Научная статья на тему 'Система национальных счетов'

Система национальных счетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
4140
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко А. Н.

Курс “Система национальных счетов” включает в себя 16 лекций и рассчитан на 36 академических часов аудиторного времени. Он предназначен для студентов экономических специальностей, дает представление об основных дефинициях, методических подходах, а также источниках информации и организации получения данных для расчета показателей СНС. В лекциях раскрыты вопросы экономической интерпретации показателей национальных счетов, их связи с показателями других макроэкономических моделей. В лекциях рассмотрены также многие практические и теоретические проблемы построения СНС, с которыми сталкиваются статистические органы России и других стран, строящих национальные счета, а также соответствующие международные организации и отдельные исследователи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система национальных счетов»

ЛЕКЦИОННЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система национальных счетов Пономаренко А.Н.

Курс "Система национальных счетов" включает в себя 16 лекций и рассчитан на 36 академических часов аудиторного времени. Он предназначен для студентов экономических специальностей, дает представление об основных дефинициях, методических подходах, а также источниках информации и организации получения данных для расчета показателей СНС. В лекциях раскрыты вопросы экономической интерпретации показателей национальных счетов, их связи с показателями других макроэкономических моделей. В лекциях рассмотрены также многие практические и теоретические проблемы построения СНС, с которыми сталкиваются статистические органы России и других стран, строящих национальные счета, а также соответствующие международные организации и отдельные исследователи.

Лекция 1. Введение в курс "Система национальных счетов"

Система показателей макроэкономической статистики. Статистическое моделирование макроэкономических процессов и место системы национальных счетов (СНС) в системе макроэкономических моделей. История развития СНС. СНС'93. СНС и Баланс народного хозяйства (БНХ). Современное состояние и перспективы развития СНС в России.

Основополагающие принципы построения СНС: экономическая теория, балансовый подход, принципы бухгалтерского учета. Общий вид счетов.

Крылатую фразу Дизраэли "Есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" - знают все или почти все. Многие согласны с этим постулатом. Очень немногие осторожно отмечают, что сам Дизраэли, будучи премьером Великобритании, каждый день так или иначе, конечно же, вынужден был пользоваться статистическими выкладками, поэтому именно из его уст тезис об изначальной порочности статистики звучит несколько двусмысленно.

Тем не менее, критически отнесясь к огульному отрицанию того, без чего обойтись в современной жизни все равно невозможно, стоит поразмыслить, почему сформировалось такое отношение к статистике. Нет смысла терять время на изучение истоков заведомо неправильной информации - это не статистика, а ими-

тация ее, а подлог достаточно легко обнаружить и опровергнуть. Опаснее некорректное применение правильных цифр, их необъективная интерпретация. Именно такое применение статистики заставляет большинство людей аплодировать афоризму Дизраэли, хотя непонятно, при чем тут собственно статистика.

Советские учебники по общей теории статистики, как правило, начинались с утверждения, что "статистика - наука общественная". Обосновывалось, что поскольку социально-экономическая статистика дает количественную характеристику массовым общественным явлениям, то она должна делать это в интересах общества, то есть класса, доминирующего при данной организации общества. Поэтому любые попытки осуществить неклассовый подход к общественно-экономи-ческой информации воспринимались как игра с цифрами.

Правда здесь в том, что цифры сами по себе не имеют особой ценности. Важны статистические показатели, или индикаторы, то есть цифры, характеризующие количественные параметры строго определенного явления. Поэтому прежде чем собирать информацию о том или ином массовом социально-экономическом явлении, необходимо однозначно оговорить его границы, качественные или количественные критерии, классифицировать эти явления, определить, какие именно его параметры интересуют исследователя и с помощью каких показателей их лучше всего описать.

Например, на столе перед нами лежат пять зернышек пшеницы. Их легко пересчитать, и показатель "пять зерен пшеницы" дает ясное представление о количестве пшеницы, о котором идет речь. Если речь идет не о пяти зернышках, а о пяти мешках с пшеницей, то никому уже не придет в голову пересчитывать зерна - будут считать килограммы или мешки. Причем, если будут считать мешки, надо определить стандартный мешок (например - 50 кг) и допустимое отклонение от этого стандарта, то есть нормальную точность измерения. Если требуется охарактеризовать годовой урожай, то придется считать сотни тысяч или миллионы тонн. При этом необходимо однозначно оговорить, о какой - выращенной, убранной, обработанной - пшенице (и только ли о пшенице) идет речь. Ошибка в несколько десятков тысяч тонн при этом, вероятно, ничего не изменит.

Показатели могут быть не только объемными, абсолютными, измеряемыми в штуках, рублях, тоннах или декалитрах, но и относительными - показатели структуры, динамики, различные соотношения. На основе первичных показателей могут рассчитываться производные, например, на основе данных о выпуске и количестве занятых может быть рассчитана выработка. Причем в зависимости от исходной информации и других ограничений одноименные показатели могут на практике рассчитываться по разной методологии. Следовательно, проблема не сводится только к определению объекта статистического изучения, но включает выбор конкретного показателя, единицы наблюдения и оптимальной методики расчета.

Как правило, если речь идет об экономике, один показатель, даже самый точный и ясный, не может дать адекватное представление о явлении. Урожай в сто миллионов тонн зерновых культур - много это или мало? А сколько надо, чтобы прокормить себя? Сколько будет стоить импорт, если он понадобится? Сколько было в прошлом году и пять лет назад? А сколько это будет в рублях? Каков удельный вес отрасли в общем выпуске по экономике? Каковы затраты? А есть ли прибыль? В каких хозяйствах (фермерских, коллективных, подсобных) сколько собрали? В каких регионах? Как изменились цены? Как у соседей? Для ответа

7 Заж. 272

на каждый из этих вопросов нужны собственные показатели (возможно, по несколько на каждый вопрос). Все эти показатели должны быть логически и методологически сопоставимы, увязаны между собой. Таким образом, речь идет о системе статистических показателей.

Только использование развернутой и хорошо сбалансированной системы статистических показателей позволяет дать действительно объективное представление о явлении. Чем сложнее явление, тем более изощренная система показателей требуется. Очень часто случается, что экономические явления одновременно могут иметь и позитивные и негативные характеристики. Понятно, что показатели, входящие в систему, должны основываться на единой теоретической базе, не противоречить друг другу. Если речь идет о макроэкономике, то основой может быть та или иная экономическая теория, например, Маркса или Смита. В этом смысле советские учебники по статистике совершенно правы: статистика является общественной наукой, потому что одно и тоже явление может быть интерпретировано "с точностью до наоборот" в зависимости от того, какая именно система статистических показателей была применена.

Основной задачей советской государственной статистики, и это официально декларировалось, являлся контроль за выполнением планов. По результатам выполнения планов не только присуждались красные знамена, но давались вполне реальные деньги, льготы и награды. Искажения статистических данных при таком подходе были весьма вероятны. Поэтому статистический отчет предприятия представлял собой документ, подписанный бухгалтером и руководителем, с печатью и другими реквизитами, а искажение отчетности каралось как уголовное преступление.

В рыночной экономике государство не спускает предприятиям планов и не присуждает переходящие знамена. Здесь характерна координирующая роль рынков, а не государственных планов, и доминирует частная собственность на средства производства. Тем не менее, государство оказывает влияние на экономические действия главным образом посредством формирования соответствующих условий. Для того, чтобы действия правительства и других органов власти были адекватными, нужна адекватная информация о состоянии общества и экономики. Современное общество часто определяется как информационное общество. Точную количественную информацию может дать только статистика. Естественно, методы сбора первичной информации и разрабатываемые системы показателей должны соответствовать конкретным целям и условиям.

Система взаимоувязанных статистических показателей по существу является статистической, то есть основанной на эмпирических данных и взаимосвязях, моделью. В зависимости от того, какое экономическое явление моделируется и с какой целью, подбирается набор статистических показателей, форма их взаимной увязки и презентации. Выбирается также оптимальный размер модели с тем, чтобы ее было удобно интерпретировать. Очень важным является вопрос о стоимости модели, потому что экономическая статистика - очень дорогое удовольствие, а ресурсы, как правило, ограничены. Тем не менее, в большинстве случаев государство все же находит средства на реализацию важнейших стандартных статистических моделей, несмотря на необходимость жесткой экономии во многих областях.

Наиболее известные и важные статистические модели - платежный баланс, отчет об исполнении государственного бюджета, балансы денег, разрабатываемые

центральными (национальными) банками. Каждая из этих моделей описывает определенный сектор экономики или же всю экономику с определенной точки зрения. Модели связаны между собой. Изменение ключевого показателя в одной из моделей неизбежно приводит к изменению показателей других моделей. Таким образом, можно говорить о системе статистических макроэкономических моделей. Однако такую систему нельзя считать законченной, если в ней отсутствует ключевой элемент - модель функционирования реального сектора, этой основы любой экономики, во взаимосвязи с другими секторами. Сегодня в большинстве стран мира признается, что такую роль играет макроэкономическая статистическая модель, которая называется Система национальных счетов (СНС).

СНС сегодня - это международный стандарт статистических расчетов на макроуровне, принятый ООН, МВФ, Всемирным банком, ОЭСР, Евростатом и рекомендованный для внедрения странам-членам этих организаций.

Модель первоначально возникла как набор таблиц для расчета национального дохода. С другой стороны, с появлением международных организаций и с развитием торговли и интеграции возникла потребность в сопоставлениях национальных статистических показателей. В 1928 г. Л'лга Наций провела международную конференцию по экономической статистике, на которой обсуждалась возможность международных сопоставлений макроэкономических показателей. Великая депрессия 1930-х годов заставила правительства многих стран интенсифицировать расчеты макроэкономических показателей, прежде всего, национального дохода, чтобы получить возможность лучше влиять на экономику. Развивалась социально-экономическая теория. В 1939 г. Лига Наций опубликовала Мировой экономический обзор, в который были включены расчеты по 26 странам.

Война прервала изыскания, но уже в 1947 г. был опубликован Меморандум Комитета экспертов по статистике Лиги Наций, содержащий приложение "Определение и измерение национального дохода и связанных с ним показателей", написанное Ричардом Стоуном. Этот документ считается краеугольным для СНС, поскольку в нем впервые были сформулированы принципы, положившие начало современной системе.

В 1953 г. была опубликована Система национальных счетов ООН. За ней последовала версия 1968 г., несколько региональных версий. Наконец в 1993 г. была принята современная версия СНС.

Все версии СНС сопоставимы, потому что построены на единых принципах. Развитие идет по пути детализации, уточнения определенных терминов и понятий, введения новых показателей, отражающих дополнительные аспекты функционирования экономики. Усложняется сам подход к моделированию макроэкономических процессов. Современная СНС - это уже не просто таблицы для расчета национального дохода и валового внутреннего продукта несколькими взаимоувязанными способами, но модель, отражающая потоки продуктов и фондов от производства до конечного использования, переливы стоимости из сектора в сектор и многое другое. Иными словами, современная СНС не только определяет выходные параметры экономики, но показывает, каким образом экономика функционирует, как эти параметры достигаются.

Такое развитие вполне закономерно, хотя имеет и негативные стороны. Появились, например, публикации, в которых СНС-93 критикуется за то, что она стала слишком сложной для интерпретации, понятна только профессиональным статистикам. Простые и ясные таблицы Ричарда Стоуна, по-видимому, навсегда

7*

останутся классикой национального счетоводства, однако объективно возникают новые проблемы, формулируются несколько другие цели. Процесс совершенствования (и усложнения) СНС продолжается. Уже дискутируются изменения, которые необходимо сделать в СНС-93, некоторые ее подходы подвергнуты сомнению. Научная мысль, как ей это и положено, далеко опережает практику -большинство стран все еще широко использует СНС-68 или ее элементы, декларируя намерение перейти на СНС-93 кто в 2000 г., кто еще позже. Все таблицы СНС-93 в полном объеме, как это рекомендовано знаменитой "голубой книгой", изданной ООН и другими международными организациями, не строит пока ни одна страна мира.

Россия вместе с другими странами бывшего СССР находится в особой ситуации. СНС внедряется здесь с начала 1990-х годов, причем с самого начала статистики ориентируются на внедрение последней версии счетов. В 1991 г., когда пересмотренная СНС еще не была принята, но основные ее положения активно обсуждались специалистами, было принято решение не тратить время и силы на предыдущие версии, а заниматься той, которая только разрабатывается. Поэтому, возможно, положение России в известной мере предпочтительнее, чем других стран. Проблема для нашей страны заключается в другом: во внедрении принципиально новой системы - СНС взамен традиционной для советской статистики макроэкономической модели - Баланса народного хозяйства (БНХ).

БНХ имеет не менее, а возможно и более богатую историю, чем СНС. Впервые БНХ был построен за 1923/24 гг. и опубликован в 1926 г. Понятия СНС тогда вообще еще не существовало, и публикация советских статистиков вызвала большой интерес и послужила предметом изучения и обсуждения. Приоритет советской статистики в известной степени закономерен - при плановом хозяйстве подобная макроэкономическая модель просто необходима. На западе только обсуждались возможные подходы к построению СНС, а в СССР модель того же назначения, но по-иному выполненная, строилась уже регулярно. В 1960-80 гг. обе модели строились в разных странах одновременно: в странах с плановой экономикой - БНХ, в странах с рыночной экономикой - СНС. ООН признавала обе концепции. И только в начале 1990-х годов СНС стала по-настоящему доминировать в мире, хотя показатели, присущие БНХ, до сих пор разрабатываются в некоторых странах.

Дело не в том, что БНХ - плохая модель, а СНС - хорошая. С точки зрения использованных статистических приемов эти модели похожи. Например, в основе той и другой лежит балансовый метод. Дело в том, что БНХ был разработан для условий плановой экономики, а СНС ориентирована на рыночную. Рухнула плановая экономика, вместе с ней уходит и БНХ.

Основная особенность БНХ состоит в том, что он моделировал не всю экономику, а только ту ее часть, которая занималась выпуском осязаемых продуктов (товаров), а также так называемых производственных услуг. Производственные услуги в трактовке БНХ - это услуги, непосредственно связанные с производством товаров и увеличивающие их стоимость, например, торговля, грузовой транспорт. Эта часть экономики называлась "производственной" сферой в противоположность т.н. "непроизводственной" сфере, которая включает науку, культуру, здравоохранение, оборону, пассажирский транспорт и т.д. Считалось, что стоимость создается в производственной сфере, а в непроизводственной сфере стоимость потребляется. Соответственно, все макроэкономические показатели - на-

циональный доход, совокупный общественный продукт - рассчитывались только по производственной сфере. Поэтому, по западной терминологии советский национальный доход - это вовсе не национальный доход в понимании СНС, а чистый материальный продукт.

Такая Трактовка экономической деятельности основана на подходах теории воспроизводства Маркса. Она вполне устраивала советское государство, чью экономическую политику на практике воплощал Госплан, потому что реально планировалось производство стали, самолетов и картофеля, а научные открытия и успешные операции хирургов планировать затруднительно. Статистика же занималась, как уже отмечалось, в основном контролем за выполнением планов. Кроме того, Госплан интересовало, сколько выпущено обуви, а сколько она стоит, было не так важно.

Как только пришел рынок и стало необходимо считать деньги, а не пары ботинок, БНХ рухнул. Деньги вращаются в экономике свободно, не различая, где заканчивается производственная сфера и начинается непроизводственная. Услуги продаются за деньги, как и товары. Банки играют в рыночной экономике огромную роль, а с точки зрения БНХ их как бы нет вовсе. Изменились социально-экономические условия, изменились требования к макроэкономическому моделированию, и это определило выбор в пользу СНС.

Все страны бывшего СССР внедряют у себя СНС и добились в этом определенных успехов. В каждом государстве дела складываются по-разному, у кого более успешно, у кого - менее, однако сегодня можно определенно сказать: с 1991 г. на пространстве бывшего СССР появились еще пятнадцать стран, где государственная статистика разрабатывает СНС в качестве доминирующей макроэкономической модели. В целом количество стран, строящих СНС, выросло еще больше, так как систему приняли практически все бывшие социалистические государства.

В России опубликованы расчеты всех основных консолидированных счетов начиная с 1989 г. Данные публикуются в текущих и сопоставимых ценах. Помимо годовых расчетов, основные счета строятся в квартальном режиме, а показатели производства ВВП - даже в месячном. Расчет важнейших элементов национальных счетов внедряется на региональном уровне. Здесь строится показатель ВРП - Валового регионального продукта, который по экономическому смыслу близок показателю ВВП на федеральном уровне.

Осуществить переход от БНХ к СНС - это не значит просто начать составлять одни таблицы вместо других. Требуется перестроить систему сбора и обработки информации: внести изменения в отчетность, провести необходимые дополнительные обследования, переналадить систему электронной обработки данных по всей огромной стране и сделать еще многое другое. Хотелось бы внести изменения в бухгалтерский учет. Помимо всего прочего это означает большие финансовые затраты. Быстро всех проблем не решить. Но решать приходится быстро. Поэтому, конечно, на практике не все получается так, как было задумано. Тем не менее, качество СНС России улучшается из года в год, несмотря даже на огромные объективные проблемы, связанные с переходным характером российской экономики и глобальным кризисом.

В самом общем виде суть СНС можно коротко описать следующим образом. Теоретическую основу СНС составляют теории факторов производства и экономического цикла. Теория факторов производства используется при расчетах

структуры стоимости важнейших макроэкономических агрегатов - валового национального дохода и валового внутреннего продукта. На основании теории экономического цикла моделируются потоки стоимости между секторами начиная с производства, затем - в ходе распределения первичных и вторичных доходов, а также использования доходов на конечное потребление и сбережение. Стоимость при этом постоянно видоизменяется, выступая то в виде добавленной стоимости, заключенной в произведенных продуктах и услугах, то в виде доходов, то в виде расходов. При этом общий объем стоимости, в виде своеобразного непрерывного потока перетекающей из одного сектора в другой и меняющей свою форму, остается постоянным. Именно этот объем и характеризуется с помощью показателей Валового внутреннего продукта (ВВП) и Валового национального дохода (ВНД).

Каждая из фаз экономического цикла описывается с помощью одного или нескольких счетов - особым образом организованных таблиц, содержащих статистические показатели. Таким образом, всякий раз речь идет, по существу, об одной и той же величине, но измеренной с помощью различных статистических показателей и методов. Поэтому все счета увязываются между собой и составляют систему, сбалансированную модель, дающую представление об экономическом процессе как бы с различных точек зрения.

В свое время создатели СНС посчитали, что считать денежные потоки в экономике удобнее всего так же, как это делается в любой фирме, то есть воспользовались принципами, применяемыми в бухгалтерском учете. Некоторые ученые, занимающиеся проблемами СНС, предлагали реализовать эту идею буквально, то есть разработать сквозные - от предприятия до макроуровня - единые правила учета. Эта точка зрения не стала преобладающей, потому что бухгалтерский учет на предприятиях и статистическое моделирование на макроуровне имеют разные задачи, поэтому и организовываются несколько по-иному. Однако принцип двойной записи стал применяться в СНС также, как и в бухгалтерском учете.

Стандартный счет в СНС выглядит следующим образом:

Использование Ресурсы

Показатели использования Балансирующая статья Показатели ресурсов

Это так называемый Т-образный счет. Показатели в счете отражают экономические операции. Обычно в Т-образных счетах получаемые суммы указываются с правой стороны в колонке с названием "Ресурсы", а выплачиваемые суммы -в левой колонке с названием "Использование". Принцип двойной записи заключается в том, что так как каждая операция одновременно является расходной для одного контрагента и приходной для другого, в счетах она так же должна отражаться дважды - в ресурсной части одного счета и расходной части другого.

Таким образом счета увязываются между собой, причем сумма ресурсных показателей должна совпадать с суммой показателей, отражающих использование.

Каждый счет в системе заканчивается балансирующей статьей в колонке "Использование". Балансирующая статья не отражает какую-то конкретную экономическую операцию, которая происходила на самом деле, а является рассчитанной абстрактной величиной. Счета построены таким образом, что балансирующая статья из колонки "Использование" каждого предыдущего счета еще раз повторяется в первой позиции колонки "Ресурсы" последующего счета. Балансирующие статьи используются для двух целей: во-первых, они "закрывают" счет, образуя арифметическое тождество между использованием и ресурсами. Более важной причиной их введения является то, что они представляют собой величины, интересные сами по себе.

Валовой внутренний продукт, национальный доход, располагаемый доход, национальное сбережение - это все не только базовые агрегаты СНС и важнейшие макроэкономические индикаторы, но и балансирующие статьи соответствующих счетов.

Конечно, на практике показатели СНС могут представляться в любой форме - в форме обычных таблиц, матриц и т.д. Важна не форма записи, а соответствие показателей оговоренным определениям, принципы их балансирования и взаимной увязки.

Лекция 2. Информационная и организационная основа построения СНС в России

Организация государственной статистики. Государственный статистический регистр. Система периодической отчетности. Система выборочных наблюдений. Специальные обследования. Обследования домашних хозяйств. Ведомственная отчетность. Государственный бюджет.

СНС как инструмент координации отраслевой статистики.

Государственные программы развития статистической системы.

Требования СНС и бухгалтерский учет. СНС и бюджетная классификация. Унификация требований СНС и платежного баланса.

Сотрудничество с международными организациями.

Альтернативные статистические расчеты.

С теоретической точки зрения современная СНС близка к совершенству. Так и должно быть, ведь СНС-93 - плод многолетней эволюции и целенаправленной работы лучших специалистов-статистиков мира. Если бы в какой-нибудь стране вдруг удалось реализовать все, о чем так здорово написано в "голубой книге", лучшего нечего было бы и желать. Но разработать теоретическую модель, пусть самую совершенную, и воплотить ее на практике - это проблемы разного порядка.

Очень многое зависит от наличия и качества первичной статистической информации. Мировая практика показывает, что организовать и поддерживать ка-

чественную современную статистическую систему может только государство. Расчет обобщающих показателей СНС - это трудная работа, требующая высокого профессионализма. Но ее может выполнить научный институт или даже группа независимых экспертов при условии, что есть первичная информация, а собрать эту информацию, обработать ее, свести и выверить может только государственная статистика.

Государственная статистика в России построена на основе, заложенной в советские времена. Нельзя сказать, что это при всех ее недостатках - самая плохая основа. Построено основательно. Во главе - Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В каждой области, крае или республике - региональный комитет. В каждом районе - инспектура. Сеть мощных компьютерных центров и собственная система связи. Два НИИ. ВУЗ. Техникум и сеть учебных центров. Федеральная программа статистических работ, ежегодно утверждаемая Правительством. Единая методология, обеспечивающая сопоставимость данных в масштабах страны. Тысячи людей. Большое количество техники.

Система позволяет в оперативном режиме за несколько суток получить и обработать информацию по такой огромной стране, как Россия. Еженедельные индексы инфляции и ежемесячные расчеты ВВП, публикуемые Госкомстатом России, возможны только при очень высоком уровне организации и дисциплины. Система Государственной статистики - одна из немногих в России, которая прошла через катаклизмы последних лет, сохранив практическую работоспособность.

Статистика начинается с регистра. Все просто: прежде чем начать собирать информацию от предприятий и других экономических единиц, надо иметь представление о том, с кого именно информацию следует спрашивать. То есть нужен элементарный список экономических объектов с указанием их важнейших параметров: вида деятельности, размера и т.д. Это и есть регистр. Проблема заключается в том, что, во-первых, в регистр должны быть включены действительно все объекты, во-вторых, их параметры должны соответствовать реальной ситуации, то есть быть актуальными, в третьих, регистр должен быть удобен в работе и по возможности дешев.

Первый аспект проблемы решается административным путем. Ни одно вновь создаваемое в России предприятие не может открыть счет в банке, если оно не предъявит справку о регистрации в региональном статистическом органе. После экономической либерализации в России количество предприятий растет стремительно. Их зарегистрировано уже более двух миллионов. Большинство из них - малые. Некоторые, зарегистрировавшись, так и не приступили к работе. Другие не могут определится, указывая в уставе, что намерены заниматься "всеми разрешенными видами деятельности". Конечно, это не способствует адекватной отраслевой классификации.

Актуализация - это внесение новых, правильных данных взамен устаревших. Например, малое предприятие зарегистрировалось как строительное или сельскохозяйственное, а занимается торговлей. Понятно, что в этом случае в регистре оно так же должно числится как торговое. Не вполне понятно, как это можно достигнуть, потому что нет никакой возможности в обязательном порядке ежемесячно собирать подробные отчеты от всех 2,5 млн. предприятий, а сами малые предприятия отнюдь не горят желанием сообщать статистикам, что изменили

род деятельности. Когда экономика стабилизируется, острота проблемы спадет. Но пока качество первичной информации сильно страдает.

Пока нельзя сказать, что статистический регистр в России полностью отлажен. Но он существует, работает и совершенствуется.

Основу системы сбора данных составляет периодическая отчетность предприятий. Существует довольно много различных форм статистической отчетности. Они различаются по типам предприятий, периодичности, виду запрашиваемой информации. Для нужд построения СНС необходимо получить довольно много данных, в основном - финансовой информации. Крупные и средние предприятия заполняют пространные вопросники. Малые предприятия предоставляют только самый необходимый минимум данных. Самые большие вопросники, конечно, годовые. Они содержат очень много информации, но на их обработку нужно много времени. Квартальные отчеты значительно меньше и обрабатываются они быстрее. Месячные формы содержат всего несколько показателей. Данные месячных отчетов носят оперативный характер, они передаются телеграфом и обрабатываются за несколько суток.

Система статистической отчетности складывалась долгие годы. Под нее создавались комплексы электронной обработки информации во всех вычислительных центрах системы Госкомстата России во всех регионах. Внесение любых изменений в отчетность - очень непростое и дорогостоящее дело. Поэтому процесс совершенствования идет медленно и осторожно. Тем не менее, коррективы вносить приходится, потому что старая система, конечно, не соответствовала запросам СНС.

Предприятия должны регулярно предоставлять в статистические органы информацию. Это своего рода информационный налог государству. Но, как любой налог, он собирается с трудом, особенно от малых предприятий. По установленному правилу, налоговая инспекция не примет баланс предприятия, пока оно не выполнило своих обязательств перед статистикой. Кстати сказать, информация, передаваемая в статистические органы, строго конфиденциальна, и не может быть передана никому, в том числе и в налоговые органы. Публикуются только сводные данные.

Ругать статистику за то, что она собирает много ненужной информации и совсем замучила предприятия, стало общим делом. С этим трудно спорить, но также трудно спорить и с тем, что цифры все-таки нужны. Это может показаться парадоксальным, но Госкомстат России больше других страдает от обвального увеличения потока первичной информации. Система уже не справляется с обработкой такого количества отчетов (в СССР отчитывалось только 46 тыс. промышленных предприятий). Выход состоит в том, что необходимо перейти от сплошной отчетности к организации выборочных обследований. Это нормальная практика большинства статистических служб мира.

Действительно, если в городе несколько кирпичных заводов, которые работают по примерно одинаковой технологии, нет необходимости опрашивать о затратах на производство кирпичей все заводы. Достаточно обследовать один.

Теория выборки прекрасно разработана. Организовать репрезентативную (представительную) выборку несложно, надо лишь иметь адекватное представление о генеральной совокупности. Адекватное представление о совокупности

предприятий может дать только регистр, о проблемах которого мы уже говорили. Если мы точно не знаем, сколько предприятий занимается торговлей, а сколько -услугами, трудно избежать ошибки. Но можно сколько угодно говорить о проблемах, однако переходить к выборке заставляет жизнь, потому что ни существующих мощностей вычислительных центров для обработки всех отчетов, ни денег на оплату услуг этих вычислительных центров просто не хватает. Поэтому реально Госкомстат России обследует малые предприятия только на выборочной основе.

Выборочно обследуются не только малые предприятия. Существует выборка так называемых "базовых предприятий". Это крупные предприятия, которые выпускают значительную долю продукции в своих отраслях. Их наблюдают для получения оперативной информации по определению основных тенденций развития отраслей.

Конечно, любая выборка означает вероятность ошибки. Но, во-первых, если выборка построена грамотно, интервал допустимой ошибки можно контролировать, и во-вторых, полученной точности обычно бывает достаточно для определения тенденции, а стоимость разработки значительно снижается. На выборочной основе может быть организована не только периодическая отчетность, но и специальные наблюдения и экономические переписи (цензы). Классическими примерами специального наблюдения являются наблюдение за ценами и выборочное обследование бюджетов населения.

Система наблюдения за ценами была создана практически заново в начале 90-х годов. Наблюдения проводятся профессиональными статистиками непосредственно на рынке (рынок может быть оптовым или розничным). Вся масса продуктов разбивается на группы и подгруппы. Из каждой подгруппы выбирается товар-представитель, то есть типичный для этой совокупности товар. Например, из совокупности всех продаваемых на рынке цветных теле-визоров с экраном определенного размера выбирается один, который продается чаще всего. Определяется цена на этот телевизор в нормальных условиях (например, в специализированном магазине). На следующий год опять определяется цена на этот же телевизор. При необходимости список товаров-представителей периодически пересматривают. Рассчитываются индивидуальные индексы цен для этих товаров, затем они определенным образом взвешиваются и получается средний индекс.

Бюджетные обследования проводятся для выяснения доходов и, особенно, расходов домашних хозяйств. Отобранные домашние хозяйства за небольшую плату в течение определенного времени фиксируют свои доходы и расходы в специальном журнале и затем передают его в статистические органы. Конечно, это строго конфиденциальная информация, что подтверждается специальным письменным обязательством, выдаваемым домашнему хозяйству. В случае утечки информации домашнее хозяйство, воспользовавшись этим обязательством, может подать на статистический орган в суд.

Результаты бюджетных обследований очень важны для построения СНС, потому что с их помощью получаются данные по расходам. Главная проблема заключается в том, что семьи с приличными доходами и отдельные индивидуумы

вообще почти что без доходов в выборку никогда не попадут. То есть богатые семьи попасть в выборку, конечно, могут, но информацию ни в какую статистику не дадут. Поэтому, очевидно, средние доходы и соответствующие им расходы будут занижены. Значит, этими данными можно пользоваться очень аккуратно.

Как ни велики информационные ресурсы Госкомстата России, одних только данных государственной статистики для построения национальных счетов недостаточно. Поэтому специалисты, занятые построением показателей СНС, вынуждены привлекать статистические данные, собираемые другими министерствами и ведомствами (ведомственная статистика). Например, Госкомстат России не собирает данные по внешней торговле, используя для расчета соответствующих показателей информацию Государственного Таможенного Комитета. Данные по коммерческим банкам собирает Центральный Банк России, который контролирует их деятельность. Нет смысла дублировать эту систему, надо только добиться, чтобы интересы статистики вообще и национального счетоводства, в частности, при этом учитывались.

Огромный кусок информации, используемый при построении национальных счетов, касается государства, внебюджетных фондов и некоммерческих организаций. Отчет об исполнении государственного бюджета разрабатывает и предоставляет в Госкомстат России Федеральное Казначейство. Краткий отчет предоставляется ежемесячно, спустя примерно тридцать дней после завершения периода, более подробный - годовой - в конце года, следующего за отчетным. До последнего времени система показателей Государственного бюджета не соответствовала международным стандартам и требованиям СНС, однако с 1996 г. была принята новая бюджетная классификация, разработанная с помощью МВФ. Теперь этот источник статистической информации практически полностью сопоставим с национальными счетами.

Разнообразные внебюджетные фонды - Пенсионный, Дорожный, Конверсионный и другие - аккумулируют и тратят огромные деньги. Эти денежные потоки также отслеживаются Госкомстатом России и учитываются при построении национальных счетов.

Несколько лет назад профсоюзы были единственной крупной общественной организацией, отчитывающейся перед статистикой. Теперь ситуация изменилась - количество обследуемых общественных организаций несоизмеримо выросло. Ежегодно Госкомстат России рассылает вопросники по общественным, религиозным и другим некоммерческим организациям примерно в две тысячи адресов. В России теперь множество независимых профсоюзов, политических партий и объединений, религиозных концессий, общественных организаций и союзов, обществ и т.д. Ими контролируются весьма значительные активы. К сожалению, многие некоммерческие организации, особенно религиозные, относятся к сотрудничеству с органами государственной статистики весьма настороженно и неохотно предоставляют данные. Видимо, сказываются многолетние натянутые отношения между государством и религией. Быстро этой ситуации не изменить, поэтому сегодня многие показатели приходится определять экспертно или досчитывать, исходя из косвенной информации.

Таким образом, при построении СНС используются огромные массивы статистической информации. Эта информация собирается по всей России от предприятий в виде отчетов или в ходе проводимых специальных обследований. Эта информация обрабатывается в региональных статистических органах, после чего

передается в Москву, в Госкомстат России. Здесь она сводится, соединяется с информацией, получаемой из Федерального Казначейства, Центрального банка, Государственного Таможенного комитета и других федеральных ведомств, внебюджетных фондов и некоммерческих организаций и на этой основе специальное подразделение Госкомстата России, называемое Управление национальных счетов и платежного баланса, рассчитывает показатели СНС, балансирует их и увязывает между собой, а потом публикует.

Принципиальная схема основных источников данных и потоков информации для СНС показана на рис. 1. Рис. 1.

СНС имеет важное значение не только для многочисленных пользователей статистической информации, но и для самого Госкомстата России. Дело в том, что во-первых, СНС представляет собой определенный методологический стандарт, и это хорошая основа для приведения к сопоставимому в плане методологии виду отраслевой статистической информации. Например, понятие "домашние хозяйст-

ва" с введением СНС стало использоваться в российской статистике уровня жизни, введение единого понятия "выпуск" позволило теснее увязать между собой соответствующие стоимостные показатели производства в промышленности, торговле, услугах и т.д. Во-вторых, при сведении воедино различных статистических показателей становятся более заметными расхождения между ними, появляется возможность найти ошибки, внести необходимые коррективы и тем самым поднять их общее качество. Организационно данные по каждой из отраслей рассчитываются отраслевыми управлениями Госкомстата России. Управление национальных счетов, обнаружив цифры, которые представляются неразумными, дает рекомендации проверить их, сделать дополнительный запрос, привлечь косвенную информацию. Очень часто это давало хорошие результаты. В третьих, система представляет возможность взглянуть на экономику, как на единое целое, а это бывает весьма полезно для тех экспертов, которые обычно занимаются расчетом частных показателей.

По большому счету СНС можно трактовать как методологическую основу не только для государственной статистики, но и для системы учета в стране в целом. Именно поэтому внедрению СНС придается государственное значение. В 1992 г. была принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятые в международной практике системы учета и статистики в соответствие с требованиями рыночной экономики. Государственная программа была рассчитана на период до 1995 г. и основным ее содержанием было именно внедрение системы национальных счетов. Но, как мы только что убедились, СНС - только вершина айсберга системы учета и статистики, поэтому в программе были выделены специальные разделы по платежному балансу и внешнеэкономической статистике, финансовой и банковской статистике, бухгалтерскому учету, статистике цен, внедрению новых классификаторов, по формированию регистра, по подготовке кадров и другие. Среди исполнителей, кроме самого Госкомстата России и учреждений, входящих в его систему, значились Центральный банк, Минфин, Минэкономики, Росстандарт и другие ведомства.

В основном Государственная программа 1992 г. была выполнена, хотя некоторые проблемы решить так и не удалось. Многие новые показатели строились как бы по временной схеме - на основе старой информационной базы. Поэтому была разработана и принята новая Государственная программа реформирования статистики. Эта программа выглядит несколько скромнее, потому что не предусматривает таких ярких и впечатляющих изменений, как переход от БНХ к СНС или построение платежного баланса, но по сути она не менее важна, и может быть даже более трудоемка, потому что предстоит совершить системные преобразования внутри самой статистики, реформировать систему сбора и обработки информации под интересы СНС.

Учет в любой стране, в том числе в России, теснейшим образом связан со стандартами бухгалтерского учета. Это понятно, потому что заставить предприятия, особенно малые, представлять какие-то дополнительные данные помимо тех, которые они обязаны представлять в налоговую инспекцию, бывает очень тяжело. Из этого следует, что статистика в большинстве случаев вынуждена довольствоваться той стоимостной информацией от предприятий, которая изначально предназначалась для налоговых органов. Помимо того, что это неизбежно ведет к искажению данных, их умышленному уменьшению, возникают проблемы с методологией. Подходы налоговых органов бывают отличны от тех, которые су-

ществуют в статистике. Например, представительские расходы, страховые платежи с точки зрения СНС однозначно следует относить к промежуточному потреблению, то есть к затратам на производство. Но налоговое законодательство разрешает относить к затратам только представительские расходы в пределах соответствующих централизованно установленных норм и страхование от пожара (но не от затопления, например). Остальные расходы трактуются как расходы из прибыли и облагаются налогом на прибыль. Поэтому статистика вынуждена, получив отчетные данные, пересчитывать их, приспосабливая к своим нуждам.

Отчетная информация используется как первичная и на ее основе рассчитываются собственно показатели СНС. Например, все знают, что есть налог на добавленную стоимость. Предприятия платят этот налог. Статистика считает валовую добавленную стоимость, например, по отраслям. ВВП, рассчитанный производственным методом - это и есть суммарная валовая добавленная стоимость по экономике. При этом показателя добавленной стоимости в современном бухгалтерском учете на уровне предприятий попросту нет.

Некоторые европейские страны из числа бывших социалистических уже внедрили у себя систему бухгалтерского учета по западному образцу. Некоторые выбрали англо-саксонскую систему, другие - французскую. У каждой из них есть свои плюсы и минусы. С точки зрения СНС французская система предпочтительнее. Однако та система, которая практикуется сейчас в России, уникальна. Это уже не то, что было при плановой экономике, но точно и не то, что нужно для рыночной. Ее правила меняются перманентно, и это провоцирует перманентное изменение всего учета.

В этом смысле поучительна ситуация с бюджетной классификацией. Новая классификация, впервые примененная при построении отчета о выполнении государственного бюджета России за 1995 г., позволила практически без проблем увязать эти показатели с показателями СНС. Таким образом, сектор государства выступает уже не сам по себе, а в увязке с другими секторами, как единый макроэкономический механизм.

Уже упоминалось, что новая бюджетная классификация разработана и внедрена с помощью Международного валютного фонда (МВФ). МВФ вообще проявляет высокую активность в вопросах статистической методологии. В частности, МВФ возглавляет в мире работу по совершенствованию методологии построения платежного баланса. Последняя, пятая версия платежного баланса, внедряемая сегодня во многих странах, в том числе в России, полностью увязана с СНС, составляет с ней единую систему.

Конечно, формирование национальной системы учета и статистики - внутреннее дело каждой страны. И рассчитывать при этом приходится прежде всего на собственные силы. Однако пренебрегать технической помощью международных организаций при этом было бы неразумно.

В мире существует определенное "разделение труда" в плане методологии. Если платежным балансом, например, занимается в основном, МВФ, то методологией национальных счетов - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В начале девяностых годов ОЭСР оказывало значительную методологическую поддержку российской статистике в области СНС. Сотрудничество с этой организацией продолжается и в настоящее время, но уже по бо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лее конкретным вопросам, например, по программе международных сопоставлений ВВП на основании паритета покупательной способности. Это не означает, что другие международные организации вовсе не занимаются проблемами СНС и не сотрудничают при этом с Россией. В 1995 г. был опубликован большой совместный доклад Госкомстата России и Всемирного банка, посвященный национальным счетам, непосредственным результатом которого стал пересмотр некоторых официальных оценок изменения реального ВВП. Евростат в рамках международной программы ТАСИС оказывает поддержку двухсторонним (Госкомстата России и определенных национальных европейских статистических служб) проектам в области СНС. Например, в рамках ТАСИС осуществляется совместный с ИСТАТ (Итальянская статистическая служба) проект по отражению в национальных счетах теневой экономики. Под эгидой МВФ (и на его деньги) осуществляется программа подготовки персонала Госкомстата России в области СНС. МВФ имеет в мире несколько специальных учебных институтов, в частности, в Вене и в Вашингтоне, где обучаются статистики и экономисты со всего мира, в том числе и из России. МВФ финансирует стажировку российских специалистов в странах, статистика которых считается образцовой, например, в Великобритании.

Говоря о международных организациях, следует упомянуть также Статко-митет СНГ. Эта организация, расположенная в Москве, в одном здании с Госкомстатом России, выполняет определенные функции не только по сбору и публикации сводных статистических данных по Содружеству, но и по разработке единой методологии. Методологии, предлагаемые Статкомитетом СНГ, не носят для стран бывшего СССР обязательного характера, но они оказывают значительную практическую поддержку статистике молодых государств, которые пока не имеют значительных ресурсов и достаточно квалифицированных кадров для самостоятельной методологической работы в области СНС.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов об альтернативных статистических расчетах. Мы уже упоминали, что решение задачи построения системы национальных счетов в ее широком смысле под силу только государственной статистике. Это правда, и многолетний мировой опыт доказывает это. Однако это не исключает осуществления альтернативных статистических расчетов, прежде всего, расчетов отдельных макроэкономических показателей. Известны, например, некоторые весьма интересные расчеты темпов роста российского ВВП. Осуществление альтернативных расчетов часто инициирует развитие статистической науки в определенном направлении, демонстрирует возможности нетра- ^ диционных расчетных методов. Некоторые гипотезы и пионерные исследования, неуместные до поры до времени в государственной статистике, выглядят вполне оправданными и интересными, когда они выполняются независимыми исследователями. Не говоря уже о том, что иногда альтернативные расчеты оказываются правильнее официальных и это ведет к пересмотру первоначальных оценок Госкомстата России. Это совершенно нормальное явление, которое говорит прежде всего о способности официальных органов исправлять собственные неизбежные ошибки и такую практику (все еще довольно непривычную для нашей страны) следует только приветствовать.

Лекция 3. Основные понятия и определения СНС

Границы производства в СНС. Производство для собственного потребления. Производство товаров и производство рыночных и нерыночных услуг. "Теневая экономика".

Два подхода к определению обследуемой экономической единицы. Заведения и институциональные единицы. Отрасли и институциональные секторы. Основные статистические классификации и классификаторы. Корпорации и некорпорированные предприятия.

Резидентные и нерезидентные единицы. .

Понятия потока. Потоки стоимостные и натуральные. Виды экономических операций. Трансакции и трансферты. Активы и обязательства. Виды активов

Принципы стоимостной оценки, применяемые в СНС. Основные и рыночные цены. Текущие и сопоставимые цены.

Давайте начнем с простых понятий. Вернее, с понятий, которые выглядят как простые. Допустим, речь идет о самом обычном человеке. Он встает утром, умывается, завтракает (причем завтрак готовит себе сам), выходит из дома, спускается в метро, оплатив при этом проезд, едет, например, в университет. В университете этот человек читает лекции, если речь идет о преподавателе, или слушает лекции, если речь идет о студенте. Потом бежит в кассу или к банкомату. Наш герой получает деньги. После этого надо зайти в магазин. Но магазин уже закрылся. Тогда он делает необходимую покупку в торговой палатке или у торговца возле метро, переплачивая ему, как водится, небольшую сумму.

Теперь разберемся, что из перечисленных действий следует отнести к экономическим операциям, а что - нет. Строго говоря, практически все перечисленные действия связаны либо с производством, либо с потреблением продуктов и услуг, либо, на худой конец, их можно охарактеризовать как участие в процессе распределения доходов. И производство, и потребление, и распределительные операции, и, добавим, накопление относятся к экономическим операциям.

Когда человек умывается, он потребляет воду, которую кто-то доставляет ему на двенадцатый этаж из далекого водохранилища, причем вода очищена и подогрета. Это коммунальная услуга и наш герой потребляет ее, причем потребляет как бы в кредит, потому что заплатит он за воду только в конце месяца (может быть). Приготовление завтрака, вообще говоря, также представляет собой процесс обработки полуфабрикатов и придания им другого качества, то есть производство определенной услуги самому себе. Согласно всем классификаторам видов деятельности приготовление пищи является услугой. Мы не сомневаемся в этом, когда идем в ресторан или столовую и платим там за подобную услугу. Если быть до конца последовательными, следовало бы и ординарный завтрак включить в границы производства и, следовательно, так или иначе отразить его в национальных счетах, но, ужаснувшись перспективе организации учета всякой стирки и готовки, ухода за детьми и престарелыми, воспитания непослушного подрастающего поколения, мелкого ремонта всякой бытовой всячины, немедленно введем первое ограничение. Не следует включать в границы производства (хотя бы в рамках СНС) действия, направленные на оказание домашних и личных услуг для собственного потребления.

Помимо эмоциональных и чисто технических причин принятия такого решения можно привести довольно много других аргументов. Например, легко предположить, что в случае включения домашних услуг в границы производства вовсе исчезнет понятие безработицы. Трудно оценить такие услуги, потому что бывает трудно найти им аналог на рынке. Наконец, личные услуги в большинстве случаев не предназначены для продажи на рынке и не оказывают значимого влияния на экономику. Следовательно, включение их в модель ничего не изменило бы по сути, но значительно усложнило бы как процесс построения счетов, так и их интерпретации. Правда, сразу же придется оговориться, что, если подобная деятельность оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию, ее все же надо оценивать и учитывать в счетах. Например, если значительная часть урожая с дачных участков может быть продана на рынке или составляет большой удельный вес в общем производстве данного продукта. В России 46% сельскохозяйственного производства сосредоточено в личных подсобных хозяйствах. Понятно, что не учитывать это - значит значительно занижать общие объемы производства и потребления. И еще одна очень важная оговорка. Если вы достаточно состоятельный человек для того, чтобы нанять повара, который готовит вам завтрак, и прислугу, которая вам этот завтрак подает, вы покупаете услугу этих людей. Приготовление завтрака, таким образом, переходит в другое качество и должно быть включено в границы производства.

Но вернемся к нашему примеру. Что касается услуг метрополитена, тут все относительно понятно - это обычная рыночная (хотя и в значительной степени субсидируемая) услуга. Рыночная, это значит, что она продается по рыночным ценам, то есть цена есть продукт соглашения между покупателем и продавцом. Такая услуга, конечно, попадает в границы производственной деятельности. Немного сложнее с лекцией. Она вроде бы бесплатна для студента, то есть он не приобретает эту услугу непосредственно на рынке. Преподаватель, тем не менее, деньги за лекцию получает, кто-то оплачивает аренду лекционного зала, счета за электроэнергию и т.д. Значит, услуга все-таки кем-то оплачивается, хотя и не непосредственным потребителем. В данном случае речь идет о так называемой нерыночной услуге, которая так же должна учитываться в рамках производства, хотя порядок ее оплаты значительно отличается от того, который применяется относительно обычных рыночных услуг.

Получение заработной платы и стипендии - так же экономические операции. Но заработная плата относится к первичным доходам, а стипендия - к вторичным. И то, и другое должно быть отражено в счетах.

Завершает день покупка некого продукта у торговца возле метро, который в нашем примере олицетворяет собой "неформальную", или "теневую" экономику. Понятно, что он никому не платит никаких налогов. Тем не менее, реальность состоит в том, что торговец оказывает определенную услугу, причем оказывает ее на вполне рыночной основе. Поэтому, если быть последовательным, эту услугу также придется включить в рамки производства.

Подведем некоторые итоги. Экономическое производство вообще может быть определено как деятельность, осуществляемая институциональной единицей, при которой осуществляются затраты факторов производства - труда, капитала, товаров и услуг для производства других товаров и услуг. Всегда должна быть институциональная единица, которая принимает на себя ответственность за этот процесс и владеет товарами, произведенными в ходе этого процесса, или ей

8 Зак. 272

должно быть уплачено или предоставлена компенсация какого-либо другого рода за оказанные услуги. Чисто природный процесс без человеческого участия или контроля не является производством в экономическом смысле, хотя его результаты и могут иметь экономическую значимость. Например, неуправляемый прирост рыбных богатств не является экономическим производством, тогда как разведение рыбы производством является. Кроме того, экономическая деятельность не включает такие первичные виды человеческой деятельности, как еда, питье, сон и т.д., то есть то, что за человека не может выполнить другой человек.

СНС ставит перед собой вполне определенные цели, которые не являются ни слишком глобальными, ни слишком абстрактными. Поэтому границы производства в СНС трактуются более узко, чем экономическое производство вообще. Помимо перечисленных ограничений, относящихся к экономической деятельности вообще, в границы производства в СНС не включается предоставление личных и домашних услуг членами домашних хозяйств другим членам того же хозяйства, кроме услуг наемной оплачиваемой домашней прислуги. Таким образом, в границы производства в СНС включаются:

- производство всех товаров или услуг, предназначенных для продажи на рынке или другим способом передаваемых другим институциональным единицам;

- производство товаров, которые оставляются производителями для собственного конечного потребления или накопления;

- производство услуг для собственного конечного потребления, кроме домашних и личных услуг, производимых домашними хозяйствами для собственного потребления, но включая такие услуги, выполняемые оплачиваемой домашней прислугой и услуги по проживанию в собственном жилище.

Производство может быть рыночным и нерыночным. Если товары или услуги производятся для реализации на рынке по рыночным ценам, то есть по ценам, сложившимся на основании соотношения спроса и предложения, то такое производство является рыночным. Целью рыночного производства является получение прибыли производителем. Если товар или услуга реализуется бесплатно или по экономически необоснованным ценам, например, дешевые распродажи для ветеранов по "социально-ориентированным" ценам, то они являются нерыночными. В этом случае должен существовать кто-то, государство или некоммерческая организация, кто возместит непосредственному производителю затраты или разницу между социальными и рыночными ценами. Иногда товары распродаются по низким ценам из-за того, что на них нет спроса. Даже если эти цены и не покрывают реальных затрат производителя, такое производство следует считать рыночным, потому что в принципе эти товары были произведены для того, чтобы получить прибыль.

Товары - это физические предметы, на которые могут быть распространены права собственности. Необходимо, чтобы на товары был спрос, то есть чтобы кто-то хотел владеть ими. Права собственности на товары передается от одной институциональной единицы другой путем участия в экономических сделках, например, путем купли-продажи на рынке. Обмен правами собственности на товары является деятельностью, отдельной от собственно производства товаров. То есть товар может быть произведен, отправлен в запасы, а через некоторое время продан, обменен или потреблен непосредственно производителем. В этом заключается практически единственное значимое отличие товара от услуги. Услуга ока-

зывается и потребляется одновременно. Вообще услуга - это изменение состояния потребляющей единицы в результате действия производителей. Причем услуги, как правило, оказываются по требованию потребителей и с их согласия. Бывают исключения, которые касаются, в основном, так называемых коллективных услуг.

Услуги бывают индивидуальными и коллективными. Индивидуальные услуги потребляются отдельными институциональными единицами, например, домашними хозяйствами или предприятиями. Примером индивидуальной услуги являются нерыночные услуги здравоохранения и рыночные услуги бытового обслуживания или связи. Коллективные услуги оказываются обществу в целом или группе институциональных единиц. Например, это услуги науки или обороны. В некоторых ситуациях непосредственное согласие на оказание такой услуги от всех членов общества может отсутствовать. Коллективные услуги по поддержанию общественного порядка могут не одобрять жулики, но их никто не собирается спрашивать об этом. Существует определенный механизм принятия общественных решений, и именно он определяет в каких именно коллективных услугах нуждается общество в целом.

Вопрос об отражении в СНС незаконной деятельности довольно интересен сам по себе. В последующих лекциях мы специально остановимся на проблеме отражения в национальных счетах так называемой "теневой" или "скрытой" экономики. Сейчас отметим только, что согласно требованиям СНС-93 любая экономическая деятельность, то есть деятельность, основанная на эффективном рыночном спросе и на принципе добровольности, должна быть учтена в счетах, даже если эта деятельность незаконна. Это означает, что если клиент договорился с подпольным производителем оружия или наркотиков о цене и оба действуют не по принуждению, то мы должны учесть данное производство в ВВП несмотря на его незаконность. Никто пока определенно не может сказать, как это можно сделать, но для некоторых стран, таких как Колумбия, добавка к ВВП может оказаться очень существенной. Справедливости ради надо сказать, что никто, даже Колумбия, пока таких поправок к ВВП не делает.

Разобравшись таким образом с вопросом, что именно мы хотим наблюдать, следует определиться с тем, что следует считать единицей наблюдения. В СНС практикуется два подхода.

Первый подход основан на определении единого вида деятельности. Единица, занятая только одним видом деятельности, называется заведением. То есть, если завод реально производит грузовики, но, кроме них, еще холодильники, имеет собственную электростанцию, автобусное хозяйство для перевозки рабочих, подсобное сельскохозяйственное предприятие и детский садик, то такой завод следует условно разбить на соответствующее количество заведений, каждое из которых производит либо грузовики, либо холодильники, либо электроэнергию и т.д. Это означает, что и статистическая информация, получаемая от завода, должна быть разбита по заведениям. Заведения должны классифицироваться в соответствии с классификатором видов деятельности. Существует международный классификатор видов деятельности, так называемый 1Б1С, и увязанные с ним национальные классификаторы. Есть такой классификатор и в России, он называется ОКДП. Он разработан, принят, но реально пока действует не в полном объеме, потому что на практике очень сложно перейти к нему от старого классификатора - ОКОНХ. Старый же классификатор, мало того что никак не

8*

увязан с международными классификаторами и создавался в соответствии с требованиями БНХ, а не СНС, в нем вообще нет понятия видов деятельности. ОКОНХ - это общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства.

Следует различать понятия отрасль, или хозяйственная отрасль, и чистая отрасль, или, по-западному, вид деятельности.

Отрасль - это вполне советское понятие, объединяющее предприятия по основному виду деятельности. То есть отрасль "Автомобильная промышленность" объединяет заводы, основной вид продукции на которых относится к автомобилестроению. При этом холодильники и огурцы из собственной теплицы просто относятся к понятию прочая непрофильная продукция.

Чистая отрасль, или вид деятельности, - это в нашем примере собственно производство автомобилей. На практике чистые отрасли (виды деятельности) в статистическом моделировании используются редко. Это связано с техническими проблемами - чистую отрасль трудно выделить. Из значительных моделей можно вспомнить межотраслевой баланс, который строится в разрезе чистых отраслей. Чаще используются хозяйственные отрасли. То есть, когда мы читаем в статистическом сборнике, что в промышленности произведено столько-то продукции, на самом деле это означает, что столько продукции выпущено на предприятиях, которые считаются промышленными.

В советской статистике иногда применялась группировки по формам подчинения, или по министерствам. В этом случае в отрасль "автомобильная промышленность" попадали все предприятия, относящиеся к министерству автомобильной промышленности. Понятно, что к определенному виду деятельности это имело отдаленное отношение.

Институциональная единица может быть определена как экономическое лицо, способное самостоятельно владеть активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности в операциях с другими лицами. То есть институциональная единица - это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, внутри которой может быть сколько угодно заведений. Признаки институциональной единицы:

- владеет продуктами или активами, может обмениваться ими или передавать права собственности на них;

- способна принимать экономические решения и участвовать в экономической деятельности, за которую она непосредственно отвечает и отчитывается по закону;

- от собственного имени принимает на себя обязательства и заключает контракты;

- имеет набор счетов, либо для нее было бы возможным и разумным, как с экономической, так и с юридической точек зрения составить счета.

На практике существуют два основных типа институциональных единиц: домашние хозяйства или отдельные люди и юридические лица, чье существование и чьи права признаются независимо от людей или других юридических лиц, которые ими владеют.

Домашние хозяйства обычно состоят из нескольких человек, которые при этом не рассматриваются как отдельные институциональные единицы. Это может быть семья, или просто несколько человек, которые живут совместно, совместно же владеют имуществом и имеют общий бюджет. Родственные связи при этом не

играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по-отдельности. Конечно, домашние хозяйства не ведут счета, но это можно было бы сделать.

В качестве юридических лиц выступают корпорации (то есть объединенные предприятия), некоммерческие организации или государственные единицы. Такие предприятия или организации, как правило, самостоятельно принимают экономические решения, хотя самостоятельность может быть ограничена их владельцами, например, корпорации в конечном счете контролируются акционерами.

Некорпорированные предприятия принадлежат одному лицу или одной корпорации. Если предприятие на сто процентов принадлежит государству, оно также является некорпорированным. Если мелкое некорпорированное предприятие принадлежит домашнему хозяйству, то оно рассматривается как часть этого домашнего хозяйства. Используется еще понятие квазикорпорации, то есть некорпорированного предприятия, которое ведет себя так же как если бы оно было корпорацией. Все некорпорированные предприятия, расположенные в иных странах, чем их владельцы, являются квазикорпорациями.

Совокупность институциональных единиц, объединенных по однотипному экономическому поведению, составляет институциональный сектор. Выделяются пять секторов для внутренней экономики и сектор "Остальной мир". Внутреннюю экономику составляют следующие секторы:

- нефинансовых корпораций;

- финансовых корпораций;

- частных некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;

- государственных учреждений;

- домашних хозяйств.

Подробнее мы рассмотрим каждый из институциональных секторов в следующей лекции.

Введем понятие резидентности. Институциональная единица является резидентом страны, или, точнее, экономики, если центр ее экономических интересов расположен на экономической территории данной страны. Считается, что единица имеет где-либо центр экономического интереса, если она владеет на данной территории землей или недвижимостью, продолжительное время участвует или намерена продолжительное время участвовать в экономической деятельности.

Все члены домашнего хозяйства имеют то же резидентство, что и само домашнее хозяйство, хотя они могут проводить какое-то время за рубежом. Если они работают или живут за рубежом так долго, что приобретают там центр экономического интереса, они перестают быть членами своих первоначальных домашних хозяйств. Некорпорированные предприятия имеют то же резидентство, что и домашние хозяйства, к которым принадлежат их владельцы. Корпорации и некоммерческие организации являются резидентами той страны, в которой они юридически основаны и зарегистрированы. Если корпорация содержит производство, офис или отделение за рубежом в течение длительного времени без создания дочерней корпорации для этой цели, то такое отделение или производство рассматриваются как квазикорпорация - резидент той страны, где расположена. Дочерние корпорации и корпорации-учредители могут быть резидентами разных стран. Владельцы земли или недвижимости в какой-либо стране

всегда имеют центр экономического интереса в данной стране, даже если реально они и не участвуют здесь в экономической деятельности. Поэтому вся земля и все здания являются собственностью резидентов. В СНС условно принимается, что срок, необходимый для приобретения резидентства, равен одному году.

Понятие экономической территории не совпадает с понятием юридической территории. Например, если страна ведет добычу полезных ископаемых в международных водах, эта акватория относится к экономической территории данной страны. С другой стороны, военные базы, посольства и другие экстерриториальные анклавы иностранных государств не входят в экономическую территорию данной страны. Таким образом, резидентство не основано на юридических или национальных критериях.

Все экономические операции, отражаемые в системе, делятся на производственные, распределительные операции, операции потребления и накопления. В ходе осуществления этих операций институциональные единицы так или иначе обмениваются экономическими активами, то есть чем-либо, что обладает стоимостью. Стоимость переходит от одной единицы к другой и при этом может менять свой первоначальный вид. Таким образом, образуются потоки. Это могут быть потоки товаров и услуг, а могут быть чисто стоимостные потоки, или потоки финансовых активов, хотя на самом деле оба этих вида потоков могут быть тесно связаны между собой. Например, при продаже товаров на рынке материальные активы, то есть товары, обмениваются на деньги. Но часто потоки товаров и услуг не совпадают буквально со стоимостными потоками. Если речь идет о потоке товаров и услуг, то национальные счета отражают, каким образом данные товары и услуги проделывают путь от производителя к потребителю, или же остаются до поры до времени в запасах. Если отслеживается стоимостной поток, особый интерес представляет процесс распределения первичных и вторичных доходов, изменение финансовых активов. Может случиться, что производители товаров и услуг сидят без денег, тогда как другие единицы могут существовать, например, исключительно за счет доходов от собственности.

Поток может быть двусторонним, и может быть односторонним. Если поток двусторонний, то есть один актив меняется на другой, или взамен предоставления актива единица-контрагент принимает на себя определенные обязательства, такая операция называется трансакцией. Классический пример трансакции - операция купли-продажи.

Если поток односторонний, то есть передача активов не влечет за собой непосредственно принятия каких-либо обязательств и не увязана со встречной передачей других активов, то речь идет о трансферте. Пенсии, стипендии, гуманитарная помощь - это все трансферты, потому что это не плата за что-то, а простая односторонняя передача ценностей.

Активы могут быть финансовыми и нефинансовыми. Понятию финансового актива всегда противостоит понятие финансового обязательства. Финансовые активы - это как бы долги нам, то есть то, что мы можем на что-то обменять. Получается, что активы обладают определенной стоимостью, но при условии, что на них есть рыночный спрос, то есть существует кто-то еще, кто хотел бы эти активы иметь и кто готов был бы обменять их на собственные, принадлежащие ему активы. Обязательства - это наши долги. Если предприятие эмитирует ценные бумаги, то оно принимает на себя обязательство на сумму эмитированных бумаг, но сами ценные бумаги при этом являются финансовыми активами.

Нефинансовые активы бывают материальными и нематериальными, произведенными и непроизведенными. С материальными активами все более или менее ясно, а к нематериальным активам относятся знания, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, компьютерные программы, технологии и т.д. Произведенные активы - это то, что произвел человек, а непроизведенные - это то, что за нас произвела природа. Но, в любом случае, актив должен обладать определенной ценностью, им должен кто-то владеть и кто-то другой был бы хотя бы теоретически способен этот актив приобрести и желал бы сделать это. Например, лед в Антарктике не является ничьим активом, в то время как за кусочек льда в коктейле где-нибудь в ресторане с вас потребуют деньги.

При построении стоимостных моделей, таких как СНС, очень важно бывает однозначно определиться с принципами оценки. Как правило, для оценки выпуска продукции и услуг, а так же их потребления применяется рыночная цена. Очень важно определиться со временем оценки, потому что сам факт продажи, то есть момент передачи прав собственности на товар или момент оказания услуги, и факт оплаты могут различаться во времени. В расчет принимаются цены, которые существовали на момент покупки. Если платежи производятся раньше (в виде аванса) или позже факта покупки, продажа все равно фиксируется в момент передачи права собственности. Если при этом начисляются определенные проценты, то есть фактически выплачивается сумма большая, чем непосредственно причитается за данный товар, то разница рассматривается как плата за кредит, то есть операция разбивается как бы на две части: собственно продажа товара и оказание услуги по предоставлению кредита. Обе операции отражаются в счетах отдельно.

В СНС принято все операции фиксировать по начислению, а не по фактической выплате. То есть, например, в счетах показывается начисленная, а не фактически выплаченная заработная плата. Если на практике часть заработной платы не была выплачена, то дополнительно показывается возрастание финансовых обязательств государства или корпораций перед домашними хозяйствами.

Помимо понятия рыночной цены, то есть цены, по которой фактически совершается операция на рынке, в СНС используется понятие основной цены. Основная цена меньше рыночной на величину налогов на продукты, но больше на величину субсидий на продукты. Исключая влияние налогов и субсидий, основная цена позволяет как бы нивелировать субъективное влияние на стоимость товара. Например, рыночная цена проезда на городском транспорте была бы выше, если бы местные власти не субсидировали эту отрасль. Субсидии искусственно занижают вес отрасли в общем выпуске. С другой стороны, если производство какого-то отдельного продукта облагается дополнительным налогом, как производство алкоголя, например, удельный вес выпуска, оцененного в рыночных ценах, включающих налог на продукт, будет искусственно завышен. Применение основных цен позволяет избежать этих перекосов, поэтому используется при построении различных таблиц, где есть отраслевой разрез.

Вся продукция всех производственных процессов, которая не была продана, оценивается условно. Для этого СНС в качестве общей рекомендации предлагает использовать средние основные цены на аналогичные товары или услуги, продаваемые на рынке. Например, если предприятие производит часть продукции для собственного потребления, или часть заработной платы выдает своим работникам

продукцией, то в обоих случаях продукцию следует оценить по основной цене. Так же оценивается бартерная продукция.

Если для оценки нерыночного выпуска невозможно подобрать рыночный аналог, допускается оценка по фактическим текущим затратам на выпуск. Таким образом оценивается выпуск нерыночных услуг государственного сектора, например, государственного управления и обороны.

Все операции в счетах оцениваются в фактически действовавших средних ценах. Для исчисления показателей динамики используются так называемые сопоставимые цены. В качестве сопоставимых могут быть выбраны либо постоянные средние цены за какой-нибудь один период, например, данные за ряд лет можно пересчитать в постоянные цены 1990 г. и тогда их можно будет сравнивать между собой, либо каждый раз в качестве сопоставимых выбираются другие цены, например, предыдущего года, и тогда данные по годам можно сравнивать только попарно.

Все счета, включая счета сектора "Остальной мир", в СНС строятся только в национальной валюте. Для международных сопоставлений используются специальные процедуры пересчета в сопоставимую валюту.

В следующем номере журнала цикл лекций будет продолжен. Будут, в частности, рассмотрены вопросы построения показателей в разрезе институциональных секторов, общая конфигурация СНС, а также методология построения отдельных важнейших показателей системы.

* * *

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. System of National Accounts. 1993. CEC, IMF, OECD, UN, World

Bank.

2. Методологические положения no статистике. - M.: Госкомстат России, 1996.

3. Система национальных счетов - инструмент макроэкономического анализа. Под ред. Иванова Ю.Н. - М.: Финстатинформ, 1996.

4. Рябушкин Б.Т., Хоменко Т.А. Система национальных счетов. -М.: Финансы и статистика, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.