■ ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ■
УДК 378.046.2
С.В. АЛОНОВА
система профильного довузовского образования как средство перспективно-опережающего обучения
Раскрываются целевая направленность профильного перспективно-опережающего довузовского образования, его концептуальные положения, роль практико-ориен-тированного обучения как компонента профильной подготовки, формирование устойчивой личностно-ориентированной мотивации.
Ключевые слова: профильное образование, личностная мотивация, социально-ориентированное обучение.
The article deals with goal orientation on advanced specialized pre-university education, its conceptual provisions, the role of practice-based learning, as a component of the profile training, the formation of a stable personality-oriented motivation.
Key words: specialized education, personal motivation, social and focused training.
В современных условиях система профильного довузовского образования Российской международной академии туризма выступает не только как средство подготовки обучающихся для поступления в вуз, но и как форма профильного перспективно-опережающего обучения, формирующего и укрепляющего профессиональную мотивацию учащихся.
Перспективно-опережающее обучение - это вид обучения, при котором краткие основы предлагаемых дисциплин даются обучающимся еще до начала их изучения в полном объеме в системе профессионального образования. Четкого определения данного понятия в педагогических исследованиях не приводится, но частные случаи применения и описания опережающего обучения присутствуют в работах
© Алонова С.В., 2015
Л.В. Занкова, С.Н. Лысенковой и других педагогов.
Мы рассматриваем этот вид обучения применительно к организации системы довузовского образования в целях формирования устойчивой личностно-ориентированной мотивации обучающихся.
Опыт первоначальной профессиональной подготовки абитуриентов в РМАТ насчитывает более двух десятков лет и подтверждает, что система профильного перспективно-опережающего обучения позволяет определить субъективно-личностные интересы индивида, сформировать внутреннее побуждение к выбору будущей профессиональной деятельности на основе полученных знаний и приобретенных профессиональных навыков.
Целевая направленность профильного перспективно-опережающего довузовского образования включает:
ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 59
• приобретение первоначальных профессиональных знаний, раскрывающих внутренние профессиональные интересы абитуриентов;
• формирование и укрепление мотивации;
• осознанный выбор направления обучения.
Система профильного довузовского образования основывается на следующих концептуальных положениях:
• профессиональной направленности образовательных курсов;
• системности и последовательности в отборе содержания учебного материала;
• практико-ориентированности и преемственности учебного процесса;
• принципах сотрудничества и партнерства.
Современные условия рынка выдвигают на первое место требования, при которых образовательный потенциал проявляется в практически востребованных знаниях и умениях, в формировании устойчивого познавательного интереса учащихся, позволяющего раскрывать и развивать творческие способности, проявлять профессиональную активность.
В психофизиологическом плане познавательный процесс практико-ориентированного обучения управляет поведением человека, определяет его направленность, создает устойчивые профессиональные навыки.
Цель применения профильного прак-тико-ориентированного обучения заключается в том, что данный подход позволяет значительно повысить эффективность выбора направления дальнейшего обучения.
Система отбора содержания учебного материала помогает учащимся оценивать значимость, практическую вос-
требованность приобретаемых знаний и умений. В практико-ориентирован-ном учебном процессе реализуется уже имеющийся у учащихся жизненный опыт и идет его дальнейшее формирование на основе вновь приобретаемых знаний.
Значимость разработки профильного перспективно-опережающего обучения учащихся обусловлена следующими обстоятельствами:
• раскрывается связь между знаниями, повседневной жизнью людей и востребованностью профессии на рынке труда;
• в каждой изучаемой дисциплине содержится материал, отражающий ее значение и место в профессиональной деятельности;
• возрастает эффективность обучения благодаря повышению личностного статуса учащегося, укреплению его самооценки и самореализации;
• развивается интерес учащихся к творчеству, к выбору форм личностного самовыражения;
• постоянно действуют каналы обратной связи, позволяющие совершенствовать учебный процесс и ориентировать его на более высокий уровень профессиональных знаний;
• опыт становится одной из составляющих развития учащихся, формирования осознанного выбора и активной жизненной позиции.
Выбор профильных дисциплин, предлагаемых для изучения в системе профильного довузовского образования, ориентируется на направления обучения в высшей школе.
Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения позволяет за счет изменений в содержании и структуре организации образовательного процесса более пол-
60 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2015
но учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения учащихся в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Исходя из потребностей высшей школы, система довузовского образования РМАТ предлагает для учащихся ряд профильных направлений обучения: «Основы туристско-экскурси-онной деятельности», «Основы туристской деятельности», «Основы европейской гостинично-ресторанной индустрии» (по международной программе РМАТ-УЛТЕЬ), «Дизайн архитектурной среды», «Основы предпринимательства».
Основная идея профильного перспективно-опережающего обучения состоит в том, что существенно расширяются возможности выбора каждым учащимся индивидуальной образовательной программы, раскрывая более полно интересы и способности учащегося с учетом дальнейших жизненных планов.
Л.С. Выготский обосновал положение о том, что интеллектуальное развитие происходит в учебной деятельности, имеет два уровня и является той теоретической базой, на которой основывается идея опережающего обучения.
Оптимальное развитие мотивацион-ных интересов складывается именно в период, когда учащиеся подходят к завершению школьного обучения.
Довузовское образование РМАТ как форма профильного перспективно-опережающего обучения позволяет учащимся уже на начальном этапе включиться в реальную практику осваиваемой деятельности, реализуя принцип «делаю учась» и «учусь делая». Задача формирования и укрепления мотивации решается в учебном процессе в виде двух взаимосвязанных этапов развития одной и той же деятельности.
Профильное перспективно-опережающее обучение позволяет учащимся моделировать профессиональную деятельность, создавая ситуации практической направленности, проявляя, с одной стороны, индивидуализацию, а с другой - вырабатывая коллективные формы работы.
Таким образом, построение учебного процесса на основе профильного перспективно-опережающего обучения с практико-ориентированной направленностью позволяет достичь максимизации эффекта мотивационной составляющей обучения, сформировать самоидентификацию будущих студентов, создать условия реализации профессиональной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компе-тентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.
2. Власова Т.И. Сущность понятий «активность» и «деятельный подход» в образовании // Дополнительное образование. 2002. № 2. С. 10-15.
3. Выготский Л.С. Психология. М, 2000.
4. Зорин И.В. Феномен туризма: избр. сочинения: Миссия и функции туризма. Этнологические начала путешествий. Профессиональ-
ное туристское образование. Образование и карьера в туризме. М.: Наука, 2005.
5. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988.
6. Селевко Г.К., Маркова Н.Н., Левина О.Г. Научи себя учиться. М.: Народное образование, 2001.
7. Степанюк С.И., Кузьмова Г.Ф. Активные методы обучения в системе профессиональной подготовки // Образовательная инициатива. 2007. № 42. С. 52-57.