НЕКОТОРЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Е. Б. Поканинова
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
В настоящей статье поднимаются вопросы взаимодействия и взаимовлияния духовной и этнической культуры. Автор рассматривает процесс воздействия религии на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса. По мнению автора, в целях эффективного управления необходимо строить государственную идеологию на основе традиционных духовных ценностей.
Ключевые слова: духовная культура, религия, этнос, духовные ценности, государственная идеология, общественные отношения, управление.
In present article the questions of the interaction and interinfluence of spiritual and ethnic culture are risen. The author considers the process of the influence of religion on formation and development of the national consciousness, on culture ethnos. To the author's opinion in purpose of efficient management it is necessary to build the state ideology on base of traditional spiritual values.
Key words: spiritual culture, religion, , ethnos, spiritual value, state ideology, public relations, management.
В многонациональной и поликонфессиональной России вопросы взаимодействия и взаимопроникновения духовной и этнической культуры различных народов, проживающих на ее территории, являются наиболее актуальными по причине необходимости создания новой системы воспитания и образования, противодействия новым националистическим и псевдорелигиозным учениям, основанным на попытках искажения принципов традиционных религий.
Религиозные верования на протяжении всей истории человечества были основой духовной культуры различных народов. С одной стороны, влияние религии, религиозно-политических доктрин и философско-духовных учений на становление этнической культуры народов мира имеет многочисленные примеры:
буддизм в Юго-Восточной Азии, конфуцианство в Китае, католицизм в Западной Европе, протестантизм в Соединенных Штатах Америки, православие в России, ислам в странах арабского мира. С другой - и этническая культура народов, в свою очередь, оказала серьезное влияние на религиозные взгляды в различных странах; многие религии, зарождаясь как национальные, впоследствии стали мировыми, так произошло со всеми мировыми религиями: буддизмом, христианством, исламом. Религиозные морально-этические нормы, освятив именем Бога (в христианстве и исламе) и божественной сущности человеческой природы (в буддизме) общечеловеческие ценности, стали непреложными законами для последователей религиозных течений.
По мнению Николая Бердяева, духовное
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 30-34
06_áóotaítn0ü +áeTaáéá.p65
23.03.2011, 9:32
30
Духовность - основа культуры
31
главенство в общественной жизни принадлежит не политике или экономике, а именно культуре. О состоянии всего человеческого общества можно судить по состоянию его культуры (1). Культура является сложной самоорганизующейся системой, развитие которой обусловлено разнообразием видов человеческой деятельности. Свойства любой системы не зависят от ее природы, читаем мы у Ю.В. Осокина (7, с. 20-21), и они таковы:
1) целостность, подразумевающая рассмотрение не отдельных изолированных элементов, а их совокупности;
2) наличие взаимосвязей и отношений между элементами системы;
3) противопоставление системы всем объектам, не входящим в нее;
4) наличие системообразующих факторов, придающих системе упорядоченность и устойчивость;
5) интерактивность, проявляющаяся при взаимодействии элементов системы;
6) иерархичность элементов системы.
Культура как система характеризуется
комплексом как духовных, так и материальных ценностей, упорядоченных относительно определенного идеала. Культура служит как трансляции социального опыта, так и социализации личности, благодаря которой у каждого индивидуума формируется картина мира, объединяющая все известные человеку ценности, смыслы, идеи, понятия в единую систему, имеющую как общие черты для данной общности людей (нации, субкультуры), так и индивидуальные особенности.
П.А. Сорокин в своих трудах рассматривал историю человечества как последовательную смену - «циклическую флуктуацию» - неких социокультурных суперсистем, основанных на периодически меняющихся ценностях и нормах. Он выделял следующие типы культуры:
а) чувственный (sensate) тип, в котором преобладает эмпирически чувственное, гедонистическое восприятие действительности;
б) идеациональный (ideational) тип, в котором преобладают абсолютные, духовные, религиозные ценности;
в) идеалистический (idealistic) - промежуточный тип, в котором определенным образом сочетаются чувственный и идеациональный типы (9).
С самого начала истории человечества религия и культура были слиты воедино. На раннем этапе культуры формирующееся сознание человека было мифологическим по своему содержанию и форме. Историки культуры свидетельствуют (8, с. 74), что у ее истоков для наших предков были почти неотличимы факт и вымысел, наблюдение и иллюзия, реалия и воображение, действительность и легенда, практическое действие и магический ритуал, очевидность и миф. Такова мифология - мироощущение детства человечества. Массу своих архетипов (не столько в знаниях, сколько в верованиях) культура вынесла именно из мифологии. Один из таких архетипов - вера в чудесное.
Сильнее всего религия влияла на становление и развитие национального самосознания, на культуру этноса. Повсеместно быт и традиции формирующегося этноса, его язык и предания, даже сам строй национального мышления, окрашены верованиями предков. Их очаги, жилища, могилы составляли единое целое с жертвенниками. Первоисточник этнического самосознания - не только кровное родство, совместный труд и общежитие, но и общие ритуалы на святилищах. В язычестве особенно глубоки корни сознания и подсознания этноса. Их питало единство представлений и обрядов тотемизма, культа предков, героев и вождей племени. Глубинные языческие корни этносов во многом определили облик позднее складывавшихся локальных религий и цивилизаций, неповторимое и консервативное своеобразие национальных культур.
Религиозное (в том числе языческое) наследие этносов стало одним из компонентов глобальных цивилизаций Запада и Востока.
Сплетённость религиозного и национального в культуре этноса - явление общечеловеческое. Его надо воспринимать как объективную данность. Вместе с тем неправомерно сводить национальные особенности культуры лишь к религиозному началу, отождествлять
06_аобТаип6й +aeiaaea.p65 31 23.03.2011, 9:32
духовное возрождение нации со всеобщим во-церковлением. Культура каждого этноса обязательно включает и светские начала. Чем выше религиозность этноса, тем сильнее начала религиозные, чем влиятельней секуляризацион-ные процессы - тем сильнее начала светскости и свободомыслия в культуре народа. Культура - это духовный компонент человеческой жизни и деятельности. Понятие «культура» тесно связано с системой человеческих ценностей, моральных и этических норм, присущих и понятию «религия».
Понятие культуры этноса мы встречаем у немецкого ученого и философа И. Гердера, по мнению которого культура сохраняет свои базовые характеристики, что позволяет говорить о существовании целостных культур наций и народов. Исследователь подчеркивает, что существует не культура вообще, но культуры различных этносов, ценностно равнозначные и вступающие друг с другом в сложное взаимодействие. «Культура народа - это цвет его бытия, изящное, но бренное откровение его сущности», - пишет Гердер (3, с. 388). Когда мы говорим о началах любой культуры, мы должны, прежде всего, задать себе вопрос не о том, какие материальные формы ее куют, а о том, какой дух лежит в ее основе. И пробегая мысленным взором историю цивилизации, мы всегда можем точно определить, какой дух стоит за культурой. Более того, мы знаем, что когда в духовной сфере у человека начинается дестабилизация, разброд, кризис, то дестабилизация охватывает всю культуру. Вот поэтому мы с вами сегодня хотим заглянуть в историю духовности, в прошлое цивилизации нашей страны и всего мира - не из праздного любопытства («а как это было раньше?»), а для того чтобы понять глубинную и нерасторжимую связь культуры и веры, ту связь, которая была забыта, отброшена, которая сознательно отрицалась» (5, с. 309-310). «Культура развивается под непосредственным воздействием религиозного вдохновения, то есть является "сакральной", - пишет Монсеньор Поль Пупар, - в общественном бытии она выражается религиозным искусством, богословием и особым, "ду-
ховным", образом жизни. Такова культура в стадии зарождения. Достигнув определенной степени зрелости, культура осознает себя как результат человеческой деятельности, способна существовать помимо религиозного влияния. Теперь уже каждый, а не только верующий человек способен усвоить новые убеждения, принесенные христианством, осмыслить свою культурную деятельность и осознать собственную независимость. Так совершается переход от "сакральной" культуры к "светской"» (6, с. 46). «В России, - пишет Б. А. Бичеев, - понятие "культура" фактически тождественно "духовности", то есть синтезу религиозного, интеллектуального, нравственного и художественного аспектов жизни. В российской национальной традиции "культурный человек" - это высокообразованная личность, отличавшаяся неординарной интуицией» (2, с. 11).
Духовность - понятие сложное и многогранное, охватывает многие стороны сознания, мышления, убеждений человека, культурное наследие и систему современных научных и художественных ценностей, обычаи, традиции, ритуалы, религию и религиозную практику. Само слово «духовность» имеет корень «дух». Духовность - это свойства, которые отсутствуют у животных, среди таковых можно назвать: сознание, мышление, веру, надежду, нравственность и любовь.
Стремление к духовности свойственно только человеку, другие существа ограничиваются лишь удовлетворением материальных потребностей, в частности в пище и убежище. Духовность - это понятие, которое заключает в себе внутреннюю жизнь, духовные переживания, умственные способности нации или же отдельного человека.
Слово «духовность» чаще употребляется для обозначения продуктов умственной деятельности человека и общества, непосредственно не связанных с материальным производством, а также для обозначения нравственных, религиозных норм, взглядов, убеждений и практики. При этом «духовность» - это умственный, нравственный, научный, идеологический, религиозный взгляд человека на обще-
Духовность - основа культуры 33
ство и окружающую среду. Духовность - это социально-культурное явление человека, заключающееся в понятиях милосердие, справедливость, чистота, совесть, честь, патриотизм, стремление к прекрасному, терпение и т.д.
Духовность - это самосознание, интерес, разум, способность различать справедливость и беззаконие, хорошее и плохое, красоту и безобразие, знание и безграмотность, это действия и стремления человека для осуществления благородных целей. Духовность не дается человеку природой. Она формируется в человеке вместе с колыбелью, любовью матери, воспитанием отца, усвоением ценностей предков. Условия в семье, общественная среда, справедливость и гуманность политики государства играют важную роль в формировании духовности. Духовность охватывает вместе с человеческими качествами так называемую «духовную культуру» - науку, философию, мораль, право, литературу, искусство, образование, средства массовой информации, обычаи и традиции, религию, религиозные ритуалы и др. ценности. Духовность - это веками формировавшийся внутренний интеллектуальный и устойчивый эмоциональный мир нации, корни которого связаны с ее историческим опытом, социально-культурным развитием.
Таким образом, духовность - это устойчивые чувства, понятия, оценки, нормы, воззрения, идеалы, установки сознания, имеющие относительно общий (общенациональный) характер, их объективизация (объективное выражение) в художественном, научном, философском, религиозном наследии, в традициях и обычаях, и национальная воля, национальная гордость и честь, направляющие нацию на достижение определенных целей, а также установившаяся интеллектуальная и эмоциональная, психологическая и идеологическая среда, обеспечивающая подлинное бытие человека.
Духовность состоит из четырех частей: а) функциональная сторона сознания, мировоззрения в виде активного отношения к миру; б) совокупность явлений духовной культуры (устное народное творчество, произведения искусства и архитектуры, литературы, наука, ре-
лигиозные ценности, СМИ, система образования, спорт, музеи, кино, обычаи и традиции и т.п.); в) воля (выбор цели, стремление к ней, осознание и выполнение долга, твердость, стойкость, самопожертвование, честь, национальная гордость и т.п.); г) духовная среда в обществе. Духовность связана с мировоззрением и убеждениями людей. Убеждения представляют собой систему знаний - устойчивых понятий, возникших на основе твердой веры в определенные идеи и идеалы, вне зависимости от их истинности или ложности, а также активное их восприятие, преданность им, стремление соотносить с ними свою жизнь.
В настоящее время, к великому сожалению, мы являемся свидетелями развития религиозного экстремизма и национализма, повлекшего за собой подрыв духовного здоровья общества и государства. Эти негативные явления, как известно, начинаются с резкого падения духовных и моральных устоев главного субъекта управления - государства, которое в силу целого ряда причин перестает служить обществу, усваивая принципы «двойной морали».
В этих условиях происходит утрата духовно-нравственных ценностей в государственном аппарате управления, некоторые руководители перестают быть нравственными образцами для подражания, теряют доверие граждан, что приводит к возобладанию в обществе настроений группового эгоизма и национальных амбиций. Проблема выражения интересов России -это и проблема нравственности управления, государственной деятельности, и особенно ее ценностных ориентаций, формирования высоких нравственных качеств руководителей. Необходимо понять и принять как категорический императив, что нравственно-ценностное воздействие и регулирование охватывают все стадии управленческой деятельности, всю ее систему и являются определяющими. Для современного эффективного государственного управления необходимо заложить в его основу систему духовных ценностей, которые объединяют, обеспечивают целостный взгляд на мир. Как только в обществе возникает дефицит истинной духовности (которая отличается от
06_а6бТаипои +аёТааеа.р6б 33 23.03.2011, 9:32
.....
ш
формальной религиозности), так ослабляются сознание и воля людей, разрушается государственная идеология, которая всегда остается духовным стержнем сильной государственности.
Это особенно актуально для управления общественными делами в России, прежде всего государственного, которое никогда в силу культурно-исторических особенностей не сводилось только к организационно-регулирую-щему воздействию, оно не могло не опираться на духовные ценности, прежде всего нравственные и интеллектуальные. Поэтому государственная идеология, построенная на симбиозе традиционных для России духовных ценностей, не теряя своей светскости, может стать мощным регулятором общественной жизни. Все субъекты управления, прежде всего государство, не только не могут не учитывать этого факта, но в целях эффективного управления должны постоянно заботиться о своевременном развитии и обновлении тех идей, которые используются ими в управлении.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин писал: «Помышляя о грядущей России и подготавливая ее в мыслях, мы должны исходить из ее исторических, национальных, религиозных и державных основ и интересов. Мы не смеем ни торговать ими, ни разбазаривать наше общерусское, общенациональное достояние. Мы не смеем обещать от лица России никому, ничего, мы должны помнить ее, и только ее. Мы должны быть верны ей, и только ей. Поколение
русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России, как поколение дряблое и предательское» (4).
Огромная территория России, духовно-культурное и природно-климатическое разнообразие, множественность этносов и поликон-фессиональность, а следовательно, богатство национальных характеров - все это требует от самосознания народа перспективности видения, предсказания надвигающихся опасностей, с одной стороны, а с другой - объединения разных сил, народов, государств в решении национально-государственных проблем.
Таким образом, духовное в российском обществе является объединяющим стержнем, а особенности духовно-культурной жизни во многом определяют специфику общественного и государственного устройства, характер социальной организации и, наконец, весь образ жизни российского человека. Развивать духовность как основу общественной жизни и государственной политики просто необходимо. Восстановление духовности и нравственности для России имеет особое значение, так как наличие духовных и ценностно-нравственных регуляторов в жизни общества, а также расширение сферы духовности позволяет ему сохранить свою целостность, устанавливать необходимый гомеостаз интересов, добиваться общественного согласия, гармонизировать интересы всего общества и главного субъекта управления - государства.
Примечания
1. Бердяев, Н. А. О культуре / Н.А. Бердяев // Философия неравенства. - М., 1990. - С. 246-261.
2. Бичеев, Б. А. Культурология: евразийский аспект / Б.А. Бичеев. - Астрахань, 2007.
3. Гердер, И. Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. - М.: Наука, 1977.
4. Ильин, И. А. Очертания будущей России [Электронный ресурс] / И.А. Ильин. - Режим доступа: www.apocalypse.orthodoxy.ru/problems/103.htm
5. Мень, А. Мировая духовная культура. Лекция, прочитанная в Московском Доме техники на Волхонке 8 сентября 1990 года / А.В. Мень // Сын Человеческий: [лекции]. - М., 1991.
6. Монсеньор Поль Пупар Церковь и культура. Заметки о пастырстве разума. - М., 2001.
7. Осокин, Ю. В. Ментальность и искусство / Ю.В. Осокин. - М., 1999. - Т. 1.
8. Соколов, К. Б. Теория социокультурной стратификации / К.Б. Соколов // Нам 25! Книга о 25 годах исследований социального функционирования искусства Институтом искусствознания. - М., 2002.
9. Сорокин, П. А. Человек, цивилизация, общество / П.А. Сорокин. - М., 1992.