Научная статья на тему 'Региональная система оценки качества образования  в Республике Татарстан'

Региональная система оценки качества образования в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1033
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка качества образования / диагностика / оценочные процедуры / мониторинг / тестирование / выборка / образовательные достижения / рекомендации.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Т. Т., Мухаметов А. Р., Зияева Г. А.

В статье представлен опыт формирования региональной системы оценки качества образования в Республике Татарстан. Кратко описываются мероприятия и исследования по оценке образовательных достижений обучающихся. Важнейшей задачей региональной системы оценки качества образования является управление качеством образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная система оценки качества образования в Республике Татарстан»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

В статье представлен опыт формирования региональной системы оценки качества образования в Республике Татарстан. Кратко описываются мероприятия и исследования по оценке образовательных достижений обучающихся. Важнейшей задачей региональной системы оценки качества образования является управление качеством образования.

Ключевые слова: оценка качества образования, диагностика, оценочные процедуры, мониторинг, тестирование, выборка, образовательные достижения, рекомендации.

В Республике Татарстан в настоящее время происходит активный процесс формирования региональной системы оценки качества образования (далее — РСОКО), которая предусматривает широкий спектр мероприятий — участие в международных и общероссийских обследованиях, реализацию республиканских, муниципальных и внутришколь-ных диагностик, направленных на оценку знаний и освоение компетенций учащихся всех ступеней образования. Рассмотрим региональные исследования в рамках развития РСОКО.

Цели РСОКО в Республике Татарстан определяются ее ролью в содействии развитию человеческого потенциала как ключевого ресурса социально-экономического развития республики. Эта цель —

\

Т. Т. Федорова

Начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан E-Mail: [email protected]

PhD (Education), Head of General Education Department, Ministry of Education and Science of the Republic of Tatarstan

ж <«1

И. Р. Мухаметов

Заместитель министра образования и науки Республики Татарстан E-mai: [email protected]

PhD (Philology), Deputy Minister of Education and Science of the Republic of Tatarstan

i'k

К \ Ъш

Ш

Как цитировать статью: Федорова Т. Т., Мухаметов И. Р., Зияева Г. А. Региональная система оценки качества образования в Республике Татарстан// Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.2, №2 (38). С.177-186.

Г. А. Зияева

Начальник отдела оценки качества образования, ГБУ "Республиканский центр мониторинга качество образования"

E-mail: [email protected]

Gulmira A. Ziyaeva, Head of the Department of Education Quality Evaluation, the Republican Center of Education Quality Monitoring.

создание аналитической базы для определения вектора развития системы образования, принятия управленческих решений по повышению ее соответствия запросам экономики, общества и населения, расширения участия общества в управлении образованием.

Элементы региональной системы оценки качества образования

_I_

I

¡а^рт+т^н »1

ииы 1.мь ■ к+т-:-. »г?

ИР|-. ВТ щяш Ыъ. Г1 ■

М.ЧИ"" ■ М4й

Г в ■!,■■■■ л.-1- 1л а ива

Задачи РСОКО:

• переход от контроля качества образования к управлению качеством образования;

• формирование и актуализация системы взаимосвязанных оценочных процедур, создающих информационную базу развития образования в соответствии с приоритетами образовательной политики республики;

• разработка и развитие стандартов оценочных процедур, включая взаимодополняемость и сопоставимость результатов;

• разработка и развитие системы анализа и интерпретации результатов оценочных процедур для целей принятия решений и информирования общества;

• повышение эффективности системы сбора, передачи, хранения и обработки информации, доступности данных для всех заинтересованных участников системы образования и потребителей и их информирования.

В настоящее время основные функции по реализации системы оценки качества образования в Республике Татарстан реализуют следующие организации:

• Министерство образования и науки Республики Татарстан (МОиН РТ);

• Государственное бюджетное учреждение «Республиканский центр мониторинга качества образования» (ГБУ «РЦМКО»);

• Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (ИРО).

В рамках РСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в Республике Татарстан оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:

• государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ, ЕРЭ);

• государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в независимой форме (ОГЭ);

• международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS);

• мониторинговых исследований;

• единого республиканского тестирования по татарскому языку (ЕРТ);

• профориентационной диагностики.

В целях развития РСОКО и качественной организации и проведения оценочных мероприятий республика активно сотрудничает с лучшими российскими экспертами и ведущими институтами, работающими в области оценки качества образования. Так, оценочные процедуры проводятся в республике совместно с:

• Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования;

• Центром мониторинга качества образования Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»;

• Федеральным институтом оценки качества образования;

• Международной компанией ABBYY.

Центр оценки качества образования ИСРО РАО и центр мониторинга качества образования НИУ ВШЭ на протяжении нескольких лет

помогают республиканским организациям и структурам в построении региональной системы оценки качества образования в соответствии с ФГОС. Создание эффективной региональной системы оценки качества образования становится особенно актуальной задачей, решение которой внесет ощутимый вклад в социально-экономическое развитие республики.

Система оценки качества образования в начальной школе создается в соответствии с требованиями ФГОС НОО, который рекомендует оценивать не только предметные, но и метапредметные, личностные результаты обучения, при этом использовать разнообразные методы и формы, взаимодополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы и т.д.)

Для изучения готовности первоклассников к обучению в школе сотрудники Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в течение трех лет проводят исследование учащихся первых классов iPIPS. Исследование проводится на репрезентативной выборке.

Инструмент iPIPS (International Performance Indicators in Primary School) — международное исследование стартовой диагностики детей на входе в начальную школу и их индивидуального прогресса в течение первого года обучения. Каждый цикл обследования предполагает два этапа — в начале учебного года, в конце сентября — начале октября, и в конце учебного года, в мае.

Преимуществом инструмента iPIPS является его комплексный подход к оценке образовательных достижений учащихся. С помощью этого инструмента оценивают как стартовую точку ребенка, так и динамику его образовательных достижений в двух базовых областях: математике и чтении. Помимо этого в диагностике используется контекстная информация об условиях, в которых жил и развивался ребенок до того, как пошел в школу, о его семье и принятых в ней подходах к воспитанию. Отдельное внимание уделено практикам школьных учителей. Наконец, что немаловажно, помимо оценивания предметных навыков iPIPS включает в себя оценку социального и эмоционального развития ребенка.

Всем учителям были предоставлены отчеты и подробные рекомендации по совершенствованию учебного процесса в соответствии с результатами исследования, отдельно по итогам осеннего и весеннего тестирования.

Для изучения роли индивидуальных и средовых факторов, способствующих развитию учебных навыков учащихся в ходе обучения в начальной школе, сотрудники Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» провели лонгитюдное исследование обучающихся третьих классов. Данное исследование проводилось на выборке тех обучающихся, которые принимали участие в 1Р1Р8 в 2014 году.

Преимуществом данного лонгитюдного исследования является его комплексный подход к измерению прогресса учащихся за весь период их обучения в начальной школе. В ходе первого этапа исследования была проведена стартовая диагностика первоклассников и измерен прогресс в их когнитивном и некогнитивном развитии за первый год обучения в школе. В ходе второго этапа исследования было продолжено отслеживание дальнейшего развития когнитивных, личностных, социальных компетенций этих детей в третьем классе. В перспективе исследование будет продолжено в четвертом классе, чтобы подвести итоговую оценку продвижения учащихся на уровне начального образования.

Дополнительно в исследовании проводилось анкетирование родителей, учителей и самих обучающихся третьих классов. Сбор контекстной информации позволил определить предикторы успешности ребенка в начальной школе.

Для оценки результатов освоения образовательной программы начального образования в соответствии с ФГОС сотрудники Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно со специалистами из ряда регионов в течение двух лет проводят комплексное исследование результатов введения стандартов в начальной школе, готовности и адаптации пятиклассников к обучению в основной школе. В исследовании принимают участие все обучающиеся четвертых и пятых классов образовательных организаций республики.

Без получения объективной и надежной информации об уровне образовательных достижений учащихся в конце начальной школы и готовности пятиклассников к обучению в основной школе в соответствии с ФГОС общего образования невозможно оценить эффективность работы учителей начальной и основной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Это определяет актуальность проводимых проектов в Республике Татарстан.

Главной особенностью проведенных исследований является реализация в используемом инструментарии системно-деятельностного, уровневого и комплексного подходов, обозначенных во ФГОС общего образования в качестве ведущих методологических оснований новых образовательных стандартов.

Для определения готовности и адаптации учащихся к обучению в основной школе использовался комплексный адаптационный ресурсный подход, который основан на оценке адаптационного ресурсного потенциала ребенка (наличие ресурсов адаптации и рисков дезадаптации). В проекте предлагался комплексный диагностический материал и технологии. Исследуемые объекты рассматривались одновременно с позиций большинства участников образовательного процесса: детей (через анализ продуктивной деятельности ребенка — результаты выполнения диагностических работ и анкетирования), учителей (через восприятие его взаимодействия с ребенком в школе) и родителей (через их восприятие проявления реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

В рамках исследования были проведены диагностические работы по основным учебным предметам: математика, русский язык, окружающий мир, читательская грамотность, а также групповые проекты для оценки сформированности метапредметных результатов: регулятивных и коммуникативных действий в ходе выполнения групповых проектов. Для изучения индивидуально-личностных особенностей обучающихся пятых классов проводилось анкетирование. Одновременно анкетировались учителя и родители.

На основе данных, полученных в ходе исследования и переданных в каждую образовательную организацию, были разработаны рекомендации для учителей и родителей по оптимальной поддержке учащихся пятых классов при переходе в основную школу, определению индивидуальных траекторий обучения учащихся и оказанию необходимой помощи учащимся, их родителям и учителям. Важно отметить, что результаты исследований явились основой для обсуждения и принятия адекватных управленческих решений в ходе повышении квалификации директоров школ [1].

В течение трех лет, по заказу МОиН РТ, организуется и проводится диагностика обучающихся четвертых, шестых и восьмых классов на владение иностранными и татарским языками. Данная диагностика направлена на выявление требований к уровню подготовки обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего

и основного общего образования, совершенствование интегрированной системы аттестации и повышение квалификации учителей, основанной на учете достижений их учеников.

Актуальность такого исследования обусловлена прежде всего тем, что ЕГЭ по учебному предмету «Иностранный язык» в скором будущем будет обязательным для всех обучающихся образовательных организаций Российской Федерации. И конечно, большое внимание в республике уделяется изучению родных языков.

В ходе проведенного анализа результативности зафиксирован вывод о том, что успеваемость обучающихся прямо зависит от квалификационной категории педагогических работников, что в основе предполагает существенный педагогический стаж, владение современными образовательными технологиями и методиками, эффективное применение средств обучения, творческий подход и инновации в урочной деятельности.

На основании качественных показателей выполнения заданий диагностического тестирования выявлены наиболее «популярные» и «результативные» учебно-методические комплексы.

Все данные проведенного мониторинга опубликованы в аналитических сборниках, доведены до сведения всех участников мониторингового исследования. Анализ результатов зафиксирован в муниципальных органах образования. Результаты анализа предоставлены образовательным организациям для выработки программ внутришкольного повышения качества образования.

Для оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся восьмых классов по учебному предмету «Физика» специалисты региона совместно с сотрудниками Федерального института оценки качества образования, по заказу Министерства образования и науки РТ, провели диагностическую работу.

Диагностическая работа направлена на проверку умения использовать понятия и законы физики для анализа различных процессов и явлений, овладения методологическими знаниями, применения знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера. В работу были включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Включение в работу заданий высокого уровня сложности позволило дифференцировать обучающихся.

Актуальность такого исследования обусловлена прежде всего тем,

что учебный предмет «Физика» включен в перечень обязательных предметов ФГОС и многие обучающиеся выбирают этот предмет при сдаче экзаменов как в 9-м, так и в 11-м классе. Несмотря на массовый характер при выборе данного предмета, статистические данные по результатам ОГЭ и ЕГЭ оставляют желать лучшего.

Для успешного и качественного решения заданий важно не только быть подготовленным теоретически, но и уметь систематизировать знания, логически рассуждать, правильно понять вопрос задания и суметь грамотно сформулировать и оформить свой ответ. Не до конца понятый вопрос, неполный или неграмотный ответ ведут в конечном итоге к потере баллов на экзамене.

Детальный анализ и рекомендации учителям направлены для работы с обучающимися по разбору заданий различных уровней сложности, западающих тем. В будущем это должно привести к уменьшению риска получения неудовлетворительных оценок на экзаменах.

В Республике Татарстан совместно с международной компанией ABBYY, партнером ФЦТ и разработчиком технологии обработки бланков ГИА, в течение трех лет проводится мониторинг уровня образования по новой уникальной технологии. ABBYY-мониторинг проводится для всех обучающихся десятых классов по нескольким учебным предметам: русский язык, математика, физика, обществознание. Данная диагностическая работа направлена на оценку уровня подготовленности обучающихся десятых классов к сдаче ЕГЭ. В целях улучшения результатов важно проводить работу не только с детьми, входящими в «группу риска», но и с хорошо подготовленными обучающимися.

Итоги мониторинга:

• Получен единовременный срез знаний обучающихся 10-х классов республики по четырем важнейшим дисциплинам.

• Руководители системы образования на муниципальном уровне получили картину уровня знаний и анализ результатов учащихся по всем учебным заведениям их района с возможностью сравнения результатов с аналогичными по республике.

• Учителя и директора школ получили независимый анализ учебных достижений учащихся своих образовательных организаций.

• Учащиеся получили опыт проведения контрольных мероприятий на бланковой технологии ЕГЭ и возможность оценки собственных учебных достижений.

Основные уроки из построения РСОКО в республике:

1. Развитию процедур оценки качества образования способствуют заинтересованность руководителей системы образования в получении объективного результата, для понимания ситуации и постановки проблем.

2. Важно грамотное информационное сопровождение процедур, интерпретация результатов РСОКО для разных категорий участников процесса.

3. Необходима минимизация негативной реакции руководителей муниципальных систем образования и учителей на широкое представление результатов.

4. Цель оценки — не контроль, а помощь в организации учебного процесса.

В стратегии развития региональной системы оценки качества образования ключевая роль отводится муниципальным образовательным системам. Они должны обеспечить высокую объективность и обоснованность выводов о качестве общего образования в муниципалитете, на основании которых Министерство образования и науки Республики Татарстан делает вывод о качестве образования в регионе в целом и представляет информационный базис для принятия управленческих решений.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание развитию РСОКО, которую рассматриваем как составную часть общероссийской системы.

Для нас крайне важно, чтобы создаваемая нами республиканская модель обеспечивала переход от контроля качества образования к управлению качеством образования.

Третий год в республике работает Координационный совет по изучению учебно-методической деятельности, который оказывает методическую поддержку районам и школам, показавшим низкие результаты по итогам государственной итоговой аттестации выпускников, а также оценочных процедур, проводимых в рамках РСОКО.

В муниципальные районы республики направляются мобильные группы Центра мониторинга, ИРО РТ, Министерства, экспертные группы учителей-предметников для изучения состояния учебно-методической деятельности в общеобразовательных организациях с низкими результатами и оказания им методической помощи.

По итогам выявления конкретных педагогических и социальных факторов низкого качества образования разрабатываются дорожные карты повышения качества образования. ИРО РТ проводит комплекс-

ные мероприятия: организационные, методические, кадровые, психологические и др.

Совместная работа с ведущими экспертами и усилия региона в построении РСОКО способствует повышению качества обучения не только на уровне региона, а в отдельно взятой образовательной организации.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Результаты исследования готовности и адаптации учащихся 5-х классов к обучению в основной школе в Республике Татарстан в 2016/2017 учебном году: аналитический отчет / Центр оценки качества образования ИСРО РАО [Электронный ресурс Республиканского центра мониторинга качества образования «РЦМКО»);]. URL: http://rcmko.ru/meropriyatiya/monitoring/detal. php? ID=639 (дата обращения: 21.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.