Особые экономические зоны
система показателей оценки
функционирования особых экономических зон
П.В. ПАВЛОВ, доктор экономических наук, доцент Таганрогский институт управления
и экономики
В статье особая экономическая зона рассматривается как сложноорганизованная комплексная воспроизводственная система, состоящая из элементов и отношений между ними. Рассматриваются общесистемные свойства ОЭЗ - целостность, сложность, иерархичность, устойчивость, целенаправленность функционирования, информационность и инновационность, этапность развития. Предлагается новый подход к рассмотрению вопросов создания ОЭЗ и система показателей оценки эффективности ее функционирования на различных этапах развития.
Ключевые слова: особая экономическая зона, воспроизводственная система, оценка рисков проекта создания особой зоны, эффективность функционирования особой зоны.
С 2005 г. в России «запущен» процесс создания новых территориально-экономических образований — особых экономических зон (ОЭЗ), которыми признаются определяемые Правительством Российской Федерации части территории Российской Федерации, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности [1, ст. 2]. С помощью ОЭЗ предполагается решить ряд важнейших задач, как экономического, так и социального свойства: стимулировать развитие регионов, привлечь инвестиции, обеспечить занятость местного населения. Проект создания ОЭЗ подразумевает государственно-частное партнерство, которое заключается в совместном вложении средств бюджета и частных инвестиций в развитие той или иной территории: государство отвечает за строительство инфраструктуры, а частный бизнес — за коммерческие объекты.
В настоящее время в России действуют 13 ОЭЗ, из которых 4 технико-внедренческие, 2 промыш-ленно-производственные и 7 туристско-рекреаци-онные. Правительством Российской Федерации также принято решение о создании 3 портовых ОЭЗ. На начало 2009 г. степень готовности зон разная: промышленно-производственные ОЭЗ успешно прошли этап становления и находятся в стадии активного развития; в технико-внедренческих особых зонах идет активное возведение инфраструктуры — дорожной, энергетической, инновационной, таможенной; в туристско-рекре-ационных ОЭЗ утверждены концепции создания и развития зон, разработаны проекты планировки территории, идет отбор резидентов, начинается активное строительство инфраструктуры. До 2025 г. (срок существования зон) планируется довести число резидентов ОЭЗ до 1 тыс., привлечь не менее 510 млрд руб. частных инвестиций, создать не менее 140 тыс. рабочих мест. Ожидается выпуск резидентами продукции не менее чем на 5 трлн руб. и уплаты ими налогов на сумму не менее 1,2 трлн руб. [2].
Следует отметить, что это уже не первая попытка государства внедрить институт особых зон в экономику страны: в начале 90-х гг. ХХ в. в России уже создавались подобные территориальные образования, носившие название «свободные экономические зоны (СЭЗ)». Однако СЭЗ по ряду объективных причин не нашли должного применения в нашей стране, поэтому государство особые надежды возлагает на второй старт данного проекта.
Для грамотного развития института ОЭЗ и получения запланированного результата их деятельности
необходимо применять научный подход к рассмотрению функционирования зон в различных жизненных ситуациях на разных стадиях их существования. Это позволит своевременно принимать правильные корректирующие решения в деятельности зон и не допустить провала проекта из-за возникновения заранее не предвиденных факторов.
Для этого предлагается рассматривать ОЭЗ как сложноорганизованную комплексную воспроизводственную систему, представляющую собой совокупность экономических субъектов, участвующих в создании общественного продукта и распределении его стоимости в денежной форме с целью воспроизводства жизнедеятельности на определенной территории. Воспроизводство рассматривается как возможность рационального использования вложенных ресурсов в сопоставлении с полученным результатом такого использования — произведенными потребительскими и производственными товарами.
Воспроизводственный процесс в ОЭЗ включает:
- воспроизводство ресурсов системы: капитала (в том числе человеческого капитала), средств производства (производственных фондов и технологий), финансово-кредитных ресурсов, инноваций, информации и других ресурсов;
- воспроизводство субъектов системы — участников процесса воспроизводства;
- воспроизводство результатов — совокупности материальных и нематериальных благ;
- воспроизводство хозяйственного механизма как формы внутренних связей системы [3, с. 59 — 60].
Экономическими субъектами воспроизводственной системы в данном случае выступают:
- предприятия и организации различных сфер деятельности (резиденты и нерезиденты ОЭЗ), создающие и потребляющие на территории ОЭЗ товары и услуги;
- физические лица как наемные работники резидентов и нерезидентов ОЭЗ;
- органы управления ОЭЗ (администрация ОЭЗ);
- государство (совокупность государственных органов различных уровней иерархии).
Исследование ОЭЗ как воспроизводственной системы и обеспечивающих ее механизмов, выявление многообразных типов связей между элементами актуализирует применение методологии системного подхода. Общесистемные свойства ОЭЗ - это целостность, сложность, иерархичность, устойчивость, целенаправленность функциониро-
вания, информационность и инновационность, этапность развития.
Целостность как внутреннее единство выражается в несводимости свойств системы к сумме свойств ее элементов. В ОЭЗ она объективно обусловлена прежде всего целостностью общественной жизни, поскольку ни один субъект ОЭЗ (резиденты-участники, администрация ОЭЗ, органы государственной власти и местного самоуправления) отдельно не способен обеспечить полного цикла воспроизводственной деятельности ОЭЗ. При этом особенности организации воспроизводства, цели, механизм хозяйственных связей, динамика системы активно формируются под воздействием особенностей функционирования и целей каждого из субъектов ОЭЗ.
Сложность в структуре ОЭЗ характеризуется множеством элементов и связей между ними. Элементная декомпозиция воспроизводственной системы во многом определяется целями исследования. Можно рассматривать в качестве основных элементов системы ее хозяйственных агентов [4, с. 190 - 191].
Иерархическая структура ОЭЗ может классифицироваться в зависимости от принципов, положенных в основу взаимоотношений между ее субъектами. Наиболее адекватным способом формирования иерархии ОЭЗ является ее стратификация. В качестве основных таких страт в системе связей ОЭЗ идентифицируются макро-, мезо- и микроуровни. Важнейшим аспектом функционирования ОЭЗ на макроуровне является обеспечение единого экономического пространства страны, воспроизводство функционирования экономики как единого целого. Мезоуровень в пространственном аспекте объединяет процесс размещения производительных сил ОЭЗ на территории региона, а в структурном выделяется как отраслевой и корпоративно-структурированный уровень организации ОЭЗ, основанный на внутриотраслевых, внутрикорпоративных и межотраслевых связях предприятий и организаций, действующих на территории зоны. Микроуровень -это воспроизводство на уровне хозяйствующего субъекта - предприятия, использующего особенности режима ОЭЗ. На данном уровне процесс функционирования ОЭЗ описывается с точки зрения экономики конкретного предприятия (организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в пределах ОЭЗ).
Устойчивость ОЭЗ как системы проявляется в ее стабильном развитии, которое удовлетворяет
потребности субъектов в настоящем времени, но не ставит под угрозу способность будущих инвесторов удовлетворять собственные потребности. Наличие льготных механизмов регулирования экономической деятельности в ОЭЗ создает стабильный базис для дальнейшего существования зоны и привлечения потенциальных инвесторов. Государство преднамеренно создает специфические преференциальные условия хозяйствования для достижения определенных целей, будь то привлечение иностранного капитала или товарной массы, увеличение валютных поступлений или повышение степени занятости, стимулирование экспорта или развитие производства в целом и т. д.
Важным общесистемным свойством ОЭЗ является целенаправленность ее функционирования и развития. Она объективно формируется под воздействием интересов субъектов ОЭЗ, поскольку каждый из ее элементов внутренне нацелен на самовоспроизводство посредством реализации своих интересов. Государство рассматривается в системе ОЭЗ как специфический субъект экономических действий и услуг, как особая система институтов, с помощью которых обеспечивается скоордини-рованность действий всех других субъектов ОЭЗ. Государство пытается решать с помощью ОЭЗ проблемы конкретных регионов, связанные с ликвидацией безработицы, низкого уровня социально-экономического развития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. Также зоны могут создаваться в общественных интересах в качестве интегрального экономического механизма, эффективного средства накопления и распространения передового зарубежного опыта хозяйствования и управления, повышения конкурентоспособности собственного производства. Резиденты ОЭЗ получают выгоды от использования специализированных таможенных и налоговых льгот и преференций, обязуясь взамен инвестировать средства в развитие зоны. Администрация ОЭЗ следит за соблюдением законодательства в ОЭЗ, контролирует выполнение условий инвестиционных соглашений с резидентами, привлекает новые инвестиции в ОЭЗ, заключая новые соглашения с потенциальными инвесторами. Физические лица -работники резидентов ОЭЗ получают выгоду благодаря более высокой заработной плате, обусловленной их полной занятостью и востребованностью в пределах ОЭЗ.
Информационность в ОЭЗ достигается прежде всего тем, что международное экономическое сотрудничество практически во всех возможных
формах дает импульс не только к постоянному достраиванию необходимых для данного уровня развития частей инфраструктуры, но и к отсечению (ликвидации) устаревших управленческих звеньев, технологических цепей и т. д. Это подразумевает последовательную, неуклонную оптимизацию экономического комплекса ОЭЗ и его встраивание как в национальную, так и в мировую экономику. Этому процессу способствуют информационные технологии, которые позволят удешевить продукцию гибкого мелкосерийного производства (идущего на смену массовому), но потребуют значительных исследовательских работ и высококвалифицированных кадров.
Инновационность в деятельности ОЭЗ проявляется, прежде всего, в том, что создание новой производственной и прочей инфраструктуры в ОЭЗ неизбежно привносит в конкретную национальную экономику не свойственные ей способы производства, связанные, прежде всего, с формами предпринимательства. По-другому (чем во всей экономике) осуществляются финансирование и производственно-сбытовая деятельность. Для ОЭЗ характерны преднамеренно видоизмененные по сравнению со всей страной экономические отношения производства и распределения созданной на их территории добавленной стоимости, которые связаны с целой системой экономических стимулов (налоговые, валютные, таможенные, денежно-кредитные и т. п.). Еще одно инновационное свойство, присущее всем ОЭЗ, - это способность к диффузионному расширению и распространению своих границ на другие связанные с нею, непосредственно или опосредованно, хозяйственные сферы, отрасли, территории. Это свойство возникает вследствие того, что, несмотря на определенную обособленность, ОЭЗ всегда остаются неотъемлемой частью национального хозяйственного организма. Поэтому все последствия их развития должны отразиться и обязательно отражаются на национальной экономике. Положительное диффузное воздействие особых зон проявляется в преобразовании развивающихся на их территории отраслей, в подтягивании их к мировому уровню, тем самым способствуя интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже других странах.
Одним из необходимых условий исследования деятельности ОЭЗ является рассмотрение этапнос-ти разработки и реализации ее концепции, основанной на теории жизненного цикла Р. Вернона и
Предынвести-ционный период
на теории стадий экономического роста У. Ростоу. Основываясь на указанных теориях и используя мировой опыт разработки концепций ОЭЗ, можно утверждать, что в наиболее общем виде весь проект создания ОЭЗ может быть разделен на четыре основные стадии: предынвестицион-ный период, инвестиционный период, операционный период и период развития (см. рисунок).
Важным моментом при реализации проекта ОЭЗ является
анализ рисков на каждой стадии развития зон. Риск как экономическая категория - это опасность возникновения непредвиденных потерь ожидаемой прибыли, дохода, имущества, денежных средств в связи со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными обстоятельствами. Ни один проект не может застраховать себя от потерь в процессе своего функционирования, но некоторые потери можно предвидеть или прогнозировать. Перечень рисков может варьироваться в зависимости от типа ОЭЗ и целей ее создания, при этом можно привести набор наиболее общих рисков, свойственных для различных стадий деятельности ОЭЗ.
Предынвестиционный период включает проведение предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических, финансовых и прочих работ. Цель этого этапа - выяснение концептуальной возможности создания ОЭЗ в регионе, выбор размера, типа, места расположения зоны. Возможные риски данного периода:
- неопределенность целей, интересов и поведения участников проекта;
- неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации участников проекта;
- проблемы с подготовкой правоустанавливающих документов;
- ошибки в экономико-финансовых расчетах проекта и др.
Инвестиционный период
Операционный период
Период развития
Маркетинговые Переговоры с Заключение Производство
исследования органами власти —► инвестиционных ~~^ и реализация
рынка об основных соглашений продукции
параметрах
^ Географические проекта Определение Контроль за
исследования президентов зоны соблюдением
Техническая ^ требований
Экономико- проработка ^ Размещение законодательства
финансовые инфраструктуры производств о создании ОЭЗ
расчеты зоны
проекта Достижение
Создание экономических
конкретных результатов
инфраструктурных согласно
объектов ^^ расчетам
предынвести-
Рекламная ционного
кампания по периода
привлечению
инвесторов
Периоды развития ОЭЗ
Инвестиционный период требует достижения договоренности с местными властями и федеральным центром о профиле, месте расположения, режиме зоны, степени участия властей в реализации проекта. Параллельно разрабатывается технический проект создания инфраструктуры в зоне и создаются конкретные инфраструктурные объекты энерго-, водо-, теплоснабжения, сети коммуникаций, здания различного типа (склады, офисы, производственные помещения), готовые к использованию. На этом этапе осуществляются рекламная и маркетинговая кампании по привлечению потенциальных инвесторов. В данный период развития возможно возникновение следующих рисков:
- отсутствие будущих резидентов ОЭЗ;
- негативное отношение местных властей;
- нестабильность экономического законодательства и текущей экономической ситуации;
- внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытие границ и т. п.) и др.
Операционный период - наиболее трудный для планирования этап, часто связанный с непредсказуемыми решениями независимых инвесторов и зависящий от внутренней динамики ОЭЗ как саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе размещения зоны. Здесь широко используются результаты маркетинговых исследований возможностей развития зоны. Потенциальные
инвесторы ОЭЗ на данном этапе становятся резидентами зоны путем подписания инвестиционных соглашений с администрацией ОЭЗ. Резиденты ОЭЗ разворачивают свои производственные мощности в зоне, осваивают производство продукции. Возникающие риски при этом:
- отсутствие или недобросовестность подрядчиков;
- непредвиденные затраты, в том числе из-за инфляции;
- недостатки проектно-изыскательских работ;
- несвоевременная поставка оборудования;
- кадровые проблемы, связанные с недостачей квалифицированного персонала;
- нехватка сырья и стройматериалов;
- удаленность от коммуникационных сетей и др.
Период развития характеризуется выходом резидентов ОЭЗ на планируемую производственную мощность и начало получения инвесторами и государством отдачи от вложений в инфраструктуру и обустройство ОЭЗ. Здесь возможно появление следующих групп рисков:
а) финансово-экономические:
- сокращение ранее планируемого объема льгот;
- повышение тарифов и цен на стратегические ресурсы;
- неустойчивость спроса на готовую продукцию;
- увеличение производства и снижение цены у конкурентов;
- неплатежеспособность потребителей;
- недостаток оборотных средств и др.;
б) социальные:
- неблагоприятные социально-политические изменения в стране или регионе;
- отсутствие производственного персонала (по численности);
- недостаточная квалификация персонала;
- недостаточный уровень заработной платы и др.;
в) технические:
- осуществление резидентами деятельности не по профилю зоны;
- несвоевременная поставка комплектующих, сырья;
- проблемы с таможенным оформлением грузов;
- появление на рынке альтернативного продукта (конкурента);
- недостаточная надежность технологии;
- отсутствие резерва мощности;
- риск аварии и отказа оборудования и т. п.;
- большой процент производственного брака и др.;
г) экологические:
- вероятность выбросов отходов;
- вредность производства;
- неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий и катастроф;
- ухудшение экологического состояния субъекта РФ и муниципального образования и др.
Для оценки рисков осуществления проекта ОЭЗ предлагается использовать метод экспертных оценок, который позволяет разделить очень сложный комплекс рисков на управляемые составляющие и сделать выводы о вероятности проявления и степени последствий исследуемых рисков.
Для анализа рисков проекта ОЭЗ формируются следующие данные (табл. 1).
В столбцах 2 - 5 содержатся первоначальные оценки экспертами простых рисков для проекта (V), вероятность наступления которых варьируется от 0 (риск рассматривается как несущественный) до 100 % (риск наверняка реализуется). В столбце 6 приведены средние арифметические значения вероятности рисков по каждому объекту из перечня рисков (V ). После определения вероятностей по простым рискам возникает естественный вопрос об интегральной оценке риска всего проекта. Процедура, используемая для получения объединенных рисков, — это взвешивание, заключающееся в определении веса (весового коэффициента), с которым каждый простой риск входит в общий риск проекта. При этом нет необходимости использовать для каждой композиции простых рисков на одной стадии функционирования ОЭЗ одинаковую систему весов с другой стадией функционирования. Это означает, что для каждой стадии проекта может быть развит свой собственный подход к оценке роли каждого простого риска. Важно, чтобы весовые коэффициенты удовлетворяли естественному условию неотрицательности, а их сумма была равна единице, т. е. для весовых коэффициентов столбца 7 применяется правило:
^ >0и^^ = 1. (1)
Вероятность каждого простого риска для ОЭЗ (столбец 8) рассчитывается как произведение средней оценки мнения экспертов на весовой коэффициент данного риска, т. е. перемножением данных столбца 6 на данные столбца 7:
Р = V ср. - ^ (2)
Таблица 1
Анализ и оценка рисков проекта ОЭЗ
Простые риски Мнения экспертов (V), % Средняя оценка мнений (Vср.% Весовой коэф. Вероятность риска (Р), %
1 2 N
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Предынвестиционный период ОЭЗ
1. ...
к ...
Средняя вероятность рисков периода 1 Рг
2. Инвестиционный период ОЭЗ
1. ...
1 ...
Средняя вероятность рисков периода 2 Р2
3. Операционный период ОЭЗ
1. ...
т ...
Средняя вероятность рисков периода 3 Р3
4. Период развития ОЭЗ
1. ...
п ...
Средняя вероятность рисков периода 4 Р4
Средняя вероятность рисков каждого периода рассчитывается по формуле:
р=ёр . (3)
1=1
Если на любом периоде реализации проекта средняя вероятность рисков (Р1, Р, Р3 или Р4) превышает 80 %, то от данного проекта следует отказаться из-за его неосуществимости, несмотря даже на значения средней вероятности рисков других периодов проекта.
Показатель общего риска проекта (РОбщ) выражается в процентном отношении (от 0 до 100 %) и характеризует вероятность осуществления проекта в целом.
Р06щ = (Р1 + Р2 + Р3 + Р) / 4 (4)
Так, если данный показатель близок к 100 %, то проект скорее всего неосуществим и от него необходимо отказаться. При значении показателя, близком к нулю, вероятность осуществления проекта очень высока. При колебании показателя в районе отметки 50 % проект можно признать достаточно рискованным.
Правительство РФ определило правила отбора претендентов на создание ОЭЗ. Для этого оно вместе с представителями регионов занимается выбором места дислокации зон и проводит конкурсы по отбору заявок на их создание [5]. Заявки на участие в конкурсе подаются в Министерство экономического развития РФ высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ совместно с исполнительно-распорядительными
органами муниципальных образований соответствующих субъектов РФ.
Выбор победителей конкурса осуществляется конкурсной комиссией на основании совокупной взвешенной оценки, присваиваемой каждой заявке. Совокупная взвешенная оценка заявок на создание ОЭЗ определяется с учетом результатов оценки по двум направлениям:
1) оценка заявки по первому направлению (Д1_е) учитывает все критерии, за исключением критерия, характеризующего объемы и долю расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, внешних источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны;
2) оценка заявки по второму направлению (ГР-~е) осуществляется исходя из критерия, характеризующего объемы и долю расходов федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, внешних источников, связанных с созданием и функционированием особой экономической зоны [6].
После определения оценок заявки по первому и второму направлениям рассчитывается совокупная взвешенная оценка заявки Y, которая определяется по следующей формуле:
У = Б1- х 11 + Б1-* х 12, (5)
где 1 — весовой коэффициент оценки заявки по первому направлению;
12 — весовой коэффициент оценки заявки по второму направлению.
При создании конкретных ОЭЗ необходимо применять различные весовые коэффициенты исследуемых параметров 1 и 2 и варьировать набор этих параметров для каждого отдельного конкурса в зависимости от необходимости решения возлагаемых на создаваемые зоны задач. Определение весовых коэффициентов исследуемых параметров напрямую связано с социально-экономической ситуацией в районе размещения ОЭЗ, а также с другими факторами, зависящими от отрасли производственной деятельности, производимой продукции и многого другого, так как помимо фискальных целей государство путем создания ОЭЗ может решать и другие задачи.
Победителями конкурса признаются авторы заявок, набравших наиболее высокие совокупные взвешенные оценки. Количество победивших заявок определяется конкурсной комиссией исходя из допущения, что совокупный объем расходов федерального бюджета на финансирование создания инженерной, транспортной и социальной инфраструктур ОЭЗ не превышает объема расходов федерального бюджета на эти цели.
В связи с важной ролью ОЭЗ в экономике региона необходимым видится проведение анализа эффективности ее деятельности. Под эффективностью функционирования ОЭЗ предлагается понимать комплексное свойство, охватывающее все стороны деятельности ОЭЗ и отражающее соотношение величины дохода, который получит государство от реализации данного проекта, с величиной затрат на ее создание и дальнейшую деятельность [7]. Можно выделить различные составляющие эффективности:
- финансовая (коммерческая) эффективность, учитывающая последствия реализации проекта для его непосредственных участников - резидентов зоны;
- экономическая эффективность, показывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников;
- бюджетная эффективность, которая оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств бюджета РФ и всей совокупности доходов бюджета, а также возникающих благодаря реализации проекта ОЭЗ экономий в расходах бюджета;
- налоговая эффективность, учитывающая отношение бюджетного эффекта к объему полученных резидентами ОЭЗ льгот по таможенным пошлинам и другим налогам;
- социальная эффективность, характеризую-
щая общественную сторону осуществления проекта и его значимость для населения региона и всего государства.
Каждая из составляющих эффективности ОЭЗ имеет свои показатели, при этом не все они подлежат количественной оценке.
Показатели финансовой эффективности ОЭЗ (Эфин) представлены в табл. 2 [8, разд. III, п. 2].
Ни один из этих показателей сам по себе не является достаточным для принятия решения о финансовой эффективности осуществления проекта ОЭЗ. Оно определяется с учетом значений всех перечисленных критериев. Важную роль играют также структура и распределение во времени капитала, привлекаемого для осуществления проекта, и другие факторы, среди которых есть поддающиеся только содержательному (а не формальному) учету.
Экономическая эффективность проекта реализации ОЭЗ оценивается по его способности влиять на формирование ВВП экономики и обеспечивать динамику экономического роста [8, разд. III, п. 4]. Оценка экономической эффективности проекта ОЭЗ основана на учете макроэкономических эффектов, под которыми понимаются доходы, формирующиеся в экономике в результате прямого и косвенного влияния ОЭЗ на процесс образования доходов. В составе макроэкономических эффектов выделяют прямой и косвенный макроэкономические эффекты.
Прямой макроэкономический эффект (ПМЭ) оценивается как объем ВВП, формируемый непосредственным влиянием реализуемого проекта ОЭЗ на показатели по счету использования ВВП: объем валового накопления, поставки на внутренний рынок потребительских товаров и услуг, экспорт и импорт.
Оценка прямого макроэкономического эффекта от реализации инвестиционного проекта в периоде t осуществляется по формуле:
ПМЭ1 = ВВП1 = ИОК + В1 - (Ииок1 + Их1), (6) где ВВП1 — объем ВВП в t-м году реализации проекта ОЭЗ;
ИОК — объем инвестиций в основной капитал, планируемый в рамках t-го года проекта ОЭЗ;
В1 — стоимость товарной продукции, производимой резидентами ОЭЗ в t-м году;
Ииок1 — расходы на закупки импортной продукции для реализации проекта ОЭЗ в t-м году;
Их1 — расходы на закупки импортных товаров, предназначенных для использования в t-м году проекта ОЭЗ.
Таблица 2
Показатели оценки инвестиционных проектов для получения права на создание оЭЗ
показатель Формула расчета Интерпретация показателя
простая норма прибыли (пнп) Чистая прибыль — Льготы Объем инвестиционных затрат Смысл простой нормы прибыли заключается в оценке того, какая часть инвестиционных затрат возмещается (возвращается) в виде прибыли в течение одного интервала планирования
чистый дисконтированный доход (чдд) Другие названия — чистая приведенная (или чистая текущая) стоимость, интегральный эффект, Net Present Value (NPV) (Интегральные результаты проекта) минус (Интегральные затраты на проект), или t 1 £ (R - З') Х (1 + Е)' '=0 (1 +Е) *, или T 1 £ (R - З'+) х (1+E)t - K '=0 (1 + E) ** * - результаты, достигаемые на 1-м году реализации проекта ОЭЗ; З1 - затраты, осуществляемые в этом же году; ' — год реализации проекта ОЭЗ (' = 0, 1, 2,... Т); Т - количество лет (срок действия ОЭЗ); Е — норма дисконта, равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. ** З+ = З1 — К, где К - капиталовложения на 1-м году реализации проекта. Чем больше ЧДД, тем эффективнее проект. Если ЧДД проекта положителен, проект является эффективным и может рассматриваться вопрос о его принятии.
индекс доходности (ид) (другие названия — индекс прибыльности, Profitability Index (PI)) Сумма приведенных эффектов, или Величина капиталовложений 1 Т 1 х£ (R З+) Х t К f=¿ ' (1 + E)' Индекс доходности тесно связан с ЧДД. Он строится из тех же элементов, и его значение связано со значением ЧДД: если ЧДД положителен, то ИД > 1, и наоборот. Если ИД > 1, проект эффективен, если ИД < 1 — неэффективен
внутренняя норма доходности (Е ) v вн' (другие названия — внутренняя норма прибыли, рентабельности,возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR)) £ Rt - 3 £ Kt Ü (1 + Em)' t=0 (1 + Ен)' Внутренняя норма доходности представляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Одна из ее экономических интерпретаций: если весь проект выполняется только за счет заемных средств, то Евн равна максимальному проценту, под который можно взять заем с тем, чтобы суметь расплатиться из доходов от реализации проекта за время, равное горизонту расчета
срок окупаемости проекта (соп) (Общий объем капитальных затрат) минус (Чистая прибыль плюс Амортизационные отчисления за очередной интервал планирования) Срок окупаемости — это период (измеряемый в месяцах, кварталах или годах), начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления
Косвенный макроэкономический эффект (КМЭ) — дополнительные доходы, образующиеся в экономике под влиянием использования прямых (входящих в состав ПМЭ) доходов участников хозяйственной деятельности (населения, предприятий, государства) на покупки российских потребительских и инвестиционных товаров и услуг.
КМЭ оценивается как объем ВВП, формирующийся под влиянием мультипликатора дохода в процессе использования денежных средств, полученных субъектами экономики в рамках прямого макроэкономического эффекта (за вычетом выплат иностранным кредиторам и иностранным инвесторам проекта), на приобретение отечественных товаров и услуг. Формула расчета КМЭ имеет следующий общий вид: КМЭ1 = (ПМЭ' - Зк') х М' х к1 + (ПМЭ'-1 - Зк'-1) х х М'-1 х к2 + (ПМЭ'-2 - Зк'-2) х М'-2 х к3, (7) где ПМЭ' — результаты расчета годовых объемов ПМЭ в текущих ценах соответствующего года;
Зк' - объем выплат иностранным кредиторам и иностранным инвесторам проекта ОЭЗ в соответствующем году;
к1, к2, к3 — коэффициенты, характеризующие распределение объемов КМЭ, связанного с ПМЭ расчетного года, во времени с учетом скорости оборота денег в экономике (к1 + к2 + к3 = 1);
М1 — оценки годовых значений мультипликатора дохода, формирующиеся на основе данных прогноза Минэкономразвития России. Мультипликатор дохода М является индикатором, характеризующим способность каждой единицы полученного дохода формировать дополнительный доход в экономике.
Совокупный макроэкономический эффект (СМЭ') от реализации проекта ОЭЗ оценивается как сумма прямого и косвенного макроэкономических эффектов, связанных с реализацией проекта, и характеризует объем ВВП, полученный в ходе реализации проекта в периоде £
СМЭ' = ПМЭ' + КМЭ'. (8)
Важнейшей целью создания ОЭЗ на территории РФ является привлечение инвестиций в экономику страны, развитие приоритетных отраслей народного хозяйства, пополнение государственного бюджета. Поэтому основным показателем эффективности функционирования ОЭЗ является величина дохода, который получит государство в результате реализации этого проекта, то есть бюджетный эффект. Бюджетный эффект для ^го года функционирования ОЭЗ (Б{) определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Д) над расходами (Р() в связи с функционированием ОЭЗ [9, ст. 8.1 - 8.2]:
Б( = Д - Рг (9)
Идеальным вариантом для достижения максимального бюджетного эффекта было бы полное отсутствие расходов со стороны государства, региональных и местных органов власти на создание ОЭЗ. Но в связи с предоставлением ОЭЗ ряда налоговых и таможенных льгот и преференций (что является необходимым условием существования ОЭЗ любого типа) величина бюджетного эффекта будет напрямую зависеть не только от расходов бюджетов всех уровней, но в большей степени от предполагаемого размера дополнительных доходов в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, связанных с функционированием резидентов зоны.
Одним из показателей общей эффективности функционирования ОЭЗ предлагается считать показатель налоговой эффективности (Энал), то есть отношение бюджетного эффекта от реализации проекта ОЭЗ к объему льгот по таможенным платежам и иным налогам, предусмотренным в ОЭЗ (ВЛ):
тг
Э =—Ц (10)
нал Г> тт ВЛ
В случае если налоговая эффективность больше единицы, следовательно, бюджетный эффект от реализации проекта ОЭЗ в стоимостном выражении превысил объем льгот по таможенным платежам и иным налогам, предусмотренным режимом особой экономической зоны. Чем больше величина налоговой эффективности, тем это выгоднее для государства.
Создание ОЭЗ нередко предполагает радикальную структурную перестройку ее экономики. Одно из следствий такой перестройки - неизбежное высвобождение рабочей силы в одних отраслях и недостаток ее в других. Поэтому еще одним показателем эффективности функционирования ОЭЗ
может считаться социальная эффективность (Э), выражающаяся в количестве вновь создаваемых рабочих мест под открытие ОЭЗ, а также количестве рабочих мест, которые будут созданы для обеспечения функционирования или создания смежных и побочных производств для данной ОЭЗ.
При оценке эффективности функционирования ОЭЗ соизмерение разновременных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к величинам начального (базового) периода. Для сравнения различных вариантов проектов создания новых ОЭЗ необходимо рассматривать совокупность показателей их финансовой, экономической, бюджетной, налоговой и социальной эффективности, выбирая оптимальное значение по каждому из них.
Рассмотрение общесистемных характеристик ОЭЗ позволяет идентифицировать ее как самостоятельный, но органически вписанный в экономическую систему элемент, назначение которого в этой общей системе - создание совокупности положительных экономических и социальных эффектов, которые могут проявляться на любом уровне иерархии экономической системы. Специфика институциональной структуры ОЭЗ, включающая администрацию ОЭЗ, резидентов и нерезидентов зоны, систему контролирующих ОЭЗ государственных органов, совокупность отношений и связей их друг с другом и иными экстер-нальными (находящимися вне зоны) субъектами, позволяет говорить о ретрансляции экономических достижений внутри ОЭЗ на другие связанные с ней экономические системы. Повышение уровня благосостояния резидентов ОЭЗ (микроуровень иерархии экономической системы) изначально постепенно распространяется на уровень регионального развития (мезоуровень), а затем влияет и на экономические процессы во всей стране в целом (макроуровень).
Сами по себе ОЭЗ не способны стать универсальным средством решения проблем, стоящих перед российской экономикой, но могут служить целям ускорения перевода страны и ее регионов на новый этап рыночных отношений, способствующий более быстрому и глубокому включению России в мировую экономику. Решения о внедрении проекта новых ОЭЗ требуют критического подхода, большой подготовительной работы и ответственных решений федеральных, региональных и местных властей. Необходимо проводить анализ разносторонних рисков проекта на различных его этапах, а также проводить комплексный анализ
различных составляющих эффективности ОЭЗ для 6. сравнения различных проектов создания особых экономических зон.
Список литературы 7.
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
2. Интервью руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами А. А. Алпатова // Большой бизнес. 8. 09.12.2008.
3. Олейникова И. Н. Воспроизводственные процессы: вопросы теории и методологии: монография. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2003.
4. Осипов Ю. М. Теория хозяйства: учеб. Т. II. Микрохозяйство. Макрохозяйство. Мега-хозяйство. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 9.
5. Постановление Правительства РФ от 13.09.2005 № 564 «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны».
Постановление Правительства РФ от 13.09.2005. № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон». Павлов П. В. Особые экономические зоны как институциональные инструменты включения России в глобализирующееся мировое хозяйство: монография / Под науч. ред. проф. А. Ю. Архипова. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2006.
Совместный приказ Министерства экономического развития и торговли РФ и Министерства финансов РФ от 23.05.2006 №139/82н «Об утверждении методики расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств инвестиционного фонда РФ». Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. 2-я ред., испр. и доп. (утв. Минэкономики России, Минфином России и Госстроем России от 21.06.1999 № ВК 477).