УДК 37.014.6; 37.014.3
ОБЗОР ОПЫТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ЧАСТЬ 1.
Решетникова О.А., ст. научный сотрудник, Email: [email protected] Институт управления образованием Российской академии образования, Москва Кисикова А.М., Республика Казахстан, [email protected]
Аннотация. В данной статье приводится первая часть обзорного материала о системе оценки качества образования Республики Казахстан (СОКО РК), где дается общая характеристика СОКО РК и описываются её основные элементы - национальный экзамен (единое национальное тестирование - ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана. Ключевые слова: система оценки качества образования, процедуры оценивания, национальный экзамен.
REVIEW OF THE EXPERIENCE OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: QUALITY ASSESSMENT OF EDUCATION IN KAZAKHSTAN AND ITS MAIN ELEMENTS. PART 1
Reshetnikova O.A., PhD., Email: [email protected]
Institute of Management in Education of Russian Academy of Education, Moskow Kisikova A.M., Republic of Kazakhstan, Email: [email protected]
Abstract. This article is the first part of the review of the material on the system of assessing the quality of education of the Republic of Kazakhstan (RK SOCO), which provides a general description of the SOCO Kazakhstan and describes its main components - the national examination (a single national testing - UNT), as well as the procedures are characterized by final and interim assessment of students of educational institutions of Kazakhstan.
Key words: quality assessment, assessment procedures, the national exam. Введение.
За последние 20 лет большое количество стран, производя «ревизию» состояния системы образования, стали признавать важность оценивания для мониторинга и улучшения обучения учащихся, и, как следствие, необходимость создания систем оценивания учащихся.
Как отмечает Маргарит Кларк, известный специалист Всемирного Банка в области оценки обучения, «такое осознание связано с растущим подтверждением того, что выгода образования для общества возрастает только тогда, когда имеет место обучение» [4].
Эти процессы активно начали происходить и в странах постсоветского пространства. В странах стали проводиться мероприятия по оцениванию, которые по мере их введения становились элементами целостных систем оценки качества образования. Кроме того, многие страны активно включались в проведение международных сравнительных исследований,
"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 166
например, в Программу международного оценивания учащихся (PISA) и в международные исследования по математике и естествознание ( TIMSS) и др.
В странах СНГ прослеживается явная тенденция к построению эффективных систем оценки качества образования, включающих в себя разные по целям и задачам элементы: национальные экзамены (в целях итоговой аттестации и/или вступительных испытаний в вузы), национальные мониторинги, международные мониторинговые исследования, внутришкольное и внутриклассное оценивание. Так же можно отметить постепенный переход от проведения процедур разового оценивания к системе непрерывного оценивания, что даёт возможность проследить тенденции в системе образования, увидеть и проанализировать эффекты от произведенных изменений.
В условиях происходящих изменений в сфере образования, распространение опыта разных стран, в особенности стран постсоветского пространства, как наиболее близких как по современных социально-экономическим условиям, так и по сложившимся традициям и особенностям менталитета, представляется нужным и важным [13].
Цель данной работы - ознакомить с особенностями и ключевыми элементами системы оценки качества образования (среднее образование) в Республике Казахстан. В качестве основы представления материала принята структура аналитического материала «Российская система оценки качества образования: главные уроки (аналитический обзор)», авторами которого являются В.А. Болотов, И.А. Вальдман, Г.С. Ковалева, М.А. Пинская.
Обзор опыта Республики Казахстан будет представлен в двух частях. В данной статье приводится первая часть обзорного материала, где дается общая характеристика системы оценки качества образования Республики Казахстан и описываются её основные элементы -национальный экзамен (единое национальное тестирование - ЕНТ), а так же характеризуются процедуры проведения итоговой и промежуточной аттестации учащихся образовательных учреждений Казахстана.
Характеристика казахстанской системы оценки качества образования
Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики в Республике Казахстан является создание национальной системы оценки качества образования (НСОКО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля. Общеказахстанская система оценки качества образования создается с целью совершенствования системы управления качеством образования в Казахстана, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом объективной информацией о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.
"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 167
НСОКО - совокупность способов, средств и организационных структур для установления соответствия качества образования требованиям государственных общеобязательных стандартов и условий его достижения через внешнюю и внутреннюю оценки.
Целью НСОКО является достижение качества образования, обеспечивающего конкурентоспособность отечественной системы образования и специалистов Республики Казахстан на международном образовательном пространстве и рынке труда.
Создание НСОКО направлено на решение следующих задач:
• осуществление институционального оценивания качества образования на всех его уровнях;
• осуществление внешней оценки учебных достижений обучающихся на всех уровнях образования;
• проведение оценки деятельности учителей и преподавателей; совершенствование процесса преподавания и обучения;
• проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг организаций образования, поддержание устойчивого развития образовательной системы;
• получение объективной информации о состоянии системы образования, необходимой для обеспечения конституционных прав граждан страны на качественное образование;
• информирование общества для достижения прозрачности;
• обеспечение преемственности результатов оценки между ступенями непрерывной системы образования;
• сопоставительный мониторинг учебных достижений обучающихся в рамках международных исследований для сравнения национальных государственных общеобязательных стандартов образования с международными.
В рамках создания НСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся. В настоящее время в Казахстане оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:
• государственной итоговой аттестации выпускников средней школы в форме единого государственного экзамена, ЕНТ;
• государственной итоговой аттестации выпускников основной школы;
• международных сравнительных исследований (PISA, PIRLS, TIMSS и др.);
• мониторинговых исследований федерального и регионального уровней;
• аккредитации образовательных учреждений;
• различных исследовательских проектов, проводимых отдельными научными коллективами и организациями страны;
• промежуточной аттестации учащихся, организуемой на уровне класса и школы. Следует создавать региональные (областные) системы оценки качества образования,
участвуя в системе сравнительных исследований качества образования, проводимых на государственном уровне, а также организуя свои независимые мониторинговые исследования. Организационная структура НОСОКО представлена на Рис. 1.
Национальная система оценки качества образования РК (НСОКО) (Рис.1)
Министерство образования и науки Республики Казахстан определяет национальные приоритеты в области образования и отвечает за формирование и реализацию государственной образовательной политики.
Комитет по надзору в сфере образования и науки (ККСОН) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области образования по Республике в целях обеспечения доступа молодых людей к качественному образованию, а также проводит
"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 169
лицензирование образовательных учреждений. ККСОН также отвечает за организацию проведения ЕНТ и методическое обеспечение государственной аттестации школ.
Национальный центр тестирования осуществляет технологическое и информационное обеспечение организации и проведения единого национального тестирования в Республике Казахстан.
Национальный центр образовательной статистики и оценки осуществляет развитие и совершенствование национальной системы оценки качества образования, приведение образовательной статистики Казахстана в соответствие с международными стандартами, организация и проведение международных и казахстанских сравнительных исследований оценки учебных достижений обучающихся [1].
Лаборатория международных исследований при Центре принимает участие в организации и проведении международных сравнительных исследований качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA, TEDS-M, ICILS) в Казахстане [2].
Территориальные департаменты по контролю в сфере образования - это структура Комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РК. Внедрение вертикали контроля качества, как инструмента для независимой оценки состояния системы образования, способствовало более эффективному применению единых требований к оцениванию работы организаций образования и позволило провести объективный анализ их деятельности. Если у местных исполнительных органов, у областных управлений образования, основная компетенция - это нормальная качественная организация учебно-воспитательной работы, а задача департаментов - обеспечение контроля за этим качеством.
Система национальных экзаменов Республики Казахстан.
Одним из основных средств, обеспечивающих эффективное управление системой образования, является независимая внешняя оценка качества образования, основывающаяся на достоверных и сопоставимых данных.
В Казахстане с целью оценки качества знаний учащихся используется независимый внешний контроль в форме единого национального тестирования (ЕНТ), промежуточного государственного контроля и комплексного тестирования. Данный вид контроля проводится с 2004 года. ЕНТ стало значимым элементом системы оценки качества образования Республики.
Введение ЕНТ как процедуры внешней оценки качества образования открывает широкие возможности для повышения эффективности процесса управления качеством образования. Анализ и интерпретация результатов ЕНТ может способствовать эффективному решению
проблем повышения качества образования, принятию необходимых управленческих решений на разных уровнях управления образованием.
Единое национальное тестирование - это независимая от организаций образования государственная система оценки качества образования, совмещающая итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительных экзамены в колледжи и вузы.
Итоговая аттестация обучающихся общего среднего образования проводится в форме:
- единого национального тестирования в пунктах проведения ЕНТ;
- итоговых экзаменов по общеобразовательным предметам в школах (9 и 11 классы) [5].
Итоговая аттестация обучающихся - эта процедура, которая проводится с целью
определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом (ГОСО) соответствующего уровня образования [6]
Измерительные материалы, в составе которых предполагаются вопросы с выбором ответов, формируются в виде книжки-вопросника. При этом тестируемый сдает экзамен по пяти предметам: казахскому или русскому языку (язык обучения), математике, истории Казахстана, казахскому языку в школах с русским языком обучения и русскому языку в школах с казахским языком обучения и одному из предметов по выбору в зависимости от избранной специальности, в соответствии с Типовыми правилами приема [7].
Для выпускников, избравших специальности, требующие специальной или творческой подготовки, предмет по выбору - произвольный. При приеме в вузы, организации образования, дающие, послесреднее образование для таких выпускников будут установлены специальные или творческие экзамены, которые проводятся приемными комиссиями избранных ими вузов и организации образования, дающие, послесреднее образование.
В 2013 году Единое национальное тестирование проводится десятый раз. С каждым годом повышаются требования к правилам проведения тестирования. Во время процедуры ЕНТ ученикам запрещено пользоваться шпаргалками и мобильными телефонами. Во всех пунктах проведения ЕНТ установлены камеры видеонаблюдения и оборудование, заглушающее мобильную связь. В текущем 2013 году во время ЕНТ будут установлены рамочные металлоискатели.
ЕНТ проводится с помощью тестовых заданий, которые разрабатываются Национальным центром тестирования (НЦТ) на основе общеобразовательных учебных программ, их содержание не может выходить за рамки указанных программ. [8].
"УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2013 № 2 171
Проведение ЕНТ осуществляется на базе территориальных пунктов тестирования - в пунктах проведения тестирования (1111 ЕНТ), которые создаются на местах, перечень которых утверждается приказом Министра.
Во всех пунктах работают государственные и апелляционные комиссии. Для проведения ЕНТ в 11 ЕНТ создаются государственные комиссии, состав которого утверждается приказом Министра на период проведения ЕНТ по представлению вузов и управлениями образования областей и городов Астаны и Алматы.
В целях обеспечения соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при оценке тестовых заданий, защиты прав участников ЕНТ на период проведения тестирования создаются республиканская комиссия по рассмотрению апелляции и в каждом 1111 ЕНТ апелляционная комиссия..
Контроль за соблюдением технологии проведения ЕНТ осуществляют направляемые в 1111 ЕНТ уполномоченные представители Министерства.
ЕНТ играет важную роль в повышении качества оказываемых образовательных услуг на уровне общего среднего образования. Его результаты анализируются и используются в совершенствовании учебно-воспитательного процесса школ, стандартов и учебных программ, в организации подготовки и повышения квалификации учителей.
ЕНТ обладает следующими характеристиками: соответствие цели, справедливость, честность, доверие общественности к результатам, действенность и экономическая эффективность, прозрачность контрольно-оценочных процедур, положительное влияние результатов контроля на образовательную практику. Лроцедура оценивания является одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения. Использование единой процедуры и единой критерии оценки приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.
Итоговая аттестация выпускников 9 классов.
Выпускники 9 класса сдают четыре экзамены. Леречень учебных предметов, выносимых на итоговую аттестацию, и сроки проведения итоговых экзаменов обучающихся 9 и 11 классов определяются Министерством образования и науки Республики Казахстан.
В 9 классе основного среднего уровня образования на диктант отводится 2 (2,5) астрономических часа, на сочинение - 4 (4,5) астрономических часа, на изложение - 3 (3,5) астрономических часа, на математику (письменно) - 3 (3,5) астрономических часа (в классах с углубленным изучением математики - 4 часа). Каждый предмет оценивается в оценках.
1акеты с темами сочинений, текстами диктантов и изложений вскрываются за 15 минут
до начала экзаменов в присутствии обучающихся и членов экзаменационной комиссии. Пакеты с материалами по математике вскрываются за 1 час до начала экзаменов в присутствии только членов экзаменационной комиссии для проверки правильности условий предложенных заданий.
Итоговая аттестация обучающихся в организациях образования проводится комиссиями по проведению итоговых экзаменов, составы которых утверждаются руководителями организаций образования.
В состав Комиссии входят заместители руководителей организаций образования, учителя предметники, руководители методических объединений, которую формируют и возглавляют руководители организаций образования. Количество членов Комиссии составляет не менее пяти человек.
Промежуточная аттестация учащихся школ.
Промежуточная аттестация учащихся 5-8-х и 10-х классов проводится школами по окончании учебного года и имеет целью проверку освоения учебной программы по предмету. По результатам школьных экзаменов учащиеся получают итоговую годовую оценку по предмету. Экзамены могут проводиться в различной форме: письменные экзаменационные работы; устные экзамены по билетам.
Экзаменационные материалы разрабатываются учителями школ с использованием различных дидактических материалов (тестов, задач, контрольных работ и т.п.) [9].
Итоги и эффекты проведения Единого национального тестирования.
Изменение системы выпускных школьных экзаменов и вступительных экзаменов в вузы и введение Единого национального тестирования можно считать самым значимым элементом реформы системы оценивания и в целом системы образования Казахстана. Основные результаты, эффекты и уроки введения ЕНТ:
• государственный контроль и управление качеством образования при ЕНТ ведется с помощью единых измерительных материалов;
• повышается объективность и достоверность оценки качества образования;
• формируются механизмы общественного контроля качества образования;
• обеспечивается прозрачность результатов сдачи экзаменов на всех уровнях образования;
• обеспечивается социальная справедливость в доступе высшему и среднему профессиональному образованию.
Однако имеется отрицательный момент тестирования — оно предполагает натаскивание, то есть очень поверхностное и фрагментарное повторение пройденного. И в школах делят предметы на главные, это 5 обязательных предметов и второстепенные - предметы по выбору. Чтобы не было натаскивания, предполагается, что ежегодно МОН будет менять предметы.
Еще один момент: местный исполнительный орган пытается по результатом ЕНТ составлять рейтинг школ. ЕНТ не может и не должен являться единственным источником информации, особенно для принятия управленческих решений. Как это делается обычно: по итогам ЕНТ наказывают, тех, кто показал не лучшие результаты; тех, кто показал наилучшие результаты - награждать. Нельзя их наказывать, а надо оказывать методическую, материальную помощь. Если оценивать работу школы только по итогам ЕНТ, то не может быть речи о развитии образовательного учреждения. Нельзя цифры, результаты использовать в прямом значении, надо смотреть все в совокупности: результаты ЕНТ, здоровье детей - портфолио (портфель достижений школы, ученика) - социализация - динамика развития школы. Социальные эффекты
ЕНТ стал реальным механизмом обеспечения демократизации образования. У выпускников школ появилась возможность реального выбора вуза. Каждый школьник, независимо от социального положения и места проживания, получил возможность принять участие в конкурсе и поступить. В Астане, Алматы и других крупных городах выросла доля поступающих из регионов. Действительно ведущие вузы начали работать для всей страны.
ЕНТ и национальная система оценки качества образования
Введение единого экзамена дало мощный толчок к дальнейшему развитию национальной системы оценки качества образования. Отметим следующие изменения:
• В стране возникла и стала развиваться культура педагогических измерений, появились специалисты и научные организации в этой области;
• На основе анализа результатов выполнения конкретных заданий ЕНТ стало возможным готовить подробные адресные рекомендации для учителей, методистов, авторов учебников и разработчиков образовательных стандартов по вопросам совершенствования процесса обучения.
Список литературы.
1. Информация с сайта: http://bilimstat.edu.kz/laboratoriya-otsenki-kachestva-obrazovaniya.
2. Информация с сайта: http://bilimstat.edu.kz/laboratoriya-mezhdunarodnykh-issledovanij
3. Анализ результатов ВОУД учащихся 9-х классов. Аналитический сборник, Астана-2012г.
4. Кларк Маргарит. Что является наиболее важным в системах оценки достижений учащихся: основные ориентиры// Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк. -2012. - 48 с.
5. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
6. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г.
7. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
8. Приказ Министра образования и науки РК №506 от 5 декабря 2011г. Правила проведения единого национального тестирования.
9. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
10. Приказ Министра образования и науки РК №506 от 5 декабря 2011г. Правила проведения единого национального тестирования.
11. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
12. Приказ Министра образования и науки РК №125 от 18 марта 2008г. Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
13. Решетникова О.А. . [Электронный ресурс] Особенности и перспективы развития процедур оценки качества образования на постсоветском пространстве: разные, но похожие. //Управление образованием: теория и практика»/ФГНУ ИУО РАО.< http://www.iuorao.ru/2010-01-01-14>. 2013. - № 1. - С. 41-48.