Научная статья на тему 'Система непрерывного естественнонаучного образования как опора в решении проблемы профессиональной ориентации обучаемых'

Система непрерывного естественнонаучного образования как опора в решении проблемы профессиональной ориентации обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ СРЕДА / СОБСТВЕННАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL GUIDANCE / THE SYSTEM OF CONTINUING NATURAL AND SCIENTIFIC EDUCATION / VOCATIONAL GUIDANCE ENVIRONMENT / ONE''S OWN VOCATIONAL GUIDANCE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриленкова Ирина Витальевна

Проблема профессиональной ориентации, рассматриваемая автором статьи как «подготовка человека к сознательному выбору профессии» и активно решаемая в нашей стране начиная с 30-х гг. прошлого столетия в качестве важной государственной задачи, вновь актуальная. Современная социально-экономическая ситуация ориентирована на развитие тех отраслей промышленности, которые обеспечат, в первую очередь, конкурентоспособность нашей страны в мировой экономике по наиболее перспективным направлениям. Поэтому для поддержания долгосрочного сценария инновационного подъема производства России важной задачей является подготовка затребованного уровня специалистов. В статье рассматриваются принципиально новые подходы к осуществлению профессиональной ориентации обучаемых в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла. Предлагаются способы обучения, позволяющие учащимся не только освоить новые естественнонаучные знания и умения в процессе осуществления собственной деятельности, но и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Предложена система непрерывного естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной ориентации обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing Natural and Scientific Education as a Support in Solving the Vocational Guidance Problem of Trainees

The problem of vocational guidance, viewed by the author of the article as "preparing a man for making a conscious choice of profession" and actively being solved in our country since 30-s of the last century as an important governmental issue, is urgent again. Modern social and economic situation is oriented at development of those industries, which will provide, in the first place, competitiveness of our country in world economy in the most prospective areas. Therefore for maintaining the long-term scenario of innovative upsurge of production in Russia the main task is preparation of specialists of required level. The article discusses new approaches to the implementation of vocational guidance of students in the process of studying natural and scientific disciI plines. The article suggests a number of training methods, which allow students not only to assimilate new natural and scientific knowledge and skills in the process of putting out their own activity, but also to prepare for making a conscious choice of their future profession. The author suggests the system of continuing natural and scientific education on realization of vocational guidance of students.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного естественнонаучного образования как опора в решении проблемы профессиональной ориентации обучаемых»

УДК 378.1 ББК 74.58

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОПОРА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ

I И.В. Гавриленкова

46

Аннотация. Проблема профессиональной ориентации, рассматриваемая автором статьи как «подготовка человека к сознательному выбору профессии» и активно решаемая в нашей стране начиная с 30-х гг. прошлого столетия в качестве важной государственной задачи, вновь актуальная. Современная социально-экономическая ситуация ориентирована на развитие тех отраслей промышленности, которые обеспечат, в первую очередь, конкурентоспособность нашей страны в мировой экономике по наиболее перспективным направлениям. Поэтому для поддержания долгосрочного сценария инновационного подъема производства России важной задачей является подготовка затребованного уровня специалистов.

В статье рассматриваются принципиально новые подходы к осуществлению профессиональной ориентации обучаемых в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла. Предлагаются способы обучения, позволяющие учащимся не только освоить новые естественнонаучные знания и умения в процессе осуществления собственной деятельности, но и подготовиться к сознательному выбору будущей профессии. Предложена система непрерывного естественнонаучного образования по осуществлению профессиональной ориентации обучаемых.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, система непрерывного естественнонаучного образования, профориентационная среда, собственная профориентационная деятельность.

CONTINUING NATURAL AND SCIENTIFIC EDUCATION AS A SUPPORT IN SOLVING THE VOCATIONAL GUIDANCE PROBLEM OF TRAINEES

| I.V. Gavrilenkova

Abstract. The problem of vocational guidance, viewed by the author of the article as "preparing a man for making a conscious choice of profession" and actively being solved in our country since 30-s of the last century as an important governmental issue, is urgent again. Modern social and economic situation is oriented at development of those industries, which will provide, in the first place, competitiveness of our country in world economy in the most prospective areas. Therefore for maintaining the long-term scenario of innovative upsurge of production in Russia the main task is preparation of specialists of required level.

The article discusses new approaches to the implementation of vocational guidance of students in the process of studying natural and scientific disciplines. The article suggests a number of training methods, which allow students not only to assimilate new natural and scientific knowledge and skills in the process of putting out their own activity, but also to prepare for making a conscious choice of their future profession. The author suggests the system of continuing natural and scientific education on realization of vocational guidance of students.

Keywords: vocational guidance, the system of continuing natural and scientific education, vocational guidance environment, one's own vocational guidance activity.

Решение проблемы профессиональной ориентации в условиях глобализации, социальной индивидуализации и аспектизации, по данным нашего исследования, связано с освоением и постоянным обновлением человеком фундаментальных естественнонаучных знаний, умений и видов деятельности (ЗУиВД) в системе непрерывного естественнонаучного образования.

По-мнению А.И. Субетто, государственная политика России в XXI веке в области естественнонаучного образования должна строиться из «...целей становления в России интеллек-

47

тоемкой, наукоемкой, образованиеем-кой, управляемой (планово)-рыночной экономики, базирующейся на активно развивающемся образовании.», рассматривая при этом естественнонаучное образование в России как «главный механизм воспроизводства общественного интеллекта, являющийся социальным институтом развития государства и общества [1].

Необходимость создания такой системы подтверждается и результатами констатирующего эксперимента, проведенного по материалам международных исследований, определяющих направления развития со-

48

держания естественнонаучного образования как в мире, так и в России.

Попытки разработать систему непрерывного естественнонаучного образования предпринимались учеными и педагогами неоднократно в теории и практике образования. При этом каждый из них вкладывал свое понимание в терминологию естественнонаучного образования.

В данной работе мы будем рассматривать термин «система» как «нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей» [2, с. 719], в соответствии с системой современного российского образования, включающей: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [3, с. 37].

С философской точки зрения естествознание рассматривается как «обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития» [4, с. 237]. Отмечается, что основой зарождения естественных наук служили «собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера» [4, с. 237], поэтому можно утверждать, что перечень естественнонаучных предметов изначально состоял из соответствующих предметов: физики, химии и биологии. В определенный период времени изучение одной из этих дисциплин-лидера влияло на все другие науки и естествознание в целом. Например, в XVII—XVIII веках

такой дисциплиной была механика, а в первой половине XX века — физика.

Однако эволюционное развитие естествознания определило новую структуру, в которой «тон задает» не одна научная область, а некоторая группа лидеров, так называемое «групповое лидерство»».

Так, например, для XIX века такой группой были физика, химия и биология, а во второй половине XX века — химия, физика, биология.

Такое групповое лидерство научных дисциплин связано не только с крупными научными результатами в познании живой и неживой природы, но и «с расширением и углублением связей этих наук с производством, их все большей ориентацией на решение современных задач общества» [4, с. 238].

Сегодня естественнонаучное образование представляет собой совокупность областей знания, конечным продуктом которого является «подготовка специалистов в области естественных наук - биологии, географии, физики, астрономии, химии, математики и др.» [5].

Согласно классификации, предложенной К.А. Кирсановой и А.А. Ки-ринюк, структура наук третьего тысячелетия должна включать естественные, общественные, технические и креативные науки.

Исследование проблемы профессиональной ориентации в долгосрочной перспективе показало, что ее решение связано с формированием у обучаемых знаний, умений и видов деятельности, способствующих социальной устойчивости и предоставляющих возможность достижения социальной успешности, в процессе изучения физики в системе непрерывного естественнонаучного образования [6].

Поэтому в соответствии с предлагаемой концепцией профессиональной ориентации, современное естественнонаучное образование должно быть выстроено как единая система непрерывного естественнонаучного образования, включающая в себя естественные, общественные, технические и креативные науки, способствующие формированию у человека качеств не только социальной устойчивости, но и социальной успешности.

Сравнительный анализ результатов международного исследования TIMSS в России (1995 г., 1999 г.) показал, что в процессе изучения предметов естественнонаучного цикла у обучаемых необходимо фомировать не только базовые ЗУиВД по воспроизведению и применению в простых ситуациях, но и перспективные ЗУиВД по использованию в различных жизненный ситуациях, а так же приоритетные ЗУиВД по формированию научных методов исследования: наблюдение, классификацию, сравнение, формулирование гипотез и выводов, планирование эксперимента, интерпретацию данных и проведение исследования.

Причем, анализ содержания естественнонаучной части международного теста позволил выделить следующие особенности ЗУиВД:

1) интегративный характер;

2) практическая направленность.

Проведенное изучение структуры естественнонаучной части теста позволило указать рейтинг конкретного учебного предмета естественнонаучной области (см. табл. 1).

Затем были указаны виды деятельности, сформированные при обучении естественнонаучным дисциплинам (см. табл. 2).

С другой стороны система естественнонаучного образования позволяет поднять престиж естественных наук, таких как физика, астрономия, химия, биология, география, интерес к изучению которых заметно снизился за последние два-три десятилетия.

Эта закономерность видится нами в процессе решения проблемы профориентации, осуществляемой на разных этапах развития системы непрерывного естественнонаучного образования.

Так, например, в XX веке потребность в квалифицированных специалистах широкого профиля привела к введению в школьное образование интегрированных естественнонаучных курсов, а обеспечение систематических естественнонаучных знаний к принятию в 1988 г. Концепции 49 курса «Естествознание» для высших учебных заведений.

Проект по созданию интегративно-го предмета «Естествознание» был разработан и опубликован в научно-методических журналах еще в конце 1980-х гг. Однако его внедрение столкнулось

Таблица 1

Рейтинг предмета в списке естествннонаучных дисциплин

№/п Естественнонаучные предметы Уровень освоенности Рейтинг

1. География 15% 3

2. Биология 27% 1, 2

3. Физика 27% 1, 2

4. Химия 14% 4

5. Экология 9% 5

Таблица 2

Тип вида деятельности естественнонаучных дисциплин

№/п Вид деятельности Уровень освоенности Тип вида деятельности

1. Понимание простой информации 39% Базовый

2. Понимание сложной информации 19% Перспективный

3. Использование теоретических знаний, анализ и решение проблем 31% Перспективный

4. Использование стандартных процедур 7% Базовый

5. Проведение исследований 4% Приоритетный

50

с рядом проблем, таких как «отсутствие действительного синтеза четырех школьных естественнонаучных предметов», сложность восприятия («упрощенчество»), отсутствие учебно-методического комплекса предмета и педагогических кадров, способных обучать новому предмету по-новому. Попытки решения указанных проблем оказались неэффективными. При этом про-фориентационный аспект исследователями не затрагивался [7, с. 114-115].

Идея интеграции предметов естественнонаучного цикла нередко рассматривалась разными исследователями как одно из направлений реализации межпредметных связей, которые не только способствуют повышению «научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей», но и эффективности «политехнической и практической направленности обучения» [8, с. 6-7]. Так, например, межпредметные связи есть «процесс и результат создания непрерывно связанного единого цельного, которое осуществляется путем «слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплекси-рования и суммирования основ наук в

раскрытии межпредметных учебных проблем» [9, с. 11-12].

Однако по утверждению О. Яво-рук, «возникает необходимость поиска оптимального соотношения интегра-тивных и предметных (физика, химия, биология, астрономия и др.) курсов, так как увлечение одними лишь первыми заведомо ведет к снижению качества обучения, падению интереса к естественным наукам, что может сказаться на интеллектуальном потенциале нации» [10, с. 113-114].

Автор выделяет следующие пути создания интегративных курсов на основе:

• объединения содержания и замены нескольких учебных предметов, например, физики, химии, биологии, астрономии, физической географии;

• взаимосвязи общенаучных понятий, законов и теорий, например, «материя», «движение», «вещество», «энергия», «закон сохранения и превращения энергии», молекулярно-кинетическая теория» и др.;

• выделения комплексных объектов, изучаемых рядом наук, например, Земля, биосфера, река, человек и др.

• решения локальных и глобальных проблем, например, освоение космического пространства;

• освоения видов познавательной деятельности, общими для ряда наук,

например, наблюдение, эксперимент, обобщение, систематизация и др.

В результате такого объединения появились следующие интегратив-ные курсы: в начальной и основной школе — «Окружающий мир», «Естествознание», «Природоведение»; в старшей и высшей — «Физика и астрономия», «Физическая химия», «Молекулярная биология», «Биофизика», «Геофизика», «Астрофизика», «Биохимия», «Радиобиология», факультативный курс «Физические величины и методы их измерения» и др.

В настоящее время естественнонаучные знания для гуманитариев в вузах определяются освоением дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ), введенной ГОС ВПО в конце XX столетия.

Дальнейшее усложнение техники и технологий производств потребовала применения знаний смежных и прикладных наук, что обозначилось в системе образования через изучение интегрированных курсов. Так, например, произошло в конце 1980-х гг., когда в школах началось интенсивное введение интегрированных курсов, таких как «Физика. Химия. 5-6» (разработчики: А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак), «Физика и астрономия» (А.А. Пинский).

Возможность и целесообразность интеграции учебных предметов неоднократно обсуждалась в научно-методической и педагогической литературе.

Среди сторонников этого процесса можно назвать Л.О. Филатову, которая рассматривает возможность создания интегрированных курсов, имеющих «общий предмет изучения, например для таких, как физика и химия — строение вещества» [11, с. 51].

Можно согласиться с автором в том, что «конвертируемость образования, возможность освоения новых, наукоемких технологий и новых профессий» реализуемы при выполнении требования «преемственности общего среднего и высшего образования, основанного на принципах системности и фундаментальности» [11, с. 52]. Так, анализ перечня набора обязательных общеобразовательных курсов, предлагаемого Л.О. Филатовой в качестве изучения для гуманитарного, филологического и социально-экономического профилей, содержит интегрированный курс «Естествознание». Курсы повышенного «продвинутого» уровня, которые определяют направленность, специализацию профиля обучения, так называемые профильные общеобразовательные курсы, должны содержать определенный минимальный, но функционально полный набор учебных предметов, реализующих общее среднее образование. Например, естественнонаучный профиль, по мнению Л.О. Филатовой, ... должен состоять из следующих учеб- 51 ных предметов: физика, химия и биология. Следуя Концепции профильного обучения, автор предлагает профильные и элективные курсы для школьников, чьи интересы в дальнейшем будут связаны с работой в определенных областях профессиональной деятельности человека. Тем самым, подтверждается наша мысль о том, что в старшей профильной школе профессиональная ориентация учащихся продолжается через изучение учебных предметов естественнонаучного цикла.

Однако интегративные процессы знаний естественных наук о приро-

52

де, человеке и окружающем мире затрудняют возможность выделить из перечня предметов естественнонаучного цикла ведущие или приоритетные. Сегодня можно говорить лишь о приоритетном направлении области знаний, например, биологических или химических.

Взаимосвязи наук основываются на перечисленных ниже проявлениях единства материального мира:

1. Общность свойств и состава материальных объектов;

2. Сходство структур качественно различных систем;

3. Процессы взаимного (обратимого) превращения одних материальных образований, одних состояний в другие — взаимные превращения элементарных частиц, вещества и света, химических веществ;

4. Общность происхождения, генетическое единство (тождество) уровней организации материи;

5. Наличие свойства отражения, присущее всей материи [12, с. 60-62].

Известно, что новая научная область возникает в результате распространения метода одной науки на изучение объекта другой научной области, что произошло при переносе методов физики в процесс познания биологических объектов — возникла наука биофизика [13, с. 123]. Физический уровень является фундаментальным, исходным для всего естествознания в целом, переход на него означает построение теоретических основ естественной науки [14, с. 41]. Поэтому на мировом уровне поставлена задача «по приведению в соответствие современным запросам рынка труда системы образования». Особо подчеркивалась необходимость в разработке и совершенствовании «открытых, гибких

и дополняющих друг друга систем общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее» [15, с. 26]. А в основе принятых положений впервые были заложены принципы развития профессиональных способностей человека и непрерывности обучения, продолжающегося «в течение всей трудовой жизни человека в соответствии с его потребностями как индивидуума и члена общества» (пункт 2.3) [15, с. 13].

Таким образом, проблема профориентация является самостоятельной областью знания, решение которой формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права [16, с. 62] и связано с формированием человека нового тысячелетия и требует комплексного подхода к ее решению. Известно, что «проблемы способностей человека, его потребностей, личности, индивидуальности, создания интеллекта, мышления, деятельности, общения и др. требуют усилий многих наук» [17, с. 33].

Комплексность в разработке метода решения выделенной проблемы состоит в применении различных областей научного знания, дающих целостное представление о человеке и его деятельности, что нашло отражение в следующих научных публикациях:

• сборник материалов V международной конференции «Естественнонаучное образование: методология, теория и методика», Москва, 2005;

• сборник статей «Естественнонаучное мировоззрение и традиционная русская культура», Москва, 2005;

• сборник трудов II «Естественнонаучное образование в вузе: проблемы и перспективы», Самара, 2008;

• материалы 55 «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования», Санкт-Петербург, 2008;

• материалы Всероссийской конференции «Инновационные подходы к естественнонаучным исследованиям и образованию», Казань, 2009;

• сборник материалов IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы естественнонаучной подготовки педагогов», Астрахань, 2013;

• сборник научных трудов 1-ой межрегиональной научно-практической конференции «Современная методика преподавания предметов естественнонаучного цикла: школа-вуз», Москва, 2014.

Итак, о необходимости создания единой непрерывной системы естественнонаучного образования утверждалось в разные годы авторами в различных публикациях по данному вопросу, однако предпринимаемые попытки не были увязаны с проблемой профессиональной ориентацией человека в системе такого обучения, что не принесло успеха в решении задачи.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Субетто, А.И. Государственная политика качества высшего образования: концепция, механизмы, перспективы. Ч. 4 [Текст] / А.И. Субетто // Академия Тринитаризма. -М., Эл № 77-6567, публ. 11628, 10.11.2004.

2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1999.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М. : Эксмо, 2014.

4. Новейший философский словарь [Текст] / сост. А.А. Грицанов. - Мн. : Изд. В.М. Скакун, 1998.

5. ВСЭ [Текст]. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гавриленкова, И.В. Профессиональная ориентация учащихся в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла: теоретические основания : монография [Текст]. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2013.

7. К дискуссии об интеграции школьных предметов [Текст] // Педагогика. - 1996.

- № 6. - С. 114-115.

8. Груздева, М.Л. Межпредметные связи математики и физики : монография [Текст] / М.Л. Груздева, А.А. Червова. -Н. Новгород: ВГИПА, 2004.

9. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В.И. Загвязинский. - М. : Педагогика, 1981.

10. Яворук, О. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе [Текст] / О. Яворук // Педагогика. - 1996. - № 6. - С. 113-114.

11. Филатова, Л.О. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы [Текст] / Л.О. Филатова. - М. : Лаборатория Базо- гп вых знаний, 2005. 53

12. Спиркин, А.Г. О взаимосвязи наук в современном естествознании [Текст] / А.Г. Спир-кин // Синтез современного научного знания. - М. : Наука, 1973. - С. 60-62.

13. Юрьев, К.А. Физика, биология и экология живых систем [Текст] / К.А. Юрьев. - Новосибирск, 2010.

14. Волькнштейн, М.В. Физика как теоретическая основа естествознания [Текст] / М.В. Волькнштейн // Физическая теория.

- М. : Наука. 1980. - С. 41.

15. Развитие людских ресурсов: профессиональная ориентация и профессиональная подготовка. Доклад МОТ [Текст]. - Женева, 1974.

16. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов-слушателей фак. обществ. про-

ВЕК

фессий [Текст] / Н.Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988.

17. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Педагогика, 1991.

REFERENCES

1. Subetto A.I. Gosudarstvennaja politika kachestva vysshego obrazovanija: koncepcija, mehanizmy, perspektivy [The state policy of quality in higher education: concepts, mechanisms, and prospects], Akademija Trinitariz-ma, 10.11.2004, Jel № 77-6567, publ. 11628.

2. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyra-zhenij [Thesaurus of Russian language: 80,000 words and phraseological expressions], Azbukovnik, 1999.

3. Federal'nyj zakon "Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii" [Federal law «On education in the Russian Federation»]. Eksmo, 2014.

4. Gricanov A.A., Novejshij filosofskij slovar' [The latest philosophical dictionary], Izd. V.M. Skakun, 1998.

5. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija6 [The great Soviet encyclopedia], Sovetskaja jen-ciklopedija, 1969-1978.

6. Gavrilenkova I.V. Professional'naja orient-acija uchashhihsja v processe obuchenija predmetam estestvennonauchnogo cikla: teoreticheskie osnovanija: monografija [Pro-

54 fessional orientation of students in learning science and technology: theoretical foundations], Astrahan': Izdatel'skij dom Astrahan-skij universitet, 2013.

7. K diskussii ob integracii shkol'nyh predme-tov [On the discussion about the integration of school subjects], Pedagogika, 1996, № 6, pp. 114-115.

8. Gruzdeva M.L. Mezhpredmetnye svjazi matematiki i fiziki [Interdisciplinary connec-

tions mathematics and physics]. VGIPA, 2004.

9. Zagvjazinskij V.I. Metodologija i metodika didakticheskogo issledovanija [Methodology and methods of didactic research], Pedagogika, 1981.

10. Javoruk O. Integrirovannye estestvennon-auchnye kursy v shkole, [Integrated science courses in school], Pedagogika, 1996, № 6, pp. 113-114.

11. Filatova L.O. Razvitie preemstvennosti shkol'nogo i vuzovskogo obrazovanija v us-lovijah vvedenija profil'nogo obuchenija v starshem zvene srednej shkoly [Development of continuity of school and University education in conditions of introduction of profile education in senior level secondary school], Laboratorija Bazovyh znanij, 2005.

12. Spirkin A.G. O vzaimosvjazi nauk v sovre-mennom estestvoznanii [On the relationship of science in modern natural science], Sintez sovremennogo nauchnogo znanija, M., Nau-ka, 1973, pp. 60-62.

13. Jur'ev K.A. Fizika, biologija i jekologija zhivyh system [Physics, biology, and ecology of living systems]. Novosibirsk, 2010.

14. Vol'knshtejn M.V. Fizika kak teoreticheskaja osnova estestvoznanija [Physics as a theoretical basis of natural science], M., Nauka, 1980, pp. 41-41.

15. Razvitie ljudskih resursov: professional'naja orientacija i professional'naja podgotovka [Human resources development: vocational guidance and vocational training], Zheneva, 1974.

16. Zaharov N.N. Professional'naja orientacija shkol'nikov [Professional orientation of pupils], Prosveshhenie, 1988.

17. Lomov B.F. Voprosy obshhej pedagog-icheskoj i inzhenernoj psihologii [The common pedagogical and engineering psychology], Pedagogika, 1991.

Гавриленкова Ирина Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицинской и биологической физики Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова; докторант Московского педагогического государственного университета, IrinaGavrilenkova@yandex.ru Gavrilenkova I.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Medical and Biological Physics Department, Evdokimov Moscow State Medical and Dental University; Post-graduate Student, Moscow State Pedagogical University, IrinaGavrilenkova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.