УДК 796/799(075)
Л. Ф. КОЛОКАТОВА Н. А. АЛТЫНБАЕВА
Московский государственный университет технологии и управления
СИСТЕМА ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»____________________________
В статье автором анализируются вопросы, связанные с созданием системы технологии дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях по предмету «физическая культура».
Ключевые слова: дистанционное образование, адаптивные информационные технологии, предмет «физическая культура».
В настоящее время вузы физической культуры России не удовлетворяют всех желающих получить соответствующее образование, то есть имеется объективная необходимость в расширении вузами спектра и объема образовательных услуг.
Дистанционное обучение является прогрессивной формой не только заочного обучения, но и очного для студентов-спортсменов, находящихся большое количество времени на выездах, для инвалидов и других категорий лиц, желающих получить физкультурное образование.
Анализ литературы показал, что в образовательных учреждениях физической культуры очень редки случаи проведения обучения по дистанционной форме, хотя в целом мировая тенденция перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа образовательных учреждений, ведущих обучение по дистанционной форме обучения с использованием новых информационных технологий.
Существующие в отрасли физической культуры учебно-методические материалы в настоящее время не дают ответы на ключевые вопросы о том, как проектировать дистанционное обучение и по каким объективным педагогическим критериям оценивать его эффективность.
Особенностью созданной в России системы дистанционного обучения является то, что она представляет собой интегрированную модель, основанную на апробированных образцах дистанционного обучения в мировой практике и учитывающую национальные условия.
В отличие от опыта других стран, систему дистанционного обучения в России предполагается строить как единую, охватывающую всё образовательное пространство страны.
Дистанционное обучение — это одна из форм обучения, которая реализуется посредством использования специфических информационных (сеть Интернет) и телекоммуникационных средств обучения, предусматривающих интерактивность взаимодействия преподавателя и учащихся между собой на расстоянии.
Как отмечает М. М. Чубаров, суть интерактивного обучения в физической культуре состоит в том,
чтобы учебный процесс был организован таким образом, чтобы практически все студенты были вовлеченными в процесс обучения, имели возможность оперативно получать необходимую информацию, реагировать на нее, иметь адаптивную, личностноориентированную программу подготовки [1] .
Главной целью дистанционного образования является разработка и внедрение современных форм «удаленного» образования по предметам профильного цикла посредством использования информационных и телекоммуникационных технологий. Использование средств и технологий дистанционного образования позволяет каждому студенту получать базовое образование без необходимости очного присутствия в вузе и в удобное время.
Дистанционное обучение характеризуется такими чертами как: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя, специализированный контроль качества обучения, использование специализированных технологий и средств обучения, опора на современные средства передачи образовательной информации [2].
Заметный вклад в разработку теории дистанционного обучения внес М. Мур. Его концепция базируется на двух переменных — «автономии» и «расстоянии». М. Мур выделяет три элемента: учащийся, преподаватель, средства коммуникации, которые по своим характеристикам отличаются от аналогичных элементов при других формах образования. По оценке М. Мура, учебные программы могут быть отнесены к программам дистанционного обучения, если обеспечивают двухстороннюю связь между преподавателем и студентом и соответствуют запросам студентов.
Для успешной реализации дистанционного обучения необходимы следующие условия: доставка учебной информации учащемуся; осуществление обратной связи с преподавателем; обеспечение дистанционной групповой работы там, где это необходимо. По существу, настоящее дистанционное обучение возникает при наличии дистанционной обратной связи. А такие его возможности как коллективная (групповая) работа, использование удаленных учебных материалов, оперативный (в темпе процесса обучения) обмен информацией всех со всеми, про-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013
являются в полной мере при использовании телекоммуникаций. Поэтому телекоммуникации можно считать главным, системообразующим признаком при реализации дистанционного обучения [3].
Димова С. А. разработала дистанционный курс, который направлен на формирование физической культуры в общекультурной подготовке студентов, раскрывает социально-биологические основы физической культуры, основы здорового образа и стиля жизни, степень профессионально-прикладной физической подготовленности студентов.
Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от четырех составляющих:
а) взаимодействия преподавателя и обучаемого;
б) педагогических технологий;
в) эффективности разработанных методических материалов;
г) эффективности обратной связи.
Московский государственный университет технологии и управления (МГУТУ) им. К. Г. Разумовского разработал уникальную программу дистанционного образования по предмету «физическая культура» (квалификация «бакалавр»).
С 2009 г. в МГУТУ на кафедре физического воспитания была создана дидактическая система информационной поддержки физического воспитания — педагогическая технология, представляющая собой программу и образовательный контент.
Как отмечает М. М. Чубаров, интерактивное информационное обеспечение по физическому воспитанию — это прежде всего образовательный интерактивный контент, лекции, семинары, лабораторный практикум, зачеты, экзамены и прочее, отвечающие современному уровню организации физического воспитания в вузах РФ [4].
Необходимо отметить, что качество обучения достигается за счет разработки структурированного текстового содержания лекций по всем разделам учебной дисциплины, онлайн консультациями, интерактивными тестовыми заданиями по каждому разделу изучаемой дисциплины, доступом к основной учебной литературе в электронном формате, онлайн тренировками с ведущими спортсменами университета.
Разработанная нами педагогическая технология: система автоматизированной поддержки физического воспитания (САИП-ФВ) позволяет выдавать персонифицированные задания, опираясь на уровень знаний студента и повышать этот уровень благодаря постепенному повышению сложности [5]. Нами подготовлены интерактивные лекции и разработаны тестовые задания по различным предметам профильного цикла специальности 050100 (педагогическое образование профиль «физическая культура»).
Образовательная система выполнена в качестве интернет-сайта, доступ к которому имеют все студенты, которые прошли авторизацию, получили личное имя и пароль для входа в систему. Дважды в семестр проводится аттестация, на которую в значительной мере влияет прохождение «теста-аттестации». Это позволяет оперативно выявлять персонифицированный уровень подготовленности студента.
Таким образом, педагогическая модель информационно-образовательной среды (ИОС) вуза может включать следующие структурные компоненты:
1. Учебно-методический комплекс дисциплины (информационно-содержательный материал для теоретических, методических, лабораторных и практических учебных и внеучебных занятий по дисциплине).
2. Библиотеку, глоссарий, тезаурус, учебники, пособия, в том числе электронные учебные материалы.
3. Персонифицированные программы индивидуальной траектории обучения с модульно-рейтинговой педагогической технологией оптимизации учебного процесса, адаптированной к личностным особенностям обучающихся.
4. Автоматизированную систему контроля знаний [6].
Традиционно в образовании большинство учебных заданий дается студентам в нетестовой форме. В зарубежном образовании доля заданий в тестовой форме существенно выше, что объясняется соображениями проводимой там образовательной политики, имеющихся там педагогических теорий, методик, обучающей техники и технологии. Как считает А. В. Аванесов, традиционный тест представляет собой стандартизованный метод выявления уровня и структуры подготовленности [7].
Инновационной, отличительной особенностью предлагаемой авторами педагогической технологии является возможность применения ее дистанционно для обучения и контроля знаний для теоретической и практической подготовки студентов [8, 9].
Большое внимание уделяется интерактивной подаче материала — нами создаются многослойные лекции, презентации учебного материала с гиперссылками и многоуровневым тестированием.
Такая система интерактивных продуктов обеспечивает доступность, непрерывность и высокое качество образования на основе перспективных компьютерных технологий.
Таким образом, интерактивные обучающие компьютерные системы способствуют получению качественного образования независимо от места проживания учащихся и способов доступа к компьютеру, но при условии наличия разработанного контента, отвечающего требованиям современной высшей школы.
Созданная авторами система технологии дистанционного обучения студентов позволяет эффективно осуществлять обучение в высших учебных заведениях по профессиональному циклу профильных дисциплин предмета «физическая культура».
Библиографический список
1. Чубаров, М. М. Система адаптивной информационной поддержки физического воспитания / М. М. Чубаров, Л. Ф. Ко-локатова, В. В. Пряхин // Интернет в образовании : материалы Междунар. науч.-практ. заоч. конф. г. Москва, 12 октября 2009 г.- апреля 2010 г. - М., 2010. - С. 395.
2. Бершадский, А. М. Дистанционное образование на базе новых информационных технологий : учеб. пособие / А. М. Бершадский, И. Г. — Пенза : Изд-во Пенз. гос. техн. ун-та, 1997. — 56 с.
3. Богданова, Д. А. Проблемы дистанционного обучения / Д. А. Богданова, А. А. Федосеева // Информатика и образование. - 1996. - № 3. - С. 20.
4. Чубаров, М. М. Интерактивное онлайн образование студентов по физической культуре : моногр. / М. М. Чубаров ; Palmarium academic publishing. - Bern, 2012. - 158 с.
5. Колокатова, Л. Ф. Интерактивная технология подготовки студентов в высшей школе / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чуба-ров // Омский научный вестник. - 2013. - № 1 (115). -С. 141-144.
6. Колокатова, Л. Ф. Учебно-методический комплекс «Физическая культура» с применением интерактивно-информационной технологии формирования физической культуры личности / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров, А. А. Щепелев // Омский научный вестник. - 2012. - № 5 (112). - С. 197-200.
7. Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий / В. С. Аванесов. — 2 изд. — М. : Центр тестирования, 2002. — 239 с.
8. Колокатова, Л. Ф. Компьютерная, информационная поддержка курса лекций «Физическое воспитание» : учеб. пособие / Л. Ф. Колокатова, М. М. Чубаров ; Моск. гос. индустр. унив. — М., 2007. — 94 с.
9. Чубаров, М. М. Компьютерная информационная поддержка практических занятий по физическому воспитанию : учеб. пособие / М. М. Чубаров, Л. Ф. Колокатова ; Моск. гос. индустр. унив. — М., 2008. — 26 с.
10. Основы открытого образования. В т. 2. Российский государственный институт открытого образования / А. А. Андреев [и др.] ; отв. ред. В. И. Солдаткин. — М. : НИИЦ РАО,
2002. - 680 с.
11. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. -М. : МГИУ, 2008. - 436 с.
КОЛОКАТОВА Лариса Фёдоровна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой физического воспитания.
АЛТЫНБАЕВА Насима Анваровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.10.2013 г.
© Л. Ф. Колокатова, Н. А. Алтынбаева
уДК 796.011.3:378 о. д. МЕЛЬНИКОВА
И. Н. ШЕВЕЛЕВА
Омский государственный технический университет
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА__________________________________________
Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ВПО) принципиально изменили требования к результатам освоения образовательных программ, в том числе и по физической культуре. Внедрение компетент-ностного подхода в учебный процесс физического воспитания в техническом вузе способно радикально решать проблему развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и профессионально реализоваться.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, компетентностный подход, учебный процесс.
Актуализация компетентностного подхода последние десятилетия обусловлена тем, что состояние российского образования не отвечает современным установкам, потребностям и запросам государства, общества и учащихся, а также не вписывается по тенденциям своего развития в мировое образовательное пространство [1].
Необходимость реагирования системы высшего образования на нестабильную ситуацию в сфере занятости населения, возрастающие конкуренция и уровень требований работодателей обусловили реформирование содержания и структуры высшего профессионального образования. Все эти изменения диктуют необходимость формирования стрессоустойчивой, творческой, ответственной личности, умеющей жить в условиях неопределенности, а также способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Очевидно, что для успешной профессиональной деятельности недостаточно получить высшее образование, так как постоянно возникает потребность пополнять свои знания, добавлять информацией совсем из другой области [2].
Уровень культуры общества в большей мере определяется степенью развития, раскрытия и использования индивидуальных человеческих спо-
собностей. При этом особенно важно подчеркнуть, что в системе общечеловеческих культурных ценностей одной из главных составляющих является уровень здоровья и физической подготовленности всей популяции в различные возрастные периоды и особенно в первую половину жизни, определяющей возможности освоения всех остальных ценностей.
В настоящее время возросло понимание физической культуры как общественной и индивидуальной ценности, что позволяет сформировать новые тенденции в развитии общественного мнения и личностных мотиваций к освоению ценностей физической культуры всеми и каждым [3].
Наряду со специальными предметами физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности.
На кафедре «Физическое воспитание и спорт» Омского государственного технического университета реализуется личностно-ориентированный подход в обучении студентов. Студенту предлагаются виды физкультурно-спортивной деятельности согласно его интересам, природным способностям, физическому развитию и уровню здоровья. Учебнотренировочные занятия со студентами проводятся в группах — специализациях: аэробика, баскетбол,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (122) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ