УДК 332.122 Попова Маргарита Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Димитровградского инженерно-технологического института
филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
Кашкирова Ирина Анатольевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Димитровградского инженерно-технологического института
филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»
Рубцов Николай Михайлович
кандидат технических наук, доцент кафедры управления проектами и инновационного менеджмента Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)
Попова Дарья Борисовна
студентка факультета государственного управления Московского государственного университета им. Ломоносова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ПОРТОВОГО ТИПА В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация:
В статье рассматриваются перспективы развития особой экономической зоны «Ульяновск». Проведен анализ ее функционирования на основе принципа «стретегического видения», SWOT-анализ условий Ульяновской области в целях развития ОЭЗ портового типа и рассчитан чистый и чистый дисконтированный доход от реализации проекта ОЭЗ портового типа в Ульяновской области.
Ключевые слова:
особая экономическая зона; государственное управление; эффективность функционирования; инвестиционная привлекательность; стратегическое видение; инфраструктурный проект; чистый доход от реализации проекта; чистый дисконтированный доход от реализации проекта.
Popova Margarita Viktorovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Management Subdepartment, Dimitrovgrad Institute of Engineering and Technologies, branch of the National Research Nuclear University «MEPhI»
Kashkirova Irina Anatolyevna
PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Management Subdepartment, Dimitrovgrad Institute of Engineering and Technologies, branch of the National Research Nuclear University «MEPhI»
Rubtsov Nikolay Mikhaylovich
PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, Project and Innovation Management Subdepartment, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics «MESI»
Popova Daria Borisovna
Student,
Public Administration Department, Lomonosov Moscow State University
COMPLEX ASSESSMENT OF DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE SPECIAL ECONOMIC ZONE OF PORT TYPE IN THE ULYANOVSK REGION
Summary:
The article examines development prospects of the special economic zone “Ulyanovsk". An analysis of the special economic zone’s functioning is carried out with application of the strategic mind-set principle. The authors carry out a SWOT-analysis of the Ulyanovsk region’s conditions in the context of development of the the special economic zone of the port type. The research calculates net profit and net present value of the project of the special economic zone of the port type in the Ulyanovsk region.
Keywords:
special economic zone; public administration; functioning efficiency; investment attractiveness; strategic mind-set; infrastructure project; net profit; net present value.
Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Ульяновск» создана в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны» [1], [2] и имеет авиационную направленность. В настоящей момент зона находится на 5-м этапе реализации проекта:
1-й этап - сентябрь 2010 г. - создание администрации ПОЭЗ;
2-й этап - 2011 г. - создание концепции и проекта планировки ПОЭЗ. Появление первых резидентов;
3-й этап - 2012 г. - создание рабочего проекта объектов инфраструктуры;
4-й этап - 2013 г. - начало строительства инфраструктуры 1-го пускового комплекса и предприятий первых резидентов;
5-й этап- 2014 г. - ввод в эксплуатацию инфраструктуры 1-го пускового комплекса. Начало работы ПОЭЗ и предприятий первых резидентов.
В зоне осуществляют деятельность шесть резидентов:
1. ОАО «Авиационный завод «Витязь».
2. ООО «Волга-Днепр Техникс Ульяновск».
3. ООО «ФЛ Техникс Ульяновск».
4. ООО «ААР Рус».
5. ООО «ИнтерАвионика».
6. ЗАО «ПромТех Ульяновск».
Все они являются крупными предприятиями в сфере авиационной промышленности. Нарастающим итогом по состоянию на 1 января 2014 г. осуществлено инвестиций на сумму 83 млн руб.
Таким образом, в зоне идут активные работы по строительству инфраструктуры, что является решающим для ее деятельности. Поэтому анализ ключевых показателей функционирования зоны является поспешным и неправильным. Опираясь на принципы стратегического видения, следует оценить перспективы развития зоны.
С точки зрения макроэкономики, зона в Ульяновской области крайне специфична. Так, к сожалению, авиационная сфера - одна из самых проблемных сфер отечественной экономики. А ульяновская зона является единственной в России авиационной особой экономической зоной [3]. Согласно государственной программе РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденной распоряжением правительства РФ от 24.12.12 № 2509-р, авиационная промышленность играет системообразующую роль в экономике РФ: благодаря тесной связи с другими (обеспечивающими) отраслями, ее развитие, как одной из наиболее наукоемких и инновационных отраслей экономики, способно оказать значительное влияние на темпы перехода страны на инновационные рельсы развития. Кроме того, авиационная промышленность оказывает ключевое влияние на формирование машиностроительного комплекса страны. Авиационная промышленность является также важнейшим элементов обеспечения интересов РФ в оборонной и военно-политической сферах, важным фактором поддержания суверенитета страны, наращивания боевого потенциала государственной авиации, развития международного военно-технического сотрудничества.
Проект ОЭЗ ПТ «Ульяновск» является инфраструктурным проектом, направленным на модернизацию и обеспечение инновационного развития экономики РФ. Ключевые приоритеты развития ОЭЗ ПТ «Ульяновск»:
1) привлечение инвесторов для ведения деятельности на территории по следующим направлениям:
- производство авиационной техники;
- ТОиР авиационной техники;
- складская логистика;
2) обеспечение эффективного взаимодействия резидентов с ульяновским авиационным кластером и получением синергетического эффекта;
3) создание условий для обеспечения вхождения резидентов зоны в глобальные кооперационные цепочки в авиационной сфере через стимулирование импортозамещающих бизнесов с последующим переходом к экспортной ориентации;
4) обеспечение эффективности государственный инвестиций.
Таким образом, зона в большей степени ориентирована на решение не локальных региональных проблем, а глобальных проблем отраслевого уровня, при этом основные эффекты будут появляться на федеральном уровне, включая мультипликативные эффекты на иные отрасли экономики. Данные факты предполагают обязательное участие в реализации проекта средств федерального бюджета, причем его участие должно играть ведущую роль.
Кроме того, проект зоны вносит вклад в решение следующих задач, поставленных в Т ранс-портной стратегии России на период до 2030 г., утвержденной распоряжением правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р [4]:
- Комплексное развитие крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок.
- Создание интегрированной системы логистических парков на территории страны как основы формирования современной товаропроводящей сети.
- Снижение времени обработки партий грузов в терминальной сети до уровня мировых показателей.
- Создание во всех субъектах РФ сети транспортно-логистических центров.
Таким образом, особая экономическая зона в Ульяновской области является потенциально стратегически важной для российского авиастроения. В развитии зоны должен быть заинтересован не только субъект РФ, но и все государство. Ведь ОЭЗ ПТ «Ульяновск» дает надежду на счастливое будущее российского авиастроения.
Оценим перспективы развития зоны с точки зрения стратегического планирования. В качестве инструмента для систематизации информации о возможностях и угрозах, являющихся определяющими при реализации проекта особой экономической зоны, используем метод SW0T-анализа, который представлен в таблице 1. Данный метод поможет определить перечень первоочередных мер, находящихся в сфере компетенции ОАО «ОЭЗ» и органов государственной власти, необходимых для достижения поставленных целей.
Таким образом, целесообразным было бы проведение следующих мероприятий:
- внедрение в управление проектом риск-менеджмента. Так, уже сейчас очевидны риски проекта: связанные со сложностью проекта зоны авиационной направленности; связанные с наличием альтернативных инвестиционных площадок; связанные с переоценкой финансовых возможностей; но в то же время неочевидны меры по их хеджированию.
Таблица 1 - SWOT-анализ условий Ульяновской области в целях развития ОЭЗ портового типа_________________________________________________________
Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Strengths - Ульяновская область является крупным транспортным узлом. Через регион проходят авиационные, железнодорожные и автомобильные коммуникации всех направлений России, международные воздушные линии, соединяющие Поволжье с Европой, Средней Азией, Ближним Востоком и Китаем - Региональная поддержка Проекта - Доступность квалифицированных трудовых ресурсов. - Наличие в Ульяновской области авиационных учебных заведений: Институт авиационных технологий и управления (УлГТУ) Ульяновский государственный технический университет Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации Ульяновский авиационный колледж Ульяновский технический колледж Школа «Волга - Днепр международное обучение» (английский язык). Weaknesses - Отсутствие у области успешного опыта реализации инвестиционных проектов - Ограничения, накладываемые на зону таможенным регулированием
Внешняя среда Opportunities - Подъем авиационной промышленности России - Повышение инвестиционной привлекательности региона и Российской Федерации в целом - Совершенствование механизмов государственной поддержки крупных инфраструктурных проектов - Развитие смежных отраслей в регионе (транспорт, торговля, сельское хозяйство и др.) Threats - Затягивание сроков реализации проекта зоны - Дефицит финансирования со стороны регионального и федерального бюджетов - Срыв контрактов с резидентами - Конкуренция с другими инвестиционными проектами региона.
- осуществление финансового планирования проекта, причем оно не должно носить жесткого характера, нужно использовать как можно более гибкие инструменты, например, гибкие бюджеты;
- разработка различных сценариев развития проекта. Они помогут разобраться в максимальных и минимальных ожиданиях при реализации проекта.
И, наконец, оценим перспективы развития зоны с точки зрения подхода финансового менеджмента к оценке инвестиционных проектов. Зона имеет инвестиционный план по предполагаемым объемам государственных (федеральный и региональный бюджет) затрат на реализацию проекта и соответственно объемам налоговых поступлений от резидентов зоны. С точки зрения государства, налоговые поступления от зоны являются одними из главных показателей ее функционирования. Таким образом, представим зоны в Ульяновской области инвестиционным проектом.
Инвестиции в него - государственные вливания, денежные поступления - налоговые поступления. Имея инвестиционный план развития зоны, проанализируем его с помощью расчета чистого дохода (Net Value), чистого дисконтируемого дохода (Net Present Value), срока окупаемости (Payback Period). Получаем, что чистый доход выйдет в плюс только к 2025 г., то есть через 11 лет, когда с момента реализации проекта зоны пройдет 15 лет. Таким образом, первый чистый доход будет получен через 11 лет и составит 87 млн руб., что показано в таблице 2.
С учетом минимальной ставки доходности на вложенные государством средства в размере 10 %, рассчитаем NPV. Согласно расчетам, первый чистый дисконтированный доход будет получен в 2025 г. в размере 27,753 млн руб.
Таблица 2 - Расчет чистого дохода от реализации проекта ОЭЗ портового типа в Ульяновской области
Инвестиции в проект Денежные поступления от проекта NV, Net Value
Годы реализации инвестиционного проекта Сметная стоимость инвестиционного проекта, млн руб. Объем налогов и таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, млн руб. Чистый доход
2014 2474 0 -2474
2015 6611 12 -6599
2016 10 383 108 -10 275
2017 11 913 206 -11 707
2018 11 913 267 -11 646
2019 11 913 326 -11 587
2020 11 913 1326 -10 587
2021 11 913 2326 -9587
2022 11 913 3326 -8587
2023 11 913 5000 -6913
2024 11 913 10 000 -1913
2025 11 913 12 000 87
Получение любого из этих доходов - существенное вливание в экономику Ульяновской области, тем более что с годами доход будет только расти. Срок окупаемости будет в пределах 15 лет от момента создания зоны, что составляет лишь одну треть от всего срока существования зоны (49 лет), как видно из таблицы 3. Так, проект зоны в Ульяновской области выглядит крайне обещающим. Да, он находится на начальной стадии, но цель у него стратегическая - подъем авиационной промышленности России. Поэтому крайне нецелесообразной выглядит преждевременная оценка Счетной палаты данной зоны и вынесение вердикта: неэффективная.
Таблица 3 - Расчет чистого дисконтированного дохода от реализации проекта ОЭЗ портового типа в Ульяновской области_________________________________________
Годы реализации инвестиционного проекта Сметная стои- мость инве- стици- онного проекта, млн руб. Объем налогов и таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ, млн руб. Коэффициент дисконтирования при 10 % годовых Дисконтированные затраты Дисконти- рованные денежные поступле- ния Чистый дисконти- рованный доход Net Present Value
2014 2474 0 0,909 2248,866 0 -2248,87
2015 6611 12 0,826 5460,686 9,912 -5450,77
2016 10 383 108 0,751 7797,633 81,108 -7716,53
2017 11 913 206 0,683 8136,579 140,698 -7995,88
2018 11 913 267 0,621 7397,973 165,807 -7232,17
2019 11 913 326 0,564 6718,932 183,864 -6535,07
2020 11 913 1326 0,513 6111,369 680,238 -5431,13
2021 11 913 2326 0,447 5325,111 1039,722 -4285,39
2022 11 913 3326 0,424 5051.112 1410,224 -3640,89
2023 11 913 5000 0,386 4598,418 1930 -2668,42
2024 11 913 10 000 0,35 4169,55 3500 -669,55
2025 11 913 12 000 0,319 3800,247 3828 27,753
На каждую ситуацию, на каждую зону влияет бесконечное множество факторов. Вот почему при оценке функционирования зоны не стоит ограничиваться плоской системой достижения определенных показателей. Оценка должна носить комплексный характер. Также важно закладывать в планы на будущее развитие зоны возможные отклонения от намеченных результатов, использовать гибкое планирование. И не рубить с плеча, как принято у нас в России. Государство денег дало - государство должно их побыстрее получить с прибылью. Побыстрее не получится,
а если и получится, то ничего кроме сиюминутной выгоды это не принесет. Наша цель - долгосрочный устойчивый экономический рост.
Ссылки:
1. Постановлением правительства Российской Федерации № 1163 «О создании на территории Ульяновской области портовой особой экономической зоны» от 30 декабря 2009 г.
2. Попова М.В., Рубцов Н.М. Анализ и оценка исторического опыта России в процессе государственного управления созданием и функционированием особых экономических зон // Теория и практика общественного развития 2014. № 7 [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://teoria-practica.rU/rus/files/arhiv_zhurnala/2014/7/ekonomika/popova-rubtsov.pdf (дата обращения: 06.06.2014).
3. Там же.
4. Транспортная стратегия России на период до 2030 г. Утверждена распоряжением правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р.