РОЛЬ ОБЛАЧНЫХ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИЙ
Д. Д. Аветисян
40
Аннотация. С помощью современных систем с-Learning (с - cloud) и мультимедийных интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) можно обеспечить эффективную подготовку специалистов в инновациях. Для этого необходимо предварительно создать «облачные» инструментальные сервисы (ОИС) и с их помощью организовать массовое производство ЭОР в аутсорсинге при участии малых предприятий при вузах по концепции WEB-2. Разработанные ЭОР будут доступны с облачного портала как образовательная Баа&услуга, что позволит централизованно решить проблему подготовки специалистов в области инноваций.
Ключевые слова: облачные инструментальные сервисы, электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, инновации, портал.
Summary. With the help of modern systems-Learning (in - cloud), and multimedia interactive electronic educational resources (EER) effective training in innovations can be provided. To do this, a "cloud" instrumental Services (CTS) must be created first, which will help to organize the mass production of the ESM in outsourcing with the participation of small businesses at universities on the concept of WEB-2. Developed EER will be available from the cloud as an educational portal of SaaS-service that will solve the problem of centralized training in the field of innovation.
Keywords: cloud services tools, electronic learning resources, distance learning innovation, portal.
В промышленности, в бюджетном секторе будет кардинально обновлено или создано не менее 25 миллионов современных рабочих мест, по сути, модернизировано каждое третье рабочее место. Это наша общенациональная задача на ближайшие 20 лет
Владимир Путин
Инновационное и модернизаци- опоры на динамичное развитие мо-онное развитие требует измене- дернизационных институтов общения параметров социального разви- ства, в первую очередь, модернизации тия. История человечества знает не- институтов подготовки и повышения вероятные по масштабам и срокам квалификации кадров в сфере иннова-модернизации экономики государств, ции и модернизации. К сожалению, которые происходили в результате система образования в России дегра-
дирует на глазах. В этой связи не случайна очередная информация от "World Reputation Rankings", что лучший российский ВУЗ - МГУ вылетел в этом году из рейтинга репутации мировых вузов. Теперь среди ста лучших университетов мира российских вузов нет. Трагично то, что «репутацион-ный» рейтинг вузов, основанный на оценках, которые дают вузам ведущие представители мирового академического сообщества, представляя собой субъективное мнение об университете, в научных кругах - еще хуже.
Одна из ключевых проблем, которая тормозит развитие экономики -нехватка квалифицированных кадров. Решить эту проблему в системе традиционного высшего и дополнительного профессионального образования в полной мере пока не удается. Во-первых, речь может идти об обучении и повышении квалификации десятков тысяч специалистов, для чего мало соответствующих ресурсов: преподавателей, помещений, техники в необходимом количестве. Во-вторых, учитывая сверхвысокий цикл обновления знаний в области инноваций, сама Система профессионального образования не на всех уровнях успевает готовить преподавательские кадры, которые обладали бы самыми актуальными на сегодня знаниями, не говоря о постоянном усложнении внутреннего содержания знаний в области инноваций.
На помощь пришли облачные технологии или «Облачные вычисления», как направление развития технологий. Они нашли поддержку в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (утверждена распоряжением Правительства РФ от
20 октября 2010 г. № 1815-р) и в решениях Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики под председательством Заместителя Председателя Правительства РФ С. Б. Иванова (Протокол № 4 от 1 июля 2011 г.)
«Облачная» модель распространения и поддержки программного обеспечения (англ. Software as a Service, SaaS) предполагает использование различных программных приложений в режиме удаленного доступа. Суть этой модели заключается в максимальном переносе бизнес-логики и данных на сервер. При реализации этой модели все данные хранятся на сервере, вычисления проводятся также на сервере. Взаимодействие пользователей осуществляется посредством обмена данными через сервер. При этом на долю электронного устройства пользователя (компьютер, планшет, смартфон) остается только задача обеспечения связи с сервером и отображения информации. Таким образом, достигается независимость предоставляемого функционала от конкретного устройства - на любом компьютере, планшете, смартфоне приложение может выглядеть одинаково, предоставляя одинаковый функционал и актуальные данные. При использовании облачных сервисов пользователи не получают во владение отдельные копии программы и лицензии на использование программы. При реализации облачной архитектуры пользователи оплачивают только оказание услуги.
Технически программное обеспечение устанавливается на серверах разработчика или хостинг-провайдера. Сервер может быть размещен как
41
42
на выделенном компьютере, так и в «облачной» серверной архитектуре. При этом доступ к программному обеспечению обеспечивается удаленно, по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через Интернет посредством браузера.
Экономическая модель сервиса может быть построена на различных принципах:
- оплата отдельных услуг;
- оплата ограниченной по времени подписки на использование услуг;
- бесплатный сервис с интегрированным в интерфейс пользователя рекламными блоками.
В перспективе использование «облачной» модели для разработки и распространения программного обеспечения позволит решить проблему массовой подготовки и регулярного повышения квалификации десятков тысяч граждан России. Эта подготовка лежит в системе дистанционного обучения с использованием мультимедийных интерактивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в сфере инноваций доступных в Интернете в онлайне на любых компьютерных устройствах (десктоп, планшет, смартфон). При этом важно создание национальных облачных образовательных порталов SaaS-услуг (Software as a service («ПО как услуга»), предполагающих организацию массового промышленного производства сотен современных мультимедийных ЭОР доступных в Интернете на компьютере, планшете или смартфоне [1]. Тем более что «Облачные» технологии становятся все более привычной практикой предоставления образовательных SaaS-услуг [2]. Причем, SaaS может являться бизнес-моделью продажи услуг (например,
образовательных) в виде предоставления потребителю доступа к WEB-приложению, размещенному в «облаках», где число поставщиков образовательных SaaS-услуг растет параллельно с ростом сети Интернет.
Следует заметить, что сегодня в Интернете в онлайн доступе практически нет современных мультимедийных ЭОР для систем дистанционного обучения [3]. Это связано со сложностью их производства в связи с нетривиальностью мультимедийных технологий - видео, звук, графика и т.д. «Три кита» современных мультимедийных интерактивных ЭОР для е-Ьеагш^ [4]:
- мультимедиа, обеспечивающая наглядность и образность информации;
- интерактивность, обеспечивающая деятельность в обучении;
- облачные SaaS-услуги, обеспечивающие гибкость и доступность во времени и пространстве дистанционных образовательных технологий в Интернете.
Такое положение дел с мультимедийными ЭОР есть результат отсутствия технологий для их промышленного производства. Решить проблему тотального отсутствия ЭОР можно, применив промышленный подход к их созданию. Для массового производства ЭОР необходимо сначала создать инструментальные программы. Нельзя добиться результатов силами временных творческих коллективов малых предприятий (МП) при вузах, разрабатывающих ЭОР для инновационных областей. Важно понимать, что только промышленное, конвейерное производство мультимедийных ЭОР на основе самых современных подходов можно добиться тех целей, которые поставлены в
Стратегии развития национальной инновационной сети.
В настоящее время наметился тренд перехода всего ПО в «облака». В век «облачных» технологий, очевидно, что инструментальное ПО должно также мигрировать в «облака». Создание сложного мультимедийного контента необходимо организовать с помощью облачных инструментальных сервисов (ОИС), которые имеют следующие основные технико-эксплуатационные характеристики:
- ОИС CpEdit - основной редактор в технологии ОИС для вшивания в тело мультимедийных лекций интерактива, контрольных и тестовых заданий;
- ОИС PromptMaker - программа для озвучивания контрольных и тестовых вопросов;
- ОИС LessonEditor - создание и редактирование иерархического содержания мультимедийного контента;
- ОИС Dictophon - механизация работ по расшифровке звуковых материалов.
- ОИС Recorder - программа для переозвучивания звукового ряда диктором в студии;
- ОИС Crless - сборка всех компонентов электронного издания согласно содержанию.
- ОИС Checker - проверка целостности всех мультимедийных материалов.
Для промышленного производства сотен ЭОР в год необходимо выстроить аутсорсинговую модель взаимодействия авторов-предметников с системщиками e-Learning и их командами технологов мультимедиа [4].
Под инновационностью концепции опережающего создания ОИС подразумевается реализация страте-
гии разработки ЭОР силами внешних исполнителей работ по концепции WEB-2, когда контент для портала создают большое количество авторов-предметников в инновационных областях, которые готовят материалы по требованиям, заданными софтверными МП, разрабатывающими мультимедийный контент ЭОР с использованием ОИС с облачного портала в Интернете.
Учитывая современный уровень доступности компьютеров, планшетов и смартфонов, а также и широкополосного и мобильного Интернета (3G и 4G) и пр., речь должна идти не просто об ЭОР, а о мультимедийных учебно-методических комплектах нового поколения (УМК НП) доступных не только на компьютерах, но и на планшетах, а также смартфонах, как SaaS-услуга из «облака». При этом УМК НП представляет собой версии ЭОР, которые используется в учебном процессе взаимосвязано:
• DVD-ROM-версия для самостоятельной работы в автономном режиме;
• SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;
• ONLINE-версия для обеспечения образовательных SaaS-услуг из «облака»;
• МОВ^-версия для обучения с помощью планшетов или смартфонов;
• КНИЖНАЯ-версия - электронная или «твердая копия» - конспекта лекций.
На основе таких УМК НП надо построить «облачный» образовательный портал, который должен регулярно актуализироваться. Вокруг портала может быть выстроена социаль-
43
44
ная сеть студентов, аспирантов, специалистов, повышающих свою квалификацию и т.д., а также тьюторов, участвующих в дистанционном образовательном процессе. Портал должен соответствовать WEB-3. На портале в открытом доступе выкладывается система LMS (Learning Management System - система управления учебой с использованием ЭОР), которая обеспечивает автономный и независимый образовательный процесс участников социальной сети портала с опорой на готовые УМК НП. Здесь профессионалы в области инноваций выступают в качестве виртуальных преподавателей (тьюторов), предлагая учащимся обучать их дистанционно на основе УМК НП портала. Подход к выбору программ обучения и сертификации знаний определяется администрацией сайта [5].
ООО «Обучающие системы» - ведущий разработчик мультимедийных ЭОР для систем e-Learning. Сайт -www.TeachPro.ru - единственный «облачный» образовательный WEB-сервис в Рунете, на котором представлены сотни ЭОР в облаках. ЭОР серии TeachPro не только не уступают лучшим западным образцам, но и превосходят по ряду параметров:
- 100% мультимедийность - озвученные видеофильмы, анимация, графика;
- насыщенная интерактивность, деятельностное обучение, модели про цессов;
- возможность работы в онлайне в Интернете из «облака», как SaaS-услуга;
- соответствие стандарту SCORM и встраиваемость в любую LMS;
- работа на планшете или смартфоне в любой ОС: Android, iOS, "^пРЬопе7.
Настоящая публикация результатов НИР, финансируемых в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» ФЦП ИР по проекту: «Создание ОИС для организации групповой разработки по концепции WEB-2 мультимедийного контента МП при создании облачных порталов для предоставления образовательных SaaS-услуг».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Фингар Питер. Облачные вычисления -бизнес-платформа XXI века. - М.: Изд-во «Аквамариновая Книга», 2011. - 256 с.
2. Аветисян Д. Д. Концепция создания мультимедийного контента для образовательных SaaS-услуг // Преподаватель XXI век. - 2011. - № 3. - С. 133-143.
3. Аветисян Д. Д. Система дистанционного обучения в России пока отсутствует // Высшее образование в России. - 2008. -№ 7. - С. 15-19.
4. Драйдент Г. Революция в обучении: Пер. с анг. - М.: ПАРВИНЭ, 2003. - 672 с.
5. Хортон К., Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии: Пер. с анг. - М.: Кудиц-образ, 2005. - 640 с. ■