СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ ===SOCIAL SCIENCES==
УДК378:37.09 (Высшее образование. Университеты. Академическое обучение. Организация обучения)
СИСТЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ КАДРОВ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
© 2017 А.Л. Бусыгина, С.В. Левина, В.А. Гусев, В.Н. Лисачкина, Г.З. Карнаухов, В.А. Павловский
Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии. E-mail: busygina@pgsga. ru Гусев Владимир Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор директор ГБПОУ «Поволжский государственный колледж». E-mail: [email protected] Левина Светлана Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физики, математики и методики обучения. E-mail: sv lev [email protected] Лисачкина Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected] Карнаухов Гарри Захарович, доктор педагогических наук, профессор
кафедры спортивных дисциплин. E-mail: karnaukhov@pgsga. ru Павловский Василий Алексеевич, доктор технических наук, профессор кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Статья поступила в редакцию 20.04.2017
Система образования - это одна из областей, в которой непрерывно происходят различного рода реформы. Это связано с тем, что постоянно возрастают требования к специалистам в различных отраслях, появляются новые специальности и профессии, а значит, и качество образования также должно повышаться. Совершенно очевидно, что качеством в системе образования занимались всегда. Однако само образование изменяется, а значит и возникает необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. В статье рассматривается проблема повышения качества профессионального образования через призму повышения квалификации, где на первый план подготовки специалиста выдвигается задача его воспитания. В данном контексте предлагается программа модернизации деятельности высшего профессионального образования путем построения эффективной системы повышения квалификации специалистов. Ключевые слова: качество образования, высшая школа, профессионализм, повышение квалификации.
Изменения, происходящие во всех сферах жизни общества, неминуемо отражаются на всей системе образования, включая высшее и среднее профессиональное образование. Но, как часто показывает практика, выпускники вузов отличаются отсутствием ценностных ориентаций, преобладанием узконаправленных личностных мотивов поведения, снижением потребности в познании, самосовершенствовании, оскудением духовно-нравственных качеств. Между тем, очевидно, существует прямая связь между качеством профессиональной деятельности педагога и наличием у него высокого уровня духовной культуры, ценностных ориентаций, стремления к профессиональному росту, социальной активности. Отсюда актуальным представляется решение вопроса: как на практике осуществить решение проблемы повышения профессионализма выпускников вузов? До сих пор отдельные элементы
дополнительного образования педагогических кадров были направлены на повышение концептуального уровня знаний у педагогов, причем, как правило, только в области своего учебного предмета.
Необходимо отметить, что проблемой повышения квалификации преподавателей, структуре их профессиональной компетентности посвящено достаточно много работ. Теоретические основы содержания профессиональной подготовки педагога представлены в трудах П.И. Пидка-систого [13; 14; 15], В.П. Шадрикова [20] и др. Реализация педагогической профессиограммы на фундаменте возрастной и профессиональной динамики преподавателей показана в работах Д.М. Гришина [5], В.И. Геницинского [4] и др. Система повышения квалификации в области психологии и педагогики разрабатывались в трудах С.Я. Батышева [2], В.И. Андреева [1], Л.Г. Вяткина
[3], Ю.Ф. Шуберта [21] и др. Тем не менее, в свете сложившихся образовательных проблем можно утверждать, что существующая система дополнительного профессионального образования преподавательских кадров не справляется с возложенными на нее обязанностями. Подтверждают этот факт обширные труды многих исследователей, ученых, методистов ( Н.В. Кузьмина [6; 7; 8; 9; 10] и др.). Объяснением этому могут служить причины: отсутствие постоянной и целенаправленной организации системы дополнительного образования преподавателей; тотальная дифференциация знаний, не позволяющая познавать проблему профессиональной компетентности преподавателя холистично и предложить соответствующее решение; отсутствие мотивации к повышению квалификации у самих преподавателей. Таким образом, актуальность организации и развития социализации преподавателей профессиональных образовательных учреждений обусловлена рядом противоречий между важностью и необходимостью подготовки конкурентоспособного специалиста, подготовленного к жизни в социуме, и отсутствием педагогических кадров соответствующей квалификации; необходимостью повышения квалификации преподавательских кадров и отсутствием постоянно действующей системы дополнительного профессионального образования.
Целью исследования, таким образом, является повышение качества образования в профессиональных образовательных учреждениях на основе разработанной и экспериментально проверенной структурно-содержательной модели.
В соответствии с поставленной целью нами была сделана попытка решить следующие задачи: уточнить содержание понятия «качество образования» и сформулировать его дефиницию, обосновать актуальность и определить структуру содержание системы профессиональной компетентности преподавателей профессиональных образовательных учреждениях, разработать структурно-содержательную модель организации повышения уровня подготовки преподавателей, системообразующим звеном которого является спецкурс «Педагогическое мастерство в XXI веке: основы развития».
Качество образования является одной из основных категорий педагогики. Ее можно назвать визитной карточкой планируемых и достигнутых результатов образования. В условиях, когда качество обучения является движущей силой развития общества, гарантия качества приобретает свои собственные аспекты, влияющие на изменение
образовательных стандартов и учебных программ. Именно гарантия качества становится основополагающим фактором, определяющим механизмы и процессуальные характеристики учебного процесса. По мнению большинства исследователей, качество профессиональной подготовки рассматривается как:
■ совокупность свойств образования выполнять выдвинутые обществом задачи по формированию и развитию личности в аспектах ее облученности и воспитанности (В.П. Панасюк [12], А.Н. Сергеев [17; 18; 19]);
■ соотношение целей и результатов профессиональной подготовки (Д.Ш. Матрос [11], Д.М. Полев[16]);
■ определенный уровень освоения содержания образования в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения.
Несмотря на разнообразие определений, выделенных в них признаков, все исследователи сходятся во мнении, что характеристикой качества образования является его соответствие требованиям, целям, нормам. Расхождение начинается с вопроса, кто эти требования предъявляет и каковы их состав и содержание. Однако, на наш взгляд, все существующие дефиниции понятия «качество образования» имеют существенные недостатки. Во-первых, потерян смысл самого содержания. Во-вторых, существующие определения качества образования лишены конкретных, четких, целеполагающих требований в отношении личности будущего специалиста. Именно поэтому мы предлагаем следующую дефиницию: качество образования - это результат психолого-педагогического процесса получения обществом личности с развитым концептуальным, социальным интеллектов и обладающим высоким уровнем духовно-нравственной культуры. Если рассматривать профессию педагога отдельно, то ее отличительной чертой является предъявление к представителю сверхвысоких требований, которые выполнить не под силу человеку со среднестатистическими показателями развития. Такого учителя, олицетворяющего все добродетели, попросту негде взять. В настоящее время становятся актуальными разные, инновационные подходы к повышению качества его подготовки. Мы же считаем, что эффективным решением станет создание системы повышения квалификации педагогического корпуса. В настоящее время под повышением квалификации, в общем, понимается обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением и изменением требований к уровню квалификации и необхо-
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017
димостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Применительно к сфере образования, повышение квалификации преподавателей - это целенаправленное непрерывное повышение их профессиональных знаний и совершенствование педагогического мастерства.
Необходимо отметить, что в настоящее время проблема повышения уровня квалификации преподавателей, их готовности трудиться в современной социально-экономической ситуации все чаще начинает осознаваться как интегративная проблема социальной и педагогической сфер. На сегодняшний день, когда преподаватель является своего рода проводником социальных ценностей, направленности взглядов людей, система дополнительного образования должна быть направлена не только на повышение квалификации педагога, она должна стать условием повышения его лич-ностно-профессиональной культуры, а она определяется не только предметными знаниями, методами и приемами работы, которыми он владеет, но и его личностными качествами. Отсюда становится актуальной и востребованной разработка нового подхода к возрождению системы повышения профессионального образования преподавателей.
Несмотря на достаточно широкий подход с позиций различных областей науки к этой проблеме, до сих пор нет единого понятия «профессиональная компетентность». А если нет точной дефиниции, то, во-первых, невозможно сформулировать ее структуру и определить содержание, а, во-вторых, выдвинуть требования, которые необходимо выполнить, чтобы говорить о высоких показателях компетентности личности преподавателя. Поэтому, прежде всего, необходимо определиться с ее точным понятием, структурой и содержанием. Понятие «профессиональная компетентность» пересекается с психологическими, социологическими, педагогическими понятиями и категориями, обозначающими возможности человека, занимающегося преподавательской деятельностью. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Опираясь на труды зарубежных ученых и отечественных исследователей, мы пришли к следующему определению рассматриваемого понятия. Под профессиональной компетентностью педагога будем понимать высокий уровень реализации совокупности его компетенций, т. е. способности мобилизовать необходимые знания, умения, навыки для решения возникшей проблемы. Следует от-
метить также, что явление это динамично. При наличии сформированных и актуализированных компетенций, а также определенных развитых личностных качеств преподавателя и можно говорить о его высокой квалификации. Таким образом, понятие педагогической компетентности многогранно и многоаспектно. Опираясь на представленное определение понятия, мы предлагаем разработанную структуру профессиональной компетентности, состоящую из 2 взаимосвязанных и дополняющих друг друга блоков: блок концептуальных компетенций и блок базовых личностных качеств. Немного подробнее остановимся на каждом из них. Концептуальная подготовка должна быть представлена 2 компонентами: вариативным и инвариантным. В вариативной части - знания в преподаваемой дисциплине, смежных дисциплинах и ключевых дисциплинах специальности. Важно отметить, что знание какой-либо одной стороны вопроса для специалиста совершенно не достаточно, так как «изолированное» знание не приносит пользы. Знание, по сути, комплексно, неделимо и отдельные разрозненные представления не образуют единой системы. Причем, целостность зависит не от количества запоминаемой информации, а от качества связей между ее элементами. К инвариантной части относят два вида подготовки: эколого-экономи-ческую и психолого-педагогическую. Именно в последнем разделе уделяется особое внимание важности развития личностных качеств педагога, повышению уровня духовной культуры.
Одним из возможных вариантов решения проблемы повышения качества образования является введение разработанного спецкурса «Педагогическое мастерство в XXI веке: основы развития» в систему дополнительного профессионального образования. Курс направлен не только на развитие у педагога концептуального интеллекта, но и на повышение уровня его духовной культуры. И хотя рассматриваемый спецкурс является начальным шагом на пути повышения профессионализма педагога, он может сыграть огромную роль в его становлении. Проведенные теоретические и экспериментальные исследования позволили нам сделать следующие выводы. Во-первых, в настоящее время уровень качества образования, несмотря на проводимую модернизацию в данной области, не удовлетворяет запросы общества. Первостепенными причинами этого являются: отсутствие единого смысла содержания самого термина «качество образования», существующие определения качества образования лишены кон-
кретных, четких, целеполагающих требований в отношении личности будущего специалиста. Поэтому, нами сформулирована и обоснована дефиниция категории «качество образования», под которой мы понимаем результат психолого-педагогического процесса получения обществом личности с равноценно развитыми концептуальным и социальным видами интеллекта. Во-вторых, для повышения качества образования необходимо организовать систему повышения квалификации, направленную на развитие профессиональной компетентности преподавателей.
Начальным этапом в этой работе необходимо ввести спецкурс «Педагогическое мастерство в XXI веке: основы развития».
Конечно, проведенное исследование не является полностью исчерпывающей научной разработкой проблемы повышения качества образования. Требуют дальнейшего изучения такие вопросы, как: создание комплекса методических материалов, адаптированных к различным видам и формам обучения, дальнейший отбор содержания изучаемого материала исходя из специфики и направления подготовки и многие другие.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, Изд-во Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
2. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика. Изд. 3-е, перераб. М., Изд-во «ЭГВЕС», 2009, 456 с.
3. Вяткин, Л.Г. Методика проблемного обучения. Издание 3-е. Саратов, Изд-во «Знание», 1992. 158 с.
4. Геницинский, В.И. Пропедевтический курс общей психологии: учебное пособие. СПб., Изд-во СПбГУ, 1997. 200 с.
5. Гришин, Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. Калуга, Калуж. пед. ин-т им. К. Э.Циолковского, 1971. 224 с.
6. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л., Изд-во «Знание», 1967. 137 с.
7. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., Изд-во «Знание», 1970. 157 с.
8. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л. Изд-во «Знание», 1980. 135 с.
9. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность и талант учителя. Л., Изд-во «Знание», 1985. 188 с.
10. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., Высш. шк.,1990. 139 с.
11. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., Изд-во «Просвещение», 2000. 272 с.
12. Панасюк, В.П.. Развитие теории и современные проблемы управления и оценки качества образования. М., Изд-во «Университетская книга», 2007. 312 с.
13. Пидкасистый, П.И. Педагогика. М., Изд-во «Академия», 2010. 327 с.
14. Пидкасистый, П.И., Л.Д. Демина. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе. Барнаул, Изд-во Алтайский гос. ун-т, 2001. 119 с.
15. Пидкасистый, П.И. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. М., Изд-во «Академия», 2003. 117 с.
16. Полев, Д.М. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., Изд-во МПГУ, 2000. 203 с.
17. Сергеев, А.Н. Проблемы компетентности и компетенций в психолого-педагогических исследованиях: монография. Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2007. 128 с.
18. Сергеев, А.Н. Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования: монография. Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. 322 с.
19. Сергеев, А.Н. Адаптационный потенциал будущего учителя и его проявления на этапе вхождения в профессию: монография. Тула, Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2013. 232 с.
20. Шадриков, В.Д. Профессиональные способности. М., Изд-во «Университетская книга», 2010. 320 с.
21. Шуберт, Ю.Ф. Что такое патриотизм и патриотическое воспитание // Среднее профессиональное образование, 2011. № 8. С. 29-31.
TRAINING AND RETRAINING SYSTEM OF TEACHING PERSONNEL AND ITS ROLE IN EDUCATION QUALITY IMPROVEMENT
© 2017 A.L. Busygina, S.V. Levina, V.A. Gusev, V.N. Lisachkina, G.Z. Karnaukhov, V.A. Pavlovsky
Alia L. Busygina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Chair of Pedagogics and Psychology. E-mail: [email protected] Vladimir A. Gusev, doctor of pedagogical sciences, professor, Director of the State Budget Professional Educational Institution "Volga State College". E-mail: [email protected] Svetlana V. Levina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Chair of Physics, Mathematics and Teaching Methods. E-mail: sv lev [email protected]
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 19, №6, 2017 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.19, no. 6, 2017
Valentina N. Lisachkina, doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Pedagogics and Psychology. E-mail: [email protected] Garri Z. Karnaukhov, doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Athletic Disciplines.
E-mail: karnaukhov@pgsga. ru Vasilii A. Pavlovsky, doctor of technical sciences, professor of the Chair of Pedagogics and Psychology.
E-mail: [email protected]
Samara State University of Social Sciences and Education. Samara, Russia
The education system is one of the areas in which various kinds of reform continuously happen. This is due to the fact that requirements to professionals in various branches constantly increase, new specialties and professions appear, and hence the quality of education must also increase. Obviously, quality in the education system was under consideration. However, education itself is changing, and hence there is a need for continuous reconsideration of values and goals in a new context. In the he article the problem of improving the quality of vocational education through a professional development prism where the focus is put on specialists' personal development is considered. In this context the program of higher professional education activity modernization by development of an effective system of specialists' professional development is offered.
Key words: quality of education, higher education institution, professionalism, professional development.
1. Andreev, V.I. Pedagogika: uchebnyi kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya (Pedagogics: educational course for creative self-development). Kazan', Izd-vo Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 2012. 608 s.
2. Batyshev, S.Ya. Professional'naya pedagogika (Professional pedagogics). Izd.3-e, pererabotannoe. M., Izd-vo «EGVES», 2009, 456 s.
3. Vyatkin, L.G. Metodika problemnogo obucheniya (Technique of problem-based learning). Izdanie 3-e. Saratov, Izd-vo «Znanie», 1992. 158 s.
4. Genitsinskii, V.I. Propedevticheskii kurs obshchei psikhologii (Propaedeutic course of general psychology): uchebnoe posobie. SPb., Izd-vo SPbGU, 1997. 200 s.
5. Grishin, D.M. Zhiznennye situatsii s nravstvennym soderzhaniem (Life situations with moral contents). Kaluga, Kaluzh. ped. in-t im. K.E.Tsiolkovskogo, 1971. 224 s.
6. Kuz'mina, N.V. Ocherki psikhologii truda uchitelya (Sketches of psychology of teachers' work). L., Izd-vo «Znanie», 1967. 137 s.
7. Kuz'mina, N.V. Metody issledovaniya pedagogicheskoi deyatel'nosti (Methods of pedagogical activity research). L., Izd-vo «Znanie», 1970. 157 s.
8. Kuz'mina, N.V. Metody sistemnogo pedagogicheskogo issledovaniya (Methods of a system pedagogical research). L. Izd-vo «Znanie», 1980. 135 s.
9. Kuz'mina, N.V. Sposobnosti, odarennost' i talant uchitelya (Abilities, genius and talent of the teacher). L., Izd-vo «Znanie», 1985. 188 s.
10. Kuz'mina, N.V. Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya (Professionalism of the teacher's identity and master of vocational training). M., Vyssh. shk., 1990. 139 s.
11. Matros, D.Sh. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novykh informatsionnykh tekhnologii i obrazo-vatel'nogo monitoringa (Education quality management on the basis of new information technologies and educational monitoring). M., Izd-vo «Prosveshchenie», 2000. 272 s.
12. Panasyuk, V.P. Razvitie teorii i sovremennye problemy upravleniya i otsenki kachestva obrazovaniya (Development of the theory and modern problems of management and assessment of education quality). M., Izd-vo «Universitetskaya kniga», 2007. 312 s.
13. Pidkasistyi, P.I. Pedagogika (Pedagogics). M., Izd-vo «Akademiya», 2010. 327 s.
14. Pidkasistyi, P.I., Demina, L.D.. Pedagogicheskie usloviya sovershenstvovaniya adaptatsionnykh protsessov v vuze (Pedagogical conditions of adaptation processes improvement in higher education institution). Barnaul, Izd-vo Altaiskii gos. un-t, 2001. 119 s.
15. Pidkasistyi, P.I. Podgotovka studentov k tvorcheskoi pedagogicheskoi deyatel'nosti (Training of students for creative pedagogical activity). M., Izd-vo «Akademiya», 2003. 117 s.
16. Polev, D.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya na osnove novykh informatsionnykh tekhnologii i obrazova-tel'nogo monitoringa (Quality management of education on the basis of new information technologies and educational monitoring). M., Izd-vo MPGU, 2000. 203 s.
17. Sergeev, A.N. Problemy kompetentnosti i kompetentsii v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh: mo-nografiya (Problems of competency and competences in psychology and pedagogical researches: monograph). Tula, Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2007. 128 s.
18. Sergeev, A.N. Tekhnologicheskaya podgotovka budushchikh uchitelei v kontekste paradigmal'noi transformatsii obrazovaniya: monografiya (Technological training of future teachers in the context of paradigm transformation of education: monograph). Tula, Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2009. 322 s.
19. Sergeev, A.N. Adaptatsionnyi potentsial budushchego uchitelya i ego proyavleniya na etape vkhozhdeniya v profes-siyu: monografiya (Adaptation potential of a future teacher and his development at the stage of profession entry: monograph). Tula, Izd-vo Tul. gos. ped. un-ta im. L.N. Tolstogo, 2013. 232 s.
20. Shadrikov, V.D. Professional'nye sposobnosti (Professional abilities). M., Izd-vo «Universitetskaya kniga», 2010. 320 s.
21. Shubert, Yu.F. Chto takoe patriotizm i patrioticheskoe vospitanie (What is patriotism and patriotic education). Srednee professional'noe obrazovanie, 2011. № 8. S. 29-31.