Результаты теоретических, экспериментальных и прикладных исследований со всей убедительностью свидетельствуют о перспективах и реальности разработки интеллектуальных систем управления для создания высокоэффективных образцов ввт.
УДК 614.8
А.Ю. Кудрин
Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России»
СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
ОТ ЧС
Согласно Постановлению правительства российской Федерации № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» МЧС РФ является постоянно действующим органом управления единой системы на федеральном уровне. На МЧС РФ возложено орга--
.
Одной из функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых в МЧС РФ, является подсистема мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования .
Органами повседневного управления единой системы на федеральном уровне являются центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной .
Для информационного и научного обеспечения органов повседневного управления единой системы в МЧС РФ в рамках подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций создаются штатные и нештатные структурные подразделения, призванные оказывать поддержку органам управления по принятию решений в чрезвычайных ситуациях.
Согласно Основным направлениям развития ВНИИ ГОЧС МЧС России на 2006-2007 .
решений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (дапее - ЦППР).
ЦППР является нештатным подразделением федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МЧС России» (дапее - ФГУ ).
Целью создания ЦППР является всесторонне научно обоснованное информационно-справочное обеспечение деятельности руководства МЧС России, Национального центра управления в кризисных ситуациях, структурных подразделений Министерства и других органов, уполномоченных решать вопросы в области гра, , обеспечения безопасности на воде, в целях поддержки принимаемых ими решений.
В состав автоматизированных рабочих мест Центра входят (рис.1) :
♦ Система поддержки принятия реше ний в случае крупных землетрясений, ГИС «Экстремум» [1].
♦ Расчетные задачи оценки последст вий ЧС природного и техногенного ха-
.
♦ Информационные системы для подготовки рекомендаций по предупреждению и ликвидации ЧС, включающие анализ космической информации
♦ Система Мониторинга за состоянием критически-важных объектов.
♦ Система приема и передачи информации.
Автоматизированные рабочие места Центра поддержки принятия решений в ЧС (ЦППР)
Приема и передачи Система мониторинга за состоянием информации
критически-важных объектов
Рис.1
В соответствии с целевым предназначением ЦППР его основными задачами являются:
1. -
ции с доведением полученных данных до ЦУКС МЧС России и ряда зарубежных ( ).
Подготовка совместно с Российской академией наук в рамках Российского экспертного совета по прогнозу землетрясений и оценки сейсмической опасности и риска (РЭС) справок о сейсмической опасности на территории Российской Феде.
2. -
с целью мониторинга предвестников чрезвычайных ситуаций (дштее - ЧС), выявления фактов их возникновения и параметров, а также контроля динамики развития ЧС на территории Российской Федерации.
3. , ,
реального времени мониторинга защищенности критически важных объектов, включая оценку состояния их инженерных конструкций, и перевозки особо опасных грузов;
4.
,
и обеспечения безопасности.
5. Расчет последствий и мероприятий по ликвидации для следующих видов ЧС: лесных пожаров, наводнений и паводков.
6. Отработка организационных, технических и технологических решений, закладываемых в основу создания системы пострадавших в ДТП, отработка принципов и технологий информационного обеспечения системы оказания консультаци-
.
7. Сбор, анализ, комплексная обработка всех видов данных (включая стати-
, ), расчётных сценариев развития чрезвычайных ситуаций на основе утверждённых методик или их экспертно-анадитическая оценка.
8. Научно-методическое сопровождение поддержки принятия решений в случае возникновения ЧС.
9. Оценка предлагаемых к реализации инженерно-технологических мероприятий гражданской обороны, выработка научно обоснованного перечня дополнений и предложений по увеличению их эффективности для каждого конкретного
.
10. Осуществление экспертно-анадитической оценки угроз возникновения и
, ( -
).
11. -
назначения и разработка рекомендаций по их использованию и формам представ.
12. Подготовка предложений по вопросам снижения рисков функционирования объектов промышленного производства.
ЦППР взаимодействует со следующими подсистемами ФГУ ВНИИ ГОЧС [2]:
♦ международный центр о ценки безопасности зданий;
♦ информационно про гностический комплекс;
♦ экспери ментально-моделирующий стенд;
♦ система приема и о бработки авиационно-космической информации.
Технология поддержки принятия решений в ЧС включает в себя получение
необходимой информации о ЧС, их последствиях и принятых мерах из различных источников. Исходя из объема полученной информации, производится расчет последствий ЧС и мероприятий по их ликвидации с использованием методики, которая может дать наиболее точную оценку (рис.2).
Технология поддержки принятия решений Центром
ЦУКС МЧС России
........... _тгг....................
Рекомендации по предупреждению и ликвидации ЧС
___________________и_____________________
Центр поддержки принятия решений в ЧС
ГИС с банком данных
Экспресс Ведомственные и Расчет
методики оценки зарубежные АСДНР
Информационно-
справочные
системы
последствий ЧС методики оценки
последствий ЧС
Информация: о ЧС и их последствиях; принятых мерах по ликвидации последствий ЧС
Эксперты
ЦУКС. ВЦМП ГУ МЧС
МЧС России России
субъектов РФ
Критически-важные и потенциально-опасные объекты
Рис.2
По мере получения дополнительной информации, расчет может производиться с использованием других, наиболее точных методик. Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС готовятся не только на основе расчетных задач, но и с использованием накопленных баз знаний, содержащих предыдущий опыт проведения подобных работ, новые методы и технологии ликвидации последствий различных видов ЧС, сведения о новых аварийно-спасательных инструментах и их наличии и т.п.
К подготовке рекомендаций могут быть подключены специалисты из других министерств и ведомств, в том числе и в режиме видеоконференции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Шахраманьян М.А. Новые информационные технологии в задачах обеспечения национальной безопасности России. М.: ФЦ ВНИИ ГОЧС, 2003. 398 с.
2. Сборник научно-технических трудов. М.: ИИЦ ВНИИ ГОЧС, 2001. 400 с.
3. Управление риском : Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. Под ред. Макарова И.М. М.: Наука, 2000. 431 с.
4. Статистические модели и многокритериальные задачи принятия решений. Под ред. Шахнова И.Ф. М.: Статистика, 1979. 184 с.
5. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. Под ред.
6. Шахнова И.Ф. М.: Мир, 1976. 230 с.
7. Гадает В.А., Ушаков И.А. Надежность сложиых информационно-управляющих систем. М.: Советское радио, 1975. 192 с.