Научная статья на тему 'Система противодействия терроризму в Российской Федерации'

Система противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5526
752
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ANTI-TERRORIST POLICY OF THE STATE / COUNTERACTION TO TERRORISM / TERRORIST THREAT / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шикунов Дмитрий Владимирович

В статье предпринимается попытка анализа роли государства в обеспечении антитеррористической политики. Раскрывается структура общегосударственной системы противодействия терроризму. Анализируется роль силовых ведомств в обеспечении безопасности российских граждан от террористической опасности, правовая основа государственных органов, проводящих антитеррористическую политику в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the role of the state in providing the anti-terroristic policy. The author reveals the structure of the national system of combating terrorism and analyses the role of the law enforcement of agencies in ensuring the security of the Russian citizens against terrorist danger, studies the legal basis of the state bodies, that pursuing the anti-terrorist policy in Russia.

Текст научной работы на тему «Система противодействия терроризму в Российской Федерации»

Политика в фокусе

ШИКУНОВ Дмитрий Владимирович —

к. полит. н., заместитель начальника кафедры социологии и политологии Московского университета МВД России

117437, Россия, г. Москва, ул. Академика Волгина, 12. dim.shikunoff@yandex.ru

СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE SYSTEM OF COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

В статье предпринимается попытка анализа роли государства в обеспечении антитеррористической политики. Раскрывается структура общегосударственной системы противодействия терроризму. Анализируется роль силовых ведомств в обеспечении безопасности российских граждан от террористических угроз, правовая основа государственных органов, проводящих антитеррористическую политику в России.

Ключевые слова: антитеррористическая политика государства, противодействие терроризму, террористическая угроза, национальная безопасность

The article analyzes the role of the state in providing the anti-terroristic policy. The author reveals the structure of the national system of combating terrorism and analyses the role of security agencies in ensuring the security of the Russian citizens against terrorist danger, studies the legal basis of the state bodies, pursuing the anti-terrorist policy in Russia.

Keywords: anti-terrorist policy of the state, counteraction to terrorism, terrorist threat, national security

В последние годы в российской научной литературе понятие «антитеррористическая политика государства» подвергается детальному анализу и рассматривается как одно из важнейших направлений деятельности современного государства. Прежде всего, она понимается как деятельность по профилактике и борьбе с терроризмом, по устранению причин терроризма, пресечению и предупреждению террористических актов с целью сохранения существующего общественного и государственного строя, целостности и суверенитета страны, а также обеспечения безопасности граждан, промышленных и гражданских объектов от действий террористов [Перенджиев 2012].

В Российской Федерации субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодейст-

вию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористиче-ских мероприятий1.

Президент РФ определяет основные направления государственной антитеррористической политики, устанавливает компетенцию непосредственно руководимых им федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, а также принимает решение об использовании воинских и специальных подразделений за рубежом для борьбы с террористическими действиями, направленными против РФ и ее граждан.

Федеральное Собрание РФ форми-

1 См.: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утв. Президентом РФ 05.10.2009. Доступ: http://nac.gov.ru/content/3916. Ыш1 (проверено 19.06.2014).

рует законодательную основу противодействия терроризму.

Контроль за законностью действий должностных лиц при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом осуществляет Прокуратура РФ.

Пр авительство РФ определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия терроризму, организует разработку и реализацию антитеррористических мероприятий, всестороннее обеспечение анти-террористической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [Микрюков 2012].

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих компетенций. Особая роль здесь принадлежит силовым и чрезвычайным органам государственной власти: Вооруженным силам РФ, Федеральной службе безопасности РФ, Министерству внутренних дел РФ и Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Вооруженные силы РФ в борьбе с терроризмом могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористических актов либо захваченных террористами, пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальных морях РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства, участия в проведении контртеррористических операций, пресечения международной террористической деятельности за пределами территории РФ1.

Для Федеральной службы безопасности борьба с терроризмом является одним из основных направлений деятельности. Основаниями для

1 Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (с изм. и доп). Ст. 6-10. Доступ: http://www.consultant.ru/

<1оситеМ/сош_ <1ос_ LAW_ 162642/ (проверено

19.06.2014).

проведения органами по борьбе с терроризмом соответствующих мероприятий являются необходимость пресечения террористических актов, необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористических актов, необходимость получения информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.

При этом в борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные оперативно-боевые и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Сотрудники органа по борьбе с терроризмом имеют право беспрепятственно входить в жилое помещение, а также приостанавливать оказание услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничивать использование сетей и средств связи2.

Согласно федеральному закону «О полиции» полиция участвует в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррори-стической защищенности и безопасности объектов3.

Особую роль в антитеррористи-ческой деятельности принадлежит Внутренним войскам МВД РФ, занимающимся локализацией районов вооруженных конфликтов, пресечением в указанных районах вооруженных столкновений и разъединением противоборствующих сторон, изъятием оружия у населения, проведением мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления - в их ликвидации; в пресечении актов терроризма; в обезвреживании лиц, захвативших заложников,

2 Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.). Ст. 8, 9. Доступ: http://base.garant.ru/10104197/2/ (проверено 19.06.2014).

3 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции». Ст. 12, п. 1, пп. 17. Доступ: http:// www.consultant.ru/popular/police/ (проверено

19.06.2014).

важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, а также здания органов государственной власти1.

На Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) возлагаются важнейшие обязанности по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, участию в обеспечении пострадавшего населения предметами первой необходимости, оказанию пострадавшему населению первой помощи2.

Координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями обеспечивают Национальный антитеррористиче-ский комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористиче-ские комиссии и оперативные штабы в субъектах РФ3.

Национальный антитеррористиче-

1 Федеральный закон от 06.02.1997 N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.). Ст. 2, 18, 19, 23. Доступ: http://base.garant.ru/10128200/ (проверено 19.06.2014).

2 См.: Официальный сайт МЧС. Доступ: http:// www.mchs.gov.ru/law (проверено 19.06.2014)

3 См.: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. Доступ: http://nac.gov.ru/content/3916.html (проверено

19.06.2014).

ский комитет готовит предложения президенту РФ по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства РФ в этой области, координирует деятельность по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррори-стических комиссий в субъектах РФ, разрабатывает меры по противодействию терроризму, участвует в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму.

В субъектах РФ координацию деятельности всех органов власти в сфере противодействия терроризму осуществляют антитеррористические комиссии, возглавляемые главами субъектов РФ.

Таким образом, в России сегодня создана и активно функционирует система противодействия терроризму, на которую государство и общество возлагают триединую задачу: выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта (борьба с терроризмом) и минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терро-ризма4.

4 См.: Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ (с изм. и доп.). Ст. 3, п. 4. Доступ: http://www.consultant. ru/document/cons_ doc_ LAW_ 162642/ (проверено

19.06.2014).

Литература

Перенджиев А. 2012. Современная антитеррористическая политика: постановка проблемы. Доступ: http://xn--21-6kcichhfdwaxf8a4b.xn--p1ai/sovremennaya-antiterroristicheskaya-politika-postanovka-problemy/ (проверено 19.06.2014).

Микрюков В.О. 2012. Нужна ли российскому государству антитеррористическая доктрина? - Электронный научный журнал «ГосРег», № 1. Доступ: http:// gosreg.amchs.ru/index.php/2012-10-23-08-55-16/36-2012-10-14-04-54-16 (проверено 19.06.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.