УДК 37.014.3; 37.014.5
СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ
Вальдман И.А., к.п.н., заведующий лабораторией, E-mail: [email protected] Иванова Е.Б., научный сотрудник, E-mail [email protected] Решетникова О.А., ст. научный сотрудник, E-mail: [email protected] Институт управления образованием Российской академии образования, Москва
Аннотация. В статье представлен обзор состояния национальной системы оценки образовательных достижений школьников Республики Армения, включающей разные типы оценивания: оценка на уровне класса, государственные экзамены, международные и национальные исследования.
Ключевые слова. Система оценки качества образования в Республики Армения, международные сравнительные исследования, мониторинги учебных достижений, национальная оценка, государственные экзамены, внутриклассное оценивание.
SYSTEM OF SCHOOL EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN THE REPUBLIC OF ARMENIA
Valdman I.A., PhD, E-mail: [email protected] Ivanova E.B., E-mail [email protected] Reshetnikova O.A., PhD., E-mail: [email protected]
Institute of Management in Education of Russian Academy of Education, Mos^w
Abstract. The article presents the review of a national system of assessment of school students learning achievements of the Republic of Armenia, including different types of assessment: classroom assessment, public exams, international and national studies. Key words. Education quality assessment in the Republic of Armenia, international comparative studies, monitoring of learning achievements, national assessment, public exams, classroom assessment.
Статья подготовлена по итогам ознакомительного визита в декабре 2012 года в Республику Армения команды сотрудников Российского тренингового центра ИУО РАО (Вальдман И.А. Решетникова О.А., Иванова Е.Б.)
Введение. Система образования в Республике Армения.
Право на образование граждан Республики Армения закреплено в Конституции страны. Также там зафиксированы следующие положения: обязательность основного общего образования, бесплатность среднего образования в государственных учебных заведениях и право всех граждан на бесплатное образование в государственных высших и иных специальных образовательных учреждениях на конкурсной основе.
Основной регулирующий документ - Закон Республики Армения «Об образовании», утвержденный в 1999 г. Национальным Собранием РА. В 2004 г.
Правительство Армении также утвердило «Новый национальный курикулум», поставивший ряд новых целей в сфере образования.
Управление системой образования Армении осуществляется на нескольких уровнях:
Министерство образования и науки разрабатывает и осуществляет политику Правительства РА в сферах образования и науки. К его подразделениям относятся:
• Агентство «Высшая аттестационная комиссия РА»;
• Государственная инспекция образования;
• Государственная инспекция по языку;
• Государственный комитет по науке.
На уровне марзов (регионов) за осуществление образовательной политики отвечают отделы образования при Правительстве марзов (регионов). В их ведении вся система образования региона до основной школы включительно. Старшие школы всех регионов находятся в ведении Министерства образования и науки.
В системе образования Армении предусмотрены следующие виды образовательных программ:
• общеобразовательные программы, включающие дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее (полное) общее образование и специальное общее образование.
• профессиональные образовательные программы, куда входят начальная профессиональная (ремесленная), средняя профессиональная; высшая профессиональная и послевузовская профессиональная программы, а также переподготовка и повышение квалификации специалистов.
Дошкольное образование предусмотрено для детей от 3-х до 6-ти лет; учреждения - детские ясли-сады и детские сады с дифференцированными программами.
Среднее полное общее образование осуществляется в течение 12 лет в трехступенчатой средней общеобразовательной школе
• начальная школа (1-4 классы);
• средняя (базовая) школа (5-9 классы) - основное общее образование;
• старшая школа (10-12 классы) - полное общее образование
По окончанию средней (базовой) школы обучающийся может перейти на дифференцированное (поточное) обучение по дополнительным образовательным программам. Выпускнику второй ступени после прохождения государственной
итоговой аттестации по всем предметам выдается документ государственного образца о получении среднего (полного) общего образования.
После 9-го класса ученики могут продолжить обучение либо в старшей школе, либо перейти на обучение в средних профессиональных учебных заведениях -колледжах и училищах, обучение в которых приравнено к обучению в старшей школе. Выпускники этих учебных заведений, имеющие среднее (полное) общее образование и аттестованные в соответствии с трехлетними средними профессиональными образовательными программами, получают квалификационную степень среднего профессионального образования - диплом младшего специалиста.
Аттестат о среднем (полном) общем образовании или его эквивалент необходим для поступления в вузы. Прием на все программы высшего образования осуществляется на конкурсной основе по результатам единого экзамена, проводимого с 2005 года повсеместно во всей Республике.
Выделяются следующие типы школ.
• Общеобразовательная школа - учебное заведение, реализующее общеобразовательную программу.
• Гимназии и лицеи - средние общеобразовательные учебные заведения, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы. В гимназиях предусматривается углубленное профильное дифференцированное обучение учащихся, в лицеях осуществляется профессионально-ориентированное обучение учащихся старшей школы.
• Ремесленное училище - учебное заведение, в котором реализуется начальная профессиональная (ремесленная) образовательная программа.
• Колледж, училище - учебное заведение, где реализуется средняя профессиональная образовательная программа.
По данным на 2011 год в Армении действует 1441 общеобразовательная школа, в которых обучается 386,4 тыс. человек. При этом 40% школ расположены в городах, причем в них обучается 60,5% учеников, а 60 % школ (где обучается 39,5% учеников) -в сельской местности.
Надо отметить, что среди средних общеобразовательных учреждений Республики Армения отдельно выделены школы приграничных, высокогорных и горных местностей, учителям законом установлено дополнительное вознаграждение за разные условия труда.
Высшее образование осуществляется в государственных и негосударственных учебных заведениях (университетах, академиях, институтах и консерваториях) как в очной, так и в заочной форме, а также на платной и бесплатной основе.
Выпускник имеет право подать максимум 10 заявок на поступление в вузы, из которых 2 - на бюджетные места, и 8 - на платные. Отмечается, что на сегодняшний день количество бюджетных мест составляет менее 10% от общего количества.
В Республике Армения установлены следующие квалификационные степени высшего профессионального образования: бакалавр (4 года обучения), дипломированный специалист (не менее 5 лет обучения), магистр (по окончании бакалавром или магистром 2-летней программы обучения).
Необходимо отметить, что армянская система образования основана на советской модели образования, однако после приобретения независимости Арменией в 1990-х годах произошел ряд изменений. Так, с учетом того фактора, что армяне составляют более 98% населения республики, основным языком обучения стал армянский; подавляющее большинство школ, в которых обучение велось на русском языке, было закрыто. На сегодняшний день только 1,2% от общего числа учеников обучаются в школах с преподаванием на русском языке. В остальных школах русский язык преподается как второй язык, и отмечается заметное падение уровня знания русского языка учащимися средних образовательных учреждений.
Инфраструктура и ресурсы системы оценки качества образования.
В Республике Армения ведется активная работа по формированию каркаса внешних и внутренних независимых процедур оценивания, направленных на повышение качества образования, улучшение условий обучения и получение обратной связи о состоянии системы образования и тенденциях её развития.
Значительная роль отводится формированию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в Армении оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:
- национальных экзаменов:
• единого экзамена (совмещение итоговой аттестации за курс средней общеобразовательной школы и вступительных экзаменов в вузы) - для выпускников 12 классов, планирующих продолжать образование в ВУЗах;
• итоговой аттестации за курс средней общеобразовательной школы - для выпускников 12 классов, не планирующих продолжение образования в ВУЗах;
• итоговой аттестации за курс основной школы - для выпускников 9 классов;
- международных сравнительных исследований;
- национальных исследований (HAAS, BAAS);
- внутришкольного и внутриклассного оценивания;
- оценивания в ВУЗах.
Особенностью системы оценки образовательных достижений учащихся является ориентация на новые цели в сфере образования, обозначенные в утвержденных Правительством Республики Армения «Национальном курикулуме» (2004 г.) а так же «Концепции реформы оценивания качества образования Республики Армения» (2005 г.), а именно: введение единого тестирования как для целей вступительных испытаний, так и для целей итоговой оценки, оценка динамики образовательных достижений учащихся, сочетание внешней и внутренней оценки учебных достижений учащихся, использование контекстной информации об условиях обучения.
Организация многомерной системы оценивания предполагает создание инфраструктуры организаций, обеспечивающих разработку, реализацию и научно-методическое сопровождение процедур оценки качества образования. В Республике Армения функционирует сеть управленческих и научно-исследовательских организаций, обеспечивающих указанные процессы: Министерство образования и науки Республики Армения, Центр реализации программ при МОН РА, Национальный институт образования МОН РА, Центр тестирования и оценки при Правительстве РА, отделы управления образования при Правительстве марза (региона).
Министерство образования и науки Республики Армения: определяет национальные приоритеты в области образования, формирует государственную образовательную политику и отвечает за её реализацию.
Агентство реализации программ при МОН РА: осуществляет деятельность, направленную на финансовую поддержку программ развития образования, обеспечивает проведение конкурсов и грантов, взаимодействует с международными организациями, поддерживающими развитие систем образования.
Национальный институт образования МОН РА: проводит исследовательскую деятельность, обеспечивает научно-методологическую поддержку образовательной политики, реализует различные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
В 2005 году Правительством Республики Армения был создан Центр тестирования и оценки (ЦОТ), как независимый Центр, осуществляющий:
-координацию участия учреждений системы образования РА в международных сравнительных исследованиях качества образования;
-разработку измерительных материалов для существующих процедур оценивания (единого экзамена, итоговой аттестации за курс основной и средней общеобразовательной школы, национальных мониторинговых исследований и др.);
-организационно-технологическое и методическое обеспечение проведения процедур оценивания, в том числе обеспечения проведения национальных экзаменов.
Отделы управления образования при Правительстве марза (региона) отвечают за реализацию задач, поставленных Министерством образования и науки, в каждом конкретном регионе, обеспечивает управление деятельностью образовательных учреждений (основная и начальная школы) региона. Образовательные учреждения, реализующие программы старшей школы (10-12 классы), находятся в прямом подчинении Министерства образования и науки Республики Армения.
Система национальных государственных экзаменов в Республике Армения.
Под национальными экзаменами понимается контролируемая и обеспечиваемая уполномоченным государством учреждением (организацией) система государственных экзаменов, обеспечивающих сертификацию достижений учащихся и их отбор для дальнейшего обучения, проводимая по единым измерительным материалам, разработанным в соответствии с национальными стандартами и учебными планами, с обеспечением равных условий участия в экзамене, включая объективную проверку результатов.
1. История вопроса.
До 1991 года в Республике Армения существовала традиционная система выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в ВУЗы Республики. Данная система не обеспечивала требования объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения, с 1991 г. принято решение о проведении централизованных вступительных экзаменов, с созданием единых приемных комиссий по каждому предмету. Возникшие проблемы: проблема эквивалентных экзаменационных материалов, проблема информационной безопасности.
2005 год - принятие «Концепции реформы оценивания качества образования Республики Армения» и создание Центра тестирования и оценки при Правительстве Республики Армения. Анонсированные цели: создание объективной системы внешней независимой оценки учебных достижений учащихся, совмещающей цели итоговой оценки выпускников образовательных учреждений и вступительных испытаний в
ВУЗы; разработка единого инструментария для проведения итогового оценивания выпускников 9 и 12 классов, вступительных испытаний в ВУЗы; обеспечение условий информационной безопасности при разработке инструментария для различных процедур и проведения совмещенной процедуры итогового оценивания и вступительных испытаний в форме единого экзамена.
С 2007 г. - проведение единого экзамена по армянскому языку, 2008 г . -проведение единого экзамена по армянскому языку, математике, иностранному языку, с 2009 г - проведение единого экзамена по всем общеобразовательным предметам.
Национальные экзамены для выпускников 12 классов средней школы проводятся в двух формах: совмещенный единый экзамен для выпускников-абитуриентов, планирующих поступление в высшие учебные заведения (ВУЗы) и в форме итогового оценивания для выпускников средней школы, не планирующих поступление в ВУЗы.
2. Национальные экзамены. Итоговое оценивание выпускников общеобразовательных учреждений Республики Армения за курс основной и средней школы.
Для кого проводятся: выпускники 9 классов и выпускники 12 классов, не планирующие продолжать образование в ВУЗах.
Цель проведения: оценка успешности освоения содержания программ обучения на соответствующей ступени образования.
Структура измерительного материала: часть А с заданиями с выбором ответа или с кратким ответом по каждому общеобразовательному предмету.
Особенности проведения процедуры итогового оценивания:
1. При подготовке к процедуре итогового оценивания как выпускников 9 классов, так и выпускников 12 класса, используются единые измерительные материалы, подготавливаемые Центром тестирования и оценки (далее - ЦОТ). Обеспечение экзаменационными материалами происходит в соответствии с направленными заявками от образовательных учреждений. Процедура проходит в образовательных учреждения, где обучаются выпускники силами преподавателей данных образовательных учреждений. На следующий день после проведения экзаменов по каждому общеобразовательному предмету происходит передача «ключей» (верных ответов) для произведения проверки результатов выполнения экзаменационной работы выпускниками в «ручном» режиме. Результаты выполнения выпускниками экзаменационной работы утверждаются на уровне образовательного учреждения, механизм апелляции не используется.
3. Национальные государственные экзамены. Единый экзамен.
Для кого проводятся: выпускники 12 классов, планирующие поступление в
ВУЗы.
Цель проведения: оценка успешности освоения содержания программ обучения за курс средней школы и отбор наиболее подготовленных абитуриентов для продолжения обучения в ВУЗе.
Структура измерительного материала: часть А (уровень итогового оценивания) с заданиями с выбором ответа или с кратким ответом по каждому общеобразовательному предмету (уровень итогового оценивания) и часть В с заданиями такой же формы повышенного уровня сложности.
Особенности проведения процедуры итогового оценивания:
При проведении процедуры единого экзамена, совмещающего цели итогового оценивания и вступительных испытаний в ВУЗы, выделяются несколько этапов работ:
Подготовительный этап.
На данном этапе формируется база данных участников экзамена. Сбор базы данных осуществляется автоматизировано через структуры правительств регионов (марзов), которые осуществляют сбор данных из образовательных учреждений и передают собранные данные в ЦОТ. В соответствии с полученными данными формируются экзаменационные материалы для проведения единого государственного экзамена. Тиражирование экзаменационных материалов и их упаковка производится в Великобритании, в специализированной лондонской типографии, тиражирование машиночитаемых бланков ответов производится в ЦОТ. Для комплектации и доставки экзаменационных материалов используются возможности банковской системы Республики Армения. Формирование экзаменационных материалов происходит для каждого пункта проведения экзамена отдельно, заблаговременно в помещении одного из Банков Армении, где производится объединение упакованных в Лондоне экзаменационных материалов и подготовленных бланков ответов. Материалы доставляются в пломбированных ящиках в каждый регион (марз) в филиал Банка, где хранятся до дня экзамена.
Этап проведения экзамена
Пункты проведения экзамена - экзаменационные центры (далее - ЭЦ), как правило, размещаются на базе высших учебных заведений Республики Армения или крупных общеобразовательных учреждений. Критерием выбора пунктов проведения экзаменов является наличие большого аудиторного фонда и большая пропускная способность.
Экзаменационные материалы доставляются в ЭЦ в день проведения экзамена и вручаются руководителю ЭЦ. В состав экзаменационного комплекта входит: упакованный в типографии Лондона пакет с экзаменационным материалом и машиночитаемый бланк ответов, содержащий регистрационную область и область для внесения ответов.
Экзамен проводится по единому расписанию во всех экзаменационных центрах Республики. Распределение участников экзамена по аудиториям происходит заблаговременно, автоматизировано в ЦОТ, откуда в ЭЦ поступают списки распределения участников экзамена вместе с экзаменационными материалами. Организаторами проведения экзамена являются штатные сотрудники данных образовательных учреждений. К обеспечению проведения процедуры экзамена так же привлекаются студенты старших курсов ВУЗов. В каждом ЭЦ на экзамене присутствуют представители ЦОТ, а так же представители МОН и общественности. Участники экзамена после окончания экзамена получают на руки копию своего бланка ответов. Проверка правильности заполнения регистрационной части бланка (ФИО и паспортные реквизиты), а так же четкость и читабельность отмеченных ответов в области ответов бланка подтверждается подписью участника экзамена.
В настоящее время все экзаменационные центры Республики Армения оснащены техническими средствами глушения мобильной связи и видеонаблюдения. В режиме он-лайн ведется трансляция хода экзамена в аудиториях ЭЦ на экраны, установленные в разных общественных местах, доступных для населения.
Этап обработки и проверки результатов экзамена
После проведения экзамена в течение дня проведения экзамена бланки ответов участников экзамена в упакованном виде доставляются руководителями ЭЦ в ЦОТ, где передаются для последующей обработки бланков ответов и проверки результатов. Обработка бланков ответов происходит в автоматизированном режиме с помощью системы распознавания, аналогичной используемой в Российской Федерации (ABBYY TestReader) и позволяющей считывать нанесенные рукописным способом знаки и преобразовывать их в электронный формат для обеспечения возможности дальнейшей проверки. Проверка результатов происходит после выгрузки данных первичной обработки бланков в базу проверки так же в автоматизированном режиме с помощь специального программного обеспечения, разработанного ЦОТ. После произведения автоматизированной проверки (автоматизированной сверки с «ключами» правильных ответов в базе проверки) происходит формирование шкалы результатов, которая имеет линейный вид и рассчитывается по максимально возможному количеству верных ответов, соответствующих количеству заданий частей А и В.
Этап выдачи результатов экзамена и проведения апелляций После проведения проверки результатов экзамена происходит их оформление в виде именных сертификатов с результатами вступительных испытаний по каждому сданному предмету для всех участников единого экзамена. Результаты вступительных испытаний утверждаются директором ЦОТ и оформляются в виде списков для информирования участников, а так же именных сертификатов, которые передаются в экзаменационные центры. Результаты итогового оценивания оформляются в виде списков, заверенных директором ЦОТ, и передаются в отделы образования Правительств регионов (марзов) для обеспечения информирования всех выпускников общеобразовательных учреждений и оформления аттестатов.
При проведении единого экзамена используются два вида апелляций: по процедуре - подается во время проведения экзамена, до выхода из экзаменационного центра, к результатам - подается в течение 24 часов с момента объявления результатов экзаменов участникам. Апелляция подаётся участником экзамена в экзаменационный центр. Процедура апелляции проводится конфликтной комиссией и состоит в сверке распознанного текста электронного варианта бланка участника с копией реального бланка ответов участника. При совпадении распознанных меток с метками, проставленными в бланке, апелляция отклоняется. При несовпадении распознанных меток, составляется соответствующий документ, в котором отражаются все случаи несовпадения, информация передается конфликтной комиссией в ЦОТ для последующей перепроверки и пересчета результатов апеллянта.
Количественные характеристики единого экзамена в Армении (2012 г.): Количество участников экзаменов: около 18 000 чел. (по 6 предметам - около 47000 чел-экзаменов)
Количество регионов (марзов): 11 Количество пунктов проведения экзамена : 40 Максимальные сроки обработки результатов экзаменов: 5 дней Наиболее значимые особенности проведения единого экзамена в Республике Армения:
• Высокая степень обеспечения информационной безопасности:
- при произведении операций тиражирования и упаковки экзаменационных материалов, производимых в другой стране.
- при хранении экзаменационных материалов до проведения экзамена (в условиях поддержки этого этапа банковской системой Республики Армения);
- при проведении процедуры экзамена в условиях оснащения каждого экзаменационного центра техническими средствами глушения связи и видеонаблюдения;
• Обеспечение широкого информирования о ходе проведения экзаменов в аудиториях экзаменационных центров посредством он-лайн трансляции хода экзамена для населения в общедоступных местах.
• Обеспечение проведения экзамена в каждом экзаменационном центре непосредственно представителями Центра тестирования и оценки с организационной поддержкой штатных сотрудников и студентов ВУЗов.
Национальные исследования качества образования.
Под национальными исследованиями качества образования принимаются контролируемые и обеспечиваемые уполномоченным государством учреждением (организацией) процедуры оценки результатов обучения, проводящиеся в соответствии с национальными стандартами образования на регулярной основе, и имеющие своей целью предоставление информации об уровне учебных достижений различных групп учащихся и факторов, оказывающих влияние на результаты обучения.
Проведение национальных исследований качества среднего образования является уставной деятельностью Центра тестирования и оценки при Правительстве Республики Армения.
В Республике Армения проводятся следующие исследования:
• HAAS (национальное исследование по армянскому языку и литературе и истории Армении);
• BAAS (национальное исследование по физике и химии \ биологии и географии
• OLAS (Русский язык; Английский язык)
• ICT (информационные коммуникационные технологии)
Первое национальное исследование качества образования состоялось в 2010 году по двум предметам - Армянский язык и литература и История Армении - HAAS 2010.
В 2011 был проведен BAAS 2011 (Физика и Химия); в 2012 - BAAS 2012 (География и Биология). В 2013 году состоится OLAS 2013 (Русский язык и Английский язык); также в перспективе будет проводиться исследование по ICT (информационные коммуникационные технологии).
Национальные исследования проводятся дважды в год: осенью (октябрь, ноябрь) и весной (март-апрель). На данный момент в исследованиях участвуют далеко не все учреждения среднего образования - выборка охватывает всего 5-10% школ. Отбираются школы из разных марзов (регионов), а также различных кластеров: городские, сельские, малокомплектные, школы приграничных территорий, горных и высокогорных районов.
В разные годы в исследованиях участвуют разные классы, так, если в один год в исследованиях принимают участие 9-е и 11-е классы, в другом году участвуют 8ее и 10-е классы.
Процедура проведения национальных исследований сходна с проведением национальных экзаменов:
• подготовка материалов обеспечивается Центром оценки качества при Правительстве Армении;
• в качестве организаторов на местах привлекаются специалисты из пула экспертов по проведению национального экзамена на договорной основе;
• контроль за проведением осуществляет Центр оценки качества при Правительстве Армении;
• обработка информации осуществляется Центром оценки качества при Правительстве Армении.
Материалы, заполняемые участниками исследования, состоят из 3 частей:
Часть 1 - тест по предмету 1
Часть 2 - тест по предмету 2
Часть 3 - анкета-опросник по индивидуальным данным учащегося.
Наличие третьей части позволяет получить информацию не только об уровне обучения, но и о социальных факторах и их влиянию на качество обучения.
Результаты исследований направляются в Министерство образования и науки Республики Армения, Национальный институт образования МОН РА, а также по запросу всем заинтересованным структурам, в первую очередь школам, публикуются в широком доступе на сайте ЦОТ.
Необходимо отметить, что под результатами исследования понимаются в первую очередь статистические данные, используемые аналитиками заинтересованных ведомств независимо друг от друга.
После проведения исследований в конце года проводится конференция, на которой обсуждаются выявленные проблемы и достижения. По итогам конференции
принимается резолюция, направляющаяся в Министерство образования и науки Республики Армения и его структуры.
Проблемы
Одной из базовых проблем национальных исследований качества образования является отсутствие системы по использованию результатов исследования. Данные используются для информирования педагогической общественности, не исключается возможность использования представляемых результатов для принятия управленческих решений в образовательной сфере, но данный процесс носит скорее локальный, но не системный характер
Необходимо также отметить, что при отсутствии четкого заказа со стороны государства, упускается значимая роль исследований в предоставлении данных для отслеживания формирующихся тенденций.
Перспективы
Национальные исследования качества образования введены относительно недавно, и первоочередным планом является увеличение охвата участников исследования.
Также специалисты Центра оценки качества обозначают следующие перспективы развития национальных исследований:
• Введение анкетирования учителей
• Исследование внепредметных компетенций учащихся
• Распространение исследований также на субъективные факторы, влияющие на процесс обучения
Международные исследования качества образования.
Республика Армения участвовала в Международные исследованиях качества образования: TIMSS 2003, TIMSS 2007, TIMSS Advanced 2008, TIMSS 2011;
В планах участие в TIMSS 2015; PISA 2015.
Международные исследования в республике проводит Центр оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения.
Результаты участия освящаются в прессе.
Необходимо отметить, что активное участие Республики Армении с 2003 года в проведении международных исследований (TIMSS) позволило сформировать подходы к разработке национальных мониторинговых исследований, создать базовые кадровые и методические ресурсы для обеспечения развития национальной системы оценки качества образования. Специалистами ЦОТ отмечается, что проведение многомерных
исследования в области образования, а именно: сравнение результатов учащихся в пространстве международных стандартов с помощью общеприемлемого инструментария, а так же сравнение на плоскости содружеств государств по общим дисциплинам, сравнение результатов учащихся на национальной шкале стандартов в совокупности со сбором контекстной информации об условиях обучения может обеспечить развернутую картину о состоянии системы образования в стране и дать толчок к дальнейшему её совершенствованию.
Внешний контроль качества образования
Начиная с 2009 года в стране поэтапно стал вводится новый тип мониторинга качества образования - внешний контроль (ВК).
Цели данного измерения - оценить уровень знаний учащихся и определить динамику результатов обучения школьников.
Внешний контроль представляет собой выборочное тестирование (выборка - до 10% различных школ из всех регионов) учащихся основной и старшей школы с использованием тестов достижений по предметам.
В 2011 году внешний контроль проводился два раза в год (март и сентябрь) с целью оценки индивидуального прогресса учащихся. Тестирование проходило по армянскому языку и литература (единый тест) и математике. В предыдущие годы проверялись знания по русскому языку, биологии.
Заказчиком данной процедуры является Министерство образования и науки Республики Армения.
Общий замысел внешнего контроля состоит в обеспечении возможности учёта при завершении школы результатов обучения школьников за несколько лет. Признаётся, что решение об освоении учащимися образовательной программы только на основании единого государственного экзамена является не совсем справедливым. В настоящее время обсуждаются две возможности реализации данной идеи. Одна из них состоит в отмене выпускного экзамена и выставлении итоговой оценки в аттестат на основании результатов внешнего контроля за несколько лет. Менее радикальный подход состоит в учёте при проведении итоговой аттестации как результатов выпускного экзамена, так и результатов внешнего контроля. При этом вопрос вклада (весовой коэффициент) в итоговую оценку каждого измерения может обсуждаться отдельно и требует определённого компромиссного решения.
Данное тестирование является измерением с низкими ставками, на его основе не принимаются какие-либо санкции по отношении к ребёнку, учителю или школе. Результаты ВК отдаются в школу, учитель анализирует допущенные ошибки и
проблемы, вносит коррективы в учебный процесс. Баллы, полученные за тест, переводится в школьную оценку, которая вставляются в журнал как оценка за школьную контрольную работа.
Известны случаи, когда некоторые школы предъявляют по собственной инициативе результаты ВК при проведении инспекции школы, чтобы не проводить дополнительные контрольные срезы знаний.
Внутриклассное оценивание.
Последние три года в Республике Армения вводится новая система оценивания на уровне школы. Разработаны и утверждены министерством образования концепция внутришкольного оценивания, а также нормы и критерии оценивания.
Суть нового подхода состоит в ведении нескольких форм текущей оценки результатов обучения и их учёте при выставлении итоговой оценки за полугодие или год. К формам текущего оценивания относятся:
• Текущий контроль в форме короткого теста (10-15 минут) после изучения небольшого раздела ученой программы.
• Тематический (периодический) контроль в форме полного теста (45 минут) после изучения логически завершенной части учебного материала.
• Итговый контроль в форме итогового теста (90 минут) в конце года или полугодия.
• Устный опрос.
• Домашнее задание.
• Практическая и групповая работа (по некоторым предметам).
Например, общая оценка за полугодие выставляется как сумма итоговая оценки
и оценок за тематически работы и практические работы.
В соответствии с приказом Министерства образования в стране введена десятибалльная система оценивания.
Единицы Названия
10 Исключительно
9 Отлично
8 Очень хорошо
7 Хорошо
6 Выше среднего
5 Среднее
4 Удовлетворительно
3 Неудовлетворительно
2 Плохо
1 Очень плохо
9-10 баллов соответствуют отличному результату, 7-8 - хорошему, 4-6 -удовлетворительному.
В качестве приведём выдержки из методического пособия по переподготовке учителей, которое содержит раздел по организации внутриклассного оценивания.
Контроль и оценка в личностно-ориентированной образовательной системе имеют ряд особенностей, которые позволяют:
• определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, то есть как реализуются современные цели образования;
• ориентировать ученика на успех, избавлять его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создавать комфортную для учебы обстановку, учитывать возрастные и психологические особенности детей;
• направлять внимание на выявление определенного результата в предметных знаниях и умениях, но прежде всего на процесс формирования знаний у учащихся для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции;
• рассматривать контроль и оценку деятельности учащегося в динамике относительно предыдущих его «успехов», а не в сравнении с другими детьми;
• развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;
• организовывать контроль за собственной деятельностью, который позволит учащемуся самому определять уровень своих потенциальных возможностей и выбирать те задания, с которыми на сегодняшний день он может справиться.
Формы контроля
Предварительный контроль проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет учителю определять уровень подготовленности ученика и правильно выбирать методы, формы и содержание обучения.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке.
Тематический (периодический) контроль проводится, как правило, после изучения логически завершенной части учебного материала - подтемы, темы, или всего раздела. Его задача - проверить и оценить знания учеников, выяснить, как усвоены
понятия, положения, существенные связи и отношения между явлениями и процессами, охваченными одной темой или разделом.
Итоговый контроль проводится в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель - определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность. Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения ими знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы.
Методы контроля
Устный контроль реализуется через беседу, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщения на основе собственного наблюдения или опыта.
Письменный контроль заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: грамматических заданий, диктантов, тестовых заданий, изложения, сочинений.
Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической деятельности.
Самоконтроль - позволяет самостоятельно находить ошибки, анализировать причины их возникновения и искать способы их устранения.
Комбинированный контроль - сочетание разных форм контроля.
Портфолио
«Портфолио» (в широком смысле слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактических и алгоритмических знаний и умений (включая экзамены).
Портфолио
• позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию:
• дает возможность каждому школьнику показать все, на что он способен;
• создает для ученика «стимул роста»;
• демонстрирует способность ученика практически применять приобретенные знания и умения;
• помогает ученику, родителям и наставникам правильно выбирать профиль и выстраивать индивидуальную программу обучения ребенка;
• выполняет роль индивидуальной накопительной оценки наряду с результатами экзаменов и определяет рейтинг выпускников основной школы;
• дает возможность наблюдать за процессом образования учащегося, образования подростка, позволяет увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, отслеживать индивидуальное продвижение по иностранному языку в широком образовательном контексте.
Структура и содержание портфолио. Портфолио достижений ученика складывается из трех основных разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов».
Способы сбора информации - портфолио, дневники, презентации, сделанные учениками, образцы работ, опросы, опросные листы, наблюдения.
Взаимооценивание - это оценочные суждения, сделанные одним учеником по поводу работы другого ученика.
Самооценка - помогает ученику оценивать собственные сильные и слабые стороны и осознать, что значит стремиться к высокой успеваемости.
Оценивание учеников по случайному выбору проводится следующими способами:
• наблюдением за деятельностью учеников;
• слушая то, о чем говорят ученики;
• сбором и оцениванием письменных работ и рисунков;
• наблюдением за детьми и слушанием их, когда они читают плакаты, книги, тексты.
Проблемные вопросы внутришкольного оценивания
Основная проблема организации внутришкольного оценивания состоит в отсутствии надёжных стандартизированных материалов, которые могли бы использоваться школами и учителями в их повседневной практике.
Государство не обеспечивает разработку тестовых материалов и учителям приходится, чаще всего, самим подбирать и составлять измерители, которые, конечно же, не могут рассматриваться как тесты. Это, скорее, наборы отдельных зданий для проверки элементов содержания обучения.
Также измерительные материалы для текущего контроля приобретаются родителями по просьбе школы. Разработкой этих материалов занимаются различные
издательства. Их качество далеко не всегда соответствует требованиям, предъявляемым к созданию тестовых материалов.
Повышение квалификации педагогов
В стране используется конкурсная система повышения квалификации педагогов, когда гранты на обучение учителей поучают различные организации. Например, конкурс на обучение педагогов для работы в старшей школе выиграли пять организаций, среди которых Национальный институт образования, Педагогический университет, общественная организация «Педагогическая инициатива».
Специальных программ по формированию оценочной компетентности педагогов нет, но, как упоминалось выше, имееются модули и учебные темы в программах ПК педагогов по разным учебным предметам.
С целью знакомства учителей с основами тестирования Центр оценки и тестирования при Правительстве Республики Армения проводит обучение учителей в рамках краткосрочных учебных курсов длительностью она неделя. Содержание курса включает такие темы, как основы теории тестов, основы разработки тестов, практикум по составлению тестов, анализ данных.
Недельный курс переподготовки учителей по внутриклассному итоговому оцениванию:
• Теоретические занятия;
• Практические занятия;
• Обеспечение материалами;
• Самостоятельная работа;
• Итоговая сертификация.
Заключение.
Принимая во внимание очевидные достижения системы образования Республики Армения в использовании базовых направлений эффективной системы оценивания - разных типов оценивания: оценка на уровне класса, государственные экзамены, крупномасштабные исследования, следует отметить трудности и проблемы, решить которые ещё предстоит.
Так, например, в Республике Армения в настоящее время отсутствует единая программа построения системы оценки качества образования, различные мониторинговые исследования являются отдельными содержательными единицами, работающими на конкретные цели, но не элементами общей системы. Инициатива проведения ряда мониторинговых исследований в основном принадлежит Центру
тестирования и оценки при Правительстве Армения. Отсутствует система подготовки специалистов, квалифицированных специалистов и экспертов в области педагогических измерений (разработка тестов, математическая обработка результатов тестирования, реализация программ оценки и др.). Вместе с тем, к учителю в существующих нормативно-правовых документах МОН предъявляются требования проведения внутриклассного оценивания в форме тестирования и с использованием тестов как формы контроля (не менее 4 процедур оценивания в тестовой форме), что создает определенный риск в создании на уровне школ не качественных, не соответствующих международным стандартам измерительных материалов, что влияет на эффективность системы оценивания в целом. Пока не решена проблема корректной интерпретации результатов оценочных процедур, результаты различных процедур, проводимых ЦОТ, не используются в полном объеме для принятия управленческих решений.
Список литературы
1. Закон Республики Армения "Об образовании" от 14.04.1999 № ЗР-297 // Ереван: Образование, 2000.
2. Конституция Республики Армения // Сайт Правительства Республики Армения URL: http://www.gov.am/u_files/file/Constitution/Constitution-nor.pdf (дата обращения: 12.11.2013).
3. Образование и культура // Статистический ежегодник Армении 2011. Ереван: 2011. С.117-149.