Система управления информационной инфраструктурой регионального инвестиционно-строительного комплекса
Control System of Regional Information Infrastructure Investment and Construction Activities
Удк 332.83:005
Иванов Сергей Николаевич
профессор Санкт-Петербургского государственного
архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук 190005, Санкт-Петербург, ул. 2-я Красноармейская, д. 4
Ivanov Sergey Nikolaevich
Vtoraya Kracnoarmeyskya Str. 4, St. Petersburg, 190005
Развитие механизмов управления инвестиционно-строительной деятельностью предопределено уровнем разработанности и формализованности соответствующих научных методов, теоретических и концептуальных положений. Исследование системы взаимодействия участников отрасли с позиций трансакционного подхода позволяет раскрыть новые, ранее не исследованные аспекты взаимоотношений и в конечном итоге сформировать теорию и методологию, которые позволяют увеличить экономическую эффективность региональной инвестиционно-строительной деятельности за счет создания интегративных инструментов управления коммуникационными и информационными процессами субъектов хозяйствования. Достижение поставленной задачи обеспечивается оптимизацией информационного пространства и последующего управления информационной инфраструктурой регионального ИСК, созданием теоретических предпосылок снижения трансакционных издержек в региональном ИСК.
The article covers the development of regional infrastructure mechanisms for controlling investment and construction activities. It says these mechanisms, based on a predetermined level of study, formalize scientific, theoretical and conceptual positions. The paper undertakes a transactional approach to unveil the interaction of industrial participants. In so doing, it reveals new and previously unexplored aspects of their relationship. In the long run, these could lead to the formation of a theory and methodology for increasing the cost-effectiveness of regional investment and construction activities. These might be applied by forming integrative management tools for economic entities, or by establishing suitable communications and information processes for them. This task, according to the document, would ensure the optimization of information space, as well as the management of the regional information infrastructure. Moreover, the unveiled theoretical assumptions could reduce the level of transactional costs for implementing regional construction activities.
Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс, информационное пространство, информационная инфраструктура, трансакционные издержки
Keywords: investment-construction activities, information space, information infrastructure, transaction costs
Развитие регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) зависит от состояния его инфраструктуры, и в первую очередь ее информационной
составляющей. Практика показывает, что низкая эффективность функционирования информационной инфраструктуры в инвестиционно-строительной сфере проявляется в высоком уровне трансакционных издержек, что объективно снижает конкурентоспособность предприятий ИСК.
Следует отметить, что каждый региональный рынок характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития. Соответственно, вопросы методологии управления информационной инфраструктурой ИСК, организационно-экономических и экономико-кибернетических принципов построения оптимального по трансакционным издержкам коммуникационного пространства рассматриваются нами применительно к региону. Разработка теоретических аспектов управления информационной инфраструктурой ИСК, синтез оптимальной по трансакционным издержкам модели информационной структуры регионального ИСК позволит создать предпосылки снижения транс-акционных издержек.
Формализация системы управления информационной инфраструктурой, с точки зрения теории менеджмента и кибернетики, требует четкого представления о контурах (уровнях) управления, объекте управления, субъекте управления, инструментах управления, системе мониторинга и управляющем воздействии [1].
Первично определим контуры (уровни) управления системой. Устойчивой считается система управления, имеющая два контура: оперативный (контур управления технологическим процессом, по Н. Винеру [2]) и стратегический (антиэнтропийный, по И. Пригожину [3]). В функции оперативного контура управления входит поддержание в заданной зоне параметров технологического процесса — функционирования сетевой информационной системы в рамках заданной структуры взаимосвязи информационных потоков. Функцией стратегического контура определяется антиэнтропийное уравновешивание системы оперативного управления.
Оперативный контур управления является открытой инфокоммуникационной системой, которая, как и всякая система, стремится к максимуму неупорядоченности [Там же]. Причем возникающая энтропия (мера неупорядоченности системы) затрагивает не только объект управления, но и субъект управления, включая сложившиеся механизмы управляющего воздействия. Отсутствие контура стратегического управления превращает систему в «вещь в себе», в которой трансформируется не только изначально заданный механизм управления, но и цели системы [4].
Наличие двух контуров в единой системе управления информационной инфраструктурой подразумевает
СО
s с; с i с
-Û
ш I-
о s о
Ш
s
с m О о. S
с; ш CÍ
О ^
ш
О ^
О ш т
ш
I-<
наличие различных элементов управления для каждого из них. Рассмотрим содержание процессов и элементов управления в оперативном контуре.
При описании объекта управления в отношении сетевой информационной системы исследователи очень часто определяют в качестве такового всех участников ИСК и их информационные связи [5; 6]. Мы считаем такой подход описательной и содержательной ошибкой. Попробуем вообразить реальные информационные потоки регионального ИСК [7], представленного несколькими тысячами хозяйствующих и институциональных единиц, представить не на уровне модели, а виде реальных процессов. Далее представим себе подход не столько к самому управлению, сколько хотя бы к одной из подфункций — мониторингу. На наш взгляд, такая многомерная задача может быть решена только «на бумаге» и то с высоким уровнем абстрагирования и агрегирования [8].
Современная теория систем, развитая И. Р. Пригожиным, в части оценки неравновесных моделей баланса и хаоса доказала невозможность контролировать все аспекты любой системы [4]. Необходимо не управлять всеми аспектами деятельности системы, а удерживать равновесие между упорядоченностью и хаосом системы, задавая устойчивый структурный баланс в отношении значимых центров системы. В нашем случае в качестве значимого центра определена совокупность информационных узлов-концентраторов в архитектуре инфокоммуникационной сети [9, с. 45], поддержание функциональности которых позволяет сохранить целевую функцию информационной системы в целом. Именно они являются объектом оперативного управления.
Совокупность данных информационных узлов-концентраторов и субъекта управления представляет собой упорядоченное информационное пространство, на которое и распространяются наши рассуждения о системе управления. Информационное пространство локализовано как объект управления, может быть упорядочено механизмами и процессами оперативного управления и входит как организующая структура в информационную инфраструктуру регионального ИСК. Информационная инфраструктура — это неупорядоченная зона, с точки зрения системы управления она структурируется и управляется опосредованно информационным пространством.
Количественная оценка состояния объекта управления может быть представлена в экономико-математической форме:
К
ветственно по верхнему индексу) информационной системы в момент времени (мониторинга) t; ЫБ2,
N3° — численность участников регионального
Анализируя предметные сферы, выделенные как сегменты системы управления, мы предлагаем выделить конкретную службу в структуре исполнительной власти...
К
Б2 ( = ыб2 ЫС 32
БВ ( = N БВ ЫСБВ
Б° ( = N3° ЫСБ°
N18 ( = (( + ЫБВ
ыс = ЫСб2 + ЫСБв + ЫС
1Б°
где КБ2, КБ°, КБ° — коэффициент эффективности управления сегментом сети (BZ, BD, ВО, соот-
ИСК, включенных в сеть через информационный узел-концентратор соответствующей предметной сферы (BZ, BD, ВО, соответственно по верхнему индексу) в момент времени (мониторинга) t; ЫСБ2, ЫСБВ, ЫСБ° — численность участников регионального ИСК, отнесенных к соответствующей предметной сфере (BZ, BD, ВО, соответственно по верхнему индексу) в момент времени (мониторинга) t; К^118 — коэффициент эффективности управления сетевой информационной системой в момент времени (мониторинга) t; NCt — численность участников регионального ИСК в момент времени (мониторинга) t.
Состояние процесса управления информационной инфраструктурой может характеризоваться коэффициентом эффективности управления сетевой информационной системой, отражающим вовлеченность участников региональных ИСК в сеть. Аналогично система управления отражает и состояние сегментов сети через соответствующие коэффициенты. Итак, нами определены объект и параметры управления в оперативном контуре.
Субъект управления в оперативном контуре нами детерминирован как органы власти. Органы исполнительной власти являются не только субъектом управления, но и основным агрегирующим и форматирующим информацию участником регионального ИСК. Органы исполнительной власти в силу своих функций должны собирать информацию, анализировать и управлять ИСК в целях повышения его конкурентоспособности [10]; соответственно функция управления информационной инфраструктурой является неотъемлемой частью общих функций государственной власти. А оперативное управление сегментами сети может рассматриваться как естественная задача государственной власти, не противоречащая его исполнительным функциям, а развивающая возможности реализации этих функций.
Анализируя предметные сферы, выделенные как сегменты системы управления, мы предлагаем выделить конкретную службу в структуре исполнительной власти, которая могла быть определена как субъект управления в структуре Санкт-Петербургского регионального ИСК. Предложение построено на проведенном анализе целей и задач исполнительных служб правительства Санкт-Петербурга, регулирующих инвестиционно-строительную деятельность региона. Структура субъектов управления информационной инфраструктурой регионального ИСК (Санкт-Петербург) может быть следующей:
1. Информационный узел: «Земельный участок»: Комитет по инвестициям и стратегическим проектам. Регулирование информационных потоков по отдельным направлениям: комитет по благоустройству и дорожному хозяйству; комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга;
2. Информационный узел: «Строительный объект»: Комитет по строительству. Регулирование информационных потоков по отдельным направлениям: комитет по энергетике и инженерному обеспечению; служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга; комитет по транспорту;
3. Информационный узел: «Управление объектами недвижимости»:
Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга. Регулирование информационных потоков по отдельным направлениям: жилищный комитет; комитет по управлению городским имуществом; комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
Субъект оперативного управления основывается на данных мониторинга состояния сетевой информационной системы по коэффициентам, определенным выше. Соответственно, как субъект управления, он должен обладать инструментами управления. Инструменты управления определены в организационно-экономической модели как эксплуатационные затраты, адресованные участникам региональных ИСК [9]. Структура затрат, которыми оперирует субъект управления, группы и тип управленских затрат определены в экономической модели — инфокоммуникационные и содержательные расходы (c^ (CI), cNU (CC) соответственно). Совокупность эксплуатационных затрат, которыми оперирует субъект в целях поддержания заданных свойств объекта управления, в модели агрегируем в единую расходную переменную — CNIS.
Таким образом, нами формализован контур оперативного управления, определенный по объекту, субъекту, параметрам мониторинга и инструментам управления, в соответствии с требованиями кибернетики (рис. 1).
Как уже было обосновано, по отношению к оперативному контуру необходимо внешнее антиэнтропийное воздействие, реализуемое контуром стратегического управления. Объектом управления здесь является обслуживаемая подсистема управления, в нашем случае — контур оперативного управления. Целью системы оперативного управления является поддержание функционирования сетевой информационной системы в заданных эксплуатационных границах. Экономический эффект эксплуатации сетевой информационной системы, интегрированной в информационную инфраструктуру, проявляется в макроэкономических характеристиках отрасли. Снижение цены на отраслевой продукт (ДРДИСК) и/или рост чистой прибыли субъектов хозяйствования (ДПИС2К) обоснованы в экономической модели информационного пространства (см.: [11, с. 210-211]) как индексы мониторинга в отношении эффекта снижения трансакционных издержек.
Функционирование сетевой информационной системы под воздействием контура оперативного управления должно привести к снижению трансакционных издержек, которые не наблюдаются как макроэкономический показатель — это интерпретируемая переменная. Прямыми статистическими переменными являются обозначенные индексы (параметры мониторинга: ДРДИСК, ДПДИСК), изменение которых интерпретируется как состояние объекта управления я(ДС™)[1,о] (рис. 1).
В качестве встречного (по отношению к наблюдаемому в мониторинге состоянию объекта) управляющего воздействия для стратегического контура определяется инвестиционный бюджет проекта сетевой
информационной системы. Инвестиционный бюджет ™
(IfIS ), его величина, является инструментом страте- ^
гического управления информационной инфраструкту- ^
рой регионального ИСК. Стратегическое управление >х
построено на периодическом мониторинге системы ^
(1 раз в год), так как на более коротких промежутках J
изменения информационной инфраструктуры не про- £
являются. Оценив состояние объекта, субъект при- g
нимает управляющее решение, инвестировать ли в ш
развитие сетевой информационной системы до до- ^
стижения заданных результатов на выделенном этапе < развития сетевой информационной системы.
Если в оперативном контуре инструментом управ- s
ления являются эксплуатационные расходы, то в стра- ш
тегическом — инвестиционные. Субъектом управления о
в стратегическом контуре предлагается выдвинуть ^
опять же орган государственной власти, хотя бы в о
силу наличия координированности с субъектом управ- о
ления, на оперативном уровне. Для Петербургского ^
ИСК таким органом может стать Комитет по градо- ^
строительству и архитектуре. J
Представленная система менеджмента информаци- ^
онного пространства является завершающим этапом 2 синтеза методологии управления информационной инфраструктурой регионального ИСК, позволяющего снизить трансакционные издержки инвестиционно-строительной сферы.
Литература
1. Экономическая кибернетика и системные исследования в управлении: Сб. науч. тр. / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. Каф. экон. кибернетики и экон.-мат. Методов; Под ред. Д. В. Соколова, Н. Н. Погостинской. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 230 с
2. Берталанфи фон Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. 128 с.
3. Николис Г., Пригожин И. Р. Познание сложного. Введение: Пер. с англ. М.: Мир, 1990. 344 с.
4. Николис Г., Пригожин И. Р. Самоорганизация в неравновесных системах. От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. 512 с.
5. Потапова Н. А., Внукова Е. М., Миронов А. А. Экономические интересы субъектов в инвестиционно-строительном комплексе // Сборник международной научно-практической конференции для аспирантов и молодых ученых «Управление экономическим потенциалом региона в условиях международной интеграции». (Ноябрь 2004 г.). М.; Гомель: МГИЭМ и ГТУ, 2004.
6. Сапожников В. Н. Теория и методы формирования межкорпоративных информационно-технологических комплексов управления инвестициями. М.: Изд-во Ассоциации строит. вузов, 2004. 176 с.
7. Иванов С. Н. Интеграция информационных потоков в регионе с целью снижения трансакционных издержек в строительстве // Экономическое возрождение России. 2008. № 4 (18). С. 67-72.
8. Ярных Э. А. Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 2004. 368 с.
9. Асаул А. Н., Иванов С. Н. Организационно-экономическая модель сетевой информационной системы регионального инвестиционно-строительного комплекса // Экономическое возрождение России. 2010. № 3 (25). С. 4355.
10. Кузнецова Н. П. Россия в контексте становления информационной экономической системы // Северо-Восточная Азия: экономическое и политическое развитие в начале нового века. СПб., 2002. 350 с.
11. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства / А. Н. Асаул, С. Н. Иванов. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. 300 с.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Теория оптимизации структуры информационного пространства
регионального ИСК
Детерминирование участников
Метод: коммуникационный подход
В
Детерминирование коммуникационного поля
Метод: экспертный метод
Детерминирование информационного поля
Метод: экспертный метод, семантический и прагматический анализ
Синтез модели графа «как есть»
Метод: методы теории графов
Оценка свойств графа «как есть»
Метод: методы теории графов
Выделение семантических доминант информационных потоков
Метод: семантический и прагматический анализ
Группировка информационных потоков
Метод: кластерный метод
Н
Введение вершин-концентраторов по семантическим (объектным) доминантам
Метод: методы теории графов
Синтез модели оптимального графа
Метод: методы теории графов
Оценка свойств оптимального графа
Метод: методы теории графов
К
Сравнение свойств оптимального и «как есть» графов
Метод: методы теории графов
Экономическая модель информационного пространства
0,169 х<Э»?к х-!Ьи-100%
г ~с™(А1)+с
+
_с£(АС)+С£(СС)
0,169
К£ 100%
С(лс)+4?(сс)
я(дс-)с[1,о] я(дс£)=1 = дйг >о
Оорганизационно-экономическая модель
Теория управления информационной инфраструктурой регионального ИСК
1С
а о н
Я
а.
£
X
О
1 г
т О ® ¥ с я
Я
2.5, & *
ё £
2 §
Ю ё
О I
го
а
о ■&
X
Оперативное управление
Мониторинг
К™
Кво=мзо^жво
К™ = + И™ + )+ Ж,
ж, = Ж?1+жТ+Ж™
УИравляющее воздействие
сш
о х л
с
" £
* § §
б £ £5
х ф Ц
ф О. СО
т 3 '5
го ь о
о. о X
с I- Л
>. х с;
Ё | Р
о 3 х
ю ® с
>• л о
О X с
л о
Ц *
X ■&
о а
Мониторинг
£(ДС-)С[1,0] £(ДС2)=1 = ДРГ"<0 е{ас*)=1=ап17 >0
Управляющее воздействие
JN1S
Субъект управления
Комитет по градостроительству и архитектуре
Стратегическое управление
Рис.1. Схема объединения исследованных теоретических аспектов в методологию управления информационной инфраструктурой регионального ИСК