УДК 343.9
система субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в России
© с. Л. Панов *, 2009
Рассматриваются вопросы, связанные с организацией противодействия обороту контрафактных и фальсифицированных товаров на отечественном потребительском рынке, эффективность которого во многом зависит от уровня, регулярности, слаженности и системности взаимодействия государственных контролирующих, надзирающих структур и правоохранительных органов, а также общественных формирований.
Ключевые слова: потребительский рынок, контрафакт, оборот фальсифицированной и контрафактной продукции, борьба с контрафактом, субъекты противодействия контрафакту.
Производство и оборот контрафактных и фальсифицированных товаров грубо нарушают права потребителей и владельцев товарных знаков. Это явление порождает серьезные последствия для экономики государства, затрагивая интересы общества в целом. Решение проблемы контрафакта возможно только при наличии четкой законодательной базы и коллективных действий всех заинтересованных субъектов 1
В связи с этим противодействие обороту фальсифицированной и контрафактной продукции должно основываться на постоянном, комплексном и взаимовыгодном взаимодействии различных государственных органов, предпринимательских и общественных структур.
Систему субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям, связанным с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции, условно можно разделить 2 на две основные группы:
1. Субъекты, функционирующие в системе государственной власти:
— субъекты, чья деятельность связана с контрольной, организационно-управленческой, экономической и правовой защитой порядка функционирования хозяйствующих субъектов, обеспечением законных прав как предпринимателей, так и потребителей;
— субъекты, функционирующие в системе правоохранительных органов, чья деятельность направлена на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с оборотом фальсифицированной и контрафактной продукции.
2. Субъекты, чья деятельность основана на инициативе общественных организаций и связа-
* Постоянный автор нашего журнала.
на в основном с профилактической функцией, например, с организацией просвещения потребителей, изучением общественного мнения, предупреждением обмана покупателей и защитой их прав и т. п. 3
Остановимся на характеристике субъектов воздействия, относящихся к первой группе, более подробно.
Одним из звеньев системы субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере оборота товаров является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) 4, которое, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли; выдачу лицензий и других разрешительных документов на осуществление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров и т. д.
Значительную роль в противодействии правонарушениям и преступлениям в сфере оборота товаров исполняет Федеральная налоговая служба Российской Федерации (ФНС России) 5, реализующая функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства страны о налогах и сборах, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции (например, выдача квот на закупку и лицензий на производство, хранение и реализацию указанной продукции и пр.), а также осуществляющая государственную регистрацию юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. В целях обеспечения правопорядка ФНС
России проверяет деятельность юридических лиц по производству и обращению продукции.
Профилактическими функциями в сфере защиты прав потребителей от контрафактной, некачественной, поддельной продукции наделено Федеральное агентство по сельскому хозяйству, находящееся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 6. Данное Министерство осуществляет регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевой и перерабатывающей промышленности, производства и оборота этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической, алкогольной и табачной продукции и т. д.
Контроль за проведением государственной политики в сфере защиты прав потребителей от контрафактной и фальсифицированной продукции возложен на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор РФ) 7.
Роспотребнадзор РФ выполняет следующие функции в сфере защиты прав покупателей и потребительского рынка:
— государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
— контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
— аккредитацию испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности мучных и хлебобулочных изделий;
— направление изготовителям товаров предписаний о нарушении прав потребителей;
— лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельных видов деятельности.
Контроль за оборотом товаров на потребительском рынке, а также за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках осуществляет Федеральная антимонопольная служба 8. Кроме того, данная служба наделена полномочиями по предупреждению и пресечению фактов ненадлежащей рекламы, допущенных юридическими и физическими лицами.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 299 9 Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее — Роспатент РФ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны объектов промышленной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товар-
ные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров), правовой охраны программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем.
В настоящее время Роспатент РФ имеет в своей структуре Управление международного сотрудничества, Правовое управление с необходимыми функциональными подразделениями, Консультативный совет, а также Федеральный институт промышленной собственности и Палату по патентным спорам.
На сайте Роспатента (www.mpto.ru) в разделе «Информационные ресурсы» представлены в свободном доступе открытые реестры, содержащие сведения обо всех отечественных изобретениях и товарных знаках с указанием состояния их правовой охраны, включая сведения о зарегистрированных лицензионных соглашениях и переуступке прав. Представленные в этом разделе базы данных дают возможность всем заинтересованным лицам получить сведения, необходимые для предотвращения нарушений законных прав и интересов патентообладателей.
В 2004 г. при Роспатенте создан Консультативный совет — постоянно действующий совещательный орган, занимающийся выработкой предложений и рекомендаций, направленных на решение вопросов в сфере защиты интеллектуальной собственности, в том числе по пресечению выпуска контрафактной продукции. На сайтах Консультативного совета регулярно публикуются следующие материалы:
— материалы анализа и оценки ситуации в сфере производства и реализации объектов интеллектуальной собственности, нарушения прав правообладателей на объекты промышленной собственности, авторских и смежных прав за определенное время;
— информация о мероприятиях с участием представителей федеральных министерств и ведомств Российской Федерации, организаций, защищающих права авторов и производителей (в частности, Российской антипиратской организации), а также с участием ученых, юристов, специалистов в области защиты от правонарушений в сфере интеллектуальной собственности;
— отчеты о результатах деятельности соответствующих структур в сфере защиты интеллектуальной собственности, в том числе по пресечению выпуска контрафактной продукции.
В пределах своей компетенции Роспатент РФ взаимодействует по различным направлениям с федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными структурами и общественными формированиями в сфере защиты прав и законных интересов обладателей прав на интеллектуальную собственность и государства в целом 10.
К основным формам взаимодействия следует отнести:
— оказание взаимопомощи при совершенствовании и разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции;
— выработку и внесение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации совместных предложений по противодействию распространению контрафактной, поддельной и некачественной продукции;
— проведение совместных аналитических исследований, семинаров, конференций и других мероприятий по проблемам, затрагивающим сферу интеллектуальной собственности и распространения подделок на потребительском рынке;
— обмен информацией о юридических и физических лицах, занимающихся распространением контрафактной, поддельной и некачественной продукции;
— обмен результатами научно-исследовательских работ, учебными и методическими пособиями;
— разработку и реализацию планов совместных мероприятий по пресечению изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции;
— создание и ведение в министерствах информационных баз данных о фактах изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции.
Силами Федерального института промышленной собственности Роспатент РФ организует научно-исследовательские проекты, направленные главным образом на совершенствование нормативно-правовой базы охраны объектов промышленной собственности и отдельных объектов авторского права и смежных прав.
В число субъектов предупреждения преступлений на потребительском рынке входит также Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 11, которое в пределах своей компетенции: осуществляет контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ и услуг); направляет предписания об устранении нарушений требований к безопасности товаров, прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности, а также требования о приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации об их происхождении.
Органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей комитета Российской Федерации по торговле 12 осуществляют контроль за соответствием госу-
дарственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.
Кроме того, совместно с Федеральной службой России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и их территориальными органами 13 при обнаружении фактов продажи алкогольной и табачной продукции без марок акцизного и специального сбора в пределах своей компетенции данные органы выносят постановления о наложении штрафа на правонарушителей, а при необходимости совместно принимают решение об аннулировании или приостановлении лицензии на право производства, хранения и оптовой реализации этилового спирта, алкогольной продукции и виноматериалов.
Важная роль в противодействии контрафактной и фальсифицированной продукции в сфере оборота лекарственных средств принадлежит Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее — Рос-здравнадзор РФ). На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 323 14 Росздравнадзор РФ непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов страны, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями осуществляет следующие меры:
— осуществляет надзор за соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;
— организует контроль за производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств;
— организует контроль за производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения;
— выдает разрешения на ввоз лекарственных средств (в части лекарственных средств, применяемых в медицинских целях) на территорию страны в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами;
— организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан по фактам реализации поддельных лекарственных средств, принимает по ним соответствующие решения.
Кроме того, в целях реализации полномочий в указанной сфере деятельности Росздравнадзор РФ имеет право:
— беспрепятственно получать доступ на любое предприятие-производитель лекарственных средств, изымать образцы производимых лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— снимать копии с документов, необходимых для проведения контроля производства и качества лекарственных средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— запрещать производство лекарственных средств и продажу уже произведенных лекарственных средств;
— применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и(или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.
Помимо территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти на региональном уровне функционируют органы по противодействию обороту контрафактной продукции, создаваемые субъектами Российской Федерации, в число которых входят: Департамент потребительского рынка и услуг; лицензионная и регистрационная палаты; Управления (отделы) по контролю над отдельными видами продукции; территориальные органы Федеральной налоговой и антимонопольной служб, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.
В изучаемую группу субъектов профилактической деятельности входят также органы местного самоуправления. На основании ст. 44 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» 15, в целях защиты прав покупателей на территории муниципального образования, органы местного самоуправления в лице сотрудников отделов защиты прав потребителей могут:
— рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
При рассмотрении жалоб потребителей в рамках полномочий, закрепленных ст. 44 данного Закона, органы местного самоуправления вправе, в целях объективного разбирательства по существу поставленных вопросов, осуществлять проверки фактов, изложенных в жалобах; при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом террито-
риальные управления Роспотребнадзора и направлять полученные материалы в их адрес.
К системе правоохранительных субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции в настоящее время относятся: суд, прокуратура, Министерство юстиции, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел 16. Место и роль каждого из перечисленных субъектов правоохранительной деятельности определяются его компетенцией.
В соответствии с российским законодательством о судоустройстве 17, в плане профилактики преступлений и правонарушений, районные (городские) суды и мировые судьи принимают решения о наложении административного взыскания в виде конфискации у правонарушителей товаров, исключенных из гражданского оборота или представляющих угрозу для здоровья граждан, а также оборудования и сырья. Кроме того, на суды возложен судебный контроль по разрешению жалоб на действия органов исполнительной власти по правомерности изъятия и конфискации этой продукции.
Органы прокуратуры 18 осуществляют надзор за точным исполнением законов всеми государственными и коммерческими структурами, физическими и юридическими лицами; контроль за деятельностью других государственных органов, противодействующих обороту контрафактной и поддельной продукции на потребительском рынке; обеспечивают надзор за полнотой учета и разрешения всех сообщений о преступлениях и правонарушениях в сфере реализации продукции и перевозке отдельных видов товаров (например, алкогольных и табачных изделий).
Органы Федеральной таможенной службы Российской Федерации 19 осуществляют ряд мер по контролю за перемещением через границу товаров: таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности; фискальную функцию, связанную с взиманием таможенных платежей; таможенный контроль; правоохранительную деятельность, которая включает в себя дознание, оперативно-розыскную деятельность, обеспечение собственной безопасности, защиту государственных интересов в государственных органах.
Органы внутренних дел Российской Федерации занимают особое место в системе субъектов противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке страны 20.
На отделы (отделения) по организации борьбы с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства органов внутренних дел возложены следующие функции:
— пресечение реализации продуктов, опасных для жизни и здоровья (алкогольные и спирт-
ные суррогаты, фальсифицированные табачные изделия, лекарственные средства, медицинские и косметические препараты, минеральная и питьевая вода и т. п.);
— выявление причин и условий, способствующих незаконному обороту контрафактной и поддельной продукции на потребительском рынке страны;
— разработка и реализация планов по проведению комплекса профилактических и оперативнорозыскных мер по обеспечению подлинности и качества обращающейся на потребительском рынке продукции;
— внедрение в деятельность подразделений милиции общественной безопасности передовых форм и методов работы по выявлению фактов оборота контрафактной продукции на потребительском рынке;
— рассмотрение жалоб и заявлений граждан и должностных лиц, связанных с осуществлением деятельности подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка;
— разработка предложений по устранению недостатков, выявленных в работе подразделений органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями на объектах потребительского рынка;
— обеспечение взаимодействия с подразделениями криминальной милиции, контролирующими и общественными организациями по осуществлению мер борьбы с оборотом контрафактных товаров 21.
К основным формам взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации относятся 22:
— оказание взаимопомощи при совершенствовании и разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере охраны объектов интеллектуальной собственности и защиты потребительского рынка от поддельной и некачественной продукции;
— выработка и внесение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятия, учреждения и организации совместных предложений по противодействию распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции;
— проведение совместных аналитических исследований, семинаров, конференций и других мероприятий по проблемам, затрагивающим сферу интеллектуальной собственности и распространения подделок на потребительском рынке;
— обмен информацией о юридических и физических лицах, занимающихся распространением контрафактной, поддельной и некачественной продукции;
— обмен результатами научно-исследовательских работ, учебными и методическими пособиями;
— разработка и реализация планов совместных мероприятий по пресечению изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции;
— создание и ведение в министерствах информационных баз данных о фактах изготовления и распространения контрафактной, поддельной и некачественной продукции.
Основными задачами взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора являются:
— создание единой системы защиты прав потребителей товаров, работ и услуг от противоправных посягательств;
— защита экономических интересов добросовестных российских и зарубежных предпринимателей;
— защита потребительского рынка от распространения продукции, представляющей опасность для жизни и здоровья граждан, не отвечающей требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;
— создание системы мониторинга административных правонарушений в сфере потребительского рынка товаров, работ и услуг;
— формирование негативного общественного отношения к приобретению и распространению контрафактной продукции 23.
Взаимодействие органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора по противодействию обороту на потребительском рынке контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции осуществляется по таким направлениям, как:
— анализ результатов работы по предупреждению и пресечению административных правонарушений на потребительском рынке;
— обобщение и распространение передового опыта в сфере защиты прав потребителей, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;
— организация и проведение конференций, совещаний с представителями производителей и потребителей товаров и услуг, общественных организаций;
— планирование и проведение мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение административных правонарушений, защиту прав потребителей;
— координация и проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением административных правонарушений в сфере потребительского рынка;
— обобщение практики применения норм законодательства Российской Федерации об адми-
нистративных правонарушениях для определения единого подхода к их реализации;
— взаимодействие с региональными средствами массовой информации.
Для выполнения указанных мероприятий могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора РФ.
Систему субъектов второй группы образуют общественные структуры, социальные институты, чья деятельность связана с организацией просвещения потребителей, изучением общественного мнения, предупреждением обмана покупателей и иными видами профилактической работы, а также граждане-покупатели.
В соответствии со ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (союзы и ассоциации), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» 24. Общественные объединения потребителей (союзы и ассоциации) вправе:
— участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
— проводить независимую экспертизу качества и безопасности производимой и реализуемой продукции;
— проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей;
— вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества продукции, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и для окружающей среды;
— участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
— информировать органы местного самоуправления о выявленных нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;
— распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;
— вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных
в выпуске и реализации продукции, не соответствующей установленным требованиям к безопасности и качеству, а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами России;
— обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты для признания недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;
— обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Характерным примером активного участия общественных организаций в противодействии контрафактной и фальсифицированной продукции является деятельность негосударственных формирований в сфере оборота фармацевтической продукции 25. Так, сегодня в стране противодействие в виде защиты интересов добросовестных производителей, дистрибьюторов, продавцов и покупателей лекарственных средств осуществляют более десятка общественных некоммерческих объединений и ассоциаций, в числе которых: Российская фармацевтическая лига (РФЛ); Ассоциация российских фармпроизводителей (АРФП); Ассоциация фармацевтических предприятий (АФП); Ассоциация международных фармацевтических производителей (А1РМ); Центр маркетинговых исследований «Фармэксперт» и др.
Таким образом, общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.
Полагаем, что в осуществлении действенного противодействия обороту контрафактной и фальсифицированной продукции на потребительском рынке страны важны целенаправленные, эффективные и согласованные усилия государственных органов, организаций и служб, представителей бизнеса, всех общественных институтов.
1 См.: Близнец И., Иванова М., Замирович Е. Вопросы контрафакта // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2006. — № 1. — С. 27-35.
2 См.: Дворянкин О. Правоприменительная практика борьбы с распространением контрафактной продук-
ции // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2005. — № 5. — С. 54-57; Зорин Н. Практика пресечения незаконного использования товарных знаков // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2004. — № 2. — С. 35-37.
3 См.: Алегин А. П. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка // Российский следователь. — 2007. — № 5.
4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. № 443 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» (ред. от 21.05.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 36. — Ст. 3670.
5 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 06.06.2007) // Там же. — № 40. — Ст. 3961.
6 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. № 164 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации» (ред. от 29.03.2007) // Там же. — 2006. — № 14. — Ст. 1543.
7 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (ред. от 14.12.2006) // Там же. — 2004. — № 28. — Ст. 2899.
8 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (ред. от 08.02.2007) // Там же. — № 31. — Ст. 3259.
9 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. № 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» // Там же. — № 26. — Ст. 2668.
10 См.: Ашихин А. Взаимодействие Роспатента с регионами России // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2002. — № 6. — С. 9-14.
11 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» (ред. от 05.09.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. — № 25. — Ст. 2575.
12 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 22.06.2007) (Ст. 23.49) // Там же. — 2002. — № 1 (ч. 1).
13 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1996 г. № 949 «Об утверждении порядка взаимодействия органов, обеспечивающих контроль за производством и оборотом алкогольной и та-
бачной продукции и пресечение правонарушений в этой сфере» // Там же. — 1996. — № 34. — Ст. 4125.
14 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» (ред. от 10.03.2007) // Там же. — 2004. — № 28. — Ст. 2900.
15 См.: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от
25.11.2006) // Там же. — 1996. — № 3. — Ст. 140.
16 См.: Алегин А. П. Организация деятельности органов внутренних дел по борьбе с правонарушениями и преступлениями в сфере потребительского рынка: учебное пособие. — М., ВНИИ МВД России, 2006.
17 См.: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 1. — Ст. 1.
18 См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007) // Там же. — 1995. — № 47. — Ст. 4472.
19 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Там же. — 2006. — № 32. — Ст. 3569.
20 См.: Постановление Правительства Россий-
ской Федерации от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности» (ред. от
29.05.2006) // Там же. — 2000. — № 50. — Ст. 4905; Старостин А. Задачи ГУБЭП МВД России в защите объектов интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2002. — № 4. — С. 24-26.
21 См.: Чумаченко А. Е. Контрафакт как социальноправовое и криминальное явление: (Направления и средства его предупреждения органами внутренних дел) // Юридический мир. — 2007. — № 2. — С. 42-46.
22 См.: Приказ Минэкономразвития России и МВД России от 19 апреля 2003 г. № 132/261 «Об объявлении решения совместного заседания коллегий Минэкономразвития России и МВД России». — М.: Минэкономразвития России, 2003.
23 См.: Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. № 879/746 «Об утверждении Регламента взаимодействия органов внутренних дел и территориальных органов Роспотребнадзора при выявлении и пресечении административных правонарушений на потребительском рынке Российской Федерации». — М., 2006.
24 См.: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ред. от 02.02.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1995. — № 21. — Ст. 1930.
25 См.: Мазеин В. Т. Противодействие обращению фальсифицированных лекарственных средств // Право и экономика. — 2005. — № 8.