Научная статья на тему 'Система повышения квалификации как детерминанта профессионального и физического саморазвития руководителей органов внутренних дел'

Система повышения квалификации как детерминанта профессионального и физического саморазвития руководителей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РУКОВОДИТЕЛИ ОВД / СОТРУДНИКИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлипняк Юрий Филиппович, Обвинцев Алексей Анатольевич, Горелов Станислав Александрович

Организуемые в современных вузах различные курсы повышения квалификации предназначены главным образом для профессорско-преподавательского состава, потребность к саморазвитию у которого детерминирована постоянным обновлением той или иной отрасли, путём получения новых знаний через вузовскую науку. В то же время, потенциальные и возможности системы повышения квалификации, в контексте формирования стремления к саморазвитию специалистов, не связанных образовательной сферой изучены ещё недостаточно. Особенно это касается деятельности управленческих кадров федеральной службы вообще и руководителей органов внутренних дел (ОВД), в частности. Так ещё не сформировано общее представление о содержании и структуре процесса саморазвития руководителей ОВД, нет представления о взаимосвязях между процессами саморазвития и самообразования, о мотивационных аспектах личностного самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов и др. Актуализации этой проблемы и посвящена настоящая статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подлипняк Юрий Филиппович, Обвинцев Алексей Анатольевич, Горелов Станислав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of professional development as determinant of the professional and physical self-development of heads of law-enforcement bodies

Various advanced training courses organized in modern higher education institutions are intended mainly for the faculty staff among which the requirement to self-development is determined by continuous updating of this or that science branch, by receiving new knowledge through high school science. At the same time, potential and possibilities of the system of professional development, in the context of formation of the aspiration to self-development of the experts who aren't connected by the educational sphere have not been studied enough. Especially it concerns the activity of the administrative personnal of the federal service in general and heads of the law-enforcement bodies (LEB), in particular. So the general idea about the content and structure of the process of self-development of heads of Department of Internal Affairs has not been created yet, there is no idea of interrelations between the processes of self-development and self-education, about motivational aspects of personal self-improvement of law enforcement officers, etc. The present article is also devoted to this problem updating.

Текст научной работы на тему «Система повышения квалификации как детерминанта профессионального и физического саморазвития руководителей органов внутренних дел»

found specialization", Bulletin of the Bashkir university, Vol. 18, No. 2, pp. 531-535.

9. Plotniko,v V.V. and Ufimtsev, A.V. (2007), "Importance of various characteristics of technical and tactical readiness in training of hockey players of 13-14 years", Physical culture: education, education, training, No. 4, pp. 52-56.

10. Plotnikov, V.V., Politika, O. I. and Galiullina, S.D. (2009), "Intellectual readiness of hockey players at a stage of profound specialization", Art and education, No. 8, pp. 72-76.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.01.2016

УДК 796.011

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Юрий Филиппович Подлипняк, доктор педагогических наук, профессор, Московский университет МВД России дел имени В.Я. Кикотя,

Алексей Анатольевич Обвинцев, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Станислав Александрович Горелов, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский университет МВД Россий, Санкт-Петербург

Аннотация

Организуемые в современных вузах различные курсы повышения квалификации предназначены главным образом для профессорско-преподавательского состава, потребность к саморазвитию у которого детерминирована постоянным обновлением той или иной отрасли, путём получения новых знаний через вузовскую науку. В то же время, потенциальные и возможности системы повышения квалификации, в контексте формирования стремления к саморазвитию специалистов, не связанных образовательной сферой изучены ещё недостаточно. Особенно это касается деятельности управленческих кадров федеральной службы вообще и руководителей органов внутренних дел (ОВД), в частности. Так ещё не сформировано общее представление о содержании и структуре процесса саморазвития руководителей ОВД, нет представления о взаимосвязях между процессами саморазвития и самообразования, о мотивационных аспектах личностного самосовершенствования сотрудников правоохранительных органов и др. Актуализации этой проблемы и посвящена настоящая статья.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная деятельность, профессиональное и физическое самосовершенствование, руководители ОВД, сотрудники правоохранительных органов.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p190-194

SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT AS DETERMINANT OF THE PROFESSIONAL AND PHYSICAL SELF-DEVELOPMENT OF HEADS OF LAW-

ENFORCEMENT BODIES

Yury Filippovich Podlipnyak, the doctor of pedagogical sciences, professor,

The Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs Russia, Moscow, Alexey Anatolyevich Obvintsev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, Stanislav Aleksandrovich Gorelov, the candidate of psychological sciences,

St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg

Annotation

Various advanced training courses organized in modern higher education institutions are intended mainly for the faculty staff among which the requirement to self-development is determined by continuous

updating of this or that science branch, by receiving new knowledge through high school science. At the same time, potential and possibilities of the system of professional development, in the context of formation of the aspiration to self-development of the experts who aren't connected by the educational sphere have not been studied enough. Especially it concerns the activity of the administrative personnal of the federal service in general and heads of the law-enforcement bodies (LEB), in particular. So the general idea about the content and structure of the process of self-development of heads of Department of Internal Affairs has not been created yet, there is no idea of interrelations between the processes of self-development and self-education, about motivational aspects of personal self-improvement of law enforcement officers, etc. The present article is also devoted to this problem updating.

Keywords: professional development, professional activity, professional and physical self-improvement, heads of Department of Internal Affairs, law enforcement officers.

ВВЕДЕНИЕ

Говоря о системе повышения квалификации руководящего звена полиции необходимо учитывать тот факт, что офицер это достаточно зрелая, самостоятельная и в какой-то мере амбициозная личность, которую не всегда можно заставить проходить через курсы повышения квалификации (КПК), особенно если у него есть сомнения в подобной необходимости. Поэтому одним из концептов любой системы повышения квалификации, по-нашему мнению, должен содержать замысел на формирование у её потенциальных участников убеждённости в том, что каждый человек, независимо от возраста является независимой и целеустремлённой личностью, заинтересованной в получении информации, значимой не только для решения профессиональных задач, но и реализации бытовых жизненных проблем. Это, в свою очередь, способствует образованию такой психофизиологической субстанции, коей является мотивация к интеллектуальному и двигательному саморазвитию. А в конечном итоге это позволит тому или иному специалисту постоянно осознавать значимость своего нравственного, интеллектуального и физического потенциала в достижении успехов в управленческой деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Характеризуя любую образовательную систему, можно констатировать, что ни один вуз не даёт абсолютных знаний, не обеспечивает постоянно высокого уровня профессионального мастерства. Однако, любой образовательный вектор содержит так называемые предикторы, детерминирующие создание необходимых базовых условий для самообразования и личностно-профессионального развития будущего специалиста. Одним из таких условий, в рамках подготовки руководящего звена МВД, является система повышения квалификации. Конструирование процесса повышения квалификации предполагает обязательное рассмотрение острых проблем, в формате профессии современного сотрудника правоохранительных органов, их актуализацию и поиск путей для разрешения. Это, по мнению многих исследователей, способствует формированию внутренних мотивационных механизмов индивида, стремящегося к карьерному росту, к достижению высшего уровня профессионального мастерства, к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. При этом хорошо известно, что интенсификация процесса личностного профессионального саморазвития определяется направленностью мотивов служебной деятельности руководителя. Другими словами у слушателя курсов повышения квалификации побуждается стремление к получению новейших знаний, а через это не только самоутверждаться на конкретных ступенях карьерной лестницы, но и стремиться к покорению вершин профессиональной иерархии.

Проведённый нами анализ ряда научных работ [1, 2, 3], акцентирующих внимание на практической составляющей системы повышения квалификации позволили выделить базовые тенденции, которые, по-нашему мнению, можно успешно реализовать при подготовке специалистов управленческого звена МВД РФ.

Одна из них касается предметного содержания повышения квалификации, в которой чётко прослеживается стремление к проблемному построению содержания обучения, причем такому, которое основано на воссоздании (моделировании, имитации) в обучении практических ситуаций, характерных для реальной деятельности руководителя ОВД. Это создает представление личной причастности к решению поставленных проблем и побуждает руководителя к самооценке своих знаний и умений, а также способствует выявлению потенциальных возможностей. В этой ситуации процесс повышения квалификации выступает, как средство, стимулирующее саморазвитие руководителей.

Вторая тенденция, это создание широкого спектра форм совместной (групповой) образовательной деятельности, основанной на общении, взаимодействии, коммуникации руководителей различного ранга. К ним можно отнести: анализ ситуаций; групповые дискуссии; деловые игры; тренинги и т.д. Они предполагают активное участие руководителей в коллективном обсуждении проблем, в совместной работе по выработке решений, в проигрывании различных ролей и функций, в совместном анализе и осмыслении результатов. В свою очередь ощущение себя не только в роли начальника, но и подчинённого создаёт условия, и для осознания собственного Я, и для собственной самооценки своего взаимодействия с другими людьми. В этом случае, увиденные со стороны собственные достоинства и недостатки спровоцируют стремление к дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

Не требует доказательства тот факт, что эффективность профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов любого ранга определяется не только его профессиональными компетенциями, но и состоянием здоровья, уровнем физической работоспособности и функциональной тренированности. Однако в режиме трудовой деятельности офицера полиции ОВД не предусмотрены плановые занятия по физической подготовке, не проводятся мероприятия по обучению данной категории полицейских самостоятельному использованию физических упражнений в повседневной деятельности. В то же время результаты исследований, полученных нами на представителях различных профессий МВД, показали, что потребность в двигательной активности присуща для большинства из них. Так, нами, в процессе социологического опроса, было установлено, что практически каждый второй офицер полиции когда-то предпринимал попытку к самостоятельной физической тренировке, однако, как правило, она достаточно быстро завершалась. В чём же причина этого?

Первое, на что мы обратили внимание в ходе интервьюирования командного звена ОВД, это, конечно же, интерес к технологиям индивидуального двигательного саморазвития. Причём степень мотивации к самостоятельной физической тренировке во многом зависит принадлежности человека к категории людей, постоянно желающих добиваться успехов или стремящихся избегать неудачи. Так, выявленная нами в результате тестирования группа офицеров, стремящихся к достижению успехов, в большинстве степени предпочитают заниматься коллективными видами двигательной активности. Офицеры, отнесённые к категории людей, стремящихся избегать неудач, из страха показать свою двигательную немощь перед коллегами по службе, членами семьи и т.д. предпочитают самостоятельные тренировки в уединении.

Следующая позиция, которая была нами отмечена, это достаточно поверхностные знания большей части обследуемых лиц в содержании технологий физического саморазвития. Итоги бесед с представителями различных категорий правоохранительных органов показали, что практически каждый офицер имеет желание самостоятельно тренироваться. Однако этому мешает недостаточная компетентность в вопросах последовательности выполнения физических упражнений, конструирования содержания двигательных самотренажей, индивидуального дозировании физических нагрузок, обеспечения самоконтроля за функциональным состоянием своего организма, соблюдения гигиенических требований, использования методов самостраховки и др.

Третья позиция, мешающая офицеру полиции самостоятельно развивать свои физические кондиции, это отсутствие вблизи постоянного места проживания спортивных сооружений. Данная позиция, хотя и является весомой в пользу обусловленности условий для физического саморазвития, однако не всегда является определяющей в удовлетворении потребности регулярно восполнять дефицит двигательной активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для системы повышения квалификации руководящего звена ОВД необходимо разрабатывать педагогические технологии, предметное содержание которых включало бы моделирование или имитацию практических ситуаций, характерных для профессиональной деятельности данной категории правоохранительных органов. Причём механизмы этих технологий должны провоцировать создание представлений личной причастности к решению тех или иных проблемных ситуаций. Это будет способствовать оценке собственных знаний, умений и навыков, будет стимулировать конкретного индивидуума к саморазвитию и самосовершенствованию. Сюда можно также отнести использование таких форм образовательной деятельности (групповые дискуссии, психологические тренинги, деловые игры), которые позволяли бы офицерам полиции различного ранга общаться, взаимодействовать и взаимосодействовать в контексте достижения максимально полезных результатов. Это, по-нашему мнению, позволит всем участникам процесса почувствовать себя не только начальником, но и подчинённым, что в конечном итоге создаст среду, позволяющую оценить свои достоинства и недостатки. Отражение же всего этого в своём внутреннем «Я», потребуют переоценки многих личностных позиций и будет стимулировать к дальнейшему саморазвитию.

Необходимость разработки мероприятий по созданию условий для физического саморазвития офицера полиции ОВД являются весьма перспективными. По - нашему мнению достаточно эффективно в этих целях можно использовать систему повышения квалификации руководящих кадров ОВД. С этой целью необходимо её предметное содержание должно быть увязано со специальными занятиями, моделирующими или имитирующими практические действия, характерные для самостоятельной физической тренировки. Это должно осуществляться таким образом, чтобы сформировать у слушателя КПК представления о личной причастности к своему здоровью и его фундаменту - двигательной активности. Это, в свою очередь, даст толчок к оценке собственных знаний, умений и навыков в области физкультурно-оздоровительных технологий и будет стимулировать конкретного индивидуума к физическому саморазвитию. Другим аспектом повышения эффективности КПК сотрудников правоохранительных органов, является использование таких форм образовательной деятельности, как групповые дискуссии, психофизические тренинги, деловые игры по физическому саморазвитию, в контексте восполнения дефицита двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гительман, Л. Д. Сетевой инкубатор ускоренной подготовки персонала к инновационному лидерству / Л. Д. Гительман, А.П. Исаев // Инновация. - 2010. - № 9. - С. 52-57.

2. Громаковский, Ю.А. Повышение квалификации как средство стимулирования саморазвития руководителей вуза [Электронный ресурс] // URL : www.elitarium.ru/2013/06/28/ uslovija_samorazvitija.html. - Дата обращения 01.01.2016.

3. Змеев, С.И. Андрагогика. Основы теории, истории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев. - М. : ПЕР СЭ, 2007. - 272 с.

REFERENCES

1. Gitelman, L.D. and Isaev, A.P. (2010), "Network incubator of the accelerated preparation of the personnel for innovative leadership", Innovation, pp. 52-57.

2. Gromakovsky, Yu.A. (2013), "Professional development as stimulant of self-development of heads of higher education institution", available at: www.elitarium.ru/2013/06/28/uslovija_samorazvitija.html.

3. Zmeev, S.I. (2007), Andragogic. Bases of the theory, history and technology of training of adults, PER SE, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.01.2016

УДК 796.07

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИДРОАТЛЕТИЗМА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ В ДЛИТЕЛЬНОМ

ПОХОДЕ

Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича

Аннотация

В статье исследованы возможности поддержания профессиональной работоспособности моряков-подводников в длительном походе средствами водного тренинга. Сформулированы принципы гидроатлетизма. Выявлено, что занятия силовыми упражнениями в условиях бассейна профилактория в большей мере способствуют поддержанию физической работоспособности офицеров-операторов в длительном автономном плавании. Установлены прогрессирующие изменения психофизиологических показателей подводников под воздействием силовых упражнений в воде. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия в изменениях психофизиологических показателей испытуемых экспериментальной и контрольной групп.

Ключевые слова: принципы гидроатлетизма, психофизиологические показатели, военно-профессиональная деятельность подводников.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p194-197

METHODICAL PRINCIPLES OF THE HYDRO ATHLETICISM FACILITIES APPLICATION TO SUPPORT THE PHYSICAL PERFORMANCE OF SUBMARINERS IN THE LONG MARCH

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirill Andreevich Grachev, the senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, Alexander Vasilyevich Ivanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications

Annotation

The article explores the capabilities of support of the professional performance of the submariners during the long march by water resources training. The principles of hydro athleticism have been formulated. It has been found that the strength training exercises in the pool rest and recreation conditions are more conducive to the maintenance of the physical performance of operators in long-term autonomous navigation. It has been found that there are progressive changes of the psychophysiological indicators of the submariners under the influence of strength training in the water. The results of the pedagogical experiment characterizing the differences in changes of the psychophysiological indicators of the subjects of experimental and control groups have been presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.