40. ЦГАМ. 2130. Оп. 2. Д. 40. Л.Л. 230- 232, 234-237.
41. ЦГАМО. Ф. 5536. Оп. 1. Д. 83. Л. 6-об.
ЕПИСКОП ЛУХОВИЦКИЙ ПЕТР (ДМИТРИЕВ ИВАН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ) - ви карий Московской епархии, благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа BISHOP PETER OF LUKHOVITSY (DMITRIEV IVAN VYACHESLAVOVICH) - is suffragan bishop of the Moscow extra muros diocese, especially in charge of the Kolomna deanery. (blagokolomna@inbox.ru)
УДК 94(281.9):322(477.83)«18/19»
ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ В.М.) ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГАЛИЦИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА Х1Х - НАЧАЛО ХХ вв.)
Ключевые слова: Австро-Венгрия, Галиция, Греко-Католическая Церковь, межконфессиональные отношения, Римско-Католическая Церковь, украинское национальное движение, униатство.
В статье рассматривается характер взаимоотношений Греко-Католической и Римско-Католической Церквей на территории Королевства Галиция и Лодомерия Австро-Венгрии в контексте украино-польской (русино-польской) конфронтации от эпохи «Весны народов» до начала XX века. Показано, что соперничество Греко-Католической и Римо-Католической Церквей определялось комплексом национальных и политических факторов, а отождествление конфессионального и национального становилось причиной межконфессиональной напряженности и конфликтов, которые часто получали национальную окраску. Обоснован вывод о том, что польское культурное, экономическое и общественно-политическое доминирование требовало организации адекватного противодействия, формировало почву для возрастания прорусских симпатий, которые после поражения революции 1848-1849 гг. на протяжении десятилетий были преобладающими в среде греко-католической духовной и светской интеллигенции Галиции.
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY, V.M.)
THE GREEK-CATHOLIC CHURCH IN THE CONTEXT OF ETHNO-CONFESSIONAL RELATIONS IN GALICIA (SECOND HALF OF XIX - EARLY XX CENTURY)
Keywords: Austria-Hungary, Galicia, interfaith relations, interethnic relations, The Greek Catholic Church, The Roman Catholic Church, the Ukrainian national movement, uniatism.
In this article characterized the relationship of the Greek Catholic and Roman Catholic Churches in the territory of the Kingdom of Galicia and Lodomeria Austria-Hungary in the context of the Ukrainian-Polish (Rusin-Polish) confrontation from the era of "Spring of Nations" before the beginning of the XX century. It is shown that the competition of the Greek Catholic and Roman Catholic Churches defined set of national and political factors, and the identification of national and confessional became the cause of sectarian tensions and conflicts, which often received national flavor. It is substantiated the conclusion that the Polish cultural, economic and political domination of the organization required adequate countermeasures formed the ground for the growth of pro-Russian sympathies, which, after the defeat of the revolution of 1848-1849., For decades, have been predominant in the Greek Catholic spiritual environment and secular intelligentsia of Galicia.
Анализ современного конфессионального многообразия Украины, особенно в западных областях, свидетельствует о возрастании роли Греко-Католической Церкви в жизни общества. Это актуализирует многие проблемы истории Церкви. Показательно, что в современных научных исследованиях акцентируется внимание на роли Греко-Католической Церкви в различные периоды ее деятельности, рассматривается влияние религиозного фактора на процесс формирования национальной идентичности. Вместе с
тем, вне поля зрения неоправданно остаются вопросы взаимодействия или сосуществования Церкви с другими участниками общественной жизни, ее внутренний потенциал и внешние влияния, а также место в контексте этноконфессиональных отношений в Галиции середины Х1Х - начала ХХ вв. Именно последнему сюжету посвящена данная публикация.
Напомним, что после длительного польского господства в 1772 г. Галиция в статусе «Королевства Галиции и Лодомерии» вошла в состав империи Габсбургов. Существенную роль в определении положения Униатской Церкви в Галиции сыграла политика просвещенного абсолютизма Габсбургов. Греко-Католическая (именно так, согласно декрету императрицы Марии Терезии от 1774 г., стали именовать бывших униатов, исходя из их восточного - «греческого» обряда и западной - «католической» принадлежности) иерархия получила признание и поддержку австрийского правительства. При отсутствии особого покровительства, это прослеживалось в ее формальном уравнении в правах с римо-католиками, в получении возможности на общее и богословское образование (в частности - на родном языке), в обеспечении минимального материального благосостояния и организационном оформлении церковно-административных структур (в 1807 г. возобновлена Галицкая греко-католическая митрополия). Исследователи отмечают и другие, менее существенные изменения, связанные с так называемой политикой «иосифинизма» [1], [2], [3], [4], [5], [6].
В этой ситуации именно Греко-Католическая Церковь стала лидером национального движения в «русинских» землях. Известный украинский историк Д. Дорошенко (православный) подчеркивал: «Если что-либо и сохранило украинскую народность в Галиции от полной ассимиляции с элементом польским, то это Греко-Католическая Церковь с ее восточным обрядом ... Это обеспечило униатскому духовенству в Галиции на длительное время роль лидирующей группы, которая сыграла особо значимую роль в национальном возрождении Х1Х в.» [7].
Служители Церкви, как правило, представляли самый образованный слой. Они постоянно контактировали с преимущественно аграрным населением и были идеальным «ретранслятором» идеологии национальной самобытности между численно незначительным слоем городской интеллигенции, с одной стороны, и основной массой русино-украинского населения (крестьянством) - с другой. Благодаря духовенству, его патриотической проповеди с алтаря и просветительству, можно было активизировать национальное «пробуждение» в целом крае и, тем самым, достичь высшей (политической) стадии развития национального движения.
В 40-50-х годах Х1Х в. сфера этноконфессиональных отношений стала зеркалом противоречий, которые четко прослеживались в украинско-польском противостоянии. Необходимо принять во внимание тот факт, что конфессиональная составляющая зачастую служит для дифференцирования одного народа от другого, а религия является существенной приметой этнической, национальной принадлежности. Соответственно, восточный, византийско-славянский обряд заметно отличал украинцев от западных римо-католических соседей, находил продолжение в различных сферах (в т.ч., в сфере политики). Так, во время «весны народов» (1848-1849 гг.) иерархия Греко-Католической Церкви неблагосклонно встретила саму революцию, не поддержала ее идеи и оставалась в фарватере правительственной политики, оказывая сопротивление польским деятелям, которые пытались привлечь греко-католическое духовенство и его паству к реализации своей цели - восстановлению «исторической Польши» [8], [9], [10, с.456].
Главные социокультурные противоречия межэтнического плана, а кое-где и конфликты, в исследуемый период в галицких землях предопределялись объективными и субъективными факторами. Среди первых выделим борьбу за национальную Церковь, при взаимовлиянии и взаимодействии этнической и конфессиональной составляющих.
Ценностные противоречия между субъектами вынужденного взаимодействия определял и язык, являющийся одним из катализаторов этнополитической мобилизации дискриминированных групп. Важной составляющей этого процесса была также борьба этнических меньшинств за школу с родным для них языком обучения. Рассмотрение религии властью и польскими политическими деятелями в качестве вспомогательного средства этнической ассимиляции «чужих», а также попытка воплощения католического варианта этнонационализма, по мнению украинского исследователя И. Монолатия, выступала в качестве субъективного фактора [10, с.453].
Поскольку межгрупповые противоречия проявлялись в различных сферах общественной жизни, в своеобразной градации значимости их причин преобладают две группы социокультурных конфликтов. Первая объединяла противоречия и конфликты, которые возникали под действием религиозного фактора. К ним, в основном, относились столкновения между разными конфессиями, противоречия между конфессиями и государством, расхождения внутри самой конфессии. Вторая включала конфликты, которые возникали под воздействием этнического фактора. К ним (в соответствии с категорией социальных интересов) можно отнести ценностные противоречия между субъектами межэтнического взаимодействия [10, с.453-456].
Но самым главным среди различных факторов, которые провоцировали напряжение в межконфессиональных и межцерковных отношениях, была сущность польского этнонационализма. По мнению его представителей, главенство Римо-Католической Церкви было неопровержимым. К тому же, в образе «поляка-католика» этническое должно было доминировать над клерикальным. Очевидными были претензии на цивилизационную миссию, которую Римско-Католическая Церковь закрепила за собой. Такие мифологемы, понятно, препятствовали толерантному сосуществованию с «чужими». Ярким примером служит конкордат (соглашение) между римско-католической и греко-католической иерархией о сосуществовании верующих соответствующих обрядов и их иерархий в Галицкой церковной провинции. Впервые о такой договоренности заговорили в 1853 г., а уже через десять лет ее утвердил Папа Римский Пий IX декретом конгрегации от 17 июля 1863 года. В октябре того же года конкордат провозгласили как основу существования поляков и украинцев в Галиции.
Однако даже многие десятилетия спустя для поляков соглашение 1863 г. оставалось своеобразным «символом фактического несогласия». С другой стороны, межцерковное соглашение стало своеобразным стимулом для активизации Римо-Католической Церкви в осуществлении роли форпоста «польскости» в Галиции. Попытки реализации положений конкордата 1863 г. определили новые тенденции в межцерковном и межконфессиональном диалоге. В контексте «цивилизационного подхода», речь идет о столкновении ценностей, что довольно контрастно прослеживается в фокусе взаимоотношений двух христианских конфессий [11], [12].
Именно в таком дискурсе прочитывается межэтническая дистанция между римо-католиками и греко-католиками, которая и провоцировала латентный этноконфессиональный конфликт. Его значимым компонентом стала проблема прозелитизма (прозелитизм - попытка привлечь в свое вероучение последователей других конфессий), запрограммированная конкуренцией христианских церквей в борьбе за прихожан. В частности, многочисленные упреки в прозелитизме со стороны греко-католиков содержались в публикациях репрезентантов польского варианта католицизма: «Неудивительно, что польские крестьяне, не имея вблизи костела, затерроризированные русинами, поддаются искушениям греческих (греко-католических) пастырей». Как одно из многочисленных доказательств этого, к примеру, приводился факт перехода в греко-католицизм 86-ти лиц римско-католического вероисповедания из с. Буща Бережанского уезда [10, с.456-458].
Позже в пастырском письме «К полякам греко-католического обряда» (от 16 мая 1904 г.) греко-католический митрополит Андрей (Шептицкий) подчеркивал губительное влияние прозелитизма. Речь шла также о запрете самовольного перехода в иной обряд. «Изменение обряда является изменой своего законного пастыря и забвением обычаев и традиций предков. ...Верующие, даже если они изменили обряд, не перестают быть подданными духовной власти своего законного пастыря», - подчеркивал иерарх [13].
Греко-католиков обвиняли также в принуждении к воспитанию детей, рожденных в смешанных украинско-польских браках (15 % от их общего количества), в униатской традиции. Такие браки Греко-Католическая Церковь якобы использовала в «погоне за латинскими душами» - не только по религиозным мотивам, но и из соображений материальных.
«Состязательный» характер сосуществования культурных подсистем, предопределенный конкуренцией «своих» и «чужих» в сфере духовной, удостоверяет статистика этноконфессиональных разделений в исследуемый период. Этноконфессиональная характеристика Галиции по состоянию на 1910 г. (идентификационный критерий - разговорная речь) выглядит следующим образом: римо-и армяно-католики - 3 732 290; греко-католики - 3 379 233; греко- и армяно-православные - 2 841; евангелисты - 37 693; иудеи - 871 804; другие и не принадлежащие к какой-либо конфессии - 663 [10, с.458].
В этом случае чувства этнической принадлежности обычно связывались с конфессиональной принадлежностью и/или языком повседневного общения. Для рельефности осознания происходящих процессов в этом контексте представляется необходимым анализ различных этноконфессиональных взаимодействий в Галиции. Требуют, к примеру, изучения религиозная жизнь немцев Галиции, особенности выполнения ими религиозных практик. Как свидетельствуют историки, ассимилятивные процессы в среде немцев и переходы немцев Восточной Галиции протестантского вероисповедания в католицизм и греко-католицизм были не отдельными эпизодами, а привычным явлением [14]. Важным представляется осмысление характера этих процессов. Дальнейшего изучения требует также проблема религиозной толерантности, скажем, православных и греко-католиков. Считаем необходимым подчеркнуть, что характер этноконфессиональных отношений не в последнюю очередь зависел от позиции представителей высшей церковной иерархии. Между тем, историографический дискурс этой проблемы остается преимущественно лакунарным. Модернизация национально-политической платформы Греко-Католической Церкви пришлась на время правления митрополита Сильвестра (Сембратовича) (1882 / 1885-1898 гг.). Однако и этот аспект нуждается в дальнейших научных исследованиях.
На этом фоне наиболее многочисленной является группа исследований, посвященная жизненному пути и деятельности митрополита Андрея (Шептицкого).
Отождествление конфессионального и национального становилось причиной межконфессиональной напряженности и конфликтов, которые часто получали национальную окраску. В соперничество, главным образом Греко-Католической и Римо-Католической Церквей, вплетались национальные и политические мотивы. С одной стороны, польское культурное, экономическое и общественно-политическое доминирование вызывало необходимость организации адекватного противодействия. С другой стороны, оно формировало почву для возрастания прорусских симпатий, которые после поражения революции 1848-1849 гг. на протяжении десятилетий были преобладающими в среде греко-католической духовной и светской интеллигенции Галиции [15], [16], [17], [18], [19]. В целом, сложная внутренняя эволюция и постоянные «внешние» вызовы не умаляют решающей роли Греко-Католической Церкви в
сохранении самобытности русинского (украинского) населения в условиях поликонфессиональности Галиции.
Литература и источники
1. Аркуша, О. Украшський нацюнально-пол^ичний рух у Галичиш наприкшщ 80-х рр. Х1Х ст. [Текст] / О. Аркуша // Украша: Культурна спадщина, нацiональна свщомють, державнiсть: Зб. наук. пр., Львiв: 1н-т украшознавства îm. I. Крип'якевича НАН Украши, 1997, вип. 3-4. - С. 118-139.
2. Каппелер, А. Нацюнальний рух украшщв у Росп та Галичинi: спроба порiвняння [Текст] / А. Каппелер. - К. : [Б. и.], 1992. - С. 104-119.
3. Киридон А. Релшшно-церковне життя Галичини (друга половина XIX-початок ХХ ст.): актуальний стан дослщження [Текст] // Galicja 1772-1918. Problemy metodologiczne, stan i potrzeby badan. -Rzeszow, 2011. - С. 117-132.
4. ТурШ, О. Греко-католицька церква та украшська нацюнальна щентичнють у Галичинi [Текст] / О. Турий // Ковчег: Науковий збiрник i3 церковно1 ютори / За ред. о. Бориса Гудзяка, 1горя Скочиляса, Олега Турiя. - Львiв, 2003. - Ч.4. - С. 67-85.
5. Himka, J. P. Priests and Peasants: The Greek Catholic Pastor and the Ukrainian National Movement in Austoria, 1867-1900 [Текст] / J.P. Himka // Canadian Slavonic Papers 21 (1). - 1979. - March. - С. 1-14.
6. Himka J.P The Greek Catholic Church and National-Building in Galicia, 1772-1918 [Текст] / J.P. Himka // Harvard Ukrainian Studies. - 1984. - №8. - С. 426-452.
7. Дорошенко, Д. I. Нарис ютори Украши [Текст] / Д. I. Дорошенко. - Львiв : [Б. и.], 1991. - С. 492.
8. Головна руська Рада (1848-1851): протоколи засщань i книга кореспонденци [Текст] / За ред.О. Турiя, упоряд. У.Кришталович, I. Сварник / (ред. О. Турш). - Львiв : 1н-т ютори Церкви Украшського Католицького Ушверситету, 2002. - С. XI.
9. ТурШ О. Нацюнальне i пол^ичне полонофшьство серед греко-католицького духовенства Галичини шд час революци 1848-1849 рр. [Текст] / О. Турий // Записки НТШ. Пращ юторично-фшософсько1 секци. - Т. 228. - Львiв, 1994. - С. 183-206.
10. МонолатШ, I.C. Разом, але майже окремо. Взаeмодiя етнопол^ичних акторiв на захщноукрашських землях у 1867-1914 рр. [Текст] / I. С. Монолатш. - ^.-Франювськ : Лшея-НВ, 2010.
11. Котигоренко, В. Теоретичш вимiри етнiчних контекс^в суспiльного конфлiкту [Текст] / В. Котигоренко // Людина i полггика. - 2002. - №5. - С. 28-29.
12. Шемякин Я. Этнические конфликты : цивилизационный ракурс [Текст] / Я. Шемякин // Общественные науки и современность. - [Б. м.] : [Б. и.], 1998. - № 4. - С. 49-50.
13. Пастирське послання митр. Андрея Шептицького до поляюв греко-католицького обряду [Текст] // Митрополит Андрей Шептицький. Життя i дiяльнiсть. Документи i матерiали 1899-1944. - Т. И.Церква i суспшьне питання. Кн. I: Пастирське вчення та дiяльнiсть - Львiв : Вид-во отщв Василiян «Мiсiонер», 1998. - С. 327.
14. Сгреджук, П. Асимшяцшш процеси в середовищi шмщв Схiдноï Галичини (XIX ст.- 30-ri роки XX ст.) [Текст] / П. ^реджук // Галичина. Всеукрашський науковий i культурно-просвiтнiй краезнавчий часопис. - !вано-Франювськ. - 2005. - № 11. - С. 171.
15. ТурШ О. Початки москвофшьства в Галичиш [Текст] / О. Турий // Вюник Львiвського ушверситету. Сер. кторична. - Львiв, 1993. - Вип. 29. - С. 36-43.
16. ТурШ, О. Нацюнальш та полггичш орiентацiï греко-католицького духовенства в 1848-1859 рр. (до генези москвофшьства) [Текст] / О. Турий // Матерiали засщань Iсторичноï та Археографiчноï комiсiй НТШу Львовi ( лютий 1992 р.-жовтень 1993 р.). - Львiв, 1994. - С. 50-53;
17. ТурШ, О. Конфесшно-обрядовий чинник у нацюнальншсамощентифшаци украïнцiв Галичини в половиш XIX столiття [Текст] / О. Турий // Записки НТШ. - Львiв, 1997. - С. 69-99.
18. Аркуша, О. Мудрий, М. Русофшьство в Галичиш в середиш XIX-на початку XX ст.: генеза, етапи розвитку, св^огляд [Текст] / О. Аркуша, М. Мудрий // Вюник Л^вського ушверситету. Сер. кторична. - Львiв, 1999. - Вип. 34. - С.231-268.
19. Мудрий, М. Галицьке русофшьство в сучаснш iсторiографiï [Текст] / М. Мудрий // Украша: культурна спадщина, нацюнальна свщомють, державнють. - Львiв. 2001. - Вип. 9. - С. 254-280.
ИЕРОМОНАХ ТИМОФЕЙ (ЯСЕНИЦКИЙ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ) - кандидат бог ословия, докторант Общецерковной аспирантуры и докторантуры Русской Православной Церкви, проректор по научной работе, Коломенская духовная семинария (perevitsk@icloud.com)
HIEROMONK TIMOFEY (YASENITSKY VASILIY MATVEYEVICH) - candidate of Theology, doctoral student of The Churchwide postgraduate and doctoral studies of The Russian Orthodox Church, the pro-rector for scientific work, Seminary of Kolomna.
УДК 94(47)083:351.746.1(=581)«19»
ЗАНДАНОВА Л.В., КАРНОВИЧ С.А. ПРАВОНАРУШЕНИЯ КИТАЙСКИХ ПОДДАННЫХ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПОГРАНИЧНЫХ СЛУЖБ НА РУССКОМ ДАЛЬНЕМ
ВОСТОКЕ В НАЧАЛЕ ХХ В.
Ключевые слова: русско-китайская граница, манчжурский вопрос, таможенный режим, контрабанда, бутлегерство, маньчжурские заводы, акциз, 50-верстная приграничная зона, безбилетные китайцы, паспортно-визовые правила, прокурорский надзор, золото, преступность.
В статье рассматривается деятельности пограничных служб Российской империи по борьбе с контрабандой на русско-китайской границе в начале ХХ в., где, после создания в регионе в 1900 г. таможни, контрабанда товаров приняла большие размеры. Показано, что основным контрабандным товаром являлся спирт. В нелегальную торговлю спиртом было вовлечено, с одной стороны, китайское население трех провинций Маньчжурии, с другой - казаки Амурского и Уссурийского войск. Постепенно мелких контрабандистов вытеснял спирто-опиумный синдикат крупных предпринимателей. В приграничных районах, вместе с ростом контрабанды спирта (бутлегерства), наркотиков и золота, росла также обычная уголовная преступность. В ситуации, когда совершенные китайцами убийства и грабежи получили распространение, большую роль в борьбе с уголовной преступностью диаспоры играли полицейские структуры и работники прокуратуры края.
ZANDANOVA, L.V., KARNOVICH, S.A. OFFENCES OF THE CHINESE CITIZENS AND ACTIVITY OF THE RUSSIAN BORDER SERVICES IN THE RUSSIAN FAR EAST AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES
Keywords: Russian-Chinese border, Manchurian question, customs regime, smuggling, bootlegging, Manchurian plants, excise duty, 50-verst frontier zone, stowaways Chinese passport and visa regulations, public prosecutor's supervision, gold, crime.
In the article discusses the activities of the border services of the Russian Empire to combat with smuggling on the Russian-Chinese border in the early XX century., where, after the establishment in the region in 1900, customs, smuggling of goods has taken large. It is shown that the main smuggled goods was alcohol. The illegal trade in alcohol was involved, on the one hand, the Chinese population of the three provinces of Manchuria, on the other - the Cossacks Amur and Ussuri troops. Gradually small smugglers displacing alcohol-opium syndicate of big business. In the border areas, together with an increase in alcohol smuggling (bootlegging), drugs and gold rose as ordinary criminality. In a situation where the Chinese committed murder and looting became widespread, a greater role in the fight against criminality diaspora played a police structure and prosecutors edges.
1900-1904 гг. - начальный этап деятельности российской таможни на Дальнем Востоке, выявил целый ряд слабых мест и противоречий государственной таможенной политики. Контрабандными товарами, в возраставших объемах поступавшими в регион, в этот период стали табак, опиум, сахар и, в первую очередь, спирт. В связи с началом русско-японской войны, таможенный режим был временно отменен, поскольку перед властями стояла задача снабжения населения края и вооруженных сил дешевым иностранным продовольствием. Однако с окончанием войны проблема вновь обострилась и потребовала своего решения.
В связи с тем, что после войны возвращение порто-франко касалось только промышленных и продуктовых товаров, а вопрос об отмене акциза на спирт не был