УДК 378:620.3(571.13)
В. В. ДАНЬШИНА В. И. СУРИКОВ
Омский государственный технический университет
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ____________________________
В работе проанализирована региональная (на примере Омской области) структура подготовки кадров, разработана система подготовки кадров. Она включает в себя проектирование учебных планов с учетом потребностей предприятий региона, разработку УМКД по дисциплинам направления, заключение договоров с ведущими предприятиями на проведение практики. Изучено отношение различных групп омичей к развитию индустрии в регионе. Предложена городская программа популяризации научных знаний.
Ключевые слова: система подготовки кадров, интеграция науки и образования.
Президентской инициативой от 24 апреля 2007 года «Стратегия развития наноиндустрии» (Пр. № 688) определено создание в ближайшие 10—15 лет в стране надотраслевой научно-образовательной и производственной среды с целью построения нового технологического базиса экономики страны. Для достижения этой цели в качестве конкретной задачи определено формирование системы подготовки кадров, способных проводить на высоком уровне исследования и разработки в области наноиндустрии [1].
В связи с динамичным развитием наноиндустрии в современный период и развивающимся рынком нанопродуктов необходимо совершенствовать процессы подготовки специалистов; разработку системы высшего профессионального образования и инновационных форм подготовки кадров. Для вузов формируется наиболее актуальная задача — подготовка кадров в области нанотехнологий в региональном аспекте.
Цель данного исследования — разработать систему подготовки кадров для нанотехнологий в регионе (на примере Омской области).
Объектом исследования является система профессиональной подготовки кадров для нанотехнологий.
В планах действий правительства Омской области предполагается создание исследовательского и инжинирингового центра в сфере нанотехнологий и наноматериалов [2]. Основные инновационные предприятия и проекты в области нанотехнологий:
— ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет» — производство высокоточного режущего инструмента с износостойким нанопокрытием для машиностроения; точечные ферромагнитные источники излучения; интеллектуальные наносенсорные системы;
— ОАО «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей» («Омский НИИД») — производство резинотехнических изделий с наноструктурированным металлопокрытием;
— ООО «Омсктехуглерод» — промышленное производство синтетических углеродных нанопо-ристых материалов;
— ФГУП Омский научно-исследовательский институт приборостроения (ОНИИП) — разработка чипсета приемника цифрового радиовещания БЯМ/БЯМ + ;
— ЗАО НКПФ «СЭПИКО» — создание крупномасштабного производства фотоэлектрических модулей на основе тонкопленочных солнечных элементов из аморфного кремния и энергосистем различного назначения;
— Институт проблем переработки углеводородов Сибирского отделения Российской академии наук (ИППУ СО РАН) — различные катализаторы и сорбенты, созданные на основе наноструктур.
В то же время отмечается, что реализация нанотехнологических процессов на производстве в значительной мере сдерживается нехваткой научных и инженерно-технических кадров, которые способны разрабатывать и внедрять новые технологии. Это отражается на стадии принятия управленческих решений, при проектировании технологических режимов и в реализации промышленных процессов.
С учетом потребностей региона в подготовке кадров в ОмГТУ открыто новое направление подготовки студентов 210600.62 «Нанотехнология», главной особенностью которого является ориентация на практическую подготовку специалистов.
Нанотехнологии охватывают практически все отрасли науки и производства: машиностроение, электронику, авиацию, транспорт, медицину, сельское хозяйство и т. д. В связи с междисциплинарным характером нанонауки и необходимостью постоянного отслеживания быстро меняющихся потребностей региона в трудовых ресурсах возникает острая необходимость создания системы нанотехнологической подготовки таким образом, чтобы каждый выпускник вуза владел основами проектирования и реализации нанотехнологических процессов.
Подготовку студентов целесообразно начинать с дисциплин «Введение в специальность», «История наноиндустрии», «Основы нанонауки», изучение
которых позволит получить им общие представления о нанотехнологиях, узнать терминологию нанонауки, познакомиться с основными методами получения и исследования наноструктур и наноматериалов. В учебных планах ОмГТУ эти дисциплины введены в вариативную часть ГСЭ и ЕН циклов.
На выпускающей кафедре разработаны учебные планы, отражающие согласованность теоретического и практического компонентов обучения: «Нано-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012
55 и старше 45-54 ВО: фаст
35-44
25-34 —
17-24
0% 10% 20% 30% 40% 50% ■ Количество опрошенных
Рис. 1. Количество опрошенных по возрасту
Рис. 2. Количество опрошенных по социальному статусу
государству
частным
предприятиям
Рис. 3. Изготовление нанопродуктов
технологии в каталитических процессах», «Техникоэкономическое проектирование наносистем», «Радиационные технологии в наносистемах», «Материалы и методы нанотехнологии».
Приоритетным направлением реализации системы подготовки является введение общих интегрированных курсов по нанопроцессам и нанотехнологиям, таких как «Физическое материаловедение», «Биомедицинские нанотехнологи», «Физико-химия низкоразмерных систем».
Важным моментом в реализации системы подготовки является создание учебно-методических комплексов (УМКД) по дисциплинам направления, публикация учебных пособий с грифом УМО [3], разработка лабораторного практикума и т.д. УМКД включает в себя рабочие программы, конспекты лекций, дидактические материалы для практических заданий, материалы для контроля знаний.
Основная функция вуза — интеграция научной и образовательной деятельности на всех уровнях высшего и послевузовского профессионального образования с целью выполнения исследований и разработок мирового уровня. Для этого в ОмГТУ создан Научно-образовательный ресурсный центр нанотехнологий, заключены договора с ведущими предприятиями на проведение практики. Студенты уже с первого курса проводят исследования инфраструктуры наноиндустрии, рынка нанопродуктов в г. Омске, влияние нанотехнологий на социум и др.
Во время исследования было опрошено 346 омичей, от школьников до пенсионеров (рис. 1, 2).
Большинство респондентов (71 %) знают, что такое нанотехнология, 55 % из них считают, что заниматься изготовлением (производством) нанопродуктов должны государственные структуры (рис. 3).
Информацию они получают из Интернета (60 %), телевидения (30 %) и прочих СМИ (10 %). О том, что в городе Омске проводятся разработки нанопродуктов, знают 50 % студентов, 23 % безработных, 17% работающих и 10 % пенсионеров.
По результатам исследования была разработана городская программа популяризации научных знаний в области нанотехнологий, в которую, например, входят:
— цикл научно-познавательных лекций о нанотехнологиях для населения г. Омска и особенно школьников. Это позволит расширить сотрудничество между школами и университетом через знакомство учащихся с достижениями современной науки;
— организация городской научно-практической конференции по нанотехнологии, результаты которой можно освещать в городских СМИ;
— расширение популярных публикаций в региональных газетах и ТВ;
— пропаганда возможностей нанотехнологий среди предпринимателей;
— проведение и анализ опросов населения, в том числе через сеть Интернет и т.п.
Начиная с третьего курса студенты принимают активное участие в проведении экспериментов в Научно-образовательном ресурсном центре нано-
не знаю
технологий, который оснащен современным оборудованием.
Результаты исследований студенты апробируют на конференциях разного уровня и публикуют в научных изданиях.
Таким образом, в настоящей статье впервые раскрыта региональная структура подготовки кадров в области нанотехнологий, изучено общественное мнение и спрос, проработана вариативность учебных планов и программ с учетом интегративного содержания.
Результаты проведенного исследования позволили создать систему подготовки кадров в области нанотехнологий для организаций региона, это будет способствовать расширению числа участников данного направления, а также поможет разработать учебные планы и программы для различных уровней подготовки специалистов.
Разработанная система подготовки бакалавров техники и технологии по направлению «Нанотехнология» явилась фундаментом для разработки магистерской подготовки специалистов.
Библиографический список
1. Профессионально ориентированное кадровое обеспечение наноиндустрии / А. Иванов [и др.] // Наноиндустрия. — 2009. - № 9. - С. 76-81.
2. Дан старт Плану действий правительства //АиФ в Омске. — 2012. — 25 января. — № 4.
3. Основы нанонауки и перспективы нанотехнологий : учеб. пособие. В 2 т. / О. В. Кропотин [и др.] ; под общ. ред. К. Н. По-лещенко. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. Т. 1. — 76 с. Т. 2. — 77 с.
ДАНЬШИНА Валентина Владимировна, кандидат химических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физики.
СУРИКОВ Валерий Иванович, доктор физико-математических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой физики.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.06.2012 г.
© В. В. Даньшина, В. И. Суриков
УДК 378 147 Г. Н. ЛОБОВА
Омский государственный технический университет
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Рассмотрено влияние современной технологии деятельности студентов по £ЛРТ-мето-дологии на проявление эстетической функции как побочной функции достижения результата. Влияние выявлено с помощью теста Н. И. Рейнвальда, включающего уровень эстетического развития личности.
Ключевые слова: SADT-технология деятельности, принцип самообучения, диаграмма, тестирование, эстетическое развитие.
В педагогике высшей школы одно из направлений исследований посвящено технологиям обучения. Технологический подход к обучению студентов позволяет гарантированно получить качественно подготовленных к профессиональной деятельности выпускников. В нашем случае речь идет об обучении студентов SADT-технологии деятельности. Аббревиатура SADT (Structured analysis and Design Technology) означает технологию структурного анализа и проектирования. Содержание SADT-технологии деятельности для обучения студентов рассмотрено в ряде работ [1—4].
Отметим, что современное высшее профессиональное образование характеризуется принципом самообучения, на который указал П. И. Пидкасис-тый [5]. Студентов необходимо вооружить такой обобщенной технологией деятельности, которая позволит реализовать технологию «добывания» новых научных знаний в учебном процессе самостоятельно. Такая технология деятельности послужит «добыванию» новых знаний не только в учебной деятельности, но и в будущей профессиональной деятельности. Именно такой технологией является SADT-
технология деятельности, выполняемой студентами самостоятельно в индивидуальном учении.
Разработка и внедрение БДОТ-технологии деятельности в учебный процесс вуза позволили достичь «созвучия» с «регулятивным воздействием» субъекта деятельности на предметный мир, указанное В. А. Сластениным [6]. Это «созвучие» проявляется в следующем.
1. БДОТ-технология деятельности лежит в основании результативной учебной деятельности.
2. БДОТ-технология разработана на основе БДОТ-методологии, являющейся одной из современных научных методологий [7].
3. Требуемый результат индивидуальной деятельности обеспечивается самостоятельным выполнением субъектом деятельности алгоритма, который «направляет» мышление студента к намеченной цели, ставя «метки» в пути поисковой деятельности.
Организует и выполняет деятельность сам субъект деятельности, с учетом его приобретенных ранее знаний, опыта, умений, сформированных навыков. Выполнение деятельности по БДОТ-технологии обеспечивает студенту условия для раскрытия своих по-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ