УДК: 378:620.3
B.B. Данъшина, V.V. Danshma, e-mail: [email protected] В.И. Суриков, V.l. Surikov, spin-код: 7522-3542, e-mail: sun'[email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
СОСТОЯНИЕ II ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ Н АН ©ТЕХНОЛОГИЙ
STATE AND PROSPECTS ОГ DEVELOPMENT OF REGIONAL TRAINING SYSTEM
FOR NAN О TT CH NO Г О GY
В работе рассматриваются вопросы подготовки кадров по направлению «Нанотехнологня». Показано, что научно-исследовательская работа студентов является одной ю важнейших частей системы подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием, в особенности в области нанотехнолопш.
The paper deals with issues of training in «Nanotechnology». Shows that the research work of students is one of the most important parts of training highly qualified specialists with higher professional education especially in the field of nanoteclinology.
Ключевые слова: иаиотекнологвя, подготовка кадров, научпо-исследователъская работа студентов
Keywords: nanotechnology, training, Islamic research work of students
В связи с бурным развитием федеральных национальных проектов, одним нз которых является «Индустрия наносистем», в Омском регионе возросли значительные потребности в специалистах высокой квалификации в области нанотехнологий. В городе Омске - одном из крупнейших промышленных центров России с населением свыше 1 млн. человек - расположено значительное число производственных организаций, комплексов и научных центров (Нефтехимический комплекс Омской области, ОАО НЛП «Эталон», ФГУП «Омский приборостроительный las од им Н.Г. Козицкого», ООО «Омсктехуглерод», Омский научный нентр СО РАН и др.), для которых на долгосрочный период требуется высококвалифицированные специалисты, способные решать на современном уровне 'задачи создания, исследования, моделирования и эксплуатации наноматериалов и компонентов наносисгемиой техники.
Перечислять все области, где нанотехнолопш перевернут существующие порядки, невозможно. Наноматериалы содержат структурные элементы, геометрические размеры которых, хотя бы в одном измерении, не превышают 100 нм, и, как правило, обладают качественно новыми свойствами, поскольку здесь важную роль играют квантовомеханические эффекты. Нанотехнологии позволяют создавать принципиально новые материалы и устройства для электроники, фотоники, микроэлектромеханики, биологии и медицины. Индустрия наносистем и наноматериалов относится к числу приоритетных научных направлений. Специалисты в области нанотехнологии будут востребованы в науке и в наукоемких производствах, которые составят основу экономики 21 века.
В ОмГТУ подготовка специалистов по направлению «Нанотежнология» осуществляется с 2009 года. Разработана система подготовки кадров для нанотехнологий [1]. В 2013 г. состоялся первый выпуск. Подготовка бакалавров проводится на кафедре «Физика». Данная специальность предполагает реализацию междисциплинарного подхода в подготовке специалистов, которые должны овладеть глубокими знаниями в области материаловедения, физики, биологии, химии. Обучение студентов в области нанотехнологий гребует наличие высококвалифицированных кадров в области квантовой физики, статистической физики, физики конденсированного состояния, физико-химии низкоразмерных систем.
В течение 4-х лет обучения сотрудникам кафедры пришлось практически с нуля создавать материально техническую базу, разрабатывать УМКД с их полным наполнением: конспекты лекций, методические указания по производственно-технологической практике, по выполнению лабораторных работ, руководство по подготовке бакалаврской работы.
Дна проведения научных исследований в ОмГТУ создан Научно образовательный ресурсный центр нанотехнологий. На его площадях размещено диагностическое оборудование (растровый электронный микроскоп, зондовый атомно силовой микроскоп, оптический микроскоп. металлографический микроскоп) и технологии магнетронного напыления и измерения мнкрогвердосги материалов. Это оборудование используется как для учебного процесса, например, лабораторные работы по дисциплине «Зондовая микроскопия», дипломное проектирование. так и для выполнения научных работ.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является обязательной, неотъемлемой частью подготовки квалифицированных специалистов в ФГБОУ В ПО «Омский государственный технический университет» как неразрывная составляющая часть всего образовательного процесса.
Система НИРС - одна из важнейших частей системы подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием через освоение в процессе обучения основ профессионально-творческой деятельности, приемов, навыков и методов индивидуального и коллективного выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к самостоятельности и научному творчеству.
Составными частями системы НИРС в университете являются:
- включение элементов научных исследований в учебную программу (проблемные лекции, лабораторно-практическне занятия с элементами научных исследований, выполнение рефератов по актуальным научным тематикам);
-участие студентов во всех видах научно-исследовательских работ.
Студенты вовлечены в научную работу не только по темам кафедры, но и по проектам
РФФИ.
Научные результаты, полученные студентами университета, апробируются на конференциях разного уровня (от университетских до международных), публикуются в сборниках тезисов докладов и научных статей, издаваемых университетом и другими организациями.
На базе кафедры в 2011 году организована и ежегодно проводится научно-практическая конференция студентов ОмГТУ «Актуальные проблемы современной науки».
11% студентов приняли участие во всероссийском студенческом форуме. Один студент награжден дипломом. Один студент стат лауреатом конкурса «Сгудент-исследователь ОмГТУ».
По программе стратегического развития (п. 1.1.1 «студенческая мобильность») 5 студентов приняли участие в ГУ Всероссийской научно-практической конференции «Современные наукоёмкие инновационные технологии» (г. Самара).
29%
55%
12%
Ш Заявки прелщнипш
□ Фундаментальные научные иг следов ання
□ Предложено студентап
Рис. I. Выполнение выпускных квалификационных рабог
Кафедра поддерживает гесную связь с предприятиями региона. Третья часть выпускных квалификационных работ бакалавров выпуска 2013 года (рис.1) выполнялась по заявкам
предприятий: Учреждение Российской академии наук «Институт проблем переработки углеводородов СО РАН» (ИПГТУ СО РАН). ФГУП «Омский научно-исследовательский институт приборостроения» (ОНИИП), ОАО «Омский каучук».
О высоком уровне подготовки свидетельствуют итоги гос. экзамена (средний балл -4.3) и результаты зашиты ВКР: 59 % -отлично. 41 % - хорошо. 22 % выпускников получили диплом с отличием. По результатам защиты две работы были рекомендованы к опубликованию, одна - к внедрению. 83 % выпускников работают и продолжают обучаться в магистратуре по своей специальности.
Таким образом, интеграция образовательного и научно-технического потенциала в вузе способствует выявлению талантливых студентов, формированию научных интересов у начинающих исследователей, более полному использованию научно-педагогического потенциала преподавателей.
Библиографический список
1. Даныпина. В. В. Система подготовки кадров для нанотехнологий в региональном аспекте / В. В. Даныпина, Вал. И. Суриков // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. -2012. -№ 5. - С. 179-181.
63