УДК 371
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В РАМКАХ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
О.В. Петрова, Т.А. Орехова, Е.А. Солодкова, О.А. Черепанова
В статье представлены результаты работы межмуниципальной проектной группы по формированию процессуального компонента модели муниципальной системы оценки качества образования. Рассмотрен аспект содержания оценки качества результатов освоения обучающимися образовательных программ на примере обобщённого варианта процессуального компонента модели муниципальной системы оценки качества образования. Охарактеризованы инвариантные и вариативные процедуры оценки качества образовательных результатов на муниципальном уровне и их потенциал для принятия управленческих решений.
Ключевые слова: региональная система оценки качества образования, модель муниципальной системы оценки качества общего образования, процессуальный компонент, процедуры оценки качества результатов освоения образовательных программ.
Решение задачи по формированию востребованной общероссийской системы оценки качества образования и образовательных результатов на всех уровнях образования в Челябинской области определяется содержанием отдельного мероприятия государственной программы «Развитие образования в Челябинской области в 2014-2017 годы» [2, 4]. В рамках государственной программы Министерством образования и науки Челябинской области представлена и обоснована идея формирования востребованной информационной основы управления качеством образования по результатам его оценки как стратегия развития региональной системы оценки качества образования (РСОКО) [2].
В современной практике управления качеством образования для совершенствования РСОКО используются инновационные меха-
низмы, среди которых целесообразно выделить механизм концептуализации ключевых аспектов развития РСОКО [2]. Так, например, в Челябинской области принята Концепция РСОКО, выступающая основанием для совершенствования муниципальных и внутренних систем оценки качества образования и отражающая всю совокупность полномочий по вертикали управления образованием, от уровня региона до уровня конкретной образовательной организации в сфере оценки качества образования [3]. Инструментом внедрения и функционирования Концепции РСОКО выступает разработанная региональная модель оценки качества общего образования (РМОКОО), обеспечивающая
преемственность к подходам,
содержательному наполнению (механизмы и процедуры), результатам (управленческие решения).
В условиях реализации цели по созданию модели муниципальной системы оценки качества образования (МСОКО) формирование процессуального компонента в этой модели - одна из сложных задач, учитывающая взаимосвязь с другими компонентами модели (целевым,
содержательным, результативным), а также отбор и создание процедур и инструментария оценивания в
формировании содержания данного компонента с учетом требований к их составу и содержанию РМОКОО и не превышающие в решении этой задачи полномочия муниципалитета.
Содержательной основой развертывания оценки качества образовательных результатов по всем объектам (кроме дополнительного образования) в РМОКОО определены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) соот-
ветствующего уровня образования. Соответственно, в модели МСОКО содержательной основой также является ФГОС.
Для объединения условий совершенствования единого оценочного пространства в решении задач эффективного управления качеством образования на основе РСОКО выступает Концепция межмуниципального взаимодействия, механизмом которой является образовательная агломерация [3, 5]. В рамках данной Концепции для аккумуляции ресурсов совершенствования системы оценки качества образования и единого подхода в построении МСОКО, была создана межмуниципальная проектная группа по формированию процессуального компонента модели МСОКО (аспект качества результатов освоения обучающимися образовательных программ). При ее создании учитывались представительства от всех уровней системы образования, включая руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций, представителей муниципальных методических служб, руководителей отделов органов управления образованием из городских округов (Челябинского, Миасского, Ко-пейского), муниципальных районов (Ашин-ского, Красноармейского), сотрудников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».
Все члены группы были разделены на подгруппы, согласно своему профессиональному представительству уровня образования:
- дошкольное общее и дополнительное образование,
- начальное общее образование,
- основное общее образование,
- среднее общее образование.
Каждая из подгрупп работала по одинаковым трем структурным компонентам содержательного раздела модели МСОКО по аспекту качества результатов освоения обучающимися образовательных программ:
1) отбор/разработка и описание содержания оценки качества результатов освоения обучающимися образовательных программ в муниципальной образовательной системе (МОС) - на всех уровнях образования;
2) систематизация применяемых в МОС процедур и инструментария оценки качества результатов освоения обучающимися образовательных программ, включая инвариантные - РСОКО и вариативные - МОС (конкурсы, экспертиза, проекты, диагностика, мониторинг, смотры и др.);
3) подготовка типовых (модельных) управленческих решений по результатам оценки качества результатов освоения образовательных программ.
Работа была организована вначале в индивидуальной форме, затем коллективной - обсуждение в группе и представление результатов обсуждения всей группе для принятия окончательных решений.
В результате была выработана единая структура содержания компонента, основанная на использовании единых нормативных и концептуальных документов, регламентирующих оценку качества результатов освоения обучающимися образовательных программ в региональной и муниципальной системе.
Основой для характеристики процессуального компонента в МСОКО должны быть также единые нормативные документы. Пакет этих документов на муниципальном уровне может выглядеть следующим образом:
положение о муниципальной системе оценки качества общего образования,
положение об органе местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования,
план работы (годовой) МОУО с разделом МСОКО,
программа развития образования в муниципальной образовательной системе,
пакет должностных инструкций руководителя и специалистов МОУО с наделёнными функциями в части обеспечения реализации модели МСОКО,
приказы и письма МОУО, регламентирующие организацию и проведение оценочных процедур (инвариантных и вариативных) в рамках региональной модели оценки качества общего образования,
положение об аттестации руководителей
образовательных организаций,
положение об оплате труда и стимулирующих выплатах руководителям образовательных организаций,
положения и регламенты проведения оценочных процедур (вариативных) в рамках модели МСОКО.
Логика процессуального компонента модели МСОКО в аспекте оценки качества результатов освоения обучающимися образовательных программ проектируется исходя из объектов и механизмов региональной модели оценки качества общего образования. Объектами в данном случае рассматриваются планируемые результаты освоения образовательных программ на разных уровнях образования:
на уровне дошкольного общего образования - целевые ориентиры воспитанников;
на уровне начального, основного и среднего общего образования - личностные, ме-тапредметные, предметные результаты обучающихся;
в дополнительном образовании детей -личностные, метапредметные, предметные результаты обучающихся при освоении дополнительных образовательных программ.
Процессуальный компонент модели МСОКО в соответствии с региональной моделью оценки качества общего образования отражает механизмы оценки качества результатов освоения обучающимися образовательных программ. В процессуальном плане эти механизмы представляют собой совокупность объективных, необходимых и достаточных процедур и инструментов оценки качества образовательных результатов.
В ходе работы группы по каждому из уровней образования были названы инструментарий и процедуры оценки качества результатов освоения обучающимися образовательных программ.
В свою очередь все периодические процедуры, являющиеся механизмами оценки качества образования в региональной модели оценки качества общего образования, были рассмотрены следующим образом: инвариантные: - государственная регламентация образова-
тельной деятельности (государственная аккредитация образовательной
деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования);
- оценочные процедуры индивидуальных достижений обучающихся (международные, национальные, региональные);
вариативные:
- муниципальные процедуры оценки качества образовательных результатов.
Очевидно, что процедуры, обозначенные в региональной модели оценки качества общего образования как инвариантные, должны входить в обязательный перечень процедур в модели МСОКО. Большинство этих процедур направлены на отслеживание предметных результатов.
Конечно, все члены группы понимали, что достижение и отслеживание предметных результатов - дело привычное как для учителя, так и для администрации образовательной организации и
муниципальных органов образования. Но возникла новая задача - создание целостного комплекса процедур на уроне муниципалитета по отслеживанию не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов, которые бы включали, но не дублировали процедуры, заявленные на уровне региона.
Так, в процессуальном компоненте модели МСОКО, при проектировании на среднесрочный период целесообразно было предусмотреть максимум мониторинговых исследований качества образования федерального и регионального уровней:
- национальные исследования качества образования (НИКО) по учебным предметам, изучаемых на уровнях начального, основного и среднего общего образования;
- всероссийские проверочные работы (ВПР) в общеобразовательных организациях по учебным предметам;
- государственная итоговая аттестация (ГИА) обучающихся 9-х и 11-х классов;
- региональные исследования качества образования (РИКО);
- мероприятия в рамках региональной программы ТЕМП.
Следует учитывать также плановые конт-
рольные проверки Управления по надзору и контролю в сфере образования Челябинской области, которые проводятся в соответствии с планами Управления.
В результате была разработана своеобразная матрица, представляющая
Матрица направленности процедур оцен
обобщённый вариант процессуального компонента модели МСОКО, включающая инвариантные и вариативные процедуры оценки качества образовательных результатов (Таблица 1):
Таблица 1
и качества образовательных результатов
Уровень образования Постоянные процедуры оценки качества образования Периодические процедуры оценки качества образования
Инвариантные Вариативные
Дошкольное образование - Государственный контроль (надзор) в сфере образования Лонгитюдное исследование качества дошкольного образования НИКО Мероприятия ТЕМП, конкурсы, экспертизы, научные конференции, спортивные соревнования, творческие фестивали, смотры
Начальное общее образование Мониторинг системы образования Государственный контроль (надзор) в сфере образования ВПР НИКО РИКО
Основное общее образование Государственный контроль (надзор) в сфере образования ВПР НИКО РИКО ГИА (ОГЭ)
Среднее общее образование Государственный контроль (надзор) в сфере образования ВПР НИКО РИКО ГИА (ЕГЭ)
Дополнительное образование детей Мониторинг системы образования Государственный контроль (надзор) в сфере образования
Однако представленные инвариантные процедуры в большинстве направлены на оценку только предметных результатов.
Самое сложное - оценивание достижения метапредметных и личностных результатов. Формирование универсальных учебных действий - это системный процесс, предполагающий взаимосвязь и договоренность в распределении функций по формированию и контролю внутри образовательной системы среди учителей-предметников в образовательной организации, чёткого подбора диагностик, создание единого банка результатов оценочных и мониторинговых процедур отслеживания достижения каждым учеником метапредметных результатов.
В связи с этим актуальным для проектирования процессуального компонента модели МСОКО становится отбор и реализация вариативных механизмов муниципального уровня, направленных на оценивание тех образовательных результатов, которые не предусмотрены инвариантными механизмами:
- целевые ориентиры воспитанников на уровне дошкольного образования;
- метапредметные и личностные результаты на уровне начального, основного и среднего общего образования;
- предметные (частично), метапредмет-ные и личностные результаты при освоении образовательных программ дополнительного образования детей.
Внесение процедур внешнего оценивания в модель МСОКО позволяет сбалансировать количество внешних (инвариантных) и вариативных процедур оценки качества образовательных результатов в муниципальной системе и в отдельно взятой образовательной организации.
В то же время для отражения специфики муниципального образования важно использовать комплекс процедур, которые характерны для каждой территории со своими особенностями. Отбор таких процедур, обоснование их нормативности и актуальности, значимости для управления качеством общего образования в муниципальной системе образования - основная задача разработчиков процессуального компонента модели МСО-
КО.
Вариативными процедурами могут являться разнообразные муниципальные мероприятия, направленные на оценивание образовательных результатов, которые не предусмотрены инвариантными механизмами: конкурсы, экспертизы, спортивные соревнования, творческие фестивали, смотры, научные конференции и др.
В описании модели МСОКО необходимо представление циклограммы (плана-графика, дорожной карты, сетевого графика и пр.) проведения процедур оценки качества общего образования: вариативный компонент (муниципальные мероприятия).
По итогам оценки качества результатов освоения образовательных программ на муниципальном уровне должны быть приняты управленческие решения. По данному разделу проектирования процессуального компонента модели МСОКО членами проектной группы были предложены аналитические материалы, итоговые отчёты, приказы комитетов и управлений образования, методические материалы, включающие типовые (модельные) управленческих решения и позволяющие получить достоверную информацию о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, в том числе о причинах, влияющих на его уровень.
Все выше перечисленное может стать основой для формирования востребованной информационной основы для принятия эффективных управленческих решений в контексте вертикали управления системой образования муниципалитета.
В заключение хотелось бы отметить, что все члены межмуниципальной проектной группы проявили интерес к формированию содержания компонентов модели МСОКО. В ходе работы выяснилось, что моделирование МСОКО обеспечит в условиях ограниченности ресурсов муниципальных образовательных систем оптимальное по срокам, содержанию и результатам «встраивание» МСОКО в единое оценочное пространство региона, даст возможность принятия эффективных управленческих решений в контексте решений, принимаемых на региональном
уровне.
Кроме того, построенная на основе РМО-КОО модель МСОКО может обуславливать необходимость совершенствования внутренних систем оценки качества образования в подведомственных образовательных организациях, тем самым, создавая единую, многоуровневую управленческую вертикаль качеством общего образования в регионе.
Список литературы
1. Барабас, А. А. Концепция системы оценки качества образования Челябинской области как механизм формирования регионального сегмента общероссийской системы оценки качества образования [Текст] / А. А. Барабас, Е. А. Тюрина // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования - 2016 - №1(1). - С 5-10.
2. Барабас, А. А. Обеспечение эффективного управления качеством образования на основе внутриведомственного взаимодействия при реализации региональной системы оценки качества образования [Текст] / А. А. Барабас // Проблемы и перспективы развития систем оценки качества образования. I региональная научно-практическая конференция: сборник материалов конференции / под ред. А. А. Барабаса. - Челябинск: РЦОКИО, 2016. - С 9-14.
3. Баранова, Ю. Ю. Научно-методические аспекты развития региональной системы оценки качества образования [Текст] / Ю. Ю. Баранова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования -2017 - №1(2). - С 21-25.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг.» // Российская газета, 2015, 28 мая.
5. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.03.2017 г. № 01/970 «Об утверждении Концепции и «дорожной карты» межмуниципального взаимодействия в решении задач эффективного управления качеством образования на основе результатов региональной системы
оценки качества образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rcokio.ru/files/publications/koncepciya. pdf (дата обращения: 10.09.2017).
References
1. Barabas, A. A. Koncepcija sistemy ocenki kachestva obrazovanija Cheljabinskoj oblasti kak mehanizm formirovanija region-al'nogo segmenta obshherossijskoj sistemy ocenki kachestva obrazovanija / A. A. Barabas, E. A. Tjurina, // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2016 - №1(1). - C. 5-10.
2. Barabas, A. A. Obespechenie jeffektivnogo upravlenija kachestvom obrazovanija na osnove vnutrivedomstvennogo vzaimodejstvija pri realizacii regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija / A. A. Barabas // Problemy i perspektivy razvitija sistem ocenki kachestva obrazovanija. I region-al'naja nauchno-prakticheskaja konferencija: sbornik materialov konferencii / pod red. A. A. Barabasa. - Cheljabinsk : RCOKIO, 2016. - C. 9-14.
3. Baranova, Ju.Ju. Nauchno-metodiches-kie aspekty razvitija regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija/ Ju. Ju. Baranova // Nauchno-metodicheskoe obespechenie ocenki kachestva obrazovanija -2017 - №1(2). - C. 2125.
4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23.05.2015g. № 497 «O Federal'noj celevoj programme razvitija obrazovanija na 2016-2020 gg.», zadacha 5, meroprijatie 5.1. // Rossijskaja gazeta, 2015, 28 maja.
5. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Cheljabinskoj oblasti ot 29.03.2017 g. № 01/970 «Ob utverzhdenii Koncepcii i «dorozhnoj karty» mezhmunicipal'nogo vzaimodejstvija v reshenii zadach jeffektivnogo upravlenija kachestvom obrazovanija na osnove rezul'tatov regional'noj sistemy ocenki kachestva obrazovanija» [Jel-ektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rcokio.ru/files/publications/koncep-ciya.pdf (data obrashhenija: 10.09.2017).
Сведения об авторах
Петрова Ольга Викторовна - директор МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №№ 104 г. Челябинска - региональной инновационной площадки, почетный работник общего образования РФ, член Учебно-методического объединения по общему образованию Челябинской области.
Орехова Тамара Анатольевна -начальник отдела обеспечения функционирования информационных систем ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Солодкова Екатерина Александровна -начальник отдела организации научной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Черепанова Ольга Александровна -кандидат педагогических наук, начальник отдела обеспечения оценки качества образовательных результатов ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск
Information about authors
Petrova O.V. - Director of the Municipal autonomous educational institution with indepth study of different subjects № 104 - regional innovation platform, Honorable worker of general education in Russian Federation, member of educational and methodical association in general education of Chelyabinsk region, Chelyabinsk
Orekhova T.A. - Head of the Department «Maintenance of the information systems», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Solodkova E.A. - Head of the Department «Organization of scientific activity», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk
Cherepanova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department «Ensur-ing the assessment quality of educational out-comes», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk