Научная статья на тему 'Система социального кредита в Китайской Народной Республике в зеркале криминологии'

Система социального кредита в Китайской Народной Республике в зеркале криминологии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1186
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТ ДОВЕРИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕВЕНЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕВИАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО КРЕДИТА / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ НАСЕЛЕНИЯ / CREDIT OF TRUST / CRIMINOLOGICAL CRIME PREVENTION / PREVENTION OF SOCIAL DEVIATIONS / SOCIAL CREDIT SYSTEM / SOCIAL RATING OF THE POPULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Буткевич Сергей Анатольевич

Исследованы вопросы создания системы социального кредита в Китайской Народной Республике. Через призму криминологической науки рассмотрена рейтинговая оценка поведения и образа жизни граждан и деятельности юридических лиц. Проведен анализ возможностей и перспектив использования данных инноваций в системе предупреждения преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Буткевич Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of creating a social credit system in the People’s Republic of China are investigated. Through the prism of criminological science, a rating assessment of the behavior and lifestyle of citizens and the activities of legal entities has been considered. The analysis of the possibilities and prospects for the use of these innovations in the crime prevention system has been carried out.

Текст научной работы на тему «Система социального кредита в Китайской Народной Республике в зеркале криминологии»

УДК 343.851(510)

Система социального кредита в Китайской Народной Республике

в зеркале криминологии

Буткевич Сергей Анатольевич, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, заслуженный юрист Республики Крым, кандидат юридических наук, доцент

e-mail: sbutkevich@mvd.ru

Исследованы вопросы создания системы социального кредита в Китайской Народной Республике. Через призму криминологической науки рассмотрена рейтинговая оценка поведения и образа жизни граждан и деятельности юридических лиц. Проведен анализ возможностей и перспектив использования данных инноваций в системе предупреждения преступлений.

Ключевые слова: кредит доверия; криминологическая превенция преступлений; предупреждение девиаций в обществе; система социального кредита; социальный рейтинг населения.

The system of social credit in the People's Republic of China in the mirror of criminology

Butkevich Sergey Anatolievich, Crimea branch of Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia, Honored Lawyer of the Republic of Crimea, Candidate of Law, Associate professor

The issues of creating a social credit system in the People's Republic of China are investigated. Through the prism of criminological science, a rating assessment of the behavior and lifestyle of citizens and the activities of legal entities has been considered. The analysis of the possibilities and prospects for the use of these innovations in the crime prevention system has been carried out.

Key words: credit of trust; criminological crime prevention; prevention of social deviations; social credit system; social rating of the population.

Третья декада XXI в. в Китайской Народной Республике (далее - КНР) должна быть ознаменована завершением экспериментальных апробаций и началом функционирования уникальной в контексте правоохранительных потенций структуры - системы социального кредита.

Поэтапное развертывание государственной системы рейтинговой оценки в отдельных регионах и сферах общественных отношений в Китае началось в конце 2000-х гг., и в перспективе будет основываться на обширной информационной сети, включающей кредитные истории граждан и юридических лиц и кредитную инфраструктуру, в том числе кредитную информацию и систему кредитных услуг. Ключевые задачи системы - создание пространства всеобщего доверия, формирование в обществе культуры честности, культивирование совестливости и воспитание традиционных добродетелей. Их реализация должна достигаться вследствие использования мер поощре-

ния и содействия законопослушному поведению и препятствования возможным девиациям благодаря стимулирующим рычагам и механизмам, пропаганде и просвещению по вопросам честности, искренности, доверия и самодисциплины. Отметим, что речь не идет о кредитных отношениях в классическом понимании, на наш взгляд, целесообразнее использовать такую категорию, как кредит общественного доверия, уровень которого в создаваемой балльно-рейтинго-вой системе оценивания напрямую связан с поведением и образом жизни конкретного гражданина либо деятельности юридического лица.

Соответственно, цель и задачи статьи - изучение создаваемой в КНР системы социального кредита в контексте эвентуальности и перспектив использования ее аналогов, отдельных элементов или некоторых возможностей в российской системе предупреждения преступлений.

Планируется, что в результате функционирования системы социального кредита в социуме императивно изменится менталитет, актуализируется принцип честности (искренность государственных служащих, коммерческая порядочность, социальная нравственность, судебная справедливость) и возрастет уровень общественного доверия в масштабах всей страны. Ожидаемый конечный результат - укрепление общественной искренности и социальной удовлетворенности, стимулирование взаимного доверия в социуме и сокращение общественных противоречий как необходимые требования для поступательного развития механизмов социального управления и построения гармоничного социалистического общества1. С 2020 г. соответствующие мероприятия будут проводиться в следующих направлениях:

1. Укрепление системы управления честностью и просвещение среди государственных служащих. Предполагается создание «досье честности государственного служащего», в котором будут аккумулироваться: личная кредитная информация; записи «о честности и чистоте в государственных делах»; результаты ежегодных оценок (аттестации, заслушивания, отчеты); материалы дисциплинарной практики и служебных проверок. Кроме того, предусматриваются: просвещение с целью развития честности, соблюдения норм права и норм морали; изучение законодательства; составление кодекса честности гражданских служащих; нормативное регулирование укрепления искренности государственных служащих и т. д.

2. Всестороннее продвижение коммерческой честности как фундамент системы социального кредита и основное условие поддержания эффективных коммерческих отношений, улучшающих рыночную среду. Указанная мера должна стать гарантией устойчивого развития коммерческих субъектов и продуктивного осуществления всех видов финансовой, хозяйственной и экономической деятельности.

Реализация задач в этой области распространяется на сферу производства, финансы, ценообразование, строительство, государственные закупки, тендеры и аукционы, логистику, транспорт и транспортную инфраструктуру, электронную коммерцию, статистику, посреднические услуги, рекламу и т. п. Например, кредитное строительство в области налогообложения предполагает внедрение внутриотраслевых механизмов обмена данными, верификацию и использование информации о налогоплательщиках, всех видов коммерческих данных, сведений об активах и собственности. Вместе с тем применение индивидуального рейтингового оценивания сопровождается дифференцированной оценкой кредита доверия для наказания (усиление налогового бремени, фискальной нагрузки и т. п.) либо поощрения (налоговые льготы, вычеты и т. п.) налогоплательщиков.

1 См.: Р!апп1пд Оийте Юг 1:Ие СопБ1гис1:юп с^ а Бсюа! Сге^ БуБ1ет (2014-2020). 1Ж1_: ИПрБ://сЫпасорупдЫ:ап^е^а. wordpress.com/2014/06/14/plannmg-outNne-for-the-construct¡on-of-a-soc¡al-cred¡t-system-2014-2020.

3. Комплексное продвижение идеи социальной честности как идеологемы построения системы социального кредита. Благодаря этому можно будет создать гармоничные и доброжелательные межличностные отношения, стимулировать прогресс общества и государства, обеспечить социальную гармонию, стабильность, мир и порядок в течение длительного периода. Кредитное строительство на данном направлении охватывает сферы здравоохранения, гигиены и контроля рождаемости; социального обеспечения, труда и занятости; образования и научных исследований; культуры, спорта и туризма; интеллектуальной собственности; охраны окружающей среды и энергосбережения; деятельности общественных объединений; использования интернет-сервисов и оказания онлайн-услуг.

Так, приоритетом в системе социального кредита в сфере образования и науки определено усиление просвещения по поводу честности кадров. В частности, органы студенческого самоуправления, родительские комитеты и другие институты гражданского общества должны осуществлять надзор за реализацией политики честности среди научно-педагогического состава. Как следствие, педагоги должны стать образцом добродетели для других, в том числе воспитывая искренность у обучаемых, формируя у них хорошие и полезные привычки и закладывая в подростковом возрасте базис для повышения доверия в обществе. В то же время система социального кредита в данном секторе подразумевает оценивание не только постоянного, но и переменного состава. Например, на уровень социального рейтинга студентов и слушателей будут влиять посещаемость занятий, результаты текущей успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций, научной деятельности и т. п. Существенно снизят кредит общественного доверия, повлияют на уровень стипендии и последующее трудоустройство обучающихся неликвидированные академические задолженности и плагиат в письменных работах. А у администрации и педагогических работников на рейтинг окажут влияние несоблюдение авторских прав в научно-исследовательской работе, подделка документов, нарушения на экзаменах и в работе приемных комиссий.

Что касается информационно-телекоммуникационной сферы, то к приоритетным задачам общества и государства отнесено продуцирование идей: онлайн-честности; управления и использования интернет-ресурсов в соответствии с законодательством; постепенного отказа от использования вымышленных или недостоверных персональных данных в киберпро-странстве; совершенствования гарантий при формировании и продвижении онлайн-кредитования и управления; обнародования данных о персональном рейтинге граждан и юридических лиц. Также предусматривается формирование черных списков лиц, причастных к онлайн-мошенничеству, клевете, нарушениям прав и интересов других лиц в виртуальном пространстве и прочим кибернарушениям.

4. Укрепление авторитета органов юстиции и правопорядка, включая:

- соблюдение справедливости в судопроизводстве - повышение уровня информатизации судебных процессов, обеспечение взаимодействия и укрепление взаимосвязей всех уровней судебной системы, открытость информации по судебным решениям и правоприменению;

- усиление авторитета прокуратуры - обеспечение открытости в деятельности прокуроров, привлечение и учет мнения общественности, снижение бюрократических барьеров, синхронизация механизмов контроля и ответственности, предупреждение должностной преступности;

- укрепление доверия к сфере обеспечения общественной безопасности - правоприменение с участием общественности, гласность и открытость нормотворчества, регулярное информирование населения о результатах правоохранительной деятельности;

- укрепление доверия к судебно-административ-ной системе - повышение уровня стандартизации и институционализации управления учреждениями исполнения наказаний и реабилитационными центрами для наркозависимых, обеспечение открытости и доступности информации в этой сфере, оказание юридической помощи населению;

- кредитное строительство среди сотрудников и работников правоохранительных органов - стандартизация работы правоохранителей, сокращение правоохранительного администрирования, неукоснительное соблюдение принципов законности и неотвратимости наказания, повышение научной обоснованности форм и методов правоохранительной деятельности, усиление контрольно-надзорных механизмов за работой правоохранителей («надзор стимулирует справедливость, правосудие и доверие»1).

Очевидно, что абсолютное большинство элементов системы социального кредита будет функционировать автоматизированно, в том числе благодаря прорывным технологиям, ультрасовременному информационно-техническому обеспечению и нестандартным подходам к развитию государственной системы превенции девиаций в обществе. В первую очередь это относится к сбору, обработке, систематизации, анализу, комбинированию и обобщению информации из различных источников, практически исключая человеческий фактор. Помимо баз данных государственных органов, муниципалитетов и финансовых институтов, уже сегодня система социального кредита в тестовом режиме использует информацию коммерческих организаций о приобретаемых товарах и услугах (техногиганты «Alibaba Group», «Tencent» и т. п.2), интернет-провайдеров о трафике абонентов,

1 См.: Planning Outline for the Construction of a Social Credit System (2014-2020). URL: https://chinacopyrightandmedia. wordpress.com/2014/06/14/planning-outline-for-the-construction-of-a-social-credit-system-2014-2020.

2 См.: Ринчинов А. Б. Перспективы внедрения системы со-

циального кредита в Китае, опыт Ханчжоу // Социально-по-

отзывы о работе юридических лиц и, безусловно, фото-, аудио- и видеофайлы, загружаемые с камер наблюдения. В начале 2018 г. количество последних составляло свыше 170 млн, а к концу 2020 г. число камер с функцией идентификации личности (платформы «Face++» и «Brain++») планируется довести до 400 млн. Благодаря этому появится возможность идентифицировать граждан в течение нескольких секунд с вероятностью более чем 90 %3.

Несомненно, учет кредитных историй членов общества - краеугольный камень в вопросах построения, функционирования и использования системы социального кредита, используемой для поощрения лиц с высоким социальным рейтингом и наказания дискредитировавших себя граждан и юридических лиц. Ее информационное сопровождение и техническое обеспечение предполагают:

1) создание отраслевых кредитных информационных систем в таких сферах, как торговля, налогообложение, ценообразование, экспорт, импорт, безопасность производства, охрана окружающей среды, пищевая промышленность, здравоохранение, логистика, транспортная инфраструктура, интеллектуальная собственность, инноватика, образование, наука, социальное обеспечение и другие. При этом все уполномоченные субъекты обязаны: систематизировать и стандартизировать полученную информацию и процедуры ее применения; хранить кредитную информацию в электронном виде; размещать информацию в общегосударственном банке данных и обеспечивать межведомственное взаимодействие в этой сфере; опубликовывать кредитную информацию в соответствующей области;

2) создание локальных вычислительных систем, благодаря которым уполномоченные субъекты на всех уровнях и во всех сферах общественных отношений регистрируют, систематизируют и интегрируют полученную кредитную информацию, формируют платформу для ее обмена и обеспечивают возможности для изучения и использования таких сведений всеми членами общества и государством (обнародование и общий доступ);

3) создание систем кредитных проверок. В этих целях уполномоченные органы должны собирать, упорядочивать, хранить, обрабатывать и проверять достоверность кредитной информации. Кроме того, они обязаны: внедрять инновации в сфере обслуживания кредитных услуг; устанавливать, совершенствовать и выполнять правила для предотвращения внутренних рисков, конфликтов интересов; обеспечивать защиту баз данных и кибербезопасность информационных систем; оперативно, доступно и эффективно оказывать пользователям услуги в сфере использования кредитной информации, расширяя сферы применения кредитных отчетов.

литическая ситуация накануне XIX съезда КПК: материалы научной конференции. М., 2017. С. 351-355. 3 См.: BBC News (World). URL: https://twitter.com/twitter/ statuses/939832896604565505.

На наш взгляд, на этом этапе особое внимание должно уделяться мотивированию и стимулированию активности реальных и потенциальных субъектов предоставления кредитной информации, прежде всего представителей бизнеса и неправительственных организаций. Вне сомнений, это сделает данные кредитных досье граждан и юридических лиц более объективными, комплектными и достоверными;

4) создание единых платформ кредитных проверок в сфере финансов (банковский сектор, рынки ценных бумаг и страхования, операции с иностранной валютой и т. п.);

5) содействие обмену и распространению кредитной информации. Это достигается благодаря использованию потенций существующих кредитных информационных систем и инфраструктуры, установлению взаимосвязи и интерактивности таких систем и, в конечном итоге, созданию единой кредитной информационной сети, охватывающей все без исключения информационные темы, категории кредитной информации и регионы страны. При этом она должна обеспечивать конфиденциальность персональных данных, точность используемых сведений и своевременность их внесения, упорядочение и иерархическое управление информацией, конкретизацию прав и обязанностей уполномоченных субъектов.

Несмотря на то, что в 2015 г. по экспертным оценкам г. Москва занимал 2-е место по количеству камер наружного наблюдения на душу населения среди мегаполисов мира1, говорить о существенных сдвигах в комплексном информационно-технологическом обеспечении системы предупреждения преступлений в Российской Федерации пока не приходится. Бесспорно, делаются определенные шаги по разработке, внедрению и использованию инноваций в превенции конкретных видов девиаций и отдельных преступлений. Так, в июле 2018 г. глава Минпросве-щения России О. Васильева анонсировала внедрение систем видеоидентификации в образовательные учреждения среднего образования2. Кроме того, сфера применения айтрекинга (окулографии) из медицины, нейромаркетинговых исследований, кадровой работы и других постепенно смещается и в правоохранительную деятельность. В частности, с целью противодействия коррупции Следственный комитет России считает целесообразным проводить ежегодные проверки государственных служащих на полиграфе с использованием указанной технологии3. А с 2017 г. появляется все больше нормотворческих инициатив, касающихся введения обязательной идентификации пользователей социальных сетей и онлайн-игр. Однако разработка и применение подобных новелл, как правило, осуществляются автономно, точечно и разбалансированно, что не позволяет системно и

1 См.: Агентство городских новостей «Москва». URL: https:// www.mskagency.ru/materials/2564910.

2 См.: ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/5341467.

3 См.: Инфо24. URL: https://info24.ru/news/sledkom-rf-sozdal-

detektor-lzhi-dlja-glaz.html.

комплексно нивелировать и устранять детерминанты преступности, предвосхищая преступления и пресекая саму возможность их совершения.

Именно поэтому в постоянном фокусе внимания должны находиться не только модернизация правоохранительной сферы, но и трансформация индивидуальной и общественной форм сознания в вопросах законопослушного поведения, в том числе благодаря применению государством «сверхмягкой» силы. Анализируя вопросы формирования и привития принципов честности и добропорядочности, популяризации культуры искренности как необходимые условия обеспечения дисциплинированности членов общества в КНР, их нравственного развития и построения системы ключевых социалистических ценностей, можно выделить следующие направления работы в этой сфере:

1) популяризация воспитания честности, под которой подразумеваются: воспитание гражданских добродетелей во всех сферах просветительской и образовательной деятельности; развитие нравственности, морали, служебного этикета и профессиональной этики, сочетая хорошие традиции и полезные инновации; пропаганда и просвещение, агитационная работа в области патриотизма, искренности, дружбы, доверия, вежливости и уважения к труду; формирование общенациональной идеи «отношение к честности и искренности как к норме жизни, а к утрате доверия - как к постыдному явлению»;

2) укрепление культуры искренности - формирование ценностных ориентиров и целей благодаря использованию массмедиа и интернет-ресурсов («члены общества должны иметь примеры, на которых можно учиться, и цели, которым необходимо следовать, а честность и доверительность - стать осознанным делом всего социума»); проведение публичных мероприятий по соответствующим тематикам (Международный день защиты прав потребителей, День внимания к оцениванию доверия, Неделя пропаганды честной торговли, Месяц качества, Месяц безопасного производства и другие); организация специальных кампаний в виктимных отраслях и проблемных сферах4 жизнедеятельности общества и государства;

3) ускорение подготовки квалифицированных специалистов в этой сфере (высшее образование, переподготовка и повышение квалификации); создание научной специальности «управление кредитами», проведение научных исследований в области теории кредитования, управления кредитами, кредитной политики, технологий и стандартов;

4) форсирование профессиональной подготовки по программам кредитного менеджмента и специализированного оценивания.

4 См.: Цырендоржиева Д. Ш., Бальчиндоржиева О. Б. Проблема социальной гармонии и социальной справедливости в условиях модернизации китайского общества // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: традиции и инновации межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2015. С. 49-50.

Полагаем, что по достижении указанных целей и при реализации задекларированных задач в КНР существенно сократится число совершаемых противоправных деяний и девиантных проявлений, но не по причине их «нерентабельности» или боязни санкций, вводимых помимо иных видов юридической ответственности. По нашему мнению, в эталонной модели это должно произойти вследствие кардинального изменения установок подсознания граждан и укрепления морально-нравственных ориентиров, преодоления и последующей сублимации девиаций у вик-тимных категорий населения и в проблемных сферах общественных отношений.

Несколько абстрагируясь от ограничений и запретов для «нерукопожатных» лиц (запрет на прохождение государственной службы, отказ в социальном обеспечении, повышенное внимание при прохождении таможенного досмотра и т. п.), остановимся на мерах содействия, поддержки и поощрения просоци-ального поведения. Так, планом строительства системы социального кредита предусмотрено совершенствование следующих компонентов (со смещением акцентов на методы поощрения):

1) создание механизмов стимулирования доверия и наказания за его утрату - укрепление системы вознаграждений и мотиваций; расширение комплекса мер поощрений и влияния пропаганды в этой области; усиление ограничений и наказаний для дискредитировавших себя лиц - от внутриотраслевого информирования, публичной критики и осуждения, внесения в черные списки до полного вывода из общественных отношений во всех секторах; проверка кредитных историй на всех этапах жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц; формирование комплекса средств социального сдерживания посредством морального осуждения и порицания девиаций конкретных лиц (с учетом мониторинга общественного мнения). А главная идея межрегионального взаимодействия и межведомственного сотрудничества в этой сфере - обеспечение действия принципа «те, кто поддерживает доверие, получают выгоду во всех областях, а те, кто его утрачивает, - сталкиваются с трудностями на каждом шагу»;

2) обеспечение и совершенствование правовых, нормативных и регулятивных основ для системы социального кредита;

3) стимулирование и стандартизация рынков кредитных услуг в частности и индустрии кредитного рейтинга в целом. Интересно отметить, что данный этап подразумевает не только развитие местных рейтинговых органов, но и выход системы социального кредита на международные площадки. Также не остались без внимания требования к самим контролирующим и оценивающим субъектам: они должны не только устанавливать нормы поведения, вводить стандарты, укреплять систему управления, совершенствовать сдерживающие механизмы, повышать качество оказания услуг и т. п., но и осуществлять свою деятельность открыто, гласно, справедливо и непредвзято. Их сотрудники обязаны быть дисципли-

нированными, укреплять авторитет таких органов, придерживаться соответствующих поведенческих норм и профессиональных стандартов;

4) защита прав и интересов субъектов кредитной информации, в том числе благодаря системам административного надзора, секторальной самодисциплины и общественного надзора, привлечению к этой работе общественности и средств массовой информации. Вместе с тем предполагается развитие механизмов автокоррекции и активного самообновления социальных стимулов и мотиваций, поддержки членов общества, которые стали на путь исправления и начали работу по восстановлению утраченного доверия. Здесь же предусмотрена разработка: института ответственности за фальсификацию кредитной информации, разглашение государственной или коммерческой тайны, нарушение личной неприкосновенности органами, оказывающими кредитные услуги; порядка рассмотрения обращений граждан и судопроизводства по вопросам, связанным с кредитной информацией;

5) перманентное совершенствование системы управления безопасностью кредитной информации, необходимое для снижения рисков, сокращения вызовов и ликвидации угроз кибербезопасности.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что мы целиком и полностью поддерживаем необходимость применения методов поощрения правомерного поведения граждан в системе мер криминологической превенции (помимо убеждения и принуждения). Но использование этих методов должно быть не обязанностью, а правом государства. Так, в России вследствие установления льготного периода оплаты административного штрафа за нарушение ПДД, системные нарушители считают 250 рублей (50 % от суммы штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП) своеобразным тарифом за превышение скоростного режима. То есть в данном случае государство поощряет не только социально ответственное поведение автонарушителей, но и непроизвольно дальнейшее несоблюдение ПДД. Несколько другим путем решили пойти власти Королевства Швеции, установив в начале 2010-х гг. в качестве эксперимента на нескольких дорогах камеры, фиксирующие скорость транспортных средств. Нарушители скоростного режима получали письма со штрафами, а законопослушные водители - с благодарностью и предложением принять участие в лотерее, в которую они включались автоматически. Примечательно, что призовой фонд лотереи формировался из части средств от уплаты штрафов за превышение скорости. «Лотерея камер контроля скорости» позволила в короткие сроки снизить среднюю скорость на аварийных участках на 22 %, поэтому Национальное общество по безопасности дорожного движения распространило действие эксперимента на территорию всего Королевства1.

1 См.: New СургиБ Мада2те. 1^1.: http://newcyprusmagaz¡ne. com/how-sweden-¡s-f¡ght¡ng-dangeгous-dг¡v¡ng-w¡th-the-speed-camera-lottery.

Сегодня оценить или спрогнозировать эффективность системы социального кредита в КНР пока не представляется возможным. Во-первых, это связано с тем, что она или ее отдельные элементы функционируют в тестовом режиме или на экспериментальных площадках1. Во-вторых, критерии, индикаторы и прочие показатели, по которым будут оцениваться поведение, образ жизни граждан и деятельность юридических лиц, еще не разглашаются. Как следствие, ожидаемое функционирование системы социального кредита уже активно критикуется в западных масс-медиа как неизбежно влекущее нарушение основоположных прав и свобод граждан и законных интересов общества. Но при внимательном изучении программных документов КНР можно увидеть, что в них красной нитью проходит идея сделать токсичной жизнедеятельность и ареалы членов социума, которые не желают вести законопослушный образ жизни. В то же время декларируются всемерное содействие и поддержка во всех сферах общественных отношений граждан и юридических лиц, не допускающих противоправного поведения и других девиаций, а также одобрение и поощрение такого выбора. Однако выводы о необходимости слепого перенятия китайских нововведений опрометчивы2.

Таким образом, последствия научно-технического прогресса диктуют необходимость совершенствования приемов и способов предупреждения модернизирующейся преступности. Но вместе с инновационно-технологическим развитием правоохранительной сферы должны эволюционировать методология и методики деятельности органов безопасности и правопорядка, формироваться и укрепляться в общественном сознании культура правомерного поведения, стойкое неприятие социумом идей асоциального образа жизни и совершения противоправных деяний. Безусловно, речь не должна идти о создании и использовании системы безвариантных, жестко регламентированных и тотально контролируемых государством деяний граждан и юридических лиц, а также немедленно пресекаемых и наказываемых альтернативных моделей поведения. В противном случае это, несомненно, значительно снизит уровень преступности, но вместе с этим приведет к образованию высокотехнологичной модели тоталитарного государства, превращению крупнейшего в истории и мире проекта социальной инженерии в цифровую диктатуру.

1 См.: Шанин В. Л. Система социального доверия как способ морального оздоровления общества // Четвертая промышленная революция: реалии и современные войны. Х юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: материалы Международной научной конференции. СПб., 2018. С. 889-890.

2 См.: Данилин П. Н., Хилько И. Ю. История развития и перспективы внедрения системы социального кредита (рейтинга) в Китайской Народной Республике и Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2018. № 8 (123). С. 50.

Библиографический список

1. Данилин П. Н. История развития и перспективы внедрения системы социального кредита (рейтинга) в Китайской Народной Республике и Российской Федерации / П. Н. Данилин, И. Ю. Хилько // Евразийский юридический журнал. - 2018. - № 8 (123). - С. 48-50.

2. Ринчинов А. Б. Перспективы внедрения системы социального кредита в Китае, опыт Ханчжоу / А. Б. Ринчинов // Социально-политическая ситуация накануне XIX съезда КПК: материалы научной конференции. - Москва, 2017. - С. 348-357.

3. Цырендоржиева Д. Ш. Проблема социальной гармонии и социальной справедливости в условиях модернизации китайского общества / Д. Ш. Цырендоржиева, О. Б. Бальчиндоржиева // Культурное пространство Восточной Сибири и Монголии: традиции и инновации межкультурного взаимодействия: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2015. - С. 46-52.

4. Шанин В. Л. Система социального доверия как способ морального оздоровления общества / В. Л. Шанин // Четвертая промышленная революция: реалии и современные войны. Х юбилейные Санкт-Петербургские социологические чтения: материалы Международной научной конференции. -Санкт-Петербург, 2018. - С. 888-891.

Bibliograficheskiy spisok

1. Danilin P. N. Istoriya razvitiya i perspektivy vnedreniya sistemy sotsialnogo kredita (reytinga) v Kitayskoy Narodnoy Respublike i Rossiyskoy Federatsii / P. N. Danilin, I. Yu. Khilko // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2018. - № 8 (123). - S. 48-50.

2. Rinchinov A. B. Perspektivy vnedreniya sistemy sotsialnogo kredita v Kitaye. opyt Khanchzhou / A. B. Rinchinov // Sotsialno-politicheskaya situatsiya nakanune XIX syezda KPK: materialy nauchnoy konferentsii. - Moskva, 2017. - S. 348-357.

3. Tsyrendorzhiyeva D. Sh. Problema sotsialnoy garmonii i sotsialnoy spravedlivosti v usloviyakh modernizatsii kitayskogo obshchestva / D. Sh. Tsyrendorzhiyeva, O. B. Balchindorzhiyeva // Kulturnoye prostranstvo Vostochnoy Sibiri i Mongolii: traditsii i innovatsii mezhkulturnogo vzaimodeystviya: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. -Ulan-Ude, 2015. - S. 46-52.

4. Shanin V. L. Sistema sotsialnogo doveriya kak sposob moralnogo ozdorovleniya obshchestva / V. L. Shanin // Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya: realii i sovremennyye voyny. Kh yubileynyye Sankt-Peterburgskiye sotsiologicheskiye chteniya: materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. - Sankt-Peterburg, 2018. - S. 888-891.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.