УДК 336.25
DOI: 10.21779/2500-193 0-2024-39-2-97-103 А.З. Арсланбекова, А.Р. Толбоева
Система органов бюджетного контроля на примере Республики Дагестан
Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; [email protected]
Аннотация: В статье исследуется действующая система органов бюджетного контроля на примере Республики Дагестан, их функции и полномочия. Проводится анализ их практической деятельности по проведению контрольных мероприятий.
Статья была написана с использованием логического метода исследования, системного анализа, метода обобщения и др.
В заключении авторы сделали вывод, что в систему органов бюджетного контроля РД входят Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, Счетная палата РД и Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан.
Ключевые слова: бюджет, бюджетный контроль, Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, Счетная палата Республики Дагестан, Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан.
Бюджетный контроль составляет неотъемлемое звено государственного финансового контроля. Он включает совокупность контрольно-ревизионных мероприятий, организуемых в соответствии с нормами бюджетного права с целью проверки законности, целесообразности, рациональности и обоснованности использования и распределения централизованных денежных фондов соответствующих публично-правовых образований [1].
Для создания устойчивой и эффективной системы органов бюджетного контроля необходимо учитывать эволюцию становления отечественной системы контрольных органов, цели проведения контрольных мероприятий и их направленность на результат. Система органов бюджетного контроля РФ включает:
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджета;
- экономичность средств бюджетного контроля;
- рациональность использования бюджетных средств;
- законность;
- цельность бюджетной системы РФ;
- автономность бюджетов;
- равенство бюджетных прав субъектов РФ и др.
В современной России осуществление бюджетного контроля является прерогативой Федерального казначейства, Счетной палаты РФ, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
Система органов бюджетного контроля РД включает Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, Счетную палату РД и Службу государственного финансового контроля Республики Дагестан.
Для результативной работы Федерального казначейства созданы территориальные органы, которые продолжают финансово-бюджетную деятельность в субъектах
России. В РД в этих целях функционирует Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - УФК по РД). Сферой деятельности УФК по РД являются:
- содержание бюджета РД;
- попечительство бюджетов муниципальных образований;
- кассовое сопровождение исполнения федерального бюджета на обслуживаемой территории;
- контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере.
УФК по РД служит осуществляет контроль за финансовой деятельностью субъектов предпринимательства. Для этого УФК по РД определяет ОКВЭД-2 организаций, планирует проверки на предмет выявления бюджетных нарушений и принимает необходимые меры по взысканию задолженности. УФК по РД также предоставляет услуги по списанию и начислению денежных средств, ведению банковских операций, ведению финансовой документации, финансовому контролю и анализу. Оно активно взаимодействует с организациями Дагестана и контролирует их финансовую деятельность.
За 2023 год органы УФК по РД провели 104 проверки с периодичностью в 35 проверок в первом квартале, 35 во втором, 34 в третьем [2]. В ходе проведения комплексных проверок были исследованы планы управления казенных учреждений, порядок ведения реестра участников бюджетного процесса, контрактов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне, открытие, закрытие, переоформление лицевых счетов участников бюджетного процесса, открытие, изменение, закрытие казначейских счетов и другое. Объектом контроля являлась и результативность исполнения полномочий Федерального казначейства, казначейского обслуживания исполнения бюджетов, поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, а также соглашений о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций и межбюджетных трансфертов [3; 4]. Кроме того, УФК по РД проводит арбитражные заседания и регистрационные операции.
Эффективная деятельность УФК по РД обеспечивается в тесной связи с Главой республики и региональными органами.
Правильность исполнения бюджетов обеспечивается посредством периодичного проведения контрольных мероприятий. В этих целях на территориях субъектов РФ созданы специальные ревизионно-счетные органы. Так, на территории РД в соответствии с законом РД № 72 «О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» [5] создана Счетная палата РД, которая отчитывается перед Народным Собранием Республики Дагестан и является главным органом постоянного внешнего государственного финансового контроля. Деятельность Счетной палаты РД гарантирует законность использования централизованных денежных средств, обеспечивает эффективное и рациональное распределение финансовых ресурсов и направлена на предупреждение, выявление и пресечение коррупции в бюджетной сфере. Профилактические ревизионные мероприятия Счетной палаты РД сводятся к антикоррупционной экспертизе, рецензированию проектов бюджетов, проверке компетентности правовых бюджетных актов, проведению контроля на местах.
Народное Собрание РД в 2023 году поставило перед Счетной палатой РД следующие цели [6]:
- выборочно провести ревизию выделенных финансов Министерству труда и социального развития РД за 2022 год;
- выборочно провести ревизию выделенных финансов Министерству образования и науки РД за 2022 год;
- проверить факт целевого использования финансов в ходе реализации государственной программы РД «Развитие лесного хозяйства Республики Дагестан» за 2022 год;
- проверить факт целевого использования финансов в ходе реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда РД в 2022 году;
- проверить факт целевого использования финансов в ходе реализации государственной программы РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» за 2021-2022 гг.;
- проконтролировать ход поступления в бюджет доходов от распоряжения государственным имуществом РД в 2022 году и др.
Добросовестная реализация указанных целей служит активатором должного соблюдения бюджетного законодательства, уменьшения отклонений от заданных параметров, а также профилактикой совершения нарушений в последующем. По результатам исполнения поставленных задач формируется соответствующее заключение, в котором помимо всего перечисленного дается оценка негативных последствий от выявленных нарушений законодательства. Заключение представляется Народному Собранию РД и подлежит обязательному официальному опубликованию.
Счетной палате РД ежегодно рекомендуется продолжать работу по совершенствованию механизма государственного финансового контроля, обеспечению возмездного управления и распоряжения государственной собственностью Республики Дагестан; по усилению финансово-экономической экспертизы проектов законов о республиканском бюджете РД и внесения изменений в него в части определения приоритетов при планировании бюджетных средств, прогнозируемых результатов, возможных бюджетных рисков, ожидаемых дополнительных доходов, влияния на стимулирование создания новых рабочих мест.
В рамках обеспечения антикоррупционной политики государства Счетная палата РД разработала и утвердила план противодействия коррупции в Счетной палате РД на 2021-2024 годы, который условно состоит из 4 блоков:
1. Система организационных мер по противодействию коррупции, которая включает в себя комплекс проверок, а именно:
- достоверности сведений о состоянии и использовании денежных средств госслужащими,
- соответствия служебного поведения,
- сведений о коррупционных действиях или склонении к осуществлению таковых,
- наличия возможности возникновения конфликта интересов между госслужащими и др.;
2. Внутренняя оценка антикоррупционных мер: сбор и анализ результатов их проведения, анализ практики применения мер ответственности, перенаправление информации о фактах коррупционных проявлений в Управление Главы РД по вопросам противодействия коррупции;
3. Пропаганда и активация антикоррупционной политики: организация специализированных семинаров для сотрудников, проведение разъяснительных и профилактических бесед, обеспечение участия госслужащих в повышении квалификации и дополнительном образовании. Сюда можно отнести и использование поощрительных мер для госслужащих с многолетним опытом работы;
4. Открытость и официальность информации по проведению антикоррупционной политики [7].
Реализация плана обеспечивается должностным лицом Счетной палаты РД, ответственным за профилактику коррупционных проявлений, за компьютерные программы для автоматизированного учета и анализа сведений о доходах и расходах госслужащих. На соответствующем официальном сайте стабильно размещается информация об имущественном положении служащих палаты [8].
Счетная палата РД поддерживает тесные связи со Счетной палатой РФ, контрольными органами субъектов РФ и зарубежных стран.
Титаническая работа Счетной палаты РД содействовала укреплению ревизион-но-контрольного механизма, стабилизации аппарата управления государственным имуществом и повышению процента эффективности исполнения консолидированного бюджета Республики Дагестан. Многолетний опыт контрольно-ревизионной, аналитической и профилактической деятельности послужил фундаментом для образования Счетной палаты РД как самостоятельного, независимого института в системе государственного финансового контроля РД. Приоритетными направлениями деятельности Счетной палаты РД являются обеспечение целесообразного и результативного использования централизованных денежных фондов путем формирования единой системы государственного финансового контроля, разработка и внедрение современных инновационных проектов.
Динамика российской экономики требует от работы государственных структур постоянного повышения результативности, в связи с чем государственные органы, в том числе Счетная палата РД, находятся в поиске новых кадров и современных методов по автоматизации своей работы. Следовательно, Счетная палата РД является независимым и самостоятельным органом контроля за легальным и результативным использованием республиканских бюджетных средств.
В соответствии с Постановлением Правительства РД № 24 [9] в Дагестане создана Служба государственного финансового контроля (далее - Служба), которая является органом исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющим функции внутреннего государственного финансового контроля и контроля за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Служба имеет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- контроль за соблюдением нормативных положений в бюджетной сфере;
- контроль за соблюдением нормативных положений по выплатам физическим лицам из республиканского бюджета;
- контроль за соблюдением условий договоров, заключенных в целях предоставления средств из республиканского бюджета;
- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств;
- контроль в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Дагестан;
- передача в правоохранительные органы материалов и информации в случае выявления признаков состава преступления;
- реализация мер по развитию конкуренции в установленной сфере деятельности;
- участие в организации выполнения юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Службы;
- организация выполнения мероприятий по мобилизационной работе;
- оказание гражданам бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной и письменной формах.
В своей деятельности Служба руководствуется планом проведения контрольных мероприятий, в соответствии с которым в 2022 г. она провела 62 проверки. Выявленные в ходе проверок нарушения федерального и регионального законодательств в процентном соотношении составили 28,7 % от общего объема средств, подвергшихся нецелевому расходованию. Величина подконтрольных финансов - 45 037 471,48 тыс. руб., из них: по средствам федерального бюджета - 39 407 210,45 тыс. руб., а по средствам бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - 5 381 314,44 тыс. руб.
В целом, экономическая результативность деятельности Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан в виде сэкономленных, взысканных и восстановленных средств республиканского бюджета за 2022 год составила 914 млн руб.
В Службе государственного финансового контроля РД регулярно проходят семинары по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки. 28 марта 2023 г. должностным лицом, ответственным за предотвращение коррупционных и иных правонарушений в Службе государственного финансового контроля Республики Дагестан, проведен семинар по вопросам представления государственными гражданскими служащими Госфинконтроля РД сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнении соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год). Особое внимание при этом было уделено обзору типичных ошибок при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также ответственности за несоблюдение антикоррупционного законодательства и предоставление заведомо неполных или недостоверных сведений независимо от причины.
Таким образом, в систему органов бюджетного контроля РД входят Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан, Счетная палата РД, и Служба государственного финансового контроля Республики Дагестан. Приоритетными направлениями деятельности этих органов является обеспечение целесообразного и результативного использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований путем формирования единой системы государственного финансового контроля на территории РД.
Литература
1. Арсланбекова А.З. Актуальные проблемы обеспечения единства системы бюджетного контроля в РФ // Вестник ДГУ. 2017. Т. 32, вып. 1. - С. 25-29.
2. Официальный сайт УФК по РД. - Режим доступа: https://dagestan.roskazna.gov.ru/o-kaznacheistve/plany-i-otchetv/?vear=2023 (дата обращения: 24.02.2024)
3. Арсланбекова А.З., Арсланбеков А.М. Проблемы межбюджетного регулирования в России // Вестник ДГУ. 2022. Вып. 3.
4. Арсланбекова А.З., Менафова З.Э. Дотационное финансирование субъектов РФ (на примере Республики Дагестан) // Новый юридический вестник. Международный научный журнал. 2023. № 2 (41).
5. Закон РД от 05.11.2011 № 72 «О Счетной палате РД и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований». - Режим до-
ступа:: http://pravo.gov.ru/? 1 (дата обращения: 24.02.2024)
6. Постановление Народного Собрания РД от 15.11.2022 № 395-VII НС "О поручении Счетной палате Республики Дагестан". - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/? 1 (дата обращения: 24.02.2024)
7. Сайт Счетной палаты РД. - Режим доступа: https://spdag.ru/plany-raboty (дата обращения: 24.02.2024)
8. Арсланбекова А.З. Противодействие коррупции в финансовой сфере // Юридический вестник ДГУ. 2019. № 2.
9. Постановление Правительства РД от 12.02.2021 № 24 «Вопросы Службы государственного финансового контроля Республики Дагестан». - Режим доступа:: http://pravo.gov.ru/? 1 (дата обращения: 24.02.2024)
10. Сайт Службы государственного финансового контроля РД. - Режим доступа: https://gosfincontrol.e-dag.ru/activity/10670 (дата обращения: 24.02.2024)
References
1. Arslanbekova A.Z. Actual problems of ensuring the unity of the budget control system in the Russian Federation // Bulletin of DSU. 2017. Vol. 32, issue 1. - Pp. 25-29.
2. Official website of the UFK for the Republic of Dagestan - URL: https://dagestan.roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/plany-i-otchety/?year=2023 (access date: 24.02.2024)
3. Arslanbekova A.Z., Arslanbekov A.M. Problems of inter-budgetary regulation in Russia // Bulletin of the DSU. 2022. Issue 3.
4. Arslanbekova A.Z., Menafova Z.E. Subsidized financing of the subjects of the Russian Federation (on the example of the Republic of Dagestan) // New Legal Bulletin. International Scientific Journal. 2023. № 2 (41).
5. Law of the Republic of Dagestan of 05.11.2011 № 72 "On the Accounts Chamber of the Republic of Dagestan and some issues of the activities of control and accounting bodies of municipalities". - URL: http://pravo.gov.ru/?1 (access date: 24.02.2024)
6. Resolution of the People's Assembly of the Republic of Dagestan of 15.11..2022 No. 395-VII NS "On instructions to the Accounts Chamber of the Republic of Dagestan". -URL: http://pravo.gov.ru/? 1 (access date: 24.02.2024)
7. Website of the Accounts Chamber of the Republic of Dagestan - URL: https://spdag.ru/plany-raboty (access date: 24.02.2024)
8. Arslanbekova A.Z. Combating corruption in the financial sphere// Legal Bulletin of the DSU. 2019. Issue 2.
9. Decree of the Government of the Republic of Dagestan dated February 12.02.2021 N 24 "Issues of the State Financial Control Service of the Republic of Dagestan". - URL: http://pravo.gov.ru/? 1 (access date: 24.02.2024)
10. Website of the State Financial Control Service of the Republic of Dagestan. -URL: https://gosfincontrol.e-dag.ru/activity/10670 (access date: 24.02.2024)
Поступила в редакцию 23 февраля 2024 г.
Принята 17 марта 2024 г.
UDC 336.25
DOI: 10.21779/2500-193 0-2024-39-2-97-103
The System of Budget Control Bodies: Case Study of the Republic of Dagestan
A.Z. Arslanbekova, A. R. Tolboeva
Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; [email protected]
Abstract: The article examines the current system of budget control bodies using the example of the Republic of Dagestan, their functions and powers, and also analyzes their practical activities in carrying out control activities.
The article was written using the following research methods: logical, system analysis, generalization method, etc.
In conclusion, the authors concluded that the system of budget control bodies of the Republic of Dagestan includes the Federal Treasury Department for the Republic of Dagestan, the Accounts Chamber of the Republic of Dagestan and the State Financial Control Service Republic of Dagestan.
Keywords: budget, budget control; budget control bodies, Office of the Federal Treasury for the Republic of Dagestan, Accounts Chamber of the Republic of Dagestan, State Financial Control Service of the Republic of Dagestan.
Received 23 February, 2024 Accepted 17 March, 2024