2. Gromakovsky, Yu.A. (2013), "Professional development as stimulant of self-development of heads of higher education institution", available at: www.elitarium.ru/2013/06/28/uslovija_samorazvitija.html.
3. Zmeev, S.I. (2007), Andragogic. Bases of the theory, history and technology of training of adults, PER SE, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.01.2016
УДК 796.07
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ГИДРОАТЛЕТИЗМА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ МОРЯКОВ-ПОДВОДНИКОВ В ДЛИТЕЛЬНОМ
ПОХОДЕ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент, Кирилл Андреевич Грачев, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Александр Васильевич Иваненко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Аннотация
В статье исследованы возможности поддержания профессиональной работоспособности моряков-подводников в длительном походе средствами водного тренинга. Сформулированы принципы гидроатлетизма. Выявлено, что занятия силовыми упражнениями в условиях бассейна профилактория в большей мере способствуют поддержанию физической работоспособности офицеров-операторов в длительном автономном плавании. Установлены прогрессирующие изменения психофизиологических показателей подводников под воздействием силовых упражнений в воде. Представлены результаты педагогического эксперимента, характеризующие различия в изменениях психофизиологических показателей испытуемых экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: принципы гидроатлетизма, психофизиологические показатели, военно-профессиональная деятельность подводников.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.01.131.p194-197
METHODICAL PRINCIPLES OF THE HYDRO ATHLETICISM FACILITIES APPLICATION TO SUPPORT THE PHYSICAL PERFORMANCE OF SUBMARINERS IN THE LONG MARCH
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kirill Andreevich Grachev, the senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg, Alexander Vasilyevich Ivanenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications
Annotation
The article explores the capabilities of support of the professional performance of the submariners during the long march by water resources training. The principles of hydro athleticism have been formulated. It has been found that the strength training exercises in the pool rest and recreation conditions are more conducive to the maintenance of the physical performance of operators in long-term autonomous navigation. It has been found that there are progressive changes of the psychophysiological indicators of the submariners under the influence of strength training in the water. The results of the pedagogical experiment characterizing the differences in changes of the psychophysiological indicators of the subjects of experimental and control groups have been presented.
Keywords: principles of hydro athleticism, psychophysiological indicators, military-professional duty of submariners.
ВВЕДЕНИЕ
Военно-профессиональная деятельность моряков-подводников относится к специальностям операторского профиля по управлению кораблем и оружием. Для нее характерно наличие всех выделяемых в структуре операторской деятельности классов двигательных задач: действия включения, выключения, переключения; последовательно повторяющиеся действия; дозирование движений по силовым, пространственным и временным параметрам; слежение за изменяющейся обстановкой [2]. Многообразие выполняемых операций по управлению кораблем, отрицательное воздействие факторов обитаемости обусловливают повышенный уровень нервно-эмоционального напряжения и формируют критерии оценки к военной службе в ВМФ.
Для поддержания работоспособности подводников на уровне, обеспечивающем успешное выполнение служебных обязанностей при отработке морских элементов курсовых задач и во время несения боевой службы, современные подводные лодки имеют профилакторий с малогабаритным спортивным залом [1]. В его оборудование входят стандартные и унифицированные изделия - беговая дорожка (тредбан), велоэргометр, гребной комбинированный тренажер, рычаг подвижный «Атлант», тренажерные устройства (гимнастическая стенка, пристеночная гимнастическая перекладина, настенная подушка для тренировки боксера, боксерская груша).
К средствам профилактория относятся: сауна, бассейн 2*3 м, комната психологической разгрузки, фотарий (комната для принятия сеанса УФО).
Бассейн профилактория, наполненный чистейшей морской водой с глубины 50 м, может использоваться как медико-биологическое средство восстановления и поддержания работоспособности. Вследствие малогабаритных размеров бассейн не позволяет проводить длительные тренировки на выносливость в равномерном плавании, однако, они могут быть с успехом заменены занятиями в воде, направленными на поддержание силы и силовой выносливости основных групп мышц.
Целый ряд упражнений водного тренинга возможен при использовании спасательного жилета или круга, что дает возможность проводить тренировки, не касаясь дна, находясь в безопорном вертикальном положении. При таком положении тела в воде давление на ноги составляет 100^120 г/см2, а на грудную клетку - 10^15 г/см2. Разница давления на грудную клетку и дистальные отделы нижних конечностей облегчает отток крови и лимфы от периферии к сердцу, способствует улучшению циркуляции крови (В.Т. Олефиренко, 1986).
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью поддержания психофизической работоспособности моряков-подводников в длительном походе был разработан комплекс упражнений гидроатлетизма, применение которого основывалось на характерных методических принципах. Среди них выделим следующие положения.
Принцип аэробной направленности. В основу выполнения упражнений была положена интенсивная мышечная работа со значительным физическим напряжением и максимальной амплитудой движений. За счет сопротивления водной среды использовалась возможность управлять энергообменом в условиях активного потребления кислорода, развивая и укрепляя при этом основные группы мышцы всего тела.
Принцип психологической тонизирующей симуляции. Занятия в воде рассматривались как своеобразный естественный и мощный стимулятор психологического тонуса, снимающий психологическое напряжение после выполнения служебных задач.
Принцип естественности движений. У занимающихся формировалось стремление избегать излишней скованности движений, вызванной необычным безопорным положением, и чрезмерному напряжению не участвующих в работе мышц.
Принцип тренировки органов дыхания. В процессе выполнения упражнений гидроатлетизма у занимающихся формировалось умение выполнять ровное и естественное дыхание, вдох и выдох осуществлять через нос и рот, производить короткий полноценный выдох в воду, последовательно освобождать от воздуха вначале нижние, затем средние и, наконец, верхние доли легких. При этом ставилась задача избегать мускульных усилий, чтобы вытолкнуть оставшийся воздух, так как это ведет к нарушению энергетического баланса организма.
Принцип направленности внимания. Выполняя то или иное упражнение, занимающиеся обучались направлять импульс из коры головного мозга на тот орган или ту часть тела, на которую воздействовало данное упражнение.
Принцип двустороннего воздействия. Данный принцип обусловливается физическими особенностями водной среды, точнее - ее плотностью. Он подразумевает использование сопротивления воды, как во время работы мышц, так и во время возвращения отдельных звеньев тела в исходное положение. Таким образом, два «сухопутных» упражнения как бы соединялись в воде в одно, а общая нагрузка на организм в одном упражнении увеличивалась.
Принцип давления на воду. Эффективность упражнений достигалась созданием максимального давления на воду работающими органами. Это достигалось удержанием плоскостей, оказывавших давление на воду, в положении, перпендикулярном движению, а также созданием максимальной скорости движения.
Принцип симметричного противодействия. В силу большей по отношению к воздуху плотности воды, для удержания тела в положении гидродинамического равновесия использовались симметричные движения противодействия. В противном случае - при отсутствии симметричных движений - неизбежно возникновение крутящего момента и уменьшение нагрузки на работающие мышцы.
Принцип совмещения. Упражнения гидроатлетизма совмещались с другими видами двигательной активности, которые носили компенсирующий, дополнительный характер, не вызывая при этом перенапряжений.
Разработанный комплекс упражнений гидроатлетизма апробировался в течение двух месяцев похода. Для экспериментальной проверки эффективности воздействия предлагаемого комплекса были сформированы две группы испытуемых из числа подводников, участвовавших в походе - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. Состав групп прошел проверку на статистическую однородность. Испытуемые ЭГ выполняли комплекс упражнений в малогабаритном спортивном зале и в бассейне три раза в неделю по 30 мин. Участники эксперимента, составившие КГ, занимались на стандартных и унифицированных тренажерах вне бассейна.
Эффективность применяемых упражнений оценивалась на основе измерения психофизиологических показателей в начале и по окончанию похода. Измерение проводилось по стандартным методикам.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 представлена динамика показателей, полученная в результате эксперимента.
Рассмотрение данных таблицы позволяет заключить, что под воздействием гидродинамических упражнений зафиксированы достоверные положительные сдвиги психофизиологических показателей подводников, составивших экспериментальную группу. Участники эксперимента контрольной группы показали регрессирующую динамику психофизиологической работоспособности по итогам похода.
Таблица 1
Динамика психофизиологических показателей подводников под воздействием _применяемых упражнений по итогам похода (x±m)_
Показатели ЭГ КГ
Начало Окончание Начало Окончание
Оперативная память (балл) 5,8±0,3 6,9±0,2* 5,5±0,3 5,3±0,4*
Логичность мышления (балл) 5,7±0,3 6,8±0,2* 5,5±0,3 5,8±0,3
РДО (количество точных реакций) 25,1±0,4 32,7±0,3* 24,2±0,4 25,7±0,5
Скорость переработки информации (балл) 5,8±0,3 6,7±0,3 5,2±0,4 4,7±0,3*
Устойчивость внимания (балл) 6,4±0,3 7,5±0,2 5,9±0,3 6,3±0,3
Переключение внимания (балл) 5,6±0,3 6,5±0,3* 5,2±0,2 5,5±0,3*
Простая сенсомоторная реакция (мс) 180±3 162±4 195±5 202±5*
Сложная сенсомоторная реакция (мс) 248±8 212±5* 252±8 265±6
Примечание: * - различия достоверны по сравнению с данными, полученными в начале похода при р<0,05.
ВЫВОДЫ
Использование упражнений гидроатлетизма в целях поддержания работоспособности моряков-подводников длительном походе является наболее эффективном средством, способствующим успешному решению профессиональных задач операторского профиля по управлению кораблем и оружием. Содержание комплексов водного тренинга поддерживающей направленности должны подбираться в соответствии со специфическими принципами гидроатлетизма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Тренажеры для физической подготовки плавсостава / С.Г. Терещенко, Л.А. Морозов, А.Ю. Гавриков, В.Н. Носов // Морской сборник. - 1988. - № 10. - С. 41-45.
2. Черняк, С. В. Психофизиологические аспекты профессиональной деятельности моряков-подводников ВМФ России / С.В. Черняк // Актуальные проблемы физической подготовки силовых структур. - 2008. - № 2. - С. 65.
REFERENCES
1. Tereshchenko, S.G., Morozov, L.A., Gavrikov, A.U. and Nosov V.N. (1988), "Training apparatus for physical training of seafarers",Maritime bulletin, No. 10, pp. 41-45.
2. Chernyak, S.V. (2008), "Psychophysiological aspects of the professional activity of submariners of the Russian Navy", Actual problems ofphysical training of the security forces, No. 2, p. 65.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.01.2016
УДК 796.071.4
ВЛИЯНИЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕНЕРОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ СПОРТА
Константин Николаевич Пружинин, кандидат педагогических наук, доцент,
Марина Викторовна Пружинина, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет (ИГУ), Иркутск
Аннотация
В статье представлены результаты апробации личностно-ориентированной образовательной программы повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта Иркутской области. Программа основана на уровневой и профильной дифференциации обучения, с учетом профессиональной подготовленности, запросов и предпочтений, а также возрастных социальных и психологических особенностей слушателей на курсах повышении квалификации.
Ключевые слова: многоуровневые технологии, профессиональная подготовка, специалисты в области спорта, профессиональное развитие.