УДК [371.12:37.013.42-051]:378.147.88 ББК Ч448.98+Ч448.276.4
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Ю.В. Сысоев, Р.Х. Исхаков
Аннотация. В статье рассматривается проблема подготовки специалистов высшего профессионального образовательного уровня, способных оперативно решать социально-педагогические проблемы у людей разной возрастной и социальной категории, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях социальных организации различной ведомственной подчиненности. Подготовка таких специалистов возможна, как утверждают авторы статьи, в условиях профессионально-мобильной практики.
Системно и структурообразующим понятием данной статьи является профессиональная мобильность как профессионально-личностное качество студента выпускника. Производным понятием является профессионально-мобильная практика. В статье приведены характерные особенности данного вида практики.
Успешность профессионально-мобильной практики зависит от реализации системного подхода. В профессионально мобильной практике этот подход выделяет основные подсистемы: подсистема исходных концептуальных оснований, нормативно-содержательная, технологическая, эмпирическая. При этом на уровне технологической подсистемы выделяются следующие компоненты: процессуально-содержа- 169 тельный, процессуально-деятельностный, процессуально-методический. Критерием эффективности организации и проведения профессионально-мобильной практики является степень готовности студента к будущей профессиональной социально-педагогической деятельности, которая определяется на основе аналитико-диагностической деятельности.
Ключевые слова: мобильность, профессиональная мобильность, профессионально-мобильная практика, системный подход, аналити-ко-диагностическая деятельность, подсистемы: исходных концептуальных оснований, нормативно-содержательная, технологическая, эмпирическая.
SYSTEM OF PROFESSIONALLY-MOBILE PRACTICE
| Yu.V. Sysoev, R.Kh. Iskhakov
Abstract. The article considers the problem of training of specialists of social sphere - social workers in the context of institutions of higher education. The training of such specialists ispossible, according to the author of the article, within professionally-mobile practice.
System and structure-forming concept of the article is professional mobility as a professional and personal quality of the graduate student. Derivative concept is professionally-mobile practice. Characteristics of this type of practice are presented in the article. The success of professionally-mobile practice depends on the implementation of system approach. In professionally mobile practice this approach allocates the main subsystems: subsystem of the initial conceptual bases, standard and substantial, technological, empirical. Thus at the level of a technological subsystem the following components are allocated: procedural and substantial, procedural and activity, procedural and methodical. The criterion of efficiency of the organization and implementation of professionally-mobile practice is the degree of readiness of the student for future professional social and pedagogical activity which is defined on the basis of analytical and diagnostic activity.
Keywords: mobility, professional mobility, professionally-mobile practice, system approach, analytical and diagnostic activity, subsystems: initial conceptual bases, regulatory and informative, technological, empirical.
170 В
условиях динамично меняющегося мира возникает потребность в таком личностном качестве, как мобильность. Современный социально-экономический контекст российского рынка труда ориентирован на профессионально-мобильных специалистов.
Эта тенденция в профессиональной подготовке специалистов обозначена в Национальной доктрине образования Российской Федерации, где отмечается: «...основной целью профессионального образования является подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответ-
ственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, профессионально мобильного, способного к эффективной работе по специальности на уровне, отвечающем мировым стандартам, готового к непрерывному профессиональному росту» [1].
Успешная реализация социальной политики государства возможна при привлечении специалистов социальной сферы — социальных педагогов с таким сформированным профессионально-личностным качеством, как профессиональная мобильность.
Профессиональная мобильность социального педагога долж-
на рассматриваться как интегральное, динамическое качество личности, обеспечивающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, готовность к освоению инноваций в образовании и к самосовершенствованию, саморазвитию, реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе. При этом профессиональная мобильность, как личностно-професси-ональное качество педагогов, может выступать одновременно и условием успешности их профессионального развития и самореализации в быстроменяющемся мире, и фактором устойчивого развития сферы профессиональной педагогической деятельности и общества в целом.
В качестве характеристик профессиональной мобильности (внутренней) можно выделить:
• открытость, выражающуюся в склонности ко всему новому, неизвестному, непривычному, неожиданному, способность отказываться от стереотипов и шаблонов в восприятии действительности и в деятельности;
• активность, обеспечивающую постоянную готовность к деятельности, внешнему проявлению намерений, освоению новых форм и видов деятельности и преобразованию внешней (профессиональной и социальной) среды и т.д.;
• адаптивность как способность эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям профессиональной и социальной деятельности; при этом высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, изменениям в профессиональной сфере, функционально различным видам деятельности должна строить-
ся на прочном фундаменте общечеловеческих ценностей и нравственно-культурных констант;
• коммуникативность как способность устанавливать необходимые связи и контакты с любыми субъектами совместной деятельности;
• креативность, обеспечивающую творческое, созидательное отношение к внешней среде и организации собственной деятельности, готовность к их целенаправленному и целесообразному преобразованию [2].
Подготовка данных специалистов возможна в условиях организации и проведения профессионально-мобильной практики.
Профессионально-мобильная практика — это практико-ориен-тированный вид внеучебной деятельности по профессиональному становлению студентов в производственных условиях с целью формирования профессионально-личностных качеств как профессиональная мобильность.
Реализация системы профессионально-мобильной практики возможна при динамичной организации и проведении практик, когда студенты мобильны
а) организационно:
— они активно адаптируются во время практики в условиях различных ведомственных учреждений;
— они активно коммуникативны при создании социально-педагогической целесообразной системы взаимодействий и взаимоотношений с руководителями, сотрудниками и клиентами разных возрастных и социальных категорий в условиях различных ведомственных учреждений;
171
б) содержательно:
— они открыты различным альтернативным социально-педагогическим технологиям по решению проблем у людей разных возрастных и социальных категорий;
— они активно включаются в решение социально-педагогических проблем в условиях учреждения;
— они креативны при выполнении рабочих учебно-профессиональных заданий по практике [3, с. 94-118].
Эффективность данного вида практики по формированию, становлению и развитию будущих социальных педагогов с такими заданными профессионально-личностными качествами, как профессиональная мобильность, будет высокой на основе системного подхода.
На основании проведенного анализа и в соответствии с морфологическим аспектом системного подхода были выделены основные уровни, подсистемы рассматриваемой концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики для студентов направления подготовки «Психолого-,,„ педагогическое образование» (профиль I'2 «Психология и Социальная педагогика») в вузе [4]. Опираясь на исследование Л.И. Саввы [5, с. 172] по разработке содержания структурно-функционального инварианта педагогической системы и адаптируя данный подход в соответствии с задачами профессионально-мобильной практики, авторы статьи выделяют следующие базовые подсистемы:
• концептуальная подсистема — включает исходные методологические основания, закономерности и принципы социально-личностно-о-риентированной концепции профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе;
• нормативно-содержательная подсистема — включает цели, стандарты, содержание профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе;
• технологическая подсистема — включает педагогические средства, условия, формы, способы реализации адаптивной системы профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе;
• эмпирическая подсистема — включает задачи, оценки, результаты реализации адаптивной системы профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе.
Подсистема исходных концептуальных оснований разрабатываемой концептуальной модели системы включает исходные методологические основания, закономерности и принципы социально-личност-но-ориентированной концепции профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе.
Исходным онтологическим основанием моделирования системы профессионально-мобильной практики является интегративная по своей природе социально-педагогическая деятельность. Исходным гносеологическим основанием содержания рассматриваемой концептуальной модели системы служит система интегративного социально-педагогического знания, включающая интеграцию не только знаний, умений, навыков, компетенций, но и способов их реализации.
Концептуальные положения моделирования системы профессионально-мобильной практики включают методологические основания ин-тегративно-компетентностного подхода, раскрывающие сущностные характеристики процесса формиро-
вания профессиональной компетентности специалиста, закономерности и принципы организации данной системы, являющиеся основой соци-ально-личностно-ориентированной концепции профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе.
Таким образом, подсистема исходных концептуальных оснований реализует функцию научного обеспечения концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики и опирается на нормативно-содержательную подсистему.
Нормативно-содержательная подсистема концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики включает цели, стандарты, содержание профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в вузе.
Существенное значение при этом приобретает трансформация модульных характеристик специалиста социальной сферы в содержание обучения. Это первая основополагающая процедура перехода от модели специалиста к модели его подготовки, составляющая проектирование содержания учебных дисциплин. Следующая процедура — выбор адекватных этому содержанию и реальному уровню развития личности форм, методов и средств обучения, обеспечивающих его осмысление и индивидуальное усвоение, то есть формирование технологической подсистемы.
Таким образом, нормативно-содержательная подсистема определяет функцию технологического обеспечения системы профессионально-мобильной практики в вузе.
Технологическая подсистема концептуальной модели системы
включает педагогические средства, условия, формы, способы реализации системы профессионально-мобильной практики.
Педагогический смысл профессиональных технологий подготовки состоит в приближении учебно-профессиональной среды к профессиональным условиям социально-педагогической деятельности. С этих позиций реализация системного подхода направлена на интеграцию теоретической и практической подготовки специалистов социальной сферы и максимальное соотнесение с реальными производственными проблемами по решению социально-педагогических проблем у людей разной возрастной и социальной категории, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях организации различной ведомственной подчиненностью.
Научное обоснование необходимости интеграции профессиональной подготовки социальных педагогов состоит в его характеристиках целостности и действенности на основе соотнесения всех составляющих профессионально-образовательной подготовки социальных педагогов с должностными требованиями к социальному педагогу, как специалисту организации по социальной защите.
В контексте развития системного подхода в организации и проведения профессионально-мобильной практики эти составляющие формулируются в следующем виде:
• теоретическое содержание отражает процессуально-содержательный компонент практики: знание студентом на научно-теоретическом уровне содержания социально-педагогической деятельности по оказанию помощи людям разной возрастной
173
социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
• деятельностная отражает про-цессуально-деятельностный компонент практики: знание студентом на научно-практическом уровне содержания, включающего оказание социально-педагогической помощи людям разной возрастной и социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
• научно-методическая обеспеченность отражает процессуально-методический компонент практики: знание студентом на научно-методическом уровне содержательного обеспечения социально-педагогической деятельности по оказании помощи людям разной возрастной и социальной категории, попавшим в трудную жизненную ситуацию
Необходимо отметить, что интеграция слабо отражена в учебных программах по дисциплинам предметной подготовки будущих специалистов социальной сферы, в конкретных дидактических технологиях, в методических рекомендациях.
Поэтому в нашей работе используется интегративно-модульная форма организации профессионально-мобильной практики, что позволяет строить профессиональное обучение в виде непрерывного, воспроизводимого процесса с четким фиксированием прогнозируемых результатов, формировать вариативные образцы социально-педагогической деятельности в соответствии с требованиями адаптивности образовательного процесса и многообразные варианты творческой, поисковой деятельности самого студента в решении социально-педагогических ситуаций в условиях учреждений различной ведомственной подчиненности.
Функционирование системы профессионально-мобильной практики обеспечивается адаптивными лич-ностно-ориентированными технологиями организации образовательного процесса, применение которых тесно связано с адаптацией к личностным особенностям студентов, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияние на учебную деятельность. Особое значение приобретает гибкость этих технологий, их вариативность, этапы выполнения действий студентами, а также такие факторы, как объективная сложность и индивидуальные затруднения.
Для определения эффективности работы технологической подсистемы необходимо реализовать мониторинг степени готовности студента к профессиональной социально-педагогической деятельности на основе эмпирической подсистемы.
Эмпирическая подсистема концептуальной модели включает задачи, оценки, результаты организации системы профессионально-мобильной практики для подготовки специалистов социальной сферы в вузе.
Эти действия выполнимы, если будет реализована комплексная аналитико-диагностическая деятельность — мониторинг по профессиональному становлении студента как специалиста — социального педагога. Комплексность системы мониторинга проявляется в том, что в оценке уровня профессиональной подготовки принимают все участники практики: студент, методический руководитель практики от вуза, методист-куратор от принимающей организации, руководитель организации.
Основными аналитико-диагно-стическими инструментариями являются:
• характеристика на студента практиканта, заполняемая руководителем принимающей организации в пятибалльной рейтинговой системе;
• анкета самоанализа по степени готовности студента к профессиональной социально-педагогической деятельности на личностно-профес-сиональном уровне, заполняемая самим студентом в десятибалльной рейтинговой системе;
• анкета по личностной рефлексия студента как потенциального специалиста, заполняемая самим студентом в десятибалльной рейтинговой системе;
• анкета по определению степени готовности студента к профессиональной социально-педагогической деятельности на личностно-профес-сиональном уровне, заполняемая методистом-куратором от принимающей организации в десятибалльной рейтинговой системе.
Комплексную аналитико-диагно-стическую деятельность необходимо проводить после каждого вида практики. Отчетным документом является не только дневник по практике, но и сопровождающие документы: анкеты, характеристика и заполненная форма проектной деятельности.
Можно, конечно, провести многостороннюю диагностику в конце всех видов практик, но тогда будет виден только окончательный результат, а для преподавателей вуза важно именно определить динамику профессионального становления студента как специалиста в условиях практики.
При положительной динамике — студент с большей долей вероятности
пойдет работать по специальности, при отрицательной динамике — студент с меньшей долей вероятности пойдет работать по специальности, но если это произойдет, то принудительно, на основе неблагоприятных жизненных обстоятельств.
Главной целью системы профессионально-мобильной практики является «введение» студента в профессиональное пространство социально-педагогической деятельности, осмысление норм и ценностей деятельности специалистов социальной сферы, формирование и развитие профессиональной компетентности, обеспечивающей реализацию личностного потенциала будущего специалиста. Поэтому основным критерием оценки результативности является уровень сфор-мированности профессиональной компетентности будущего специалиста на соответствующем этапе его обучения в вузе.
Таким образом, результатом проектирования концептуальной модели системы профессионально-мобильной практики в вузе является выделение составляющих ее базовых подсистем (концептуальной, нормативно-содержательной, технологической и эмпирической), а также соответствующих функций (оптимального управления, научного, нормативного, методического и практического обеспечения системы). Рассмотренная система является концептуальной, так как направлена на реализацию разработанной социально-личностно-ориен-тированной концепции профессиональной подготовки в системе высшего образования.
175
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751. - М.: Правительство Российской Федерации, 2000 [Электронный ресурс]. - URL: http://elementy. ru/library9/doctrina.htm (дата обращения: 27.05.2015).
2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-о-риентированных образовательных концепций) [Текст] / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 345 с.
3. Игошев, Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете [Текст] / Б.М. Игошев. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 201 с.
4. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр): Приказ Ми-нобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 788. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm 200-1.pdf (дата обращения: 25.05.2015).
5. Савва, Л.И. Формирование межличностного познания учителя в вузе: Дис. ...
176 д-ра пед. наук [Текст] / Л.И. Савва.- Магнитогорск, 2002. - 349 с.
REFERENCES
1. Federalnyj gosudarstvennyj standart vys-shego professionalnogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050400 psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifkacija (stepen) bakalavr): Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22 dekabrja 2009 g. No. 788, available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_10/prm 200-1.pdf (accessed: 25.05. 2015). (in Russian)
2. Gershunskij B.S., Filosofija obrazovanija dlja XXI veka (V poiskah praktiko-orien-tirovannyh obrazovatelnyh koncepcij, Moscow, 1998, 345 p. (in Russian)
3. Igoshev B.M., Organizacionno-pedagogi-cheskaja sistema podgotovki professional-no mobilnyh specialistov v pedagogiches-kom universitete, Moscow, 2008, 201 p. (in Russian)
4. Nacionalnaja doktrina obrazovanija v Ros-sijskoj Federacii: Postanovlenie Pravitelstva Rossijskoj Federacii ot 4 oktjabrja 2000 g. No. 751, Moscow, 2000, available at: http:// elementy.ru/library9/doctrina.htm (accessed: 27.05.2015). (in Russian)
5. Savva L.I., Formirovanie mezhlichnostnogo poznanija uchitelja v vuze, ScD dissertation (Pedagogy), Magnitogorsk, 2002, 349 p. (in Russian)
Сысоев Юрий Васильевич, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет; Заслуженный работник физической культуры РСФСР; академик, Международная академия педагогического образования, [email protected] Sysoev Yu.V., ScD in Education, Professor, Moscow State University of Education; Honored Worker of Physical Culture of the RSFSR; academician, International Academy of Pedagogical Education, [email protected]
Исхаков Ринад Хакимуллович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально-педагогический университет; Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; член-корреспондент, Международная академия педагогического образования, [email protected] Iskhakov R.Kh., PhD in Education, Associate Professor, Department of Professional Pedagogy, Russian State Vocational Pedagogical University; Honored Worker of Higher Professional Education, Russian Federation; Member-Correspondent, International Academy of Pedagogic Education, [email protected]