Научная статья на тему 'Система школьного образования Республики Татарстан: шаг за шагом '

Система школьного образования Республики Татарстан: шаг за шагом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный государствен-ный образовательный стандарт / образователь-ные достижения / качество образования. / federal state educational standard / educational achievements / quality of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметов И. Р., Федорова Т. Т.

В статье представлен опыт и основные на-правления развития системы школьного об-разования в Республике Татарстан с учетом современных условий экономического разви-тия, требований к ожидаемым результатам. Грантовые проекты, республиканская система оценки качества образования, работа со школь-никами разных возрастов и интересов позволяет проявить себя каждому и показать свой макси-мально возможный результат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL SYSTEM OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN: STEP BY STEP

The article presents the experience and main directions of the development of the school education system in the Republic of Tatarstan, taking into account the current conditions of economic development, the requirements for the expected results. Grant projects, the republican system for assessing the quality of education, working with schoolchildren of different ages and interests allows to show oneself to everyone and to achieve best result.

Текст научной работы на тему «Система школьного образования Республики Татарстан: шаг за шагом »

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН)

СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН: ШАГ ЗА ШАГОМ

В статье представлен опыт и основные направления развития системы школьного образования в Республике Татарстан с учетом современных условий экономического развития, требований к ожидаемым результатам. Грантовые проекты, республиканская система оценки качества образования, работа со школьниками разных возрастов и интересов позволяет проявить себя каждому и показать свой максимально возможный результат.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, образовательные достижения, качество образования.

Вне всякого сомнения, уровень экономического развития региона все в большей степени определяется развитием человеческого капитала в нем.

Возрастание роли человеческого капитала, в свою очередь, требует интенсивного, опережающего развития системы школьного образования на уровне, соответствующем задачам инновационного развития республики.

Задача обеспечения качества образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта поставлена перед каждой школой республики вне зависимости от ее местонахождения и статуса.

Системообразующей основой совершенствования школьного образования стала замечательная формула требований «трех Т» федеральных госу-

И. Р. Мухаметов

Кандидат филологических наук, заместитель министра образования и науки Республики Татарстан E-mail: Ildar.Muhametov@ tatar.ru

Hdar R. Mukhametov, PhD (Philology), Deputy Minister of Education and Science of the Republic of Tatarstan

Как цитировать статью: Мухаметов И. Р., Федорова Т. Т. Система школьного образования Республики Татарстан: шаг за шагом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С. 21-30.

Т. Т. Федорова

Кандидат педагогических наук, начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан E-mail: Tamara.FedorovaT@ tatar.ru

Tamara T. Fedorova, PhD (Education), Head of General Education Department, Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan

дарственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Эти требования становятся для нас нормой жизни, так как в 2017-2018 учебном году вся начальная школа, а также 5-е - 7-е классы — а это около трехсот тысяч учащихся республики — будут обучаться по новым стандартам.

К освоению образовательных программ среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС приступят и десятые классы в пилотных школах республики.

Требования к условиям реализации образовательных программ: инфраструктура, кадры, финансы, психолого-педагогические и информационно-методические условия — основа организации образовательного процесса. Если первые три условия часто становятся предметом обсуждения широкой общественности, то выполнение стандартов педагогической деятельности и достигнутые результаты, как правило, анализируются в узком профессиональном кругу педагогов школы, методического объединения учителей-предметников.

Одним из успешно реализуемых проектов развития и совершенствования работы муниципальных методических служб, является проект, направленный на повышение качества образования и построенный на принципе рейтингования по достигнутым результатам, перечень показателей которых утвержден приказом, причем как по отдельным общеобразовательным организациям, так и по службе в целом.

При анализе работы отдельных общеобразовательных организаций в масштабе муниципалитета сравниваются десять процентов школ, имеющих наиболее низкие показатели, с десятью процентами школ, где данные показатели имеют очень высокий уровень. Увеличение доли разрыва говорит о необходимости оказания помощи муниципальной службе по организации методического сопровождения, отработке моделей сетевого взаимодействия при реализации общеобразовательных программ для повышения качества образования.

Ведется системная работа по поддержке школ с низкими результатами. Министерством реализуется специальный проект, создан Координационный совет по изучению учебно-методической деятельности, который определяет затруднения и выстраивает для каждого муниципалитета и школы «дорожную карту» методического сопровождения деятельности как управленческих команд, так и каждого отдельного педагога. Свою деятельность Координационный совет начинает в сентябре,

как только тщательно проанализированы результаты государственной итоговой аттестации на августовских педсоветах:

— в муниципальные районы республики направляются мобильные группы ГБУ «Республиканский центр мониторинга качества образования» (далее — РЦМКО), Института развития образования (далее — ИРО РТ), министерства, экспертные группы учителей-предметников для изучения состояния учебно-методической деятельности в общеобразовательных организациях с низкими результатами и оказания им методической помощи;

— по итогам выявления конкретных педагогических и социальных факторов низкого качества образования разрабатывается адресное сопровождение муниципальных дорожных карт по повышению качества образования, на основе которых ИРО РТ проводит комплексные мероприятия: организационные, методические, кадровые, психологические и др. В частности, это обучающие семинары, мастер-классы для руководителей по формированию управленческой и аналитической культуры; работа с учителями-тьюторами, учителями-предметниками; информационная работа через СМИ; организация курсов повышения квалификации и посткурсовое сопровождение.

Пожалуй, самыми важными мероприятиями стали методические десанты в школы с низкими результатами:

— посещение уроков учителей-предметников экспертами,

— работа с управленческими командами,

— мастер-класс методистов высшей категории из муниципалитетов с высоким качеством образования.

В текущем году Координационный совет отработал в десяти отстающих муниципальных образованиях. Вскрыты причины отставания, определены проблемы и пути их решения.

Мы уделяем большое внимание развитию Республиканской системы оценки качества образования (далее — РСОКО), которую рассматриваем как составную часть общероссийской системы.

Для нас крайне важно, чтобы создаваемая нами республиканская модель обеспечивала переход от контроля качества образования к управлению качеством образования.

РСОКО должна обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве общего образования в регионе, представить информационный базис для принятия управленческих решений.

Ежегодно мы проводим оценочные процедуры, которые стали уже

традиционными в республике и позволяют нам сравнивать нас самих с собой.

Одним из главных исполнителей и сокоординаторов реализации Республиканской системы оценки качества образования является РЦМКО. С участием центра реализуются программы международных, всероссийских и региональных мониторинговых исследований.

Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х и 11-х классов, несомненно, является важной и составной частью РСОКО и лакмусовой бумажкой состояния качества образования муниципальных систем, в том числе еще и благодаря, на наш взгляд, высокой степени объективности.

Республика является постоянным участником международных исследований TIMSS, PIRLS, PISA. В этом году мы со 100% охватом приняли участие в международных исследованиях по граждановедению (ICCS). Мы принимаем активное участие также во всех внешних оценочных процедурах, проводимых Рособрнадзором (НИКО, ВПР). Тщательно анализируем их результаты на совещаниях с участием руководителей муниципальных органов управления образованием. Иногда перепроверяем результаты, если они вызывают сомнение, и представляем обновленную информацию в сравнении. Рекомендуем на местах отрабатывать тему объективности и честности.

В рамках внутренних оценочных процедур РСОКО на региональном уровне в начальной школе мы проводим обязательные исследования стартовой диагностики первоклассников в сентябре и оценку их прогресса за первый год обучения в мае, используя технологию международного исследования IPIPS. В пятых классах, совместно с Центром оценки качества РАО под руководством Галины Ковалевой, мы проводим мониторинговые исследования по русскому языку, математике и окружающему миру и метапредметной обученности.

В 4-х, 6-х, 8-х классах проводим диагностические тестирования по английскому и татарскому языкам. Также выборочно по ряду предметов проводятся диагностические тестирования учащихся 7-х-8-х классов школ, в которых выпускники показали низкие результаты на государственной итоговой аттестации. В 9-х классах проводится единое республиканское тестирование по татарскому языку, в 10-х классах — мониторинг предметной обученности по русскому языку, профильной математике, обществознанию и физике (по выбору).

Реализуются проекты «ЕГЭ без двоек», «ЕГЭ на 5 с плюсом» и т.д.

Очевидно, что важнейшим фактором обеспечения качества образования является квалифицированное руководство управленческой команды.

Сегодня обеспечено эффективное взаимодействие между Министерством и муниципальными образованиями по вопросам расстановки руководителей в сфере образования. Организована работа по повышению профессиональной компетенции директоров базовых средних школ, их заместителей по учебной работе, а также начальников муниципальных органов управления образованием. Разработана и реализуется специальная программа для директоров, делающих свои «первые шаги» в управленческой работе.

Значительное внимание Министерством уделяется программным мероприятиям, направленным на совершенствование предметной и методической подготовки учительского корпуса республики. Наличие грамотного высококвалифицированного педагога является основным фактором успешности образовательной организации.

В рамках РСОКО мы практикуем диагностическое тестирование учителей на знание содержания преподаваемого предмета по КИМам ЕГЭ. В прошлом году все учителя базовых школ (а таких у нас более пятисот) приняли участие в тестировании.

В первую очередь, полученные результаты используются муниципальными методическими службами для организации адресной методической работы. Также результаты передаются в ИРО РТ, для того, чтобы скорректировать содержание курсов повышения квалификации и учесть «западающие темы» при подготовке учителей-предметников.

Не последнюю роль в развитии системы подготовки педагогов играют грантовые программы как отдельных педагогических работников, так и образовательных организаций в целом. Традиционными стали грантовые программы «учитель-мастер», «учитель-наставник» и «учитель-эксперт», которые направлены на развитие у педагогов компетенций реализации проектной и наставнической деятельности. Второй год подряд реализуется проект грантовой поддержки лучших методистов. По итогам отбора текущего года триста из них получают существенную надбавку к заработной плате, что позволяет в среднем по республике повысить ее на шесть тысяч шестьсот рублей.

В 2017 году продолжена грантовая поддержка работников сферы воспитания и дополнительного образования детей. Лучшие педагоги и методисты получили гранты по пятьдесят тысяч рублей.

В рамках грантового конкурса «Лучший директор» изучается опыт директоров школ, анализируются лучшие управленческие практики.

В целях выявления и поддержки общеобразовательных организаций, стабильно обеспечивающих достижение высоких результатов в образовательной деятельности, создание развивающей социокультурной среды и профессиональном развитии педагогического коллектива школы, при поддержке руководства республики учреждены:

— грант «Успешная школа» для поддержки лучших педагогических команд,

— грант «Поддержка специализированных организаций для одаренных детей интернатного типа, расположенных на территории Республики Татарстан».

Одной из задач реализации данных грантовых программ является профессиональное развитие школьных педагогических команд. Так, например, при реализации гранта «Поддержка специализированных организаций для одаренных детей интернатного типа, расположенных на территории Республики Татарстан» организуется работа по совершенствованию системы работы педагогов, реализующих образовательные программы для детей с выдающимися способностями. Общая сумма софинансирования в 2017 году составит 21 200 тыс. рублей для одиннадцати победителей с учетом достигнутых ими результатов в олимпиадном движении.

Кроме того, формирование сети специализированных организаций для одаренных детей интернатного типа в немалой степени способствует развитию олимпиадного движения и участию в нем школьников, проживающих в разных районах и городах республики.

Iji^fj 'Jctd спсцпализмропанных школ по работе

t аД«р|>ЫП>Ч1И ЙЯТНЯП Рцлу&.ткци Тртррсгглн

l Каылиб|

Т МВфШЫС \V\ Ьн+нг шч: или |:нк-:н i П f11 rrrrflji tint f 11 pidn»f[| hi mi hi flu'i P9 jp- - Li IimiimJp m 'ill i'(l

b'.'.'ITf..'. -I {|f.i-LI I!l|

;a1..-.(r,u рзйон|11

Системная работа над профессиональным развитием педагогов, использование ими эффективных образовательных методик и технологий позволили нам в этом году значительно улучшить показатели государственной итоговой аттестации: растут средние баллы по обязательным предметам; они выше среднероссийских баллов; сокращается количество выпускников, не получивших аттестаты.

Для сопровождения талантливых детей в республике, благодаря поддержке президента, открыт круглогодичный лагерь «Дуслык» при республиканском олимпиадном центре. Его создание позволит продолжить работу с одаренными детьми по всем предметам, а также повышать квалификацию педагогов по данному направлению. Лагерь уже сейчас становится аналогом федерального образовательного центра «Сириус».

Образовательно-оздоровительный центр (далее — ООЦ) «Дуслык» организован путем кластерного подхода по принципу «все в одном месте», где в трех корпусах размещаются:

— современный оборудованный учебный комплекс с биохимической, физической лабораторией, компьютерным классом, способный принимать профильные смены различных предметных направлений и специфики,

— оздоровительно-развлекательный комплекс с номерами для отдыха и проживания на 175 мест, актовым залом, столовой зоной, аудиторией для киносеанса, тренажерным залом, холлами для игр и развлечений. Уже в текущем учебном году ООЦ «Дуслык» принял такие крупные массовые образовательные мероприятия регионального и всероссийского уровня, как турниры, квесты, мастер-классы, семинары, конференции и др.

На базе ООЦ «Дуслык» более 10 000 интеллектуально одаренных детей со всей республики ежегодно круглогодично получают качественное обучение, участвуют в тренингах и мастер-классах в рамках подготовки к всероссийским и международным олимпиадам школьников, вырабатывая тем самым прорывные передовые личностные и профессиональные компетенции.

Организационно-методическое и научно-экспертное сопровождение деятельности ООЦ «Дуслык» осуществляют специалисты Республиканского олимпиадного центра и профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений РТ и РФ, которые обеспечивают значительную эффективность разработанных образовательных программ, реализуемых в течение года.

В олимпиадном движении, укрепив третью позицию в России после Москвы и Санкт-Петербурга, Татарстан прочно держит третье место по количеству победителей и призеров: в 2016 году их 141 человек, а в 2017 году — 140 человек.

На базе ООЦ «Дуслык» реализуются и другие специальные проекты. Среди них:

— специальная республиканская олимпиада «Путь к Олимпу» для обучающихся сельских муниципальных районов по предметам «Математика», «Физика», «Химия», «Английский язык». Ее участники — дети, ставшие призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, но не набравшие необходимого количества баллов для участия в региональном этапе,

— республиканская телевизионная гуманитарная игра-олимпиада «Умники и умницы». Стало традицией, что ежегодно в республиканском финале в качестве почетного гостя принимает участие Юрий Павлович Вяземский, автор и бессменный ведущий телеолимпиады «Умники и умницы», кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики Московского государственного института международных отношений (Университета). В 2017 году основной темой интеллектуального сражения стала «История Свияжска и Болгар».

В целях выявления и поддержки наиболее перспективных обучающихся, увлеченных физико-математическими и естественнонаучными предметными областями, развития необходимых практических компетенций, формирования индивидуальных карьерных треков наиболее способных детей и молодежи, подготовки кадрового резерва отраслей экономики и производства Республики Татарстан, укрепления связей и развития дружеских отношений между регионами Российской Федерации, ближним и дальним зарубежьем Министерство образования и науки Республики Татарстан осенью 2017 года запускает еще один проект - Первую международную проектную олимпиаду фундаментальных наук «Ачылыш» («Открытие»).

Ожидается, что в финале олимпиады примут участие около ста юных биологов, химиков, физиков и математиков в составе 25 команд из Республики Татарстан, субъектов Российской Федерации, СНГ, стран ближнего и дальнего зарубежья. Участники олимпиады «Ачылыш» будут соревноваться в знании фундаментальных наук, защищать свои

командные проекты решений задач из приоритетных направлений прикладных наук, сферы техники и производства Республики Татарстан, решать кейсы, разработанные предприятиями республики.

Основы инженерного мышления закладываются в рамках системы дополнительного образования детей. В связи с этим особенно важно внедрение новых форм технического творчества, одним из шагов в этом направлении стал проект «Кванториум».

Первый в Республике Татарстан «Кванториум» размещен в г. Набережные Челны на площадке 1Т-парка. В нем обучаются 420 человек. Индустриальным партнером проекта стал КАМАЗ.

В текущем году Кванториум уже подготовил первых чемпионов соревнований Джуниор Скиллз.

Еще два технопарка по федеральной программе открыты в начале 2017 года в Нижнекамске и Альметьевске.

Основные направления развития дополнительного образования детей определены в Стратегии развития воспитания обучающихся в Татарстане, которая продолжает реализовываться в нашей республике.

Важнейшим институтом социализации в ней определена детская или молодежная общественная организация. В республике создано Татарстанское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», в нее вступили лидеры пятидесяти выбранных пилотных школ.

Сегодня в республике идет работа по созданию во всех школах отрядов военно-патриотического движения «Юнармия». Проведено Учредительное собрание по созданию ее регионального отделения. Прошел I Республиканский слет юнармейцев, на котором сто наиболее активных учащихся приняли присягу и были приняты в ряды первых отрядов движения.

В условиях глобализации все более актуальными становятся вопросы сохранения и развития языков народов, населяющих республику. Важнейшим социальным институтом, напрямую способствующим этому, является система национального образования.

На правительственном уровне принята Концепция развития национального образования до 2030 года, разработан план мероприятий по ее реализации. Концепция задает вектор дальнейшего развития национального образования с учетом его современного состояния

и перспективных образовательных трендов.

На основе Концепции и республиканского плана ее реализации в каждом муниципалитете разрабатывается свой программный комплекс научно-исследовательских, культурно-познавательных мероприятий по развитию государственных и родных языков и привитию интереса к их изучению. Успешному проведению данных мероприятий способствует государственная программа «Сохранение, изучение и развитие государственных языков РТ и других языков в РТ на 2014-2020 годы».

Действительно, прошедший год стал знаковым с точки зрения начала эффективной работы многих механизмов, основы которых были заложены ранее. Это и выстраивание новых форматов взаимодействия с муниципальными районами, подбор и расстановка управленческих кадров, профессиональное развитие учителей, совершенствование системы дополнительного образования и работы с одаренными детьми, развитие детского движения и многое другое.

Успешная реализация этих направлений невозможна без активной позиции каждого работника республиканской системы образования. Результатом должна стать выработка эффективных муниципальных моделей образования, обеспечивающих высокое качество обучения всем нашим учащимся независимо от их места жительства. Республика Татарстан сильна своим единством при достижении общей цели, которую обозначил перед нами президент Р. Н. Минниханов: «Наша цель — стать лидером в образовании и создать все условия для раскрытия человеческого потенциала».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.