Научная статья на тему 'Ways of modernization of the automated system of crisis management of the Emercom of Russia'

Ways of modernization of the automated system of crisis management of the Emercom of Russia Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
130
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / COMPUTERIZED SYSTEMS / MODERNIZATION / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Kachanov Sergey A., Ageev Sergey V., Grachev Vitali L.

The principles and the main approaches to the upgrade of software and structure of information provision of automated information management system of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, as well as ways to increase the level of interaction between the functional subsystems of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Kachanov Sergey A., Ageev Sergey V., Grachev Vitali L.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ways of modernization of the automated system of crisis management of the Emercom of Russia»

/14 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45) УДК 614.8

Пути модернизации автоматизированной системы антикризисного управления МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

С.А. Качанов, С.В. Агеев, В.Л. Грачев Аннотация

Рассмотрены принципы и основные подходы к проведению модернизации программных средств и структуры информационного обеспечения автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС, а также пути повышения уровня взаимодействия функциональных подсистем РСЧС.

Ключевые слова: автоматизированные системы; модернизация; антикризисное управление.

Ways of Modernization of the Automated System of Crisis Management of the EMERCOM of Russia

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

S. Kachanov, S. Ageev, V. Grachev

Abstract

The principles and the main approaches to the upgrade of software and structure of information provision of automated information management system of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations, as well as ways to increase the level of interaction between the functional subsystems of the unified state system of prevention and liquidation of emergency situations.

Key words: computerized systems; modernization; crisis management.

Под антикризисным управлением в чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС) понимается оперативное управление силами и средствами предупреждения и ликвидации последствий ЧС, выполняемое специальной системой органов управления. Системой антикризисного управления Российской Федерации является Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) [1]. Ряд федеральных органов исполнительной власти также использует ведомственные системы антикризисного управления федерального уровня (например, в МЧС России такой системой является система центров управления в кризисных ситуациях), субъекты Российской Федерации — региональные системы антикризисного управления (например, системы-112), муниципальные образования — системы антикризисного управления местного уровня на базе единых дежурно-диспетчерских служб. Таким образом, под системой антикризисного управления в ЧС необходимо понимать совокупность органов управления, сил и средств, используемых для защиты населения и территорий от ЧС, с обязательным указанием ее принадлежности (т.е. федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций). Для повышения эффективности большинства существующих систем антикризисного управления в ЧС развернуты соответствующие автоматизированные системы.

В рамках РСЧС создана базовая инфраструктура автоматизированной информационно-управляющей системы (далее — АИУС РСЧС), основой которой является система центров управления в кризисных ситуациях (далее — ЦУКС) МЧС России в субъектах Российской Федерации. Региональные ЦУКС МЧС России осуществляют управление 45 функциональными и 85 территориальными подсистемами РСЧС. Они координируют деятельность органов управления и сил РСЧС общей численностью более двух миллионов человек и оперативные силы МЧС России численностью более 100 тыс. человек. Также они являются важнейшей составной частью системы управления гражданской обороны страны. Поддержку функционирования ЦУКС МЧС России на местном уровне осуществляет система-112, создаваемая на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

МЧС России осуществляет модернизацию своей системы управления в целях перехода от реагирования на произошедшие ЧС к предотвращению ЧС путем внедрения в АИУС РСЧС технологии динамического анализа риска, искусственного интеллекта. На региональном уровне создается комплексная система безопасности жизнедеятельности и развертывается на местном уровне аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», интегрированный с системой-112.

Масштабная задача реформирования системы управления МЧС России влечет за собой задачу модернизации сегментов АИУС РСЧС мирного и во-

енного времени аналогичной сложности. Перечень мероприятий, которые МЧС России предполагает выполнить для развития АИУС РСЧС, включает несколько основных пунктов:

завершить создание объектов автоматизации — региональных ЦУКС МЧС России с учетом новых задач, поставленных руководством страны. Эта работа ведется совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в полном объеме учитывает интересы территорий и МЧС России. Это позволит исключить необходимость создания иных управленческих структур на местах;

федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить полномасштабное автоматизированное информационное взаимодействие при установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации особого уровня реагирования в целях ликвидации ЧС; для этого использовать специально разрабатываемые в ходе модернизации АИУС РСЧС комплексы информационного взаимодействия, реализуемого посредством электронных сервисов и унифицированного интерфейса обмена данными, либо посредством обмена электронными сообщениями и документами;

продолжить автоматизацию и формирование органов повседневного управления РСЧС всех уровней. Приоритетом в этой работе предлагается считать системное внедрение новых технологий управления по принципу единой технологической цепочки спасения людей: мониторинг — оценка — реагирование — взаимодействие — эффективная помощь человеку;

построить глобальную сеть автоматизированного взаимодействия центров управления в кризисных ситуациях с выделением зон Европейского Союза, Содружества Независимых Государств, Шанхайской Организации Сотрудничества и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Организовать совместную деятельность служб и организаций структур управления в кризисных ситуациях с координационными центрами профильных международных организаций. Это позволит реализовать новые подходы по продвижению российских технологий в области автоматизированных систем антикризисного управления.

В целях реализации единой научно-технической политики МЧС России в области создания, совершенствования и эксплуатации АИУС РСЧС вышел приказ МЧС России от 11.09.2014 г. № 500 «О совете Главных конструкторов АИУС РСЧС», функции генерального конструктора АИУС РСЧС возложены на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Принятие решения по выбору конкретного варианта модернизации объектов автоматизации АИУС РСЧС должно быть обосновано, основные подходы к обоснованию проектирования автоматизированных систем управления в ЧС изложено в [2, 3].

Основная идея модернизации АИУС РСЧС — уход от реагирования на ЧС «постфактум» к преобладающему предотвращению ЧС путем переноса акцента от фрагментарной автоматизации к всеобъ-

/16 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 3 (45)

емлющей комплексной. Комплексная автоматизация позволит внедрить технологии динамического анализа риска, искусственного интеллекта, максимально эффективно использовать интенсивно развивающиеся технологии облачного хранения и обработки данных в части формирования защищенной ведомственной инфраструктуры.

В качестве основных принципов развития АИУС РСЧС должны быть приняты: переход от оперативного реагирования к управлению рисками, системный подход, научная обоснованность, децентрализация, обратная связь, максимальная эффективность, мотивация персонала, импортозамещение, поэтапное развитие.

Модернизированная АИУС РСЧС будет включать в себя следующие функциональные элементы: единую программную платформу; хранилище данных;

интерфейс взаимообмена информацией с хранилищем данных;

пользовательский интерфейс. Единая программная платформа — базовый элемент модернизированной АИУС РСЧС и представляет собой совокупность программных средств, позволяющих осуществлять интеграцию существующих и разработку новых программных продуктов (функциональных подсистем, программных блоков и модулей), используя ранее разработанные элементы с целью масштабирования АИУС РСЧС и расширения функциональности при одновременном исключении дублирования программных ресурсов.

Хранилище данных — основной интегрирующий элемент модернизированной АИУС РСЧС с точки зрения информационного обеспечения. Оно предназначено для решения задач централизованного сбора, хранения и обработки данных АИУС РСЧС и представляет собой территориально распределенный комплекс баз данных и необходимых аппаратных средств, позволяющий структурированно хранить используемую в системе информацию (картографические данные, происходящие события, документы, мониторинговую информацию, данные паспортов территорий, исходные данные для выполнения расчетов и их результаты и т.д.). Это — единая точка доступа для сохранения и получения всей документальной, картографической и событийной информации, исключает дублирование информации аналогично единой программной платформе.

Основой оперативного реагирования является подсистема, позволяющая автоматизировать функционирование оперативной дежурной смены, прогнозирование обстановки, обоснование эффективных мероприятий по защите населения и территорий, планирование сил и средств для проведения аварийно-спасательных работ, расчет объемов мероприятий по жизнеобеспечению населения.

Подсистема поддержки принятия решений должна обеспечить автоматизацию этого процесса, значительно сокращает время реагирования на ЧС и включает целый ряд взаимоувязанных расчетных задач, которые позволяют подготавливать предложения по

проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) и межведомственную рабочую карту обстановки. Если существующие методики расчета последствий ЧС актуальны и позволяют оперативно провести расчеты, то методики по проведению АСДНР базируются на использовании параметров старых и зачастую снятых с производства аварийно-спасательных инструментов и машин. То есть, требуется актуализировать методики проведения АСДНР и внести изменения в единую систему классификации и кодирования АИУС РСЧС и программные средства.

Предполагается новый подход к паспортизации потенциально опасных объектов (ПОО) и территорий: объединить информацию из паспортов безопасности ПОО, деклараций промышленной безопасности, паспортов территорий и декларации пожарной безопасности в единую базу данных паспортизации, где информация будет храниться в структурированном виде с обязательной географической привязкой. Создание такой базы данных позволяет автоматизировать формирование паспортов безопасности территории на основе данных паспортов безопасности конкретных объектов, размещенных на этой территории, увеличить оперативность работы с данными документами, программным способом изменять необходимые данные, например, количество опасного вещества или границы ПОО, окончательный документ в привычном виде можно получить автоматически, сформировав его из слоев картографической базы данных.

Необходимо обеспечить полномасштабную интеграцию с АИУС РСЧС и совершенствование автоматизированной системы оповещения на всех уровнях управления. В целях доведения до каждого человека, находящегося на территории, где существует угроза ЧС, либо в зоне ЧС, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении ЧС, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации, создается комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее — КСЭОН). КСЭОН функционирует в составе действующих систем оповещения населения и представляет собой комплекс программно-технических средств систем оповещения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов.

Одним из важнейших вопросов является обеспечение полномасштабного автоматизированного информационного взаимодействия внутри РСЧС между 45 ее функциональными подсистемами. Создано значительное количество информационных автоматизированных систем антикризисного управления различной ведомственной принадлежности. Их интеграция предполагает использование специально разрабатываемых в рамках модернизации АИУС РСЧС комплексов информационного взаимодействия, функционирование которых должно быть основано на базе электронных сервисов и унифицированного интерфейса обмена данными, либо осуществление

обмена электронными сообщениями и документами. Организация взаимодействия с внешними системами позволит создать единый интерфейс доступа к данным для ранее разработанных и вновь создаваемых программных средств.

Системы мониторинга и оповещения, созданные и эксплуатируемые различными министерствами и ведомствами, целесообразно включить в состав КСЭОН. Также необходима полная «автоматизированная» интеграция всех существующих и принадлежащих различным министерствам и ведомствам на различных уровнях управления систем мониторинга в АИУС РСЧС, прежде всего в части выявления лесных пожаров, наводнений и иных крупномасштабных опасных природных явлений, сейсмического, химического и радиационного мониторинга, в т.ч. за состоянием систем безопасности и жизнеобеспечения (СМИС и СМИК) критически важных, потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов.

Полномасштабное резервирование НЦУКС МЧС России предполагается осуществить созданием на базе ФГКУ «Рузский ЦОПУ» резервного центра управления, развернув и синхронизируя в реальном масштабе времени копии программного и информационного обеспечения АИУС РСЧС. В целях повышения готовности системы гражданской обороны Российской Федерации (далее — ГО) к действиям по предназначению, специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработан автоматизированный программно-технический комплекс по планированию и проведению мероприятий гражданской обороны (далее — АПТК-ГО). АПТК-ГО предназначен для ведения баз данных объектов, имущества и сил ГО, оценки параметров обстановки в военное время и при возникновении ЧС техногенного характера мирного времени, выполнения аналитических задач по ведению мероприятий ГО, а также для формирования и ведения планирующих документов в области ГО. Архитектура программного обеспечения АПТК-ГО позволяет модифицировать его под нужды ГО федерального органа исполнительной власти.

АПТК-ГО имеет многоуровневую структуру, при этом передача данных между уровнями осуществляется по защищенным каналам связи или на компакт-дисках. Отличительной особенностью АПТК-ГО является использование расчетных моделей воздействия современными средствами поражения и возникновения ЧС техногенного характера совместно с геоинформационной системой, что позволяет отображать обстановку на карте с возможностью дальнейшей печати. Все компоненты АПТК-ГО прошли испытания для использования на объектах информатизации с установленными средствами защиты информации.

Завершить модернизацию АИУС РСЧС предполагается к 2030 году. По опыту развертывания си-стемы-112 [4, 5], проведение столь масштабной модернизации АИУС РСЧС предполагает разработку и оценку эффективности альтернативных вариантов программы мероприятий, проработку иных организационных вопросов.

Разработаны Концепция развития НЦУКС МЧС России до 2030 года и системо-технический проект развития АИУС РСЧС на период 2015—2020 годов.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации «Положение о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794.

2. Агеев С.В., Грачев В.Л., Ковтун О.Б. Подходы к технико-экономическому обоснованию модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т. 10. № 4. С. 22—27.

3. Грачев В.Л. Об оценке эффективности автоматизированных систем управления в чрезвычайных ситуациях // Технологии техносферной безопасности: интернет-ж-л. 2014. Вып. 5 (57). Режим доступа: http://ipb.mos.ru/ttb

4. Качанов С.А., Агеев С.В., Ковтун О.Б., Грачев В.Л., Романов А.С. Основные подходы по созданию системы-112 в рамках реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в российской Федерации на 2013—2017 годы» // Технологии гражданской безопасности. 2013. Т. 10. № 2. С. 10—16.

5. Могильников С.А., Курашов А.В., Грачев В.Л. Организационные аспекты создания системы-112 в субъектах Российской Федерации // XVIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: Матеиалы конференции. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013. С. 287—292.

Сведения об авторах

Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ

ГОЧС(ФЦ), зам. нач. ин-та.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (499) 995-56-95.

E-mail: skachanov@inbox.ru

Агеев Сергей Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 400-99-58. E-mail: asvaser@yandex.ru SPIN-код — 3584-4627.

Грачев Виталий Леонидович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: g-vl@mail.ru

Information about authors

Kachanov Sergey A.: Doctor of Technical Sciences, prof., Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 995-56-95. E-mail: skachanov@inbox.ru

Ageev Sergey V.: Candidate of Technical Sciences, Federal

Government Budget Institution "All-Russian Research Institute

for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science

and High Technology), Head of Centre.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.

Tel.: (495) 400-99-58.

E-mail: asvaser@yandex.ru

SPIN-scientific — 3584-4627.

Grachev Vitali L.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Senior Researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: g-vl@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.