Коротченко Ю.И., Гербеева Л.Ю.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА
Для эффективного управления всеми видами и формами собственности на территории региона необходимо разработать систему мониторинга управления собственностью региона. Определено, что система мониторинга управления собственностью региона представляет собой открытую адаптивную управляемую динамическую систему, имеющую многоуровневую иерархическую структуру, что вызывает необходимость соблюдения определенных подходов к планированию ее функционирования и развития. Выявлено, что данная система позволит обеспечить защиту прав собственности и эффективность использования объектов собственности.
Ключевые слова: управление, собственность, экономика, регион, мониторинг, эффективность, социально-экономическое развитие
В настоящее время все чаще в центре внимания оказывается региональное хозяйство субъекта РФ в совокупности. Это обусловлено необходимостью решения многообразных задач социального, экономического и экологического развития территорий в условиях глобальной мировой интеграции [1]. Придание большого значения социальным и экологическим задачам обусловлено тем, что рост качества жизни населения, как показатель развития территории выходит на первое место по значимости, что требует от региональных органов власти совершенствования методов управления стабильностью социальноэкономического развития субъекта РФ в целом. Вопрос стабильности развития территорий наиболее остро решается уже в течение последних десяти лет в связи с повышением внимания человечества к проблемам экологии, удовлетворения потребностей ныне живущего населения, его благополучия и качества жизни. Многообразие факторов, влияющих на развитие регионального хозяйства и характеризующихся высокой динамичностью, определяет значимость такой характеристики, как «стабильность развития территорий», которая достигается посредством результативности управления собственностью региона [2].
Управление собственностью как подсистемы управления социально-экономическим
развитием региона в целом преследует цели управления соответствующие общим целям регионального развития. Основной такой целью является повышение уровня благосостояния регионального социума.
В настоящее время нормативно-правовые акты, предметом которых выступает управление региональной собственностью приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом имеются достаточно большие различия при формулировке целей управления собственностью региона. В большинстве случаев подобное упоминание отсутствует (Закон «Об управлении имуществом Ленинградской области», Закон «Об управлении государственной собственностью Омской области»). Чаще всего, на практике, в ряде региональных законов воспроизводятся положения федеральной концепции управления собственностью территории. Однако, можно выделить и оригинальные трактовки. Закон «Об управлении государственным имуществом Тверской области» гласит: «Целью управления государственным имуществом является улучшение социально - экономических условий жизни и деятельности населения Тверской области, а также создание условий, способствующих реализации регионом своего конституционно - правового статуса как субъекта РФ. Управление государственным имуществом позволяет наиболее
полно и эффективно его использовать, обеспечивая сохранность его основных свойств и качеств, а также его приращение».
Однако, управление собственностью региона вне зависимости от того, кому принадлежит эта собственность сводится к следующему:
- повышение конкурентоспособности региона как сферы деловой активности и среды обитания регионального социума;
- формирование разветвленной экономики с широким спектром профессий и квалификаций;
- создание развитой образовательной инфраструктуры и развитой индустрии сервиса;
- повышение инвестиционной активности в регионе;
- управление внешними эффектами;
- ограничение отрицательного влияния собственника на интересы других.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо создать эффективную систему управления собственностью региона. Для того, чтобы данная система сформировалась необходимо создать благоприятные экономические, политические, социальные условия развития различных форм и видов собственности, что позволит ускорить экономическое развитие и повысить экономический потенциал регион, а также обеспечить рост благосостояния населения и улучшить качество его жизни. Однако, подобная система нуждается в постоянном контроле [1].
Для этого необходимо, чтобы была создана система мониторинга управления собственностью региона (СМУСР), которая будет обеспечивать:
- повышение активности отношений собственности;
- эффективное использование объектов собственности;
- защиту прав собственности.
Формирование эффективной СМУСР должно осуществляться по следующим направлениям:
- развитие нормативно-правовой базы, направленной на регулирование отношений собственности согласно целям социально-экономического раз-вития субъекта РФ;
- оптимизация структуры региональных органов власти, компетенцией которых является управление объектами и отношениями собственности;
- обеспечение эффективного использования объектов региональной собственности.
С учетом перечисленных выше направлений формирования СМУСР, подчеркнем, что система управления собственностью в регионе, по нашему должна быть:
- открытой системой;
- динамической системой;
- управляемой системой [6].
При этом, для достижения вышеизложенного, следует отметить, что обязательно должен использоваться потенциал как программного, так и адаптивного управления.
Исходя из вышеизложенного, отметим, что СМУСР представляет собой открытую адаптивную управляемую динамическую систему, которая имеет многоуровневую иерархическую структуру, что вызывает необходимость соблюдения определенных подходов при планировании ее функционирова-ния и развития.
СМУСР должна стать основой реализации региональной политики, связанной с урегулированием развития отношений собственности, при этом она должна обладать определенным обеспечением ресурсного потенциала со стороны региона в целом. Постановка целей является необходимым условием успешного функционирования любой системы мониторинга управления, однако на практике проблеме выбора и обоснования целей уделяется недостаточно внимания. При обоснова-
нии целей мониторинга управления собственностью в регионе необходимо решить вопрос практической реализуемости. Находящиеся в распоряжении региона ресурсы ограничены, и распорядиться ими необходимо оптимально и эффективно [3].
При этом цели функционирования и развития СМУСР могут быть заданы в формате:
- определенного набора параметров, характеризующих СМУСР, которые должны быть достигнуты в процессе ее функционирования и развития;
- набора расчетных задач, решение которых обеспечивает СМУСР;
- качественного описания необходимого результата функционирования СМУСР.
Первый случай задания целей направлен на оценку соответствие варианта развития СМУСР своему целевому предназначению.
Во втором случае для подобных оценок необходим определенный инструмент, позволяющий сопоставить достигаемые количественные значения параметров СМУСР с уровнем решения поставленных расчётных задач.
Третий случай является наиболее сложным, т. к. требует предвари-тельного определения качественных критериев, позволяющих оценить степень соответствия варианта развития СМУСР поставленным целям. В процессе формирования СМУСР следует использовать все три формы задания целей.
Механизм формирования эффективной СМУСР предполагает, что будут определены ее основные компоненты и способы их взаимодействия, методы обеспечения достижения системой заданных целей [2].
В регионе можно конкретизировать виды управления, отражающие различные задачи и функции реализующих их субъектов:
- государственное управление, подразумевающее обеспечение целостности экономико-правового пространства развития отношений собственности в регионе;
- бизнес-управление, направленное на реализацию рыночного потенциала объектов и отношений собственности;
- самоуправление, обеспечивающее социальную стабильность через механизм участия населения и бизнес-субъектов в управлении собственностью.
Государственное управление подразумевает использование преимущественно административных методов, и экономических. Самоуправление предполагает использование инициативы собственников, которые лично используют объект управления [4].
СМУСР сможет обеспечить максимальный эффект от тех возможностей, которые имеют региональные органы власти при осуществлении ими воздействия на экономические и социальные процессы на территории субъекта РФ. К ним относятся:
- нормативно-правовое регулирование, предоставляемое федеральным законодательством;
- возможности собственной экономической базой;
- возможный потенциал перераспределения через региональные и местные бюджеты части создаваемого ВРП.
При этом, основная задача региональных органов власти будет состоять в том, чтобы, используя эти возможности, сформировать эффективную СМУСР, позволяющую обеспечить режим функционирования отношений собственности в регионе, создающий положительный потенциал всех типов, форм и видов собственности, а также их комбинаций в интересах достижения устойчивого развития региональной экономики посредством соблюдения социальных, правовых, политических и экологических ограничений.
В рамках формируемой СМУСР можно выделить основные направления регулирования отношений собственности в регионе:
- регулирование структуры собственности в разрезе отраслей;
- регулирование размещения объектов собственности в пространстве;
- регулирование землепользования;
- регулирование в сфере градостроительства.
Инструментами подобного регулирования будут:
- законодательство;
- бюджетные средства;
- налоги;
- региональная собственность.
Тогда, структурный состав СМУСР будут формировать две основные подсистемы - функциональная и обеспечивающая. При этом, каждая из них будет состоять из нескольких блоков.
Главным условием эффективного функционирования СМУСР будет являться наличие достоверной и своевременной информации обо всех процессах, которые протекают в рассматриваемой области. Для этого необходимо проведение постоянного мониторинга, который, в свою очередь будет предусматривать систематический сбор и обработку сведений о состоянии отношений и объектов собственности на территории конкретного субъекта РФ по определенным параметрам с целью выявления полной картины их функционирования и развития. Полученные данные мониторинга предполагается в дальнейшем предоставлять всем участникам отношений собственности для принятия ими объективных и своевременных решений. Для реализации функции СМУСР необходимо разработать:
- методологии мониторинга, которые позволят определить состав, структуру и способы отслеживания контрольных параметров функционирования отношений и объектов собственности в регионе;
- методики, направленные на установление количественных измерителей выбранных
параметров, обеспечивающие требуемую достоверность измерений.
В рамках функционирования СМУСР определенная роль будет отводиться оценке объектов собственности. Результаты оценки необходимы для совершения операций с объектами собственности региона. Кроме этого, результаты оценки позволят применять инновационные методы управления, в частности - метод управление стоимостью. Управление стоимостью подразумевает, что все стратегические цели, техника анализа и процесс управления позволят решить задачу максимизации стоимости, с учетом стратегических и текущих управленческих решений, направленных на улучшение ключевых показателей, которые влияют на стоимость [3].
Функция маркетинга также реализуется СМУСР в основном при управлении созданием и реализации объектов собственности через проведение исследования рынка. Маркетинг призван обеспечить исследования рыночных факторов, оказывающих влияние на стоимость и доходность самих объектов собственности; выявить характеристик объектов собственности, формирующих спрос на рынке; определить перечень услуг, связанных с управлением собственностью; определить рыночные цены, спланировать структуры объектов собственности и т.д.
Функция аудита в СМУСР направлена на проверку данных об объектах собственности с целью определения является ли достоверным отчетность по использованию объектов собственности их владельцами. Аудит в рамках СМУСР предусматривает:
- обеспечение целостности финансовой и управленческой отчетности;
-ревизию наличия и состояния активов собственника;
-оценку достижения целей управления собственностью.
Инвентаризация собственности направлена на установление ее текущего состояния и представляет собой совокупность количественного и качественного описания, позволяющего индивидуализировать объект собственности, в результате чего можно однозначно выделить его из других объектов. Полученные результаты инвентаризации в дальнейшем будут использоваться при совершении операций, которые требуют государственной регистрации прав собственности. Инвентаризация и последующая паспортизация направлены на:
- оценку потенциала государственной и иных форм собственности в ре-гионе;
- вовлечение государственной и иных форм собственности в регионе в хозяйственный оборот;
- обеспечение экономического роста региона;
- использование низколиквидных объектов государственной собственности;
- организацию нового бизнеса в регионе через вовлечение в оборот невостребованных объектов собственности;
- привлечение инвестиционных ресурсов.
Функция учета в СМУСР реализуется в
рамках составления реестра собственности региона. Данный реестр в дальнейшем будет использоваться всеми заинтересованными лицами с целью определения состава и структуры региональной собственности. Особенно эти данные будут востребованы региональными органами исполнительной власти, так как именно они отвечают за эффективность использования региональной собственности. Реестр региональной собственности представляет собой информационную систему, которая объединяет совокупность баз данных, основу которой составляют единые принципы: методологического и программно-технического, позволяющие классифицировать объекты учета и сведения о них.
В любой экономической системе проблема регулирования отношений собственности является основной. С экономической точки зрения, права собственности должны быть эффективны, т.е. они должны свободно продаваться и покупаться. Регулирование отношений собственности в регионе должно обеспечивать повышение эффективности использования активов, расширение количества экономических субъектов, участвующих в сделках, обеспечение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, формирование эффективных собственников, постоянное увеличение доходов регионального бюджета посредством эффективного использования субфедеральной собственности и поступлений в виде налогов и платежей от других собственников [5].
Достижение стабильных темпов развития регионального хозяйства - стратегическая задача, которая должна быть отражена в документах, программах, концепциях, как на уровне региона с учетом специфики его развития, так и на уровне страны - являясь общими для всех субъектов РФ. Существующие в настоящее время стратегии развития регионов не имеют методического обеспечения, что сказывается на отсутствие возможности управления региональным хозяйством с целью достижения роста качества жизни населения административно - территориального образования. Таким образом, возникает потребность в принятии организационно-управленческих решений, направленных на регулирование стабильности социально-экономического развития административно - территориальных образований.
Для каждого региона в рамках управления региональным хозяйством, главная роль отводится управлению собственностью. Именно для эффективного управления всеми видами и формами собственности на территории региона и необходима СМУСР.
22.01.2014
Список литературы:
1. Буреш О.В., Прядкина, Н.Н., Теоретические аспекты управления экономикой региона / О.В. Буреш, Н.Н. Прядкина // Вестник Оренбургского Государственного Университета.- 2011. -2 том. - №13 (132). - С. 99-104.
2. Буреш О.В., Исхакова А.Ф., Государственное управление экономикой региона / О.В. Буреш, А.Ф. Исхакова // Российское предпринимательство. - 2012. № 24. - С. 222-228.
3. Буреш О.В., Гербеева Л.Ю., Бекбергенева Д.Е., Управленческие аспекты трансформации отношений собственности в период рыночных преобразований / О.В. Буреш, Л.Ю. Гербеева, Д.Е. Бекбергенева // Экономические науки. 2010. № 63. С. 232-236.
4. Гербеева, Л.Ю., Коротченко, Ю.И., Роль института собственности в национальной экономике / Гербеева Л.Ю., Коротченко Ю.И. //Вестник Оренбургского государственного университета.- 2012. № 13. С. 79-83.
5. Михеев А.А. Управление собственностью в экономической системе региона: Монография - СПб.: СПбГИЭУ, 2008. -231с.
6. Gеrbееvа L.Уu., КогейсЬепко УиЛ.,ЕйесЙуе аррИса!юп об^юпа! ргореЛу / L.Уu., Gеrbееvа, УиЛ.КогейсЬепко // Есопоткз,
о^аш2айоп аndmаnаgеmеnt о! е^егрпзез, т^зШез сотр1ехезттагке! соМШош: mеthоds, тесЬашзтз, 1ооЬ
ап^есЬпок^ез Еd. В.1. Воуап^зеу. Кпоу, 2013. С. 117-122.
Сведения об авторах:
Коротченко Юрий Иванович, старший преподаватель кафедры систем автоматизации производства
Оренбургского государственного университета Гербеева Людмила Юрьевна, заведующий кафедрой управления бизнесом Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6303, е-таіі: [email protected]