Научная статья на тему 'Система образования и духовно-нравственное становление личности'

Система образования и духовно-нравственное становление личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL SYSTEM / PERSONALITY / PARADIGM / VALUES / HEALTHY LIFE STRATEGY / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ЛИЧНОСТЬ / ПАРАДИГМА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЗДОРОВАЯ ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кужеков А. Ю.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с духовно-нравственным становлением личности в условиях современной образовательной среды. Изучаются позиции профильных специалистов в контексте изучаемой проблематики. Автором констатируется, что школа и учреждения дополнительного образования как институты воспитания играют важную роль в формировании нравственности. Социально-экономические преобразования в российском обществе инициировали изменения в образовательной сфере: «культуросообразная» система, обеспечивающая формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры пришла на смену «знаниево-центристкой» системе преподавания, основная цель которой подготовка специалистов для производства. Отмечается, что прерогативой современного образования является создание механизма, с помощью которого социум может быть подготовлен к восприятию научных концепций и обеспечивающий их внедрение и широкую ассимиляцию. Автор приходит к выводу, что проблема духовно-нравственного развития личности должна решаться в единстве задач образования, воспитания и эвохомологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF EDUCATION AND MORAL FORMATION OF A PERSONALITY

The article deals with topical issues related to the spiritual and moral formation of a personality in the conditions of the modern educational environment. The author accomplishes estimation of the position of specialized professionals in the context of the studied problem. The author states that schools and institutions of higher education play an important role in the formation of morality. The socio-economic transformations in the Russian society initiated changes in the educational sphere: “culture-based” system, ensuring the formation of the spiritual world of a man, his cultural achievements of national and world culture has replaced the “knowledge-centered” system of teaching, whose main goal is the training of specialists for production. It is noted that the prerogative of modern education is to create a mechanism, by which the society can be prepared to perception of scientific concepts and ensure their implementation and broad assimilation. The author comes to the conclusion that the problem of spiritual and moral development must be addressed in unity problems of education and upbringing.

Текст научной работы на тему «Система образования и духовно-нравственное становление личности»

Библиографический список

1. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов E.H. Педагогика. Москва: Школа-Пресс, 2000.

2. Исхакова Г.Т. Использование интерактивных технологий в ходе субъект-субъектного взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Сборник научных статей международной научно-практической конференции, 6-8 ноября. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013: 310 - 315.

3. Христовская Т.В. Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений). Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1989.

4. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Москва: Мозаика-Синтез, 2011.

5. Поддьяков H.H. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка. От рождения до б лет. Москва: Сфера, 2010.

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа. Москва: Знание, 1994.

References

1. Slastenin V.A., Isaev I.F., Mischenko A.I., Shiyanov E.N. Pedagogika. Moskva: Shkola-Press, 2000.

2. Ishakova G.T. Ispol'zovanie interaktivnyh tehnologij v hode sub'ekt-sub'ektnogo vzaimodejstviya s det'mi doshkol'nogo vozrasta. Sbornik nauchnyh statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 6-8 noyabrya. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2013: 310 -315.

3. Hristovskaya T.V. Oznakomlenie starshih doshkol'nikov s izmeneniyami v prirode (na primere rosta rastenij). Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1989.

4. Nikolaeva S.N. Sistema 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Moskva: Mozaika-Sintez, 2011.

5. Podd'yakov N.N. Psihicheskoe razvitie isamorazvitie rebenka. Ot rozhdeniya do б let. Moskva: Sfera, 2010.

6. Venger L.A., Venger A.L. Domashnyaya shkola. Moskva: Znanie, 1994.

Статья поступила в редакцию 25.08.15

УДК 378

Kuzhekov A.Yu., Cand. of Sciences (Law), senior teacher, Vladimir Juridical Institute of the Federal Service for Execution of

Punishments (Vladimir, Russia), E-mail: akuzhekov33@mail.ru

THE SYSTEM OF EDUCATION AND MORAL FORMATION OF A PERSONALITY. The article deals with topical issues related to the spiritual and moral formation of a personality in the conditions of the modern educational environment. The author accomplishes estimation of the position of specialized professionals in the context of the studied problem. The author states that schools and institutions of higher education play an important role in the formation of morality. The socio-economic transformations in the Russian society initiated changes in the educational sphere: "culture-based" system, ensuring the formation of the spiritual world of a man, his cultural achievements of national and world culture has replaced the "knowledge-centered" system of teaching, whose main goal is the training of specialists for production. It is noted that the prerogative of modern education is to create a mechanism, by which the society can be prepared to perception of scientific concepts and ensure their implementation and broad assimilation. The author comes to the conclusion that the problem of spiritual and moral development must be addressed in unity problems of education and upbringing.

Key words: spiritual and moral development, educational system, personality, paradigm, values, healthy life strategy.

А.Ю. Кужеков, канд. юр. наук, ст. преп. Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения

наказаний, г. Владимир, E-mail: akuzhekov33@mail.ru

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с духовно-нравственным становлением личности в условиях современной образовательной среды. Изучаются позиции профильных специалистов в контексте изучаемой проблематики. Автором констатируется, что школа и учреждения дополнительного образования как институты воспитания играют важную роль в формировании нравственности. Социально-экономические преобразования в российском обществе инициировали изменения в образовательной сфере: «культуросообразная» система, обеспечивающая формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры пришла на смену «знаниево-центристкой» системе преподавания, основная цель которой - подготовка специалистов для производства. Отмечается, что прерогативой современного образования является создание механизма, с помощью которого социум может быть подготовлен к восприятию научных концепций и обеспечивающий их внедрение и широкую ассимиляцию. Автор приходит к выводу, что проблема духовно-нравственного развития личности должна решаться в единстве задач образования, воспитания и эвохомологической деятельности.

Ключевые слова: духовно-нравственное становление, образовательная система, личность, парадигма, ценностные ориентации, здоровая жизненная стратегия.

Духовно-нравственное становление личности не случайно стало объектом нашего интереса. Острые негативные проявления антропологического кризиса в социуме и в образовательном пространстве, наблюдающиеся процессы на Украине, неофашистская ориентация украинской подростковой среды, антигуманная системы ценностей, лоббируемая Западом, культивирование в России идей потребления, доминирование физических и потребительских интересов над духовно-нравственными ценностями наглядно демонстрируют эскалацию кризисных процессов, нивелирование человечного в самом человеке [1].

Мишенью потребительской «культуры», суть которой сводится к выведению из жизни отдельного человека представлений о наличии у него внутреннего духовного мира, становятся дети, школьники, детство которых вместо наивности, сказки, чистоты, радости общения наполняется удовольствиями и ком-

фортом: ненормальное разнообразие игрушек, одежды и сладостей, походы в развлекательные центры, обилие фильмов и мультфильмов сомнительного «чужестранного» качества и содержания [2].

Потребительский «дух» охватил практически все сферы жизни общества, в том числе и систему школьного образования, которое из «атрибута бытия человека» превращается в «утилитарно-служебную функцию социума» [3]. Школьник становится потребителем образовательных услуг, а роль учителя низводится до роли «обучающей машины», «педофицианта» [4]. Такие последствия чётко обозначились особенно после того, как бывший министр образования А.А. Фурсенко объявил новую цель образования для нашей страны, которая «заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя» [5].

Проблемы духовности и духовно-нравственного развития личности уходят своими корнями и опираются на традиции отечественной школы.

Как важнейшее направление педагогического поиска, трактовали духовно-нравственное развитие личности такие учёные, как М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский. В.Я. Стоюнин, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Со-рока-Росинский, В.А. Сухомлинский и многие другие. Полагаем, что эта аксиома инициирует необходимость духовно-нравственного развития будущих педагогов в вузе и осуществить их подготовку к ценностно-активной деятельности». Негативные процессы современного социума приводят к кризису духовности. Среди немалой части молодёжи, в том числе, среди несовершеннолетних отмечается повышение уровня вандализма, гетеро- и ауто-агрессии, цинизма, нигилизма, индифферентного отношения к нормам нравственности.

И хотя сегодня образовательные организации ослабили работу, направленную на духовно-нравственное развитие личности, на формирование подлинных ценностных ориентаций, здоровой жизненной стратегии, культуры поведения, мы полагаем, что система образования, в том числе образовательно-воспитательные институты, призваны стать стабилизирующим фактором и основой конструктивной жизненной стратегии. Духовность -источник социального оптимизма народа, особенно в кризисные периоды развития общества. Образование инициирует технологию ретрансляции духовно-нравственной культуры, но особенно важным является включение homo sapiens в этот процесс.

Х.Ю. Боташева отмечает, что во многих вузах РФ создается методологическое обеспечение (концепции, программы воспитания), обосновывающие необходимость приоритетного освоения собственной духовно-нравственной культуры. Прерогативой образования является создание механизма, с помощью которого социум может быть подготовлен к восприятию научных концепций и обеспечивающий их внедрение и широкую ассимиляцию. Данный механизм - предпосылка достижений общества [6].

Изложенная парадигма меняет подход к подготовке специалистов в системе высшей школы. Сегодня важное значение имеет не только профессионализм при подготовке будущих специалистов, но и их духовно-нравственная культура как составная часть общепрофессиональной культуры.

Современная педагогика тяготеет к региональному подходу к образованию, расценивающая его как важное условие сбережения духовно-нравственного потенциала и традиций не только конкретных регионов, но и страны в целом Личность развивает не только окружающая среда, но и сам человек принимает участие в своем развитии, ибо он - творец собственной истории [7].

Мы констатируем, что современные социально-экономические реалии предполагают подготовку высокопрофессионального, гибкого, мобильного, конкурентоспособного специалиста, что невозможно осуществить без личностного развития индивида. Сегодня высшая школа обязана перейти на новые технологии, предполагающие совершенствование витальной и ментальной составляющей студенческой молодежи, создание условий для формирования духовно-нравственной культуры учащейся молодежи.

Библиографический список

Создание оптимальной модели образовательного процесса, предполагающей сочетание и взаимодействие всех видов аудиторной и внеаудиторной деятельности в контексте духовно-нравственной культуры специалиста, особенно важно и в теоретическом, и в практическом отношении. Школа и учреждения дополнительного образования как институты воспитания играют важную роль в формировании нравственности. Социально-экономические преобразования в российском обществе инициировали изменения в образовательной сфере: «культуросообраз-ная» система, обеспечивающая формирование духовного мира человека, его приобщение к ценностям национальной и мировой культуры (формирование нравственной, социально-зрелой, образованной, креативной личности) пришла на смену «знани-ево-центристкой» системе преподавания, основная цель которой - подготовка специалистов для производства.

Статус любого индивида в обществе - это маркер его воспитанности и образованности. Виктимность, делинквентность, социальная абулия, индифферентность, склонность к употреблению психоактивных веществ, гэмблинговая аддикция - это результат образа жизни человека, его отношения к себе, его содержательности и цельности как личности.

Невозможно воспитать полноценную, духовно-богатую личность без уважения к любому труду, людям, без самокритики, самодисциплины. Самостроительство - это то качество, которое необходимо развивать в любом человеке для становления его как полноценной, духовно-богатой, ответственной личности.

Безнравственность приводит к социальному опустошению, апатии, деградации, преступности, вырождению. Наука и практика озадачены интенсивным поиском путей выхода личности из духовного кризиса и осмысления целей воспитания. Самоорганизация личности, самовоспитание, самосозидание немыслимо без духовного развития каждого индивида, инициирующего раскрытие креативных способностей, проявление гуманизма, эмпа-тии, фасилитации.

Духовный потенциал общества основан на самобытности, креативности, самостоятельности, открытости, толерантности его членов. Задача системы образования - преодоление противоречий между ориентацией общества на конструирование и функционирование материального производства и стремлением сохранить духовный потенциал нации.

Сегодня особенно актуально образование, которое поможет молодым людям заняться самостроительством, самотворчеством, самоорганизацией, совершать духовный рост, принимать ответственные решения при выборе жизненного пути. Духовно-нравственное становление личности - это компонент её развития вместе с физическим, психическим и социальными свойствами. Духовному развитию личности способствует инте-гративное воздействие комплекса наук и грамотная, индивидуальная организация педагогического процесса. Только высокий уровень развития антропологии позволит дать оптимистические прогнозы развития личности и построения модели самосозидания. Таким образом, на современном этапе развития российского общества проблема духовно-нравственного развития личности является особенно актуальной. Решается она в единстве задач образования, воспитания и эвохомологической деятельности.

1. Остапенко А.А. Хагуров Т.А. Человек исчезающий. Исторические предпосылки и суть антропологического кризиса современного образования. Краснодар, 2012.

2. Сопова Н.В. Предпосылки духовно-нравственного становления личности воспитанника. Вестник Тамбовского университета. 2015; 3: 34 - 38.

3. Слободчиков В.И. Становление человеческого в человеке - императив отечественного образования. Психологическая наука и образование. 2001; 3. Available at: http://psyedu. Ru/files/articles/psyedu_ru_2011_3_2409.pdf.

4. Остапенко А.А. Сегодняшние цели и содержание школьного образования. Краснодар, 2013.

5. Соколова В. Серые кардиналы образования. Кто стоит за «реформами» по ликвидации всеобщей грамотности в стране. Совершенно секретно. 2011; 4. Available at: http: // www. flb/ r / info/ 48680/ html

6. Боташева Х.Ю. Духовно-нравственные ценности студента университета в зеркале социологического анализа. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; 77: 56 - 59.

7. Фортова Л.К., Овчинников О.М. Конструирование образовательного процесса на основе идей ненасилия и толерантности. Научное мнение. 2014; 9-2: 62 - 64.

References

1. Ostapenko A.A. Hagurov T.A. Chelovek ischezayuschij. Istoricheskie predposylki i sut' antropologicheskogo krizisa sovremennogo obrazovaniya. Krasnodar, 2012.

2. Sopova N.V. Predposylki duhovno-nravstvennogo stanovleniya lichnosti vospitannika. Vestnik Tambovskogo universiteta. 2015; 3: 34 - 38.

3. Slobodchikov V.I. Stanovlenie chelovecheskogo v cheloveke - imperativ otechestvennogo obrazovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2001; 3. Available at: http://psyedu. Ru/files/articles/psyedu_ru_2011_3_2409.pdf.

4. Ostapenko A.A. Segodnyashnie celii soderzhanie shkol'nogo obrazovaniya. Krasnodar, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.