6. Мордвинов А.А. Из пережитого: Воспоминания флигель-адъютанта императора Николая II. В 2 т. Т.1. - М.: Кучково поле, 2014.
7. Прошения на имя великого князя Михаила Александровича // ГАОО. Ф. 580. Стол 2. Д. 3618.
ШИШКИНА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА - преподаватель истории центра дополнительного образования «Формула успеха» (maschakutaf@mail.ru).
SHISHKINA, MARIA S. - the lecturer of history of the centre of supplementary education "Formula of success" (maschakutaf@mail.ru).
УДК 94(436).08
ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ В.М.) СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ МИТРОПОЛИТА АНДРЕЯ (ШЕПТИЦКОГО) В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Ключевые слова: Австро-Венгрия, Галиция, Греко-Католическая Церковь, украинское национальное движение, униатство.
В настоящей статье содержится оценка общественно-политических взглядов галицкого греко-католического митрополита Андрея (Шептицкого) (1865-1944) в начале XX в. в условиях общественно-политической жизни королевства Галиции и Лодомерии Австро-Венгрии. Показано, что митрополит Андрей (Шептицкий) активно участвовал в общественно-политической жизни королевства Галиции и Лодомерии, последовательно развивая украинское национальное движение в контексте государственных интересов Австро-Венгрии. Особо отмечена его деятельность, направленная на противодействие распространению революционно-социалистической идеологии, враждебной монархическому строю.
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY V.M.)
THE SYSTEM OF SOCIAL-POLITICAL VIEWS OF MITROPOLIT ANDREY (SHEPTITSKY) AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY
Keywords: Austria-Hungary, Galicia, The Greek Catholic Church, Ukrainian national movement, uniatism.
In this article contains an assessment of the socio-political views of Galician Greek Catholic Metropolitan Andrey (Sheptytsky) (1865-1944) at the beginning of the XX century in the conditions of socio-political life of the kingdom of Galicia and Lodomeria of Austria-Hungary. It is shown that metropolitan Andrey (Sheptytsky) actively participated in the social-political life of the kingdom of Galicia and Lodomeria, consistently developing the Ukrainian national movement in the context of the state interests of Austria-Hungary. Particularly noted is its activities aimed at countering the spread of revolutionary socialist ideology, hostile to the monarchical system.
Как известно, галицкий греко-католический митрополит Андрей (Шептицкий), в Святом Крещении - Роман Мария Александр, родился в аристократической семье Австро-Венгрии. Его отец - Ян (Иван) Кантий Шептицкий (1836-1912) был потомком древнего галицко-русинского боярского рода. Со временем род ассимилировался с польским этносом и перешел в Римско-Католическую Церковь. Мать - София Людвика Цецила Констанция Шептицкая (1837-1904) - дочь известного польского драматурга графа Александра Фредро (1793-1876). Будучи хорошо образованной (знала французский, английский и немецкий языки) и религиозной личностью, она оказала значительное влияние на формирование мировоззрения своих детей. В то же время решение своего сына Романа стать греко-католическим священником стало для нее неожиданностью. В своих воспоминаниях она признается, что давно слышала, как «о русском духовенстве говорено с пренебрежением, на что оно заслуживало своими недостатками и бездонной темнотой, алчностью и обычаями». Восточного обряда она не
знала совсем, но видела, что «его представители принадлежат к низшим слоям населения», а поэтому очень боялась, что «сын между ними омужичится» [1, с. 34-35].
София Шептицкая ярко описывает негативную реакцию своего мужа, когда он впервые услышал о желании сына идти в базиалинаский монастырь: «Как от удара грома, как от укуса гадины отскочил он, призывая: «Никогда» [1, с.36].
Из всего выше сказанного явно следует, что семья Шептицких исключительно относила себя к польскому народу. Поэтому нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, будто бы генеалогические изыскания собственного отца способствовали осознанию будущим греко-католическим митрополитом своих русинских корней. Более вероятно, что Ян (Иван) Шептицкий не проявлял особой заинтересованности русинскими делами. Его интерес к прошлому сводился к составлению генеалогии своего рода, для которого ему удалось, наконец, в 1871 году получить графский титул. Поэтому решение Романа Шептицкого о смене обряда, скорее, было связано с его личным внутренним выбором [2]. Сам Роман в письме к отцу писал, что мысль стать монахом базиаланского ордена пришла к нему еще во время обучения в гимназии. Ее истоки он связывает с семейной любовью к унии и рассказами отца о жизни их предков [1, с. 54-57].
Возможно, определенное влияние на этот выбор оказал и круг общения Романа Шептицкого. Например, обращает на себя внимание его тесное общение с иезуитом Влодзимежем Ледоховским (1866-1942), который впоследствии стал генералом Общества Иисуса [3].
Сейчас, сложно установить, что побудило Шептицкого когда-то сделать выбор в пользу восточного католичества - поиск ли собственной этнической идентификации, влияние ли внешнего окружения или карьерные соображения, а возможно и все комплексно. Но нельзя не признать, что он последовательно, на протяжении многих десятилетий развивал Галицкую греко-католическую митрополию.
Изучая характер политической деятельности митрополита Андрея (Шептицкого) необходимо учитывать, что, в условиях безгосударственности галицких русин, он воспринимал себя своего рода «этнархом», который призван быть не только религиозным, но и политическим лидером [4, с.191], [5, с. 122].
Как верно подметил В. И. Петрушко, современная Украинская Греко-Католическая Церковь много сделала для популяризации имени митрополита Андрея, который в монографиях и публикация греко-католических исследователей представлен как «духовный вождь всего народа, «Украинский Моисей»» [6].
Примечательно, что вопросу общественно-политической жизни иерарх уделял пристальное внимание еще в начале своего архиерейского служения. Это видно на примере его первого архипастырского послания: «Свое письмо к народу он начинает не от проповедования Божьего Слова, а от человеческой стороны его жизни - уверен, что Христос не будет сердиться на это, он благословляет свой народ, живущий на земле, которую дал Господь, с желанием, чтобы эту Божью землю любить и не выпускать ее из рук и на ней достигать благосостояния, по образцу других народов. Епископ хочет видеть свой народ физически сильным и умственно развитым». Тогда еще епископ Станиславовский Андрей подчеркивал важность воспитания молодежи и добивается «такого направления воспитания, чтобы будущие поколения взяли в свои руки торговлю и промышленность, потому что слабым является общество, не имеющее промысла, и убогим, если в нем торгуют иностранцы. Интересны его взгляды на природу соотношения христианства с патриотизмом: «враги Христовой науки ... предъявляли ей, что затирая различия между народами, стремится к интернационализму, является равнодушной к исполнению патриотических обязанностей человека, что хорошие христиане не являются хорошими патриотами... Христианин может и должен быть патриотом! Но его патриотизм не смеет быть ненавистью» [7, с. 17].
В начале ХХ в., с развитием общественно-политической жизни в Галиции, униатский архиерей призывал: «Берегитесь и между собой ненависти и раздора! -Берегитесь излишней партийности! Объединяем свои силы, ибо силы разделенные есть всегда слабые: «Каждое царство разделенное в себе, не устоится!» (Мф. 12 : 25)» [7, с. 18].
В противовес принципу партийной фрагментации населения митрополит предлагал объединение народа на основе католической веры: «во взаимных отношениях отдельных частей общественных слоев, одна и та же вера католическая, одни и те же принципы этические не могут не содействовать в большой степени к предостережению людей от партийного шовинизма. Вот и всякие разницы, находящихся между нами в понятиях и принципах, народных или политических, перестанут нас вести к борьбе и заменяться на эмуляцию и соперничество, что будет каждого поощрять к наинтенсивнейшему труду, но не приведет к полному раздору, потому что не будет делить людей, которые в основных принципах веры следуют одной и той же ведущей мысли Христовой любви, родины и Христовой акции», поскольку «католическая вера объединяет людей и ведет единицы к спасению», а «народы и общества к счастью», желает, «чтобы все люди доброй воли собрались под флагом Христа и общими силами в христианском духе взялись за работу ... для утверждения и сохранения того, что здоровое и хорошее, а устранения всего, что опасно и вредно» [4, с.214].
Учитывая нарастание масштабов деятельности левых партий, опиравшихся не на идею национального единства, а наоборот - на идею противостояния классов, митрополит считал нужным противодействовать социалистической пропаганде. 7 мая 1904 г. он опубликовал послание «О социальной квестии», где призвал к национальному солидаризму, что по своей сути соответствовало энциклике Папы Римского Льва XIII «^егит novarum» / «Новые веяния» [8].
Активности левых партий (социалистов и радикалов) митрополит Андрей (Шептицкий) уделял большое внимание еще и по той причине, что они, в значительной степени, стояли на антиклерикальной основе: «Боимся безбожной науки, - совсем противной науке Христа. Боимся науки социалистов, - тех, что подкапывают основы христианской семьи, - не признают частной собственности, а религию считают частным делом каждого человека в частности». При этом митрополит последовательно противодействовал пропаганде левых сил: «Так что в районах, где уже развита работа радикалов, - там по долгу, из правительства, должны открывать и сбивать их ложную науку! Но всегда с любовью к тем людям, которых хотим предупредить о плутовстве и потянуть к Христу ... не говоря людям ничего о радикалах и социалистах, должны утверждать их в догмах науки Иисуса Христа, - особенно в догмах, против которых воюет именно социализм. Должны обратить свое внимание на организацию христианской семьи. А в экономической области должны выдать конечность и практичность науки Иисуса Христа! Более богатых надо склонять к любви и милосердию к бедным, а бедных предостерегать перед пожеланием чужого добра» [9].
В конце XIX - начале XX вв. в Галиции ширился культивируемый социалистической интеллигенцией пацифизм; доходило до того, что учителя исключали из школьной программы произведения древних греческих и римских классиков, в которых прославлялся военный героизм. Митрополит выразил протест и подчеркнул важность сохранения уважения к традициям воинского служения [10].
С пристальным интересом он относился к вопросу межэтнических взаимоотношений в Галиции. В 1899 г. в газете «Знаменье» Шептицкий опубликовал статью «Отношение русинов к полякам». В ней отмечалось следующее: «Мы выросли уже с убеждением, что между русинами и поляками не может быть согласия». Ища причины этого межнационального антагонизма, он приходит к выводу, что «ненависть
русского народа относится к тем безнравственным делам, которые приходится русскому народу испытывать от поляков на своей собственной земле, к тому безнравственному строю, которым хотят русский народ силой осчастливить» [4, с. 114-115].
Иерарх интересовался общественной жизнью Малороссии. Находясь в 1912 г. в Киеве, митрополит впервые отслужил официальную панихиду по Т.Г. Шевченко (18141861). Служба проходила в римско-католическом храме св. Николая на ул. Большой Васильковской [11].
Отметим, что в отношении Австро-Венгрии архиерей придерживался патриотических убеждений. И в силу своего статуса, и явно по личным убеждениям он участвовал в общественно-политической жизни страны. Современники нередко характеризовали митрополита Андрея как германофила, что было вполне естественно для человека, происходившего из аристократического рода Австро-Венгрии [12].
В 1903-1913 гг. митрополит Андрей состоял в должности заместителя маршалка (председателя) краевого сейма королевства Галиции и Лодомерии, где он старался защищать национальные интересы русин-галичан на государственном уровне. Как пример, можем привести тот факт, что 26 июня 1910 г. в Палате господ Рейхсрата Австро-Венгрии (верхняя палата парламента) иерарх поднял вопрос о создании во Львове высшего учебного заведения с русинским / украинским языком обучения [13].
Значителен его вклад в разработку концепции сецессии Малороссии и с последующей украинизацией территорий. В августе 1914 г. Шептицкий направил правительству Австро-Венгрии свой труд «Мемориал», в котором, учитывая военные, юридические и церковные факторы, изложил план отчуждения Малороссии от Российской Империи [5, с. 133].
Возможно, именно с этим проектом митрополита был связан факт существенного укрепления и развития украинофильского движения в Австро-Венгрии в начале Первой Мировой войны. На данной волне, 1 августа 1914 г. укаринофильские организации во Львове учредили особую межпартийную структуру - Главный украинский совет (Головна украшська рада), который принял решение о создании легиона украинских сечевых стрельцов в составе армии Австро-Венгрии [14].
До последнего дня существования двуединой монархии митрополит Андрей связывал политическое будущее своей паствы именно с этим государством. 28 февраля 1918 г. иерарх в последний раз выступил в Рейхсрате Австро-Венгрии. Его выступление было связано с подписанием Брестского мирного договора и опиралось на идею права нации на самоопределение [5, с. 133]. Митрополит выступил в поддержку создания на территории Восточной Галиции и Северной Буковины автономного украинского края [15].
Итак, в начале XX в. митрополит Андрей (Шептицкий) активно участвовал в общественно-политической жизни королевства Галиции и Лодомерии, последовательно развивая украинское национальное движение в контексте государственных интересов Австро-Венгрии. При этом особенно примечательной представляется его деятельность по противодействию распространению революционно-социалистической идеологии, враждебной монархическому строю.
Литература и источники
1. Шептицька Соф1я з Фредр1в. Молодють i покликання о. Романа Шептицького [Текст]. - Львiв : [Б. и.], 2001.
2. Гентош Л. Постать митрополита Шептицького в украшських та польських наукових виданнях останнього десятирiччя [Текст] / Л. Гентош // Украша модерна. Число 8. - К. - Львiв, 2003. - С. 194195.
3. Добрычев В. В тени святого Юра [Текст] / В. Добрычев. - М. : Издат-во полит. лит., 1971. - С.7.
4. Шептицький А., митроп. До украшсько! штел^енцп (Пастирський лист писаний у Вщш, в день св. 1вана Золотоустого, 27.1. - 9. V., р.Б. 1909) : [Текст] // Твори Слуги Божого митрополита Андрея
Шептицького. Пастирсью листи. Т. I. / Митроп. А. Шептицький. - Торонто, 1965.
5. Сапеляк А., еп. Кшвська Церква на слов'янському Сходi. Канонiчно-екуменiчний аспект [Текст] / А. Сапеляк. - Лвiв : ГВС, 2002.
6. Петрушко В.И. К предполагаемой беатификации униатского митрополита Андрея Шептицкого [Текст] / В. И. Петрушко // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института : Материалы, 1999. - М. : ПСТБИ, 1999. - С. 374.
7. Шептицький А. Перше слово Пастиря (Пастирський лист до вiрних Станиславiвськоl епархи, даний у дш св. пророка Гш, 1899 р.) [Текст] // Твори Слуги Божого митрополита Андрея Шептицького. Пастирсью листи. Т. I. / Митроп. А. Шептицький. - Торонто, 1965.
8. Базилевич А. Введення в твори митрополита А. Шептицького [Текст] / А. Базилевич. - Торонто : [Б. и.], 1965. - С. 228.
9. Шептицький А. Наша програма [Текст] // Твори Слуги Божого митрополита Андрея Шептицького. Пастирсью листи. Т. I. / Митроп. А. Шептицький. - Торонто, 1965. - С. 25-26.
10. Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня. [Текст] / К. Е. Дмитрук. - М. : Политиздат, 1988. - С. 230.
11. Очерет М. Панахида по Шевченковь За Бога, за Укра1ну! (Про Мапр-Ггуменю Йосифу (Олену Вгтер)) [Текст] / Укладач : проф. Нша Вiрченко. - К. : ТОВ „Задруга", 2007. - С. 193-194.
12. Петрушко В.П. Об эволюции политических взглядов митрополита Андрея Шептицкого в годы Второй Мировой войны [Текст] // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института : Т.1. - М. : ПСТГУ, 2009. - № 19. - С. 312.
13. Ленцик В. Визначш постав Украшсько! Церкви: митрополит А. Шептицький i па^арх Й. Слший [Текст] / В. Ленцик. - Львiв : Свiчадо, 2001.- С.446.
14. Борисенок Е.Ю. Концепции «украинизации» и их реализация в национальной политике в государствах восточноевропейского региона (1918-1841 гг.). Дисс. ... докт. ист. наук. - М., 2015. - С. 146-147.
15. Боцюрюв Б. Украшська Греко-Католицька Церква i Радянська держава (1939-1950) [Текст] / Б. Боцюрюв / переклад з англ. Н. Качан, за ред. О. Турiя. - Львiв: В-во Украшського католицького ушверситету, 2005. - С. 17.
ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ) - кандидат бого словия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, проректор по научной работе, Коломенская духовная семинария. (perevitsk@icloud.com)
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY VASILIY MATVEYEVICH) - сandidate of Theology, doctoral student of The Churchwide postgraduate and doctoral studies of The Russian Orthodox Church, the pro-rector for scientific work, Seminary of Kolomna (perevitsk@icloud.com)
УДК 94(47).084.3:271.2
ДРОБОТУШЕНКО Е.В., ЛАНЦОВА Ю.Н. ВОПРОСЫ О ЕДИНОВЕРИИ НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ 1917-1918 гг. И СИБИРСКОЕ ЕДИНОВЕРИЕ
Ключевые слова: религия, Русская Православная Церковь, Всероссийский Поместный собор, сибирское единоверие, старообрядчество, единоверческие епархии.
Статья посвящена анализу вопросов о единоверии, рассмотренных в рамках работы Всероссийского Поместного собора 1917-1918 гг.; отдельное внимание уделено некоторым аспектам сибирского единоверия. Анализируя решения Поместного собора, авторы приходят к выводу о том, что Русская Православная Церковь ставила своей главной целью прекращение разногласий между сторонниками официального православия и единоверия, что предлагалось осуществить через создание самостоятельных единоверческих епархий.
DROBOTUSHENKO, E.V., LANTSOVA, Yu.N. QUESTIONS ABOUT THE UNANIMITY ON THE LOCAL COUNCIL OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OF 1917-1918-IES AND SIBERIAN UNANIMITY