Научная статья на тему 'Система профильного экономического образования старшеклассников в школах Дагестана'

Система профильного экономического образования старшеклассников в школах Дагестана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ ПОХОД / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алижанова Хаписат Алижановна

В статье анализируется проблема профильной экономической подготовки, важной составляющей которой выступает формирование умений по исследованию рынка и анализу информации, через организацию маркетинговых исследований сегментов рынка товаров и услуг, подготовку рекомендаций для производителей и потребителей по результатам обобщения информации о состоянии рынка и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система профильного экономического образования старшеклассников в школах Дагестана»

10

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2010

- способы развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям.

Важным направлением педагогической поддержки выступает создание и поддержка молодежных объединений, где целесообразно использовать методы работы в малых группах и коллективах, формирования лидерских свойств и качеств и т.д.

Важнейшим качеством педагога дополнительного образования, учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение учащихся, является его профессиональная способность создавать культурнообразовательную среду на принципах толерантности. Данная среда не может быть ограничена только школьным пространством, а должна распространяться и на область дополнительного образования, досуга и семейного воспитания.

Примечания

1. Белбин Р. М. Роли в команде и самооценка предпочитаемых вами ролей // Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации. Жуковский : МЦДО ЛИНК, 1997. 2. Кабкова Е. П. Художественное обобщение на уроках искусства в школе. М. : ИХО РАО, 2004. С. 143-146. 3. Леванова Е. А. Игра в тренинге. СПб. : Питер, 2006. 4. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре / под ред. В. С. Собкина. М. : Центр социологии образования РАО, 2003. С. 12-37. 5. Протасова И.

B. Педагогическое обеспечение процесса накопления учащимися социального опыта в условиях гимназии. Кострома, 2001. 6. Ушаков К., Дерзкова Н. Эффективность предполагает адекватность // Директор школы. 1995. № 2. 7. Харьков Ю. А., Филатов А. И. Направления психологопедагогического сопровождения в условиях модернизации образования // Методические рекомендации для специалистов службы практической психологии в системе образования / ред.-сост.

C. Г. Косарецкий. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/47835.

Статья поступила в редакцию 18.02.2010 г.

УАК 33(07)

СИСТЕМА ПРОФИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В ШКОЛАХ ДАГЕСТАНА

© гою Длижанова Х.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется проблема профильной экономической подготовки, важной составляющей которой выступает формирование умений по исследованию рынка и анализу информации, через организацию маркетинговых исследований сегментов рынка товаров и услуг, подготовку рекомендаций для производителей и потребителей по результатам обобщения информации о состоянии рынка и т.д.

The author of the article analyzes the problem of the specialized economic training, the important part of which is the development of the skills in the marketing research and the information analysis, by means of organization of the marketing research of segments of goods and services market, working out the recommendations for producers and consumers, according the results of the information generalization on the business state, etc.

Ключевые слова: педагогическая система, системный поход, системный анализ, экономическое образование, профильная подготовка.

Психолого-педагогические науки

• • •

11

Keywords: pedagogical system, system approach, system analysis, economic education, specialized training.

Переход на рыночные отношения в России обусловил актуальность экономического образования молодежи, необходимость формирования у них компонентов экономической культуры (мышления, мастерства и поведения), характеризирующих готовность к экономической профессиональной деятельности и призванных сыграть первостепенную роль в сохранении и развитии экономического потенциала, поскольку государство, видимо, будет процветать в прямой пропорции от владения экономическими категориями членами социума [3, 4].

Анализ психолого-педагогической и другой литературы указывает на отсутствие единого подхода в понимании сущности и содержания профильной экономической подготовки старшеклассников, предполагающей усвоение экономических знаний и умений, включение учащихся в производственно-экономические отношения в процессе учебного и обще-ственно-полез-ного труда. Эти вопросы рассматриваются И. Г. Абрамовой, М. А. Вахрушевой, В. В. Кравченко, Г. П. Аксакаловой, А. М. Берман, Н. М. Винокуровой и др. [1, 2, 3], в исследовании которых обоснованы пути и средства экономической подготовки старшеклассников, особенности и возможности факультативных курсов в экономической подготовке школьников.

Следует отметить, что профильная экономическая подготовка представляет собой систематический, целенаправленный процесс воздействия (государство, предприятие, школа) на личность старшеклассника с целью формирования экономического отношения к объектам собственности, способности к осознанию экономических интересов и приобретению навыков экономического анализа деятельности.

По мнению И. А. Сасовой, под экономической подготовкой следует понимать запас экономических знаний, умений и навыков, социально-эконо-мического опыта, приобретенного в процессе учебы и практической деятельности, совокупность экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, способствующих включению в социально-экономические отношения, свойственные труженику современного и прогнозируемого производства. При этом в своей деятельности он руководствуется как личными, так и общественными интересами повышения эффективности производства, распределения, обмена и потребления «материальных благ» [4].

Обобщение различных подходов позволяет заключить, что профильная экономическая подготовка старшеклассников представляет собой процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, обеспечивающих готовность к включению в социально-экономичес-кие отношения.

Согласно В. А. Полякову, экономическая подготовка учащихся должна базироваться на хорошо организованной производительной деятельности, опирающейся на экономические знания и умения, полученные при изучении основ наук и в процессе технологической подготовки [7].

С этих позиций комплексная оценка педагогического опыта профильной экономической подготовки старшеклассников в системе образования РД осуществлена через системный подход, который применяется для анализа педагогических явлений и который в общенаучном, философском плане разработан И. В. Блау-

12

Известия ДГПУ, №1, 2010

бергом, Э. Г. Юдиным, С. Ф. Королевым, В. С. Ильиным, Т. А. Ильиной и ДР-

Следует отметить, что в исследованиях педагогов-теоретиков Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько и других указывается, что в педагогике давно пользуются категориями «система народного, школьного, профессионального образования» и т.д. рассматриваемыми как разновидности социальной системы. Сравнительный же анализ сущности понятия «педагогическая система» позволяет разбить названные категории на две группы, первая из которых в качестве существенного признака выделяет цельность, а другая рассматривает ее как совокупность элементов и отношений между ними. Поэтому система профильной экономической подготовки школьников включает системные элементы и связи между ними, которые объединены в единое целое.

Отметим, что системный подход указывает на существование различных подходов к составу и сущности, которые сведены в таблицу 1, где позиции большинства авторов по компонентному составу не совпадают: (количественный показатель и наименование элементов) варьиру-

ются от 3 до 8. При этом большинство исследователей в качестве обязательных компонентов педагогической системы рассматривают цель, содержание, формы организации, значимость которых обосновывается Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, А. М. Пышкало, В. А. Поляковым и другими [2, 5, 7].

Мы рассматриваем цель и содержание в качестве компонентов системы профильной экономической подготовки старшеклассников, ориентированной на углубленное изучение экономической науки с позиции различных теорий и положений, системными элементами которой выступает педагог.

Согласно Г. М. Гаджиеву, в составе системы проектно-

преобразовательной деятельности следует выделить «педагогический процесс», состоящий из закономерностей, принципов и методов педагогического взаимодействия [3].

Средства обучения с разными наименованиями (дидактические средства, педагогические средства, средства воспитания и т.д.) в качестве системного элемента рассматриваются Н. В. Кузьминой, Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, В. Оконь, Н. Я. Стефановой, С. В. Алиевой (табл.).

Психолого-педагогические науки

• • •

13

Таблица

Вид системы Автор Компонентный состав Системообразующий элемент

Педагогическая система Беспалько В.П. Цель, содержание, формы организации дидактические приемы, способы педагогического процесса, учитель и/или ПС Цель

Педагогическая система Кузьмина Н.В. Цель, содержание, формы, методы, дидактические средства, учитель-учащийся Пед.средства

Педагогическая система Бабанский Ю.К. Цель и задачи, методы и средства, формы обучения, результаты обучения Содержание

Педагогическая система Лернер И.Я. Цель, содержание, методы, средства, мотивы, механизм усвоения Цель

Дидактическая система Оконь В. Учитель, методы работы, учащиеся, содержание обучения, способы проверки полученных результатов, среда обучения, средства обучения, условия Содержание

Методическая система Пышкало М.М. Цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства обучения Цель

Методическая система Стефанова Н.Я. Цель, содержание, методьi и формы, средства, результаты обучения Цель

Система педагогических технологий Поляков В.А. Цель и задачи, содержание, пути подготовки, формы подготовки, методы подготовки, условия подготовки Цель

Дидактическая система «Физическая культура» Минбулатов В.М. Цель, содержание, дидактические процессы Цель

Графическая подготовка школьников Алиева С.В. Цель, задач и, содержание, формы, методы, дидактические средства, результат Содержание

Проектнопреобразовательная деятельность школьников Гаджиев Г.М. Цель, содержание, ученик, педагогический процесс (закономерности, принципы, методы), условия (учитель, педагогические средства), формы организации Ученик

По мнению Г. М. Гаджиева, условия функционирования системы обеспечиваются педагогическими средствами и квалифицированными педагогическими работниками, в философской и педагогической литературе определяемыми как то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое). При этом условия выступают существенным компонентом системы экономической подготовки старшеклассников [3].

Таким образом, можно констатировать, что условия охватывая материальную и социальную среду, обеспечивают результативность системы профильной экономической подготовки, что позволяет рассмотреть ее в качестве элемента, включающего в себя потенциал педагогических работников, материальные возможности, включая педагогические средства, учебно-методичес-кую обеспеченность учебного процесса и т.д. Исходя из существа определения «условия» и учитывая его интегра-

тивный характер, мы считаем возможным рассматривать его как элемент системы профильной экономической подготовки учащихся.

Анализ связей системы выводит на компонент «цель профильной экономической подготовки», который наиболее подвержен внешнему воздействию и несет в себе информацию о социальном заказе общества в сфере экономического образования, предопределяющем состав экономических знаний и умений, необходимых субъекту экономической деятельности для его соответствия ожиданиям общества.

Изучение и анализ учебно-методической документации, перспективных и текущих планов работы, наблюдение и анализ уроков экономики, беседы с учителями показывают, что в документах перспективного (годового), оперативного (полугодие, четверть) и текущего планирования не содержатся конкретно сформулированные цели экономической про-

14

Известия ДГПУ, №1, 2010

фильной подготовки старшеклассников.

Кроме того, анализ существующих целей профильной экономической подготовки свидетельствует об отсутствии в них составляющей, ориентированной на формирование умений по исследованию рынка и анализу информации, организации маркетинговых исследований сегментов рынка товаров и услуг, подготовку рекомендаций производителям и потребителям по результатам обобщения информации о состоянии рынка и т.д.

Важное место в профильной экономической подготовке занимают внеклассные мероприятия, учебно-разви-вающие формы экономической подготовки (игры, соревнования, конкурсы, викторины, олимпиады и т.д.), написание докладов, сообщений, составление занимательных экономических задач, кроссвордов и т.д., что в совокупности обеспечивает возможность самостоятельной постановки вопросов и поиска ответа, существенно усиливающих исследовательский характер деятельности. Для определения значимости организации учебных экономических исследований, как условия экономической профильной подготовки, нами был проведен опрос 30 учителей экономики Дагестана, в результате которого выявлено, что недостаточное внимание к учебному исследованию на уроках экономики обусловлено отсутствием необходимых знаний по организации результативной практи-

Примечания

• • •

ческой деятельности и возможностей у учащихся применять полученные знания на практике через реальную организацию и ведение собственного дела; недостаточной квалификацией учителей экономики; отсутствием дидактически обоснованных заданий для организации учебного исследования на уроках экономики, достаточного выбора программ обучения школьников; неразработанностью проблемы использования исследовательского метода в экономической подготовке школьников; отсутствием методических разработок и т.д.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что главной причиной неэффективности учебной исследовательской работы в экономической профильной подготовке учащихся выступает отсутствие объективных и субъективных условий для проведения учебных исследований, в том числе и маркетинговых.

Проведенный нами анализ условий функционирования системы экономической профильной подготовки школьников Дагестана показывает, что ее системные элементы (цель, содержание, методы, формы и условия) в теоретических положениях и в своих практических реализациях не ориентированы на организацию учебных маркетинговых исследований, проведение сегментирования рынка товаров и услуг, на формирование экономического поведения учащихся как потребителя, так и производителя.

1. Абрамов А. И. Экономическое образование и воспитание учащихся: методическое пособие для СПТУ. М. : Высшая школа, 1986. 150 с. 2. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М. : Просвещение, 1985. 208 с. 3. Гаджиев Г. М. Проектнопреобразовательная деятельность школьников. Махачкала, 2002. 274 с. 4. Сасова И. А., Аменд А. Ф. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / под. ред. В. К. Розова. М. : Просвещение, 1998. 192 с. 5. Лернер И. Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1971. 38 с. 6. Минбулатов В. М. Дидактическая система предмета Физическая культура (теоретикометодологическое исследование). Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Махачкала, 1998. 394 с. 7. Поляков В. А., Сасова И. А. Образование как средство развития человека, общества, государства //Об. материалов межд. научно-практической конференции. Витебск: Наука, 1970. 156с.

Психолого-педагогические науки

• • •

15

Статья поступила в редакцию 19.03.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.