Чиликина Г.Н.
к.э.н., действительный член Международной академии инновационных социальных технологий
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ - ОСНОВА ПРОГРЕССИВНОЙ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ РОССИИ
Ключевые слова: новая управленческая культура, актуальные ценности, новый русский выбор, инновационное развитие и обновление России.
Keywords: new management culture, actual values, new Russian selection, innovation development and renovation of
Russia.
Наша страна сегодня находится в активном поиске оптимального и эффективного пути развития, направленного на повышение качества жизни людей. История показывает, что для российского менталитета либеральная система развития пагубна, и необходимо изменить вектор направленности в сторону более гуманной, социально благополучной модели, взять все лучшее из прошлого, и не исключая рыночной экономики, строить новый социализм. Миссия нашей страны - в мировом духовном лидерстве, гуманизме и миротворчестве, спасении планеты от разрушения.
Предстоит выбрать не только вектор социально-экономического развития, но и четко определить и представить понятную для народа идеологию, сформулировать национальную идею, без чего невозможно дальнейшее движение вперед. Национальная идея - это система ценностей идентичности: цивилизационной, исторической, геополитической, культурной, государственной. Решение вопроса с ценностями идентичности решает проблему и обретения ценности консолидации. Идентичность - это смысл себя. Кризис российской идентичности состоит в потере этого смысла. Наша страна не принимает статус страны третьего мира ни геополитически, ни технологически, ни культурно, но не может пока экономически обеспечить себе статус Великой державы, зажиточной страны. Рецепты ищутся в идеологии, в национальной идее, в определении национальных интересов.
Хорошим знаком, наконец, является осознание в правительственных кругах того, что основополагающим фундаментом дальнейшего развития страны являются культура, образование, наука. К основаниям культуры, к ее феноменам и универсалиям, в первую очередь относятся система ценностей и вековые традиции. Назрела острая необходимость в культуре управления, труда, экологической культуре.
Ноосфера, как сфера разума по В.Вернадскому, создается «энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энергией». Специфика социально-философского знания, в частности, заключается в том, чтобы обосновать и представить обществу тот идеал или Проект государственного устройства, который открывал бы перед обществом широкие перспективы развития как с точки зрения роста экономического могущества и благосостояния народа, так и с точки зрения расцвета культуры и личности. Страна нуждается в активизации всех интеллектуальных сил для совершения прорыва в достижении статуса Великой державы с высоким уровнем благосостояния граждан. Назрела необходимость в коренном реформировании системы воспитания и образования с целью формирования чело-векоориентированного, гуманного мировоззрения подрастающего поколения, основанного на справедливости и социальной ответственности, ценности профессионализма. Образование обязано отвечать на глобальные и национальные вызовы, а его качество должно быть адекватно сути возникающих проблем и, более того, оно должно обеспечивать «достижение нового качества консолидированного социума за счет возвышения человека, его духовности на основе восстановления гармоничного, самоподдерживающегося развития взаимосвязанных систем: «Человек - Социум -Природа» - пишет профессор Г.И. Ванюрихин [1]. Главнейшую роль должны играть общечеловеческая система ценностей, прописанная в библии (библейские заповеди), именно эти ценности должны лежать в основе морально-нравственных воззрений при принятии любого рода решений в социуме, в том числе управленческих. Они защищают как личность, так и общество от безответственности. В свою очередь морально-нравственные принципы формируют представление человека и общества в целом о порядке и справедливости, что решающим образом определяет идеологию и политическую систему государства.
«Ценность России для человечества не в богатстве ее недр, теряющем значение по мере распространения информационных технологий, а в нестандартном мироощущении, в умении создать конвейер по производству самого дефицитного и самого ценного человеческого материала, способного к творчеству и систематическому генерированию принципиально новых идей» [2]. Жизнь требует коренных перемен в области социального управления, активизации научного поиска в этом направлении. Перед Россией в XXI веке стоят сложные проблемы, усугубляющиеся мировым кризисом. Однако научно-обоснованных ответов на них пока нет. По моему мнению, один из них видится в создании инновационной теории, методологии и практики социального управления, в формировании управленцев новой генерации, генетически предрасположенных к социально-ответственной управленческой деятельности, с высоким уровнем нравственности, социальной ответственности, управленческой культуры. Стране нужны управленцы-альтруисты, способные действовать в условиях рыночного хозяйства и кризисного состояния общества во имя про-
цветания России, а не ради личной наживы. Нравственный стержень управленца, его социальная ответственность -вот тот фундамент, который необходим в достижении социальной справедливости и устойчивого, созидательного развития общества. Чтобы воспитать новое поколение социально ответственных управленцев, прежде всего, необходимо создать и убедительно обосновать систему ценностей, которую разделяли бы все граждане России и руководствовались ею в своей жизнедеятельности. Абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. К высшим ценностям следует отнести справедливость, долг, честь, совесть, свободу, мир, труд, добро и все то, что ведет человечество к прогрессивному развитию. Без реализации этих ценностей человек не может состояться как личность, а государство не может создать цивилизованное общество. Ценностные ориентации - идеологические, политические, моральные, эстетические и другие - необходимы каждому гражданину в процессе его социальной адаптации и профессионального функционирования, при оценивании окружающей действительности и ориентации в ней. Каждое общество вырабатывает определенную систему ценностей. Она включает общечеловеческий компонент и вместе с тем обладает своеобразием, неповторимостью, отличающей одну культуру от другой. Восточная и западная культуры имеют разные системы ценностей. В восточной культуре приоритет отдается таким ценностям, как коллективизм, единство человека и природы, человека и общества, уважение к родителям и старшим, установка на самосовершенствование, изменение себя, а не внешнего мира. В западной культуре на первых местах стоят такие ценности, как индивидуальность, карьера, деловой успех, эффективность, конкуренция, деньги.
У России свой уникальный путь, духовная миссия в мире, поэтому российская система ценностей должна ориентироваться на свою великую культуру, стремление к духовности и высокую нравственность, основанную на библейских заповедях, но при этом, уважая и применяя как восточные, так и западные ценности, которые способствуют миру, справедливости, общественному прогрессу. Устойчивый комплекс ценностей, разделяемых основной частью общества, формирует ядро культуры, которая обеспечивает единство и целостность духовной жизни, устраняет угрозу раскола общества.
Система ценностей, которая формируется в рамках каждой культуры, - это сложная, противоречивая, динамичная система. В ней возможны различия, противоречия и конфликты, при этом устанавливается иерархия ценностей, выделяются приоритетные, доминантные ценности, которые объединяют нацию, укрепляют общество, гарантируют безопасную жизнь каждому человеку, оберегают его права. Наша задача состоит в том, чтобы возродить лучшие традиции отечественной культуры, учитывая геополитическое положение России. По словам Н. А. Бердяева Россия - это Востоко-Запад, и нам необходимо аккумулировать все лучшее, что имеется в западной и восточной культурах. Ценности должны осуществлять общую стратегическую регуляцию социального поведения. Помимо ценностей регулятивную функцию выполняют моральные, этические, правовые и другие нормы. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма - заповедь «Не убий!» обосновывается христианскими ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Нормы достаточно конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди. Сегодня как в России, так и во всем мире особую роль должны играть моральные нормы, которые опираются на силу общественного мнения, убежденность человека в необходимости того или иного поведения, чувства ответственности, долга, совести. Нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету и обязывают человека с полной ответственностью относиться к своим профессиональным, родительским обязанностям, заботиться о престарелых родителях, уважать старшее поколение, проявлять вежливость и тактичность в отношениях между людьми. Таким примером может являться одна из цитируемых многими авторами общечеловеческих норм нравственности, которой является заповедь: «.. .Поступай по отношению к другому человеку так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Благодаря общечеловеческим нормам нравственности обеспечивается преемственность между поколениями, становится возможным общение между людьми разных наций, народов, государств. Самая большой ценностью для русских была и будет справедливость. В эпоху СССР наше социалистическое государство в исторически кратчайшие сроки совершило гигантский скачок в своем развитии, превратилась в одну из самых развитых стран мира с исключительно высоким экономическим, научным и культурным потенциалом. Именно благодаря высоким нравственным идеалам, коммунистическим принципам, системе ценностей, которой руководствовалась большая часть общества в своей жизнедеятельности, страна смогла создать благоприятные условия жизни, систему заботы и социальной защиты граждан. Необходимо весь лучший опыт социалистического общежития привнести в строящуюся сегодня новую Россию. Необходимо основываться на таких ценностях как: коллективизм, патриотизм, социальная справедливость, высокий престиж бесплатного образования, медицинского обслуживания, общественно полезный труд, без расчета на материальное вознаграждение, моральное поощрение человека. Все эти ценности должны входить в идеологию современного российского общества сегодня, так как они доказали свою состоятельность. Цель социалистического общества заключалась в том, чтобы раскрыть не только потенциал способностей индивида, но и огромный потенциал объединяющего индивидов социума, создать тем самым необходимые предпосылки для беспрепятственного самовыражения всех личностей во имя общего блага. Свобода прогрессивного развития каждого рассматривалась как свобода развития всех. Также важнейшим аспектом развития является национальная идея, как важнейшая системообразующая часть идеологии России. Для Российского государства, главным является сохранение всего ранее накопленного предками духовного богатства нации. Незыблемыми должны быть традиции, идеалы, ценности, цели и установки которые составляют нравственный стержень российского народа.
Национальная идея, должна выполнять консолидирующую функцию, она характеризуется таким набором человеческих качеств, которые образуют меру данного национального характера, его золотую середину. Национальной идеей России является идея духовного лидерства в мире. Цель российского правительства и общества сегодня состоит не только в том, чтобы быстрее найти пути выхода из кризиса, но и в том, чтобы в долгосрочной перспективе создать
такую национальную систему (в том числе финансовую), которая позволит достичь высокого уровня социально-экономического развития, повышения качества жизни граждан страны. Для этого необходимым условием является качественное изменение в системе воспитания подрастающего поколения, а также в формировании управленческих кадров как государственных чиновников, так и бизнеса, обладающих высокой нравственностью, патриотизмом, социальной ответственностью.
Инновационный путь развития, который выбрало наше правительство, предполагает максимальное использование человеческого, творческого потенциала, способного создать конкурентоспособные продукты мирового значения. Процесс глобализации, охвативший сегодня все сферы жизни во всем мире, не оставил в стороне и Россию. Но для того, чтобы Россия заявила о себе как о великой державе, необходимы изменения не только структурного характера, но также идеологического и мировоззренческого - с ориентацией на общечеловеческую систему ценностей. Особой ценностью для развивающейся России в XXI веке является творческий человек. Для активизации и полного использования во благо всего общества творческого потенциала человека, необходимо подготовить такие управленческие кадры, которые будут способны раскрыть и правильно применить человеческий потенциал, которые смогут эффективно управлять талантами. Необходимо готовить не только тех, кто будет создавать инновации, но и тех, кто будет ими управлять. Одним из главных ресурсов для занятия достойного места в мировом сообществе академик Д. С. Львов считает творческий слой общества: «Это тот слой, для которого творчество и созидание являются исходной нормой жизни, а не только и не столько существования. В подлинном смысле слова - это мастера, создающие научные школы, передающие людям новые знания, обучающие их новым профессиям, производители уникальных изделий, поддерживающие и восстанавливающие здоровье людей, хранители духовных и культурных ценностей народа, работники способные творить и созидать. Это тот слой, который обладает наивысшим инновационным потенциалом. Мы либо «оседлаем» творческий фактор, для чего еще не утеряли возможностей, либо окажемся одним из фигурантов мирового подполья, деструктивного геопояса, угрожающего существованию и России, и всего мира» [3]. Эти слова известного ученого спустя десять лет не потеряли своей актуальности.
Возрастающие потребности в творчестве обусловлены не только проблемами мирового и национального значения, но и темпом происходящих изменений, в значительной мере спровоцированных человеком, научными и техническими достижениями «продвинутой части» мирового сообщества. И теперь возникает проблема «подтягивания» основной массы людей к передовому отряду: «Нужно воспитывать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации, уверенного, мужественного, сильного человека, который мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную, новую для него ситуацию» [5]. Стало общепризнанным, что продолжающаяся в наши дни технологическая революция требует не только специалиста, но и всего человека с его культурой, научным мировоззрением, цивилизованными потребностями, высокими нравственными качествами и творческими устремлениями. Творческая индивидуальность развивается во всем пространстве культуры, и наше традиционное обучение с недооценкой гуманитарных дисциплин для инженеров и точных наук для гуманитариев уже требуют радикального пересмотра. Я вижу прогрессивное обновление и развитие российского общества: 1) в создании и культивировании в обществе идеологии, направленной на поддержание общечеловеческой системы ценностей, высокой нравственности общества, свободном и гармоничном развитии личности, социально ответственном управлении; 2) в тщательном отборе и подготовке управленческих кадров, предрасположенных к социально-ответственной управленческой деятельности; 3) в модернизации всей образовательной и воспитательной системы с предоставлением возможностей для максимального раскрытия творческого потенциала личности во имя процветания страны; 4) в использовании как антикризисной меры уже имеющегося в России опыта совмещения общеобразовательной подготовки в средней школе с профессиональной подготовкой: рабочая специальность даст возможность найти применение не только интеллектуальным знаниям (вуз), но и конкретным навыкам и умениям, востребованным в кризисное время; 5) в создании психологически комфортной, творческой среды, способствующей рождению инноваций как в обществе в целом, так и в организациях в частности; 6) в насаждении в обществе культуры управления, культуры труда; культуру в обществе необходимо возвести в ранг наивысшей ценности, способствующей активизации инновационной деятельности; 7) в использовании, наряду с гармоничным развитием личности в бесплатных государственных и частных учреждениях, методик самопознания и самореализации; в стенах школы целесообразно проводить углубленную профориентацию, используя наработанный арсенал разнообразных методик, тестов, способствующих наиболее точному выбору будущей профессиональной деятельности 8) в реализации лозунга Эдварда Деминга: «Качество - это образ жизни, смысл существования промышленности и управления».
Новая экономическая среда России предполагает подготовку социально ориентированных, направленных на повышения качества и уровня жизни населения страны управленческих кадров. Необходим новый, более внимательный и глубокий взгляд на человека как единицу социума, на возможность максимального раскрытия и использования человеческого потенциала, талантов и способностей, ведущих к успеху страны в целом.
Для этого необходима гуманная идеология, общечеловеческая система ценностей и высоконравственные управленцы, обладающие чувством долга и ответственности перед обществом, которые поведут страну к успеху, используя прогрессивные методы и модели управления страной. Россия нуждается в новом нравственном, и социально ответственном ведущем слое. Вот что пишет по этому поводу выдающийся русский мыслитель И.А. Ильин, слова которого сегодня как никогда актуальны [6, с. 254-257]:
1. «Править должны лучшие. Новая элита, - эта новая русская национальная интеллигенция.» ... «ведущий слой не есть ни замкнутая «каста», ни наследственное или потомственное «сословие». По составу своему он есть нечто живое, подвижное, всегда пополняющееся новыми, способными людьми и всегда готовое освободить себя от не-
способных». «Мы все - от правителя до простого обывателя - должны научиться узнавать людей качественно духовного заряда и всячески выдвигать их, «раздвигаясь для них»; только так мы сможем верно пополнить нашу национальную элиту во всех областях жизни. Это требование есть не «демократическое», как принято думать, а нравственно патриотическое и национально государственное. Только так мы воссоздадим Россию: дорогу честности, уму и таланту!»
2. Принадлежность к ведущему слою - начиная от министра и кончая мировым судьей, начиная от епископа и кончая офицером, начиная от профессора и кончая народным учителем, - есть не привилегия, а несение трудной и ответственной обязанности.
3. «В России должна быть искоренена дурная традиция «кормления», т.е. частного наживания на публичной должности. Государственный чиновник так же, как и служащий городского самоуправления, должен довольствоваться получаемым им окладом (жалованьем) и не пополнять его никакими «прибытками» или «поборами» с обслуживаемого им населения».
4. «Государственная власть имеет свои пределы, обозначаемые именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку, предписывающая и воспрещающая ему независимо от его согласия или несогласия и угрожающая ему наказанием. Это означает, что все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ей предписываться. Ведущий слой призван вести, а не гнать, не запугивать, не порабощать людей. Лучший способ вести есть живой пример. Авантюристы, карьеристы и хищники не могут вести свой народ, а если поведут, то приведут только в яму. России нужна власть, верно блюдущая свою меру».
5. «Новый русский отбор должен строить Россию не произволом, а правом. Законы должны соблюдаться и исполняться самими чиновниками...
От закона есть только одно «отступление»: по совести, в сторону справедливости, с принятием на себя всей ответственности».
6. «Новая русская элита в деле правления должна блюсти и крепить авторитет власти, ибо неавторитетная власть не оборонит и не возродит Россию».
7. «Новый русский отбор должен быть одушевлен творческой национальной идеей. Нужна новая идея - религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию».
Важнейшим рычагом влияния на развития общества является культура.
Культура и общечеловеческая (религиозная, духовная) система ценностей могла бы помочь в том, что и как делать - подсказать рациональные направления движения к прогрессу, облагородила бы в ней человеческие отношения. Культура и общечеловеческая система ценностей могла бы стать якорем спасения, по меньшей мере, помочь выходу из кризисного состояния и в выборе дальнейшего пути развития, как государству, так и крупным предприятиям, бизнес организациям в целом. Многие руководители пока недооценивают значение культуры, особенно в сложный кризисный период. Пока остается только мечтать о культуре доверия (контрактов), культуре обязательности и исполнительности, культуре разрешения конфликтов и прочих проблем. В XVIII веке для европейцев понятие «культура» приобрело духовный, а точнее, аристократический оттенок. Оно стало обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного, обладающего знаниями и имеющего утонченные манеры. Собственно говоря, такое понимание культуры носит обиходный характер и получило повсеместные распространение. Большинство современных исследователей под культурой понимают специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и духовных ценностей, совокупности отношений людей к природе, друг к другу и к самим себе [7, с. 156].
Очевидно, культурные ценности должны быть подчинены служению обществу (общественный прогресс -высшая ценность), что является питательной средой для развития государства и разных ее организаций на основе адекватной реакции общества. Культура является результатом человеческой деятельности и характеризует человека (государство и организацию как сообщество людей) как общественно развитое существо. «Как не может быть культуры вне или до человека, так не может быть и человека вне или до культуры: культура - это сущность, родовое свойство человека» [8]. И, наконец, сошлемся на более широкую оценку роли культуры в жизни общества. Профессор Парижской консерватории искусств и ремесел Бруно Люсато в интервью французскому журналу «Экспресс» когда-то очень правильно высказался: «Культура - это не роскошь, которую позволяют себе развитые страны. Сегодня, как никогда раньше, она является одним из основных условий экономического и политического выживания страны» [9].
Нынешней России нужен новый русский человек, с обновленным - религиозным, познавательным, нравственным, художественным, гражданским, собственническим и хозяйственным укладом. Этот уклад мы должны, прежде всего, воспитать и укрепить в себе самих и наших детях.
Россия ждет от нас нового, христиански-социального, волевого, творческого воспитания. Россия нуждается в верной, сильно ведущей идее. «Грядущая Россия будет нуждаться в новом предметном воспитании русского духовного характера; не просто образования, ибо образование, само по себе, есть дело памяти, смекалки и практических умений, а в отрыве от духа, совести веры и характера может быть и вредным. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек
и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации» [6].
Список литературы
1. Ванюрихин Г.И. Новые принципы развивающего обучения // Science: Discoveries and Progress. III International Scientific Conference». Czech Republic, Karlovy Vary - Russia, Moscow, September 28-29, 2018. - C. 303-315.
2. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г. Делягина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 326.
3. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. - М.: Экономика, 1999. -С. 28-29.
4. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г. Делягина. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 326.
5. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ., ред. Н.Н. Акулина. - СПб: Изд. Группа «Евразия», 1997. -С. 70.
6. Ильин И. О грядущей России. Избранные статьи. - М.: Военное издательство, 1993.
7. Коротков Э.М., Беляев А.А. Системология организации: учебник. - М.: ИФРА-М., 2000.
8. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.: Политиздат, 1988. - С. 55.
9. Советская культура. - М., 1987. - 27 октября.