КОЛТОШОВА Татьяна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт».
Адрес для переписки [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.10.2014 г. © Т. В. Колтошова
УДК 796/799
Л. Ф. КОЛОКАТОВА
Московский государственный университет технологий и управления
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ
В статье раскрывается концепция реализации проекта по созданию сайта, который позволяет организовать работу руководителя для обеспечения оперативной обработки, анализа и учета огромной информации в целях значимой подготовки студентов к их будущей роли в обществе как соискателей на рынке труда с необходимостью формулирования результатов образования на языке компетентностного подхода. Ключевые слова: информационная технология, компетентностный уровень подготовленности, информационно-образовательная среда, знаниевый компонент подготовленности, сайт как коллективный организатор.
Создание перспективной системы образования, способной подготовить российское общество в целом и каждого человека в отдельности к жизни в условиях конкурентоспособной экономики, — одна из важных и актуальных проблем, решение которой возможно лишь на уровне государственной политики.
Сегодня в системах образования становится общепринятым компетентностный подход к организации образовательного процесса. Системы образования всех стран сегодня решают важный вопрос: как описать профессиональную деятельность с позиции компетенций и как подготовить специалистов к работе с ориентацией на требуемые компетенции?
Анализ международных исследований в данной области показывает, что существует Европейское исследование в области определения квалификаций и оценки компетентности « Настройка образовательных структур в Европе» (Tuning Educational structures in Europe) [1]. Данный проект является составной частью международного проекта «Настройка образовательных структур» (Tuning Educational Structures) [2], в который вовлечены более 200 вузов Европы, Латинской Америки, а также ряда стран постсоветского пространства. Суть проекта заключается в использовании инструментов Болонского процесса для согласованного представления структур и описаний программ всех уровней на основе компетентностного подхода.
Компетентностный подход увязывается в проекте с уровневым высшим образованием, переход на которое является для большинства европейских стран актуальной проблемой: речь идет о том, что образовательные программы должны рассматриваться как двух- или трехуровневые и каждый из
уровней должен представлять собой завершенный этап профессионального образования и в то же время открывать доступ как на следующую ступень образования, так и на рынок труда. Именно это указывает на необходимость формулирования результатов образования на языке компетентностного подхода.
В университетском образовании время и внимание должно быть уделено развитию общих компе-тентностей, что становится все более значимым в плане подготовки студентов к их будущей роли в обществе как соискателей на рынке труда и как граждан.
Присоединение России к Болонскому процессу усилило актуализацию компетентностного подхода в обучении. В соответствии с этим предполагается формирование системы высшего образования, в которой квалификации описывались бы в терминах «уровень», «степень», «учебная нагрузка», «результаты обучения», «компетенции», «профиль».
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов в Российской системе высшего образования — главное событие ближайших лет в высшей школе. Масштабность явления требует концентрации соответствующих ресурсов, доступ к которым смогут получить все участники образовательного процесса. Именно на формирование такого ресурса направлена реализация проекта по созданию нашего сайта, который предоставляет возможность разработать не только личный кабинет, но и организовать работу руководителя как самого высокого уровня, так и структурных подразделений для обеспечения оперативной обработки, анализа и учета огромной повседневной информации.
Разработанная нами многофункциональная технология позволяет анализировать все аспекты работы в университете, на кафедре, в подразделениях, каждого отдельно взятого преподавателя и сотрудника.
— Быть в курсе получаемой информации по телефонной связи, интернету, получать напоминания о предстоящей работе, лекциях, расписании, встречах, разделах работы, оперативно делать важные заметки, иметь доступ к регламентирующим документам и аналитическим оценкам выполнения работ;
— контролировать исполнение учебного плана, конкретных персонифицированных заданий, иметь аналитическую оценку выполнения требований учебно-методического комплекса (УМК);
— всегда иметь перед глазами интерактивную новостную картину по важным событиям учебы студентов и работы персоналий и коллективов;
— иметь возможность системного предоставления информации и системной организации управления подразделениями;
— назначить каждой полученной информации от подразделений и в целом оценочный статус;
— планировать каждому пользователю наилучшим образом день и не упустить важных встреч, выполнения разделов работ.
Быть всегда в курсе всех событий помогает картина дня — мощный аналитический инструмент мониторинга деловой активности, автоматически объединяющий полученную информацию в подборку фактов исходя из важности событий, их источников, материалов, специфики деятельности и уровня подразделения.
Система позволит производить мониторинг информации от всех филиалов, институтов, возможность отслеживать важность событий всех структурных подразделений. Также позволит выявить информационные недостатки, риски и слабые звенья в рабочей информационно-образовательной системе (ИОС), прежде чем эти события негативно отразятся на работе университета.
С информационной технологией повышается мобильность и информированность руководителя любого уровня, профессорско-преподавательского состава (ППС) и каждого студента.
Информационно-образовательная среда является системообразующим компонентом физической культуры учащегося и студента, если его объем и содержание определяются специфической предметной средой — информацией, знаниями, теоретической, лабораторно-практической, организационно-методической и практической подготовленностью в области физической культуры, сформированными в период обучения в процессе физкультурного образования и самообразования, активно используемыми в разных видах физкультурной и спортивной деятельности, осознанно воспринятых и зафиксированных в памяти, соответствующих компетентност-ному уровню подготовленности [3].
Информационные технологии позволяют формировать личностно ориентированное информационное обеспечение по физической культуре, обеспечивающее персонифицированное развитие обучаемого. Объем и содержание информации определяется специфической предметной средой, знаниями, теоретической, лабораторно-практической, организационно-методической и практической подготовленностью в области физической культуры, сформированными в период обучения в школе и вузе в процессе физкультурного образования и самообразования, активно используемыми в разных видах физ-
культурной и спортивной деятельности (получаемый из разных источников объем информации в сфере физической культуры и спорта — соответствует госстандарту).
Информационно-образовательная среда физической культуры — не только общественное, но и личностно ориентированная система, с одной стороны, отличается динамичностью, изменчивостью, связанными с теми преобразованиями, которые происходят в процессе сотрудничества, педагогического взаимодействия, способствует личностному освоению необходимой информации, знаний и опыта, выполняет организующую, управляющую и стимулирующую роль. С другой стороны, информационно-образовательная среда физической культуры должна перерастать в знаниевый компонент подготовленности (уровень с готовностью к применению знаний в сходных условиях, по образцам изучаемых на различных учебных и внеучебных занятиях) [4].
Для формирования информационно-образовательной среды физической культуры обучаемого необходимо выделение комплекса педагогических условий, обеспечивающих необходимые и достаточные влияния информационных технологий не только на учебный процесс физического воспитания, но и на самостоятельную внеучебную подготовку по формированию ИОС физической культуры (уровень усвоенного качества знания — готовность к творческому применению знаний в новых, неожиданных условиях, ситуациях) [5].
Структура процесса высшего профессионального образования должна эволюционировать с учетом необходимости сохранения традиционной для отечественных вузов отрасли формирования умений и навыков, и формирования способности студентов к самостоятельному приобретению необходимых компетенций. То есть речь должна идти о персонифицированном подходе в образовании. Реализация этого требования затруднена в условиях преобладания групповых форм учебных занятий. Однако, учитывая новые возможности такого обучения, как дистанционное, которое позволяет выбрать индивидуальную траекторию изучения учебного материала, регулирование темпа его усвоения, более глубокую адаптацию в системах поддержки обучения на практике реализует данный подход. И это всегда отмечается как значительное преимущество по сравнению с традиционными методами [5, 6].
Компетентностный, лидерский уровень подготовленности, с решением совокупности проблемы образования, воспитания, развития физической культуры, формируется при использовании цен-ностно-ориентационной, познавательной, коммуникативной, эстетической и физической деятельности и таких компонентов подготовленности, как информационный, знаниевый, компетентностный [6].
Профессиональная компетентность является элементом или составной частью культуры специалиста [7], свойством личности [8]. Структура профессиональной компетентности специалистов определяется видами профессиональной деятельности [9].
Перед системой физического воспитания стоит задача перехода от информационной и знаньевой к компетентностной, профессионально-ориентированной модели подготовки студента.
Таким образом, компетентностный подход обучения — это подход, акцентирующий внимание на результате образования, который признается значимым и за пределами системы образования. Важней-
шей целью этого подхода является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации. Кроме того, реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании будет способствовать подготовке квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [10].
Подобная система дает возможность каждому обучаемому выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, независимо от того, где бы территориально он ни находился. В итоге формируется сеть ( консорциум) связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности населения. Таким образом создается возможность многомерного движения специалиста в образовательно-профессиональном пространстве, его развитие через обучение, а также постоянный образовательный и профессиональный консалтинг.
Библиографический список
1. Материалы портала Tuning Educational structures in Europe [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.tuning.unideusto.org/tuningeu/index.php?option = com_ frontpage&Itemid = 1 (дата обращения: 07.09.2014).
2. Материалы портала Tuning Educational structures [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://unideusto.org/ tuning/ (дата обращения: 06.09.2014).
3. Колокатова, Л. Ф. Формирование профессиональной компетенции в рамках информационно-образовательной среды
физической культуры в системе открытого образования / Л. Ф. Колокатова // Методологичекие основы формирования компетенций в условиях реализации ФГОС ВПО : материалы Междунар. науч.-метод. конф. — М., 2013. — С. 65 — 68.
4. Чубаров, М. М. Интерактивное информационное сопровождение теоретической и практической подготовки студентов в физическом воспитании : моногр. / М. М. Чубаров. — М. : МГИУ, 2008. - 436 с.
5. Колокатова, Л. Ф. Интерактивные и дистанционные технологии подготовки студентов в высшей школе / Л. Ф. Коло-катова, М. М. Чубаров // Социально-гуманитарные исследования и технологии. — 2013. — № 2. — С. 52-56.
6. Колокатова, Л. Ф. Коренные преобразования высшего профессионального физкультурного образования / Л. Ф. Ко-локатова, М. М. Чубаров // Проблемы современной организации и содержания профессионального образования: мониторинг качества : материалы Междунар. науч.-метод. конф. — М., 2013. — С. 154 — 156.
7. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании / В. Байденко // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 32 — 34.
8. Андреев, А. Знания или компетентность? / А. Андреев // Высшее образование в России. — 2005. — № 2. — С. 44—46.
9. Никитина, Л. Технология формирования профессиональной компетентности / Л. Никитина, Ф. Шагеева // Высшее образование в России. — 2006. — № 9. — С. 56—58.
10. Колокатова, Л. Ф. Система информационной поддержки профессионально-ориентированной подготовки студентов технических вузов : моногр. / Л. Ф. Колокатова. — М. : МГИУ, 2009. — 315 с.
КОЛОКАТОВА Лариса Фёдоровна, кандидат педагогических наук, профессор (Россия), заведующая кафедрой физического воспитания. Адрес для переписки: <[email protected]>
Статья поступила в редакцию 07.07.2014 г. © Л. Ф. Колокатова
Книжная полка
Мельникова, О. А. Формирование компетенций в сфере физического воспитания у студентов технического вуза : моногр. / О. А. Мельникова, И. Н. Шевелева. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 122 с. -ISBN 978-5-8149-1892-5.
В монографии представлен теоретико-методический материал по формированию компетенций в сфере физического воспитания с целью решения проблемы развития познавательных способностей, умений и личностных качеств студента, позволяющих выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда. Адресована студентам для использования в процессе учебных и самостоятельных занятий, аспирантам, а также широкому кругу специалистов в области физической культуры.
Шевелева, И. Н. Физическая культура студенток в профилактике нарушения репродуктивного здоровья : моногр. / И. Н. Шевелева, Ж. Б. Сафонова. - Омск : ОмГТУ, 2014. - 147 с. - ISBN 978-5-8149-1887-1.
В монографии представлен теоретико-методический материал по использованию средств физической культуры с целью профилактики нарушения репродуктивного здоровья студенток в процессе организованных и самостоятельных занятий. Рассмотрены анатомо-физиологические особенности женского организма, механизм оздоровительно-профилактического действия физических упражнений, представлены методы врачебно-педагогического контроля и оценки эффективности профилактической программы в контексте сохранения репродуктивного здоровья лиц женского пола. Для преподавателей физической культуры высших и средних учебных заведений и специалистов в данной области