. Ежегодно Совет СНО проводит студенческую научнопрактическую конференцию «Молодежная наука и современность», в рамках которой особо отличившиеся студенты награждаются дипломами и почетными грамотами. Кроме того, проводятся конкурсы на лучшую студенческую научную работу и лучший студенческий кружок. Участие в НИРС позволяет молодежи не только готовить себя к будущей работе, но и создавать научную продукцию, которая находит применение в практической медицине и фармации.

В конце 2005 г. возобновил свою работу в новом составе Совет молодых ученых, который активно интегрируется в научное сообщество Курской области и России. Его председатель является руководителем курского регионального отделения Российского

союза молодых ученых, а также Координационного совета молодых ученых Курской области. В 2007 г. начала работу Школа молодого ученого.

Реальное взаимодействие вузовской науки с деятельностью практического здравоохранения находит свое выражение в лечебно-диагностической и консультативной помощи, которую оказывают населению высококвалифицированные специалисты КГМУ. Среди них - заслуженные врачи Российской Федерации профессора С.З. Пискунов, М.Г. Газазян, П.М. Назаренко, Н.Г. Филиппенко, С.М. Юдина,

В.А. Лазаренко, профессора С.В. Иванов, В.Б. Ласков, Г.А. Лазарева, В.М. Коломиец, доценты Г.А. Барымова, Л.В. Никитина и др. Ежегодно сотрудники клинических кафедр университета консультируют и лечат до 45 тыс. больных, выполняют свыше 8 тыс. сложнейших операций; ими разработано и внедрено более 200 современных методов и способов диагностики и лечения. Совместно с Курским обл-здравотделом и горздравотделом в вузе создан медицинский совет для координации действий с органами практического здравоохранения.

Расширяется география международного сотрудничества университета. Научные сотрудники и преподаватели КГМУ проходят стажировки за рубежом, участвуют в международных форумах (Австрия, Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Чехия, Канада, США, Израиль, Греция, Шри-Ланка, Тунис, Мальдивская республика, Малайзия). В последнее время наблюдается значительная активизация грантовой политики. Так, были получены гранты на участие в отечественных и международных проектах и программах, в том числе на участие в медицинских семинарах в Зальцбурге, международной программе стипендий ДААД. Ряд преподавателей сдали эк-

замен TOEFL. Университет сотрудничает с медицинскими вузами Украины, Белоруссии, Казахстана, с 18 международными организациями, фондами и программами. Сотрудники вуза являются членами международных научных организаций.

С 1991 г. в университете функционирует факультет иностранных учащихся. Иностранные студенты из Малайзии, Шри-Ланки, арабских стран, государств Африки обучаются по специальностям «Лечебное дело», «Фармация», «Стоматология», «Социальная работа». На основе имеющейся лицензии ведется довузовская и последипломная подготовка. Вуз аккредитован в 11 странах.

Воспитательная деятельность в новых условиях строится на основе опыта и традиций, накопленных кафедрами и общественными организациями университета. В КГМУ разработаны концепции общего и профессионального воспитания, реализуются инновационные принципы молодёжной политики, которая стала приоритетной в системе воспитательной работы. Обеспечена методическая и технологическая основа её проведения. Вуз плодотворно сотрудничает с Комитетом по делам молодёжи и туризму правительства Курской области. Проведён симпозиум по проблемам молодёжной политики в условиях экономической нестабильности. Делегация КГМУ - самая многочисленная и одна из самых активных в международном лагере студенческого движения «Славянское содружество», о чём свидетельствуют награды и Диплом полномочного представителя Президента РФ в ЦФО.

В университете работают студенческий совет, профком студентов, комитет по делам студенческой молодёжи, пресс-клуб, музей истории университета, клуб интеллектуальных

игр, КВН, православная религиозная организация «Приход во имя св. апостола и евангелиста Луки», клуб бардовской песни. Регулярно выходит студенческая газета «Лука», изданы «Памятка для студента», красочные буклеты по различным направлениям деятельности органов студенческого самоуправления. Действуют студенческие отряды: строительный, экологический - «Зелёный спецназ», благотворительный - «Волонтёр», оперативные отряды и др. Культурномассовая работа, занятия клубов и творческих объединений проходят в Центре культуры и досуга КГМУ. Ежегодно в университете проводится около 30 различных культурно-массовых мероприятий.

Центр трудоустройства выпускников, созданный для содействия молодым специалистам в поиске будущего места работы, регулярно проводит рекламные акции и ярмарки вакансий. Центр сотрудничает с органами управления здравоохранения, Курской городской молодёжной биржей труда, центрами занятости городов и областей Центрально-Черноземного округа.

В КГМУ созданы условия для поддержки талантливых студентов, их участия в международных, всероссийских и региональных конкурсах. Среди студентов есть стипендиаты Президента РФ, Правительства РФ, губернатора Курской области, Курской областной Думы, фонда В. Потанина, администрации г. Курска. Пять студентов награждены орденом «Молодое дарование России - Чароитовая звезда».

В последние годы появились новые воспитательные структуры: психологический, социологический центры, центр психологической и социальной поддержки студентов. Совершенствуется система работы с родителями по социальной поддержке нуждающихся

студентов и стимулированию их личностного роста.

Серьезное внимание уделяется социальной поддержке студенческой семьи. Центр социального здоровья и поддержки студенческих семей совместно с профкомом университета ведёт статистику студенческих семей, оказывает им материальную и моральную помощь, вовлекает семьи в различные мероприятия и конкурсы, проводимые городским Управлением по делам семьи и молодёжи, выдвигает семьи студентов в качестве кандидатов на получение стипендии администрации г. Курска в номинации «Студенческая семья». По решению Учёного совета университета все семейные студенты получают специальную повышенную стипендию.

Большой популярностью пользуется лагерь, организованный для психологического сопровождения студентов-первокурсников. Шефами-наставника-ми в лагере работают ведущие преподаватели кафедры психологии и педагогики КГМУ и психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Координирует внеучебную и воспитательную работу со студентами Совет по воспитательной работе. Направления и технологии воспитательной работы в университете строятся на основе подготовленного в вузе учебного пособия «Система воспитания студентов в Курском государственном медицинском университете: концептуальные и технологические основы», которое рекомендовано УМО Мин-здравсоцразвития РФ для организации работы со студентами в медицинских вузах РФ.

За последние годы значительно укрепилась материально-техническая база вуза. В университете функционируют пять общежитий, столовая, университетское кафе, три учебных корпуса. Весной 2009 г. сдана в эксплуата-

цию первая очередь четвёртого девятиэтажного учебного стоматологического корпуса.

Курский государственный медицинский университет использует все имеющиеся возможности для качественной подготовки специалистов, развития медицинской науки и создания условий для совершенствования

личности профессионала в сфере здравоохранения.

Литература

1. См.: КГМУ: от института до университета.

Курск: Изд-во КГМУ, 2004.

2. См.: Курский государственный медицин-

ский университет. Курск: Планета, 2009.

LAZARENKO V.A. KSMU: FROM INSTITUTE TO UNIVERSITY The paper is dedicated to the 7 5th anniversary of KSMU. Special attention is given to the educational activities of the university. Administrative structure and learning process are also described.

Keywords: HEI administration, learning process, educational activities, student’s life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.